Научная статья на тему '«Общественное» и «политическое» участие гражданина: теоретические подходы'

«Общественное» и «политическое» участие гражданина: теоретические подходы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
20
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общественное участие / политическое участие / гражданское участие / политическое поведение / властные группы / политическая культура / муниципальное управление / объединения граждан / регион / малый город / сельское поселение / public participation / political participation / civic participation / political behavior / power groups / political culture / municipal government / citizens’ associations / region / small town / rural settlement

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полуянова О. Г., Тетерин А. Д., Дианов С. А.

В статье представлена авторская точка зрения на понимание содержательных характеристик категории «общественно-политическое участие». Сделан вывод о том, что в политической науке это понятие используется очень ограниченно. Ведущие исследователи часто применяют его в сочетании с понятием «гражданское участие». Суть же авторской позиции заключается в том, что в тех случаях, когда предметом научного исследования выступает гражданская активность или подвижническая деятельность населения малого города (крупного села), то представляется целесообразным говорить о востребованности категории «общественно-политическое участие». В малых городах России полезные инициативы, исходящие от граждан и их объединений, в той или иной степени адресованы к муниципальной власти, депутатскому корпусу, существующим отделениям политических партий и общественных движений. Соответственно, сами люди имеют возможность войти в представительный или административный орган и реализовать свои предложения, проекты в практической сфере публичного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Public” and “political” citizen participation: theoretical approaches

The article presents the author’s point of view on understanding the content characteristics of the category “socio-political participation”. It concludes that in political science this concept is used very limitedly. Leading researchers often use it in combination with the concept of “civic participation”. The essence of the author’s position is that when the subject of scientific research is civil activity or selfless activity of the population of a small town (a large village), it seems appropriate to talk about the relevance of the category “socio-political participation”. In small towns of Russia, useful initiatives coming from citizens and their associations are addressed to a greater or lesser extent to municipal authorities, deputy corps, existing branches of political parties and social movements. Accordingly, people themselves have an opportunity to enter a representative or administrative body and implement their proposals, projects in the practical sphere of public administration.

Текст научной работы на тему ««Общественное» и «политическое» участие гражданина: теоретические подходы»

Полуянова О.Г.

Аспирант. Пермский

национальный исследовательский политехнической университет.

Тетерин А.Д.

Аспирант. Пермский

национальный исследовательский политехнической университет.

Дианов С.А.

Доктор исторических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнической университет.

«Общественное» и «политическое» участие гражданина: теоретические подходы

За последние два десятилетия в российской гуманитарной науке сложились устойчивые представления о природе и сущностных аспектах категории «общественно-политическое участие». Прежде всего, следует отметить, что внимание отечественных исследователей довольно длительное время фокусировалось в основном на понятии «политическое участие». Представляется логичным видеть причины этого в следовании традициям, сложившимся в западной социальной науке XX века. Феномен политического участия выводился ее видными представителями из сферы политической культуры. Общеизвестно, что Г.А. Алмонд и С. Верба, в классификации основных типов политической культуры выделяли «участнический» тип политической культуры1. В одной из своих публикаций О.В. Омеличкин совершенно справедливо отмечает, что данный подход стал широко известен еще в позднесоветской научной среде2. Его популяризация связана с тем, что основной акцент делался на позитивный характер политической активности гражданина. Компетентный, сознательный и лояльный человек представлялся важным участником политических процессов в демократическом государстве. Соответственно определялась связь между состоянием гражданской культуры в обществе

1 Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры // Поли-тия. 2010. № 2 (57). С. 136; Almond G.A., Verba S. 1989. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Newbury Park.

2 Омеличкин О.В. Типология политической культуры // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 1. С. 13.

и гражданским участием индивида в политической сфере. Дальнейшее развитие суммы представлений о политической культуре и месте политического участия получило в трудах У. Розенбаума и Д. Каванаха3. Исходя из данной совокупности теоретико-методологических взглядов, российские исследователи формулировали собственные точки зрения на содержание понятия «политическое участие». Обозначим несколько близких по конструкции определений, в которых можно видеть сущностные моменты рассматриваемого явления.

