УДК 378 (376.112.4)
Л. А. Гладун
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Рассматривается вопрос формирования методических компетенций специального педагога в рамках нового учебного курса базовой части ФГОС ВПО по направлению подготовки Специальное (дефектологическое) образование - «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях». На основе проведенного научного исследования выделяются особенности методической деятельности специального педагога, обосновываются специфика и необходимость применения дедуктивного подхода к его методической подготовке, раскрывается методологическая основа, принципы, цели, задачи и содержание нового курса.
Ключевые слова: общеметодические аспекты, специальный педагог, методические компетенции, методическая подготовка, дедуктивный подход, формирование.
В ходе модернизации профессиональной подготовки дефектологов в условиях двухуровневой системы образования большое внимание уделяется формированию методических компетенций. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования требует, чтобы в результате изучения базовой части профессионального цикла обучающийся знал общие методические аспекты обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (цели, задачи, принципы, методы, приемы, организационные формы, коррекционную направленность) и научился применять полученные общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки [1]. С этой целью выделен новый учебный предмет «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях». Однако практика подготовки специальных педагогов показывает, что до настоящего времени отсутствовали исследования в области изучения их методической компетентности и компетенций, а курсы специальных методик в содержании подготовки разрознены, не было предмета, формирующего системные методические знания и общие методические компетенции.
Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы позволили осуществить диссертационное исследование, в ходе которого определены методическая компетентность и компетенции специального педагога, их специфика, изучены их содержание, структура, виды, предложена методика исследования, выделены критерии оценки и уровни развития, разработаны психолого-педаго-гические условия и программа формирования методических компетенций (на примере олигофрено-педагога) [2].
Исследование показало, что методическая деятельность специального педагога отличается своеобразием, которое заключается в необходимости овладения большим количеством специальных методик (предметного, коррекционно-компенсаторного направления), способности быстро решать
вариативные методические задачи, учитывая разнородность состава учащихся, в осуществлении коррекции и компенсации особенностей развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данная специфика и формирование методических компетенций на базе комплекса специальных методик требуют от студентов-дефектологов первичного овладения системными методическими знаниями и общим способом осуществления методических действий, которые и должны составлять общеметодические аспекты их подготовки. Это позволило в качестве теоретической основы нового подхода к методической подготовке и формированию методических компетенций применить концепцию дедуктивного пути обучения (В. И. Бельтюков) [3]. Она предполагает первичное формирование наиболее общих системно-методических компетенций (в рамках отдельного учебного предмета), которые основываются на выделении и применении в деятельности единых для специальных методик закономерностей их существования и развития (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, И. А. Гро -шенков, А. Г. Зикеев, И. С. Моргулис, М. Н. Перова, Б. К. Тупоногов и мн. др.). Дальнейшая методическая подготовка протекает в рамках преемственности общеметодического учебного курса системного содержания и комплекса специальных методик. В результате осуществляется формирование общеметодических (базирующихся на изучении общих вопросов каждой конкретной методики, например: определение целей, содержания, форм, методов и средств обучения математике школьников с нарушениями интеллектуального развития) и частнометодических компетенций (базирующихся на изучении частных вопросов (отдельные темы) каждой методики, например: отбор методических компонентов изучения темы «Сложение и вычитание в пределах 20» в математике для специальной (коррекционной) школы восьмого вида).
В основу реализации предложенной концепции было положено комплексное сочетание компетен-тностного (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, А. В. Ху -
торской и др.), деятельностного (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. И. Ильясов и др.) и системно-деятельностного (З. А. Решетова и др.) подходов к образованию.
С позиции компетентностного подхода методические компетенции рассматриваются как деятельностная составляющая методической компетентности и определяются как способность осуществлять методическую деятельность.
В соответствии с теорией деятельности в строении методических компетенций как деятельностной категории (ориентировочной основы методической деятельности) выделены содержательная (системные знания о специальной методике как предмете изучения) и процессуальная (овладение общим способом осуществления методического действия) стороны (П. Я. Гальперин). Процедура их формирования соотносится с процедурой формирования методической деятельности, соответственно, компетенции как результат овладения данной деятельностью включают способность решать профессионально-методические задачи.
Данные положения позволяют обосновать содержание программы методической подготовки специального педагога и выделить необходимые условия формирования их методических компетенций. Организационные условия включают изменение принципа построения методической подготовки (от системно-методического уровня к обще- и частно-методическому) и планомерность деятельности усвоения. Овладение деятельностью происходит на основе усвоения ее ориентировочной основы как общего способа осуществления деятельности. Он заключается в выполнении, в рамках методической ситуации, алгоритмизированной цепочки действий: анализ особенностей ребенка с особыми образовательными потребностями, их соотношение со спецификой учебного предмета или направления коррекции, развития и далее - выбор методических компонентов (целей, форм, методов и др. обучения) с учетом педагогических закономерностей, концепций и положений. Условия изменения содержания предполагают построение учебных предметов и логики их изложения с позиции методики как системы (Т. А. Боро-ненко, А. М. Пышкало, Г. И. Саранцев, Т. В. Тарбо-кова и др.) [4-7].
