Научная статья на тему 'Общественное участие: теоретико-методологические проблемы интерпретации'

Общественное участие: теоретико-методологические проблемы интерпретации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скалабан И. А.

Статья поднимает проблему изучения феномена общественного участия, предлагает интерпретацию данных терминов в контексте социальноконструктивистского подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of studying the phenomenon of public and social participation, offers an interpretation of these terms in the context of socio-constructivist approach.

Текст научной работы на тему «Общественное участие: теоретико-методологические проблемы интерпретации»

ставление о делинквентной культуре как социальном явлении, проследить социальные факторы, определяющие содержание делинквентной культуры, социальные условия, способствующие её распространению в обществе, функции и социальные последствия.

Литература

1. Анисимков В. М. Россия в зеркале уголовных традиций тюрьмы. - СПб. : Юридический центр, 2003. - С. 8.

2. Антонян Ю. М. Тюремная субкультура и нейтрализация её негативных проявлений // Государство и право. - 1996. - № 10. - С. 72-79.

3. Юдин Б. Г. Субкультура закрытых коллективов как объект научного исследования: методологические замечания // Философские науки. - №6. - 2008. - С. 5-11.

4. Лунёв В. В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социологические исследования. - 1996. №7. - С. 95.

5. Касьянов В. В., Нечипуренко В. Н. Социология права. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 480 с.

6. Александров Ю. К. Очерки криминальной субкультуры. - Онлайн Библиио-тека http://www.koob.ru. (дата обращения: 01.02.2010).

7. Пирожков В. Ф. Законы преступного мира молодёжи (криминальная субкультура). - Тверь, 1994. - http://www.litru.ru/?book=89475&description=1. (дата обращения 26.11.2009).

8. Сидоров А. А. Жиганы, уркаганы, блатари. Подлинная история воровского братства. 1917-1940 гг. / А. А. Сидоров. - М. : Эксмо, 2005. - 384 с.

9. Рожаева Е. Бутырка. - М. : Эксмо. - 2008. - 352 с.

10. Болковский А. Л. Екатеринбурский централ. - М. : Эксмо. - 2008. - 320 с.

11. Крестовый Ф. Как выжить в зоне. Советы бывалого арестанта. - М. : АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2009

12. Кудин А. В. Как выжить в тюрьме. - СПб. : Амфора, 2005. - 318 с.

13. Дёмочка В. Строгий режим. - М. : АСТ : Зебра Е. - 2008

ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Скалабан И.А., канд. истор. наук, доцент Новосибирский государственный технический университет г. Новосибирск, Россия

Статья поднимает проблему изучения феномена общественного участия, предлагает интерпретацию данных терминов в контексте социально-конструктивистского подхода.

The article raises the problem of studying the phenomenon of public and social participation, offers an interpretation of these terms in the context of socio-constructivist approach.

В современном обществе уровень и качественные характеристики участия характеризуют степень интеграции и взаимодействия в социуме. По мнению многих исследователей, сегодня в мире наблюдается «социальная революция участия», вызванная резким возрастанием социальной активности образованного населения, за счет широкого распространения интернет сетей. Они обеспечивают легкость создания новых сообществ, высказывания и продвижения собственного мнения. Но, нарастающая 216

активность по участию в решении относительно актуальных социальных проблем не может существовать только в виртуальном пространстве и выплескивается в реальную жизнь различными проявлениями протестной активности, неожиданными формами общественного контроля, возникновением политико-, социально- культурно-ориентированных сообществ разной степени формализации.

В условиях изменения динамики участия, необходимости принятия социально одобряемых управленческих решений, феномен общественного участия стал предметом изучения не только социологов, но охватывает широкий спектр предметных областей, в том числе политики, экономики, архитектуры, планирования и пр. Высокий социальный запрос на общественное участие в постиндустиальном обществе обусловил необходимость интерпретации и концептуализации данного явления в социологии, политологии, теории управления, что, в свою очередь, обусловило качественное разнообразие различных подходов и теорий, интерпретирующих данное явление.

Только в последние десятилетия общественное участие рассматривалось в контексте теорий гражданского общества, теорий демократии (С. Верба), социальных сетей, рационального выбора (Дж. С. Коулмен), социального капитала (П. Бурдье, Дж. Патнем), теории коммуникативного действия (Ю. Хабермас), необихевиоризма и поведенческих теорий (Х. Маклоски), теорий социальной идентичности (А. Кемпбел), теории коллективного действия (Г.Блумер) и пр.

