-авторитарный, исключающий взаимодействие и сотрудничество стиль воспитания, вызывающий, как правило, протест, сопротивление молодых людей;
-нарушение координации, взаимосвязи и преемственности между основными звеньями системы воспитания - семьей, общеобразовательной школой, вузами и т.д.;
- преобладание негативного материала в средствах массовой информации;
- недостаточный уровень методического мастерства преподавателей..
■п і . J:'
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Канд. юрид. наук С.А. Тимко
' Омская академия М ВД России
Важность изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, пожалуй, сегодня ни у кого не вызывает сомнений. В целях адекватной оценки работы сотрудников милиции необходимо проанализировать отношение к ним тех, кого они защищают. Нужно признать, что традиционный анализ деятельности правоохранительных органов не отвечает требованиям всесторонности и объективности. Велика доля латентных преступлений, в том числе ставших таковыми rib причине отказа в приеме и регистрации заявления о преступлении. Искусственно завышается процент раскрываемости. Профилактические и предупредительные мероприятия проводятся нередко чисто формально, а то и вообще лишь на бумаге. Поэтому “для объективности выводов об эффективности деятельности органов внутренних дел в систему оценки, помимо критериев и показателей, характеризующих их деятельность с внутриведомственных позиций, включены результаты опросов общественного мнения” (4,14).
Направления изучения мнения общественности о деятельности милиции должны быть обусловлены в первую очередь возможностями последующего использования результатов исследования. В рамках Омского региона к числу таких возможностей могут быть отнесены кадровые, организационноуправленческие и частично материально-технические. Поэтому для нас важны не только и не столько положительные оценки, но и отрицательные, указывающие на недостатки, проблемы в работе. Критическая информация на самом деле несет в себе богатый конструктивный материал. Кроме того, постановка открытых вопросов дает возможность получить от граждан рекомендации, пожелания по совершенствованию правоохранительной деятельности. Учет этих предложений позволит более качественно построить профилактическую работу, деятельность по раскрытию и расследованию преступлений, а также контроль за работой сотрудников правоохранительных органов.
Преобладание негативных эмоций в отношении к органам внутренних дел давно уже для России не ново. Проводимые из года в год опросы общественного мнения свидетельствуют о весьма низком уровне доверия граждан правоохранительным органам. Так, например, работу милиции в Омском регионе как вполне удовлетворительную оценили в 1993 г. 13% респондентов, в 1996 г. -* 24%. Исследования последних лет явились менее категоричными. Негатив прослеживался в 2000 г. у 37% опрошенных, в 2002 г. - у 32%*. В 1999 г. свыше 70% респондентов указали на то, что от милиции можно откупиться в случае совершения преступления (1, 258). Этот факт свидетельствует, с одной стороны, о соответствующем отношении населения к милиции, деятельность кото-
рой зачастую оставляет желать лучшего. С другой стороны, значительно влияет на латентность и, как следствие, создает предпосылки для повторного совершения преступления. Но было бы несправедливым обвинять лишь сотрудников органов внутренних дел. Необходимо учитывать ряд изменений, произошедших в стране в постсоветский период: значительное снижение морального, нравственного порога іраждан; все более укореняющийся в обществе культ денег; расползающаяся как по горизонтали, так и по вертикали коррумпированность государственных структур, в том числе милиции, и пр.
У граждан нет заинтересованности, а главное - желания участвовать в общественной жизни: .. россияне в большин-
стве своем считают, что они сами по себе, а государство - само по себе, и не видят для себя никакой выгоды от участия в общественной жизни” (6,25). Нет мышления и осознания себя в неразрывной связи с государством. Нарушена столь необходимая взаимосвязь и взаимозависимость этих двух нужных друг другу систем. Государство воспринимается россиянами как нечто чуждое, насаждаемое, ограничивающее их интересы и возможности.
