Научная статья на тему 'ОБЩЕНАУЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ'

ОБЩЕНАУЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФИЛЬ / ХИМИЯ / ШКОЛА / ВОЗРАСТ / НОРМАТИВ / ЗАКОН / ЦЕЛЬ / ЛАБОРАТОРИЯ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бактиярова Сапаргуль Жолдошалиевна

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы дидактики, дидактического обучения и образования, вклада учащихся в образование молодых людей с учетом возрастных особенностей, в определении оптимального объема приобретения упражнений, рассматривается предмет химии как учебный предмет в средних общеобразовательных школах, формируется с учетом возрастных и психофизиологических особенностей школьников, этапов обучения, целей, задач дидактического эквивалента, будут рассмотрены вопросы о повышении интереса учащихся к предмету химии через профильное обучение химии, мнения многих ученых о профильном образовании, об основных целях перехода к специальному образованию и об основных направлениях современной образовательной реформы внедрения профилирования школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бактиярова Сапаргуль Жолдошалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL SCIENTIFIC DIDACTIC PRINCIPLES OF PROFILE TEACHING OF CHEMISTRY

In this article, important problems of didactics, didactic training and education, their contribution to youth education, consideration of age characteristics of students, determination of the optimal volume of education, chemistry as a subject in general education schools are considered, age and consideration of chemistry as a didactic equivalent, created taking into account psychophysiological features, stages of learning, goals and tasks, that in schools there are more requests for specialized teaching of chemistry, and issues of improving student performance. Interest in the subject of chemistry through profile education, chemistry, profile education Discusses the opinions of many students, the main goals of transition to special education, the introduction of school profiling.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕНАУЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

УДК 371.322.3 https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/58

ОБЩЕНАУЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛЬНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

©Бактиярова С. Ж., Баткенский государственный университет, г. Баткен, Кыргызстан, [email protected]

GENERAL SCIENTIFIC DIDACTIC PRINCIPLES OF PROFILE TEACHING OF CHEMISTRY

©Baktiyarova S., Batken State University, Batken, Kyrgyzstan, [email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы дидактики, дидактического обучения и образования, вклада учащихся в образование молодых людей с учетом возрастных особенностей, в определении оптимального объема приобретения упражнений, рассматривается предмет химии как учебный предмет в средних общеобразовательных школах, формируется с учетом возрастных и психофизиологических особенностей школьников, этапов обучения, целей, задач дидактического эквивалента, будут рассмотрены вопросы о повышении интереса учащихся к предмету химии через профильное обучение химии, мнения многих ученых о профильном образовании, об основных целях перехода к специальному образованию и об основных направлениях современной образовательной реформы внедрения профилирования школ.

Abstract. In this article, important problems of didactics, didactic training and education, their contribution to youth education, consideration of age characteristics of students, determination of the optimal volume of education, chemistry as a subject in general education schools are considered, age and consideration of chemistry as a didactic equivalent, created taking into account psychophysiological features, stages of learning, goals and tasks, that in schools there are more requests for specialized teaching of chemistry, and issues of improving student performance. Interest in the subject of chemistry through profile education, chemistry, profile education Discusses the opinions of many students, the main goals of transition to special education, the introduction of school profiling.

Ключевые слова: дидактика, образование, профиль, химия, школа, возраст, норматив, закон, цель, лаборатория, медицина.

Keywords: didactics, education, education, profile, chemistry, school, age, standard, law, goal, laboratory, medicine.

Дидактика происходит от греческих слов "didaktikos" — учить, "didasko" — изучать. Теория обучения и воспитания переведена на киргизский язык в ее нынешнем понимании. Дидактика — это особый раздел педагогики, изучающий важные проблемы обучения и обучения. Дидактика научно обосновывает цель и содержание образования, определяя оптимальный объем воспитания и обучения молодежи с учетом достижений научно-технического прогресса и возрастных особенностей учащихся. Во-вторых, в процессе обладания знаниями, навыками и обучением необходимо изучить, как, какими методами и в какой форме необходимо организовать обучение, на каких принципах должны основываться теория и практика обучения, и определить актуально важные задачи дидактики.

