Экспертиза
Леонид ГРИГОРЬЕВ
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
В статье раскрываются основные тенденции развития общественной палаты региона как института гражданского общества, рассматривается отношение населения к ее деятельности. Анализируются данные социологических исследований, проведенных в Тверской обл.
In the article the main tendencies of development of civic chamber of a region as an institute of civil society are revealed; relation of the population to its activity is considered. Data of sociological researches conducted in the Tver region are analyzed.
Ключевые слова:
гражданское общество, общественная палата региона, некоммерческий сектор; civil society, civic chamber of a region, noncommercial sector.
ГРИГОРЬЕВ Леонид Геннадьевич — к.филос.н., доцент; профессор кафедры социологии и социальных технологий ТвГТУ grig1969@rambler.ru
Становление гражданского общества в России порождает но -вые институциональные образования. Особое место среди них занимают общественные палаты, формируемые в субъектах РФ. В Тверской обл. подобная структура была образована в январе 2009 г в соответствии с региональным законом об Общественной палате Тверской области1. Согласно закону Общественная палата Тверской области является коллегиальным общественным органом, формируемым на основе добровольного участия в его деятельности граждан РФ, место жительства которых находится на территории Тверской обл., общественных объединений и объединений неком -мерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Тверской обл.2
Общественная палата создает условия для взаимодействия граж дан и общественных организаций Верхневолжья с органами государственного и местного управления, обеспечивает учет потреб -ностей и интересов населения, защищает права и свободы людей, осуществляет общественный контроль за властными структурами.
Важным условием эффективного решения стоящих перед Палатой задач является социологическое сопровождение ее дея -тельности. С 2010 г. кафедрой социологии и социальных техноло -гий Тверского государственного технического университета еже годно проводятся социологические исследования среди жителей Тверской обл., посвященные отношению населения региона к работе Общественной палаты. Полученные данные используются при подготовке ежегодного доклада Общественной палаты о состо янии гражданского общества в Тверской обл.3
Так, в ходе исследования 2012 г. с помощью метода анкетирова ния было опрошено 624 чел. (ошибка выборки — 4%, выборка квот -ная по полу, возрасту и типу населенного пункта). Проведенное исследование позволяет оценить основные стороны деятельности Общественной палаты и различные аспекты функционирования регионального гражданского общества в целом через мнение насе ления Верхневолжья.
Главными направлениями работы Общественной палаты, по мнению жителей Тверского региона, в настоящее время являются:
1 Принят Законодательным собранием Тверской области 18 сентября 2008 г.
2 Закон об Общественной палате Тверской области // Сборник документов Общественной палаты Тверской области — Тверь : Седьмая буква, 2010, с. 5-19.
3 О состоянии гражданского общества в Тверской области в 2012 г.: доклад Общественной палаты Тверской области. — Тверь, 2013.
«открытое и гласное обсуждение наибо -лее важных общественно значимых про блем, изучение и выявление обществен ных интересов граждан, доведение их до сведения органов государственной власти и местного самоуправления» — 25,1%; «осуществление общественного контроля за деятельностью органов государст венной власти и местного самоуправ ления» — 19,2%; «разработка и внесение в Законодательное собрание в порядке законодательной инициативы проектов законов Тверской области и иных нор мативных правовых актов» — 17%. Среди жителей сельских поселений доля лиц, не сумевших ответить на вопрос о направле ниях работы Общественной палаты, почти вдвое больше, чем среди горожан.
Чем должна заниматься, по мнению населения Верхневолжья, Общественная палата Тверской области? Прежде всего, «социальной поддержкой граждан» — 13%, «защитой прав граждан и потребителей государственных и муниципальных услуг»
— 11,7%, «разрешением конфликтов в раз -ных сферах жизнедеятельности граждан»
— 8,9%, «общественным контролем за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления» — 7,8%, «контролем за соблюдением прав человека» и «борьбой с коррупцией» — по 7,1%.
Ежегодно Общественная палата про -водит целый ряд социальных акций, реа лизует общественно значимые проекты. Участникам социологического исследо -вания предлагалось назвать известные им акции Палаты. Самым популярным соци альным проектом Общественной палаты оказалась акция в поддержку присвоения Твери почетного звания «Город воин ской славы» (34,7%). Выяснилось, что определенная часть жителей Тверского региона знают также о таких проектах Палаты, как «Гражданский контроль» (9,9%), «Тверская родословная» (7,7%). Хуже других о конкретных проектах, реа -лизуемых Общественной палатой, осве домлены жители региона в возрасте 25—54 лет. Самые молодые участники (18—24 года) лучше других знают об акции в под держку присвоения Твери почетного зва ния «Город воинской славы», что явля ется результатом активной работы по патриотическому воспитанию молодежи в образовательных учреждениях региона. Сельское население в меньшей степени
информировано о конкретных проектах, чем городские жители.
