Потапов В. В.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ К ПОЛИЦИИ КАК РЕСУРС УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА
4. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАРОДОМ И ГОСУДАРСТВОМ. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (АКТИВНОСТЬ)
4.1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ К ПОЛИЦИИ КАК РЕСУРС УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА
Потапов Вадим Вячеславович, аспирант
Место учебы: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Аннотация: одним из наиболее глубоких позитивных установок, которые формируются у людей по отношению к внешнему миру, в том числе, миру политики, является доверие. Доверие представляет собой необходимое условие стабильности мироощущения людей, без которой оно деформируется и становится подверженным фрустрации. В статье рассматривается проблема политического доверия к органам МВД (полиции) как необходимое условие укрепления законности и правопорядка. Общественное мнение населения о деятельности полиции дает резонанс на оценку эффективности всей правоохранительной сферы государства. В последние десятилетия наблюдается активное обращение представителей политической науки к проблеме раскрытия особенностей, характерных черт и корреляции политического доверия, как в области международных отношений, так и в области политических процессов конкретных государств.
Ключевые слова: доверие к полиции, органам МВД, кредит доверия, дефицит доверия, политический курс, политические ценности, безопасность, защищенность общества и личности, правопорядок, политические процессы, политическая стабильность.
POLITICAL AND PUBLIC CONFIDENCE IN THE POLICE AS A RESOURCE FOR STRENGTHENING LAW AND ORDER
Potapov Vadim V., postgraduate student
Study place: Russian President Academy of National Economy and Public Administration
Abstract: one of the most profound positive attitudes that people form in relation to the outside world, including the world of politics, is trust. Trust is a necessary condition for the stability of people's perception of the world, without which it deforms and becomes prone to frustration. The article examines the problem of political trust in the bodies of the Ministry of Internal Affairs (police) as a necessary condition for strengthening law and order. Public opinion of the population about the activity of the police gives a resonance to the assessment of the effectiveness of the entire law-enforcement sphere of the state. In recent decades there has been an active appeal of representatives of political science to the problem of revealing the features, characteristics and correlation of political trust, both in the field of international relations and in the political processes of specific states.
Keywords: trust in police, police, trust, lack of trust, political course, political values, security, security of society and individuals, law and order, political processes, political stability.
Исследователи отмечают, что «политическое доверие относится к числу ключевых проблем, определяющих устойчивость и эффективность функционирования политической системы» [4, с. 5]. Вместе с тем, политическое доверие наряду с доверием к политическому курсу, к политической системе, к политическим институтам и лидерам проявляет себя и в доверии к органам, обеспечивающим правопорядок, прежде всего, к органам МВД, к полиции.
Многие исследователи считают, что «общественно-политическое доверие к органам государственной власти выступает необходимым условием политической стабильности» [1, с. 13]. На основе укрепления доверия к полиции складываются такие важные предпосылки политического процесса, как повышение легитимности политической системы, эффективность деятельности различных общественных и политических институтов, законопослушность, лояльность населения и другое. Так, об общественно-политической значимости деятельности полиции свидетельствует то, что в числе наиболее важных ценностей демократии большинство граждан называют закон и порядок. Так,
по шкале от 1 («совсем не важно») до 5 («очень важно») оценка важности законности и правопорядка составила в 2006 г. 4,6 пункта, в 2012 г. - 4,68 пункта [4, с. 5]. И в настоящее время это значимость продолжает оставаться крайне высокой.
Согласно репрезентативным оценкам, «наиболее важными демократическими ценностями для россиян являются закон, порядок и справедливые суды, которые по степени значимости опережают такие знаковые для демократии ценности, как свободные и честные выборы, свобода слова, защита прав национальных, религиозных и иных меньшинств, независимая пресса и политическая оппозиция» [4, с. 5]. Политологи указывают на то, что общественно-политическое доверие выступает сложным многоаспектным политическим институтом, имеющим свои отличительные признаки, характеристики и особенности.
