ОСОКИН Р.Б., кандидат юридических наук, доцент,
osokinr@mail.ru Управление организации научной и редакционно-издательской деятельности; Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 117437, Москва, Академика Волгина, 12
OSOKIN R.B.,
Candidate of Legal Sciences, associate professor, osokinr@mail.ru
Department of organization of scientific and editorial-and-publishing activities; Moscow University of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Academician Volgin St. 12, Moscow, 117437, Russian Federation.
общественное мнение как условие криминализации общественно опасных деяний
(НА ПРИМЕРЕ занятия ПРОСТИТУЦИЕЙ)
Реферат. Исследуется роль и значение общественного мнения как условия криминализации деяний (на примере занятия проституцией), рассматриваются разновидности государственного контроля над проституцией. Приводятся позиции российских ученых относительно эффективности тех или иных механизмов контроля над проституцией. Отмечается неразработанность в теории уголовного права природы и значения условий криминализации деяний, без знания которых невозможно выбрать правильный вектор криминализации общественно опасных деяний. Раскрывается три подхода к государственному контролю над проституцией: административно-правовое регулирование, уголовно-правовое регулирование, законодательное разрешение (легализация) проституции. Подчеркивается, что для дискуссии о выборе вида государственного контроля над проституцией весьма полезно изучение мнения российских граждан. В подтверждение тезиса о том, что общественное мнение является показателем развития общества, отражением степени признания и утверждения общечеловеческих, нравственных ценностей, приводятся результаты социологического опроса об отношении российских граждан к проституции. По результатам опроса следует вывод, что общество не едино в абсолютно негативной оценке проституции, но, несмотря на это, преобладает негативное отношение к проституции как к социальному явлению, ставшему спутником жизни россиян. Аргументируется мысль, что легализация проституции государством в настоящее время преждевременна, т.к. к этому не готово российское общество. Анализируется шведский закон о криминализации действий потребителя секс-услуг, согласно которому преступным признается не деятельность проститутки, а приобретение ее сексуальных услуг клиентом. В результате в Швеции сформировалось негативное отношение к мужчинам
— покупателям сексуальных услуг, что повлекло сокращение спроса и, как следствие, количества проституток. На основе проведенного исследования признается, что изучение общественного мнения как условия криминализации общественно опасных деяний обязательно, оно является необходимой предпосылкой в принятии законодательного решения о признании посягательств на охраняемые законом общественные отношения уголовно наказуемыми.
Ключевые слова: общественное мнение, общественная нравственность, криминализация, занятие проституцией, общественно опасные деяния.
PUBLIC OPINION AS A CONDITION OF CRIMINALIZATION OF SOCIALLY DANGEROUS ACTIONS (THE CASE OF PROSTITUTION)
Abstract. Public opinion as a condition of the criminalization of actions, the types of state control over prostitution are analyzed. The article provides the positions of Russian scientists concerning effectiveness of different mechanisms of control over prostitution. The author marks that criminal law theory lacks understanding of nature and meaning of conditions of actions criminalization. The article describes three approaches to state regulation of prostitution: the administrative and legal regulation, criminal legal regulation, prostitution legalization. For discussion about the choice of a state control method it is quite useful to study the opinion of Russian citizens. Public opinion is an indicator of social development, a reflection of the level of recognition and approval of universal human values. The results of the sociological survey on Russian citizens' attitude towards prostitution are given. It can be
concluded that the society is not unified in a totally negative assessment of prostitution. The author emphasizes the idea that the prostitution legalization in Russia is currently premature step as the society is not ready yet. The author reviews the Swedish law that considers crime not the prostitute's activities but the purchase of sexual service by a client. As a result a negative attitude towards men buyers of sexual services was formed in Sweden. That in its turn resulted in lower demand and decrease of number of prostitutes. The study of public opinion as the condition of criminalization of socially dangerous actions is an essential precondition for legislative decision-making about the recognition of encroachment upon social relations protected by law criminally liable.
Keywords: public opinion, public morality, criminalization, prostitution, socially dangerous actions.
При исследовании механизма криминализации тех или иных общественно опасных посягательств ученые-криминологи (А.Д. Антонов, Г.А. Злобин, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.И. Коробеев, В.В. Луне-ев, Н.А. Лопашенко, Л.М. Прозументов, Н.И. Хавронюк и др.) вводят в научный оборот определенную терминологию: «криминализационные основания», «кри-минализационные поводы», «криминализационные принципы».
Критериями эффективности криминализации тех или иных деяний являются правильное определение социальной потребности, проходящей разные уровни: от случайности единичных фактов совершения общественно опасных деяний к объективной необходимости, адекватное социальной потребности правильное определение природы общественных отношений, подлежащих уголовно-правовой охране.
