Б01: 10.12731/2218-7405-2015-11-53 УДК 378.1
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н.
Статья посвящена анализу роли общекультурных компетенций в системе высшего образования в России. Авторы анализируют место общекультурных компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах бакалавров и специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. В работе проводится оценка значимости общекультурных компетенций с точки зрения студентов и профессорско-преподавательского состава.
Цель исследования - выявить содержание, функции и востребованность общекультурных компетенций в системе высшего профессионального образования.
Методы исследования. При подготовке статьи авторы использовали общетеоретические методы анализа и синтеза; при работе над практической базой исследования был применен социологический метод «анкетирование» с последующей обработкой статистической информации. Респондентам предлагалось оценить ряд общекультурных компетенций по степени значимости для выполнения профессиональных обязанностей в рамках избранной специальности, а также определить у себя их наличие.
Результаты. В целом студенты показали высокую степень заинтересованности в освоении общекультурных компетенций. Определяющей компетенцией они считают потребность и способность учиться, склонность к саморазвитию и именно эту компетенцию выделяют в процессе самооценки. Большинство студентов ориентированы на практическое закрепление осваиваемых компетенций. Кроме того, прослеживается закономерность между формулировкой содержания компетенции в образовательном стандарте и оценкой студентом ее значимости.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в системе высшего профессионального образования в рамках учебной и внеучеб-ной работы, для профессионального консультирования.
Ключевые слова: общекультурные компетенции; высшее образование; профессиональные компетенции; обучение; воспитание; образование; саморазвитие.
CULTURAL COMPETENCES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER SCHOOL
Galimullina N.M., Korshunova O.N.
The article is devoted to the analysis of the role of cultural competence in higher education in Russia. The authors analyze the place of cultural competence in the Federal state educational standards of technical and humanitarian educational programs for bachelors and specialists. The authors assess the significance of cultural competence from the perspective of students and professors.
The objective is to identify the content, functions and relevance of cultural competence in the higher professional education system.
Research methods. The authors used the theoretical methods of analysis and synthesis. In a practical part of the research a sociological method of questionnaire survey in combination with the subsequent processing of statistical information was applied. Respondents were asked to rate some cultural competences in order of relevance for the performance of professional duties and to determine the presence of these qualities.
Results. In general the respondents showed a high level of interest in the development of cultural competence. The main competence they emphasized is need and ability to study, desire for self-development. And exactly this competence they notice in the process of self-evaluation. The most part of respondents focused on a practical realization of the developed competences. In addition there is a pattern between the competence wording in educational standards and students' assessment of its significance.
The scope of the results. The results of the research can be applied in the system of higher professional education within the scope of educational activities, extracurricular activities, in professional counseling.
Keywords: cultural competence; higher education; professional competence; training; upbringing; education; self-development.
Введение
Подготовка специалиста для модернизирующейся экономики России сегодня проходит в условиях достаточно длительного периода реформировании системы высшего профессионального образования.
Речь идет в первую очередь о процессе смены парадигмы образования с подхода «знания-умения-навыки» и компетентностному подходу, который в большей степени соответствует ориентации развития практико-ориентированного обучения специалистов, обладающих достаточной подготовкой для выполнения реальных практических заданий, как в рамках образовательного процесса, так и сразу после приема на работу. «Отвечая требованиям времени, в основу федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения положен компетентностный подход, переместивший акцент в процессе обучения от передачи студентам знаний к проблеме развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда» [13].
Само понятие «компетенция» стала внедряться в методологические разработки, в практику педагогического процесса в ходе внедрения Болонской система стандартизации образования. Под «компетенцией» принято «владение ситуацией в условиях из меняющейся окружающей среды, способность реагировать на воздействие среды и изменять ее» [18, р. 161].
Иными словами «способность» и «готовность» стали своего рода заменой привычным для системы высшей школы ранее «знаниям», «умениям» и «навыкам».
Обзор иностранной и отечественной литературы
Проблема формирования компетенции, как общекультурных, так и профессиональных вызывает пристальный интерес исследователей.