В современной политической науке сформировался многочисленный класс теорий и концепций, раскрывающих функционал политического доверия. В их числе:
- теории политического доверия как политического капитала (П. Бурдье);
- теория эффектов политического доверия (М. Хетерингтон);
- теория существенного различия между «базовым доверием» и доверием к абстрактным системам (Э. Гидденс);
- теория доверия как ощущение персонифицированной ответственности, долга, обязанности (trust), и как значимая степень достоверности, уверенности в завтрашнем дне (confidence), ассоциируемая с социальными институтами и системами, с деятельностью которых связывается надежда на будущее (А. Селигман);
- с феноменологической перспективой (М. Лагершпец);
- концепция базового доверия (Э. Эриксон);
- концепция доверия как генерализованного ожидания (Н. Луман);
- концепция доверия как результата культурного взаимодействия в обществе (Ф. Фукуяма);
- концепция доверия как механизма перехода в неизвестное будущее (П. Штомпка);
- концепция истоков доверия в рациональности и рационального выбора (Я. Колеман) [7];
- концепция доверия как ставки в отношении будущих неопределенных действий власти, социальных издержек от демократических реформ (П. Штомпка) и др.
Опираясь на вышеуказанные теории и концепции, а также повседневную практику можно с высокой долей уверенности утверждать, что общественно-политическое доверие обеспечивает необходимые условия эффективной деятельности российской полиции, способствует вовлечению населения в решение задач борьбы с преступностью, укрепления законности и правопорядка. Более того, уровень общественно-политического доверия россиян является неотъемлемой чертой, характеристикой деятельности, целей и результатов работы органов МВД РФ.
Традиционно считается, что уровень общественно-политического доверия к органам МВД (полиции) является четким «барометром» состояния правопорядка, степени соблюдения прав и свобод граждан, защищенности личности от противоправных посягательств, уровнем преступности, насилия в обществе. В действительности данный показатель доверия имеет более сложную причинно-следственную основу. В восприятии социально-экономических и политических проблем, накопившихся за многие годы, в их числе: кризис ценностей, бедность, неудовлетворенность медицинским обслуживанием, системой образования, проблемы ЖКХ, угрозы в сфере международных отношений, уравновешиваются волнением по поводу роста преступности. Исследователи отмечают, что «для большинства населения беззаконие, отсутствие правопорядка является более значительной угрозой чем «недостаточность политических свобод и возможностей выражения своих политических взглядов» [4, с. 7].
С начала 90-х годов преступность как социальная, и политическая проблема занимает одно из первых мест среди отмечаемых населением проблем. Соответственно, в числе самых больших потерь в результате реформ большая часть опрошенных указала на «снижение уровня жизни для большинства населения» (37%) и «утрату чувства безопасности» (34%) [3, с. 34]. Динамика чувства страха перед беспределом и разгулом преступности в стране выглядит следующим образом. Испытывали подобный страх в 1995 г. - 54%, в 2001 г. - 46%, в 2008 г. - 28%, в 2011 г. - 36% [3, с. 70]. Динамика чувства незащищенности от насилия, согласно данным ИС РАН, показывает, что незащищенными от насилия себя считали в 2001 г. - 13%, в 2011 г. - 18% [3, с. 85]. На обеспокоенность в связи с ростом преступности, в том числе среди детей и подростков указывали в 2008 г. - 26% и в 2011 г. - 30% респондентов [3, с. 80]. При этом исследования пока-
зывают, что доверяли полиции в 2006 г. - 20,7%, в 2012 г. - 22,7% опрошенных россиян. Не доверяли соответственно 46,8% и 42,6% [4, с. 8].
Данные цифры подтверждают и другие исследования. Так, проведенные Левада-Центром опросы в 2004-2012 гг. показывают, что в то время лишь 25-30% россиян в той или иной форме доверяли полиции. При этом свыше 80% отмечали беззаконие с ее стороны, более 70% не считали себя защищенными от полицейского произвола [2, с.25].
