Научная статья на тему 'Общесоциальное предупреждение преступных посягательств, связанных с проституцией: вопросы законодательного регулирования и организационного обеспечения'

Общесоциальное предупреждение преступных посягательств, связанных с проституцией: вопросы законодательного регулирования и организационного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
560
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С ПРОСТИТУЦИЕЙ / ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРОСТИТУЦИИ / СЕКСУАЛЬНАЯ ИНДУСТРИЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ СЕКС-УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алихаджиева И. С.

В статье рассматривается система общесоциальных мер противодействия негативным последствиям проституции и преступлениям, связанным с ней. На основе проведенного автором криминологического анализа, включая социологические и экспертные опросы, дается перечень конкретных общесоциальных мер, направленных на предупреждение исследуемых деяний. Предлагаемые меры систематизированы с учетом предложения автора о введении проституции в правовую систему государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALL-SOCIAL PREVENTION OF CRIMINAL ENCROACHMENTS CONNECTED WITH PROSTITUTION: QUESTIONS OF LEGISLATIVE REGULATION AND ORGANIZATIONAL SUPPORT

In the article the system of all-social measures of counteraction to negative consequences of prostitution and to the crimes related with it is considered. On the basis of criminological analysis which is carried out by the author, including sociological and expert polls, the list of concrete all-social measures directed to the prevention of the studied acts is given. Proposed measures are systematized taking into account the proposal of the author on introduction of prostitution into legal system of the state.

Текст научной работы на тему «Общесоциальное предупреждение преступных посягательств, связанных с проституцией: вопросы законодательного регулирования и организационного обеспечения»

- КРИМИНОЛОГИЯ -

УДК 343.85

И. С. Алихаджиева *

ОБЩЕСОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ, СВЯЗАННЫХ С ПРОСТИТУЦИЕЙ: ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

В статье рассматривается система общесоциальных мер противодействия негативным последствиям проституции и преступлениям, связанным с ней. На основе проведенного автором криминологического анализа, включая социологические и экспертные опросы, дается перечень конкретных общесоциальных мер, направленных на предупреждение исследуемых деяний. Предлагаемые меры систематизированы с учетом предложения автора о введении проституции в правовую систему государства.

Ключевые слова: проституция, преступления, связанные с проституцией, общесоциальное предупреждение, профилактика, легализация проституции, сексуальная индустрия, коммерческие секс-услуги.

Меры по противодействию преступности и ее «фоновых» явлений подразделяются в соответствии с их уровнем, содержанием принимаемых мер, масштабом, механизмом воздействия, объектом, временем применения профилактических мероприятий, стадиями совершения преступлений, субъектами предупредительной деятельности и др. В зависимости от системы причин и условий преступности в криминологии различают два [1, с. 171; 21—23] или три [2, с. 179] основных уровня ее предупреждения: общий (общесоциальный), специальный (специально-криминологический) и индивидуальный.

В основу программы предупреждения негативных последствий преступлений, связанных с проституцией (ст. 1271, 240—241 УК РФ), положена идея правовой регламентации оказания коммерческих интимных услуг. Как ограничительная мера пред-

* © Алихаджиева И. С., 2016

Алихаджиева Инна Саламовна (Alins1@yandex.ru), кафедра уголовно-процессуального права и криминалистики, Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста), 119991, ГСП-1, г. Москва, ул. Житная, 14.

лагаемое автором государственное регулирование деятельности по оказанию сексуальных услуг означает придание законного статуса и цивилизованной формы деятельности, целью которой является удовлетворение естественных сексуальных потребностей человека, сокращение теневой проституции как вида сексуальной эксплуатации и др. В этой связи комплекс мероприятий не должен ограничиваться по стадиям предупреждения преступлений (профилактика, предотвращение, пресечение), связанных с проституцией, а предусматривать систему мер, направленных на снижение уровня такой преступности посредством воздействия на социально-экономические, психологические, политические, правовые, информационные, организационные, духовно-нравственные и другие детерминанты.