Так, среди авторов, рассматривающих роль общекультурных компетенций как части образовательного процесса особо следует выделить наиболее авторитетных авторов, таких как И.А. Зимняя [5], А.В. Хуторной [16]; М.В. Бундина, Н.Ю. Кирюшину, которые на основе работ, рассматривавших проблематику компетентностного подхода (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Бай-денко, Н.А. Гришанова и др.) делают вывод о наличии трех этапов (начиная с 1960-х гг.) становления компетенции научном аппарате и педагогической практике. [2] Кроме того в данной группе можно назвать А.Е. Конопацкую, которая указывает, что «ключевыми образовательными компетенциями являются: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования». [8] Т.Е. Исаеву, выразившую мнение, что «особенностью компетенции является способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования». [6, с. 57]; интересна работа Смирновой Е.И. [12]
Необходимо отметить, что часть исследователей рассматривает именно педагогические методы и образовательные технологии, используемые для формирования и оценки общекультурных компетенций. [1] Тщательный анализ проблематики данного исследования, но с акцентом на формирование компетенций в рамках внеучебной работы демонстрирует автор кандидатского исследования Хорват Д.А. [15.]
Другую группу исследований составляют публикации, посвященные роли общекультурных компетенций в подготовке бакалавров и специалистов отдельных профилей. [10, 17, 9] Рассматривалась данная проблема и рядом иностранных авторов. [19, 20, 21, 23] Наиболее близким исследованием по проблематике и методам, избранным авторами является так же работа того же коллектива «Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей», где с помощью опросной методики выявляется соотношение профессиональных и общекультурных компетенций в деятельности успешного профессионала в сфере рекламы и связей с общественностью [3]. Кроме того подробный анализ общекультурных компетенций, с составлением матрицы компетенций содержится в исследовании «Формирование общекультурных компетенций выпускников инженерных направлений подготовки». [14]
Постановка задачи
Основным направлением данного исследования станет анализ значимости общекультурных компетенций (на основе распределения компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах и по результатам опроса студентов Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева).
Описание исследования
Общекультурные компетенции в отличии от компетенций профессиональных во многом универсальны. Они «выступают некой первообразной и фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество и др.». [ 11, с. 24]
Так в рамках подготовки статьи был проведён анализ общекультурных компетенций, содержащихся в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения по направлениям бакалавриата и специалитета подготовку которых осуществляет Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева - КАИ.
Всего в КНИТУ-КАИ по программе бакалавриата и специалитета по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения ведется подготовка обучающихся по 46 направлениям. Далеко не во всех из них предусмотрено формирование рассматриваемых нами общекультурных компетенций. Понятие, вкладываемые в ту или иную компетенцию также варьируются как в плане формулировок, так и полноты раскрытия содержания.
Так, например, компетенция владения навыками работы с компьютером предусмотрена в образовательных программах 30 специальностей, причем формулировка содержания варьируется от «Способность работать с компьютером как средством управления информацией» до «Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией». Если первый вариант закладывает исключительно выработку навыка работы с компьютером, то второй предусматривает широкий круг знаний о современном обществе, операционные и управленческие навыки получения и обработки информации, прослеживается взаимосвязь с другими предметными курсами и формируемыми компетенциями. Безусловно, второй подход способен обеспечить значительно лучшую подготовку выпускника, повысить его конкурентоспособность и эффективность в профессиональной сфере. Подробнее информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Анализ наиболее распространенных общекультурных компетенций в Федеральных государственных образовательных стандартах направлений подготовки в КНИТУ-КАИ
Содержание Количество спе- Вариант Вариант
№ компетенции в рамках циальностей, где предусмотрена лаконичного раскрытия максимального раскрытия
исследования компетенция содержания содержания
Готовность
к кооперации
с коллегами,
1 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе 29 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе к работе на общий результат, обладание навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других
2 Способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь 46 Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь Умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, способность свободно владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний
3 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания 29 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Сознание социальной значимости своей будущей профессии, способность обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности, готовность и способность к активной состязательной деятельности в условиях информационного противоборства
4 Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий 22 Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
5 Сознание необходимости, потребность и способность учиться 29 Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства Способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; готовность развивать самостоятельность, инициативу и творческие способности, повышать свою квалификацию и мастерство
6 Умение и готовность использовать нормативные правовые документы и этические нормы в своей профессиональной деятельности и личной жизни 9 Учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении Готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений
7 Иметь навыки работы с компьютером как средством управления, готовность работать с программными средствами общего назначения 30 Способность работать с компьютером как средством управления информацией Осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, владение основными методами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией
Таким образом, мы видим, что общекультурные компетенции носят универсальный характер и одинаково значимы вне зависимости от профиля обучения. При этом можно выделить два основных блока целевой направленности компетенций, включаемых в данный сектор федеральных государственных образовательных стандартов.
