социально- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов
УДК 342.9
I ОБЩЕСТВЕННАЯ НРАВСТВЕННОСТЬ I КАК ОБЪЕКТ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ЗАЩИТЫ
О. А. Дизер
В статье рассматриваются теоретико-правовые основы полицейской защиты общественной нравственности. Определяется ее место в структуре общественного порядка. Отмечено, что общественная нравственность является элементом (частью) общественного порядка, она определяется как поведение и поступки людей, реализующих моральные нормы, сложившиеся в ходе исторического процесса и способствующие их упорядоченному существованию и взаимодействию.
Ключевые слова: общественный порядок, благосостояние, нравственность, общественная нравственность, мораль, благоустройство.
Происходящие в последние годы социально-экономические, политические, правовые преобразования в Российской Федерации позволяют заново оценить роль государства в обеспечении прав личности. В условиях разразившегося экономического кризиса обостряются вопросы охраны признаваемых в обществе ценностей, происходит ухудшение уровня жизни населения. По данным Росстата России, в 2014 г. доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 10,8%. Численность безработных в Российской Федерации составляет 3889,4 тыс. человек (5,2%) 1. Улучшение ситуации в ближайшее время не прогнозируется. На этом фоне происходит распространение наркомании, алкоголизма, бродяжничества и попрошайничества, проституции. Данные явления в современной России приобрели угрожающие масштабы. По статистике, в России самая большая заболеваемость именно теми болезнями, которые характеризуют указанные антисоциальные явления 2. К негативным социальным последствиям правонарушений в сфере общественной нравственности относятся: морально-нравственная деградация общества, разрушение института семьи, отрицательное влияние на подрастающее поколение. Возникает реальная угроза жизненно важным интересам будущих поколений.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 3, одни из главных угроз национальной безопасности в сфере охраны здоровья нации — массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкуле-
за, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ. Этим предопределяется значимость сферы общественной нравственности для отечественной юридической науки, призванной подготовить платформу для законодательного регулирования вопросов обеспечения и охраны прав граждан в рассматриваемой области.
Уже в первой половине XVII в. начинают появляться попытки философского обоснования вопросов создания особой науки управления. В то время в европейской философии было популярно эвдемонистское направление, ярким представителем которого являлся немецкий ученый Христиан Вольф. Он писал: «По коренным, прирожденным человеку правам все люди одинаковы, различие их по правам относится только к их приобретенным, а не коренным правам» 4.
Основная идея этого научного течения заключается в том, что одно из основных человеческих прав — право каждого стремиться к совершенствованию, причем это понятие было тесно связано с категорией благополучия (как основная цель государственной жизни). Сознавая недостаточность единичных усилий, прилагаемых к достижению этого благополучия, люди соединяются в общественный союз, государство, цель которого — обеспечение государственного благополучия и безопасности.
Естественно, что общественный порядок становится основным объектом полицейской защиты, поскольку, по словам известного полицеиста Р. Моля, поддержание общественного порядка «остается всегда главною задачей государства, которая облегчает достижение всех прочих» 5.
Охрана общественного порядка — традиционная полицейская задача, однако термины «общественный порядок», «охрана общественного порядка» законодательного и устоявшегося доктринального толкования не имеют 6.
Анализ русского законодательства показывает, что различные понятия, обозначающие общественный порядок и безопасность, встречались в нормативных актах с середины XVII в. В Соборном уложении 1649 г. слова «бесчиние» и «бесчинство» применялись к лицам, нарушающим порядок в общественных местах 7.
В современной научной литературе общественный порядок связывается только с правовыми нормами, трактуется как урегулированные законодательством социальные связи, складывающиеся, как правило, в публичных (общественных) местах 8.
Общественный порядок формируется из волевых отношений людей, которые проявляются в их поведении, действиях как результат их сознательной деятельности. Политическая система (государство, общественные объединения) создает и регулирует общественный порядок, активно влияет на общественные отношения путем установления социальных правил поведения и обеспечения их исполнения и соблюдения.
Общественный порядок в государстве представляет социально-правовую категорию, детерминированную базисом общества, систему общественных отношений, установившуюся в результате соблюдения социальных норм, неприкосновенность которой гарантируется всей политической структурой государства, обществом. Общественный порядок как социальную категорию, т. е. систему всех социальных связей и отношений, в законодательстве и литературе отличают от общественного порядка в узком (специальном) смысле. Последний охватывает не всю систему урегулированных социальными нормами общественных отношений, а их часть, которая складывается в определенной сфере общественной жизни.
