Научная статья на тему 'Общехозяйственное состояние музеев Костромской области в 1945-1991 годах'

Общехозяйственное состояние музеев Костромской области в 1945-1991 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕЙНОЕ ЗДАНИЕ / ПАМЯТНИК / РЕСТАВРАЦИЯ / ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ / ЭКСПОНАТЫ / MUSEUM / MUSEUM BUILDING / MONUMENT / RESTORATION / EXPOSITION PREMISES / EXHIBITS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данильченко Иван Вениаминович

В статье освещено состояние зданий и помещений музеев Костромской области в 1945-1991 гг. и условия хранения в них экспонатов. Положение музеев области в отношении помещений, условий хранения и ремонта в послевоенное время оставалось практически неизменным. Проблема эта сохранялась долгие десятилетия. Построение экспозиций, сбор экспонатов находились в прямой зависимости от свободной площади фондохранилищ музея. Как в областном центре, так и в районах были сложности в получении музеями более подходящих помещений. Эта проблема десятилетиями решалась так же, как и вопрос ремонта. Если Костромской областной музей, после преобразования в музей-заповедник, в 1958 г. получил здания бывшего Ипатьевского монастыря и смог произвести ремонт (в течение почти десяти лет), то музеи районов оставались в тесных помещениях, не приведенных в должное состояние. За редким исключением в некоторых райцентрах выделялись более просторные помещения, но в таких же ветхих зданиях. Некоторые музеи, располагаясь в сооружениях, признанных памятниками архитектуры светского или церковного значения, не имели даже водяного отопления вплоть до начала 1980-х годов. Развитие районных музеев зависело от благосклонности местной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General economy state of the museums of Kostroma Region in 1945-1991

Conditions of the museum buildings of Kostroma Region and the maintenance work carried out over the period of time from 1945 till 1991 are described in the article. After the World War II, the state of things regarding premises, storage conditions of the exhibits and repairs remained virtually unchanged. This problem persisted for decades. Preparation of the exhibitions and collection of the exhibits were in direct dependence on the free space of the storage areas of the museum. Difficulties in obtaining more suitable premises for the museums took place either in the regional centre or in the districts. This problem was solved during many decades, as well as the problem of repairing new premises. Whereas Kostroma regional museum, after conversion to the museum-reserve in 1958, managed to obtain the premises of the Monastery dedicated to the Holy Trinity and St. Hypatius of Gangra, which was void at that moment, and carry out repairs in nearly ten years, the other local museums remained in small premises without any repairs. With rare exception in some districts, museums obtained spacious premises in old buildings of the same kind. Some museums were positioned in secular or church architectural monuments which were not provided with water heating up till 1980s. Nevertheless, the main attention was paid to Kostroma regional museum particularly. The development of the other museums of Kostroma Region was more dependent on the attention of the local authorities.

Текст научной работы на тему «Общехозяйственное состояние музеев Костромской области в 1945-1991 годах»

9. Коляскина Е.А. Образ женщины в картине мира русских Алтая второй половины XIX - первой трети ХХ вв.: дис. ... канд. ист. наук. - Бийск, 2010. - 283 с.

10. Ленин В.И. Рабочий класс и неомальтузианство // Полное собрание сочинений. - Т. 23. - М.: Политиздат, 1973. - 595 с.

11. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае (ХУШ - XX в.). - М.: Наука, 1996. - 296 с.

12. Постановление Наркомздрава РСФСР, Нар-комюста РСФСР от 18.11.2920 «Об охране здоровья женщин» [Консультант Плюс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=ESU;n=26749 (дата обращения 25.11.2014).

13. Приходько П.Т. Социальные основы абортов в Анжеро-Судженском районе Томского округа //

Сибирский медицинский журнал. - 1927. - № 1. -С. 19-24.

14. Смирнов В.Е. Аборт в деревне // Сибирский медицинский журнал. - 1926. - № 2. - С. 43-47.

15. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. - СПб.: Изд. Н.С. Таганцева, 1898. - 800 с.

16. Фурсова Е.Ф. Обычаи, связанные с рождением ребенка, в среде сибиряков Приобья: прошлое и настоящее (по полевым материалам 1980-1990-х гг.) // Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2008. - С. 192-195.

17. Фурсова Е.Ф. Белорусы в Сибири: сохранение и трансформация этнической культуры. - Новосибирск: Издательство Ин-та археологии и этнологии СО РАН, 2011. - 424 с.