Базовая потребность в эффективном обеспечении личной безопасности, поддержании законности и правопорядка в современном обществе удовлетворяется государством, в частности, с помощью института полиции. Неэффективная и неуважаемая гражданами полиция создает многочисленные проблемы: снижает доверие к государству и его основным институтам, формирует в обществе атмосферу страха и ощущение незащищенности, подавляет экономическую активность, лишает граждан стимулов платить налоги и тем самым разрушает фискальную политику.
Наоборот, полиция, пользующаяся уважением и доверием граждан, является непременным условием эффективного государства и социального благополучия. Неслучайно отношение к ней коррелирует с различными показателями «здоровья» государства и общества. Соответственно «общественное мнение по отношению к полиции может рассматриваться как барометр прогресса в том, как правительство служит интересам и нуждам населения» [б, с. 41].
Как отмечает В. Гимпельсон и Г. Монусова, «общественное мнение по отношению к правоохранительной системе активно влияет на саму эту систему как минимум по четырем возможным каналам.
Во-первых, оно обеспечивает обратную связь, доводя до правоохранителей оценки их деятельности, и тем самым посылает сигналы о необходимых изменениях;
Во-вторых, устойчивый негативный образ полицейских стимулирует отрицательный отбор, когда лучшие (по моральным и деловым качествам) работники отказываются идти в эту систему по принципиальным соображениям. Наоборот, позитивный образ привлекает достойных;
В-третьих, негативное отношение и отсутствие доверия к полиции отрицательно сказывается на желании населения сотрудничать с ней, тем самым затрудняя охрану общественного порядка, предотвращение и раскрытие преступлений;
В-четвертых, несоблюдение законов стражами порядка разрушает верховенство закона и правосознание общества в целом, что также, в конечном счете, угрожает общественной безопасности» [2, с. 25].
В деятельности по повышению общественно-политического доверия полиции важно учитывать, что «доверие основывается на ожидании того, что другая сторона будет вести себя предсказуемо, честно, добросовестно и ответственно» [4, с. 10]. Не менее важно и то, что «для того чтобы политическое доверие способствовало демократическому развитию, оно не должно приближаться к экстремальным значениям» [4, с. 10].
Вопрос об уровне общественно-политического доверия - это «вопрос об оптимальных границах политического доверия, поскольку как его дефицит, так и избыток выступают барьерами на пути укрепления демократических устоев общества. Значительный дефицит политического доверия ограничивает возможности властей и снижает активность граждан, препятствует
Потапов В. В.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДОВЕРИЕ К ПОЛИЦИИ КАК РЕСУРС УКРЕПЛЕНИЯ ПРАВОПОРЯДКА
развитию интеграционных процессов в обществе, а чрезмерное доверие, порождая бесконтрольность и вседозволенность, ведет к произволу властей» [4, с. 8]. Исследования показывают, что «примерами проявления доверия в конкретных ситуациях являются уверенность в легитимности политического режима, ожидания, связанные с деятельностью институтов власти различного уровня» [4, с. 8].
Политологический подход к анализу общественно-политического доверия к полиции имеет свою специфику, связанную, в первую очередь, со сложностью взаимосвязи правоохранительной деятельности и политики. Общественно-политическое доверие к полиции не только особо значимый политический ресурс, но и одновременно следствие, отражение состояния политического и административного управления. Особенностью общественно-политического доверия полиции является его широкая «разлитость», которое пронизывает все сферы и области человеческой жизнедеятельности охватывая собой все политические институты, процессы.
Общественно-политическое доверие полиции, словами Пьера Бурдье, является особым политическим капиталом. Его особенностью является то, что если политический капитал превышает необходимый минимум, то система органов МВД, обеспечивающая правопорядок в стране, может эффективно осуществлять свои функции. Если общественно-политическое доверие к полиции падает ниже допустимого уровня, то сфера правоохранительных действий сужается, минимизируется.
