Право
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2016, № 2, с. 133-136
133
УДК 316
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ПОЛИЦИИ: К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОВЕРИЯ К ПОЛИЦИИ В РОССИИ
© 2016 г. В.А. Ильченко
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород
ilchenko2007@yandex.ru
Поступила в редакцию 01.03.2016
Рассматривается общественное мнение граждан как один из основных признаков официальной оценки деятельности полиции. В частности, проанализированы данные ВЦИОМ об оценке российским обществом деятельности сотрудников полиции. На основании этого приводится опыт работы Общественного совета ГУ МВД России по Нижегородской области в 2013 г. и 2015 г., связанный с активизацией сотрудничества со СМИ.
Ключевые слова: гражданское общество, общественное доверие, полиция, общественное мнение, средства массовой информации.
Федеральный закон «О полиции», принятый Государственной думой 28 января 2011 г., закрепляет в статье 9 общественное доверие и поддержку граждан [1]. Поддержка граждан в отношении полиции - ключевой признак развитого гражданского общества.
Общественное мнение как один из важнейших критериев официальной оценки деятельности полиции закреплено в п. 6 ст. 9 Федерального закона «О полиции». При этом в качестве субъекта общественного мнения могут выступать общности различного уровня - от всего населения страны до отдельных социальных общностей, выделяемых по социально-профессиональным, социально-демографическим, территориальным и этнонациональным признакам. МВД России обязано проводить мониторинг общественного мнения. Закон не запрещает привлекать для этого организации, специализирующиеся на такого рода исследованиях (ВЦИОМ и Фонд общественного мнения) [2].
После распада Советского Союза увеличилось число уголовно наказуемых деяний и совершаемых преступлений, таких как мошенничество, рэкет и др. Сложилась ситуация, когда именно на милицию прежде всего было направлено недовольство граждан. Даже после стабилизации обстановки доверие к милиции с трудом восстанавливалось. Необходимо отметить, что в это время средства массовой информации не всегда были справедливы по отношению к работникам правоохранительных органов: пресса оказалась «перегружена» материалами, которые способствовали дискредитации милиции. Негативная оценка работы милиции, как полагают Т.М. Бормотова и А.В. Меркурьев, во многом «объясняется соответствующим влия-
нием средств массовой информации», в результате которого в общественном мнении формируется отрицательное отношение к органам внутренних дел» [3].
В этих условиях, а также в связи с изменениями в обществе встал вопрос о необходимости обращения к мировым стандартам и переименовании милиции в полицию.
Термин «полиция» в широком смысле слова значительно более ёмкий, чем «милиция». Необходимо подчеркнуть, что полиция в России досоветского периода имела более широкие функции. «Учреждение МВД специализировало правоохранительную функцию, при этом помимо нее ведомство курировало широкий круг вопросов по центральному администрированию, несоразмерно больший, чем выполняет МВД России» [4].
В Законе «О полиции», принятом в 2011 году, была выделена идея гуманизации форм и методов работы полиции. Закрепив на конституционном уровне принципы построения демократического правового государства, присоединившись к ряду международных конвенций в области защиты прав и свобод человека и гражданина, Россия продолжила демократизацию правоохранительной деятельности. Эти изменения получили адекватное отражение в законодательстве, определяющем цели, основные направления и принципы работы полиции, её права и обязанности.
Для того чтобы общество в целом объективно оценивало деятельность полиции, необходимо завоевать доверие, а впоследствии и уважение.
Доверие - это отношение, которое формируется посредством неоднократного взаимодейст-
Таблица 1
Доверяете ли Вы сотрудникам полиции нашего региона или нет? (закрытый вопрос, один ответ)
2005 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г.
Определенно доверяю 8 6 3 3 7 14
Скорее доверяю 29 32 29 32 39 32
Скорее не доверяю 39 35 37 40 34 23
Определенно не доверяю 18 18 21 21 11 23
Затрудняюсь ответить 5 10 11 5 9 8
Таблица 2
Как Вы в целом оцениваете работу полиции в нашем регионе? (закрытый вопрос, один ответ)
2005 г. 2009 г. 2013 г. 2015 г.
Очень хорошо 2 1 3 2
Хорошо 11 13 18 23
Средне 49 50 52 46
Плохо 27 21 18 15
Очень плохо 6 6 3 5
Затрудняюсь ответить 5 10 6 9
вия, складывающегося из отдельных решений и поступков. Необходимо помнить и учитывать, что доверие формирует не результат, а принцип. Беспристрастность, точное следование нормам закона, принципиальность, равный подход - основные составляющие доверия населения.
Уважение является самой высшей оценкой действий полиции, идеальным взаимодействием населения и правоохранительных органов. «Когда общество начинает с уважением говорить о профессии полицейского, можно смело констатировать, что в этой области у нас нет серьезных проблем» - полагает уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин [5].