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru

Т. 8. №12. 2022 https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

Следовательно, дидактика — это наука, изучающая законы обучения и воспитания на теоретической основе [2].

Обучение — это систематизированные знания, процесс усвоения упражнений и его результаты. Педагогическое обучение - в процессе организации и управления деятельностью учащихся познавать законы объективного мира, заключается в развитии их умственных способностей, нравственных качеств, эстетического вкуса и мировоззрения [3].

Химия, как предмет изучения в общеобразовательной школе, представляет собой дидактический аналог химии, созданный с учетом возрастных и психофизиологических особенностей школьников, уровня образования, целей и задач [4].

Как упоминалось выше, необходимо практиковать и изучать химию дополнительно к обучению. Учитель должен сам освоить тему, затем преподнести ученикам. Такова наша природа, и каждая среда, в которой живет человек, обладает способностью учить. «Преподавание» и «чтение» — эти два понятия имеют общий личностный общечеловеческий смысл, надо признать, что это нечто необходимое для учителя и ученика, как воздух и вода.

Обучение идет от близкого к далекому, от простого к сложному, обучение обязательно требует демонстрации от изучения предмета к обобщению. В обучении должны полностью учитываться индивидуальные особенности учащихся, преподавание должно быть интересно и живо. Одним из основных требований к профильному преподаванию предмета химии в общеобразовательной школе, является использование дидактических методов и использование лабораторных навыков для донесения до учащегося глубокого смысла данного понятия. Начиная с подросткового возраста, примерно с 15 лет, система образования должна создавать условия для реализации интересов, способностей и планов будущей (послешкольной) жизни учащихся. Лучше продемонстрировать практически каждое из веществ, подлежащих химии, упростить и выбрать методы, которые студент может легко и быстро принять. Принимая во внимание увеличение запросов на специализированное преподавание химии в школе, необходимо сосредоточить внимание на профильном преподавании химии в школе. Химия не может преподаваться устно, для этого необходимо использовать различные практические методы, чтобы преподавать каждый предмет углубленно, анализировать какие методы дают хорошие результаты, и попытаться практиковать эти методы на учениках других школ, повысить интерес учащихся к предмету химии за счет профильного преподавания химии. Например: помимо изучения того, какие вещества входят в состав лекарств, которые мы используем в повседневной жизни, они также знакомятся с химическими веществами и узнают, как они на них влияют. При использовании таких методов у учащихся расширяется мышление и мировоззрение, они начинают пытаться учиться и исследовать самостоятельно.

В настоящее время в стандарте основного учебного плана, уроки химии для 8-11 классов общеобразовательных школ, проводятся два раза в неделю. Поэтому полностью охватить все темы, указанные в учебниках, не представляется возможным, необходимо добавить к уроку химии еще один час в неделю, внеся изменения во внеурочное обучение, данное в основной программе 8-11 классов, и провести этот час в лабораторно-практической форме. Тогда учащиеся усвоят полученные знания, отрабатывая лабораторные занятия на этих уроках, начнет интересоваться и находить время для самостоятельного исследования.

К 15-16 годам большинство учащихся ориентируется уже на сферу будущей профессиональной деятельности. Поскольку мы начали уроки химии в этом возрасте, и если бы мы могли сделать уроки химии полностью доступными для школьников, то в будущем у нас было бы больше учителей химии, медицинских работников и фармацевтов. Однако нехватка кадров, закончивших курс химии, также вызывает много проблем. В частности,

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

поскольку основной профессией в большинстве регионов является биология, а не химия, уроки химии недоступны, студенты, желающие стать химиками, медицинскими работниками, фармацевтами, самостоятельно участвуют в специальных подготовительных курсах к ОРТ. В связи с этим пропадает интерес к школьным урокам химии. Какая потребность в дополнительных платных курсах, если студент получает образование, соответствующее сегодняшним требованиям? Нам необходимо увеличить количество уроков химии и приложить все усилия, чтобы обеспечить всесторонне доступное образование с учетом потребностей учащихся. Большинство школьников считают, что для успешного обучения в действующем общеобразовательном вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры, необходимо встать на путь профильного образования. В связи с этим, настало время посмотреть и проанализировать современный уровень и характер полного среднего образования для построения дальнейшей профессиональной карьеры. Расскажем о некоторых из них:

В словаре С.И. Ожегова одним из значений слова «профиль» является «совокупность специфических признаков, характеризующих определенную профессию, а также характер производственной и учебной направленности» [4]. В словаре иностранных слов «профиль» — это «совокупность основных типичных признаков экономики; различных профессий» [5].

Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим более полно учитывать интересы, навыки и способности обучающихся за счет изменения структуры, содержания и организации образовательного процесса, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями старшеклассников в продолжении образования (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/96691).

Профильная школа — является основным типом институциональной формы реализации этой цели. Но в ряде случаев перспективными могут стать и другие формы организации специального образования, в том числе ведущие к реализации соответствующих образовательных стандартов и программ вне стен отдельного образовательного учреждения. Образовательное обучение согласуется с профессиональными интересами и намерениями старшеклассников продолжить свое образование. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса, при этом значительно расширяются возможности построения личностной образовательной траектории обучающегося. Переход к специальному образованию преследует следующие основные цели:

- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов полной общеобразовательной программы;

- создание условий для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями создания школьниками индивидуальных образовательных программ;

- способствовать созданию равных возможностей для получения различными категориями обучающихся полноценного образования в соответствии с их способностями, личными склонностями и потребностями;

- расширение и предоставление возможностей для социализации студентов;

- преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективная подготовка выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования [6].

Однозначного толкования понятия «профильное обучение» в современной педагогической науке не существует, но в то же время можно выделить следующие особенности:

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 8. №12. 2022

https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/85

1. Профильное образование рассматривается как вид дифференцированного обучения.

2. Профильное обучение является средством профессионального самоопределения.

Поэтому содержание образования должно быть ориентировано на будущее

профессиональное образование и будущую профессиональную деятельность.

Согласно Концепции профильного образования, содержание обучения в профильных классах должно состоять из трех видов предметов: основных общеобразовательных (не основных), профильных общеобразовательных, выборных. Реализация специального образования возможна только в случае относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам за счет частичной интеграции (во избежание перегрузки).

Таким образом, реализация специального образования в общеобразовательных школах, а именно профилирование школ, является одним из основных направлений проводимой реформы образования. Строительство новой профильной школы должно основываться на существенных, прежде всего, качественных изменениях как в создании содержания образования и форм организации учебного процесса, так и в ускорении подготовки кадров.

Список литературы:

1. Бекембай Апиш. Дидактика. Бишкек, 2011.

2. Бекембай Апиш. Педагогика. Бишкек, 2011.

3. Заньков Л. В. Дидактическа и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 176 с.

4. Ожегов С. И. Русский словарь. М., 2005. 616 с.

5. Нечаева И. В. Современный словарь иностранных языков. М., 2002. 371 с.

6. Кособаева Бакдолот. Теория и практика совершенствования химического образования в средней школе. Бишкек, 2017.

References:

1. Bekembai Apish. Didaktika. Bishkek, 2011.

2. Bekembai Apish. Pedagogika. Bishkek, 2011.

3. Zan'kov L. V. Didakticheska i zhizn'. M.: Prosveshchenie, 1968. 176 s.

4. Ozhegov S. I. Russkii slovar'. M., 2005. 616 s.

5. Nechaeva I. V. Sovremennyi slovar' inostrannykh yazykov. M., 2002. 371 s.

6. Kosobaeva Bakdolot. Teoriya i praktika sovershenstvovaniya khimicheskogo obrazovaniya v srednei shkole. Bishkek, 2017.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 10.11.2022 г. 19.11.2022 г.

Ссылка для цитирования:

Бактиярова С. Ж. Общенаучные дидактические принципы профильного преподавания химии // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. №12. С. 470-473. https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/58

Cite as (APA):

Baktiyarova, S. (2022). General Scientific Didactic Principles of Profile Teaching of Chemistry. Bulletin of Science and Practice, 8(12), 470-473. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/85/58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.