Необходимость вычленения понятия общественного порядка в узком смысле обусловлена многогранностью и своеобразием общественных отношений, складывающихся в той или иной социальной сфере, наличием специальных правовых норм, регулирующих различные виды общественных отношений, установлением законодательством ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок как правовую категорию, а также существованием специальных функций по обеспечению общественного порядка и органов, реализующих эти функции.
Под общественным порядком (как социально-правовой категорией) понимается обусловленная потребностями общества система урегулированных социальными нормами отношений, складывающихся в общественных местах в процессе общения людей, нацеленная на обеспечение обстановки спокойствия общественной жизни, нормальных условий для труда и отдыха людей, для деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций 9.
Сущность общественного порядка составляют необходимые, относительно устойчивые, закономерные внутренние связи, присущие общественному порядку, объединяющие его элементы. Сущность общественного порядка является действительным его содержанием, под которым понимается система элементов, свойств общественного порядка и его функций. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и правовым содержанием 10.
Определенный интерес вызывает позиция А. В. Серегина, полагавшего, что «законодательство, предусматривающее ответственность за правонарушения и направленное на охрану общественного порядка, обеспечивает защиту от посягательств различных групп общественных отношений, которые по своему содержанию отвечают определенным признакам» 11. По его мнению, первую группу (из трех, выделенных им) образуют отношения, обеспечивающие состояние общественного спокойствия, согласованности
и ритмичности наиболее значимых процессов и явлений, жизни и деятельности больших коллективов или групп людей, или даже населения городов, районов и других населенных пунктов. Вторую группу рассматриваемых общественных отношений образуют те из них, которые способствуют поддержанию личного спокойствия граждан и сложившегося благоприятного распорядка их жизни. Третья группа отношений, образующих сферу общественного порядка, включает те из них, которые обеспечивают соблюдение требований общественной нравственности об уважении чести и человеческого достоинства 12.
Резюмируя, автор приходит к выводу: «общественный порядок в том его значении, в котором он рассматривается в праве, есть урегулированная нормами права и иными социальными нормами система общественных отношений, установление, развитие и охрана которых обеспечивают поддержание состояния общественного и личного спокойствия граждан, уважение их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности» 13.
Мы разделяем мнение, высказываемое в научной литературе, о комплексном характере общественного порядка 14. Полагаем, что в настоящее время можно говорить о том, что общественная нравственность является таким же элементом (сферой, сектором, частью) общественного порядка, как и другие (право передвижения в Российской Федерации, правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, охрана общественного порядка в особых условиях, безопасность дорожного движения, контроль за объектами лицензионно-разрешительной системы, охрана собственности). Заслуживает отдельного внимания вопрос о включении общественного благоустройства в качестве элемента общественного порядка. К. С. Бельский, определяя общественный порядок, указывал, что к нему относится осуществление компетентными органами обустройства общественных мест, благоприятствующих труду, отдыху и передвижению граждан 1 5. По мнению некоторых авторов, «решение задач в области благоустройства имеет непосредственную связь с общественным порядком и является в ряде случаев необходимой предпосылкой для успешного осуществления функций по его охране» 16.
Выделение подобных сфер общественного порядка обусловлено особенностями правовых и организационных мер защиты в отношении данных объектов. Отметим, что подобная точка зрения существовала в полицейском праве России и фактически не оспаривалась. Известный по-лицеист И. Е. Андреевский полагал, что меры, принимаемые государством для обеспечения условий безопасности, только тогда могут достигать надлежащего осуществления, когда рядом с ними будут меры и для обеспечения условий благосостояния. Как условия безопасности и благосостояния находятся в неразрывной связи, меры, предпринимаемые для их обеспечения, связываются органически. Благосостояние человека, согласно двойственности человеческой природы, выступая в двух видах (духовное и материальное), сливающихся в общем родовом понятии человеческого благополучия, требует и различных обеспечивающих условий 17. Духовное благосостояние, по его мнению, составляли нравственное, религиозное, эстетическое
и умственное образования. Именно в отношении указанных сфер должна осуществляться, согласно законам науки, полиции, полицейская деятельность государства 18.
На рубеже ХГХ-ХХ вв. понятие «общественный порядок» вытесняет другие (родственные ему): «благочиние», «благоустройство», «благосостояние», «благополучие». Фактически одним термином — «общественный порядок» — стали именовать названные сферы полицейской деятельности.
В современном законодательстве некоторых стран до сих пор используется подобная терминология. Например, ст. 116 Конституции Латвии (Латвийской Республики) от 15 февраля 1922 г. в предусмотренных законом случаях права личности могут быть ограничены в целях защиты прав других людей, демократического устройства государства, общественной безопасности, благосостояния и нравственности 19. Определенное сомнение, на наш взгляд, вызывает совместное использование латвийским законодателем терминов «благосостояние» и «нравственность», поскольку первый полностью включает в себя содержание второго.