Общесоциальное предупреждение рассматривается как совокупность мер, которая опосредованно направлена на факторы, детерминирующие совершение тех или иных преступлений. По мнению В.Е. Эминова, общесоциальные меры предупреждения преступлений — это профилактические мероприятия социально-экономического, политического, воспитательного, правового и организационного характера [3, с. 376]. Вести уголовно-правовую борьбу с преступностью, связанной с проституцией, одними мерами карательного характера, т. е. реализацией уголовной ответственности, без использования возможностей мер социального предупреждения и пресечения посягательств в сфере общественной нравственности малоэффективно.

Комплекс общесоциальных мер, направленных на противодействие преступлениям, связанным с проституцией, а равно негативных последствий такой преступности, как составляющая общесоциального предупреждения включает:

1. Легализацию проституции. Для общей профилактики криминальной атмосферы, сложившейся вокруг проституции, в рамках Концепции противодействия сексуальной эксплуатации в Российской Федерации предлагается регламентация проституции в соответствии с авторским проектом Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по оказанию сексуальных услуг», Положением «О лицензировании деятельности по оказанию сексуальных услуг» и Правилами оказания сексуальных услуг. Незаконный характер проституции порождает совокупность факторов, препятствующих эффективному противодействию преступности в среде секс-сообщества и увеличивающих групповую и индивидуальную виктимность его членов (коррупция, недоверие к правоохранительным органам, боязнь расправы со стороны организаторов нелегального секс-досуга, ущербность статуса проститутки, преобладание стереотипа о допущении применения к ней насилия и др.). Это решение позволит воспрепятствовать незаконному предпринимательству в сфере секса и будет способствовать устранению теневой проституции и контроля организованной преступности над ней, сокращению показателей иных видов преступности ввиду прямой связи секс-бизнеса с преступлениями против половой свободы (половой неприкосновенности), насильственными, корыстными преступлениями, совершаемыми в отношении участников этой сферы. Разрешение деятельности в сфере сексуального досуга не означает отказ от проведения мер по надзору над соблюдением установленных для его осуществления требований в соответствии с Положением о региональном государственном надзоре в области организации оказания сексуальных услуг на территории (субъект Российской Федерации). При легализации проституции с ее отнесением к предпринимательской деятельности следует криминализировать незаконное занятие ею и незаконную деятельность в сфере проституции (ст. 241 УК РФ), сохранив ответственность за вовлечение в занятие незаконной проституцией, принуждение к его продолжению (ст. 240 УК РФ), получение сексуальных услуг несовершеннолетнего (ст. 2401 УК РФ).

2. Принятие на уровне субъектов специального закона о противодействии негативным последствиям проституции. Анализ регионального законодательства показывает, что в субъектах единичны нормативные акты, специально посвященные ограничению

негативных последствий запрещенной секс-коммерции. Так, в Республике Саха (Якутия) 25.04.2006 г. принят Закон □ 693-111 «О предотвращении, предупреждении и профилактике распространения проституции», по которому государственные органы правомочны применять меры по профилактике проституции [4], включая создание межведомственных комиссий для оценки материалов, сообщений, объявлений физических и юридических лиц в СМИ на содержание в них пропаганды проституции. В 2012 г. в Белгородской области была установлена ответственность за получение сексуальных услуг на возмездной основе от лиц, занимающихся проституцией (ст. 6.24.) [5]. Некоторые субъекты РФ в административном законодательстве вводят ответственность за предложение сексуальных услуг. К примеру, в г. Санкт-Петербурге организация распространения и распространение рекламной и иной информационной печатной продукции эротического характера, содержащей в том числе скрытое предложение сексуальных услуг, признаются административным правонарушением (ст. 8_4) [6].

