Общероссийский научно-теоретический семинар «ЭМОТИВНАЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
октября 2012 года в Институте иностранных языков Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ) при поддержке гранта РГНФ (проект № 12-04-00008 а) состоялся общероссийский научно-теоретический семинар «Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве». Организаторами семинара выступили научно-исследовательская лаборатория «Язык и личность» и кафедра языкознания ФГБОУ ВПО «ВГСПУ».
Целью научно-теоретического семинара явилось 1) привлечение внимания широкого круга лингвистов, лингвоэкологов, лингвокультурологов к роли эмоций в человеческой коммуникации, к изучению их влияния на здоровье человека через правильное / неправильное пользование языком, а также на здоровье, экологию самого языка; 2) обсуждение актуальных вопросов нового лингвистического направления - эмотивной лингвоэкологии; разработка методологии и терминологического аппарата данной отрасли языкознания.
В этом семинаре приняло участие более 60 профессоров, доцентов, аспирантов и студентов-исследователей, интересующихся проблемами лингвистики эмоций.
Семинар был построен следующим образом: была прочитана установочная лекция доктора филологических наук, профессора В.И. Шаховского (г. Волгоград, ВГСПУ) «Модус экологичности в эмоциональной коммуникации». Далее были прочитаны 7 лекций лингвистов-теоретиков из Москвы, Ульяновска, Краснодара, Воронежа и Ростова-на-Дону. Кроме этого в чтении лекций по проблеме семинара принял активное участие и ряд ученых-лингвистов из волгоградских вузов.
В этих лекциях развивались и комментировались положения установочного выступления, назывались различные аспекты этой сложной теоретической проблемы, анализировались конкретные примеры из разных сфер человеческой коммуникации.
Семинар проходил в течение двух дней. Первая половина каждого дня была посвящена лекциям, вопросам к лекторам и дискуссиям по затронутым в них проблемам. Вторая половина дня была посвящена круглым столам, на которых обсуждались частные вопросы становления и развития нового направления в лингвистике эмоций. По частным выступлениям также были проведены дискуссии. Завершился научно-теоретический семинар обсуждением и принятием резолюции о перспективах развития эмотивной лингвоэкологии с призывом к объединению различных лингоэкологиче-ских школ России и центров по изучению эмоций вокруг этого направления.
В первый день в лекции проф. В.И.Шаховского прослеживаются истоки возникновения эмотивной лингвоэкологии, рассматривается вопрос о ее объекте и предмете, а также анализируются возможные направления исследований и пути развития данной отрасли лингвистики. В частности, по мнению лектора, в рамках эмотивной лингвоэкологии предстоит решить вопрос о типах зависимости экологичного / неэкологичного общения от амбивалентных / поливалентных эмоций; об амбиэкологичности дискурсивных практик оскорбления и мата; о влиянии масс-медиального поведения на здоровье получателей информации и др. Особое внимание проф. В.И. Шаховский уделяет вопросу о здоровьеохранительной функции языка, а также о необходимости включения в коммуникативную компетенцию личности эмоциональной и эмотивной
компетенций, участвующих в формировании экологической компетенции, и как компонентов, формирующих эмоциональный интеллект человека и его экологическую составляющую (экологический интеллект). В лекции поднимается также вопрос о необходимости особого внимания лингвистов к развитию эмотивной лингвоэкологии (эко-лингвистики) как новой отрасли лингвистики эмоций.
В лекции доктора филологических наук, профессора А.В. Пузырева (г. Ульяновск, УлГУ) «Лингвоэкология (эколинг-вистика) в аспекте субстратного подхода к языку» предлагается перечень проблем, которые предстоит осмыслить, если ставить задачу выделения эколингвистики в составную и самостоятельную часть лингвистики. Изучение проблематики проф. А.В. Пузы-ревым осуществляется в рамках субстратного подхода к языку, который являет собой вариант конкретно-научной (общелингвистической) методологии и может быть использован при изучении любых языковых феноменов. Необходимое для лингвистов разграничение пяти ипостасей языка (уровней мышления, языка, психофизиологии, речи и общения), по мнению проф. А.В. Пузырева, ставит перед эколингвистами задачу различать уровни экологического и экологичного мышления, экологического и экологичного языка, экологической и экологичной психофизиологии, экологической и экологичной речи, а также экологического и экологичного общения. Лектор выделяет 25 проблем эколингвистики, объединенных в пять основных групп на уровне мышления, языка, психофизиологии, речи и общения, включая и их эмоциональный / эмотивный аспект, в соответствии с предложенным им подходом.