На фоне указанных процессов в сознании россиян и обществе в целом основой тревожности выступают нестабильность, неуверенность в завтрашнем дне. Не случайно половина опрошенных омичей указали, что на сегодняшний день более всего их беспокоит опасение за благополучие семьи и будущее детей. На втором месте оказалась тревога тяжело заболеть. Видимо, это не случайно. Превалирует чувство самосохранения и выживания. Проблемы бытового плана представляются реальнее всех остальных. Немалая роль в таком распределении принадлежит и масс-медиа, заполонившим информационное пространство демонстрацией кровавых сцен насилия, природных и техногенных катаклизмов (зачастую из области фантастики), а также'предреканием различного рода социально-экономических кризисов. Даже при оценке информационных телепередач более половины опрошенных россиян указали, что испытывают неуверенность, усталость, беззащитность, страх (2,4).
Проблемы криминального плана сегодня не столь актуальны. Например, опасение стать жертвой преступления высказывают 11 % респондентов, пострадать от произвола чиновников - 5%, пострадать от произвола правоохранительных органов - 8%. В основной своей массе это люди, не имевшие негативного опыта общения и взаимодействия с милиционерами.
Помимо внутреннего дискомфорта выявилось и своего рода отчуждение граждан: 48% респондентов отметили, что, оказавшись в затруднительном положении, рассчитывают на помощь близких, 33% - только на себя, а 18% их надеются на содействие друзей. Менее всего население полагается на правоохранительные органы (8%), государственные органы (3%). Вероятно, неправильно было бы усматривать откровенный негатив в отношении к указанным структурам. Современное поколение психологически готово к решению возникающих проблем. “Выживание” в столь нестабильных условиях способствовало воспитанию самостоятельности, реальност и мышления, чувства ответственности.
Опрос показал, что сотрудники милиции могут в своей деятельности рассчитывать на помощь населения: 29% іраждан безоговорочно готовы это сделать и 43% их помогут в определенных ситуациях. Условиями, при которых граждане согласны оказывать содействие, чаще всего выступали:
- осознание важности, нужности этого взаимодействия (34% опрошенных);
- если милиционеры обратятся за помощью (81%);
- если эта помощь будет правильно организована и даст
хороший результат (15%); ’ '
- если милиция изменится к лучшему и будет удовлетворять определенным представлениям (11%);
- если получу оплату или другое вознаграждение (6%);
- если об этом не будет никому известно (2% опрошенных).
* Данные были получены в ходе мониторинга общественного мнения Западно-Сибирским отделом ВНИИ МВД РФ.
Психопедагогика,в правоохранительных органах, 2005, Ns1(23)
9
Как можно заметить, корыстные мотивы находятся на одной из последних позиций. В условиях недоверия государству, ... культа денег значительная часть населения все же осознает важность консолидации усилий в противодействии преступности.
Интересный момент. В ходе проведения в 2003 г. мониторинга общественного мнения при опросе задавался вопрос: “Хотели бы Вы принять участие в охране общественного порядка и борьбе с преступностью?”. Мнения разделились поровну, половина омичей имели такое желание. Нужно учитывать, что при такой формулировке вопроса основной акцент делался именно на желании респондента, тогда как последняя анкета апеллировала к чувству долга (“Готовы ли Вы, в случае необходимости, оказать содействие сотрудникам милиции?”)1. Значит, при умелой организации, эффективно построенной Пропаганде возможно преодолеть пассивность населений и привлечь к совместной работе.
Нам удалось выяснить, что из числа опрошенных жителей Омского региона каждому шестому в течение последнего года приходилось оказывать различного рода содействие сотрудникам милиции. Эти іраждане готовы и к дальнейшей совместной деятельности. Нежелание предоставить свою помощь в случае необходимости высказали лишь 3% респондентов.
