Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профсоюзы / пролетарии / предприниматели / бизнес-союзы / государство / трудовое законодательство / труд. / trade unions / proletarians / entrepreneurs / business unions / the state / labor legislation / labor.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонов Илья Александрович, Решетняк Сергей Романович

В статье проводится анализ причин возникновения профсоюзных движений в мире, и даётся оценка современному состоянию профсоюзных объединений с указанием ключевых проблем их функционирования и актуальных вызовов, ставящих под угрозу существования самого профсоюзного движения в мире. Также проводится аналогия профсоюзных организаций и бизнес-союзов, как форм профессиональных объединений предпринимателей, позволяющих констатировать фактическое формирование профессиональных объединений работодателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL FUNCTION OF THE TRADE UNION MOVEMENT AT THE PRESENT STAGE

The article analyzes the causes of the emergence of trade union movements in the world, and assesses the current state of trade union associations, indicating the key problems of their functioning and current challenges that threaten the existence of the trade union movement itself in the world. The analogy of trade union organizations and business unions as forms of professional associations of entrepreneurs is also drawn, which allows us to state the actual formation of professional associations of employers.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 349.2

Спиридонов И.А.1 Решетняк Р. С.2

ОБЩЕСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ ПРОФСОЮЗНОГО ДВИЖЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье проводится анализ причин возникновения профсоюзных движений в мире, и даётся оценка современному состоянию профсоюзных объединений с указанием ключевых проблем их функционирования и актуальных вызовов, ставящих под угрозу существования самого профсоюзного движения в мире.

Также проводится аналогия профсоюзных организаций и бизнес-союзов, как форм профессиональных объединений предпринимателей, позволяющих констатировать фактическое формирование профессиональных объединений работодателей.

Ключевые слова: профсоюзы, пролетарии, предприниматели, бизнес-союзы, государство, трудовое законодательство, труд.

Spiridonov I.

Reshetnyak S.

THE SOCIAL FUNCTION OF THE TRADE UNION MOVEMENT AT THE PRESENT STAGE

Abstract. The article analyzes the causes of the emergence of trade union movements in the world, and assesses the current state of trade union associations, indicating the key problems of their functioning and current challenges that threaten the existence of the trade union movement itself in the world.

The analogy of trade union organizations and business unions as forms of professional associations of entrepreneurs is also drawn, which allows us to state the actual formation of professional associations of employers.

Keywords: trade unions, proletarians, entrepreneurs, business unions, the state, labor legislation, labor.

Введение

Тематика профсоюзного движения никогда не утратит актуальности, пока существует трудовая деятельность и стремление трудовых коллективов защищать свои трудовые права, как и право на труд в целом.

В 2019 году на заседании X съезда Федерации Независимых Профсоюзов России рос-

сийский президент Владимир Путин отметил: «Профсоюзы по своей сути исторически - базовая общественная структура. Ваша главная миссия - защищать человека труда, и чтобы сегодня в полной мере соответствовать этому предназначению, необходимо идти в ногу со временем» [1].

Действительно формирование профессио-

1 Спиридонов Илья Александрович, магистрант, Северо-Кавказский институт-филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Ilya Spiridonov, Master's student, North Caucasus Institute-branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]

2 Решетняк Сергей Романович, старший преподаватель кафедры правового обеспечения деятельности органов власти, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: sergey. [email protected]

Sergey Reshetnyak, Senior Lecturer, Department for Legal Support of Authorities Activity, North-Caucasian Institute, Branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation e-mail: [email protected]

нальных союзов трудящихся, борющихся за улучшение прав пролетариата, является неизбежной реакцией на лейтмотив капитализма - максимизацию прибыли. В середине XIX века рабочий день в зависимости от страны составлял 14-16 часов, рабочая неделя была шестидневная, понятие отпуск отсутствовало. И даже при таких условиях, большинство капиталистов приходили к приоритету найма женщин и детей, поскольку им можно было платить меньше. Иногда возникали ситуации, когда взрослые не могли найти работу, сидели дома, поскольку фабрики набирали нужное количество трудящихся из числа детей. Подобные условия эксплуатации труда не сильно отличались от рабских, несмотря на большую доступность медицинских услуг, продолжительность жизни городских рабочих была ниже продолжительности жизни крестьян. Возникшая социальная несправедливость, когда люди, проявившие инициативу, переехавшие в город в поисках лучшей жизни, в итоге оказывались в худших условиях, естественно породила стремление объединяться и бороться за свое право на лучшую жизнь.