В лекции доктора философских наук и доктора искусствоведения, профессора П.С. Волковой (г. Краснодар, КГАУ) «Эмо-тивность как принцип экологической коммуникации: методологический подход» представлен оригинальный лингвокультуро-логический подход к пониманию категории
эмотивности и ее роли в определении эко-логичности / неэкологичности различных видов коммуникации. Как продемонстрировала проф. П.С. Волкова, множественность и неоднозначность ситуаций, с которыми языковая личность сталкивается в процессе мыслеречи, актуализируемом в работе с текстами культуры, преодолевается только и исключительно в опоре на категорию эмо-тивности, которая является неотъемлемой составляющей всякого реального и художественного текста, независимо от его языковых средств выражения и, вследствие этого, носит универсальный характер. Эмотив-ность рассматривается проф. П.С. Волковой как «пусковой механизм» процесса смысло-образования, стимулирующий речевую способность носителя языка, что, по ее мнению, позволяет говорить о методологической направленности данной категории. Лектор последовательно аргументирует свою позицию, основываясь на деятельностном подходе к языку, и приходит к выводу, что категория эмотивности оказывается на сегодняшний день одним из фундаментальных методологических принципов, обеспечивающих полноценную жизнедеятельность сознания языкового носителя.
В лекции кандидата филологических наук, доцента Е.С. Кара-Мурзы (г. Москва, МГУ) «Юридизированные эмоции как причины и последствия речевых конфликтов» анализируется российское законодательство с позиций наличия в нем «антидиффама-ционных законов», призванных защищать нематериальные права как личности, так и разных групп - социальных и национальных. Нанесенный вред, по убежденному мнению лектора, воплощается в юридизи-рованных эмоциях оскорбленности и униженности, в психологическом эффекте дискредитации. При этом два феномена, как считает доц. Е.С. Кара-Мурза, нематериальные блага и права социальных групп и сами эти социальные группы, не определены в должной мере; лингвоправовые признаки этих преступлений вместе с их юрислинг-вистическими показателями существенно
различаются, психологическая составляющая не верифицируема. Лектор приходит к выводу, что в «речевом блоке» российского законодательства недостаточно учитываются внутренние закономерности речевого взаимодействия. Это затрудняет производство судебных лингвистических экспертиз и вынесение справедливых приговоров, что в свою очередь становится источником новых конфликтов, т.е. приводит к созданию неэкологичных эмотивных ситуаций. Выход из такого положения видится доц. Е.С. Кара-Мурзе в создании и внедрении специального лингвоконфликтологического курса для будущих юристов, который можно было бы читать в дополнении к курсам законодательной техники, гражданского и уголовного права.
В лекции кандидата филологических наук, доцента Т.И. Суриковой (г. Москва, МГУ) «Эмотивные компоненты этической рефлексии в языковой картине мира (по материалам СМИ)» на практическом материале массмедийной коммуникации анализируется этическая рефлексия, под которой лектор понимает дискурсивные реакции коммуникантов на свое и чужое речевое поведение. В сфере этического регулирования практически все императивы наивной этики детерминированы эмоционально, при этом они ориентируют поведение и задают оценки. Лектор обращает внимание, что в некоторых из них эмоциональная сторона может доминировать настолько, что мотивирует результаты противоположные задуманным. В качестве примера доц. Т.И. Суриковой детально анализируется ориентация на социальное благо. В лекции показывается, что новые эмотивы этической оценки возникают и как следствие логического осмысления в сфере действительности, и как чисто эмоциональное явление, психологическая ориентация личности, которая вербализуется в речевом поведении и коммуникации, управляет интерпретацией сведений о действительности, формирует чувства и эмоции. Но при всем этом они остаются в неосознаваемой сфере сознания и поэтому могут приво-
дить к следствиям, противоположным желаемому. Таким образом, доц. Т.И. Сурикова включает этичность в качестве компонента в лингвоэкологическую (эколингвистиче-скую) эмотивность.
В лекции доктора филологических наук, профессора Н.И. Клушиной (г. Москва, МГУ) «Эмоциогенность как критерий дифференциации современного медийного пространства» анализируется современное медийное пространство с позиций разработанного ею интенционального метода описания медиадискурса. Этот метод основан на выявлении ведущей интенции адресанта, которая проявляется через специфический набор интенциональных категорий и формирует общую интенциональность целого текста и шире - дискурса. Лектор полагает, что современная российская медиакоммуникация представлена тремя основными типами дискурсов: информационным, публицистическим и развлекательным, различающимися своей интенциональностью, коммуникативными стратегиями и тактиками порождения текстов, а также перлокутивным эффектом, направленным на адресата. Таким образом, новейший российский медиадискурс, по мнению проф. Н.И. Клушиной, в полной мере отражает разновекторные интересы современного медиаадресата. Но поскольку русский национальный стиль сегодня формируется в медиапространстве, а не в пространстве классической литературы, постольку современные журналисты, в каком бы типе изданий они ни работали, должны осознавать свою ответственность за судьбу родного языка, т.е. в их коммуникативной компетенции должны находиться признаки и параметры экологичности массмедийного общения.