Во-первых, общекультурные компетенции направлены на формирование таких способностей, которые способствуют развитию возможности студента воспринимать теоретический и практический материал, предоставляемый преподавателем и необходимый к освоению, возможности генерировать новые знания, оценивать собственные успехи или неудачи, иными словами собственно возможности стать активным участником образовательного процесса. Если придерживаться утверждения Е.И. Загребиной и С.Г. Добротворской, что «с позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний» [ 4, с. 72], можно утверждать, что именно общекультурные компетенции закладывают основу для формирования компетенций профессионального плана. В данном случае уместно применение термина «метапредметная компетенция», так как освоение подобной компетенции, не свойственной для одной учебной дисциплины, а показанной к формированию как атрибут обучения и практической деятельности в рамках любой профессии необходимо студентам и в дисциплинах гуманитарного, социально-экономического цикла, и в профессиональном блоке предметов. К подобным компетенциям можно отнести «способность владеть культурой мышления, умение аргументировано и ясно строить устную и письменную речь» - здесь все прозрачно - без постоянного совершенствования перечисленных навыков не представляется возможным ни оценка степени сформи-рованности любой из общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а главное последующая плодотворная практическая деятельность. К подобным общекультурным компетенциям с признаками «метапредметности» уместно отнести и «Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановка цели и выбору путей ее достижения», т.к. данная компетенция универсальная для изучения различных дисциплин, успешного участия в реализации разноплановых образовательных технологий, например, с элементами интерактивности, таких как мозговой штурм, работа в малых группах и тому подобное. В то же время формирование и развитие вышеназванной компетенции невозможно в рамках какой-то одной дисциплины, например «Философии» или «Логики». Отдельного внимания заслуживает компетенция, определяющая готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, так как это направление развитие является необходимым для профессиональной деятельности, а значит формировать эту способность необходимо, начиная со школьной и студенческой скамьи.
Второй тенденцией можно назвать то обстоятельство, что именно за счет этого блока реализуется немаловажная часть образовательного процесса, такая как «воспитание». Действительно, сегодня система образования на всех уровнях, начиная с дошкольного, реализует помимо обучающих задач воспитательные функции. На образовательную систему возлагается формирование патриотического самосознания, гражданственности. На реализацию этих задач направлен целый блок внеучебной работы в высшей школе, но высокой результативности представляется возможным достичь только в случае проникновения задач «воспитания» и в собственно образовательный процесс. При этом часть общекультурных компетенций ориентирована в первую очередь на специальные дисциплины - например, очевидна связь между дисциплиной «История» и компетенцией «Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий». Более того, как известно «История» является общеобязательной дисциплиной для всех направлений бакалавриата и специальностей в системе высшего профессионального образования. Это связано с пониманием, что «у студентов технических специальностей формирование общекультурных компетенций возможно только с помощью гуманитарных предметов, в частности «Истории». [22, р. 116] Кроме всего прочего, необходимо учесть, что данная компетенция тесно связана с развитием патриотизма и гражданственности студента. В связи с этим необходимо уделять внимание отбору педагогических методов, форм работ с обучающимися как в рамках аудиторных занятий, так дополнительно. Так, в КНИТУ-КАИ «одним из ярких проектов.. .был проект «Дети Великой Отечественной войны».. .Основная задача, которая ставилась перед студентами-участниками, заключалась в том, чтобы помочь ветерану собрать и подготовить к публикации воспоминания о Великой Отечественной войне. В ходе работы студенты получили не только опыт научно-исследовательской работы. Эмоциональный рассказ «детей войны», наполненный бесценными деталями, которые сохранились именно в памяти конкретного человека, - это сложный для анализа, но очень важный источник по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кроме того, это очень важный источник формирования патриотизма. [7]
Но это отнюдь не означает, что названная выше компетенция не может и не должна быть развита в рамках иных дисциплин, например «Введение в профессиональную деятельность» и т.п.