При установлении признаков тиражирования информации о коммерческих секс-услугах территориальным органом по государственному контролю в области рекламы осуществляется ее проверка на соответствие требованиям законодательства для принятия мер согласно Федеральному закону от 13.03.2006 г. □ 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О рекламе». Реализация проектируемых Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по оказанию сексуальных услуг (проект)», Положения «О лицензировании деятельности по оказанию сексуальных услуг (проект)» и Положения о региональном государственном надзоре в области организации оказания сексуальных услуг на территории (субъект Российской Федерации) предполагает обязательное принятие во всех субъектах РФ нормативного акта о противодействии незаконной проституции с включением положений, регламентирующих запрет на распространение рекламы любого вида проституции [7, с. 7], а равно информации, пропагандирующей сексуальную распущенность, беспорядочные половые связи, раннее начало половой жизни для минимизации негативных последствий любого вида проституции, ею порождаемых, и преступлений в этой сфере.

Показатели авторского соцопроса дают основание для прогноза значительного пополнения теневой индустрии коммерческого секса за счет временных работников [8, с. 84]. Респонденты демонстрируют более чем терпимое отношение к проституции, обусловленное расширением понятия социально приемлемой экономической активности [9, с. 189]. Речь идет о скрытой проституции, когда секс-работники конспирируют свое занятие. 16,7 % участников признали, что рассматривают оказание секс-услуг в качестве одного из способов получения необходимых денежных средств (для образования, оказания помощи близким, приобретения собственного жилья, выплаты кредита и др.). Этой группой отвергаются другие способы улучшения материального благосостояния, а в качестве аргументации решения проблем финансового характера подобным образом приводится низкий уровень заработка в других сферах. Иными словами, у части населения укоренилось представление о проституции как наиболее доступном способе извлечения дохода, прослеживается готовность участия в сексуальном бизнесе взамен на получение материального благополучия, невзирая на заведомую опасность нелегальной деятельности [10]. Преобладающей мотивацией отказа значительной доли респондентов от обращения к услугам проститутки является опасение разглашения информации об этом в ближайшем социуме. Опрошенные испытывают больше страх за возможные последствия получения услуг работников коммерческого секса (развод, утрата служебного статуса, ущерб деловой репутации), нежели боязнь заражения болезнями, передаваемыми половым путем, совершения против них криминальных актов и др.

3. Активизацию позиции общественности по оказанию помощи правоохранительным органам по предупреждению преступлений, связанных с проституцией. Общая профи-

лактика названных преступлений включает меры воздействия, направленные на преодоление состояния пассивности и невмешательства граждан при их информированности о фактах криминальных деяний [11, с. 391]. Анализ судебно-следственной практики показывает, что под воздействием стереотипов о «крышевании» досуговых фирм лица, обладающие информацией об организованном секс-бизнесе, массово устранялись от сообщения в правоохранительные структуры известных им фактов организации проституции.

Одним из способов, позволяющих увеличить активность граждан, является повышение их заинтересованности в борьбе с преступностью. В Концепции противодействия сексуальной эксплуатации следует сформировать правовой режим защиты лиц, оказывающих помощь в мероприятиях по изобличению преступников, эксплуатирующих проституцию, а также стимулировать их деятельность посредством морального поощрения и выплаты регулярного денежного вознаграждения.

Пользователям сети Интернет следует предоставить возможность в режиме онлайн на специально созданном интернет-ресурсе (сайте) МВД информировать о фактах распространения рекламы проституции, порнографических изображений несовершеннолетних, предложений о рекрутировании в проституцию для установления лиц, организующих незаконную, прежде всего детскую проституцию. Для популяризации сайта в интернет-сообществе Роскомнадзору, осуществляющему функции по контролю и надзору в сфере информации, необходимо наделить организатора распространения информации, владельцев сайтов и (или) страницы сайта в сети Интернет обязанностью размещать ссылку на данный ресурс (ст. 101—102 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») [12]. Ссылка на спецресурс о противодействии коммерческим секс-услугам подлежит обязательному опубликованию на сайтах государственных органов с ее включением в установленный Правительством РФ перечень информации об их деятельности по примеру размещения информации о противодействии коррупции и поддерживаться в актуальном состоянии [13].

