УДК 372.891
Н.Ф. ВИНОКУРОВА, д.п.н., профессор, зав. каф.физической географии и геоэкологического образования НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]
ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: ТЕОРЕТИКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ
АСПЕКТЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ В ПРОФИЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ N.F. Vinokurova
COMMON CULTURAL COMPETENCE: THEORETICAL AND CONCEPTUAL
ASPECTS AND DEVELOPMENT TECHNIQUE IN CORE GEOGRAPHIC ENTITY
В статье рассматриваются проблемы формирования общекультурной компетентности средствами профильного географического образования. Представлена авторская концепция на трех взаимосвязанных уровнях: концептуально-педагогическом, общеметодическом и частнометодическом. Последний уровень представлен глобальной, региональнонациональной и локально-краеведческой моделями формирования общекультурной компетентности, что отражает географическую идею «игры масштабами».
Ключевые слова: культурологическая парадигма образования, компетентностный подход, компетентность, общекультурная компетентность, географическое образование, устойчивое развитие.
The problems of the formation of common cultural competence profile by means of geographical education. The author concept on three interrelated levels of conceptual and pedagogical, general methodological and particular methodological. The last level is represented by a global, regional-national and local-regional studies models of formation of common cultural competence, reflecting the geographical idea of "the scale of the game".
Keywords: cultural studies paradigm of education, competence approach, competence, and overall cultural competence, geographic education, sustainable development.
Компетентностная модель образования отличается от знаниевой примерно так же, как знакомство с правилами шахматной игры от самого умения играть.
В.А. Болотов, В.В. Сериков
Модель культуры отражает
цивилизационные Тенденции, а становление культурной личности предполагает освоение расширяющейся ойкумены, которая
функционирует как «тренажер», развивающий потребность и способность к культурному творчеству личности, свободно ориентирующейся в мире, готовой к созидательному действию в нем.
А.К. Валицкая
Проблема, обозначенная в названии статьи, решалась творческим коллективом преподавателей кафедры физической географии и геоэкологического образования, аспирантами, магистрами и студентами-географами НГПУ в рамках научно-
исследовательского проекта РГНФ. Были подготовлены и опубликованы: концепция, 18 авторских программ для учащихся, система культурно-краеведческих модулей, три учебных пособия, учебная программа для студентов, рабочая тетрадь магистра.
В ходе работы над проектом выявился ряд противоречий, на разрешение которых было направлено наше исследование:
-очевидно, что формирование ключевых компетенций, составляющих общекультурную компетентность, должно проецироваться на глобальные тенденции цивилизационного развития, мировоззренческие ориентиры современного общества, вместе с тем идеи экогуманизма, составляющие стратегический вектор развития образования в XXI веке, практически не осмыслены в контексте компетентностного подхода;
- понятие «компетентность» находится в отношении дополнительности к категории «культура», вместе с тем компетентностный подход в теории методики обучения рассматривается изолированно от культурологической парадигмы образования;
- важнейшей методологической основой разработки проблемы компетентности как деятельностного проявления личности является идея об изучении человека на основе системного подхода, когда человек рассматривается и как система, и как элемент более масштабных систем, в которые он включен. Вместе с тем не раскрыты теоретические и методические особенности формирования компетентности личности на основе «игры масштабами».
Наше исследование направлено на преодоление отмеченных противоречий, выступающих барьерами эффективного формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании.
Нами разработана концепция формирования общекультурной компетентности, которая реализует культурно-экологический подход, отражающий базовый мировоззренческий императив XXI века - переход к устойчивому развитию на основе управляемой социоприродной эволюции (коэволюции человека и природы), где образование определено как «ключевой фактор перемен».
Концепция представлена на трех взаимосвязанных уровнях: концептуально -
педагогическом, общеметодическом и частно-методическом.