Изучение специальной юридической литературы, посвященной анализу крими-нализационного процесса, свидетельствует об игнорировании российской уголовноправовой наукой значения общественных явлений и процессов (условий), познание которых позволит выбрать правильное направление в движении к криминализации тех или иных общественно опасных деяний. Одним из таких условий является общественное мнение, позволяющее выявить наличие или отсутствие социальной потребности уголовно-правового регулирования общественных отношений.
Поскольку в последнее время в среде ученых-правоведов не утихает дискуссия относительно такого социально-негативного явления, как проституция, представляется целесообразным рассмотреть разновидности государственного контроля за проституцией, выявить условия ее криминализации.
Развитию проституции, по справедливому замечанию А.И. Елистратова, способствует невежество - духовная темнота народа, нигилизм, алкоголизм, наркомания, грубость нравов и т.д. [1, с. 17]. При глубокой связанности половых отправлений со всею человеческой личностью, обращение тела в объект торга и купли, а вместе с тем и самой личности в вещь, представляет собой тяжелый пережиток рабства [2, с. 4].
Принимая во внимание эти и некоторые другие аргументы, международный законодатель презюмировал, что проституция несовместима с достоинством и ценностью человеческой личности и угрожает благосостоянию человека, семьи и общества*, а на внутригосударственном уровне признано, что эпидемиологическая ситуация осложняется недостаточно эффективным контролем за проституцией, который возможен только на основе пропаганды традиционных для России нравственных ценностей**.
Как видно, проституция, являясь социальным злом, требует государственного контроля.
В юридической науке, иных областях знаний сформировались позиции, аккумулировав которые, можно утверждать о наличии трех подходов к государственному контролю за проституцией: административно-правовое регулирование, уголовноправовое регулирование, законодатель-
* Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 2 дек. 1949 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI. М., 1957. С. 280-290.
** Об утверждении СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»: постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от 11 янв. 2011 г. N 1 // Рос. газ. 2011. N 81.
ное разрешение (легализация) проституции. Очевидно, инструментом в реализации государственной политики в сфере проституции должно стать право.
В частности, по мнению Я. Подгай-новой, А.П. Дьяченко, наиболее эффективным видом контроля над проституцией является уголовно-правовой контроль [3].
С точки зрения ряда специалистов, необходимо на государственном уровне установить эффективный механизм контроля за проституцией путем ее легализации по причине криминализации отрасли, угрожающего нации роста инфекций, передающихся половым путем, отсутствия контроля за денежными потоками в сфере секс-индустрии [4; 5, с. 16-17; 6]. С этой целью А.Ю. Вульфом был подготовлен соответствующий законопроект, снятый, однако, 19 апреля 2004 г. с рассмотрения Советом Государственной Думы в связи с отзывом автором*.
Приверженцы традиционных нравственных устоев демонстрируют негативное отношение к проституции и считают, что легализация проституции приведет к развращению молодежи, падению нравов, снижению ценностей чувств, сведению взаимоотношений между мужчиной и женщиной исключительно к сексу, нивелированию института семьи, вовлечению на вполне законных основаниях в проституцию новых, в том числе несовершеннолетних, потерпевших, поспособствует развитию торговли людьми как объектами сексуальной эксплуатации, активизирует спрос на проституцию, не защитит проституирующих лиц от сексуального насилия [7; 8, с. 4, 150].
Дискуссия о выборе способа государственного контроля за проституцией может быть разрешена путем анализа мнения российских граждан. Актуальность изучения общественного мнения и его влияния на правообразовательные процессы обусловливается тенденцией, направленной на развитие институтов гражданского общества.
По словам А.С. Демидова, изучение общественного мнения призвано способствовать конструированию истинных пот-
* Проект федерального закона N 403261-3 «О регулировании платных услуг сексуального характера» (в части легализации проституции). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант эксперт».
ребностей и интересов российского социума, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности общества [9, с. 4-5].
Состояние общественного мнения является показателем развития общества, отражением степени признания и утверждения общечеловеческих, в том числе нравственных, ценностей.
В подтверждение данного тезиса следует привести результаты социологического опроса об отношении российских граждан к проституции.
Так, по данным опроса 1 500 респондентов, проведенного фондом «Общественное мнение» в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России, женщин, оказывающих сексуальные услуги за материальное вознаграждение, осуждают 42 % опрошенных, а доля респондентов, которые таких женщин не осуждают, - менее 35 %. Если, согласно результатам опроса, женщины примерно одинаково относятся и к проституирующим лицам, и к потребителям сексуальных услуг (первых осуждают 47 %, не осуждают - 30 %; вторых - 44 % и 28 % соответственно), то мужчины демонстрируют большую толерантность в отношении потребителей сексуальных услуг, нежели проституирующих лиц (проституток осуждают 36 %, их клиентов - 27 %). 43 % опрошенных высказались в пользу запрета проституции, а 38 % - за законодательное разрешение проституции и установление государственного контроля за ней [10].