Изучение феномена участия и характеристика различных его видов: политического, гражданского, общественного в контексте теорий демократии и гражданского общества является, пожалуй, одной из наиболее последовательных традиций в западной традиции, и, фактически единственным подходом к понимаю феномена «общественного участия», активно используемом в российской исследовательской практике. Чаще всего российские исследователи гражданского общества изучают участие как способ взаимодействия общественных групп, политических партий и государства, ограничивая его рамками формализованных структур и институционально, а часто и легитимно, закрепленных практик. Такой подход, создавая возможности для глубокой проработки взаимодействий государственных институтов и институтов гражданского общества, ограничивает предметное поле возможных исследований и саму сущность данного понятия социально-политической сферой.

В последние годы в западной исследовательской практике общественное участие все чаще интерпретируется не только как самостоятельный вид участия, но и как обобщенное понятие. В этом случае, оно включает в себя де факто предметное поле, традиционно относимое к гражданскому и социальному участию. В первом случае - это действия направленные на удовлетворение общественных интересов за счет участия граждан в процессе планирования и принятия решений совместно с органами власти, гражданском контроле за их исполнением, то есть перераспределение власти, «вовлечение управляемых в управление» [1, С. 172]. Во втором - это действия направленные на удовлетворение общественных интересов отдельных индивидов и групп в повседневной жизни, «в пространстве для деятельности, не заполненном государством и рынком» [2, С.5], через участие в деятельности различных местных ассоциаций и неформальных групп, поддержание традиций, оказание взаимной помощи, поддержку местных социальных учреждений и организаций и пр. [3, С.4-5]. Будучи «ситуативной практикой», реализуемой в территориальном и социальном пространстве с присущими политическими, социальными, культурными и историческими особенностями [4, С.51], участие обладает определенным потенциалом. Под ним понимается обобщенная характеристика скрытых, не актуализированных возможностей и ресурсов населения, которые могут использоваться для вовлечения и участия в решении социально значимых проблем.

Такая социально-пространственная широта проблемного поля общественного участия, затрудняет его всесторонний анализ только через политическую теорию гражданского общества, объективно сужая его предметное содержание.

Поскольку характер и направленность участия индивида, в значительной мере, определяется его уникальным субъективно-личностным пониманием окружающего социального мира, и, одновременно, наличием институционально устойчивых структур, перспективным для анализа данного явления представляется социально-конструктивисткий подход в силу его интегративного характера и возможности совмещения субъективисткого и объективистского подходов к анализу социальных явлений.

В соответствии с основными постулатами социального конструктивизма, общественные отношения, выраженные в нормах, конституциях, власти, культурных традициях и др. являются конструктами «интерсубъективных» верований, разделяемых идей и мнений. И хотя люди посредством социального действия добиваются реализации определенных интересов и целей, последние не берутся в качестве само собой разумеющихся исходных оснований деятельности, а также являются социальными конструктами. С точки зрения П. Бергмана и Т. Лукмана, факторы человеческого сознания являются значимым элементом формирования интересов и направленности общественной деятельности в целом. Люди соглашаются считать то или иное ценным в результате серии коммуникативных и социальных практик. [5]

В данном контексте, участие можно рассматривать как разновидность интерсубъективного действия, ориентированного на сотрудничество с индивидами, отдельными формализованными или неформализованными группами в соответствии с интересами субъекта, но, при этом, сам процесс участия становится механизмом социального конструирования, создания норм, повторяющихся практик, институционализации.

Анализируя социальные механизмы совместной деятельности по решению социальных проблем, в научной литературе категорию «участие», часто используют в качестве синонима категории «вовлечение». Представляется, что это не совсем корректно. Ключевым различием данных понятий является проблема субъекта и направленности действия. Вовлечение есть целенаправленное и однонаправленное действие на субъекта участия, по включению последнего в определенный вид деятельности. В отличие от вовлечения, не предполагающего непременную рациональность действий вовлекаемого субъекта, участие всегда интенционально, хотя и не обязательно целера-ционально.

Рассматривая общественное участие как вид социальной повторяющейся, то есть институциональной, практики, можно определить его как процесс, действие, которое соединяет личность, группу со сложившейся институциональной средой.

