Е.В. Демидова,
кандидат юридических наук, капитан милиции (КЮИ МВД России)
ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОГО
ЭКСТРЕМИЗМА
В настоящей статье рассматриваются понятие предупреждения преступности в целом, а также понятие, функции и субъекты общего (общесоциального) предупреждения религиозного экстремизма. Выделяются основные задачи общества и государства в противодействии религиозному экстремизму.
В криминологической литературе в системе предупреждения преступности
выделяются три структуры - виды
предупреждения: общее, специальное и
индивидуальное. Критерием их
разграничения служит масштаб
предупредительной деятельности [1].
Н.Ф. Кузнецова и В.В. Лунеев предлагают следующую классификацию мер профилактики. Оптимальной для программирования и организации профилактической деятельности
представляется классификация по
следующим основаниям: социальному
уровню предупредительной деятельности; объёму (массовости охвата);
территориальному масштабу; этапу воздействия на объект профилактики; направленности, виду (содержанию)
воздействия; субъекту разработки и применения.
Общее (общесоциальное)
предупреждение преступности включает меры по оздоровлению и экономической, и социальной, и политической, и духовной сфер жизни общества [2]. В идеале борьба с преступностью должна быть органической частью всей политики в современном обществе: как
государственной, так и разнообразных негосударственных структур, а также институтов гражданского общества.
Базой общего предупреждения исследуемого нами социального явления -преступности - является создание достойных условий формирования, а также жизнедеятельности человека, для того
чтобы заблаговременно предупредить зарождение у него негативных потребностей, привычек (алкоголь, наркотические, психотропные вещества и т.п.) и обеспечить эффективное решение им своих проблем в рамках закона, поощрять, стимулировать общественно полезное, правомерное поведение.
Функция общесоциальной
профилактики последовательно
осуществляется всем прогрессивным развитием общества: развитием
экономики, обеспечением прав, свобод, законных интересов граждан,
поддержанием культуры и нравственности, укреплением законности, социальной защиты всего населения. Общесоциальное предупреждение связано с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, осуществляется в процессе решения крупномасштабных социальных задач, непосредственно не предназначенных для предупреждения преступлений, но именно их решение существенно сказывается на уровне преступности. Эти меры имеют более масштабные цели, нежели борьба с преступностью и предупреждение преступлений [3]. Разрешение
противоречий общественного развития, его проблем и трудностей, преодоление просчётов, упущений, ошибок в социальном управлении есть в то же время экономическая, политическая,
идеологическая, социально-
психологическая, правовая основа для устранения, ослабления, нейтрализации
процессов и явлений, детерминирующих преступность. Но, следует отметить, они имеют весьма важный криминологический аспект, т.к. являются основой, базой специальной профилактики, поскольку их направленность на решение задач
социального развития создаёт
предпосылки ограничения преступности и противодействует криминогенным
факторам, которые её порождают.
К общесоциальным мерам
предупреждения преступности относятся преобразования в сфере экономики, имеющие целью, в конечном счете, поднятие жизненного уровня членов общества, качества их жизни. Под этим углом зрения должна оцениваться
(несмотря на существенные издержки её проведения [4]) концепция радикальной реформы хозяйственного механизма страны, ориентированная на создание основы эффективной, служащей человеку экономики, стимулирование деловой активности и инициативы людей, их заинтересованности в результатах труда, обеспечение социальной и правовой защищённости различных слоёв населения и тем самым на обеспечение устранения, ослабления, нейтрализации ряда криминогенных факторов, лежащих в основе имущественной, экономической, должностной и иной преступности [3].
Без всяких сомнений, профилактическое воздействие самого широкого спектра оказывают демократизация и гласность, коренным образом изменяющие идейнополитическую атмосферу в нашем обществе, способствующие созданию обстановки нетерпимости общественного мнения к правонарушениям, оздоровлению морально-нравственного климата в целом в межличностных отношениях.
Наконец, повышение этической, политической, бытовой, эстетической, правовой культуры, в том числе восстановление в правах народных
традиций и обычаев, обеспечивающих преемственность культурного наследия и нравственных регуляторов поведения, как важнейшее условие обновления общества, его гуманизации и нравственного
совершенствования, является и
необходимым элементом предупреждения преступных проявлений.