УДК 069

Данильченко Иван Вениаминович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ivandanil@mail.ru

ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЕЕВ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В 1945-1991 ГОДАХ

В статье освещено состояние зданий и помещений музеев Костромской области в 1945-1991 гг. и условия хранения в них экспонатов. Положение музеев области в отношении помещений, условий хранения и ремонта в послевоенное время оставалось практически неизменным. Проблема эта сохранялась долгие десятилетия. Построение экспозиций, сбор экспонатов находились в прямой зависимости от свободной площади фондохранилищ музея. Как в областном центре, так и в районах были сложности в получении музеями более подходящих помещений. Эта проблема десятилетиями решалась так же, как и вопрос ремонта. Если Костромской областной музей, после преобразования в музей-заповедник, в 1958 г. получил здания бывшего Ипатьевского монастыря и смог произвести ремонт (в течение почти десяти лет), то музеи районов оставались в тесных помещениях, не приведенных в должное состояние. За редким исключением в некоторых райцентрах выделялись более просторные помещения, но в таких же ветхих зданиях. Некоторые музеи, располагаясь в сооружениях, признанных памятниками архитектуры светского или церковного значения, не имели даже водяного отопления вплоть до начала 1980-х годов. Развитие районных музеев зависело от благосклонности местной власти.

Ключевые слова: музей, музейное здание, памятник, реставрация, экспозиционная площадь, экспонаты.

Без знаний о состоянии музейных зданий и помещений, условиях хранения экспонатов невозможно сложить целостное представление о развитии музейного дела в нашем крае. Построение экспозиций, сбор экспонатов во многом зависели от того, насколько была велика площадь музея. Эти факторы оказывали сильное влияние на работу музеев в период 1945-1991 гг.

После окончания Великой Отечественной войны первоочередной задачей всех музеев являлось восстановление приостановленной в военные годы музейной работы. Для чего требовалось получить здания и помещения, привести в порядок законсервированные фонды и разместить их в хранилищах. И только после этого сотрудники музеев могли приступить к развертыванию экспозиций и выставок [27, л. 34].

Костромской областной музей, занимая здание бывшего Романовского музея (построено в 1913 г. изначально как музейное), имел три этажа. Однако и в таком здании не хватало экспозиционной

площади. Не было отдельного помещения для библиотеки. При музее отсутствовали лаборатории и мастерские. Еще три зала временно, как предполагалось, занимала Костромская картинная галерея [24, л. 1].

Несмотря на специальное здание, условия хранения фондов в Костромском областном музее не являлись идеальными. Зимой 1945/46 гг. музею не хватало топлива [25, л. 3]. Помехой в работе на тот момент являлись холод, пыль, что стало причиной порчи экспонатов [25, л. 11]. Часть более ценных и легко поддающихся порче предметов успели переложить газетами, пересыпать нафталином и перенести в сухое помещение. Для книжных фондов не было специального помещения - книги хранились в шкафах по коридорам, а часть - в канцелярии [27, л. 36-37]. Для фондов было выделено отдельное помещение, в котором экспонаты размещались в шкафах, на стеллажах в открытом виде [24, л. 13].

В 1946 г. областной музей провел текущий ремонт устаревшего печного отопления и канализа-

© Данильченко И.В., 2015

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2015

41

ционной системы, которые в дальнейшем еще требовали капитального ремонта. В отделе природы и историческом отделе частично побелили залы, а также покрасили фасад музея [27, л. 35].

В октябре 1950 г. в порядке взаимопроверки деятельности музеев проводилось обследование Костромского областного музея. В комиссию входили: заместитель директора и заведующий отделом истории Ярославского областного музея, представитель отдела культпросвет работы при облисполкоме г. Костромы [29, л. 1]. Комиссия пришла к выводу, что Костромской музей занимал одно из лучших зданий города, хорошо отремонтированное, с недавно подключенным паровым отоплением. Всего на трех этажах музей имел девять довольно просторных экспозиционных залов. Фонды располагались в отдельных помещениях, которые запирались и опечатывались заведующим фондами. Среди недостатков в работе музея комиссия нашла отсутствие помещения для библиотеки [24, л. 24].

Дополнительные помещения Костромской областной музей получил за счет открытия в 1946 г. своего филиала в Троицком соборе бывшего Ипатьевского монастыря. Но собор добавил только выставочную площадь [21, л. 11].