Степень доверия - первичный фактор для долговременной взаимосвязи граждан с полицией. «Доверие означает, что оба взаимодействующих субъекта имеют сходные (соответствующие) признаки: относятся к себе и друг к другу как к равноценным партнерам, т.е. каждый из них в равной мере доверяет себе и другому. В этом случае можно говорить об идеальной модели взаимодействия, ибо это способствует возникновению подлинно диалогического общения» [6].
На сегодняшний момент времени общественное мнение является одним из основных признаков официальной оценки деятельности полиции. Можно воспользоваться данными Всероссийского центра изучения общественного мнения. 8 ноября 2013 года и 9 ноября 2015 года ВЦИОМ представлял данные о том, как российское общество оценивает деятельность сотрудников полиции в своем регионе и насколько склонно им доверять.
Всероссийским центром был проведен опрос в период с 12 по 13 октября 2013 года. В опросе приняло участие 1600 человек в 130 населенных пунктах 42 областей, краев и республик России.
По сравнению с 2005-2010 годами уровень доверия к работникам полиции в России вырос: так, доля тех, кто доверяет стражам порядка в своем регионе, увеличилась за три года с 40 до 46%. В 2013 году наибольшее доверие к сотрудникам полиции испытывают жители сел (56%). Это объясняется меньшим количеством проживающих в селах. Поэтому у работников полиции есть большая возможность быть рядом с населением, ближе общаться с гражданами.
Многие россияне ставят работе полиции своего региона среднюю оценку (52%). В основном это жители крупных городов (62%), молодежь (59%) [7].
В 2015 году, как и в 2013 году, уровень доверия к сотрудникам полиции остался на прежнем уровне - 46%. Ответы жителей Москвы и Санкт-Петербурга, средних городов и сел почти не отличаются от средневыборочного значения (47%, 46% и 46%, соответственно).
В то же время процент недоверия сохраняется, он выражен одними и теми же цифрами, как и два года назад - 46%. Это объясняется прежде всего тем, что не все граждане непосредственно сталкивались с положительной работой сотрудников полиции, их ежедневной, непростой работой. Героические же поступки работников полиции не всегда становятся известны широкому кругу населения, несмотря на постоянное освещение в средствах массовой информации.
Работу полиции четверть наших граждан, т.е. 25%, оценивают «хорошо»/«очень хорошо», что является положительным результатом. За десять лет проценты увеличились в два раза -с 13% в 2005 году до 25% в 2015 году. Обычно высокую оценку дают те граждане, которые обращались с серьезными заявлениями и получили профессиональную, квалифицированную помощь со стороны сотрудников полиции.
Общественное мнение о полиции
135
Таблица 3
Хотели бы Вы или нет, чтобы Ваши дети работали в полиции? (закрытый вопрос, один ответ)
1990 г. 2015 г.
Скорее да 8 20
Скорее нет 69 71
Затрудняюсь ответить 23 9
Следующие данные подтверждают, что в 1990 году каждый десятый из опрошенных (8%) хотел, чтобы их ребенок работал в полиции, а в 2015 году уже каждый пятый - 20%. Увеличение доли положительных оценок отмечается на фоне сокращения доли «не определившихся» с ответом (с 23% до 9%). При этом большинство наших сограждан все-таки не желали бы детям карьеры полицейского (69% в 1990 г. и 71% в 2015 г.) [8]. Это объясняется тем, что родители не хотят, чтобы дети связывали будущее с опасной для здоровья и жизни профессией, поскольку работа в органах внутренних дел - это служба и нелегкая и небезопасная.
Важным событием стало создание Общественного совета при МВД России, способствующего укреплению взаимодействия полиции с гражданским обществом. Подобные структуры возникли и при территориальных органах внутренних дел. На них, согласно положениям Закона «О полиции», возлагается общественный контроль. «В этом, - по справедливому мнению Д.А. Смирнова, - есть залог действительно партнерских отношений с гражданским обществом» [9].
Так, например, мероприятия, проводимые при содействии членов Общественного совета при ГУ МВД России по Нижегородской области в 2013 году, получили широкое освещение в районных средствах массовой информации. Размещено 943 материала о проведенной общественниками работе по укреплению имиджа полицейских Нижегородской области и контролю над полицейскими ведомствами: 282 печатных материала, 196 видео- и 134 радиорепортажа, 331 информация на новостных лентах информагентств. Все они отражают деятельность Общественных советов при органах внутренних дел региона.
В 2015 году в средствах массовой информации было размещено уже 6275 материалов о проведенной общественниками работе по укреплению имиджа полицейских Нижегородской области и контролю над полицейскими ведомствами: 1982 печатных материала, 1264 видео- и 1161 радиорепортаж, 1424 информационных сообщения на новостных лентах информагентств. Все они полно и разносторонне освещают работу полицейских [10]. Активное сотрудничество Общественного совета при
ГУ МВД России по Нижегородской области со СМИ способствует развитию отношений полиции с обществом.