После перерыва в рамках семинара были проведены два круглых стола.
На первом из них «Эмотивная лингвоэ-кология: параметры и аспекты. Валеология и экология в их отношении к экологии языка» была проведена дискуссия по следующим проблемам: содержание научного направления «Эмотивная лингвоэкология» (доц. Н.Г.
Солодовникова, г. Волгоград, ВГСПУ), языковая категоризация «смешанных чувств» (канд. филол. наук А.А. Штеба, г. Волгоград, ВГСПУ), экологичность Новозаветной притчи (канд. филол. наук И.Ю. Рыкунова, г. Волгоград, ВГСПУ), неэкологичные компоненты современного коммуникативного поведения (доц. В.А. Буряковская, г. Волгоград, ВГСПУ).
На втором круглом столе «Номинативный аспект лингвоэкологических исследований» обсуждались следующие вопросы: конфликтность в русской эргонимии (проф. И.В. Крюкова, г. Волгоград, ВГСПУ), эр-гонимия как объект лингвоэкологического анализа (эмотивный аспект) (доц. О.В. Вру-блевская, г. Волгоград, ВГСПУ), оценочная семантика бленда и оксюморонима как индикатор их экологичности / неэкологич-ности (асп. Н.И. Коробкина, г. Волгоград, ВГСПУ).
Присутствующие на семинаре задали много вопросов участникам этих двух дискуссий, что значительно увеличило их интерес к проблемам эмотивной лингвоэко-логии, которую большинство выступавших в дискуссиях предлагали назвать эмотивной эколингвистикой.
На второй день участники семинара прослушали и обсудили лекции:
В лекции доктора филологических наук, профессора С.В. Ионовой (г. Волгоград, ВолГУ) «Признаки экологичности и проблема их выделения в лингвоэкологии» рассматривается центральный вопрос линг-воэкологии: проблема установления признаков экологичности в применении к языковым и речевым явлениям как объектам рассмотрения или фактам среды жизнедеятельности людей. Проф. С.В. Ионовой выделяются две основные группы признаков экологичности: биологические, в которые включены эргономические особенности влияния информационных потоков на человека, ортобиотические признаки информационной среды, синтаксические, семантические, прагматические факторы информационного воздействия, эмоциональная сфера челове-
ка, и социальные, к которым следует отнести митигационные тактики и применение средств позитивной эмоциональной модальности. Лектор приходит к выводу, что сочетание биологических и социальных признаков экологичности в применении к анализу информационной среды жизнедеятельности человека должно корректироваться с учетом законов языкового и текстового существования, а также особенностей организации информационно-текстовых пространств.
В лекции доктора филологических наук, профессора Е.Ю. Ильиновой (г. Волгоград, ВолГУ) «Эмоциональный интеллект и ироничный идиостиль как основа коммуникативной лингвотерапии» анализируется проблема установления эколингвистиче-ских особенностей прагматики публичного текста. Лектор обращает внимание на следующие факторы эколингвистического баланса информации: правдивость / вымысел, точность / неточность, логичность / нелогичность, а также тональность. Проф. Е.Ю. Ильиновой предпринимается попытка обосновать положение о том, что эмоциональный интеллект человека специфичен, он формирует особый образ мира, в котором перекликаются позитивные и негативные смыслы. Предлагаемый проф. Е.Ю. Ильи-новой взгляд на информационно-текстовую среду позволяет в рамках многогранной парадигмы анализа публичного текста соотнести сведения о типичных стратегиях, приемах и языковых средствах информирования с возможными морально-этическими последствиями воздействия текста на психоэмоциональное состояние современного гиперинформированного сообщества и предложить приемы коммуникативной терапии, позволяющей нивелировать неэкологичные последствия пребывания человека в гиперинформативной среде.
В лекции кандидата филологических наук, доцента Л.П. Амири (г. Ростов-на-Дону, ЮФУ) «Языковая игра - угроза языковой экологии (на материале рекламной коммуникации)» выделяются игровые факты рекламной коммуникации, наличие и
распространение которых в состоянии непосредственно повлиять на формирование общественной речевой компетенции молодого поколения. Рассматриваемые доц. Л.П. Амири примеры текстов рекламной коммуникации имеют диагностирующее значение для развивающейся эмотивной лингвоэко-логии и могут способствовать выработке определенного рода приемов, необходимых для усовершенствования методов лингвистической экспертизы, направленной на сохранение экологии языка в современной языковой ситуации. Доц. Л.П. Амири делается вывод, что исследование проблематики языковой и речевой деградации в текстах рекламной коммуникации объясняет необходимость более глубокого изучения именно нравственных аспектов лингвоэкологии и доказывает тот факт, что опасаться следует не самой реализации неэкологичной языковой игры, а снимания эффекта табуирования с открыто вульгарных, нарушающих рамки современной морали рекламных текстов. Таким образом, по мнению доц. Л.П. Ами-ри, центральной проблемой лингвоэкологии применительно к текстам рекламной коммуникации является создание базы конкретных образцов рекламных текстов, реализация которых в рамках современной языковой и культурной ситуации является недопустимой и неприемлемой, и приравнивается к речевому хулиганству.