Маховик борьбы за условия труда стремительно раскручивался, достигнув своего апогея после Октябрьской революции и появления государства трудящихся. На своем пике членами профсоюзных движений в крупнейших странах Европы были более половины всех работников. Профессиональные объединения сыграли важную роль в борьбе трудящихся за свои права, в результате неотъемлемой частью современного законодательства стран является трудовой кодекс, защищающий работников и ограничивающий эксплуатацию труда. Как выяснилось в последствии нормализация условий труда оказала положительный эффект и на экономику стран, поскольку именно трудящийся средний класс и его потребительская способность является основой валового внутреннего продукта.

В третьем тысячелетии профсоюзы стремительно теряют свою значимость и мельчают. «Из трех миллиардов занятых, членами профсоюза являются 516 миллионов или 17 процентов. Если исключить не являющимися независимыми профсоюзы Китая, Беларуси и

Кубы, общая численность профсоюзов в мире составит 214 миллионов человек, а уровень их охвата при численности занятых свыше 2,2 миллиарда примерно 10 процентов. Продолжение тенденций последних двадцати - сорока лет приведет к возможному вымиранию профсоюзов во многих странах к середине столетия. Охват профсоюзного движения упадет ниже определенного значения - 10, 5 или 2 процента, после чего жизнеспособность профсоюзов окажется под вопросом» [2; С. 61]. Более детально уровень охвата профсоюзов отражён в Таблице 1.

Прошлое, будущее и настоящее профсоюзного движения

Стремительное сокращение профсоюзов трудящихся является логичным результатом увенчавшейся успехом борьбы. Новому поколению пролетариата нет существенной необходимости бороться за улучшение своих трудовых прав, ведь они выросли и начали работать в ситуации, которую Австрийская экономическая школа описала бы как равенство сторон сделки - трудового договора. При этом государство взяло на себя функции контроля за соблюдением прав. Качественная инклюзивная институциональная политика, подкрепленная советующей нормативно-правовой базой, привела сферу трудовых прав в состояние триумвирата согласия пролетариев, капиталистов и властей, когда существующие нормы приемлемы для трудящихся, позволяют извлекать достаточную эффективность труда, а материальный достаток людей и бизнеса позволяет обеспечивать экономический рост государства.

Международная организация труда, докладывая о тенденции угасания профсоюзов, рассматривает возможные сценарии для движения трудящихся в будущем, однако все они не выходят за рамки исторически сложившейся функциональной парадигмы профсоюзов. Вместе с тем в исторической перспективе можно считать, что профсоюзы выполнили первично возложенную на них общественную функцию, их дальнейшие существование без глобального переосмысления будет являться рудиментарным и как верно указывает один из сценариев, профсоюзы могут маргинали-зироваться.

АНГЛОСАКСОНСКИЕ СТРАНЫ

Таблица 1. Уровень охвата профсоюзов

ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ ЕВРОПА

100 90 ВО 70 50 50 40 30 20 10 00

•г'-' \ -

-о-

V | _

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 О

Ал / 'V

[ л * —^.......•••••

, I

V 1 - ' 1 - ■

- - 1-..Г

1390 1 900 1 910 1 920 1 930 1940 19Б0 1 960 1970 193 0 1 99 0 2 00 0 2 010 — США ^ Канада Великобритания — Австралия Ирландия

1890 1 900 1 910 1 920 1 930 1 940 1 950 1960 1970 1930 1990 2 000 2 010 — Германия — Франция Италия — Испания Португалия

Источник [2; с. 63]

Ответ на вопрос - что делать с профсоюзным движением для его актуализации, как и ответ на большинство вопросов, выражающихся в необходимости законодательных изменений, уже находится внутри тенденций современного общества. Ведь право исходно - это выражение общественных идей, а, следовательно, верное направление правового развития всегда уже заложено в острие общественного мнения и потребностях общества. Президент верно подметил идейную составляющую профсоюзного движения - защиту человеческого труда.

Вернемся снова к середине XIX века, мир был совсем другим, людей было в семь раз меньше, а доля городского населения составляла лишь примерно 6,5% от общей численности населения. В подобных условиях любое существующее тогда промышленное производство было сродни современному крупному бизнесу, а его владельцы - капиталисты имели доступ к непосредственному взаимодействию с органами власти, фактически происходило

то, что сейчас в США называется лоббизмом, только без законов о регулировании, этики и раскрытии информации лоббистской деятельности. Разумеется, большинство капиталистов обладало достаточным влиянием, чтобы не допустить притеснение своей деятельности со стороны государства. В итоге, если не учитывать прежние социальные группы, прямо не участвующие в промышленной революции, а равно и в процессе становления нового мира, то только трудящиеся являлись незащищенной эксплуатируемой частью общества.