Жители Верхневолжья считают, что Общественная палата должна принимать участие в решении таких конкретных про блем Твери и области, как «размер тари фов на жилищно - коммунальные услуги и проезд в общественном транспорте» (21,9%), «доступность и качество меди -цинской помощи в условиях модерниза ции тверского здравоохранения» (19,1%), «доступность и качество дошкольного, общего и профессионального образова ния» (14,4%), «сохранение имеющихся на территории области природных богатств, участие в обеспечении доступности для граждан прибрежных зон озера Селигер, реки Волга и других водных и лесных объ ектов» (13%), «проблема утилизации быто -вых отходов, в частности строительство полигона для этих целей в Твери» (12,3%), «восстановление памятников истории и культуры» (10,3%).
При этом городское население считает, что Общественная палата должна зани маться, прежде всего, обсуждением и решением проблем, связанных с размером тарифов в сфере ЖКХ и общественного транспорта. Для сельских жителей важнее, чтобы Палата решала проблемы сохране ния имеющихся на территории области природных богатств, обеспечения доступ ности для граждан прибрежных зон и лесов. С увеличением возраста участников исследования растет доля респондентов, заявляющих о необходимости обсужде -ния и решения Палатой проблем тарифов, а также доступности и качества оказания медицинской помощи населению.
По мнению респондентов, наибо лее эффективными формами работы Общественной палаты Тверской области являются «организация “горячих линий”, пресс - конференций» (12,9%), «личный прием граждан членами Палаты» (11,5%), «заседания Общественной палаты и ее рабочих органов» (10,1%), «круглые столы» (7,3%), «общественные слушания» (7%), «отчеты руководителей органов региональной и муниципальной власти на заседаниях Палаты» (6,5%).
С момента своего возникновения регио нальная Палата большое внимание уделяет освещению своей деятельности в СМИ, обеспечению обратной связи с населением. Социологическое исследование показало, что среди основных источников инфор
мации граждан о работе Общественной палаты доминируют: тверское телевидение (36,3%), Интернет (15%), тверские газеты и журналы (14,8%). При этом молодежь чаще пользуется Интернетом (27,4%), представители старших поколений пред почитают читать о проектах Палаты в тверских газетах и журналах (22,2%). С увеличением возраста участников иссле -дования растет доля граждан, которые узнают о мероприятиях Общественной палаты из передач тверского телевидения. Женщины чаще мужчин используют в качестве источника информации тверское телевидение (38,2%), а мужчины предпо -читают обращаться к интернет ресурсам (18%). Примерно каждый третий сель -ский житель не смог назвать источники информации о работе Палаты (33,8%), почти половина селян знает о деятель ности Общественной палаты региона из передач тверского телевидения (45,9%). Городское население чаще использует информацию из Интернета. За последние годы в системе источников информации о работе Палаты возросла роль интернет ресурсов: в 2012 г. — 15%, в 2011 — 10%, но ослабло влияние газет и журналов: в 2012
— 14,8%, в 2011 — 22%. В иерархии источ -ников информации Интернет впервые обошел традиционные печатные СМИ. Учитывая это, аппарат Палаты постоянно работает над развитием интернет сайта Общественной палаты Тверской области, насыщая его социально значимой и зло бодневной информацией1.
Новым этапом в развитии граждан -ского общества в Тверской обл. стало создание общественных советов (палат) в муниципальных образованиях, а также при органах исполнительной власти региона. Одной из задач региональной Палаты является оказание им всесто ронней помощи и поддержки. Однако на фоне высокого уровня информирован ности жителей об Общественной палате Тверской области (подавляющее боль шинство граждан имеют хотя бы общее представление о ее деятельности — 79,5%) пока еще заметна низкая степень осве домленности населения о сравнительно новых общественных структурах, форми рующихся в Верхневолжье. Большинство граждан пока еще ничего не знают о со
здающихся в последнее время в городах и районах Тверской обл. своих обществен ных палатах (советах) (70,2%). В то же время, несмотря на столь слабую инфор мированность, почти половина опрошен ных жителей региона считают, что обще ственные палаты (советы) в отдельных городах и районах Тверской обл. необхо димы (47,2%).