Так, согласно мнению известного ученого А.В. Клюева, в самом широком смысле под участием следует понимать причастность индивида к какому-либо делу, возможность вносить в той или иной мере вклад в него. В то же время политическое участие является более конкретным и целенаправленным, и означает действия, предпринимаемые личностью, группой, социальной общностью или организацией для достижения определенных целей в сфере политики4. Другими словами, политическое участие означает влияние граждан в той или иной мере на формирование политических элит, принятие ими политических решений, осуществление контроля за действиями властей, организованное самоуправление и др. Далее, А.В. Клюев разработал интересную и целостную авторскую классификацию моделей политического участия, выделив четыре базовые модели, как-то: модель демократического участия (характеризуется реальным воздействием граждан на властные структуры), модель сбалансированного участия (характеризуется определенным балансом взаимоотношений между политическими участниками и структурами власти), модель ограниченного политического участия (государство лишь частично или в определенных ситуациях реагирует на волеизъявление граждан, откликаясь на какие-то отдельные их инициативы, ограничивая или игнорируя другие) и мобилизационная модель политического участия (характеризуется централизованным, интенсивным воздействием на людей с целью активизации их общественно политической деятельности). Очевидно, что в предложенной классификации политическое участие граждан и их объединений определяется уровнем взаимодействия с властными группами в различных условиях политической конъюнктуры.

Аналогичной позиции придерживаются П.М. Козырева и А.И. Смирнов, предлагая понимать под политическим участием вовлеченность граждан на индивидуальной, групповой и иной основе в процесс поли-

3 Rosenbaum W. A. Political Culture: Basic qoncepts in Qolitical Science. N.Y.: Praeger Publishers, 1975. 181 p.; Kavanagh D. Political Science and Political Behavior. London; Boston: Allen & Unwin, 1983. 225 p.

4 Клюев А.В. Политическое участие: состояние и тенденции развития в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. 2005. № 2 (18). С. 69-70.

тико-властных отношений5. При этом они отмечают, что политическое участие следует рассматривать как одну из основных форм социальной активности, реализуемой в политической сфере, и которая занимает особое место в стратегии модернизации российского общества. В данном контексте следует воспроизвести и точку зрения доктора политических наук П.В. Кузьмина, считающего, что политическое участие - это непрофессиональная форма политических действий граждан, целью которой является обеспечение влияния на процесс принятия политических решений, а также на характер и ход реализации тех практических программ, которые принимаются органами государственного управления и местного самоуправления6. Соответственно политическим участием могут быть признаны лишь целенаправленные практические действия индивида, то есть те действия, которые сознательно предпринимаются и осуществляются им в политическом пространстве.

Сущностные черты политического участия обобщил исследователь С.А. Пфетцер. Так он выделил три аспекта, в которых выражаются конструктивные отличия понятия «политическое участие» от других, близких по смыслу дефиниций (например, политическое поведение):

- политическое участие противопоставляется неучастию или абсентеизму (политическому бездействию), которое также рассматривается как форма политического поведения;

- под политическом участием имеется в виду только политическое поведение личности, в отличие от других форм политического поведения, представляющих проявление активности других субъектов политики, например, больших групп или общностей;

- политическое участие понимается как осознанная, рациональная форма политического поведения, противоположная бессознательным, стихийным действиям, продиктованным неосознанными или же частично осознанными мотивами7.

Рассмотрение содержательных характеристик политического участия в кругу специалистов, в свою очередь, позволило исследователям поставить вопрос о толковании понятия «общественное участие». Вполне естественно, что общественное участие - категория социологического знания об обществе. Так, например, М.В. Балашова охарактеризовала общественное участие как необходимый элемент гражданской активности,

5 Козырева П.М., Смирнов А.И. Политическое участие и особенности развития политической активности в современной России // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 54.

6 Кузьмин П.В. Политическая деятельность и политическое участие: соотношение понятий взаимосвязь феноменов // Вюник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 112/2010. Серiя: Пол^олопя. Севастополь, 2010. С. 73.

7 Пфетцер С.А. Теоретико-методологические основания анализа проблемы политического участия // Вестник КемГУ. 2013. № 3 (55). Т. 1. С. 103.

социального действия и социального взаимодействия, без которого невозможен процесс социальной модернизации. Внимание исследователя было сосредоточено на муниципальных формах общественного участия. Именно в муниципальных образованиях в силу ограниченности ресурсов местной власти происходит перекладывание ответственности за решение местных вопросов (хозяйственных, инфраструктурных, социокультурных) на объединения жителей8. В этом и заключается один из главных первоисточников общественного участия граждан на местах.