Таким образом, констатируя в целом повышение доверия граждан России к полиции, постепенно формирующееся и закрепляющееся уважение граждан к работе полицейских, можно утверждать, что осуществляется постоянная и целенаправленная работа по укреплению имиджа полицейских. Созданию положительного мнения о работе полиции во многом способствует освещение повседневной деятельности сотрудников в средствах массовой информации. Результаты ВЦИОМ наглядно продемонстрировали процесс увеличения доверия к полиции. Однако для того чтобы уровень доверия возрастал, необходима дальнейшая работа по исполнению полицейскими своих должностных обязанностей, а также и работа с обществом в целом - через общественные советы и различные другие формирования.
Список литературы
1. Федеральный закон «О полиции». М.: Проспект, 2015. С. 6.
2. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный) / Под общ. ред. проф. В.И. Чернышова и к.ю.н. Д.Н. Архипова. 2-е изд. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. С. 37.
3. Бормотова Т.М., Меркурьев А.В. Доверие между органами внутренних дел и населением как фактор успеха нового института современной государственной правоохранительной системы // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: состояние и перспективы: Материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции (г. Москва, 8 декабря 2011 г.). М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. С. 47.
4. Небратенко Г.Г. Становление службы правопорядка на территории Донского казачьего войска (середина XVIII - начало XX в.) // Государство и право. 2003. № 5. С. 22.
5. Лукин В.П. Рецепт доверия // Полиция России. 2012. № 12. С. 10.
6. Римский А.Л. Обеспечение общественного доверия и поддержки гражданами деятельности органов внутренних дел // Общественное мнение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: состояние и перспективы: Материалы Всероссийской м ежведомственной научно-практической конферен-
ции (г. Москва, 8 декабря 2011 г.). М.: ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2012. С. 32.
7. http://www. orelcity.ru/vlast-i-obshhestvo/сЫю-dumayut-rossiyane-o-sobstvennoi-strane (дата обращения: 16.02.2016).
8. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115453 (дата обращения: 16.02.2016).
9. Смирнов Д.А. Российское государство и полицейская реформа: историко-правовое исследование: Монография. М.: Альфа-М, 2013. С. 12.
10. Информация об изучении деятельности Общественного совета при ГУ МВД России по Нижегородской области. По материалам ГУ МВД России по Нижегородской области за 2013-2015 годы.
PUBLIC OPINION REGARDING THE POLICE: THE PROBLEM OF DEVELOPING PUBLIC CONFIDENCE IN THE POLICE IN RUSSIA
V.A Ilchenko
In this article, public opinion of citizens is considered as one of the main features of formal assessment of police performance. In particular, we analyze the data of the Russian Public Opinion Research Center on the Russian society's assessment of police activities. In this connection, we discuss the experience of the Public Council of State Ministry of Internal Affairs of Russia in the Nizhni Novgorod region during 2013-2015 in the field of cooperation with the media.
Keywords: civil society, public confidence, police, public opinion, mass media.
Referenes
1. Federal'nyj zakon «O policii». M.: Prospekt, 2015. S. 6.
2. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O policii» (postatejnyj) / Pod obshch. red. prof. V.I. Chernyshova i k.yu.n. D.N. Arhipova. 2-e izd. M.: RIOR: INFRA-M, 2014. S. 37.
3. Bormotova T.M., Merkur'ev A.V. Doverie mezhdu organami vnutrennih del i naseleniem kak faktor uspekha novogo instituta sovremennoj gosudarstvennoj pravoohra-nitel'noj sistemy // Obshchestvennoe mnenie o deya-tel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: sos-toyanie i perspektivy: Materialy Vserossijskoj mezhve-domstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 8 dekabrya 2011 g.). M.: FGKU «VNII MVD Rossii», 2012. S. 47.
4. Nebratenko G.G. Stanovlenie sluzhby pravopo-ryadka na territorii Donskogo kazach'ego vojska (seredi-na XVIII - nachalo XX v.) // Gosudarstvo i pravo. 2003. № 5. S. 22.
5. Lukin V.P. Recept doveriya // Policiya Rossii. 2012. № 12. S. 10.
6. Rimskij A.L. Obespechenie obshchestvennogo doveriya i podderzhki grazhdanami deyatel'nosti organov vnutrennih del // Obshchestvennoe mnenie o deyatel'nosti organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii: sostoyanie i perspektivy: Materialy Vserossijskoj mezhvedomstvennoj nauchno-prakticheskoj konferencii (g. Moskva, 8 dekabrya 2011 g.). M.: FGKU «VNII MVD Rossii», 2012. S. 32.
7. http://www.orelcity.ru/vlast-i-obshhestvo/chto-d umayut-rossiyane-o-sobstvennoi-strane (data obrash-cheniya: 16.02.2016).
8. http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115453 (data obrashcheniya: 16.02.2016).
9. Smirnov D.A. Rossijskoe gosudarstvo i policejs-kaya reforma: istoriko-pravovoe issledovanie: Monogra-fiya. M.: Al'fa-M, 2013. S. 12.
10. Informaciya ob izuchenii deyatel'nosti Obshchest-vennogo soveta pri GU MVD Rossii po Nizhegorodskoj oblasti. Po materialam GU MVD Rossii po Nizhegorods-koj oblasti za 2013-2015 gody.