Общественные палаты, созданные в субъектах РФ, - это новый в политико-правовом пространстве России институт гражданского общества, призванный (по своей природе) обеспечить эффективное противодействие злоупотреблениям публичной властью и должностными полномочиями в субъектах Федерации.
На сегодняшний день региональные общественные палаты сформированы в 56-ти субъектах Российской Федерации. По поручению губернатора Ростовской области Василия Голубева была создана рабочая группа, куда вошли представители администрации и Законодательного собрания, Главного управления юстиции РФ по Ростовской области. Эта группа и подготовила проект областного закона. Ответственное решение в интересах жителей Ростовской области приняли 23 июня 2011 г. на 34-ом своем пленарном заседании депутаты Законодательного собрания области, проголосовав во втором чтении за областной закон «Об Общественной палате Ростовской области».
Общественная палата Ростовской области призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, за исключением политических партий, их региональных и местных отделений, государственных органов Ростовской области и органов местного самоуправления в Ростовской области для решения наиболее важных вопросов социально-экономического и культурного развития Ростовской области и муниципальных образований в Ростовской области, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Ростовской области путем:
- обеспечения взаимодействия граждан с органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- учета общественно значимых законных интересов граждан, защиты их прав и свобод при формировании и реализации государственной политики по наиболее важным вопросам социально-экономического и культурного развития Ростовской области и муниципальных образований;
- защиты законных прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
- осуществления в соответствии с настоящим областным законом общественного контроля над деятельностью областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;
- выработки рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Ростовской области;
- оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам муниципальных образований, консультативным советам общественных объединений при главах местных администраций, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Ростовской области;
- привлечения граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций к формированию и реализации государственной политики по наиболее важным вопросам социально-экономического и культурного развития Ростовской области и муниципальных образований, нравственного и патриотического воспитания молодежи, межнационального и межрелигиозного мира и согласия;
- выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих значение для Ростовской области и направленных на реализацию конституционных прав и свобод, а также общественно значимых законных интересов граждан, общественных объединений и иных некоммерческих организаций;
- разработки рекомендаций Главе администрации (губернатору) Ростовской области, Законодательному собранию Ростовской области, иным органам государственной власти, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Ростовской области, органам местного самоуправления по наиболее важным вопросам социально-экономического и культурного развития Ростовской области и муниципальных образований.
И, конечно же, два главных полномочия Общественной палаты: проведение общественной экспертизы областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области,
муниципальных нормативных правовых актов и их проектов, а также - предложение инициатив по различным вопросам общественной жизни.
В состав Палаты вошли 45 человек, срок их полномочий - три года. 15 членов Палаты утверждаются губернатором, 15 - Законодательным собранием области. Остальные 15 членов Палаты, представляющие общественные объединения и иные некоммерческие организации, будут приняты в состав ОП по решению уже утвержденных членов Палаты. Согласно закону, членом Общественной палаты может быть гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, преимущественно проживающий в Ростовской области, имеющий заслуги перед областью и пользующийся признанием и уважением среди населения.
Члены Общественной палаты избирают из своего состава Совет Общественной палаты, председателя Общественной палаты и его заместителей. Общественная палата вправе образовывать комиссии и рабочие группы. В состав комиссий Общественной палаты входят ее члены. Рабочие группы формируются в том числе и из представителей общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Федеральный закон не предусматривает участие Федерального Собрания в формировании Общественной палаты России. Однако в Ростовской области законодательная власть принимает самое активное участие в формировании своей Общественной палаты. Важно, что по закону субъекта членами Общественной палаты не могут быть назначены лица, занимающие государственные должности Российской Федерации и Ростовской области в исполнительных органах государственной власти, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, а также лица, замещающие муниципальные должности. Кроме того, закон предусматривает, что члены Общественной палаты, утвержденные губернатором и Законодательным собранием, при осуществлении своих полномочий не связаны решениями, соответственно, губернатора и Законодательного собрания Ростовской области. Помимо этого, Советом Общественной палаты был принят Кодекс этики членов Палаты, выполнение требований которого стало обязательным.