В деятельности полиции существенная роль кредит общественно политического доверия. Данный кредит доверия зачастую выступает в роли заемного политического капитала (П. Бурдье), который «выступает формой символического капитала, кредитом, основанным на вере и признании». В этой связи А. А. Галкин и Ю. А. Красин справедливо отмечают, что политический капитал, базируясь на доверии, оказываемом обществом органам власти, делегирует «институтам политической власти и руководящим ими лицам некоторую сумму компетенций, позволяющую реализовы-вать властные функции».
О наличии подобного кредита деятельности российской полиции и об оправдании данного кредита доверия свидетельствуют данные полученные в 2017 году. Так, итоги опроса об уровне доверия россиян полиции, проведенного 3-5 ноября 2017 года Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют, что доверие в той или иной степени («определенно» или «скорее доверяют») к сотрудникам полиции своего региона в 2017 года выразили две трети опрошенных россиян - 67% (Опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 3-5 ноября 2017 года методом телефонного интервью по выборке стационарных и мобильных номером 1800 респондентов).
Согласно комментариям социологов ВЦИОМа, это является рекордно высоким показателем. В 2015-2016 годах уровень доверия полиции составлял 46-47%. В это время (2015-2016 гг.) уровень недоверия полиции снизился соответственно с 46-47% до 27%. Наряду с ростом доверия выросли и положительные оценки работы полиции («хорошо», «очень хорошо») 24 до 46%. Одновременно негативные оценки («плохо», «очень плохо») - снизились с 21 до 7%.
По существу, уровень доверия россиян отечественной полиции сравнялся с уровнем доверия к полиции западных стран. По шкале от 0-10 баллов максималь-
ное доверие имеют Финляндия (8,0), за ней следуют Дания (7,7), Скандинавские страны и Германия (более 7,0 баллов), Швейцария (7,0) [2, с. 30].
По версии ВЦИОМа, больше всего россияне доверяют сотрудникам дежурной части (71%), участковым инспекторам (70%), инспекторам по делам несовершеннолетних (68%), полиции на транспорте (67%), сотрудникам патрульно-постовой службы (65%). Ниже всего доверие к ГИБДД (59%), сотрудникам лицензи-онно-разрешительной службы (59%), работникам управления по миграции (55%), сотрудникам управления по контролю за оборотом наркотиков (54%).
Общественно-политическое доверие к органам МВД отражает процессы согласия (несогласия), подчинения (неподчинения), законопослушности (незаконопослушности, правового нигилизма), протекающие в обществе. Таким образом, можно констатировать, что общественно-политическое доверие к российской полиции в большинстве своем есть совокупность представлений граждан о моральных и профессиональных качествах сотрудников МВД, «подкрепленных верой граждан в их надежность, добросовестность, искренность, честность, компетентность» [1, с. 22]. Из доверия к полиции возникают отношения лояльности, поддержки, приверженности и пр. В то же время за критикой отдельных сотрудников органов государственной власти стоит явно выраженное недоверие к тому или институту власти, допускающих нарушения законности его сотрудниками. Лица, теряющие доверие общества, бросают тень на репутацию тех подразделений, с которыми они непосредственно связаны.
Результаты социологических исследований, проведенные в 2017 году, говорят об укреплении положительного образа полицейского в общественном сознании: ему в первую очередь приписываются такие качества, как опрятность (77%), вежливость (66%), дружелюбие (66%), порядочность (65%), храбрость (65%), компетентность (64%), готовность оказать помощь (64%). Среди негативных качеств полицейских респонденты чаще всего называют взяточничество (19%), лицемерие (18%), плохую физическую форму (15%), несправедливость (14%). В числе негативных качеств 11% принявших участие в опросе также назвали безразличие, а еще по 10% - некомпетентность.