Концептуально-педагогический уровень представлен мировоззренческими и педагогическими идеями, подходами и принципами. Ключевое значение в разработке общекультурной компетентности имели мировоззренческие идеи - устойчивого развития, коэволюции, ноосферы, которые являются глобальными стратегиями гармонизации отношений человека и природы и рассматриваются как ценностно-смысловые доминанты современной культурно-образовательной среды. В разработку концепции положен также ряд педагогических идей:
- личности как эпицентра культуры;
- личности как субъекта жизнедеятельности;
- о формировании личностных структур сознания интеллектуально-познавательного, аксиологического и праксиологического характера как источников и механизмов адаптации, осмысления и творческого саморазвития;
- о культуросообразной активности личности как условия адаптации, понимания, личностно-ценностного осмысления, творчества.
Основываясь на вышеизложенном, нами выявлены основные подходы и принципы формирования общекультурной компетентности. К числу основных подходов отнесены: гуманистический, культурологический, экологический, компетентностный, личностнодеятельностный, интегративный, пространственно-временной. Ведущую роль имеет культурно-экологический подход, который взаимодействует с другими, обеспечивая их интеграцию на основе комплементарности.
К числу ведущих принципов, обеспечивающих трансляцию обозначенных подходов в профильное географическое образование с целью формирования общекультурной компетентности, отнесены: субъектности и социальности; мотивированности и активности; природо- и культуросообразности; взаимосвязи морфоструктурной и функциональной интеграции знаний; аксиологичности и нравственного развития; личностно-деятельностный; взаимосвязи глобального, регионального, локального и индивидуально-личностного уровней.
Общеметодический уровень концепции предполагал создание методической системы, включающей целевой, содержательный, процессуальный, технологический и диагностический компоненты.
Целевой компонент реализует личностную концепцию культуры. Согласно ее положениям, разработанным в исследованиях Э. Гуссерля, Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, человек представляется как эпицентр культуры, обретающий свою духовную сущность и становящийся частью человечества, постигая культуру и творя ее.
Общекультурная компетентность проявляется в пяти основных слагаемых компетенциях, отражающих структуру и функции культуры, в целом и экологической культуры как эволюционного «венца» общей культуры человека третьего тысячелетия. Совокупность компетенций предполагает развитие всех сфер сознания личности на основе принципа комплементарности. В структуру общекультурной компетентности входят: а) мотивационные компетенции, отражающие главную характеристику субъекта-активность; б) ценностно-нормативные компетенции, которые ориентированы на ценность и норму как внутренний и внешний регуляторы культуросообразного отношения и поведения личности; в) информационно-познавательные компетенции, которые отражают направленность субъекта на науку как одного из элементов культуры; г) коммуникативные компетенции, ориентированные на многообразие духовно-нравственных связей учащихся с окружающим миром, что помогает им «вписаться» в контекст культуры; д) практико-созидательные компетенции, предполагающие развитие природо- и культуросообразных поступков и деятельности. Их отличительной особенностью является ориентация на творческое созидание от «умею» к «созидаю во благо гармонии человека и природы».
Содержательный компонент методической системы формирования общекультурной компетентности представлен внешним и внутренним содержанием. Внешнее по отношению к ученику культурно-геоэкологическое содержание характеризуется той образовательной средой, которая предлагается ему для обеспечения условий становления общекультурной компетентности. Важнейшим требованием к образовательной среде, способствующей становлению компетентности, выступает интеграция внешнего содержания. Учитывая тот факт, что геокультурное содержание имеет сложный, разноаспектный характер, отражающий полифункциональность феномена культуры, оно может быть интегрировано на основе разных форм интеграции: морфоструктурной и функциональной интеграции. Как уже было отмечено, формирование общекультурной компетентности предполагает взаимосвязь названных видов интеграции на основе комплементарности.
Внутреннее содержание образования ученика - это содержание, которое является атрибутом самой личности, которое означено и присвоено ей.
Процессуальный компонент основан на процессе культурного освоения личностью ценностно-смысловых доминант геокультурного пространства. В этой связи механизм формирования общекультурной компетентности включает три этапа: культурно-
адаптационный, культурно-смысловой, культурно-творческий.
Технологический компонент предполагает использование педагогических технологий личностно-деятельностного характера: ситуативные, заданные, модульные, диалоговые, проектные.