О важности изучения «ситуативной практики» в русле интерпретации общественного участия рассуждает в одной из своих статей И.А. Скала-бан. Под этим термином предлагается понимать специфическую практику социальных взаимодействий, реализуемую в рамках определенного территориального и социального пространства с присущими политическими, социальными, культурными и историческими особенностями9. Условием ее возникновения является общественный интерес. При всем этом, участие осуществляется путем объединения индивидов в сообщества различной степени формализации. Общественное участие предполагает для решения проблем конкретного территориального сообщества объединение различных групп заинтересованных сторон для совместной разработки решений сложных вопросов и достижения консенсуса по этим вопросам как внутри сообщества, так и в процессе диалога с властью. В контексте рассматриваемых проблем И.А. Скалабан был выдвинут тезис о востребованности разработки единой модели общественно-политического участия.

К новейшим исследованиям феномена общественного участия, его места в политической науке, следует отнести статью С.В. Ананкина. Как отмечает исследователь, в отличие от социологии, в которой понятие общественного участия носит достаточно общий характер и охватывает разные типы социальной активности, в политической науке оно используется для анализа возможностей граждан определения публичной политики на разном уровне: от государственного до локального. В самом общем смысле общественное участие предполагает возможность граждан, как ключевых стейкхолдеров политического процесса, влиять на формирование, реализацию политики в той или иной сфере и контроль над ее осуществлением10. Из данного определения следует, что необходимо

8 Балашова М.В. Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.М. Шолохова. Серия: История и политология. 2011. № 3. С. 77.

9 Скалабан И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Социология., Политология. 2011. № 3. С. 134.

10 Ананкин С.В. Современное понимание общественного участия в политической науке // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 2. С. 12.

разграничивать понимание общественного участия, которое дается в социологической науке и в политической науке. Соответственно, являясь категорией политической науки, общественное участие должно сопровождаться предметным описанием институциональных, политических, социокультурных и других условий, которые определяют его фактические функции в конкретной политической системе. Субъектом общественного участия выступает отдельный индивид, причем не обязательно являющийся гражданином или даже жителем определенной территории. Не вызывает возражений и авторская трактовка форм общественного участия, которые позволяют отдельному человеку оказывать то или иное воздействие на представителей органов власти или принятие политических решений: индивидуальные обращения к представителям органам государственной власти, местного самоуправления, одиночные пикеты и т.д. Не менее интересным предположением следует признать вывод С.В. Ананкина о том, что общественное участие в формировании политики и государственном управлении признается значимой целью и ценностью во многих политических системах, даже недемократических.

Анализ палитры исследовательских подходов к содержанию понятий «политическое участие» и «общественное участие» позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в научной гуманитарной среде сложились устойчивые представления о смысловых интерпретациях данных понятий. Во-вторых, эти понятия не отождествляются, а выводятся из природы социальных действий и взаимодействий. В-третьих, исследовательский интерес смещается в русло изучения механизмов политического и общественного участия, концентрируясь на предметном поле публичной политики. Наконец, в-четвертых, благодаря дискурсу о содержательных характеристиках данных понятий стало возможно обсуждение в среде специалистов, прежде всего политологов, категории «общественно-политическое участие».

Как уже отмечалось выше, общественно-политическое участие - это интегративная модель, которая позволяет в рамках политической науки осмыслить новые для современного общества процессы, которые не укладываются в ставшие уже привычными теоретические схемы. В настоящее время в политическое науке общественно-политическое участие подвергается комплексному изучению по следующим направлениям:

- место общественных и политических ориентаций в общей структуре социальных интересов населения;

- уровень политической интеграции, степень участия людей в деятельности политических партий, общественно-политических объединений;

- электоральное поведение, предполагающее участие в избирательных

кампаниях различных уровней;

- степень общественной активности, «градус» социокультурной инициативы со стороны населения, влияющей, в том числе, на политическую ситуацию (участие в национальных проектах, государственных и муниципальных программах, в деятельности общественных фондов и советах, в благоустройстве городской или сельской территории, в реализации стратегии геокультурного брендинга территории и др.);

- участие профессиональных городских сообществ в решении вопросов местного значения;

- практики взаимодействия населения с властными структурами, режимы «обратной связи», а также характер общественно-политического согласия.