В данном ключе курс «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» должен рассматривать системные аспекты методики (содержание, закономерности, состав, строение, способы осуществления методического действия) как общие для всех частных специальных методик и раскрывать общие закономерности осуществления методической деятельности специального педагога.
Научно-методическое значение такого курса заключается в формировании у будущих специальных педагогов профессионально-методических компетенций (способность осуществлять методическую деятельность) системного уровня, когда создается общая системная единица знания, включающая универсальную структуру специальной методики (методическая система) и механизмы ее функционирования (общий способ осуществления методических действий в рамках специальных методик и решение методических задач системного уровня).
Курс «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» реализует методическую составляющую ряда общих компетенций, выделенных ФГОС ВПО, формируемых в результате изучения специальных предметных и коррекционно-развивающих методик.
В первую очередь это компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:
- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
- готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
- способность к осуществлению коррекционнопедагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3).
Изучая закономерности методической деятельности специального педагога, мы стремимся не только правильно ее организовать и осуществить в рамках специальных образовательных учреждений, но и исследовать с целью ее совершенствования. Поэтому, во-вторых, формируем компетенции в области исследовательской деятельности:
- готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-12);
- способность планирования, организации и совершенствования собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-13).
В связи с этим цель курса: формирование у студентов системных компетенций в области методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи дисциплины:
- дать представление о методической деятельности специального педагога, ее своеобразии;
- раскрыть понятия «методическая компетентность» и «методические компетенции» как результативно-целевые категории методической деятельности;
- раскрыть ориентировочную основу методической деятельности специального педагога: понятие, строение, функционирование и развитие специальной методической системы (содержательная сторона методических компетенций); способ осуществления методического действия/деятельности (процессуальная сторона методических компетенций);
- опираясь на ориентировочную основу деятельности системного типа, учить выделять закономерности, обосновывать, прогнозировать и осуществлять собственную методическую деятельность: определять цели, задачи, принципы построения содержания образования в учебных учреждениях с учетом социально-психологических, возрастных особенностей учащихся, их потребностей, специфики направления развития (для методик проведения коррекционных, компенсаторных занятий), предметного содержания (для специальных предметных методик), дать психолого-педагогиче-ское обоснование путей развития и особенностей формирования знаний, умений и жизненно важных компетенций у лиц с ОВЗ, раскрыть специфику учебно-воспитательной и коррекционной работы, учить прогнозировать трудности усвоения учебного материала учащимися с ОВЗ, вырабатывать приемы коррекционно-развивающей, воспитательной, коррекционно-компенсаторной работы в рамках комплекса занятий специальных образовательных учреждений, формировать умение осуществлять отбор необходимых методических компонентов, тренировать в их применении и т. д.;
- способствовать становлению у студентов умений анализировать, проектировать, совершенствовать собственную методическую деятельность, с интересом, творчески подходить к работе.
Содержание предмета раскрывает дедуктивный путь обучения: от общей системной единицы знания, включающей его универсальную структуру (методическая система) и механизмы функционирования (общий способ осуществления методического действия), к частному знанию.
Структура курса включает вводную и основную части. Вводная часть выполняет организационную функцию по отношению ко всему учебному курсу и раскрывает его цели, задачи исходя из требований к педагогу на современном этапе развития специальной педагогики и психологии, общие направления содержания работы. Мы предлагаем к рассмотрению следующие вопросы: требования к подготовке специального педагога и качеству его методической компетентности, компетенций; положения дедуктивного подхода, значение и необхо-
димость его применения для развития компетентности специального педагога вообще и методических компетенций в частности; структура курса и его место в общей системе подготовки специального педагога.
В основной части курса реализуются стоящие перед ним цели, в связи с чем его изучение проходит в двух направлениях: специальная методика как предмет изучения и системный объект познания; построение ориентировочной основы методической деятельности специального педагога.