Однако мир поменялся, государства из империалистов сами превратились в капиталистов, нынешняя «политика есть концентрированное выражение экономики» [3], а каждая страна обязана соревноваться с другими по темпам роста экономики, чтобы не потерять свою долю в мире. Лейтмотив максимизации прибыли в контексте государств никуда не исчез, а лишь приобрел иную форму - максимизации валового внутреннего продукта и доли в мировой экономики. Объектом эксплуата-

ции капиталистов являлся труд пролетариата, объектом эксплуатации государства является труд бизнеса и предпринимателей. Не случайно, как средний класс считается основой любой экономики, так малый и средний бизнес считается основой рыночной экономики.

В условиях нарастающей международной конкуренции и регулярного дефицита бюджета, вследствие необходимости поиска источников дополнительных налоговых поступлений малый и средний бизнес рискует оказаться в положении рабочего середины XIX века. Даже трудящийся без отпуска, 6 дней в неделю, по 14 часов в день предприниматель рискует попасть под меру государственного регулирования, которая в итоге приведет созданную его бизнесом добавочную стоимость не в его карман, а в пользу государства или третьих лиц, в худшем случае разорится.

Наиболее наглядным примером делега-лизации целой отрасли экономики является сухой закон США. Поставьте себя на место американского производителя алкоголя того времени, теперь, по воле законодателя, вы вынуждены либо закрыть свой бизнес, либо нарушать закон. Негативное государственное воздействие на бизнес часто можно встретить, наблюдая за экологической повесткой. Например, в Австралии рассматривается законопроект о снижении численности скота с целью уменьшения выбросов метана в атмосферу. Поставьте себя на место австралийского фермера, когда вам могут сказать о необходимости сократить свой бизнес ради экологических норм при том, что в ряде стран о соблюдении экологических норм вообще не думают. Также часто негативный эффект для предпринимателей может возникать по причинам отмены ранее существовавших тарифов и пошлин, защищавших собственного производителя. Например, между Россий и Беларусью установлена свободная торговля, никаких пошлин нет, однако производить сыр в Белоруссии значительно дешевле. В результате российские сыровары вынуждены выходить на рынок, зная, что сопоставимый сыр из Белоруссии на 20-25% дешевле российского, и они никогда не смогут добиться той же себестоимости товара, что и белорусские

производители. Хотя изначально мера свободной торговли с Беларусью является положительной инициативой, однако принимая глобальное решение, государственные органы не всегда могу просчитать все последствия для каждой отрасли и сферы. Подобные негативные последствия принято называть провалами государства. «В некоторых случаях политика, - которая в других случаях могла бы казаться желательной для решения каких-то неэкономических задач или даже для корректировки «провалов рынка», - может порождать такую ситуацию, которая окажется еще хуже, чем была до того, как эта политика начала осуществляться» [4]. Предлагаю самостоятельно провести аналогию вышеприведенной цитаты с текущей политикой Центрального банка РФ в части борьбы с инфляцией путем высокой ключевой ставки, влиянием ключевой ставки на строительный сектор и предпринимательство в целом.

В 1978 г. Чарльз Вульф опубликовал работу «Теория нерыночных провалов: основы анализа имплементации» [5], определив в ней три причины «провала государства»:

- утрата взаимосвязи затрат государства с неполученным экономическим эффектом, что может вызвать X-неэффективность;

- собственные цели государственной организации, что приводит к проблеме принципал-агента;

- побочные эффекты, вызываемые вмешательством государства в рыночные механизмы воспроизводства, непредвиденные планом правительства.

Возникает социальная несправедливость когда люди, проявившие инициативу, рискнувшие открыть свое дело, могут в результате провала государства оказаться в худшем положении, чем простые трудящиеся, фактически их труд как предпринимателей оказывается незащищенным от непредпринимательских рисков и подверженным эксплуатации в необходимых для государства случаях.