Недостаток свободных помещений подтолкнул директоров Костромского областного краеведческого музея и Костромской картинной галереи в 1954 г. писать в Управление музеев РСФСР с просьбой объединить оба музея. Это дало бы и дополнительные площади, и дополнительный штат работников. Но после рассмотрения вопроса на министерском уровне в объединении было отказано [3, л. 1].

Если Костромской областной краеведческий музей занимал специальное каменное трехэтажное здание, то музеи периферии специальных помещений не имели. Размещаясь в приспособленных зданиях бывших церквей, старых особняков, большинство районных музеев нуждались в капитальном ремонте, так как в годы войны, а иногда и более, они не ремонтировались [27, л. 34].

Здания, помещения и условия хранения в районных музеях Костромской области за полтора послевоенных десятилетия практически не изменились. Чухломский краеведческий музей располагался в бывшем купеческом доме площадью 200 кв. м. Условия хранения фондов были неудовлетворительными [18, л. 3-4]. Здание требовало срочного ремонта с заменой половых балок и перестилкой полов, а также перекладкой всех печей, пришедших в полную негодность [27, л. 35]. Была попытка в 1961 г. перевести музей в здание военкомата. Но в результате, после ремонта старого помещения, музей вернули обратно. Директор музея Г. И. Лебедев, недовольный этим решением, писал, что «в отношении помещения для музея наши ру-

ководители поговорили везде и всюду много прекрасных слов, но в результате пришли к выводу и предложили мне снова перебраться туда, где я был до этого» [1, л. 12].

Буйский краеведческий музей размещался в помещении в 70 кв. м. В музее не было ни одного свободного квадратного метра экспозиционной площади. Поэтому сотрудники не приступали даже к разработке новых экспозиций [4, л. 6]. Вполне естественно, что создать безупречную экспозицию на 20 кв. м. невозможно. Одна комната посвящалась отделу истории края с древнейших времен до Октябрьской революции. В другой комнате размещалось несколько разделов (сельского и лесного хозяйства, полезные ископаемые, природа края). Коридор же использовался под временные выставки [4, л. 9-10].

Хранение фондов Буйского музея не соответствовало элементарным требованиям. Не имелось оборудованного фондохранилища, из-за чего часть экспонатов пострадала от сырости. Буйский горисполком за послевоенные годы не смог выделить хотя бы временное помещение для фондов. С 1958 г. решался вопрос о предоставлении музею другого, более удобного здания или постройке нового. Нахождение же в старом здании угрожало музею закрытием [4, л. 11].

На 1948 г. Солигаличский краеведческий музей частично занимал здание памятника архитектуры XVII в. - Рождественский собор. Музею принадлежали два помещения верхнего этажа собора общей площадью 232,5 кв. м Фондохранилище (39,5 кв. м) находилось в бывшей церкви под колокольней. Имелось и отдельное жилое помещение для сторожа площадью 22,9 кв. м. Основной же зал собора (летняя церковь) площадью 452 кв. м находился в пользовании религиозной общины. В таком здании было недостаточно естественного освещения, а печное отопление не могло обеспечить требуемой температуры. Поскольку в нижнем этаже находились неотапливаемые склады, то каменные перекрытия под полом промерзали [2, л. 23].

За десять лет в Солигаличском музее ничего не изменилось. В 1958 г. общая площадь музея составляла так же 295 кв. м. Часть помещений пустовала, эти площади и могли бы использоваться музеем, но требовали ремонта [18, л. 2]. Не было даже электрического освещения [6, л. 2].

Кологривский же музей находился в лучшем положении. Он имел общую площадь 600 кв. м, 500 из которых - под экспозициями [5, л. 24]. Фонды были оборудованы шкафами и стеллажами. А библиотека находилась в благоустроенном помещении со шкафами [4, л. 3-4].

Созданный в 1958 г. на базе ансамбля бывшего Ипатьевского монастыря, церкви Иоанна Богослова, часовни у с. Некрасова и собраний Костромского областного краеведческого музея Костромской

историко-архитектурный музей-заповедник не сразу переместился на новое место [19, л. 29]. Он только расширил площади благодаря включению в него новых памятников архитектуры. Основное здание музея-заповедника по-прежнему находилось на проспекте Мира (Романовский музей) [22, л. 50-51].

Переезд Костромского музея-заповедника планировался именно в Ипатьевский монастырь, в котором началась масштабная реставрация. Ремонт проводили в звоннице, в корпусе над погребами. В Троицком соборе, кроме внешней побелки стен, позолотой были покрыты главы, а также заново перекрыта кровля, проведена научно-исследовательская работа по реставрации фресковой живописи. Полная реставрация проведена в здании бывшей богадельни. Таким образом, в 1961 г. музей получил 8 экспозиционных залов общей площадью 740 кв. м [22, л. 36-37].