4. Предотвращение негативного воздействия СМИ, формирующих нормы платного сексуального поведения. Современные масс-медиа для рейтинга тиражируют скандальные подробности завуалированной проституции. Эта форма прикрыта эскорт-услугами; сопровождением на престижные европейские курорты с оказанием секс-услуг [14]; сожительством, основанным на коммерческих сексуальных отношениях между партнерами. Фильмы, вышедшие на многомиллионный экран, пропагандируют красивую жизнь куртизанок на содержании, преимуществах элитной проституции. Под воздействием СМИ и киноиндустрии авторитетами у современной молодежи являются герои фильмов о проституции — «Потерянный рай», «Братаны», «Столица греха» и др., — демонстрируемых на протяжении многих месяцев ТВ-каналами в наиболее востребованное эфирное время. Насаждаемые стереотипы, которые культивируют отношения, основанные на платности секса, прочно закрепляются в общественном сознании, что подтверждают результаты авторского соцопроса. Стало популярным получение материальных благ путем нахождения на содержании у состоятельных мужчин и женщин, оказывающих денежную поддержку за предоставление интимных услуг, что является завуалированной проституцией. Респонденты не относят периодическую плату за сексуальные отношения с несколькими партнерами к проституции (41 %), а 32 % респондентов выразили желание зарабатывать деньги подобным образом.

5. Введение обязательной гендерной экспертизы для устранения негативных стереотипов, формирующих женский образ. Закреплению отрицательных оценок об ограниченности, аморальности и сексуальной доступности женщины вне зависимости от статуса в обществе способствуют критическое восприятие женской социальной практики, ограничение предназначенности женщины самореализацией в сфере семьи. Исследова-

ния социологов показывают нивелирование женского опыта в социуме, когда «в доминирующем числе приведенных примеров в социологии женщины выступают как носительницы сугубо женского опыта, как представительницы своего пола, живущие жизнью пола — беременные женщины, матери-одиночки, проститутки, домохозяйки, любовницы» [15, с. 136; 13], а потому проституция представляется как исключительно женское занятие [16, с. 216]. Результаты проведенного автором социологического исследования позволяют говорить об укоренившемся представлении о продажности женщин и, как следствие, сохранении масштабов коммерциализации интимной сферы.

Осуществление обязательной гендерной экспертизы принимаемых государственных программ и законопроектов на всех уровнях функционирования общества и просвещение с учетом пола групп должны являться основными направлениями государственной политики в области равноправия. Устранение стереотипов по половой принадлежности, касающихся общественного, экономического положения женщин, будет способствовать повышению статуса дискриминируемой группы и снижению различных форм женской девиации, в т. ч. проституции (легальной, незаконной).

6. Привлечение к юридической ответственности СМИ за пропаганду проституции. В целях обеспечения информационной защищенности потребителей продукции средств массовой коммуникации часть первую ст. 4 Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 30.12.2015 г.) «О средствах массовой информации» [17], которая закрепляет положение о том, что «не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для распространения... материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости», предлагается изложить в новой редакции. После слов «материалов, пропагандирующих. и жестокости» ввести слова: «проституцию, сексуальные услуги, а также наем в целях оказания сексуальных услуг», и далее по тексту.