Примечательно, что почти 60% лиц, подвергшихся опросу, считают приемлемым и возможным обратиться за содействием к сотруднику в его нерабочее время (4/5 таких лиц ранее лично уже контактировали с представителями органов внутренних дел и почти не сталкивались с их неблаговидным поведением). Это положительный факт, свидетельствующий о минимизации дистанцирования населения и милиции, восприятии последней как реальной силы, способной оказать помощь. Такая своего рода требовательность не является односторонней. Именно эта группа респондентов высказала безоговорочную готовность при необходимости помочь и милиционерам (из 29% подобных ответов им принадлежит 21%).
В ходе проведения исследования 13% опрошенных омичей в течение последнего года становились жертвой преступления (правонарушения). Нужно отметить тот положительный факт, что такие лица в большей мере готовы помогать милиционерам (см. диаграмму 1). И это - очевидный ресурс в обеспечении правопорядка на любой территории: будь то крупный город, поселок или сельская местность. Но вот вряд ли бывшие потерпевшие поспешат обращаться в милицию, оказавшись вновь в подобной ситуации. Большинство из них предпочли бы действовать в зависимости от ситуации.
Диаграмма 1
Готовность населения, в случае необходимости, оказать содействие органам внутренних дел (%)
О- все респонденты ■- потерпевшие от преступлений
О- лица, которым уже приходилось оказывать содействие сотрудникам ОВД
Готов Готов, но в Не готов Затрудняюсь
определенной ответить
ситуации
Лишь 30% граждан обратились бы за содействием в милицию. Тогда как в общей массе анкет, напротив, 48% их искали бы помощи у органов внутренних дел, а 34% - поступили в соответствии с ситуацией. Более привлекательными потерпевшим представляются криминальные структуры, а также любые правоохранительные органы, кроме милиции. Неизменным осталось лишь отношение к частным охранным структурам (см. диаграмму 2).
Как выяснилось, нередкими в практической деятельности милиции являются ошибки профессионального плана. Согласно Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях при обращении граждан в ОВД с сообщением о преступлении оно регистрируется, а заявителю выдается талон-уведомление* удостоверяющее факт принятия и регистрации информации (7). При опросе 35% граждан указали, что по обращении в ОВД их заявление (сообщение) было принято, но никакого документа не выдавалось; 6% сотрудники ОВД отговорили от подачи заявления; 7% респондентов в принятии заявления (сообщения) было отказано; 34% их отметили, что им был выдан документ о принятии заявления; 13% опрошенных получили отказ в принятии заявления (сообщения), но милиция оказала содействие в решении проблемы.
Можно предположить, что опыт взаимодействия с милиционерами по факту совершения преступления не удовлетворял требованиям потерпевших и оставил не вполне хорошие воспоминания. Обратившись за содействием в милицию, основная часть потерпевших преследовала цель добиться справедливости, чуть меньшая - желала, чтобы преступник понес наказание, и для совсем небольшой части побудительным мотивом выступило недопущение совершения преступления этим лицом вновь.
Определенная часть жертв все же предпочла избежать контактов с органами внутренних дел и не заявлять о совершенном преступлении (правонарушении). Чаще всего совершенное деяние представлялось им незначительным (или ущерб небольшим). Вместе с тем многие не надеялись, что преступника найдут; некоторых пугала бумажная волокита и последующие посещения ОВД. Встречались и такие, у кого заявить сразу не было возможности, а потом они сочли это нецелесообразным.
Закономерно и вполне логично отразилось на результатах мониторинга общественного мнения и отношение населе-
Диаграмма 2
Что Вы порекомендовали близким родственникам, которые стали жертвой преступления (%)
О - лица, которые в течение последнего года стали жертвой преступления ■ - все респонденты
го
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
ния к сотрудникам различных служб. На диаграммах 3, 4, 5 можно увидеть разницу в оценках лиц, контактировавших с работниками милиции в качестве потерпевших, свидетелей и понятых, а также общего числа респондентов.