Компетенция «Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы» тесно связана с дисциплиной «Философия». Но принимая во внимание факт, что формирование мировоззрения - процесс перманентный и, не смотря на определенное снижение престижности профессии педагога, заслуженный авторитет
профессорско-преподавательского состава и его вовлеченность в жизнь студента на протяжении достаточно длительного срока совпадающего с периодом окончательного формирования самосознания молодого человека, способствуют повторному возврату к проблемам мировоззрения на различных курсах, при этом велика роль личного примера со стороны преподавателя.
В данном контексте нельзя не остановиться на ожидаемом от молодого профессионала из числа выпускников вуза «Понимании социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности». Формирование подобной мотивации невозможно завершить в рамках одной дисциплины или производственной практики. Только планомерная работа, начиная с вводных дисциплин, систематическое воздействие на студента в данном направлении, в первую очередь связанное с постоянной привязкой всех дисциплин с предстоящей практической деятельностью, разбор профессионального пути наиболее выдающихся представителей профессии позволит надеяться на подготовку мотивированного профессионала. Например, в рамках дисциплины «История» желательно учитывать профиль подготовки студента и соответствующим образом расставлять акценты в выборе фактического материала, уделяя внимание особенностям развития профессиональной отрасли на различных исторических этапах.
Основное направление исследования связано с выявлением роли общекультурных компетенций в подготовке профессионала-практика в рамках обучения в высшей школе, при этом анализируются как позиции самих обучающихся, так и взгляд профессорско-преподавательского состава. Исследование носит узкоспециализированный характер, так как основывается на выборке, сгенерированной на базе представителей Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева. В то же время полученные данные можно экстраполировать на систему общекультурных компетенций в системе высшей школы в целом, так как данная тема, в связи с неустоявшейся по сей день проблематикой внедрения компетентностного подхода является весьма актуальной и недостаточно изученной., В ходе анкетирования нами было опрошено 114 студентов младших курсов Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (далее - КНИТУ-КАИ), в том числе 34 студента, обучающихся по программам технического направления, и 80 студентов, обучающихся на кафедрах гуманитарно-экономического направления.
По нашему мнению, в данном исследовании не является принципиальным вопрос определения социально-демографических характеристик респондентов или года обучения в вузе. Значимым фактором, влияющим на ответы респондентов, по нашему мнению, является лишь направление подготовки обучающегося (технические или гуманитарные специальности).
Анкета состояла из 4 вопросов открытого и закрытого типа. Во-первых, опрашиваемым студентам предлагалось проранжировать следующие семь общекультурных компетенций по степени значимости для выполнения профессиональных обязанностей в рамках избранной специальности (далее в анализе и графиках компетенции располагаются под данными порядковыми номерами):
1) готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
2) способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
3) осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания;
4) способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий;
5) сознание необходимости, потребность и способность учиться;
6) умение и готовность использовать нормативные правовые документы и этические нормы в своей профессиональной деятельности и личной жизни;
7) владение навыками работы с компьютером как средством управления, готовность работать с программными средствами общего назначения.
Далее, требовалось провести самооценку наличия этих компетенций у себя и выделить наиболее выраженную. Кроме того, студенты определяли эффективность методов оценки степени развития вышеназванных компетенций и самостоятельно указывали дисциплины, способствующие их формированию.
Прослеживается и взаимосвязь между определяемыми программой компетенциями и осознанием их наличия у самого студента. Так, наличие у себя сформированных умения и готовности использовать нормативные правовые документы и этические нормы в процессе осуществления профессиональной деятельности обнаружили лишь 3% студентов (6% «технарей» и 1% «гуманитариев»). Учитывая тот факт, что лишь 9 образовательных программ предусматривают развитие данной компетенции, можно сделать вывод о необходимости тщательного и взвешенного отбора заявляемых показателей реализации учебных планов. Очень лаконично звучит содержание компетенции в рамках одной из технических образовательных программ -студент должен научиться «учитывать этические и правовые нормы в межличностном общении». Для профессионального развития, безусловно, необходимо знать и использовать нормы права и этики не только на уровне бытового общения, но и в процессе реализации себя как
специалиста. Поэтому такую формулировку можно считать излишне узкой и явно недостаточной. Напротив, одна и программ гуманитарного направления трактует содержание данной компетенции достаточно широко - «готовность использования этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений».