Для оперативного реагирования на незаконное распространение СМИ материалов о проституции, вызывающих желание заниматься ею, защиты от подобного рода информации несовершеннолетних [18] после подтверждения указанных фактов в установленном порядке, в т. ч. по расследуемому уголовному делу, в ст. 16 Закона РФ «О СМИ» следует внести положение о немедленном приостановлении деятельности СМИ. Действующая редакция ст. 16 допускает приостановление и прекращение деятельности СМИ по решению суда после неоднократного направления регистрирующим органом (Роскомнадзором) в течение года в адрес учредителя и (или) редакции письменных предупреждений о нарушениях. Решение проблемы нарушений в медийном пространстве видится в постоянном мониторинге печатной прессы на предмет рекламы проституции сотрудниками специальной структуры по противодействию преступлениям, состоящим в сексуальной эксплуатации, и немедленном уведомлении органа, правомочного принять меры к приостановлению деятельности злоупотребляющего свободой средства массовой информации (Роскомнадзора).

Как показывает контент-анализ федеральных СМИ за 1997—2015 гг., практика их привлечения к юридической ответственности за публикацию объявлений, содержащих завуалированные предложения услуг сексуального характера на коммерческой основе, единична. К правовым мерам предупреждения относится введение нормы КоАП за рекламу сексуальной услуги в СМИ, телекоммуникационных сетях, Интернете, а равно в местах компактного проживания и учебы граждан (опубликование объявлений, содержащих рекламу секс-услуг, завуалированные предложения о рекрутировании в проституцию). Публикация объявлений об оказании лицензионных услуг допускается только в специализированных изданиях, перечень которых устанавливается Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) и ее управлениями в субъектах РФ. Диспозицию вовлечения в занятие нелицензионной проституцией, незаконной деятельности в сфере проституции

предлагается наделить квалифицирующим признаком «с использованием средств массовой информации, в том числе электронных, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет».

7. Использование предупредительного потенциала средств массовой информации. Авторский контент-анализ региональной прессы за 1997—2015 гг. показал отсутствие системной деятельности СМИ по освещению криминальных процессов в сфере проституции. Акцентируя внимание на сенсационных фактах, сообщения средств массовой коммуникации не подвергают комплексному анализу саму проблему. В связи с этим масс-медиа совместно с правоохранительными органами, образовательными, медицинскими, воспитательными организациями должны проводить масштабную информационную политику по профилактике нелегального секс-бизнеса посредством освещения деятельности подразделений по противодействию преступлениям, состоящим в сексуальной эксплуатации (выявление занимающихся проституцией; лиц, ее организующих, потребителей запрещенных секс-услуг, трансляция судебных процессов и проч.). Как показал авторский соцопрос, уровень информированности о проституции как форме сексуальной эксплуатации низок, ввиду чего сохраняется опасность массовой виктимологической уязвимости потенциальных жертв.

Социально значимая роль СМИ в плане снижения негативных последствий проституции состоит в девиктимизации населения посредством предупреждения об угрозе сексуальной эксплуатации (например, через Интернет, ТВ), пропаганде риска теневой секс-занятости (заражение венерическими болезнями, ВИЧ, высокий уровень смертности, физическое насилие, незапланированная беременность, высокая абортируемость, утрата способности к деторождению, наркотическая зависимость, алкоголизм, включенность в криминальную сферу и др.) [19, с. 12]. В целях эффективного противодействия нелегальному секс-досугу может быть использована социальная реклама в СМИ, ТВ, радио при участии популярных представителей политики, науки, искусства, направленной на привлечение внимания к проблеме сексуальной эксплуатации, торговли людьми в целях проституции и др. Перспективным представляется профилактическое оповещение населения о виктимогенных процессах посредством наружной рекламы на зданиях, уличных экранах, баннерах, «растяжках», придорожных щитах, в салонах общественного транспорта, в местах массового скопления людей [20, с. 130].

Для привлечения граждан к обнаружению проституции необходимо оповещение массовой аудитории о функционировании официального интернет-сайта, аккумулирующего факты тиражирования в глобальной сети рекламы проституции, в т. ч. несовершеннолетних; лицах, рекрутирующих детей для оказания сексуальных услуг на платной основе.

Библиографический список

1. Криминология: учебник / под ред. Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньковского. М.: БЕК, 1998. 566 с.

2. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Кудрявцева, В.Е. Эминова. М.: Юрист, 1995. 512 с.

4. О предотвращении, предупреждении и профилактике распространения проституции: Закон Республики Саха (Якутия) от 25.04.2006 г. № 693-Ш (ред. от 26.11.2014) // Якутские ведомости. 2006. 30 мая.

5. Об административных правонарушениях на территории Белгородской области: закон Белгородской области от 04.07.2002 № 35 (ред. от 18.06.2015) // Белгородские известия. 2002. 9 июля.

6. Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 (ред. от 18.12.2015, с изм. от 25.12.2015) // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 2010. 14 июня.

7. Бабошин В.В. Феномен проституции в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 1999. 25 с.

8. Алихаджиева И. С. Общественное мнение о проституции и мерах по ее предупреждению (региональное исследование) // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 82—86.

9. Алихаджиева И. С. Проституция как социальный и правовой феномен / под науч. ред. Н.А. Лопашенко. М.: Юрлитинформ, 2009. 232 с.

10. Орленко С. Панель начиналась в учительской // Саратовские вести. 1999. 29 сентября.

11. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 496 с.

12. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 30.07.2015) // СЗ РФ. 2006. № 31 (Часть I). Ст. 3448.

13. Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 24.11.2009 № 953 (ред. от 08.10.2014) // Российская газета. 2009. 2 декабря.

14. The Times: олигарх Прохоров рассказал, зачем привез с собой в Куршевель 16 девушек [ Электронный ресурс]. URL: http: // www.newsru.com/world/12jan2007/zachem.html (дата обращения: 19.10.2015).

15. Козлова Н.Н. Проявления гендерной асимметрии в учебниках по социологии // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 134—141.

16. Зарипова Д.М. Борьба с преступностью маргинальных групп населения: теоретические и прикладные проблемы. Казань: Татполиграф, 2000. 443 с.

17. О средствах массовой информации: закон от 27.12.1991 г. № 2124-I (ред. от 30.12.2015) // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

18. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.

19. Качалов В.Ю. Криминологическая характеристика правонарушений в сфере общественной нравственности, связанных с проституцией: лекция. Казань: КЮИ МВД РФ, 2004. 89 с.

20. Тамбовцев А.И. Особенности органов внутренних дел и средств массовой информации в процессе предупреждения преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 4 (27). С. 128-132.

21. Антонян Ю.М., Алексеев А.И. Криминология: курс лекций. М.: Щит-М, 1998. 336 с.

22. Криминология: учебник для юридических вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. М.: Норма-ИНФРА-М, 1999. 784 с.

23. Иншаков С.М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. 432 с.

References

1. Kriminologiia: uchebnik. Pod red. N.F. Kuznetsovoi, G.M. Min'kovskogo [Criminology: the textbook. N.F. Kuznetsova, G.M. Minkovsky (Eds.)]. M.: BEK, 1998. 566 p. [in Russian].

2. Kriminologiia: uchebnik. Pod red. V.N. Burlakova, N.M. Kropacheva [Criminology: textbook. V.N. Burlakov, N.M. Kropachev]. SPb.: Piter, 2002, 432 p. [in Russian].

3. Kriminologiia: uchebnik. Pod red. V.N. Kudriavtseva, V.E. Eminova [Criminology: textbook. V.N. Kudryavtsev, V.E. Eminov (Eds.)]. M.: Iurist, 1995, 512 p. [in Russian].

4. O predotvrashchenii, preduprezhdenii i profilaktike rasprostraneniia prostitutsii: Zakon Respubliki Sakha (Iakutiia) ot 25.04.2006g. № 693-III (red. ot 26.11.2014) [About prevention, the prevention and prevention of distribution of prostitution: The law of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 25.04.2006 No. 693-III (revised 26.11.2014)]. Iakutskie vedomosti [Yakut sheets], 2006, May 30 [in Russian].