Как видно из представленных диаграмм, суждения лиц, которым приходилось взаимодействовать с милиционерами, выступая в роли очевидцев, свидетелей и понятых, немногим отличаются от общей картины. При схожей доле негатива наблюдается большее число положительных оценок следственной деятельности, работы участковых уполномоченных и паспортно-визовой службы. Указанные факторы дают основание не согласиться с мнением Ю.Н. Мазаева о том, что население, оценивая деятельность различных подразделений органов внутренних дел, опирается не на результат взаимодействия с ними, а на некий стереотип (5, 134). Действительно, доля лиц, затрудняющихся дать оценку той или иной службе, велика. Но, не прибегая к сложным подсчетам, можно заметить, что о сотрудниках ГИБДД и ППС не могут ничего определенного сказать минимальное число респондентов, поскольку общаться с ними или наблюдать их работу приходится часто. А вот о деятельности подразделений по делам несовершеннолетних, по борьбе с экономическими преступлениями, по незаконному обороту наркотиков, работа которых прямо не касается и практически незаметна для основной части населения, было получено в два раза больше подобных ответов.
Лица, которым приходилось быть понятыми или свидетелями, значительно реже избирали вариант ответа “затрудняюсь ответить”, характеризуя деятельность следователей; а являвшиеся потерпевшими - и следователей, и оперативных уполномоченных.
Диаграмма 3
Оценка деятельности различных служб
органов внутренних дел всеми респондентами
0 - положительно В - отрицательно □-нейтрально □-затрудняюсь ответить
Среди пострадавших меньше отрицательных оценок деятельности работников ГИБДД и ППС. В два раза увеличилось число лиц, не способных охарактеризовать сотрудников ППС; в полтора раза - подразделений по дедам несовершеннолетних, отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и по борьбе с экономическими преступлениями.
Резкие расхождения проявились в оценке работы следователей: положительных оценок на 11 % меньше, отрицательных - на 17% больше. Зато число затрудняющихся в оценках снизилось с 20 до 12%.
Несколько схожая картина наблюдается и в отношении деятельности оперативных уполномоченных и участковых уполномоченных. В частности, значительно сократилась в отношении их доля негатива мнений и затруднений с ответом.
Престиж милицейской службы, несмотря на изобилие в ряде случаев негативных эмоций, оказался довольно высоким. Только треть опрошенных категорически ес не приемлют, треть отметили авторитетность, значимость и выгоду работы в любых структурах органов внутренних дел, и третья часть респондентов считают привлекательными для себя лишь некоторые подразделения правоохранительных органов.
Престижность профессии складывается из ряда факторов: соответствия собственным интересам, материального вознаграждения, круга полномочий, авторитета в обществе, а также того, как представители различных профессий “.... относятся к тому, что делают, насколько учитывают и соблюдают те требования, которые предъявляет к ним общество” (З, 135). По оценкам респондентов, в формировании их отношения к сотрудникам главенствующую роль играют личные наблюдения за поведением сотрудников милиции, рассказы близких, а также материалы средств массовой коммуникации (см. диаірамму 6).
Диаграмма 4
Оценка деятельности различных служб органов внутренних дел респондентами, контактировавших с сотрудниками милиции в роли свидетелей и понятых
I О - положительно ■ - отриительно □-нейтрально О - затрудняюсь ответить
Диаграмма 5
Оценка деятельности различных служб органов внутренних дел респондентами, пострадавшими от преступления (правонарушения)
ЕЭ- положитегьно Н - отрицательно □-нейтрально □-затрудняюсь ответить
ПДН
Подразделения НОН Подразделения БЭП Паспортно-визовая служба Участковые уполномоченные Оперативные уполномоченные Следоватеги ППС ГИБДД
Диаграмма 6
На основании чего население, прежде всего, судит о деятельности милиции (%)
Личные наблюдеми за поведением со грудников милиции (31%)
Непосредственное, личное общение с сотрудоиками милиции (24%)
Сообщения в печати
телевидению, радио (29%)
Рассказы знакомых. ,, родственников (30%)
11
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
Среди респондентов, опирающихся в своих оценках на рассказы близких, максимальный негатив выявился в отношении сотрудников ГИБДД и ППС. Позитивные оценки получили оперативные и следственные работники. Нужно заме-тить, что большинству этих лиц приходилось и самим общаться с представителями органов внутренних дел (выступая в роли Свидетелей, понятых или же беседуя вне рамок процессуальной деятельности).