Население отмечает, что случаи нарушений со стороны полицейских становятся все реже и реже. В 2017 году не были свидетелями каких-либо нарушений 81% опрошенных (против 62% в 2009 году). Среди нарушений чаще всего опрошенные сталкивались с грубостью полицейских (6%), использованием служебного положения в личных целях и попытках исказить факты (по 5%), в поборах и взяточничестве (4%). С жестокостью сотрудников полиции сталкивалось не более 3% респондентов.
Во многом достижение положительных результатов в укреплении доверия населения связано с тем, что министр внутренних дел России В. А. Колокольцев в своих выступлениях постоянно обращает внимание на то, что «полиция должна заслужить доверие граждан <...> заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу» [5, электронный ресурс].
Аналогичной точки зрения придерживается и генеральный директор Фонда ВЦИОМа К. Абрамов, отмечая, что рост доверия к институту полиции в 2017 году связан с тем, что произошли «качественные изменения в деятельности полиции и граждане это замети-
ли». В то же время следует признать, что пока «единственным институтом государственной власти, пользующимся доверием у подавляющего большинства россиян, остается институт президентства» [4, с. 9].
Вопрос достижения еще более высокой степени доверия полиции напрямую связан с возможность реализации программ по укреплению правопорядка, поддержки населением деятельности органов МВД. Рост общественно-политического доверия к полиции следует рассматривать, как уверенность населения в способности данного правоохранительного института наращивать эффективность решения стоящих перед обществом проблем, в том числе противостоять беззаконию, преступности, хаосу.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,79%.
Список литературы:
1. Бануляк Н. А. Новые информационно-коммуникативные технологии как инструмент формирования общественного доверия к органам государственной власти России: диссертация на соискание ученой степени к.пол.н. М., 2013.
2. Гимпельсон В. Е., Монусова Г. А. Доверие полиции: межстрановой анализ // Вопросы экономики. 2012. №11. С. 24-47.
3. Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних социологических замеров / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. М.: Весь Мир, 2011.
4. Козырева П. М., Смирнов А. И. О границах политического доверия // Власть. 2014. №5. C. 5-10.
5. Колокольцев В. А. Полиция должна заслужить доверие граждан. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.mvd.ru/news/show_109865.
6. Cao L., Zhao J.S. Shades of Blue: Confidence in Police in the Word // Journal of Criminal Justice. 2012. No 40. P. 40-49.
7. Coleman J. S. Social Capital in the Creation of Human Capital // American Journal of Sociology. 1998. Vol. 94. Supplement. P. 95-120.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Потапова В. В. «Общественно-политическое доверие к полиции как ресурс укрепления правопорядка» В современных условиях построения демократического правового государства в России особую актуальность приобретают проблемы построения эффективного института полиции, способного к принятию инноваций и современному управлению социально-политическими процессами, связанными с внутренними и внешними аспектами функционирования правоохранительного ведомства. Поэтому статья Потапова В. В., в которой исследуется общественно-политическое доверие к институту полиции как ресурсу укрепления правопорядка в стране, написана на актуальную и востребованную тему.
Политологический подход к анализу феномена политического доверия имеет свою специфику, связанную, в первую очередь, со сложностью и комплектностью самой политической сферы, с особенностями взаимодействия государства и органов власти, общественных институтов.
Проведенное исследование позволило автору прийти к обоснованному выводу о том, что «рост общественно-политического доверия к полиции следует рассматривать, как уверенность населения в способности данного правоохранительного института наращивать эффективность решения стоящих перед обществом проблем, в том числе противостоять беззаконию, преступности, хаосу».
Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит выводы, представляющие практический интерес. Все вышеперечисленное позволяет рекомендовать ее к публикации в научном издании.
Рецензент:
Доктор политических наук, Профессор кафедры культурологии РАНХиГС при президенте РФ
А. В. Возжеников