Большинство опрошенных жителей региона также ничего не слышали об общественных советах при региональных органах исполнительной власти (74,6%). 35,2% жителей Тверской обл. не смогли сообщить, чем именно занимаются подоб ные структуры. Каждый третий участник опроса предположил, что они «обеспечи вают контроль за деятельностью органов власти» (32,2%), почти каждый четвертый респондент полагает, что они нужны «для осуществления экспертизы социально значимых решений органов исполнитель ной власти» (23,1%).
Исследование показало также, что 2/3 опрошенных жителей Верхневолжья ничего не знают о реализации проекта «Открытое правительство», создании отраслевых общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах (71,6%). Более половины жителей региона (60,5%) не видят смысла в формирова нии подобной структуры в Тверской обл. Полученные данные свидетельствуют о том, что не все инициативы по разви тию гражданского общества, исходящие сверху, находят поддержку у населения или, как минимум, нуждаются в мощ ном информационном сопровождении. К существующим проблемам становле ния региональных структур гражданского общества в полной мере можно отнести мнение Л.И. Якобсона о том, что «здоро -вое развитие гражданского общества по природе своей спонтанно и органично, а потому с высокой вероятностью деформи руется при попытке властно направить его в некое “надлежащее” русло»2.
В то же время уровень информирован ности об общественных объединениях, некоммерческих организациях, действу ющих в местах проживания участников исследования, достаточно высокий. 84,8% жителей знают о каких либо обществен ных организациях. Самыми известными
------------- 2 Якобсон Л.И. Будущее гражданского общества:
1 Официальный сайт Общественной палаты исследование и проектирование // Гражданское Тверской области // www.optver.ru общество в России и за рубежом, 2011, № 1, с. 6.
являются профсоюзы (26,2%), ветеран ские организации (18,1%), молодежные неполитические объединения (11,6%) благотворительные фонды (10,2%), т.е. те структуры, с которыми граждане чаще всего соприкасаются в повседневной жизни.
Важным фактором, влияющим на эффективность работы Общественной палаты, и в то же время результатом ее деятельности являются общественная активность и социальная ответствен ность граждан, готовность к взаимодей -ствию с властью. Отношение граждан к органам власти во многом обусловлено тем, насколько властные структуры учи тывают интересы и чаяния населения. По данным исследования, более половины опрошенных жителей Тверской обл. (55,2%) считают, что «интересы таких людей, как они, не учитываются орга -нами власти». При этом доля сельского населения, считающего, что интересы обычных людей не учитываются вла -стями, выше, чем горожан, занимающих подобную позицию.
По мнению респондентов, рядовой гражданин может повлиять на развитие событий в стране следующими способами: прежде всего, «исполнением законов» (16,4%) и «участием в выборах органов вла -сти» (13,5%). Среди других возможностей повлиять на жизнь в стране — «обращение в средства массовой информации» (9,2%), «участие в деятельности общественных организаций» (9%) и «участие в акциях протеста, митингах и демонстрациях недоверия» (8,8%). Примерно каждый десятый житель Тверской обл., принимав ший участие в опросе, считает, что рядо вой гражданин вообще никак не может повлиять на развитие событий в стране (8,5%). С повышением уровня образова ния растет уверенность жителей региона в том, что обычный человек может оказать влияние на ситуацию в стране, участвуя в выборах органов власти. Однако сельские жители более пессимистично оценивают возможность влиять на события в стране. Не верят в нее в 2,5 раза больше селян, чем горожан.
С целью измерения уровня социаль -ной активности жителей Тверской обл. в анкету был включен вопрос: «В дея -тельности каких общественных объеди нений, некоммерческих организаций Вы принимаете (принимали) участие?»
В ходе социологического исследования выяснилось, что почти половина опрошенных жителей региона вообще не принимают участие в работе каких либо общественных структур (48,2%). Чаще всего респонденты участвуют в деятель ности профсоюзов (18,1%), любитель -ских объединений по интересам (9,4%), молодежных неполитических объедине ний (5,5%). Молодые люди в возрасте 18—24 лет чаще принимают участие в работе молодежных объединений. Доля лиц, участвующих в деятельности проф союзов, увеличивается в старших воз растных когортах.
В ходе социологического исследова ния жителям Тверской обл. предлагалось также выбрать одно из суждений о роли активной жизненной позиции граждан в современном обществе. Более половины опрошенных жителей региона согласились с тезисом о том, что «наибольших успехов в улучшении жизни людей можно достичь тогда, когда усилия власти и активность граждан будут хорошо скоординированы и направлены на интересы большинства жителей» (60,8%). Каждый четвертый респондент поддержал идею, что «актив ная жизненная позиция жителей, их энту зиазм способствуют улучшению ситуации в городе (поселке)». Таким образом, почти 90% участников исследования понимают, что без общественной активности насе ления невозможно изменить жизнь к луч шему.