От рассказов близких, знакомых необходимо отличать информацию, доводимую до собеседника в форме слухов, т.е. известий о чем (ком)-нибудь, обычно ничем не проверенных (8, 722). Эти сообщения зачастую значительно искажаются по мере их передачи и дополняются собственными представлениями.
В ходе исследования выявилась весьма нежелательная тенденция: 37% опрошенных доверительно относятся к слухам о работе милиции, 40% их воспринимают критически, в соответствии со своим опытом взаимодействия с представителями органов внутренних дел; большая часть респондентов здесь - лица женского пола; лишь 23% не доверяют такой информации вообще. Слухи нередко носят негативный характер.
Из числа опрошенных нами 78% омичей приходилось лично контактировать с представителями органов внутренних дел: 43% просто беседовали с ними, 22% выступали в роли очевидцев, свидетелей, понятых, 18% их обращались к милиционерам за помощью, 13% были потерпевшими, 12% контактировали по поводу совершения административного правонарушения.
Соответственно распределились и места, где гражданам приходилось общаться с сотрудниками: по месту проживания (37%); на улице, в транспорте (29%); в помещении органа внутренних дел (16%); по месту работы (15%); иное (3%).
В целом такое общение удовлетворило интересам граждан: у 28% они оставили исключительно положительные впечатления; 31% отметили, что в основном впечатления положительные, но присутствовали и отрицательные момегпы; 22% граждан остались равнодушными, указав на определенные эмоции. Лишь для 11% опрошенных встречи изобиловали негативом; у 8% респондентов остались в основном отрицательные впечатления, хотя были и положительные моменты.
В то же время необходимо заметить, что у лиц, являвшихся в прошлом потерпевшими, немало отрицательных эмоций и воспоминаний (25%), немногим реже встречался вариант ответа “воспоминания в основном отрицательные, хотя были и положительные моменты” - 22%. Позитивные впечатления также не столь малочисленны: только положительных 16% и в основном положительных - также 16%.
Шесть из десяти лиц, являвшихся подозреваемыми, по вполне поня тым причинам отмечают, что их впечатления от контактов с милиционерами носят сугубо отрицательный характер.
У лиц, обращавшихся за помощью к представителям органов внутренних дел, негативные воспоминания от контактов практически отсутствуют (чаще они в целом положительные, хотя присутствуют и отрицательные моменты). Подобные эмоции наблюдаются и среди свидетелей (очевидцев).
Предложив оценить деловые и личные качества сотрудников, с которыми респонденты имели личные контакты, мы выявили следующую картину. Положительных характеристик дано почти в два раза больгие, чем отрицательных. Чагце всего отмечались компетентность, вежливость, ответственное отношение к своему делу, принципиальность, опрятность.
Среди негативных черт указывали преимущественно на равнодушие, волокиту, реже - бесцеремонность и озлобленность.
Почти половина омичей, подвергшихся опросу, указали, что в течение последнего года им приходилось наблюдать факты неблаговидного поведения представителей правоохранительных органов. Мы умышленно не ставили вопроса о неправомерном поведении, дабы избежать некомпетеггтных оценок. Речь шла прежде всего о поступках, противоречащих облику милиционера и нормам морали. Среди таковых часто упоминались появление в нетрезвом виде (27%), грубость (21%), использование служебного положения в личных целях (19%).
Встречались также указания на жестокость, безразличие, попытки исказить факты или фальсифицировать материалы. Нужно заметить, что не с лучшей стороны выглядят иногда не только рядовые сотрудники, но и их руководители. На вопрос: “Достаточно ли, по Вашему мнению, информировано руководство о неблаговидном поведении их сотрудников?” - нами были получены следующие ответы;
- руководство информировано в полном объеме о таких фактах (16%);
- информировано частично (37%);
—не информировано (12%);
- затрудняюсь ответить (35%).