Сознание необходимости, потребность и способность учиться, склонность к саморазвитию обнаружили у себя большинство опрашиваемых (32% «гуманитариев» и 28% «технарей»). А вот владение навыками работы на компьютере у студентов гуманитарных направлений заметно отстает, в то время как коммуникативные навыки (компетенция 2 «Способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь») и осознание статуса профессии (компетенция 3 «Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания») развиты сильнее, чем второй подгруппы респондентов. Возможно, это связано с субъективным пониманием студентами востребованности тех или иных навыков в будущем. Кроме того, на младших курсах владение компьютером может восприниматься как нечто обыденное, само собой разумеющееся, и не оцениваться как приобретаемый в ходе обучения навык использования его как профессионального инструмента.
Таблица 2
Анализ самооценки присутствия общекультурных компетенций у студентов
№ Содержание компетенции в рамках исследования Количество студентов, отметивших у себя наличие компетенции, %
техническое направление гуманитарное направление в среднем
1 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе 21 24 23
2 Способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь 6 19 15
3 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания 3 8 6
4 Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий 18 11 13
5 Сознание необходимости, потребность и способность учиться 29 32 31
6 Умение и готовность использовать нормативные правовые документы и этические нормы в своей профессиональной деятельности и личной жизни 6 1 3
7 Иметь навыки работы с компьютером как средством управления, готовность работать с программными средствами общего назначения 18 4 8
При определении эффективных методов выявления степени развитости тех или иных компетенций у студентов респонденты проявили практически полное единомыслие. Около 60% опрашиваемых указали на особую эффективность производственной практики как средства определения качественного уровня подготовки студента. А такой метод как теоретический тест, напротив, получил всего 5% положительных отметок. Таким образом, студенты, особенно гуманитарного направления, заинтересованы в получении практикоориентированного образования (кейсовый метод, прохождение производственной практики и т.д.). Распределение оценок в зависимости от направления подготовки, а также средний общий показатель представлены на рисунке 1.
В одном из вопросов студентам было предложено самостоятельно назвать дисциплины из числа читаемых в текущем семестре, которые максимально эффективно формируют исследуемые общекультурные компетенции. Перечисленные предметы можно условно разделить на два типа:
- узкоспециализированные («Основы теории управления», «Введение в специальность» и «Правоведение» у «гуманитариев» и «Черчение», «Математический анализ», «Информатика», «Физика» у «технарей»),
- широкого профиля («История», «Русский язык», «Культурология», «Иностранный язык», «Физкультура»).
При этом в первой группе преобладают высокие оценки студентов-«гуманитариев» (до 35% по дисциплине «Введение в специальность»), а во второй - наоборот («История» - 12% и «Культурология» - 17% положительных оценок у студентов-«технарей». Количество оценок по названным студентами дисциплинам представлено на рисунке 2.
Рис. 1. Оценка эффективности методов выявления степени развития компетенций
у обучающихся, %
□ техническое направление □ гума н ита р н о-э кон омическое направление
Рис. 2. Дисциплины, способствующие формированию общекультурных компетенций,
по мнению опрашиваемых студентов, чел.
Основной вопрос анкеты был направлен на выявление общекультурных компетенций наиболее важных, с точки зрения студентов, для успешной реализации профессиональной деятельности.
Единогласно респонденты обеих подгрупп поставили на первое место сознание необходимости, потребность и способность учиться, способность к саморазвитию (почти 49% и 39,5 % «гуманитариев» и «технарей» высказали такое мнение). Можно предположить, что здесь проявляется специфика современной российской системы образования, в которой большая доля времени отдается на самостоятельную подготовку обучающегося. Также оба направления отметили способность аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть культурой мышления (20% и 24% респондентов определили этот навык на второе место). Важность умения работать в команде 25% и 24% студентов о каждого направления поставили на третье место. И также солидарны опрашиваемые в определении навыков работы с компьютером на последнем, седьмом месте. В целом, ранжирование компетенций оказалось достаточно равномерным, за исключением первого и последнего места, при определении которых студенты были более единодушны.
