Научная статья на тему 'Общественно-политическая проблематика рекламно-информационной газеты (на примере города Шадринска)'

Общественно-политическая проблематика рекламно-информационной газеты (на примере города Шадринска) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАВИСИМОСТЬ СМИ / РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ГАЗЕТА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ястремская Юлия Александровна

В данной статье рассматривается особенности редакционной политики нового для провинциальной журналистики формата издания – рекламно-информационной газеты. Кроме того, обращено внимание на проблему зависимости позиции редакции от административного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общественно-политическая проблематика рекламно-информационной газеты (на примере города Шадринска)»

5 Чупринин С. Русская литература сегодня. Жизнь по понятиям. URL: http://knigosite.ru/li-brary/read/77000.

6 Мильчин К. Русский нон фикшн: в чем правда? URL: http://www.pro-books.ru/sitearticles/5999.

7 За все время существования книжной ярмарки (с 1999 года) собственно научно-популярная литература оказывается в центре внимания только на 13-й по счету, проходившей в 2011 году. В рамках мероприятия состоялся круглый стол «Научно-популярная литература как инструмент формирования личности и обще-

ства», прошли презентации отечественных и зарубежных книг из разряда non fiction.

8 Болотина Д. Голосова, О. «Нон фикшн по-русски»: перерождение термина. URL: http:// www.ostrovknig.ru/ncd-l-5-102/news.html.

9 Муратханов В. Книжная ярмарка как форма досуга // Октябрь. 2009. № 2. URL: http:// magazines.russ.ru/october/2009/2/mu10.html.

10 Почему нет хорошего нон фикшн на русском? URL: http://www.snob.ru/fp/ entry/28105#comment:244281.

УДК 070.485

ЮлияАлександровна Ястремская

Шадринский государственный педагогический институт

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА РЕКЛАМНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ГАЗЕТЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ШАДРИНСКА)

В данной статье рассматривается особенности редакционной политики нового для провинциальной журналистики формата издания - рекламно-информационной газеты. Кроме того, обращено внимание на проблему зависимости позиции редакции от административного финансирования.

Ключевые слова: редакционная политика, зависимость СМИ, рекламно-информационная газета.

Современный, даже небольшой город, невозможно представить без собственного печатного органа, радиостанции или телевидения. Город Шадринск не стал исключением и к началуХХ1 века имеет свой собственный развивающийся медиарынок. Роль СМИ в городах такого же небольшого масштаба, как Шадринск, переоценить невозможно. В первую очередь, СМИ, особенно газеты, освещают жизнь города и в связи с тем, что новостное поле провинциального города значительно меньше, чем в мегаполисе, в центре внимания редакций СМИ оказываются совсем, казалось бы, незначительные события. Именно это является главной особенностью провинциальных СМИ, речь о которых передовая интеллигенция города Шадринска завела еще в начале XX века, когда впервые задумалась о собственной городской газете, независимой от областной прессы.

До 1999 года в Шадринске с небольшими перерывами функционировали всего две га-

зеты - одна обслуживала интересы жителей города Шадринска, а вторая издавалась для жителей шадринского района («Шадринский курьер»). Каждая из редакций этих газет после реконструкций, переименований, объединений и разъединений перенимала часть материальных, финансовых средств, профессиональных работников, опыт работы от предыдущей редакции.

В начале ХХ1 века в городе возникло издание нового для Шадринска формата - рекламная газета с бесплатными объявлениями «Ваша выгода». Ее особенность заключается не только в том, что она возникла самостоятельно, практически из ничего, но и в информационно-рекламном характере. Таким образом, в Шадринске к 2000-му году образовалось два городских издания. Причем, достаточно сложно назвать их конкурентами, поскольку вновь появившиеся издание прочно заняло плохо освоенную другими СМИ нишу рекламы и бесплатных объявлений.

Газета «Ваша выгода» по официальным данным зарегистрирована 5 октября 1999 года, однако это не дата основания издания, история первой частной газеты связана с 1998 годом. В то время не каждому жителю города было по карману разместить объявление в местных газетах. В связи с такой обстановкой в Шадрин-ске будущие издатели «Вашей выгоды» стали выпускать листовку с бесплатными объявлениями, которую мог получить любой житель совершенно бесплатно. Со временем газета видоизменилась и из небольшой брошюры переросла в газету бесплатных объявлений «Ваша выгода». Соучредителями и основателями газеты выступили Мильчаков В. О. и Махнин П. Н. Изначально они издавали газету в собственной квартире, имея только компьютер и телефон, чтобы принимать объявления. Вскоре издание разрослось, и редакция стала арендовать помещение в центре города. За год существования «Ваша выгода» стала восьмиполосной и издавалась периодически один раз в неделю. Постепенно в ней стали публиковаться не только бесплатные объявления, но и рекламные сообщения, за размещение которых платили местные предприниматели. С усовершенствованием газеты начинает развиваться ее штат. В редакции появляются новые лица, занимающие должности корреспондентов. Они готовили для газеты небольшие новостные сообщения о событиях города. Газета становится популярной как среди жителей города, так и среди населения района. Ее тираж значительно возрастает: еще в сентябре 1999 года он составлял 999 экземпляров, а уже в декабре - 3500 экземпляров. Официальная регистрация издания позволяет распространять газету не только в розницу, но и по подписке [3. С. 64].