В статье пензенского исследователя И.А. Мурзиной представлены результаты анализа основных форм общественно-политического участия российских граждан в жизни страны. По ее мнению, граждане РФ, с одной стороны, проявляют низкий интерес к политике и политическим событиям в целом, демонстрируя неясность и неопределенность политических взглядов и позиций, с другой же стороны можно наблюдать довольно высокий уровень критичного отношения к происходящим общественно-политическим процессам, оценивание правильности или неправильности политического курса. Также отмечается серьезное противоречие, заключающееся в том, что существующая общая поддержка власти со стороны населения не проявляется к конкретным государственным институтам или проявляется, но при невысоком уровне доверия. При этом формируется позитивное отношение к государству, к публичной политике, существует склонность поддерживать сильную власть11. Не возражая в целом с выводами автора, сделаем следующие замечания. Общественно-политическое участие не следует сводить исключительно к проблеме легитимности власти. Индивидуальные и коллективные интересы к политическим событиям и явлениям, безусловно, растут, особенно на фоне геополитических процессов, протекающих на постсоветском пространстве. Следует признать факт перемещения внимания к политической событийности в социальные медиа (телеграмм-каналы, блоги, сервисы и др.). Особенно востребована хроника событий общественно-политического характера, которую в ежедневном формате фиксируют социальные медиа (сетевые издания) муниципальных образований.

В ряде публикаций пермских исследователей В.В. Абашева и И.М. Пе-чищева, обращается внимание на роль городских сетевых изданий, кото-

11 Мурзина И.А. Общественно-политическое участие российских граждан: противоречия и перспективы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 3. С. 125.

рые своей деятельностью замещают официальную повестку, оказывают реальное влияние на общественную жизнь и побуждают горожан к участию в проектировании развития городской среды12. Действительно, за последние несколько лет можно наблюдать интенсивное развитие разнообразных Интернет-ресурсов общественно-политической тематики. Их количество не поддается точному подсчету. Так, для города-миллионни-ка этот показатель может исчисляться десятками, как-то: городские медиа, форумы и сообщества в социальных сетях, каналы в мессенджерах, созданные формальными и неформальными объединениями (экологи, гражданские активисты, правозащитники и др.), ситуативные сообщества на разных платформах, созданные для коммуникации в рамках конкретного проекта, аккаунты лидеров общественных объединений, политических партий, мнения экспертов и политтехнологов и т.д. В малых городах и крупных селах сетевых изданий гораздо меньше, однако они играют важную роль, выступая не только как агрегаторы информационно-аналитических материалов и публикаций, но и как площадки для обсуждения позитивных и негативных явлений, характерных для данной местности и связанных с деятельностью органов муниципального управления.

Указанная проблематика, в частности, частично отражена в статье О.А. Макаровой, посвященной изучению динамики общественно-политического участия населения на муниципальном уровне. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что автор рассматривает участие населения не только как политическую активность граждан, которая традиционно ассоциируется только с электоральным поведением, но и как общественную активность и участие, источником которых является в первую очередь семья, а также институциональная общественная среда, способствующая формированию индивидуальных инициатив граждан13. Соответственно от энергичных действий граждан муниципальных образований зависит вектор развития системы местного самоуправления. При этом автор делает оговорку, что эффективность будет определяться в зависимости от того, насколько население внутренне готово к глубоким изменениям. Имеется в виду его готовность к тем действиям, которые будут ограничивать власть и способствовать установлению адекватных норм и правил, учету требований жителей муниципального образования.

Еще одним важным моментом, на который обращает внимание О.А. Макарова, является регламентация форм общественно-политиче-

12 Абашев В.В., Печищев И.М. Городские сетевые издания как агенты урбанизации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 4. С. 9.

13 Макарова О.А. Общественно-политическое участие населения на муниципальном уровне // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62). Т. 2. С. 69.

ского участия в нормативно-правовых актах РФ. Речь идет о федеральном законе № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. В данном нормативном акте были предусмотрены следующие формы осуществления населением местного самоуправления и его участия в осуществлении местного самоуправления:

- местный референдум;

- муниципальные выборы;

- голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления;

- голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

- сход граждан;

- правотворческая инициатива граждан;

- территориальное общественное самоуправление;

- публичные слушания;

- собрание граждан;

- конференция граждан (собрание делегатов);

- опрос граждан;

- обращения граждан в органы местного самоуправления14.

Это не полный перечень форм общественно-политического участия, в законе содержится формулировка и о «других формах» участия. Нам представляется, что это наиболее важный момент, так как учитываются историко-культурные, этнические и конфессиональные факторы, играющие ключевую роль в конкретном муниципальном образовании.