Таблица 2
Распределение общекультурных компетенций по степени значимости для будущей профессиональной деятельности студента
№ Содержание компетенции гуманитарное направление техническое направление
место % место %
1 Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе 3 25,0 3 24,2
2 Способность владеть культурой мышления, умение аргументированно и ясно строить устную и письменную речь 2 20,0 2 24,2
3 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания 6 17,5 4 24,2
4 Способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантность в восприятии социальных и культурных различий 4 23,8 5 24,2
5 Сознание необходимости, потребность и способность учиться 1 48,8 1 39,4
6 Умение и готовность использовать нормативные правовые документы и этические нормы в своей профессиональной деятельности и личной жизни 5 21,3 6 24,2
7 Иметь навыки работы с компьютером как средством управления, готовность работать с программными средствами общего назначения 7 48,8 7 36,4
Вместе с определением значения общекультурных компетенций студентам предлагалось оценить качество преподавания дисциплин гуманитарного цикла, включающих проработку исследуемых компетенций. В анкете «Преподаватель глазами студента» было необходимо оценить 13 представленных качеств преподавателя по 9-балльной шкале и выделить 5 определяющих характеристик: 1. ясно, понятно и логично объясняет материал; 2. разъясняет сложный материал; 3. выделяет главные моменты; 4. умеет вызвать и поддержать интерес к предмету; 5. поддерживает дисциплину на занятиях; 6. демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения; 7. ориентирует на использование изучаемого материала в профессиональной деятельности; 8. стимулирует творчество студентов; 9. доброжелателен и тактичен по отношению к студентам; 10. требователен; 11. заинтересован в успехах студентов; 12. объективен в оценке знаний студентов; 13. располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом. Таким образом, данное исследование должно определить какие качества должны присутствовать в преподавателе, который «отвечает» за формирование общекультурных компетенций.
Всего было опрошено 60 студентов, которые оценивали 12 преподавателей кафедры истории и связей с общественностью КНИТУ-КАИ. Среднее значение удовлетворенности обучающихся составило 7,7 баллов по 9-тибалльной шкале. Наибольшие оценки получили такие качества как доброжелательность и тактичность по отношению к студентам (8,1 балла), высокая эрудиция и манера поведения (8,0 баллов) и логичность изложения материала (7,8 балла).
Таблица 3
Распределение оценок профессиональных качеств преподавателя высшей школы,
по мнению студентов
Критерий оценки преподавателя Средний балл
Доброжелателен и тактичен по отношению к студентам 8,1
Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом 8,0
Ясно, понятно и логично объясняет материал 7,8
Разъясняет сложный материал 7,7
Выделяет главные моменты 7,7
Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения 7,7
Ориентирует на использование изучаемого материала в профессиональной деятельности 7,7
Требователен 7,7
Объективен в оценке знаний студентов 7,7
Поддерживает дисциплину на занятиях 7,5
Умеет вызвать и поддержать интерес к предмету 7,4
Стимулирует творчество студентов 7,3
Заинтересован в успехах студентов 7,3
При выделении важнейших профессиональных качеств преподавателя студенты на первое место поставили логичность объяснения материала (91% студентов отметили эту характеристику), умение вызвать и поддержать интерес к предмету (78%) и доброжелательность по отношению к студентам (56%).
Располагает себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним ведом
Объективен в оценке знаний студентов Заинтересован в успехах студентов Требователен
ДрброжелэтеУ1енитактичен по отношению к студентам Стимул ируепворчество студентов Ориентирует на использование материала в проф.деятельности Демонстрируеткультуруречи, четкость дикции, нормальныйтемп изложения
Псддерживаетдисциплину на занятиях Умеет вызвать и поддержать интерес к предмету Выделяетглавныемоменты Разъясняет сл ожн ы й матер иал Ясно,понятно илогичнообъясняет материал
41
22
28
16
34
34
34
3S
78
10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
Рис. 3. Распределение профессиональных качеств преподавателя высшей школы,
по мнению студентов, %
Заключение
Подводя итог исследованию, можно отметить:
1. Студентами как технических, так и гуманитарных направлений обучения высоко ценится роль общекультурных компетенций, при этом студенты вне зависимости от про-
филя обучения выделяют стремление и способность к самообразованию и саморазвитию (39% и 48% опрашиваемых соответственно). В то же время большинство студентов определяют эту компетенцию в качестве наиболее развитого лично у них качества (28% и 32%).