Как уже было сказано, изначально газета «Ваша выгода» не являлась конкурентом другой, более старой городской газеты «Исеть», история которой начинается в 1913 году. Это было связано в первую очередь с тем, что положение газет на рынке СМИ было различным. Целевая аудитория ценила в газете «Исеть» профессионализм публикаций, глубину проработанности тем, а «Вашу выгоду» покупали ради коротких новостных сообщений и, что наиболее важно, бесплатных объявлений, которые составляют больше половины печатного пространства издания (в газете 32 полосы, из которых информационные материалы занимают лишь 11 полос (газета «Ваша Выгода» № 22 (775) от 22 марта 2011). Разность целевой ау-

дитории, в первую очередь, повлияла на общественно-политическую позицию газет.

Считается, что средства массовой информации должны быть зеркалом действительности. Однако современная теория журналистики склоняется к другому мнению - СМИ формируют в массовом сознании представления о действительности. Это касается процесса отражения аспектов общественно-политической жизни города в провинциальных газетах. СМИ малых городов в большинстве своем являются зависимыми от администрации города, именно поэтому редакция СМИ становится субъективной, исходя из интересов властьимущих. Под общественно-политической жизнью провинциального города можно понимать события, происходящие в жизни города и его жителей, связанные с деятельностью власти, администрации и затрагивающие интересы большинства горожан.

На формирование общественно-политической позиции газеты «Ваша выгода» повлияла целевая аудитория - горожане и жители района, занимающиеся мелким предпринимательством. Основными тенденциями отражения общественно-политической жизни Шадринска стали подбор интересного для аудитории героя («полезного» для развития бизнеса и улучшения уровня жизни), тематическая гибкость (от религиозных тем до экономических причин мирового кризиса), жанровая узость (основные жанры интервью, отчет, репортаж).

Репортаж - один из самых распространенных жанров освещения общественно-политической жизни. Чаще всего в газете «Ваша выгода» публикуются репортажи с культурных мероприятий, которые по многим критериям можно отнести к жанру отчета. В чистом виде жанр репортажа «расцветает» на страницах рекламно-информационного издания благодаря освещению разного рода заседаний, встреч, круглых столов. Кроме того, для журналиста-автора такого репортажа важнее не сама встреча и ее участники, а проблема, тема встречи. Через освещение хода заседания в публикациях вскрываются причины, следствия и другие аспекты, которые могут заинтересовать читателя, не особо разбирающегося в этой проблематике (газета «Ваша выгода» № 48 от 19 ноября 2006 г.).

Материалы, написанные в жанре интервью, больше похожи на расшифровку записи, что указывает на частое использование журналистами метода сбора информации - интервью.

Чаще всего публикуются интервью проблемные. С одной стороны, в этом случае интервьюируемый должен уходить на второй план, но в газете уделяется большое внимание героям материалов, поэтому получаются материалы на интересные, волнующие темы с интересным героем в центре (газета «Ваша выгода» № 76 от 29 сентября 2009 г.). В практике газеты «Ваша выгода» фактически не встречаются «интервью ради интервью», что свойственно другой газете - «Исеть».

В отличие от старейшей городской газеты «Исеть», для «Вашей выгоды» не свойственны такие жанры, как эссе и вопрос-ответ. Однако это не означает, что они совсем не встречаются на страницах издания. Подобные материалы публикуются по запросам или обращениям читателей (газета «Ваша выгода» № 40 от 6 октября 2005 г.). В газете «Исеть» больше практики работы с аудиторией, ведь корнями ее история уходит в начало XX века и опыт осуществлении подобного вида работ выработан. В то время как зародившееся в новом веке издание прежде всего отвечает запросам времени (реклама, маркетинг издания, развитие дизайна газеты) и систему работы с аудиторией достаточно сложно наладить. Поэтому редакция СМИ старается предугадать запросы читателей и не ждет от них обращений и запросов. В этом случае подход работы с аудиторией можно сравнить с подходом работы с рекламодателем.

Общественно-политическая позиция газеты формируется под влиянием целевой аудитории, в стремлении соответствовать запросам читателей. Однако процесс отбора редакцией событий жизни города для их освещения на страницах газеты зависит и от причин материального характера, в последнее время это вопросы финансирования газеты - выделение дотаций. Дотация - финансовая поддержка периодического издания, выдаваемая ему регулярно. Дотируемая редакция, компания или агентство могут с ее помощью гарантированно покрывать часть своих расходов [1]. Однако согласно законодательству газета не может получать финансовые дотации от администрации города или района. В региональной практике (на примере города Шадринска) к понятию финансовых дотаций можно отнести денежные средства, которые СМИ получает за публикацию официальных документов администрации города.