В ходе проведенного автором исследования результатов опроса 872 респондентов в некоторых регионах России об их отношении к проституции было выявлено, что 42 % опрошенных выступают против ее легализации, 28 % граждан из числа опрошенных респондентов считают возможным легализацию проституции, 20 % опрошенных полагают возможным признать проституцию уголовно наказуемым деянием**.
Как видно из имеющихся данных опросов, общество не едино в абсолютно негативной оценке проституции по причи-
** Опрос респондентов проведен в ряде регионов Центрального, Северо-Западного, Южного федеральных округов по гендерному принципу (совершеннолетние мужчины и женщины, проживающие как в городе, так и в сельской местности).
не усиления роли рационально-материальных факторов в мотивации поведения индивида. Вместе с тем если общественную нравственность понимать как совокупность господствующих (доминирующих, преобладающих) в конкретном обществе этических требований, имеющих надындивидуальный характер и предъявляемых индивидом к самому себе, то рассуждать об общественном мнении как о критерии общественной нравственности необходимо при оценке того или иного социального явления. И, несмотря на отсутствие жесткого осуждения проституции в российском обществе, преобладает отрицательное отношение российских граждан к проституции как к социально-негативному явлению, ставшему спутником жизни россиян.
Как правило, формирование нравственных ценностей происходит под воздействием системы ценностей, сложившейся в обществе в конкретно-исторический период. В связи с этим легализация государством проституции в настоящее время является преждевременным шагом, а российское общество не подготовлено к тому, чтобы проституция стала легальным видом деятельности. Криминализация занятия проституцией не позволит законодателю использовать весь потенциал регулятивных и охранительных возможностей уголовного закона в части предупреждения занятия проституцией.
По мнению некоторых юристов, противодействие проституции следует начинать не с легализации проституции, а с принятия закона о криминализации покупателя секс-услуг, как, например, в Швеции [11, с. 128], где преступлением является не деятельность проститутки, а приобретение клиентом ее сексуальных услуг [12; 13]. Понимая причины проституции как следствие дискриминации женщин и спроса со стороны мужчин, квинтэссенция шведской уголовно-правовой политики в сфере противодействия оказанию сексуальных услуг состоит в запрете использования бедности, бесправия и необразованности женщин. Вследствие введения этого закона в Швеции началось формирование негативного общественного мнения по отношению к мужчинам - покупателям сексуальных услуг и сокращение проституирующих лиц. До 10 января 2014 г. в России, в отличие от
Швеции, отсутствовал уголовно-правовой запрет получения платных сексуальных услуг. В КоАП РФ 2001 г. не предусмотрен состав аналогичного административного правонарушения. Вместе с тем следует отметить решимость законодателя Белгородчины на установление в 2012 г. административной ответственности за получение сексуальных услуг на возмездной основе от лиц, занимающихся проституцией*.
28 декабря 2013 г. Государственная Дума Федерального Собрания РФ окончательно приняла законопроект об установлении уголовной ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 240.1 УК РФ) ввиду наличия прямого основания для криминализации этого деяния против общественной нравственности (выполнение соответствующего международного обязательства)**.
В результате может получиться, что введенная в действие ст. 240.1 УК РФ будет конкурировать с действующей в некоторых субъектах Российской Федерации нормой об административной ответственности за получение сексуальных услуг на возмездной основе от лиц, занимающихся проституцией. В связи с этим в обозримом будущем при применении ст. 240.1 УК РФ 1996 г. можно будет получить ответ на вопрос об обоснованности редакции принятой уголовно-правовой новеллы.
Учитывая вышеизложенное, следует признать, что изучение общественного мнения как условия криминализации тех или иных общественно опасных деяний является обязательным и необходимым этапом перед принятием законодательного решения - признания общественно опасных посягательств на охраняемые уголовным законом общественные отношения уголовно наказуемыми.
* о внесении изменений в закон Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области»: закон Белгородской области от 20 июня 2012 г. N 113 // Белгородские известия. 2012. 22 июня.
** О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 28 дек. 2013 г. N 380-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. N 52 (ч. I). Ст. 6945.
Список литературы
1. Елистратов А.И. Задачи государства и общества в борьбе с проституцией: публичные лекции. М.: Издание Московского общества борьбы с детской смертностью, 1911. 44 с.
2. Елистратов А.И. Борьба с проституцией в Европе. Казань: Типолитография Император. ун-та, 1909. 494 с.
3. Подгайнова Я. Коррекция понятия проституции // Мировой судья. 2009. N 5. С. 78-79.
