DOI 10.24411/2658-428Х-2019-10343
УДК 376
Д. Т. Березин https://orcid.org/0000-0003-0193-2398 С. Л. Таланов https://orcid.org/0000-0001-9382-8285
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях как условие ресоциализации осужденных
Аннотация. Представлены результаты социологических исследований, проведенных в исправительных и воспитательных колониях, которые расположены в Центральном округе РФ. Установлено, что в колониях отбывают наказание около 30 % осужденных с начальным и основным общим образованием, около 30 % осужденных со средним (полным) образованием, около 20 % - со средним профессиональным образованием, остальные судимые - с высшим образованием. По результатам исследования делается вывод, что общеобразовательное и профессиональное обучение рассматривается большей частью осужденных как возможность восстановить чувство собственного достоинства, вновь ощутить себя полноценным членом общества, а также - как дополнительная гарантия профессиональной востребованности.
Ключевые слова: агенты социализации, ресоциализация, воспитание, образование, терминальные и инструментальные ценности, осужденные, исправительные колонии.
D. T. Berezin, S. L. Talanov
General and professional education in penitentiary institutions as a condition of re-socialization of convicts
Abstract. The results of sociological research conducted in correctional and educational colonies located in the Central district of the Russian Federation are presented. It is established that in the colonies about 30 % of convicts with primary and basic general education, about 30 % of convicts with secondary (full) education, about 20 % - with secondary professional, the rest of the convicts - with higher education. According to the results of the study, it isconcluded that general education and vocational training is considered by the majority of convicts as an opportunity to restore self-esteem, to feel again a full member of society, as well as an additional guarantee of professional demand.
Keywords: agents of socialization, resocialization, upbringing, education, terminal and instrumental values, convicts, correctional colonies.
Актуальность исследования. По
данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, количество выявленных лиц, совершающих преступления из года в год, существенно не меняется (табл. 1, 2). Но уровень преступности периодически волнообразно изме-
няется: так, каждые шесть лет наблюдается рост, а затем - некоторое снижение числа зарегистрированных преступлений. Если анализировать не общий уровень преступности, а сделать разбивку по категориям или по отдельным видам преступлений, то мы увидим иную ди-
© Березин Д. Т., Таланов С. Л., 2019
98
Д. Т. Березин, С. Л. Таланов
намику, которая также будет волнообразной. Важно понимать, что уровень преступности зависит, прежде всего, от социально-экономического положения региона, исключение - клептомания, уровень которой определяется другими причинами. Особое беспокойство вызывает рост преступности среди лиц, проходящих обучение в образовательных организациях. Количество привлечен-
ных к уголовной ответственности учащихся и студентов в последнее время составляет примерно 5 % от общего числа правонарушений. Проведенные нами ранее социологические исследования показали, что, пока человек проходит обучение, он менее предрасположен к совершению преступлений.
Таблица 1
Выявлено лиц, совершивших преступления в России
Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Выявлено лиц 1010938 1012563 1006003 1075333 1015875 967103
*
*Данные Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: -http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 01.05.2018).
Таблица 2
Выявлено учащихся и студентов, совершивших преступления в РФ*
Год
2012 2013 2014 2015 2016 2017
Выявлено лиц 59157 60879 54870 55963 49971 45504
*Данные Генеральной прокуратуры РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: -http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения: 01.05.2018).
Еще в XIX в. педагогами было доказано, что для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей необходимо, чтобы они, находясь в колонии, обязательно трудились и учились [1, 4]. Но проблема заключается в том, что в исправительных учреждениях, которые являются образовательными учреждениями закрытого типа, ряд граждан сознательно отказывается обучаться.
Учитывая сложившуюся ситуацию, необходимо разработать мероприятия, способствующие созданию в пенитенциарных учреждениях условий для успешной ресоциализации осужденных, значимым компонентом которой является образование.
Эмпирическая база исследования
В 2017 г. организовано анкетирование несовершеннолетних осужденных
(п=75), отбывающих наказание в Можайской воспитательной колонии (Московская область).
Проведены глубинные интервью с учителями ФКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школы № 1 УФСИН, расположенной на территории Можайской воспитательной колонии, п=2.
В 2018 г. состоялись беседы с осужденными совершеннолетними мужчинами, отбывающими наказание на территории Ярославской области: ФКУ ИК-1; ФКУ ИК-8; ФКУ ИК-2; ФКУ ИК-12 (п=200); беседы с женщинами, отбывающими наказание в колонии-поселении при ФКУ ИК-2 и хозяйственном отряде при ФКУ СИЗО-1.
Проводились глубинные интервью с бывшими осужденными, п=10.
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях 99
как условие ресоциализации осужденных
Кроме того, были опрошены позиционные эксперты, п=12 (старший начальствующий состав ФСИН, вольнонаемный персонал (психологи и т. п.), члены ОНК 1-4 созыва).