В 1991 году в городе Шадринске появился реорганизованный печатный орган - газета

«Исеть», которая до 2010 года являлась бессменным обладателем права на публикацию официальных документов администрации города Шадринска. Эти денежные средства составляли немалую часть бюджета газеты. В начале 2010 году прошел традиционный аукцион на право публикации официальных документов, который выиграла другая городская газета, «Ваша выгода», предложившая меньшую стоимость газетного пространства. Если провести сравнительный анализ редакционной политики изданий (до 2010 года и после аукциона), можно сделать вывод об уровне зависимости позиций газеты от финансовых дотаций.

Газета увеличила количество рекламных материалов в два раза по сравнению с предыдущим годом. Количество рекламных материалов в номерах газеты «Исеть» за 2009 год составляла 1/10 часть всех публикуемых материалов. Однако количество рекламы - не единственное изменение, которое произошло в информационной политике газеты «Исеть» в начале 2010 года.

Анализ городской газеты «Исеть» за 2010 год и январь-февраль 2011 года выявил следующие тенденции в освещении общественно-политической жизни города в период отсутствия финансовой зависимости редакции от администрации:

• освещение деятельности депутатов городской думы через встречи с избирателями (газета «Исеть» № 32 (13215) от 11-17 августа 2010). В жанре репортажа рассказывается о встречи жителей центральной части города с депутатом городской думы, который выслушивает претензии жителей и обещает содействовать их решению;

• жалобы в адрес служб ЖКХ принимают «истерический» характер. Материал состоит из описания быта жильцов, их проблем и сетование на бездействие служб ЖКХ или властей города и их «халтурное выполнение обязанностей» (газета «Исеть» № 41(13224) от 13-19 октября 2010);

• количество публикаций, подготовленных пресс-службой администрации города Шадринска, резко сократилось, они представляют собой небольшие информационные заметки;

• появляются «громкие заголовки»: «Мы обречены на голодную смерть» (газета «Исеть» № 12 (13195) от 24-30 марта 2010 г.), «Остановите беспредел!» (газета «Исеть» №23 (13206) от 9-15 июня 2010 г.), «Браконьеры зверству-

ют, гаишники бездействуют» (газета «Исеть» № 50 (13232) от 15-21 декабря 2010 г.).

• количество материалов, в основе которых лежит письмо читателя, увеличилось в 3 раза. В газете со временем появились специальные рубрики - «По письму читателя», «Резонанс» (газета «Исеть» № 35 (13218) от 1-7 сентября 2010 г.);

• колонка редактора постепенно теряет разъяснительную позицию и приобретает черты критики в адрес администрации города: «Учитывая, что продвинутые шадринцы предпочитают строить свои «дворцы» за чертой города, помогая выполнять планы по строительству Шадринскому району, я бы предложил объявить на этом заседании благодарность главе нашего города за «благотворительность» и помощь землякам» (газета «Исеть» N° 8 (13243) от 23 февраля - 1 марта 2010 г.).

Кроме того, газета «Исеть» предоставляет читателям на страницах газеты высказывать свое мнение по поводу происходящих в городе событий. В августе 2010 года доктор культурологии, краевед Сергей Борисов издал двухтомную «Энциклопедию Шадринска». В газете за период август-сентябрь 2010 года было опубликовано 3 противоположных мнения по поводу этого издания.

Отбор редакцией событий для создания публикаций стал проходить исходя из интересов читательской аудитории. Газета стала привлекать внимание общественности к действительным проблемам жителей Шадринска и приняла более агрессивную позицию по отношении к деятельности администрации города.

В то время как, приобретение газетой «Ваша выгода» дополнительного финансирования в редакционную политику особых изменений не принесло. Немного, примерно на 10 %, увеличилось количество официальных материалов и сообщений пресс-службы администрации города Шадринска. увеличился тираж, газета ста-

ла выходить два раза в неделю (по вторникам и пятницам) суммарным тиражом 15 500 экземпляров. Официальные документы администрации города (на публикацию которых газеты выиграла аукцион) публикуются в пятничном выпуске, который имеет наибольший тираж -8 500 экземпляров и практически не содержит информационные публикации, меньше 1 полосы, в основном небольшие новостные заметки.

Процесс формирования общественно-политической позиции газеты зависит от разных факторов, анализ опыта двух шадринских газет показал, что в основном на этот процесс влияют целевая аудитория и финансовые вопросы. Газета издается для кого-то, материалы для публикации подбираются в зависимости интересов адресата - простого читателя или финансового спонсора. Исторический опыт в современной практике «проигрывает» рыночному отношению. Если газета изначально настроена на самостоятельное обеспечение производственных процессов, то она более твердо стоит на своих позициях - общественно-политических, экономических, правовых, этических и др.

Список литературы

1. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ [Электронный ресурс] / С. М. Гуревич. - URL : http://evartist.narod.ru/text11/34. htm.

2. Современный философский словарь [Текст] : под общ. ред. В. Е. Кемерова. - М., 2004.

3. Становление и развитие региональной журналистики (СМИ г. Шадринска) [Текст] : учебное пособие / под ред. Ю. А. Шуплецовой. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский дом печати», 2009. - 185 с.

4. Горчева, А. Ю. Политический менеджмент: исторический опыт России [Текст] : учебное пособие. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.