2. При оценке методов выявления степени развитости общекультурных компетенций около 60% респондентов указали на эффективность производственной практики, что говорит о высокой заинтересованности в получении прикладного опыта в процессе обучения.
3. Студенты ставят на первое место среди профессиональных требований к преподавателям гуманитарного цикла дисциплин такое качество как доброжелательность и тактичность по отношению к студентам, которое можно отнести к компетенциям общекультурным, а не узкопрофессиональным.
Список литературы
1. Бирюкова Н.А. Педагогические условия формирования общекультурных компетенций будущих учителей в процессе интерактивного обучения // Теория и практика общественного развития. 2014. №9. URL: http://teoria-practica.m/rus/files/arhiv_zhumala/2014/9/pedagogika/ biryukova-kondratenko.pdf (дата обращения 22.11.2015).
2. Бундин М.В., Кирюшина Н.Ю. Формирование общекультурных компетенций у студентов вузов. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2012. 64 с.
3. Галимуллина Н.М., Коршунова О.Н. Восприятие образа профессиональной деятельности в области рекламы и связей с общественностью у обучающихся и работодателей // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2015. Т. 7, №4. URL:http://naukovedenie.ru/PDF/144PVN415. pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/144PVN415 (дата обращения 22.11.2015).
4. Загребина Е.И., Добротворская С.Г. Формирование профессиональных компетенций будущих инженеров в процессе экологической подготовки на базе информационных образовательных технологий // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 1. №23. С. 71-76.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
6. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя // Педагогика. 2006. №9. С. 55-60.
7. Козлова О.В., Сыченкова А.В. Проектно-деятельностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в КНИТУ-КАИ // Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhumala/2015/15/pedagogics/kozlova-sychenkova. pdf (дата обращения: 23.08.2015).
8. Конопацкая Е.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в поликультурном пространстве вуза // ВЕСТНИК ТГГПУ 2011. № 4(26) URL: http://philology-and-culture. kpfu.ru/?q=system/files/65.pdf (дата обращения 22.11.2015).
9. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. N 2. С. 124-131.
10. Лепшокова М.А. Общекультурные компетенции будущих юристов как условие формирования гражданственности // Проблемы Науки. 2014. №4 (22). URL: http://cyberleninka. ru/artide/n/obschekulturnye-kompetentsii-buduschih-yuristov-kak-uslovie-formirovaniya-grazhdanstvennosti (дата обращения: 20.11.2015).
11. Синякова М.Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента // Журнал экспериментального образования. 2010. №9. С. 23-35.
12. Смирнова Е.И. Общекультурные компетенции как результат подготовки будущих специалистов // Омский научный вестник. 2010. №4 (89). С. 107-110.
13. Сыченкова А.В. Формирование профессиональных компетенций студентов в курсе «Основы брендинга» на основе проектного подхода // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7, №4. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/110PVN415.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ^ОГ 10.15862/110PVN415 (дата обращения 22.11.2015).
14. Формирование общекультурных компетенций выпускников инженерных направлений подготовки / Екимова Т. А., Ершова Н.Ю., Мурашкина Л.В., Тарасов К.Г. // Инженерное образование. 2014. № 15. С. 210-215.
15. Хорват Д.А. Формирование общекультурных компетенций студентов в образовательной среде вуза. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2015. 176 с.
16. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (дата обращения: 28.10.2015).
17. Царева Л.М. Общекультурные компетенции преподавателя иностранного языка в медицинском вузе // Инновационное развитие образования в регионах Российской Федерации. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Под ред.
Л.К. Гребенкиной, А.А. Петренко, Т.В. Ганиной. Рязань: Издательство «Концепция», 2013. С. 170-172.
18. Competence: inquiries into its meaning and acquisition in educational settings/ ed. By Edmund C. Short. Lanham: University Press of America, 1984. Vol. VI. P. 161-180.
19. Elliot, Andrew J. Handbook of Competence and Motivation. Pbk. ed. New York: Guilford Press, 2007.
20. Eraut, Michael. Developing Professional Knowledge and Competence. RoutledgeFalmer: London, 2003.
21. Fletcher, Shirley. Competence-based Assessment Techniques. 2nd ed. London: Kogan Page, 2000.
22. Shmeleva, Liudmila M., Shmelev, Dmitry V. Journal of Sustainable Development doi:10.5539/ jsd.
23. Tyler, Forrest B. Cultures, Communities, Competence and Change. Boston, MA: Springer US, 2001.
References
1. Biryukova N.A. Teoriyaipraktikaobshchestvennogorazvitiya. 2014. №9. http://teoria-practica.ru/ rus/files/arhiv_zhurnala/2014/9/pedagogika/biryukova-kondratenko.pdf (accessed 22.11.2015).
