Научная статья на тему 'Общественная направленность личности студента-первокурсника в процессе адаптации к обучению в вузе'

Общественная направленность личности студента-первокурсника в процессе адаптации к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
351
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА / PERSONALITY OF THE STUDENT / ОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / SOCIAL MOTIVATION / ЧУВСТВО КОЛЛЕКТИВИЗМА / SENSE OF COMMUNITY / СОБЛЮДЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭТИКИ / RESPECT FOR SOCIAL ETHICS / МОТИВЫ / MOTIVES / COMMUNITY ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарова Т. Ю., Куликов Н. М., Ехлакова М. А.

Одним из главных критериев социальной и профессиональной успешности выпускника, по мнению авторов, является продуктивность его обучения в учебном заведении. Особенно на первом курсе, когда студент проходит период адаптации, в том числе к новому для него окружению. В этот период закладывается навык совместной работы в учебной группе, в творческом или спортивном коллективе, эффективность которого во многом определяется сформированностью направленности личности. В статье представлен анализ характеристик общественной направленности личности студента, определяющей сформированную ориентацию на конструктивное сотрудничество с окружающими его людьми, интерес к совместной деятельности, готовность работать в коллективе. Анализ основных показателей социальной мотивации первокурсников позволил авторам выявить, что общественная направленность определена выраженностью мотивации достижения цели, большой степенью участия в коллективных событиях в учебной и внеучебной деятельности, спортивных соревнованиях, явно выраженным характером коллективистской направленности, а также позитивной реакцией на условия совместной деятельности, преодоление препятствий и трудностей. Данные результаты дают основание говорить об успешности процесса адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе и эффективности процесса взаимодействия с основными субъектами образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жарова Т. Ю., Куликов Н. М., Ехлакова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public orientation of freshman student personality in the process of adaptation to education in university

One of the main criteria of social and professional success of an alumnus is an efficiency of his education in university. It is especially at the first year, when student goes through period of adaptation including adaptation to people around. During this period student gets a skill of mutual work in academic group, in creative or sport group; efficiency of which can be identified by formation of personality’s orientation. This article provides an analysis of student’s personality public orientation characteristics which determines formation of orientation to constructive cooperation with people around, interest to mutual activity, preparedness to work in collective. The analysis of the freshmen’s social motivation main properties allows exposing that general orientation is defined by manifestation of motivation achievement, great deal of participation in collective events, sport competitions, collective orientation, positive reaction to cooperative activity, overcome of barriers and troubles. The results allow considering of freshman’s adaptation process success of work in university’s collective and efficiency of cooperation process with main subjects of educational space.

Текст научной работы на тему «Общественная направленность личности студента-первокурсника в процессе адаптации к обучению в вузе»

Т.Ю. Жарова, зам. директора по внеучебной работе, Н.М. Куликов, канд. пед. наук, кафедра экономики, управления и предпринимательства, М.А. Ехлакова, студент, Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г. Чайковский, Россия, [email protected]

ОБЩЕСТВЕННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Одним из главных критериев социальной и профессиональной успешности выпускника, по мнению авторов, является продуктивность его обучения в учебном заведении. Особенно на первом курсе, когда студент проходит период адаптации, в том числе к новому для него окружению. В этот период закладывается навык совместной работы в учебной группе, в творческом или спортивном коллективе, эффективность которого во многом определяется сформированно-стью направленности личности. В статье представлен анализ характеристик общественной направленности личности студента, определяющей сформированную ориентацию на конструктивное сотрудничество с окружающими его людьми, интерес к совместной деятельности, готовность работать в коллективе. Анализ основных показателей социальной мотивации первокурсников позволил авторам выявить, что общественная направленность определена выраженностью мотивации достижения цели, большой степенью участия в коллективных событиях в учебной и внеучебной деятельности, спортивных соревнованиях, явно выраженным характером коллективистской направленности, а также позитивной реакцией на условия совместной деятельности, преодоление препятствий и трудностей. Данные результаты дают основание говорить об успешности процесса адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе и эффективности процесса взаимодействия с основными субъектами образовательного пространства.

Ключевые слова: личность студента, общественная направленность, адаптация, социальная мотивация, чувство коллективизма, соблюдение общественной этики, мотивы.