Необходимость повышения личной заинтересованности людей в достижении социально значимых результатов, побуждение их к социально-правовой активности путём материального и морального стимулирования обусловлена самой природой подлинно
демократического общества [5].
Субъектами общего предупреждения преступности, как правило, выступают органы власти Российской Федерации, её субъектов, а также предприятия, учреждения, организации, трудовые коллективы и коллективы по месту жительства.
В литературе выделяется следующий ряд оснований для применения мер общей профилактики: информация о социальной, социально-экономической, социально-демографической, социально-психологической и правовой ситуации, анализ которой свидетельствует о необходимости нейтрализации определённых
криминогенных факторов; результаты контрольно-реви-зионной и налогово-
проверочной деятельности; результаты деятельности по осуществлению прокурорского надзора; деятельность по обобщению материалов уголовных дел о причинах и условиях конкретных преступлений; материалы целевых
научных исследований [6].
Субъекты общей профилактики призваны выявлять и анализировать причины и условия, которые способствуют совершению преступных деяний,
принимать всевозможные меры по их устранению. В частности, задачей правоохранительных органов является определение и анализ причин, условий, ситуаций, обстоятельств преступных деликтов и иных криминогенных факторов. Данные вопросы реализуются названными выше ведомствами с учётом тех обязанностей и полномочий, которыми они обладают, в отличие от других
субъектов общей профилактики.
На основе проанализированной информации оценивается состояние общепредупредительной деятельности и
определяются ведущие тенденции развития причинного комплекса преступности, выясняются возможности его нейтрализации. Помимо этого, правоохранительными органами
разрабатываются и, если возможно, самостоятельно осуществляются
необходимые мероприятия, направленные на устранение либо ограничение действий негативных факторов, которые они
выявляют [6]. Правоохранительные органы зачастую вносят коррективы в соответствующие инстанции, органы, учреждения либо предлагают им варианты конкретного решения вопросов, при
осуществлении которых и нейтрализуют указанные факторы.
Крайняя опасность дальнейшего распространения в России экстремизма обусловливает необходимость
целенаправленной борьбы с ним [7]. Она должна вестись одновременно по
нескольким направлениям.
Во-первых, путём усиления контроля за регистрацией и деятельностью на
территории Российской Федерации международных благотворительных и религиозных организаций, российских религиозных и общественных исламских объединений.
Следует отметить, что основными задачами государства и общества по противодействию религиозному
экстремизму являются: нормализация
политической обстановки в стране, формирование духа социального мира, спокойствия, недопущение политических, межнациональных и
межконфессиональных конфликтов,
социальных разногласий в обществе; выявление и постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению религиозного экстремизма; повышение культурно-образова-тельного уровня
населения, изучение религии, истории, культуры, традиций, повышение межрелигиозного взаимопонимания;
формирование толерантности между этноконфессиональными образованиями; противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы,
сообщества, организации;
противодействие распространению
информации и литературы,
экстремистских материалов, направленных на разжигание межконфессиональных конфликтов; выработка рекомендаций по совершенствованию деятельности
субъектов противодействия
экстремистской деятельности по
профилактике религиозного экстремизма, совершенствованию методов и технологий взаимодействия их с общественными и религиозными объединениями [7].
Во-вторых, к основным мерам по предупреждению осуществления
экстремистской деятельности следует отнести надзор за деятельностью исламских учебных заведений.
В ходе антигосударственной
деятельности идеологи и эмиссары ваххабизма особое внимание уделяют привлечению на свою сторону молодежи. К сожалению, существенная роль в этом процессе отводится религиозным учебным заведениям, основное финансирование которых осуществляется за счёт частных пожертвований верующих, а также средств, выделяемых зарубежными
исламскими организациями, которые контролируются правительствами и
спецслужбами своих стран. Следует подчеркнуть, что из всей массы исламских учебных заведений государственную
лицензию имеют единицы [7].
В-третьих, деятельность органов прокуратуры по уголовному
преследованию лиц, призывающих к насильственному изменению
конституционного строя, разжигающих
религиозную и национальную рознь, по осуществлению надзора за оперативнорозыскной деятельностью в отношении приверженцев исламских экстремистских течений. Дальнейшее направление развития ваххабизма ведёт уже от
«развитого политизированного» ислама к крайне реакционному религиозному экстремизму, решающему свои
политические цели силовым путём [7].