«Непосредственная эксплуатация труда сама стоит труда, как это известно всякому надсмотрщику за рабами» [3]. Учитывая изменившийся масштаб человеческой деятельности с момента идейного формирования

профсоюзного движения, включения в новый промышленный мир практически всего человечества, а как результат - появление новых социальных групп, труд которых не защищен. И действительно, чтобы сегодня в полной мере идти в ногу со временем, соответствовать своему предназначению - защищать человеческий труд - профессиональные объединения должны выйти на следующую ступень развития и помимо объединения рабочих стать объединениями предпринимателей - бизнес-союзами. Подобные объединения позволят самозанятым, малым и средним предприятиям иметь организацию, способную отстоять их интересы в случаях, когда методы государственного регулирования по тем или иным причинам могут привести к государственному провалу в определенной сфере.

Современные бизнес-союзы как форма профессиональных объединений предпринимателей

Если рассмотреть законодательное определение профсоюзов - «добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов» [6], то достаточно заменить всего несколько слов, чтобы получить релевантное определение бизнес-союзов - добровольное объединение предпринимателей, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их производственных и коммерческих интересов.

Однако в настоящее время отечественное законодательство не содержит какого-либо определения для профессиональных объединений предпринимателей. Практически все бизнес-объединения существуют в правовых формах некоммерческих организаций, при этом закон никоем образом не наделяет их функциональными возможностями по взаимодействию с органами власти, а следовательно, и возможностями защитить собственные интересы. Сложившаяся ситуация концептуально не сильно отличается от системы середины

XIX века. Объединения, состоящие из крупных предпринимателей или объединения больших отраслей в итоге, в силу своих размеров и влияния, получают доступ к диалогу с органами власти и защите своих интересов. Например, Президент достаточно регулярно встречается с Российским союзом промышленников и предпринимателей (далее - РСПП), на основании проходящих встреч дает указания Правительству. И это вовсе не удивительно, ведь РСПП - объединения крупнейших компаний страны, некая современная версия Московского Купеческого клуба.

Исторически естественная система меры доступа к лоббизму посредством оценки значимости субъекта по существу является экстрактивным институтом, а подобные институты, как показал опыт в других общественных отраслях, всегда менее эффективны, чем инклюзивные институты. Государственный аппарат, находящийся под регулярным влиянием только небольшой группы крупнейших компаний и отраслей, в итоге склонен принимать решения в интересах небольшой группы без учета значимости интересов всех участников рынка. Разумеется, механизм принятия решений современного государства, тем более такого большого государства как Россия, куда сложнее, чем обслуживание интересов оли-гархата. И все же современное государственное управление для его высокоэффективной настройки требует проработки и совершенствования всех функционирующих в обществе механизмов.

Государственные органы не могут знать лучше самих представителей бизнеса, какие решения благоприятнее всего скажутся на устойчивом развитии предпринимательства в России. Более того, в России государственная служба и требования, выдвигаемые к государственным служащим, по своему объему сопоставимы с дополнительной квалификацией трудящегося. В подобной ситуации госслужащие, вынужденные осваивать основную профессию, а после получать необходимую дополнительную квалификацию, по сложившемуся профессиональному образу мышления существенно отдаляются от образа мышления предпринимателей, а следовательно, их

видение эффективного управления не может совпадать с видением эффективных мер в контексте предпринимательской деятельности, что в свою очередь существенно увеличивает риск государственного провала.

Следует также учитывать существенно изменившуюся структуру занятости населения за последние десятилетия. Неуклонно растет число людей, работающих самих на себя и не использующих наемный труд. «К апрелю 2024 года количество субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) и самозанятых достигло рекордных значений - 6,5 млн. и 10 млн. соответственно. Суммарно на эти категории приходится треть занятых в стране - 28 млн. человек» [7]. «Малое и среднее предпринимательство в Российской Федерации - это в первую очередь микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико» [8]. Сделаем поправку на то, что часть МСП все таки использует наемный труд, оставим примерно четверть всех трудящихся, которые больше не является пролетариатом, а, следовательно, не попадают в текущую сферу деятельности профсоюзов, а значит, не имеют профессионального объединения, которое бы боролось за их права и защищало от государственных, а порой и рыночных провалов.