В этом плане. общественное участие представляет собой институционализированную непосредственную или опосредованную деятельность индивидов в группах, организациях по решению задач, осознаваемых субъектами как социально значимые.

Социальные связи С оцнальная с олнл арно:: I Социальные институты

Удовлетворение интересов субъектов, решение поставленной с оинальнсй по ооле:мы

Соцнальноеловерне

Социокультурные нормы, правила

С оцнальнын контр ель

Схема. Структурно-динамическая модель участия (на основе социально-конструктивистского подхода)

Но, если потребность в участии можно рассматривать как имманентно присущую человеку потребность, то общественное участие представляет собой социальный конструкт, формирующийся на основе интерсубъективных идей, интересов, норм и мнений. Поэтому общественное участие и реализовано может быть, в случае, если индивид, группа идентифицируют свои интересы и цели как социально значимые.

Институционализация участия может осуществляться на уровне неформальных практик (неформальное участие) через их типизацию (хабитуализацию), закрепляясь в определенных ценностях, нормах, традициях взаимодействияотдельных социальных или социально-территориальных групп. В таком случае, самым низким уровнем легитимации участия является неформальная воспроизводимая социальная помощь, индивидуальная или коллективная.

В определенных условиях данный процесс может подкрепляться процессами ассоциирования, переводя участие из сферы неформализованных практик в сферу формализованных, проявляясь в создании определенных объединений, организаций, движений и партий.

Исходя из этого, общественное участие может иметь два основных вектора направленности:

Вертикальное (гражданское, политическое участие) направленно на удовлетворение общественных интересов за счет участия граждан в процессе планирования и принятия решений совместно с органами власти, гражданский контроль за их исполнением.

Горизонтальное (социальное участие) - направлено на удовлетворение общественных интересов отдельных индивидов и групп в повседневной жизни, «в пространстве для деятельности, не заполненном государством и рынком».

3

3

вертикальное участие:

формализованные инсшпиион альные структуры^ практики

горизонтальное л ч,зп ш-:

объединения и практики

н еформали зов анные: слабо формали зовалные

Схема 2. Взаимосвязь между горизонтальным и вертикальным уровнями общественного участия

Однако необходимо отметить, что выделение этих видов участия как самостоятельных, не отрицает их взаимозависимости и динамического взаимодействия. Одни виды участия при определенных обстоятельствах могут перетекать в другие. [6]. Важно при этом учитывать, что сам запуск процесса институционализации общественного участия, его институциональная устойчивость зависит не только от инициирующих данный процесс индивидов и групп, но и от протекающих макропроцессов: сложившейся институциональной системы, конкретно-исторического и социокультурного контекста.

Литература

1. Холмская М.Р. Политическое участие как объект исследования. Обзор отечественной литературы. // Полис. -1999. -№ 3. - С. 170-176.

2. Carnegie UK Trust: The shape of civil society to come: report from the Inquiry into the Future of Civil Society in the UK and Ireland. - London: CarnegieUK Trust, 2007.

3. Hewton K., Giebler H. Patterns of Participation: Political and Social Participation in 22 Nations // Discussion Paper. SP. IV. - Berlin, 2008.

4. Cornwall A. Locating citizen participation. // IDS Bulletin. - 2002. - 33 (2). -pp. 49-58.

5. Бергман, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергман, Т.Лукман. - М.: Akademia-Центр, 1995.

6. Melucci, A. (1996) Challenging Codes: Collective Action in the Information Age. Cambridge: Cambridge University Press.

СПЕЦИФИКА ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕССЕ

Соколова Е.А., канд. филол. наук, доцент Шадринский государственный педагогический институт г. Шадринск, Россия

Статья посвящена рассмотрению некоторых особенностей функционирования гендерных стереотипов как особой группы стереотипов, бытующих в массовом сознании и понимаемых как упрощенное устойчивое представление о моделях поведения и чертах характера, соответствующее понятиям «мужчина» и «женщина», их социальным ролям и функциям. В качестве материала используются публикации провинциальных периодических изданий, выступающих как часть обширных средств массовой коммуникации и формирующих общественное мнение. Акцентируется внимание на то, что комплекс стереотипных образов в региональной прессе выступает, с одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.