В. Ф. Дерюжинский указывал полицию нравов среди других видов мер охраны общественного порядка 20.
В ходе изучения общественной нравственности встает вопрос: в каком отношении явления нравственного порядка могут быть предметом государственного управления? Нравственные устои человека, выступая явлениями внутренней (духовной) жизни, не могут быть подвержены внешнему воздействию. При этом государственные органы располагают лишь мерами внешнего воздействия, которые не могут выступать средством влияния на нравственность индивидуума. Сокровенная область общественной нравственности не допускает влияния на нее государственной власти. При этом отметим, что нравственность общества и государства зависит от нравственности отдельных индивидов, равно как и нравственность конкретного человека зависит от нравственного состояния общества, в котором он находится.
Это вовсе не означает, что государство должно безучастно относиться к безнравственным проявлениям. «Государство не в силах оказывать прямое воздействие на индивидуальную нравственность, почему оно и не может брать на себя задачу нравственного воспитания своих граждан при помощи принудительных мер. Но оно вполне может оказывать косвенное воздействие на нравственность, влияя, с одной стороны, на ее факторы, с другой — на внешние проявления нравственных принципов. Нет сомнения, что одним из важнейших факторов нравственного развития индивидуума являются условия его воспитания и образования; следовательно, содействуя широкому развитию хороших воспитательных и образовательных учреждений, государство этим самым может содействовать нравственному воспитанию народа. С другой стороны, внутренние нравственные принципы выражаются во внешних поступках, действиях, и вот эти-то внешние проявления нравственности или безнравственности вполне доступны воздействию государства» 21.
К сожалению, при всей актуальности проблемы защиты общественной нравственности, у ученых нет еди-
ной позиции по вопросу об определении понятий «нравственность», «общественная нравственность», «защита общественной нравственности», «правонарушения в области общественной нравственности».
Существующие взгляды специалистов в области философии, педагогики и юриспруденции на понятие нравственности (общественной нравственности) можно разделить на следующие позиции:
1) нравственность рассматривается как совокупность традиций и обычаев, которые сформировались в течение продолжительного времени у какого-либо народа, проживающего на конкретной территории. Все то, что совершается не в соответствии с устоявшимися традициями, является безнравственным22;
2) нравственность можно определить как совокупность обязательных велений, присущих совести индивидуума и управляющих его волей и деятельностью23;
3) общественная нравственность понимается в смысле противопоставления телесному, т. е. нравственное (высокое) — духовное, безнравственное (низменное) — телесное. Духовная сфера человека отвечает в том числе и за гармоничное развитие личности. Другими словами, общественная нравственность является тем, что «отвечает» за сферу противодействия человеческим порокам.
Полагаем, данные позиции являются обоснованными. Первые две определяют общественную нравственность в широком смысле — как мораль. Мораль рассматривается как нравственное учение, правила для воли, совести человека 24. В узком понимании нравственность трактуется как духовные и душевные качества, противостоящие физическому (телесному) началу человека 25. Действительно, можно сказать, что мораль и нравственность — сходные понятия, но, видимо, мораль включает нравственность, которая проявляется в реальных действиях и поступках человека.
Мораль (от лат. moralis — относящийся к нраву, характеру души, привычкам; множественное число mores — обычаи, нравы, поведение) — общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение ценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни 26. Этимологически слово «мораль» возникло как неологизм, созданный Цицероном для перевода греческого слова «этика». Сходным образом, но уже как перевод слова «мораль», появился синоним «нравственность» 27.
Впоследствии понятие «мораль» получило дополнительный конкретизированный смысл, разграничивающий его с этикой и нравственностью. Отличительная черта морали (как специфического способа формирования соответствующих оценок) — процедура соотнесения поступков, свойств характера, обычаев и законов с представлениями о безусловных добре (благе) и зле. Мораль соотносится с областью нравов как с эмпирической данностью межчеловеческих отношений, спонтанно складывающихся в ходе исторического процесса. В своем социально-регулятивном (дисциплинарном) измерении мораль предстает как совокупность норм, регулирующих общественно значимое поведение людей и делающих возможным упорядоченное существование социума 28.
По нашему мнению, под термином «нравственность» следует понимать реальное воплощение моральных норм и ценностей в поведении людей.
Наиболее удачной позицией по вопросу разграничения понятий морали и нравственности считаем подход, предложенный Гегелем. С его точки зрения, мораль выступает как состояние индивидуального сознания, ориентированное на исполнение долга, который задан в качестве внешней, недостижимой и лишенной конкретного содержания цели. Нравственность рассматривается как содержательное добро, как долг, реализованный в общественных институтах (семья, общество и государство). Гегель отдает однозначный приоритет нравственности над моралью, поскольку в нравственности снимается трагическое противоречие между реализующей себя моральной личностью и обществом 29.