Государство, понимая значимость МСП для экономического развития, принимает меры для его поддержания, разработана целая стратегия развития МСП, принят федеральный закон о развитии МСП, однако все эти механизмы развития идут сверху вертикали власти и часто сводятся к финансовой поддержке, вместо принятия выверенных конструктивно реструктуризирующих систему решений. Исторический опыт профсоюзного движения и борьбы трудящихся за свои права доказал свою эффективность в поиске правильного баланса между интересами всех сторон, можно сказать, что игрокам удалось добиться принятия совокупно верных решений, отвечающих интересам всех. В контексте настоящего времени и дальнейшей борьбы за защиту труда необходимо экстраполировать существующий позитивный опыт на новые

сферы. Создание бизнес-союзов, союзов ремесленников (профессиональный союз людей работящих на себя) на законодательном уровне и закрепление прав этих союзов наравне с профсоюзами позволит начать новый виток борьбы за права трудящихся. Как показал исторический опыт профсоюзного движения, результатом этой борьбы неизбежно станет инклюзивная институциональная политика в отношении самозанятых и МСП. Более того как наемные сотрудники часто могут внести рационализаторское предложение в контексте своего дела, так самозанятые и МСП, тем более их объединения, могут внести на уровень государства эффективное управленческое решение в своей отрасли. Следствием инклюзивной политики в отношении трудящихся предпринимателей неизбежно станет повышение эффективности государственного управления и совершенствование системы, достижение лучшего баланса интересов сторон, а как следствие большей выгоды для всех участников: предпринимателей, получающих лучшие условия совей деятельности и государства, получающего более экономических, а значит и налогово-активных субъектов.

Следует отметить, что в отечественном праве существует один уникальный пример законодательного закрепления полномочий негосударственного бизнес-объединения, имеющего законно закрепленное право взаимодействовать с органами государственной власти при принятии решений, влияющих на бизнес. «Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, созданной в организационно-правовой форме союза для представления и защиты законных интересов своих членов и в целях развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности, реализации иных целей и задач, предусмотренных настоящим Законом» [9].

Помимо федерального уровня, региональные власти также поддерживают деятельность Торгово-промышленных палат (далее - ТПП), например в Ставропольском крае принят Закон Ставропольского края [10], по которому ТПП «участвуют в формировании и реализации государственной политики в области раз-

вития предпринимательства на территории Ставропольского края».

И если посмотреть на ситуацию поверхностно и формально, то может создаться впечатление, что все вышеописанные необходимости создания инклюзивного подхода в России уже реализуются. Однако на практике законодательство о ТПП было принято в уже довольно далеком 1993 году в самом начале становления России на путь капитализма и с тех пор существенно не обновлялось. Число индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в России в январе-июне 2023 года достигло 7,329 млн. субъектов [11]. При этом членами ТПП РФ являются около 50 тыс. субъектов бизнеса, то есть доля представительства интересов предпринимателей составляет менее 1% от общего числа. Для сравнения только Парижская (не обще французская) ТПП включает примерно 410 тыс. предприятий. В немецких ТПП состоит около 2 млн. 150 тыс. предприятий-членов.

К качеству работы и эффективности ТПП РФ тоже имеются большие вопросы. На практике предприниматели в России сталкиваются со словосочетанием Торгово-промышленная палата только когда читают стандартную формулировку раздела о форс-мажоре в заключаемом договоре.

В нынешнем состоянии ТПП РФ является рудиментом управленческой системы, созданным в период перестройки в погоне за копированием сложившихся на западе моделей управления. Однако факт наличия ТПП в большинстве стран мира не является случайным,

прогресс общественной мысли по всему миру сам подталкивает к верному пути необходимости создания профессиональных объединений для бизнеса и закрепление их полномочий. В капиталистических странах, где этот путь зашел дальше, как правило, можно наблюдать более высокий уровень жизни. К сожалению, в России исходящая от самого сообщества предпринимателей потребность не получила достаточно качественного законодательного развития, в итоге практически полностью потеряв свою функциональную применимость.

Заключение

В настоящие время в России методы взаимодействия предпринимателей и государственной власти в части защиты, развития и отстаивания интересов первых концептуально не существенно отличаются от методов XIX века, а именно лоббизма крупнейших участников в интересах собственного меньшинства и определения законодательных правил на основе решений верхушки вертикали власти. Сложившаяся экстрактивная институциональная система с точки зрения поиска эффективного механизма управления является атавизмом. Конституционная ценность - защита человеческого труда - требует глубокого переосмысления и расширения привычных входящих в нее понятий о трудящихся. Формирование законодательных прав бизнес-союзов и союзов ремесленников наравне с профсоюзами совместно с качественной реализацией этих прав позволит малому и средними предпринимательству стать надежной основой рыночной экономики России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Диво только для членов профсоюза [Электронный ресурс]. // Коммерсантъ. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3976891?ysclid=m4ufh9w6pw852761094

2. Виссер Й. Профсоюзы на распутье. Рабочий документ - Женева, МОТ, 2020. - 85 с.