Содержание направления работы, рассматривающего специальную методику как предмет изучения и систему, характеризует формирование содержательной стороны методических компетенций будущих специальных педагогов и включает изучение следующих разделов:
- методика как учебный предмет, особенности специальных методик;
- понятие «методическая система», ее состав;
- выделение и анализ компонентов методической системы (цель, содержание, форма, методы и приемы, средства специального образования), их понятие, роль в методической системе;
- структура методической системы, закономерности взаимодействия ее компонентов;
- внешние факторы (особенности и возможности ребенка, имеющего особые образовательные потребности, специфика предмета изучения или направления развития, коррекции, педагогические закономерности, положения, концепции и др.) и их влияние на методическую систему, отбор содержания ее компонентов;
- построение модели методической системы (методики как предмета изучения).
Требования к изучению направления:
- знать специальную методическую систему, состав, структуру, закономерности ее функционирования и развития, внешние факторы (условия), оказывающие влияние на отбор компонентов системы, их особенности;
- уметь выделять и анализировать компоненты системы, закономерности их взаимодействия, анализировать внешние условия, их влияние на систему, определять их роль в выборе содержания компонентов специальной методической системы, выстраивать модель специальной методической системы;
- владеть содержательной стороной специальных системно-методических компетенций.
Содержание направления работы, рассматривающего построение ориентировочной основы методической деятельности, характеризует формирование процессуальной стороны методических компетенций будущих специальных педагогов и включает изучение вопросов:
- методическая ситуация как единица методической деятельности и анализа (исследования) методической системы;
- педагогические и методические задачи, этапы решения методических задач (анализ ситуации, выделение проблемы и формулировка задачи, планирование и программирование методического действия, осуществление решения, контроль и оценка результата), классификация методических задач;
- процессуальная сторона методических компетенций как понимание и владение процедурой осуществления методической деятельности или решения методических задач специального образования;
- общий способ методической деятельности как направление движения в исследовании методической системы;
- закономерности исследования специальной методической системы, построение модели выполнения методического действия.
Требования к изучению направления:
- знать единицу методической деятельности, этапы решения методической задачи, классификацию задач, процедуру и закономерности осуществления методического действия;
- уметь анализировать методическую ситуацию специального образования, выделять проблему и формулировать методическую задачу, планировать, программировать и выполнять методическое дей-
ствие (учебно-методическое), осуществлять контроль и оценку результата, выстраивать модель выполнения методического действия, обосновывать выбор методических компонентов;
- владеть процессуальной стороной специальных системно-методических компетенций (общим способом осуществления методических действий).
Формы организации обучения по предмету -лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа студентов.
Основные методы обучения включают наблюдение методических ситуаций, анализ методической литературы по профилю обучения, демонстрацию и иллюстрацию (видеоурок, целостные конспекты урока или отрывки из них), анализ и моделирование ситуаций, решение методических задач, демонстрация их решения.
Таким образом, курс «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» направлен на осмысление профессионально-методической деятельности специального педагога. В силу ее специфики формирование методических компетенций должно осуществляться в рамках методической подготовки студентов на основе внедрения концепции дедуктивного пути обучения. Ее применение в рамках диссертационного исследования оказало положительное влияние на уровень методических компетенций будущих специальных педагогов.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010 г. № 49.
2. Гладун Л. А. Формирование методических компетенций у будущих специальных педагогов : дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
3. Бельтюков В. И. Системный процесс саморазвития живой природы. М., СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2003. 255 с.
4. Бороненко Т. А. Теоретическая модель системы методической подготовки учителей информатики: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 199B. 335 с.
5. Пышкало А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: авторский доклад по монографии «Методика обучения элементам геометрии в начальных классах», представленной на соискание ... д-ра пед. наук. М.: Академия пед. наук СССР, 1975. 60 с.
6. Саранцев Г. И. Методология предметных методик обучения // Педагогика, 2000. № B. С. 16-23.
7. Тарбокова Т. В. Дидактическая система математической подготовки студентов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. С. 192-199.
Гладун Л. А., кандидат педагогических наук, ст. преподаватель.
Восточно-Сибирская государственная академия образования.
Ул. Нижняя Набережная, б, Иркутск, Россия, 664011.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.01.2013.
L. A. Gladun
GENERAL METHODICAL ASPECTS OF TRAINING OF SPECIALIZED TEACHER
The question of methodical competence formation of specialized pedagogue is considered in the network of the new academic course of the basic part of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in the sphere of Specialized (speech pathology) education training - “General methodical aspects of teaching in specialized educational institutions”. On the basis of the pursued scientific research there are distinguished peculiarities of methodical activity of the specialized pedagogue; specificity and necessity of deductive approach application to its methodical training are substantiated; methodical basis, principles, objectives, goals and the content of the new course are developed.
Key words: general methodical aspects, specialized pedagogue, methodical competence, methodical training, deductive approach, formation.
East Siberian Educational State Academy.
Ul. Nizhnaya Naberezhnaya, 6, Irkutsk, Russia, 664011.
E-mail: [email protected]