Важный субъект профилактики, предупреждения и противодействия
осуществлению экстремистской
деятельности - средства массовой информации. Они способны донести любые сведения до миллиардов людей за считанные часы, что по сравнению с
публичными лекциями, книгами и другими способами обмена информацией ставит их вне конкуренции. Эта способность средств массовой информации быть эффективным орудием формирования общественного сознания давно подмечена, оценена и максимально используется при
достижении политических, национальных, религиозных, экономических, социальных и иных целей, причём оказываемое влияние в зависимости от стоящих задач может быть как положительным, так и отрицательным.
Известно, что экстремисты часто предполагают немедленное реагирование на их действия средств массовой информации и практически всегда требуют напрямую связаться с ними, чтобы обратиться к представителям органов власти и широкой общественности для разъяснения своих задач, пропаганды идеологии, а в некоторых случаях - и для получения поддержки своим преступным действиям со стороны отдельных групп общества [7]. Ив этой ситуации гражданская и профессиональная зрелость, самооценка журналистов играют ключевую роль, в том числе и в направленности дальнейших действий экстремистов, а также в развитии, локализации, способах пресечения
экстремистской деятельности и
ликвидации её последствий.
Вместе с тем есть проблема использования антиэкстремистского
законодательства в целях расправы с любым инакомыслием, в том числе и с оппозицией. Экстремизм порождается
целым комплексом социально-культурных, экономических и политических факторов, и поэтому разрозненные методы противодействия экстремистской
деятельности не будут эффективными. Необходима конкретизация в
законодательных актах самого понятия «экстремистская деятельность
(экстремизм)», правовое содержание
которой исключило бы опасность его
использования для борьбы с политическим инакомыслием, поскольку экстремистской должна признаваться только такая идеология, в основу которой положены убеждения о нетерпимости к оппонентам, признание необходимости
насильственного их подавления и установления режима монополии власти
[7].
С учётом складывающейся обстановки нужен комплекс согласованных мер правового, экономического и
организационного характера,
направленных на противодействие экстремизму. Представляется,
первоочередными могут быть:
инициирование на федеральном уровне разработки и принятия комплексной программы занятости молодёжи -основного контингента, подпитывающего религиозные экстремистские организации; образование экспертного совета для проведения оценки содержания
поступающей в Российскую Федерацию религиозной литературы с включением в его состав учёных-религиоведов, представителей мусульманского
духовенства, юристов; поддержка уже существующих исламских учебных заведений, если они являются проводниками традиционного ислама и противниками распространения среди верующих экстремистских религиозных
течений; запрет распространения ваххабизма; проведение органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации проверок
правомерности ведения образовательной деятельности религиозными учебными заведениями и разрешение их функционирования только при условии всестороннего контроля за работой со стороны официальных мусульманских структур и соответствующих
государственных органов, осуществление контроля за направлением российских граждан на учёбу в иностранные государства; разработка эффективной системы контроля за электронными средствами массовой информации для пресечения их использования лицами, причастными к фундаменталистским
течениям; организация эффективной антиэкстремистской контрпропаганды, которая должна быть направлена на создание объективного общественного мнения по проблемам экстремизма и способам противодействия ему как в Южном федеральном округе, так и в масштабах Российской Федерации и за её пределами [7].