Активная жизненная позиция пред-полагает ответственность граждан за их действия, за события, происходящие в их населенном пункте. Чувство ответствен ности за то, что происходит в их городе (поселке, селе), в различной степени испытывают большинство опрошенных жителей региона (71,1%). Исследование показало, что социальная ответствен ность усиливается с увеличением воз раста граждан, слабее всего ее ощущает молодежь. Городское население испыты -вает большую ответственность за жизнь в своем городе (в разной степени — 73,4%). Половина сельских жителей не ощущают этого (50,8%).
Для того чтобы выяснить, в чем кон кретно проявляется социальная актив ность граждан, участникам исследова -ния предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам за последний год принимать участие в каких либо меропри
ятиях, организованных в Вашем городе, поселке, деревне?» Выяснилось, что жителям Тверской обл. чаще всего прихо дилось принимать участие в таких меро приятиях, как субботники, уборка двора, улицы (29,9%), собрания жильцов дома, района (17,2%), культурно спортивных мероприятиях (10,2%). Каждый четвер -тый житель вообще не участвовал в меро приятиях, проводимых в его населенном пункте (24%).
При этом городские жители прини мали более активное участие в различных мероприятиях, чем жители села (76,8% горожан против 66,2% селян). Горожане чаще посещали культурно спортивные мероприятия, а на селе граждане активнее принимали участие в субботниках, уборке дворов и улиц. Молодые мужчины пред почитали культурно спортивные меро приятия, а женщины старшего возраста чаще убирали улицы и дворы, посещали собрания жильцов дома. Немного пассив нее, чем представители старших поколе ний, оказалась молодежь в возрасте 18— 24 лет.
Проведенные исследования сви детельствует об усилении влияния Общественной палаты на процессы раз вития гражданского общества в Тверском регионе. Продолжает расти уровень информированности населения о работе Палаты (2010 г. — 62%; 2011 г. — 70,2%; 2012 г. — 79,5%) и деятельности органи -заций некоммерческого сектора (2010 г.
— 70%; 2011 г. — 77,1%; 2012 г. — 84,8%). Постепенно расширяется общественный резонанс, вызываемый конкретными проектами Палаты. Если в 2011 г. ни об одной из акций Общественной палаты не слышали 73,3% респондентов, то в 2012 г. доля таких граждан снизилась до 46,9%. Под давлением институтов гражданского общества «лицом к населению начинают поворачиваться» властные структуры. Так, если в 2011 г. 63,2% жите -лей Верхневолжья считали, что органы власти не учитывают интересы обычных
граждан, то в 2012 г. такую позицию зани мали 55,2% участников исследования.
В 2012 г. значительно возросла доля жителей региона, сообщивших о своем участии в деятельности какой либо обще ственной организации (2011 г. — 26%; 2012 г. — 51,8%). Выросла также доля граждан, выступающих за координацию общественной активности населения и усилий органов власти (2011 г. — 55,1%; 2012 г. — 60,8%). Растет число жителей Верхневолжья, испытывающих чувство от ветственности за события, происходящие в их населенных пунктах: 2011 г. — 61,7%; 2012 г. — 71,1%. Продолжает расти доля граждан, реально участвующих в жизни своего города (поселка, села): 2011 г. — 72,4%; 2012 г. — 76%. По данным иссле -дований, до 70—75% взрослого населения региона в той или иной мере разделяют хотя бы некоторые идеи и ценности граж данского общества, что свидетельствует о значительном потенциале развития его структур в Тверской обл.
Анализ деятельности Общественной палаты Тверской области в последние годы, а также данных социологических исследо -ваний позволяет выделить ряд устойчи -вых тенденций в ее развитии. Среди них: усиление влияния Палаты на социально политические процессы в Тверской обл.; постепенное завоевание Палатой авто ритета у представителей различных слоев регионального социума; поиск и отра -ботка эффективных механизмов обратной связи с населением и диалога с властными структурами; превращение Общественной палаты в ядро кристаллизующихся вокруг нее структур гражданского общества региона. Одновременно Общественная палата сталкивается в своей деятельности с такими объективными проблемами, как неизбежная бюрократизация растущих общественных структур, пассивность и социальная апатия значительной части регионального сообщества, недостаточная координация усилий различных институ тов гражданского общества.