Возможно, именно такое отношение в некоторой мере обусловливает тот факт, что лишь 8% респондентов обращались к руководителям ОВД по поводу ненадлежащего исполнения обязанностей их подчиненными.
При этом реакция руководства на информацию населения в целом удовлетворительная: 37% сообщений подверглись проверке; 36% респондентов указали, что информация была принята, а о дальнейшем им неизвестно; лишь 5% опрошенных отметили, что руководство отказалось принять меры по предоставленной информации; по мнению 22% респондентов, информацию хотя и приняли, но ситуация осталась прежней.
Закономерным итогом данного обзора нам видится анализ мнения населения о мерах укрепления правопорядка. Большинство склоняется к тому, что на сегодняшний день в первую очередь необходимо улучшение технической оснащенности милицейской службы. На втором месте - более тщательный подбор кадров для работы в милиции; на третьем -повышение профессионализма и культурного уровня.
Реже встречались указания на усиление общественного контроля за деятельностью милиции, повышение заработной платы, проведение периодических встреч сотрудников органов внутренних дел с населением.
Такое распределение мггений характерно как для респондентов, чьи родственники работают в милиции, так и для всех остальных.
В пользу улучшения кадровой работы особенно активно высказывались граждане, ранее обращавшиеся к руководству ОВД с жалобами на их подчиненных, а также пенсионеры, служагцие и рабочие.
Полученный в ходе исследования эмпирический материал в целом имеет положителыгую направленность. Но, в то же время, мнения населения неоднозначны в оценке деятельности различных служб. Позитивную характеристику получили следственные и оперативные работники, тогда как много негатива высказано в отногиении ГИБДД и ППС.
Руководству необходимо более тщательно контролировать выполнение профессиональных обязанностей подчиненными и соблюдение этических гюрм в общении и поведении. Целесообразно активизировать информационно-пропагандистскую работу среди населения, дабы повысить уровень правосознания, интенсифицировать виктимологическую профилактику. Партнерство органов внутренних дел и граждан, а также безоговорочная загцита интересов правопослушных граждан должны стать приоритетами в выполнении своих повседневных обязанностей милиционерами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев А.И., Герасимов С И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. -М.: НОРМА, 2001.
2. Донцов А.И., Кричевец А Н., Зеленев И.А. Ангажированность телеканалов и социальные настроения аудитории // Вест. Моек, ун-та. Сер. 14, Психология. - 2001. - № 3.
3. Ефремова Г.Х., Лежаева Р.Ш., Ратинов А.Р., Шавгулид-зе Т.Г. Общественное мнение и преступление. - Тбилиси: Изд-во “Мсцниерба”, 1984.
4. Инструкция по оценке деятельности ОВД // Приказ МВД России. - 2002. - № 1150.
12
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
5. Мазаев Ю Н Общественное мнение о деятельности милиции: предмет исследования // Преступность и общество: Сборник научных трудов. - М.: ВНИИ МВД России, 2001.
6. Мендрас М. Уклонение от определенности: Почему россияне не считают построение демократии приоритетной задачей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - М.: ВЦИОМ, 2002. - № 4 (60).
7. Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в ОВД РФ сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях // Приказ МВД России. -2003. - № 158.
8. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: “Сов. энциклопедия”, 1970.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Т.В. Копылова, ст. преподаватель
Специализированный межрегиональный Учебный центр ГУИН Минюста России по Новосибирской области
Под профессиональным образованием сотрудников уго-ловно-иепблнительной системы Минюста России понимается специально организованная педагогическая система непрерывного приобретения, повышения и поддержания профессиональных знаний, умений и навыков, направленных на эффективное решение конкретных и меняющихся задач. Оно является важным элементом организации управления и обеспечения деятельности УИС. Профессиональное образование сгро-ится как особое направление работы с сотрудниками УИС, с целью совершенствования профессионализма и поддержания его на высоком уровне.