Политико-правовые механизмы борьбы с этнополитическим экстремизмом и его профилактики в рамках
общегосударственного стратегического подхода к выстраиванию нормального политико-правового регулирования в этой области в сочетании с политическими и социально-экономическими действиями по оздоровлению обстановки и
нивелированию социально-политической базы экстремизма были сформулированы еще в 2003 г. информационноаналитическим управлением
Государственной Думы. Такими действиями должны были стать [8]: целевые программы социальноэкономического характера, направленные на снятие социальной напряженности в обществе; развитие и совершенствование системы социального и политического мониторинга, отслеживание
этнополитической ситуации, проявлений расовой и этнической дискриминации, положения национальных меньшинств, ситуации в маргинальных социальных группах; создание механизма
предупреждения экстремистских акций на ранних стадиях; организация стабильного и эффективного взаимодействия государственных органов, национальных объединений и религиозных организаций, научных и общественных центров, неправительственных организаций, других институтов гражданского общества в вопросах мониторинга, изучения общественного мнения, урегулирования социальных и межэтнических конфликтов и других мер профилактики экстремизма; способствование развитию традиционных и самобытных культур народов страны; пропагандистская работа среди населения - разъяснение сути экстремизма, его истоков и методов противодействия;
повышение политической культуры и правовой грамотности граждан, в том числе воспитание граждан в духе демократии, правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты; предотвращение пропаганды
экстремистской идеологии и насилия в средствах массовой информации (СМИ), усиление контрпропаганды,
переориентация СМИ на внедрение в социальную практику норм толерантного поведения; воспитание у граждан толерантного отношения к представителям иных культур и религий, работа с широкой общественностью по изменению отношения к другим культурам и народам, для чего необходимо противопоставление научного знания предубеждениям (просвещение в вопросах культурного и конфессионального многообразия,
исторического единства народов России, истории геноцида, других проявлений этнической и религиозной нетерпимости в истории человечества, изучение вклада в развитие цивилизации культур народов Африки, мусульманских культур и др.); расширение общественного диалога и развитие идеологии межнационального согласия, дружбы и сотрудничества народов-этносов, поиска национальной идеи, консолидирующей российское общество, объединяющей все народы многонационального Российского
государства (не «российской нации», аналога «единого советского народа», а многонационального, полиэтнического российского общества и государства, построенного на принципе равноправия народов-этносов, бережного и
уважительного отношения к культуре каждого народа) [8].
Однако эти положения не нашли своего практического применения.
Для эффективного противодействия экстремизму надо определить цели, содержание и средства борьбы с этой угрозой и содействовать поиску рациональных принципов и подходов путём проведения научноисследовательской деятельности,
совершенствования законотворческого
процесса в рассматриваемой сфере, практики применения законов. И, конечно, нужна государственная программа противодействия экстремистской
деятельности, основными задачами которой могут быть: выявление факторов, детерминирующих осуществление
экстремистской деятельности,
порождающих экстремизм, определение его устойчивости в обществе на современном этапе, а также масштабности связанных с ним угроз для государства;
совершенствование законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности; проведение широкой культурно-просветительской работы,
направленной на формирование общественного мнения по неприятию идеологии экстремизма; реализация комплекса организационно-политических мероприятий, включающих организацию (или реорганизацию) соответствующих государственных, политических структур.
ЛИТЕРАТУРА
1. См.: Алексеев А.И. Криминология. М., 1998; Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М., 2001; Кривоносов А.Н. Правовые и организационные основы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Качалов В.Ю. Криминология. Казань, 2006; Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов-на-Дону, 2002; Криминология. М., 1994.
2. См.: Шляпочников А.С. Общие меры предупреждения преступности. М., 1972; Профилактика
преступлений. Минск, 1986; Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. М., 1989; Профилактика правонарушений. Казань, 1989; Сомин В.Н. Социальное управление предупреждением преступности: введение в теорию. Иркутск, 1990; Токарев А.Ф. Общее
предупреждение преступлений: деятельность органов внутренних дел. М., 1995; Щедрин Н.В. Основы общей теории предупреждения преступности. Красноярск, 1999.
3. См.: Криминология. М., 1994; Криминология / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. М., 2005.
4. К сожалению, в силу ряда объективных и субъективных причин размер этих «издержек» оказался настолько велик, что существенно мешает достижению целей реформы. Масштабные злоупотребления при приватизации, небывалое имущественное расслоение общества, потеря значительной частью населения трудовой перспективы, свёртывание ассигнований на науку, просвещение, культуру - всё это серьёзно компрометирует реформу в глазах общественного мнения. Не случайно в связи с этим на законодательном, президентском, правительственном уровнях разработан ряд общесоциальных мер, направленных на устранение или смягчение социальных издержек реформы.
5. Тарханов И.А. Поощрение позитивного поведения в уголовном праве. Казань, 2001. С. 16.
6. Криминология / под общ. ред. Ю.Ф. Кваши. Ростов-на-Дону, 2002. С. 130.
7. Фридинский С.Н. Противодействие осуществлению экстремистской деятельности // Законность. 2008. № 6. С. 28-30.
8. Предупреждение и борьба с терроризмом: российский и зарубежный опыт законодательного
регулирования (этноконфессиональный аспект). М.: Информационно-аналитическое управление
Государственной Думы, 2003.