Для диссертационного исследования важным является рассмотрение проблемы общественно-политического участия в малых городах, занимающих определенное место в классификации муниципальных образований. В связи с этим довольно интересным и содержательным выглядит статья И.Н. Кодиной, в которой автор предпринял попытку освещения проблематики общественно-политического участия населения непосредственно в малых городах. Так, исследователь отмечает, что на степень участия населения малых городов в общественно-политической жизни существенное влияние оказывают следующие факторы: активная миграция трудоспособного населения в крупные промышленные центры, численное преобладание жителей предпенсионного и пенсионного возрастов, невысокий уровень доходов, наличие у многих семей личного подсобного хозяйства,

14 Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021 № 304-Ф3, от 19.11.2021 № 376-Ф3). // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/20035.

высокая степень распространенности среди населения социальных болезней. Кроме того, важным фактором общественно-политического участия выступают также гендерные различия15. На основании проведенного комплексного исследования И.Н. Кодина пришла к выводам, имеющим ценность для нашей диссертации. Так, ключевым авторским выводом стало утверждение о том, что сущностные характеристики общественно-политического участия мужчин и женщин в малом городе имеют общие и специфические черты. К общим чертам ею были отнесены: невысокая степень общественной и политической активности (как среди мужчин, так и среди женщин), зависимость степени включенности в общественно-политическую сферу жизнедеятельности от сроков проживания в малом городе, а также зависимость общественно-политической вовлеченности мужчин и женщин от уровня образования и сферы деятельности. В то же время специфические черты выглядели таким образом: направленность общественно-политической деятельности мужчин и женщин (если для мужчин эта сфера жизнедеятельности является первичной сферой интересов, то для женщин - вторичной), различная степень протестной активности (мужчины в большей степени готовы к участию в акциях протеста), неодинаковый уровень интереса к политике (среди мужчин он выше, чем среди женщин)16.

Подведем итоги. Категория «общественно-политическое участие» была разработана в российской гуманитарной науке, где ключевую роль сыграли исследования в области социологии и политологии. В политической науке это понятие используется не так часто, причем нередко исследователи употребляют его в сочетании с понятием «гражданское участие». Вместе с тем, в том случае, когда предметом исследования выступает гражданская активность, подвижническая деятельность населения малого города или села, считаем целесообразным говорить о необходимости использования именно категории «общественно-политическое участие». В малых городах России полезные инициативы, исходящие от граждан и их объединений, в той или иной степени адресованы к муниципальной власти, депутатскому корпусу, отделениям политических партий и движений17. При этом сами люди имеют возможность войти в представительный или административный орган и реализовать свои предложения в практической сфере публичного управления.

Список литературы:

1. Almond G.A., Verba S. 1989. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Newbury Park.

2. Kavanagh D. Political Science and Political Behavior. London; Boston: Allen & Unwin, 1983. 225 p.

15 Кодина И.Н. Общественно-политическое участие населения малого города: гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2009. № 3 (52). С. 20.

16 Там же. С. 28.

17 Полуянова О.Г. Неономенклатурные формы взаимодействия региональных властных групп с учреждениями высшего образования в креативном поле урбанистики // Этносоциум. 2021. № 2 (152). С. 79-80.

3. Rosenbaum W.A. Political Culture: Basic qoncepts in political Science. N. Y.: Praeger Publishers, 1975. 181 p.

4. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура. Подход к изучению политической культуры // Полития. 2010. № 2 (57). С.122-144.

5. Абашев В.В., Печищев И.М. Городские сетевые издания как агенты урбанизации // Знак: проблемное поле медиаобра-зования. 2018. № 4. С. 9-29.

6. Ананкин С.В. Современное понимание общественного участия в политической науке // Известия Тульского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2020. № 2. С. 12-19.

7. Балашова М.В. Общественное участие на местах как драйвер социальной модернизации // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.М. Шолохова. Серия: История и политология. 2011. № 3. С. 75-80.

8. Кодина И.Н. Общественно-политическое участие населения малого города: гендерный аспект // Женщина в российском обществе. 2009. № 3 (52). С. 20-28.

9. Клюев А.В. Политическое участие: состояние и тенденции развития в условиях современного российского общества // Управленческое консультирование. 2005. № 2 (18). С. 69-77.