В новых условиях функционирования высшей школы основной целью учебного процесса должно стать становление по настоящему созидающего, творчески активного, личностно, социально и профессионально успешного выпускника, который на основе усвоенного учебного материала и умения добывать необходимую информацию способен к саморазвитию и действиям в изменяющихся условиях профессиональной и социальной деятельности, должен достигать реального, вписанного в экономическую, политическую, историческую и социальную действительность успеха; осознавать самого себя как личность, гражданина

своей страны и часть общественно-государственной системы; иметь четкое представление об окружающем мире и законах его развития; и, наконец, может воздействовать на этот мир, чтобы добиться поставленных личностных и профессиональных целей.

В этих условиях одним из главных критериев успешности выпускника является эффективность его обучения в учебном заведении, особенно на первом курсе, когда студент проходит период адаптации, в том числе к новому для него окружению, когда закладывается навык совместной работы в учебной группе, в творческом или спортивном коллективе, эффективность которо-

дискуссия

журнал научных публикаций

го во многом определяется сформированно-стью направленности личности.

Направленность личности является многокомпонентным устойчивым мотива-ционным комплексом, объединяющим потребности, интересы, мотивы, цели, эмоции, субъективные отношения к окружающему, сознательную регуляцию, направляющую активную деятельность человека. Исследованием направленности занимались многие известные ученые-психологи и педагоги: Б.Г. Ананьев, _

Л.И. Божович, Б.И. До-донов, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский и др. В своих работах они подчеркивали — наличие устойчиво доминирующих мотивов поведения и деятельности человека и создает направленность его личности.

В современной педагогической и психологической литературе, рассматривающей различные компоненты направленности личности студенческой молодежи, наибольшее внимание уделяется изучению и развитию такого компонента, как профессиональная направленность (А.А. Ко-гут, Н.С. Колмогорова, А.А. Криулева, Л.И. Кунц, Л.А. Ларионова, Л.В. Мезенцева и др.) и недостаточно другим — не менее важным, в частности общественной направленности личности, определяющей сформированную ориентацию человека на конструктивное сотрудничество с окружающими его людьми.

В свою очередь, федеральные государственные образовательные стандарты особое внимание уделяют формированию социально-личностных компетенций студентов вузов: способности и готовности к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к кооперации с коллегами и работе в коллективе, к толерантности, уважению и принятию другой личности, к социальной мобильности, что вступает в противоречие с тенденциями общеобразовательных школ к формированию

Одним из главных критериев успешности выпускника является эффективность его обучения в учебном заведении, особенно на первом курсе, когда студент проходит период адаптации, в том числе к новому для него окружению, когда закладывается навык совместной работы в учебной группе, в творческом или спортивном коллективе.

индивидуальных образовательных траекторий для учеников старших классов, к достижению персональных успехов.

В этих условиях процесс адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе затруднен и может осуществляться медленнее и менее эффективно, поскольку зависит от умения и готовности студента к взаимодействию, от интереса к совместной деятельности, побуждающего к эффективному использованию мотивационной сферы, как в учебной, так и общественной деятельности, работе в тесном сотрудничестве с другими участниками образовательного процесса1.

Недостаточная изученность общественной направленности личности студентов-первокурсников определяет необходимость рассмотреть вопросы сформирован-ности интереса к совместной деятельности, готовности работать в студенческом коллективе, что определило задачи исследования, организованного и приведенного авторами. Анализ базовых характеристик данного феномена необходим для более эффективного управления процессом адаптации студентов к обучению в вузе.

Исследование проводилось на базе Чайковского филиала ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» в 2013—2014 гг. В исследовании приняли участие 103 студента 1-го курса очной формы обучения технических и гуманитарных направлений: 70 юношей и 33 девушки. Средний возраст испытуемых 18,2 года.

В ходе педагогического наблюдения была использована модифицированная карта, составленная В.Л. Марищуком и Л.К. Серовой для оценки показателей социальной адаптации2. Ключевыми параметрами для анализа явились:

— выраженность мотивации достижения;

— характер нравственной мотивации (индивидуалистической и коллективистской);

— социальная реакция на условия соревнований, препятствия, трудности.