Реставрационные работы в Ипатьевском монастыре производились несколько лет. Здания, занимаемые жилыми квартирами, одно за другим освобождались от жильцов. В этих отремонтированных помещениях постепенно разворачивались экспозиции по истории Костромы и Костромского края. Монументальные сооружения монастыря были переведены на центральное отопление. С целью решения этой задачи приглашался для консультации профессор из Киева, имевший опыт устройства отопления в Киево-Печерской лавре [30].

С 1 января 1967 г. Костромской музей-заповедник был полностью переведен в бывший Ипатьевский монастырь. Музей располагал теперь 76-ю залами площадью 4134 кв. м [8, л. 1]. Несмотря на полный переезд заповедника, все еще продолжалась реставрация росписей Троицкого собора [20, л. 18].

Результаты реставрации восхищали даже московских архитекторов. В книге отзывов за 1966 г. архитекторы В.М. Моргулис, Л.З. Перхаев оставили такую запись: «Мы восхищаемся размахом и качеством реставрационных работ в Ипатьевском монастыре. Особенно разителен контраст с Ростовским кремлем, где было затрачено много времени и средств, но дело не довели до конца, и все находится в запустении, территория захламлена. Здесь у вас чувствуется вкус, рука архитектора. Скрытая электропроводка, территория не обезображена столбами, зеленый газон, группы камней-валунов... Огромная благодарность коллективу реставрационной мастерской и Калерии Густавовне Тороп - главному архитектору!» [17, л. 6].

Ремонт зданий музея шел и в отдаленных районах Костромской области. В Вохомском краеведческом музее завершился капитальный ремонт каменного здания музея, выделенного райисполкомом. В нем было смонтировано центральное отопление и проведен водопровод [9, л. 15]. И хотя

это приспособленное здание бывшей церкви, выставочная площадь была значительная - 285 кв. м. Для хранения экспонатов выделена отдельная комната 63 кв. м [12, л. 5].

Были попытки строительства нового здания для музея в г. Буе Костромской области. В 1958 г. на строительство уже были отпущены деньги. Но по причине того, что горком и горисполком использовали автора проекта на другой работе, тем самым лишив его возможности закончить проект [5, л. 22].

В следующем 1959 году Буйский музей по-прежнему находился в старом здании и страдал от нехватки экспозиционной площади. В строительстве нового здания местные руководящие органы в итоге отказали [6, л. 10-11]. Но в апреле 1961 г. музей все же получил другое, более просторное помещение площадью в 103 кв. м. Однако помещение нуждалось в капитальном ремонте. Деньги на ремонт нашли с помощью областного управления культуры и областного музея, поскольку горком отказал в помощи [7, л. 11]. На 1978 г. Буйский музей располагался уже в капитально отремонтированном двухэтажном каменном здании площадью 380 кв. м, оборудованном канализацией, водопроводом и свой котельной [11, л. 44].

И в 1970-е гг. во многих музеях и филиалах Костромского музея-заповедника все еще не было оборудованных помещений для хранения фондов. В Солигаличском, Чухломском, Галичском, Островском музеях экспонаты хранились в неприспособленных, тесных и сырых помещениях, что приводило к порче многих ценностей [10, л. 27]. По этой причине не возвращали в Солигаличский музей после реставрации портреты художника Григория Островского (более известные как «Солига-личские находки», экспонировавшиеся в 1979 г. в числе других портретов на выставке в Париже). Но в короткий срок, за вторую половину 1970-х гг., музей превратился из захламленного помещения в образцовое хранилище. Впервые провели отопление, установив нормальный температурно-влажностный режим, заново построили экспозиции [31, с. 78-79].

Даже в 1980 г. районные музеи пребывали в сложных условиях в отношении зданий. Несколько лет планировалась пристройка дополнительных помещений к зданию Кологривского филиала Костромского музея-заповедника. Чухломский филиал располагался в пожароопасном здании, в котором недопустимо хранение музейных коллекций. Га-личский филиал также был пожароопасен [14, л. 6].