10. Козырева П.М., Смирнов А.И. Политическое участие и особенности развития политической активности в современной России // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С. 53-76.

11. Кузьмин П.В. Политическая деятельность и политическое участие: соотношение понятий взаимосвязь феноменов // Вкник СевНТУ: зб. наук. пр. Вип. 112/2010. Серiя: Полгголопя. Севастополь, 2010. С. 71-75.

12. Макарова О.А. Общественно-политическое участие населения на муниципальном уровне // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2 (62). Т. 2. С. 69-72.

13. Мурзина И.А. Общественно-политическое участие российских граждан: противоречия и перспективы // Вестник Самарского муниципального института управления. 2019. № 3. С. 125-132.

14. Омеличкин О.В. Типология политической культуры // Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2017. № 1. С. 12-19.

15. Полуянова О.Г. Неономенклатурные формы взаимодействия региональных властных групп с учреждениями высшего образования в креативном поле урбанистики // Этносоциум. 2021. № 2 (152). С. 79-86.

16. Пфетцер С.А. Теоретико-методологические основания анализа проблемы политического участия // Вестник КемГУ. 2013. № 3 (55). Т. 1. С. 103-110.

17. Скалабан И.А. Социальное, общественное и гражданское участие: к проблеме осмысления понятий // Вестник Томского государственного университета. Сер.: Социология, Политология. 2011. № 3. С. 130-139.

18. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021 № 304-ФЗ, от 19.11.2021 № 376-ФЗ). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035.

References

1. Almond G.A., Verba S. 1989. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Newbury Park.

2. Kavanagh D. Political Science and Political Behavior. London; Boston: Allen & Unwin, 1983. 225 p.

3. Rosenbaum W.A. Political Culture: Basic qoncepts in political Science. N. Y.: Praeger Publishers, 1975. 181 p.

4. Almond G.A., Verba S. Civic Culture. An approach to the study of political culture // Politia. 2010. № 2 (57). P. 122-144.

5. Abashev V.V., Pechischev I.M. Urban network publications as agents of urbanization // Znak: problem field of media education. 2018. № 4. P. 9-29.

6. Anankin S.V. Modern understanding of public participation in political science // Proceedings of Tula State University. Ser.: Humanities. 2020. № 2. P. 12-19.

7. Balashova M.V. Public participation in the field as a driver of social modernization // Bulletin of the Sholokhov Moscow State University for the Humanities. Series: History and Political Science. 2011. № 3. P. 75-80.

8. Kodina I.N. Socio-political participation of the population of a small town: gender aspect // Woman in the Russian society. 2009. № 3 (52). P. 20-28.

9. Klyuev A.V. Political participation: state and tendencies of development in conditions of modern Russian society // Management Consulting. 2005. № 2 (18). P. 69-77.

10. Kozyreva P.M., Smirnov A.I. Political participation and peculiarities of development of political activity in modern Russia // Sociological science and social practice. 2013. № 3. P. 53-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kuzmin P.V. Political activity and political participation: correlation of notions, interrelation of phenomena // Visnik SevNTU: Sib. nauk. pr. Issue 112. 2010. Series: Politology. Sevastopol, 2010. P. 71-75.

12. Makarova O.A. Socio-political participation of the population at the municipal level // Bulletin of Kemerovo State University. 2015. № 2 (62). Volume. 2. P. 69-72.

13. Murzina I.A. Public-political participation of Russian citizens: oppositions and prospects // Bulletin of the Samara Municipal Institute of Management. 2019. № 3. P. 125-132.

14. Omelichkin O.V. Typology of Political Culture // Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. 2017. № 1. P. 12-19.

15. Poluyanova O.G. Neonomenklatura forms of interaction of regional power groups with institutions of higher education in the creative field of urbanism // Etnosocium. 2021. № 2 (152). P. 79-86.

16. Pfettser S.A. Theoretical and methodological bases of the analysis of the problem of political participation // Bulletin of Kemerovo State University. 2013. № 3 (55). Volume 1. P. 103-110.

17. Skalaban I.A. Social, public and civil participation: to the problem of understanding the concepts // Bulletin of Tomsk State University. Ser.: Sociology, Politology. 2011. № 3. P. 130-139.

18. Federal Law No. 131 of 06.10.2003 "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" (ed. of 02.07.2021 No. 304, of 19.11.2021 No. 376). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/20035.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.