В лекции доктора филологических наук, профессора В.И. Карасика (г. Волгоград, ВГСПУ) «Ценностные параметры лингвоэкологичного общения» подробно рассматриваются ценностные параметры неэкологичного общения. Лектором отмечается необходимость учитывать ценностные ориентиры социума при изучении любого вида коммуникации. Проф. В.И. Карасиком делается вывод, что экологичность / неэко-логичность конкретного коммуникативного события может быть определена только в зависимости от ценностных установок участников этой коммуникации. Поэтому ценностные матрицы конкретного языкового общества, по мнению проф. В.И. Карасика,
должны быть включены в коммуникативную, как внутри - , так и межкультурную, компетенцию.
В лекции доктора филологических наук, профессора Н.А. Красавского (г. Волгоград, ВГСПУ) «Индивидуально-авторские концепты Германа Гессе в повести «Сид-дхартха. индийская поэма»: лингвоэкологи-ческий аспект» проводится интерпретация в лингвоэкологическом аспекте повести «Сид-дхартха. Индийская поэма» («Siddhartha. Eine indische Dichtung», 1922 г.) швейцарско-немецкого писателя Германа Гессе. Проанализировав основные индивидуально-авторские концепты данного произведения (мудрость, терпение, невозмутимость, неизбирательная любовь), лектор приходит к выводу, что данная повесть Г. Гессе является эталоном художественного лингвоэкологич-ного общения. Г. Гессе умело используются языковые (прежде всего стилистические) ресурсы для создания сложного мира образов протагонистов, выражающих вербальными и авербальными поступками оценочное отношение к миру, аксиологически интерпретирующих его. Использование в полемике протагонистами стилистически нейтральной и позитивно-оценочной лексики, уравновешенная тональность голоса, плавные буддистские жесты и дружелюбная мимика, добрая улыбка, выражающая парадоксальным образом для европейца несогласие с оппонентом, эмоционально настраивающие собеседника к искреннему разговору - это те, по мнению проф. Н.А. Красавского, коммуникативные средства, которые в высшей степени экологичны и эффективны в эмо-тивном аспекте.
В лекции доктора филологических наук, профессора Н.А. Сребрянской (г. Воронеж, ВГПУ) «Национально-культурная асимметрия семантики инвективной лексики» рассмотрена проблема национально-культурной асимметрии лексики, в результате чего показано несоответствие между дискурсивной нормой и словарной семантикой инвектив. На обширном материале англоязычных инвектив, используемых чаще в
своей культурно-языковой среде в переносных значениях и заимствованных в русскую коммуникацию, проф. Н.А. Сребрянской устанавливаются как не сбалансированность значения и смыслового наполнения данной группы лексики, так и лакунарность коммуникативной компетенции российских школьников в ее использовании в русскоязычной культурной среде. Этот факт лектор объясняет тем, что актуализация переносного значения инвектив может вызвать в иной культурно-языковой среде коммуникативный сбой и приводить к взаимному непониманию.
На третьем круглом столе «Коммуникативный аспект лингвоэкологических исследований» была проведена дискуссия участников семинара и гостей по следующим проблемам: деструктивность как характеристика неэкологичного межличностного общения (доц. Я.А. Волкова, г. Волгоград, ВГСПУ), лингвоэкологический аспект категории инакости в межконфессиональном общении (доц. ЕЮ. Кислякова, г. Волгоград,
ВГСПУ), правда и искренность в экологичной / неэкологичной коммуникации (проф. Н.Н. Панченко, г. Волгоград, ВГСПУ), лингвоэкология эмотивного компонента бизнес-коммуникации (доц. А.И. Цой, г. Волгоград, ВИБ).
Потом была проведена заключительная дискуссия, на которой выступили проф. С.В. Ионова, проф. В.И. Карасик, доц. Е.С. Кара-Мурза, проф. Н.И. Клушина, доц. Т.И. Сурикова, а также председатель оргкомитета данного научно-теоретического семинара проф. В.И. Шаховский, которые подвели итоги высказанным участниками семинара мнениям по обсужденным проблемам.
В заключении заседания зам. председателем оргкомитета доктором филологических наук, профессором Н.Н. Пан-ченко был зачитан проект резолюции научно-теоретического семинара.
В.И. Шаховский, Я.А. Волкова