4. Ландо А., Маркелова Е. Статус юридических лиц, оказывающих и предоставляющих коммерческие сексуальные услуги // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 23-24.
5. Федик Е.Н. Ответственность за действия, связанные с проституцией: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2003. 182 с.
6. Спектор Е.И. Правовые основы легализации проституции в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2004. N 6. С. 76-79.
7. Кон И.С. Сексуальная культура XXI века // Юридическая психология. 2007. N 2. С. 17-19.
8. Смирнов А.М. Мужская проституция в России: монография. М.: Юрлитинформ, 2012.
9. Демидов А.С. Право и общественное мнение: вопросы теории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 32 с.
10. Отношение к проституции: по материалам опроса населения [Электронный ресурс]. URL: http:// bd.fom.ru/report/map/d074824 (дата обращения: 2 янв. 2013 г.).
11. Уголовный кодекс Швеции / науч. ред. и предисл. Н.Ф. Кузнецовой и С.С. Беляева; пер. со швед. и англ. С.С. Беляева. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2001. 320 с.
12. Реймонд Д. Десять причин не легализовать проституцию // Предупреждение трэффика: законотворческий и правовой аспекты. Российский и международный опыт: сб. материалов. Челябинск, 2006. С. 46-53.
13. Вересковская М. Столичных проституток будут переучивать на парикмахерш [Электронный ресурс]. URL: http://naviny.by/rubrics/society/2008/06/06/ic_articles_116_157451/ (дата обращения: 2 янв. 2013 г.).
References
1. Elistratov A.I. Zadachi gosudarstva i obshchestva v bor'be s prostitutsiey: Publichnye lektsii [The tasks of the state and society in the prevention of prostitution: Public lectures]. Moscow, 1911. 44 p.
2. Elistratov A.I. Bor'basprostitutsiey vEvrope [Control of prostitution in Europe]. Kazan, 1909. 494 p.
3. Podgaynova Ya. Korrektsiya ponyatiya prostitutsii [Correction of the notion of prostitution]. Mirovoy sud'ya
- Magistrate Judge, 2009, no. 5, pp. 78-79.
4. Lando A., Markelova E. Status yuridicheskikh lits, okazyvayushchikh i predostavlyayushchikh kommercheskie seksual'nye uslugi [The status of legal persons, rendering and providing commercial sexual services]. Rossiyskaya yustitsiya - Russian justice, 2001, no. 5, pp. 23-24.
5. Fedik E.N. Otvetstvennost' za deystviya, svyazannye s prostitutsiey: ugolovno-pravovoy i kriminologicheskiy aspekty. Cand. Diss. [Responsibility for the actions connected with prostitution: criminal law and criminological aspects. Cand. Diss.]. Ekaterinburg, 2003. 182 p.
6. Spektor E.I. Pravovye osnovy legalizatsii prostitutsii v Rossiyskoy Federatsii [The legal basis of legalisation of prostitution in the Russian Federation]. Zakonodatel'stvo i ekonomika - Law and economics, 2004, no. 6, pp. 76-79.
7. Kon I.S. Seksual'naya kul'tura XXI veka [Sexual culture of the XXI century]. Yuridicheskaya psikhologiya -Juridical psychology, 2007, no. 2, pp. 17-19.
8. Smirnov A.M. Muzhskaya prostitutsiya v Rossii [Male prostitution in Russia]. Moscow, Yurlitinform Publ.,
2012.
9. Demidov A.S. Pravo i obshchestvennoe mnenie: voprosy teorii. Avtoref. Cand. Diss. [Law and public opinion: theory. Autoabstract Cand. Diss.]. Saratov, 2008. 32 p.
10. Otnoshenie k prostitutsii: po materialam oprosa naseleniya [Attitude to prostitution: on the basis of the survey population]. Available at: http://bd.fom.ru/report/map/d074824 (Accessed 2 January 2013).
11. Ugolovnyy kodeks Shvetsii [The Swedish penal code]. St. Petersburg, Yuridicheskiy tsentr Press Publ., 2001.
320 p.
12. Reymond D. Desyat' prichin ne legalizovat' prostitutsiyu [Ten reasons not to legalize prostitution]. Preduprezhdenie treffika: zakonotvorcheskiy i pravovoy aspekty. Rossiyskiy i mezhdunarodnyy opyt [Prevention of trafficking: the legislative and legal aspects. Russian and international experience]. Chelyabinsk, 2006. Pp. 46-53.
13. Vereskovskaya M. Stolichnykh prostitutok budut pereuchivat' na parikmakhersh [Capital prostitutes will retrain the hairdresser]. Available at: http://naviny.by/rubrics/society/2008/06/06/ic_articles_116_157451/ (Accessed 2 January 2013).