Судиславский музей в это время занимал часть (160 кв. м) старого каменного полуподвального здания с печным отоплением. Фондохранилища в музее не имелось, кроме фондовой комнаты в 13 кв. м. Экспонаты хранились на шкафах коридора, в проемах окон экспозиций, что создавало опасность их хищения [15, л. 10].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿к № 2, 2015

43

Несмотря на это, проведенная в 1980 г. проверка Костромского музея-заповедника и его филиалов показала, что за последнее время музейными сотрудниками проделана определенная работа по улучшению учета и сохранности коллекций [13, л. 25].

В 1980 г. в музее-заповеднике появилась другая проблема укрепления береговой линии Ипатьевского монастыря. Из-за устройства в 1956 г. Горь-ковского водохранилища увеличился уровень воды в реке Костроме. С этого времени в стенах монастыря и Троицкого собора появились трещины [9, л. 5].

Размыв берегового откоса реки Костромы и первое обрушение защитной стенки береговой линии произошло еще в 1971 г. Тогда же был разработан проект укрепления берега, который оставался нереализованным десять лет [28, л. 46-47]. Костромское областное управление культуры в 1976 г. просило Российское специальное научно-реставрационное объединение «Реставрация» изыскать возможность выполнения работ по укреплению конструкций Троицкого собора [9, л. 5]. По-видимому, все осталось без изменений, поскольку два года спустя проседание южной стены Троицкого собора продолжалось [10, л. 25].

Тревогу забили только после обрушения в 1980 г. еще 15 метров стенки. После этого директор специальной научно-реставрационной мастерской А.Д. Ляпин написал письма первому секретарю костромского обкома и председателю облисполкома. Работы по укреплению береговой линии включили в смету 1981 г. за счет средств, предусмотренных на развитие коммунального хозяйства и благоустройства города [28, л. 54].

После обследования в мае 1981 г. Троицкого собора Ипатьевского монастыря комиссия сделала еще одно заключение. При интенсивной эксплуатации собора большое скопление людей вызывает запыление и повышенную концентрацию углекислоты в атмосфере собора, что загрязняет живопись и действует разрушающе на красочный слой. В целях сохранения памятника с 1 июля 1981 г. ограничили экскурсионное посещение собора и запретили посещение собора в неблагоприятные дни (повышенная влажность, дождь, мокрый снег) [16, л. 22].

Запрет посещения Троицкого собора, конечно, вызвал недовольство посетителей. В книге отзывов появились записи туристов с проходящих теплоходов: «При входе в Ипатьевский монастырь нас не предупредили о невозможности попасть в Троицкий собор. В результате мы потеряли время...» [23, л. 4].

Таким образом, мелкий или текущий ремонт музеям требовался постоянно. Из-за трудностей

в отношении зданий, пригодных для музейных целей, возникали и сложности в создании нормальных условий для хранения экспонатов. Даже Костромской областной музей, занимая специальное здание Романовского музея, не имел идеальных фондохранилищ до полного переезда в Ипатьевский монастырь. Районные музеи вообще занимали приспособленные помещения, страдая от острой нехватки экспозиционной площади. В некоторых музеях долгое время сохранялось печное отопление. Проблему частично смогли разрешить к 1980-м гг., немного улучшив условия хранения фондов. Но улучшения эти проводились с помощью выделения помещений в таких же старых зданиях, но с большей площадью и требовавших дальнейшего ремонта.

Библиографический список

1. Государственный архив Костромской области (ГАКО). - Ф. Р-1043. - Оп. 1. - Д. 490.

2. ГАКО. - Ф. Р-2523. - Оп. 1. - Д. 279.

3. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 12.

4. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 27.

5. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 34.

6. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 39.

7. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 51.

8. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 97.

9. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 270.

10. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 307.

11. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 312.

12. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 347.

13. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 354.

14. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 367.

15. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 368.

16. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1. - Д. 391.

17. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 70.

18. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 76.

19. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 84.

20. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 87.

21. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 137.

22. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 141.

23. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 1-доп. - Д. 172.

24. ГАКО. - Ф. Р-548. - Оп. 2. - Д. 37.

25. Государственный архив новейшей истории Костромской области (ГАНИКО). - Ф. 2. - Оп. 1. -Д. 913.

26. ГАНИКО. - Ф. 2. - Оп. 1. - Д. 913.

27. ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 1. - Д. 917.

28. ГАНИКО. - Ф. 765. - Оп. 38. - Д. 121.

29. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). - Ф. Р-1400. - Оп. 1. - Д. 266.

30. Глебов К. Музей-заповедник // Волжская новь. - 1962. - 7 авг.

31. Ямщиков С. Хранители вечного. Записки художника-реставратора. - М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.