Осуществлен повторный анализ данных:
- судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
- Федеральной службы государственной статистики России;
- Генеральной прокуратуры РФ;
- результатов социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, сотрудниками ФНИСЦ РАН (г. Москва), работниками Академии Управления МВД РФ.
Авторские гипотезы
- Лица, осужденные за преступления против жизни и здоровья, а также за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности и не имеющие основного общего образования, как правило, не стремятся пройти общеобразовательное и профессиональное обучение в пенитенциарных учреждениях.
- Лица, осужденные за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (наркотики и т. п.), независимо от уровня образования, как правило, не желают пройти общеобразовательное и профессиональное обучение в пенитенциарных учреждениях.
- Лица, осужденные за преступления против собственности и не имеющие основного общего образования, как правило, стремятся повысить свой образовательный и профессиональный уровень.
- Чем выше уровень образования осужденного на момент лишения свободы, тем сильнее его желание получить новые профессиональные навыки,
знания и умения в исправительной колонии.
- Незначительная часть осужденных, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, стремятся получить высшее образование дистанционно.
- Осужденные, соблюдающие тюремные «законы», не желают проходить общеобразовательное и профессиональное обучение в пенитенциарных учреждениях.
- Лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы впервые, независимо от совершенного ими преступления, в большей своей массе стремятся пройти общеобразовательное и профессиональное обучение в пенитенциарных учреждениях.
Методологическая база исследования
Теоретико-методологической основой исследования выступила институциональная теория аномии (Бьеррегаард и Кокран, Буркатски, Месснер, Том и Розенфельд) [6, 7, 8], но его успешной реализации послужили также научные труды О. А. Коряковцевой, Т. Г. Доссэ [2, 5].
Результаты исследования
В настоящее время в исправительных колониях Ярославской области отбывают наказание более 7 500 осужденных. Они осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (26 %), с убийствами (10 %), с кражами (14 %). 8,5 % отбывают наказание за разбой, 6,5 % - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, 7 % - за грабеж, 3,5 % - за преступления сексуального характера. То есть более 75,5 % осужденных отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. И следует отметить, что больше половины оказались за решеткой впервые.
100
Д. Т. Березин, С. Л. Таланов
Подавляющее большинство осужденных (84,8 %) составляют люди в возрасте от 25 до 55 лет.
Работают и получают заработную плату более 1 600 осужденных, очевидно, что рабочих мест для 7,5 тысяч заключенных крайне мало. Следовательно, образовательный процесс может помочь в обеспечении занятости. В 2017 г. за школьные парты сели порядка 800 осужденных, основное общее образование получили 64 человека, среднее общее - 167.
В рекомендациях Совета Европы признается, что «...большой процент заключенных имеет в основном негативный опыт обучения, и поэтому имеет определенные потребности в сфере образования, что обучение в тюрьмах помогает смягчить условия содержания в заключении и сделать их более гуманными» [3].
В подразделениях пенитенциарного ведомства региона организуется обязательное получение общего образования осужденными, не достигшими 30-летнего возраста. Остальные отбывающие наказание имеют возможность получить образование по собственному желанию.
В ИК-8 в профессиональном образовательном учреждении предлагается обучение по 10 профессиям: повар, пекарь, электромонтер, оператор швейного оборудования и т. д. За 2016-2017 учебный год обучение прошли 298 осужденных.
В УФСИН России по Ярославской области право осужденных на получение общего образования обеспечивается путем обучения в вечерних общеобразовательных школах, учебно-консультационных пунктах при исправительных учреждениях. Ежегодно осужденные проходят государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.
По итогам 2016/2017 учебного года осужденные (учащиеся 9-12-х классов в количестве 231 человека) успешно прошли государственную итоговую аттестацию, в результате которой получили основное общее образование (64 человека), среднее общее образование (167 человек).
Позиционные эксперты пояснили, что на протяжении 2016-2017, 2017-2018 учебных годов в УФСИН России по Ярославской области функционировали три вечерних (сменных) общеобразовательных школы при ИК-1, 8, 12, шесть учебно-консультационных пунктов при ИК-2, 3, ФКУ ЛИУ-9, ЛПУ СПБ, СИЗО-1,2. С 1 сентября 2017 г. 766 осужденных приступили к учебному процессу.
Кроме того, позиционные эксперты отметили, что подготовка рабочих кадров из числа осужденных к лишению свободы в исправительных учреждениях Ярославской области осуществляется в четырех профессиональных образовательных учреждениях: № 86 № 87, № 88, № 89 при ИК-12, 2, 8, 1 соответственно и одном филиале ФКП образовательного учреждения № 89 при ФКУ ИК-3.
Эксперты в ходе опроса пояснили, что отношение осужденных к получению среднего профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.
Все профессиональные образовательные учреждения своевременно прошли процедуру лицензирования и государственной аккредитации, имеют бессрочные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации.