Общественная нравственность предъявляет требования к поведению людей не только в связи с их отношением к другим лицам, но и к себе. Эти требования подразумевают необходимость для каждого члена общества в действиях и поступках проявлять уважение к человеческому достоинству (уважение к себе как к личности), которое выражается в определенных моральных качествах, положительно оцениваемых другими членами общества.
Общественную нравственность можно определить как поведение и поступки людей, реализующих моральные нормы, сложившиеся в ходе исторического процесса, способствующие их упорядоченному существованию и взаимодействию.
Общественная нравственность — именно та сфера, которая противостоит существованию в обществе поведенческих проявлений наиболее распространенных человеческих пороков, отвечает за ограждение граждан от столкновения с ними в повседневной жизни. С точки зрения истории, полагаем, имеет право на существование классический перечень угроз в сфере общественной нравственности, охватывающий проституцию и ей сопутствующие правонарушения, незаконный оборот наркотиков, пьянство и алкоголизм, бродяжничество и попрошайничество. Именно такое понятие необходимо для правильного определения границ правоохранительной деятельности в рассматриваемой области.
То, что понятие «общественная нравственность» приобрело в России несколько другой оттенок, связано с замалчиванием социальных проблем.
Первые годы советской власти характеризовались не только активной борьбой государства с антисоциальными явлениями, но и направленностью на устранение условий их существования и распространения. Однако искажения правоохранительной практики, которые имели место во времена социализма, игнорирование социальных закономерностей и реалий привели к ошибочному утверждению, будто вместе с ликвидацией безработицы ликвидированы и все причины общественных аномалий. Таким образом, вопросы противодействия правонарушениям в области общественной нравственности в СССР оказались под запретом. Замалчивание указанных проблем фактически способствовало оживлению и распространению антисоциальных явлений и искажению поня-
тия общественной нравственности. Вместо термина «общественная нравственность» использовались идеологизированные понятия «социалистическая мораль», «социалистическая нравственность», которые наделялись совершенно иным смыслом.
1 URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.01.2016).
2 Там же.
3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.
4 Цит. по: Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. СПб., 1903. С. 7.
5 Моль Р. Энциклопедия государственных наук. СПб., 1868. С. 251.
6 Кондрашов Б. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». М., 2003. С. 18.
7 Бондарев Д. А., Фирсова Е. А. Сравнительный анализ дефиниций «общественная безопасность» и «общественный порядок» во Франции, в Австрии, ФРГ, США, Канаде и России // Российский следователь. 2010. № 7. С. 40.
8 Аврутин Ю. Е., Булавин С. П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). М., 2012. С. 21.
9 Долженкова Г. Д., Полубинский В. И. Министерство внутренних дел России: задачи, функции, структура. М., 2002. С. 93.
10 Кондрашов Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. М., 1998. С. 42.
11 Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления: учеб. пособие. М., 1975. С. 15.
12 Там же. С. 15-16.
13 Там же. С. 17.
14 Серегин А. В. К вопросу о понятии общественного порядка в советском общенародном государстве // Труды Высшей школы МООП РСФСР. М., 1963. Вып. 8. С. 17 ; Еропкин М. И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 9-10; Административное право. Варшава, 1953. С. 16 ; Bolesta S. Posyzja prawna mo w systemie orcanow PRZ. Warszawa, 1972. Р. 109.
15 Бельский К. С. Полицейское право: лекционный курс / под ред. А. В. Куракина. М., 2004. С. 253.
16 Серегин А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления : учеб. пособие. М., 1975. С. 20.
17 Андреевский И. Е. Полицейское право : в 2 т. СПб., 1876. Т. 2. С. 3.
18 Там же. С. 6.
19 Конституции государств Европы : в 3 т. М., 2001. Т.2. С. 293.
20 Дерюжинский В. Ф. Указ соч. С. 3-5.
21 Там же. С. 287-288.
22 Аплетаев М. Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения. Омск, 1998. С. 3.
23 Дерюжинский В. Ф. Указ соч. С. 287.
24 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1955. Т. 2. С. 345.
25 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1970. С. 409.
26 Новая российская энциклопедия. М., 2013. С. 154.
27 Там же. С. 154.
28 Гусейнов А. А. Социальная природа нравственности. М., 1974. С. 54-55.
29 Дробницкий О. Г. Мораль и нравственность как формы общественной воли у Гегеля // Моральная философия: избр. труды. М., 2002. С. 497.