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Таблица 1

Показатели социальной мотивации студентов-первокурсников

Показатели социальной мотивации Процент

1. Стремится к участию в жизнедеятельности филиала: в культурно-образовательных проектах, соревнованиях, стремится к победе, значимым результатам. Коллективистская мотивация явно преобладает над индивидуалистической 51

2. Стремится к участию в соревнованиях, к победе, но удовлетворяется повторением ранее достигнутых результатов. Коллективистская мотивация преобладает над индивидуалистической, но они могут и противостоять друг другу 26

3. Участвует в мероприятиях и соревнованиях без большого желания, хотя и не отказывается выступать. Индивидуалистическая мотивация преобладает над коллективистской Усложнение условий, неожиданные трудности вызывают негативное отношение к совместной деятельности 8

4. Не стремится к участию в коллективных событиях, соревнованиях, ищет повод отказаться, соглашается лишь при выраженных индивидуалистических или корыстных мотивах. Сложные условия соревнований резко усиливают негативную мотивацию 5

5. Отказывается участвовать в мероприятиях и соревнованиях 2

Анализируя полученные результаты, можно выявить стремление 51% исследуемых к участию в коллективных мероприятиях филиала с целью показать лучшие результаты по сравнению с уже достигнутыми (см. табл. 1).

Дополнительный опрос позволил выявить основные причины интереса студентов к общественным мероприятиям и соревнованиям. Среди указанных причин следует отметить следующие:

— «дух соревнований», интерес к мероприятиям, соревнованиям (52% опрошенных);

— стремление помочь своей команде победить (25% опрошенных);

— высокая ответственность перед товарищами (11% опрошенных);

— желание повести за собой остальных для достижения успеха, в том числе личного (9% опрошенных);

— желание завоевать симпатию девушки/юноши (3% опрошенных).

Удовлетворяются участием в соревнованиях и мероприятиях на уже достигнутом

уровне и не стремятся к большему 26% испытуемых. У данной категории преобладающей причиной является интерес к общению и коммуникациям с товарищами в ходе тренировок, соревнований и мероприятий.

Однако 8% студентов участвуют в соревнованиях и мероприятиях без большого желания, 5% — принимают участие в мероприятиях только при наличии личной выгоды и 2% первокурсников отказываются участвовать в мероприятиях и соревнованиях под какими-либо предлогами или без объяснения причин. В данном случае такие результаты позволяют утверждать, что у студентов преобладают интересы, не связанные с внеучебной деятельностью в институте.

Кроме того, авторами были выделены основные мотивы взаимодействия с коллективом (использовалась модифицированная методика В.Л. Марищука, А.И. Волкова3). Обследуемым предлагалось в каждом разделе выбрать не более трех ответов, наиболее значимых для себя. Результаты представлены в таблице 2.

Мотивы взаимодействия с коллективом

Таблица 2

Содержание мотива Процент

1 Осознание чувства долга перед коллективом группы 86

2 Ответственность перед коллективом группы, коллективом спортивной секции, тренером, товарищами, ППС 74

3 Чувство самоутверждения, стремление победить, стремление завоевать личное первенство, стремление быть первым среди товарищей 25

4 Стремление получить похвалу и признание, иметь перспективы в личном продвижении 11

5 Страх наказания, боязнь быть исключённым из группы или команды, отстраненным от участия в мероприятиях или спортивных играх и соревнованиях 3

Таблица 3

Чувства, переживаемые студентами в ходе совместной деятельности

Чувства, переживаемые в наибольшей мере Процент

1 Интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы; готовность проявить активность, защищая интересы коллектива, стремление быть в активе 45

2 Интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному 32

3 Когда личные интересы противостоят интересам студенческой группы или спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли и чувства; решение зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива 26

4 Интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами; предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива 6

5 Предпочтение обычно отдается личным интересам 4

Как видим из таблицы, наиболее значимыми мотивами взаимодействия с коллективом студенты указали чувство долга (86%) и ответственность перед другими (74%). Другие мотивы являются менее значимыми, однако отражают индивидуальные стремления к успеху у первокурсников. Так, мотив самоутверждения, стремления быть первым отметили 25% опрошенных, на стремление получить похвалу и признание указали 11% студентов.

Таким образом, большинство опрошенных студентов стремятся соблюдать дружеские отношения, потому как ощущают свою ответственность перед коллективом, перед товарищами и наставниками.