Таким образом, основными формами деятельности Общественной палаты являются заседания Общественной палаты, заседания Совета, комиссий и рабочих групп Общественной палаты, гражданские форумы, слушания и «круглые столы» по общественно важным проблемам, опросы населения, форумы, семинары, иные формы деятельности. Общественная палата вправе проводить общественную экспертизу проектов областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области. При этом своевременно реагировать на все важные посылы, исходящие от общества. Совет Общественной палаты ежегодно готовит доклад о состоянии и развитии институтов гражданского общества в Ростовской области. Ежегодный доклад Общественной палаты направляется Главе администрации (губернатору) Ростовской области, в Законодательное собрание Ростовской области, председателю Ростовского областного суда, прокурору Ростовской области, главному федеральному инспектору по Ростовской области аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Ростовской области, в Общественную палату Российской Федерации.
Общественная палата Ростовской области действует на общественных началах, не является юридическим лицом. Своего аппарата, обеспечивающего деятельность, у палаты не будет. Закон предусматривает, что такое обеспечение осуществляется Министерством внутренней и информационной политики Ростовской области за счет средств областного бюджета. Полагаем, что в этом заключается функциональная, информационная и организационно-техническая зависимость членов Общественной палаты от исполнительной власти. Председатель Комитета по социальной политике, труду, здравоохранению и спорту Законодательного собрания Ростовской области В.Д. Катальников утверждает, что «...на первом этапе новому институту - Общественной палате в организации работы, без сомнения, потребуется определенная помощь исполнительной власти. Палата ведь начнет работать как бы ".с чистого листа". Но давления никакого не будет. Постепенно, уже в первый год работы, накопится много вопросов, которые, возможно, приведут в дальнейшем к организационным изменениям. Будет учитываться мнение и Совета Палаты, и отдельных ее членов. Понятно, что принятый нами Закон "Об Общественной палате Ростовской области", как и любой
другой принимаемый закон, - не догма, по которой живут веками. Поэтому бояться предлагаемого сегодня механизма организации работы Общественной палаты не надо» [1].
Статус члена Общественной палаты Ростовской области определяет его участие в деятельности палаты. Он может работать в комиссиях, рабочих группах Палаты. Но нигде в областном законе не сказано, что органы государственной власти и органы местного самоуправления предоставляют члену Палаты необходимую для исполнения его полномочий информацию. Такие сведения предоставляются только по запросам или Общественной палаты, или ее комиссий. Членам же Общественной палаты России, как и, например, депутатам различных уровней, названная информация предоставляется. Полагаем, что это станет ограничивающим фактором в деятельности члена Палаты. Обращаясь к представителям донской Общественной палаты, В. Голубев сказал: «Я буду стараться создать такие условия, чтобы на все запросы Общественной палаты не только следовала незамедлительная реакция, но и была хорошая, серьезная большая работа, чтобы у людей была уверенность в том, что власть их слышит... и решает их проблемы» [2].
В полномочия Общественной палаты Ростовской области входит общественный контроль над деятельностью областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также внесение предложений в органы государственной власти и органы местного самоуправления по наиболее важным вопросам социально-экономического развития Ростовской области и ее муниципальных образований. В связи с этим можете ли себе представить, что такие предложения, вопросы будут острыми? Что Общественная палата, например, может признать состояние дел с доступностью бесплатной медицинской помощи населению Ростовской области «неудовлетворительным» и вынести в связи с этим заключение, отличное от приукрашивающей положение дел в отрасли позиции Минздрава области?
Полагаем, что такие понятия, как «общественный контроль», «общественная инициатива», «общественная экспертиза» - должны стать процедурами, имеющими решающее значение в организации и деятельности Общественной палаты Ростовской области. В Палате должна быть создана такая демократическая атмосфера, при которой структуры гражданского общества через членов Палаты смогут давать конкретные рекомендации власти. А власть при этом должна или принимать эти профессиональные и ответственные рекомендации, либо открыто и аргументированно их отклонять. Без открытого диалога власти и общества больше жить нельзя. Задача создаваемой на Дону Общественной палаты - такой диалог обеспечить.
Таким образом, принципиальной особенностью становления современного гражданского общества в России является то, что оно происходит в условиях выбора страной демократического пути развития, при поддержке соответствующих государственных и муниципальных структур, взаимодействии с ними и оказании соответствующего влияния на них. В идеале речь идет о формировании комплексной («триединой») модели взаимозависимого взаимодействия трех ведущих общественных структур: государства-местного самоуправления-гражданского общества. В этой триаде особое место принадлежит и такому новому институту гражданского общества, как общественные палаты субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Сергеев С.Н. Общественная палата: путь к диалогу // Живая вода. Источник жизни. 2011. № 26.
2. http://donregion.ru