5. Ob administrativnykh pravonarusheniiakh na territorii Belgorodskoi oblasti: Zakon Belgorodskoi oblasti ot 04.07.2002 g. № 35 (red. ot 18.06.2015) [About administrative offenses on the territory of the Belgorod Region: The law of the Belgorod Region dated 04.07.2002 No. 35 (revised 18.06.2015)]. Belgorodskie izvestiia [Belgorod news], 2002, July 9 [in Russian].

6. Ob administrativnykh pravonarusheniiakh v Sankt-Peterburge: Zakon Sankt-Peterburga ot 31.05.2010 № 273-70 (red. ot 18.12.2015, s izm. ot 25.12.2015) [About administrative offenses in St. Petersburg: The law of St. Petersburg dated 31.05.2010 No. 273-70 (revised 18.12.2015, as amended on 25.12.2015)]. Vestnik Zakonodatel'nogo Sobraniia Sankt-Peterburga [Bulletin of Legislative Assembly of St. Petersburg], 2010, June 14 [in Russian].

7. Baboshin V.V. Fenomen prostitutsii v sovremennoi Rossii: avtoref.dis. ... kand. sots. nauk [Prostitution phenomenon in modern Russia: Extended abstract of Candidate's of Sociological Sciences thesis]. Stavropol, 1999, 25 p. [in Russian].

8. Alikhadzhiyeva I.S. Obshchestvennoe mnenie o prostitutsii i merakh po ee preduprezhdeniiu (regional'noe issledovanie) [Public opinion about prostitution and measures for its prevention (regional research)]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological studies], 2006, no. 5, pp. 82—86 [in Russian].

9. Alikhadzhiyeva I.S. Prostitutsiia kak sotsial'nyi i pravovoi fenomen. Pod nauchn. red. N.A. Lopashenko [Prostitution as social and legal phenomenon. N.A. Lopashenko (Ed.)]. M.: Izdatel'stvo «Iurlitinform», 2009, 232 p. [in Russian].

10. Orlenko S. Panel' nachinalas' v uchitel'skoi [Panel began in a teachers' common room]. Saratovskie vesti [Saratov news], 1999, September 29 [in Russian].

11. Preduprezhdenie prestuplenii i administrativnykh pravonarushenii organami vnutrermikh del: uchebnik dlia studentov vuzov, obuchaiushchikhsia po spetsial'nostiam «Iurisprudentsiia» i «Pravookhranitel'naia deiatel'nost»». Pod red. V.Ia. Kikotia, S.Ia. Lebedeva, N.V. Rumiantseva [Prevention of crimes and administrative offenses by law enforcement bodies: textbook for students of higher education institutions which are trained on the specialties «Law» and «Law enforcement activity». V.Ya. Kikotya, S.Ya. Lebedev, N.V. Rumyantsev (Eds.)]. M.: IuNITI-DANA, 2010, 496 p. [in Russian].

12. Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiiakh i o zashchite informatsii: Federal'nyi zakon ot 27.07.2006 № 149-FZ (red. ot 30.07.2015) [About information, information technologies and on information security: The federal law dated 27.07.2006 No. 149-FZ (revised 21.07.2014)]. SZ RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 2006, no. 31 (Part I), Article 3448 [in Russian].

13. Ob obespechenii dostupa k informatsii o deiatel'nosti Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii i federal'nykh organovispolnitel'noi vlasti: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 24.11.2009 № 953 (red. ot

08.10.2014) [About ensuring access to information on activity of the Government of the Russian Federation and federal executive authorities: The resolution of the Government of the Russian Federation dated 24.11.2009 No. 953 (revised 08.10. 2014)]. Rossiiskaya Gazeta, 2009, December 2 [in Russian].

14. TheTimes: oligarkh Prokhorov rasskazal, zachem privez s soboi v Kurshevel' 16 devushek [The Times: the oligarch Prokhorov has told why he has brought with himself to Courchevel 16 girls]. Date of updating: 12.01.2007. Retrieved from: http://www.newsru.com/world/12jan2007/ zachem.html (accessed 19.10.2015) [in Russian].