Параллельно с изучением мотивов взаимодействия были рассмотрены чувства «коллективизма», переживаемые в наибольшей мере, такие как восприятие интересов и целей студенческой группы или спортивного коллектива как собственных — сопоставление интересов студенческой группы с личными и др.

Результаты опроса показали, что чувство привязанности к коллективу имеет важное значение для большинства первокурсников.

Для 45% опрошенных интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются как собственные, личные интересы, они готовы проявить активность, защищая интересы коллектива, стремятся быть в активе, тогда как для 32% интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива сопоставляются с личными, но предпочтение отдается общественному.

26% не всегда могут определиться с личными и общественными интересами, и когда личные интересы противостоят интересам студенческой группы или спортивного коллектива, возникают противоречивые мысли и чувства; решение зависит от того, что подскажут наиболее активные члены коллектива.

Незначительная часть студентов явно или скрыто пренебрегают интересами коллектива, ставя личные интересы выше общественных. Так, для 6% первокурсников интересы и цели студенческой группы или спортивного коллектива воспринимаются постольку, поскольку они совпадают с личными интересами; предпочтение общественным интересам отдается в том случае, когда возникает опасность утратить поддержку коллектива. 4% опрошенных предпочтение обычно отдают личным интересам.

Таким образом, исследование позволило нам выявить, что общественная направленность личности студентов-первокурсников определена выраженностью мотивации достижения цели, большой степенью участия в коллективных событиях и спортивных соревнованиях, явно выраженным характером нравственной мотивации (коллективистской направленностью), позитивной реакцией на условия коллективной деятельности и соревнований, а также преодолением препятствий и трудностей, что позволяет говорить об успешности процесса адаптации первокурсников к работе в вузовском коллективе. 1

Литература

1. Куликов Н.М. Формирование интереса к занятиям физической культурой сельских школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Челябинск, 2000. С. 6.

дискуссия

журнал научных публикаций

2. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Серова Л.К. Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов. М.: Просвещение, 2005. С. 37-38.

3. Там же. С. 39-40.

PUBLIC ORIENTATION OF FRESHMAN STUDENT PERSONALITY IN THE PROCESS OF ADAPTATION TO EDUCATION IN UNIVERSITY

T.Y. Jarova, deputy director of extracurricular work, N.M. Kulikov, Candidate of pedagogy, the department of economics, management and entrepreneurship, M.A. Ekhlakova, student, Tchaikovsky branch of Perm National Research Polytechnic University, Tchaikovsky, Russia, [email protected]

One of the main criteria of social and professional success of an alumnus is an efficiency of his education in university. It is especially at the first year, when student goes through period of adaptation including adaptation to people around. During this period student gets a skill of mutual work in academic group, in creative or sport group; efficiency of which can be identified by formation ofpersonality's orientation.

This article provides an analysis of student's personality public orientation characteristics which determines formation of orientation to constructive cooperation with people around, interest to mutual activity, preparedness to work in collective. The analysis of the freshmen's social motivation main properties allows exposing that general orientation is defined by manifestation of motivation achievement, great deal of participation in collective events, sport competitions, collective orientation, positive reaction to cooperative activity, overcome of barriers and troubles. The results allow considering of freshman's adaptation process success of work in university's collective and efficiency of cooperation process with main subjects of educational space. Key words: personality of the student, community orientation, adaptation, social motivation, sense of community, respect for social ethics, motives.

References

1. Kulikov N.M. Formirovanie interesa k zaniatiiam fizicheskoi kul'turoi sel'skikh Shkolnikov: Avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk [The formation of interest in physical education in rural schools. Abstract of candidate of pedagogical sci.diss.]. Chelyabinsk, 2000. 20 p.

2. Marishchuk V.L., Bludov Iu.M., Serova L.K. Psikhodiagnostika v sporte: uchebnoe posobie dlia vuzov

[Psychodiagnostics in sport: a textbook for high schools]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 349 p. 3. Marishchuk V.L., Bludov Iu.M., Serova L.K. Psikhodiagnostika v sporte: uchebnoe posobie dlia vuzov [Psychodiagnostics in sport: a textbook for high schools]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 349 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.