3. Карла Маркса - Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1: Процесс производства капитала. [Электронный ресурс] // vixri.ru. URL: http://www.vixn.ru/d/ Marks%20Karl%20%20_KAPITAL.pdf?ysclid=m4v2is0hba705922863

4. Wolf Jr. Ch. Markets or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives / Jr. Ch. Wolf. - MIT Press, 1993. - 256 p. [Электронный ресурс] // Internet Archive. URL: https://archive. org/details/marketsorgovernm0000wolf/page/n9/mode/2up

5. Wolf Jr. Ch. A Theory of Nonmarket Failure: Framework for Implementation Analysis // The Journal of Law &Economics Vol. 22, No. 1. - Apr., 1979. - P. 107-139 [Электронный ресурс] // JSTOR. URL: https://www.jstor.org/stable/i229079

6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Российская газета, № 12, 20.01.1996

7. Кузнецова Е. Предприниматели берут числом. [Электронный ресурс] // Газета Комерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6666295

8. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р (с изменениями на 30 марта 2018 года) «О Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий («дорожной карте») по ее реализации» // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2016, № 0001201606100005

9. Закон РФ от 7 июля 1993 г. # 5340-I (с изменениями на 12 декабря 2023 года) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Российская газета, № 154, 12.08.1993.

10. Закон Ставропольского края от 11 июля 2022 г. № 69-кз «Об отдельных вопросах взаимодействия Торгово-промышленной палаты Ставропольского края с органами государственной власти Ставропольского края» // Ставропольская правда, № 77, 15.07.2022.

11. Число индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в России выросло на 4%. [Электронный ресурс] // ГКУ «Мосфинагентство». URL: https://moscowdebt.mos.ru/ presscenter/news/detail/11742048.html

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. A miracle only for trade union members [Electronic resource]. // Kommersant. URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3976891?ysclid=m4ufh9w6pw852761094

2. Visser J. Trade unions are at a crossroads. Working paper - Geneva, ILO, 2020. - 85 p.

3. Karl Marx's Capital. Criticism of Political Economy. Vol.1. Book 1: The process of capital production. [Electronic resource] // vixri.ru. URL: http://www.vixri.ru/d/Marks%20Karl%20%20_ KAPITAL.pdf?ysclid=m4v2is0hba705922863

4. Wolf Jr. Ch. Markets or Governments: Choosing between Imperfect Alternatives / Jr. Ch. Wolf. - MIT Press, 1993. - 256 p. [Electronic resource] // Internet Archive. URL: https://archive.org/ details/marketsorgovernm0000wolf/page/n9/mode/2up

5. Wolf Jr. Ch. A Theory of Nonmarket Failure: Framework for Implementation Analysis // The Journal of Law & Economics Vol. 22, No. 1. - Apr., 1979. - P. 107-139 [Electronic resource] // JSTOR. URL: https://www.jstor.org/stable/i229079

6. Federal Law No. 10-FZ of January 12, 1996 "On Trade Unions, their Rights and Guarantees of Activity" // Rossiyskaya Gazeta, No. 12, 01/20/1996

7. Kuznetsova E. Entrepreneurs take numbers. [Electronic resource] // Kommersant Newspaper. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6666295

8. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 2, 2016 No. 1083-r (as amended on March 30, 2018) "On the Strategy for the Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030 and the action plan ("roadmap") on its implementation" // Official Internet portal of legal information www.pravo.gov.ru, 06/10/2016, No.0001201606100005

9. The Law of the Russian Federation of July 7, 1993 # 5340-I (as amended on December 12, 2023) "On Chambers of Commerce and Industry in the Russian Federation" // Rossiyskaya Gazeta, No. 154, 08/12/1993.

10. The Law of the Stavropol Territory dated July 11, 2022 No. 69-kz "On certain issues of interaction between the Chamber of Commerce and Industry of the Stavropol Territory and the state authorities of the Stavropol Territory" // Stavropol Pravda, No. 77, 07/15/2022.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. The number of individual entrepreneurs and legal entities in Russia increased by 4%. [Electronic resource] // GKU "Mosfinagentstvo". URL: https://moscowdebt.mos.ru/presscenter/news/ detail/11742048.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.