15. Kozlova N.N. Proiavleniia gendernoi asimmetrii v uchebnikakh po sotsiologii [Manifestations of gender asymmetry in textbooks on sociology]. Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological studies], 2006, no. 1, pp. 134—141 [in Russian].

16. Zaripova D.M. Bor'ba s prestupnost'iu marginal'nykh grupp naseleniia: teoreticheskie i prikladnye problemy [Fight against crime of marginal groups of the population: theoretical and applied problems]. Kazan: Tatpoligraf, 2000, 443 p. [in Russian].

17. O sredstvakh massovoi informatsii: Zakon ot 27.12.1991 № 2124-I (red. ot 30.12.2015) [About mass media: The law dated 27.12.1991 No. 2124-I (revised 30.12.2015). Vedomosti s"ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RF [Sheets of Congress of People's Deputies and the Supreme Council of the Russian Federation], 1992, no. 7, Article 300 [in Russian].

18. O zashchite detei ot informatsii, prichiniaiushchei vred ikh zdorov'iu i razvitiiu: Federal'nyi zakon ot 29.12.2010 № 436-FZ (red. ot 29.06.2015) [About protection of children from information doing harm to their health and development: The Federal Law dated 29.12.2010 № 436-FZ (revised

29.06.2015). SZ RF [Legislation Bulletin of the Russian Federation], 2011, no. 1, Article 48 [in Russian].

19. Kachalov V.Yu. Kriminologicheskaia kharakteristikapravonarushenii v sfere obshchestvennoi nravstvennosti, sviazannykh s prostitutsiei: lektsiia [The criminological characteristic of offenses in the sphere of public morality connected with prostitution: lecture]. Kazan: KIuI MVD RF, 2004, 89 p. [in Russian].

20. Tambovtsev A.I. Osobennosti organov vnutrennikh del i sredstv massovoi informatsii v protsesse preduprezhdeniia prestuplenii [Features of law enforcement bodies and mass media in the course of the prevention of crimes]. Vestnik Volgogradskoi akademii MVD Rossii [Vestnik of the Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia], 2013, no. 4(27), pp. 128-132 [in Russian].

21. Antonyan Yu.M., Alekseev A.I. Kriminologiia: kurs lektsii [Criminology: course of lectures]. M.: Shchit-M, 1998, 336 p. [in Russian].

22. Kriminologiia: uchebnik dlia iuridicheskikh vuzov. Pod obshch.red. A.I. Dolgovoi [Criminology: textbook for legal higher education institutions. A.I. Dolgova (Ed.)]. M.: Norma-INFRA-M, 1999, 784 p. [in Russian]K>

23. Inshakov S.M. Kriminologiia: uchebnik [Criminology: textbook]. M.: Iurisprudentsiia, 2000, 432 p. [in Russian].

I.S. Alikhadzhiyeva*

ALL-SOCIAL PREVENTION OF CRIMINAL ENCROACHMENTS CONNECTED WITH PROSTITUTION: QUESTIONS OF LEGISLATIVE REGULATION AND ORGANIZATIONAL SUPPORT

In the article the system of all-social measures of counteraction to negative consequences of prostitution and to the crimes related with it is considered. On the basis of criminological analysis which is carried out by the author, including sociological and expert polls, the list of concrete all-social measures directed to the prevention of the studied acts is given. Proposed measures are systematized taking into account the proposal of the author on introduction of prostitution into legal system of the state.

Key words: prostitution, crimes connected with prostitution, all-social prevention, prevention, prostitution legalization, sexual industry, commercial sex services.

* Alikhadzhiyeva Inna Salamovna (Alins1@yandex.ru), Department of Criminal and Procedural Right and Criminalistics, All-Russian State University of Justice, 14, Zhitnaya street, Moscow, 119991, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.