2. Bundin M.V., Kiryushina N.Yu. Formirovanie obshchekul'turnykh kompetentsiy u studentov vu-zov. [Formation of common cultural competence of students of higher educational institutions] Nizhniy Novgorod, 2012. 64 p.
3. Galimullina N.M., Korshunova O.N. Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE». DOI: 10.15862/ 144PVN415
4. Zagrebina E.I., Dobrotvorskaya S.G. Obrazovanie i samorazvitie. 2011. Vol. 1. №23, p. 71-76.
5. Zimnyaya I.A. Vysshee obrazovanie segodnya. 2003. №5, p. 34-42.
6. Isaeva T.E. Pedagogika. 2006. N9, p. 55-60.
7. Kozlova O.V., Sychenkova A.V. Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya. 2015. № 15. URL:http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/15/pedagogics/kozlova-sychenkova. pdf (accessed 23.08.2015).
8. Konopatskaya E.A. VESTNIK TGGPU. 2011. № 4(26)
9. Leonova E.V. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010. N 2, p. 124-131.
10. Lepshokova M.A. Problemy Nauki. 2014. №4 (22).
11. Sinyakova M.G. Zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2010. №9, p. 23-35
12. Smirnova E.I. Omskiy nauchnyy vestnik. 2010. №4 (89), p. 107-110.
13. Sychenkova A.V. Naukovedenie. 2015. N4. http://naukovedenie.ru/PDF/110PVN415.pdf ((accessed 22.11.2015).
14. Ekimova T.A., Ershova N.Yu., Murashkina L.V., Tarasov K.G. Inzhenernoe obrazovanie. 2014. № 15, p. 210-215.
15. Khorvat D.A. Formirovanie obshchekul'turnykh kompetentsiy studentov v obrazovatel'noy srede vuza. [Formation of common cultural competence of students in the educational environment of the university]. M. 2015. 176 p.
16. Khutorskoy A.V. Internet-zhurnal «Eydos». http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm. (accessed 28.10.2015).
17. Tsareva L.M. Innovatsionnoe razvitie obrazovaniya v regionakh Rossiyskoy Federatsii. [Innovative development of education in the regions of the Russian Federation]. Ryazan. 2013, p. 170172.
24. Competence: inquiries into its meaning and acquisition in educational settings / Ed. by Edmund C. Short. Lanham: University Press of America, 1984. Vol. VI. P. 161-180.
25. Elliot, Andrew J. Handbook of Competence and Motivation. Pbk. ed. New York: Guilford Press, 2007.
26. Eraut, Michael. Developing Professional Knowledge and Competence. RoutledgeFalmer: London, 2003.
27. Fletcher, Shirley. Competence-based Assessment Techniques. 2nd ed. London: Kogan Page, 2000.
28. Shmeleva, Liudmila M., Shmelev, Dmitry V. Journal of Sustainable Development doi:10.5539/ jsd.
29. Tyler, Forrest B. Cultures, Communities, Competence, and Change. Boston, MA: Springer US, 2001.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Галимуллина Надия Мидхатовна, доцент кафедры истории и связей с общественностью, кандидат исторических наук
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ
ул. Карла Маркса, д. 10, г. Казань, Республика Татарстан, 420111, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2113-6662
Коршунова Ольга Николаевна, старший преподаватель кафедры истории и связей с общественностью
Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ
ул. Карла Маркса, д. 10, г. Казань, Республика Татарстан, 420111, Россия
e-mail: [email protected]
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6789-8590
DATA ABOUT THE AUTHORS
Galimullina Nadija Midhatovna, Assistant Professor of the History and PR Department, PhD in History
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev Karl Marks street, 10, Kazan, Tatarstan, 420111, Russia e-mail: [email protected]
Korshunova Ol'ga Nikolaevna, Senior Lecturer of the History and PR Department
Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev Karl Marks street, 10, Kazan, Tatarstan, 420111, Russia e-mail: [email protected]