Задачи профессионального образования сотрудников УИС включают в себя задачи обучения, профессионального развития и воспитания.
Содержание профессионального образования сотрудников УИС Минюста России определяется Законом РФ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ “Об образовании”, Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. № 983 “О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих”, постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1047 “Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти”, приказом Министерства образования РФ от 31 июля 2000 г. № 2370 “Об утверждении Государственного образовательного стандарта дополнительною профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих”, соответствующими нормативными актами Министерства юстиции Российской Федерации и ГУИН Минюста России (1).
Непрерывность профессионального образования сотрудников УИС обеспечивается следующими основными видами: начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; дополнительное образование.
Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку сотрудников по всем направлениям деятельности уголовно-исполнительной системы на базе основного общего образования. Целью среднего профессионального образования является подготовка специалистов УИС среднего звена, удовлетворение потребностей сотрудников в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального об-
разования. Высшее профессиональное образование включает подготовку и переподготовку специалистов УИС соответствующего уровня, удовлетворение потребностей сотрудников в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование предоставляет сотрудникам возможность повышения уровня своего образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Оно может быть получено в аспирантуре и адъюнктуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, характерной для специалистов уголовно-исполнительной системы.
В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования в УИС является непрерывное повышение квалификации сотрудников в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.
В Сибирском федеральном округе образовательным учреждением начального и дополнительного профессионального образования рядового, младшего и среднего начальствующего состава УИС является Специализированный межрегиональный учебный центр. Обучение в нем осуществляется потрем основным направлениям: начальное профессиональное обучение, повышение квалификации и переподготовка сотрудников УИС в соответствии с приказом ГУИН Минюста России от 24 мая 1999 г. № 210. В Учебном центре обучаются различные категории сотрудников: от младших инспекторов до резерва кадров'ГУИН для выдвижения на должности от начальников отделов до заместителей начальников учреждений. 1
До создания ведомственного Учебного центра рядовой и младший начальствующий состав для системы исполнения наказания проходил подготовку в филиале УЦ УВД НСО на базе учреждения ИЗ-52/1 (СИЗО-1 г. Новосибирска). В 1995 г., в связи с передачей функций охраны в исправительных колониях из внутренних войск МВД РФ в систему Главного управления исполнения наказаний МВД РФ, остро встал вопрос подготовки кадров младшего и среднего начальствующего состава для исправительных учреждений по линии обеспечения охраны и надзора за осужденными. Главное управление исполнения наказаний МВД РФ по согласованию с ГУК МВД РФ определило два Учебных центра по подготовке будущих офицеров: УЦ в г. Пушкине Ленинградской области и УЦ УИН УВД по Новосибирской области.
В соответствии с поступившим указанием начальника ГУИН МВД РФ от 16 марта 1995 г., уже 19 апреля 1995 г. приказом начальника УВД по Новосибирской области и был образован наш Учебный центр со штатной численностью 50 единиц. Учебный центр был открыт на базе военного городка в/ч № 7406, и в 1996 г. получил статус Межрегионального Учебного центра ГУИН МВД России, с утверждением соответствующего штата. Это дало право обучать слушателей - будущих офицеров оперативных отделов, отделов безопасности и рот охраны учреждений УИС не только для Новосибирской области, но и для других регионов России от Урала ДО Сахалина, включая Западную Сибирь и Дальний Восток. В последующие годы стали обучать еще две категории будущих офицеров: начальников корпусных отделений СИЗО и сотрудников отделов специального назначения. За весь период существования Учебного центра по указанным высшим категориям обучения было подготовлено более 600 будущих офицеров для 29 управлений УИС России.
Кроме того, в июне 2000 г. Управлением науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Администрации Новосибирской области Учебному центру выдана лицензия на осуществление образовательной деятельнр-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2005, №1(23)
13