Частно-методический уровень концепции представлен моделями формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании, которые создают условия для освоения личностью пространственно дифференцированной ойкумены.
Глобальная модель общекультурной компетентности реализует психологопедагогические идеи о глобальном воспитании, в основе которых лежит признание личности как субъекта глобального геокультурного пространства с ценностными ориентациями на идеи выживания человечества: ноосферы, коэволюции, устойчивого развития. Она
обеспечивает обобщение знаний по глобалистике, развитие мышления, глобальной этики и глобальных солидарных действий.
Регионально-национальная модель общекультурной компетентности направлена на культурное освоение географического пространства России.
Локально-краеведческая модель общекультурной компетентности связана с реализацией краеведческого и личностного принципов в образовании, которые обеспечивают связь воспитания экологической культуры с жизнью, направленность личности на решение жизненно важных проблем, формирование культуросообразной активности и новых коэволюционных ценностных ориентаций.
Индивидуально-личностная модель общекультурной компетентности предполагает саморазвитие личности, которое известный философ М.К. Мамардашвили определил как «акт собирания своей жизни в целое, как организацию образа - ценности; образа мыслей, образа действий». Саморазвитие возникает на основе самодвижений: «Я - реальное», «Я -должное», «Я - идеальное». Модель ориентирует на взаимообусловленное культурное изменение человека и его личного геокультурного пространства.
Рассмотренные модели формирования общекультурной компетентности в профильном географическом образовании обеспечены методическим сопровождением (программы элективных курсов, учебные пособия), которые обеспечивают трансляцию теоретико-концептуальных идей в реальный процесс обучения.
Глобальная модель общекультурной компетентности реализуется в разработанном авторском элективном курсе «Мыслить глобально - действовать локально» (авт.
Н.Ф. Винокурова, Н.В. Мартилова). Основу курса составили теория и методология глобального экологического образования, формирования глобального мышления.
Регионально-национальной модели общекультурной компетенции соответствует авторский элективный курс «Моя Родина - Россия» (авт. Н.Н. Демидова, О.А. Панасенкова), в котором особую значимость приобретают ценностно-нормативные компетенции, реализуемые на основе принципа патриотической гражданственности. Он предполагает раскрытие культурно-исторической преемственности и особенностей развития, осуществление гражданской самоидентификации и ответственности, созидательной культуросообразной деятельности.
Локально-краеведческая и индивидуально-личностная модели реализованы в авторском культурно-краеведческом курсе «Край, в котором я живу» (авт. А.В. Зулхарнаева), а также в системе культурно-краеведческих модулей, авторами которых являются магистры и аспиранты.
Учебные пособия, соответствующие различным моделям общекультурной компетентности, имеют унифицированный методический аппарат, включающий рубрики «Авторитетное мнение», «Это важно знать», «Размышляю, понимаю, осознаю», «Выражаю свое отношение», «Участвую в диалоге», «Исследую, оцениваю, созидаю», каждая из которых направлена на формирование и развитие соответствующих компетенций-мотивационной, инфюрмационно-познавательной, ценностно-нормативной,
коммуникативной, практико-созидательной.
В настоящее время разработанная теория и методика формирования общекультурной компетентности апробируется в профильном географическом образовании и к ней проявляется высокая заинтересованность учителей и учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В.Н., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. - 2003. - №10. - С.15. - 21.
2. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования: теоретико-методологические основы и методика реализации // Теория и методика обучения географии: история и современные направления развития. - СПб., 2004.
- С. 18-25.
3. Винокурова Н.Ф. Экологическое образование в школьной географии // Экологизация школьного образования / Под ред. Н.М. Мамедова. - М., 2004. - С.95-102.
4. Гирусов Э.В., Широкова И.Ю. Экология и культура. - М., 1989.
5. Мамедов Н.М. Философские, научно-потребительские и культурологические предпосылки устойчивого развития // Наука и образование в интересах устойчивого развития. - М., 2006.- С. 14-18.
© Винокурова Н.Ф., 2013