В 2018 г. обучился 351 осужденный по 19 профессиям (сварщик, электромонтер по ремонту и обслуживанию
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях 101 как условие ресоциализации осужденных
электрооборудования, токарь, каменщик, оператор швейного оборудования, повар, оператор котельной, слесарь-ремонтник, машинист компрессорных установок, машинист (кочегар) котельной, станочник деревообрабатывающих станков, стропальщик, пекарь, штукатур, слесарь по ремонту автомобилей, мастер по обработке цифровой информации, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, сборщик деталей и изделий, вырубщик деталей). На момент завершения исследования (2018 г.) в подведомственных образовательных учреждениях обучались 672 осужденных.
Профессии, реализуемые в подведомственных профессиональных учреждениях, востребованы не только на производстве исправительных учреждений, но также на региональном рынке труда Ярославской области.
Нас как исследователей интересовало, занимаются ли осужденные самообразованием. Известно, что у всех лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, есть свободное время, поэтому в рамках социологического исследования мы проанализировали, как осужденные проводят свободное время (табл. 3).
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Нравится ли Вам, как Вы
Мужчины (п=200)
Да, но хотелось бы лучше 63
Да 26
Нет 11
Только 26 % респондентов отметили, что им нравится, как они проводят свободное время. 11 % осужденных не
устраивает, как они проводят свободное время.
Далее мы изучали структуру свободного времени осужденных (табл. 4).
Таблица 4
Структура свободного времени осужденных
(в %, от числа ответивших)__
Мужчины (п=200)
Посещаю библиотеку и читаю книги 61
Звоню родным (осужденным разрешается звонить из МЛС) 52
Общаюсь в компании друзей 50
Хожу в тренажерный зал 32
Работаю 23
Смотрю телевизионные передачи 21
Посещаю кафе на территории МЛС 16
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
61 % осужденных отметили, что посещают библиотеку и читают книги. Это подтверждается членами общественной наблюдательной комиссии Ш
(ОНК), которые в исправительных колониях посещают не только общежития осужденных, ПКТ (помещения камерного типа), ШИЗО (штрафной изоля-
Д. Т. Березин, С. Л. Таланов
тор), но и библиотеки. Члены ОНК отметили, что осужденные активно посещают библиотеки и читают большое количество книг. Сами осужденные пояснили, что читают в основном русскую классику (Л. Толстого, Ф. Достоевского), а также фантастику. Кроме того, их
привлекает научно-популярная литература.
Нас интересовало, удовлетворяет ли осужденных качество проводимых культурно-массовых мероприятий в ИК (табл. 5).
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос: «Удовлетворяет ли Вас качество проводимых в ИК культурно-массовых мероприятий?» (в %, от числа опрошенных)__
Мужчины (п=200)
Полностью удовлетворен 26
Скорее удовлетворен, чем не удовлетворен 9
Скорее не удовлетворен, чем удовлетворен 54
Полностью не удовлетворен 11
66 % осужденных в той или иной Важно было понять, какое физкуль-степени не удовлетворены качеством турно-спортивное направление осуж-проводимых в ИК культурно-массовых денные хотели бы выбрать для обучения мероприятий. (табл. 6).
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос: «Какое физкультурно-спортивное направление Вы хотели бы выбрать для обучения»?* (в %, от числа опрошенных)__
Программы физкультурно-спортивной направленности Мужчины (п=200)
каратэ 71
футбол 66
дзюдо 63
ушУ 52
баскетбол 41
волейбол 38
другое 5
*Количество процентов по вертикали больше 100 %, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Большинство осужденных хотели бы заниматься разными видами борьбы. Данный выбор позволяет предположить, что осужденные желали бы научиться постоять за себя в случае конфликта.
Какое же художественное направление в образовании предпочитают осужденные? (табл. 7).
Осужденные предпочитают декоративно-прикладное творчество, вокал и игру на разных музыкальных инструментах.
Один из самых важных в исследовании - ответ на вопрос, считают ли осужденные, что полученное в МЛС образование может помочь реализоваться в жизни после освобождения (табл. 8).
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях 103 как условие ресоциализации осужденных
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос:
«Какое художественное направление Вы хотели бы выбрать
Программы художественной направленности Мужчины (п=200)
декоративно-прикладное творчество 34
вокал 27
игра на медных, духовых, ударных, струнных и клавишных инструментах (саксофон, гитара, аккордеон, баян, барабан и т. д.) 26
изобразительное искусство 14
другое 6
*Количество процентов по вертикали больше 100 %, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос: «Поможет ли, по Вашему мнению, полученное в МЛС образование реализоваться в жизни после
Мужчины (п=200)
Способствует только поднятию самооценки 82
Способствует развитию социальных навыков 73
Поможет занять высокое положение в обществе 67
Поможет найти высокооплачиваемую работу 43
Поможет при поступлении в другие учебные учреждения 37
Судимость перекрывает все возможности для самореализации 33
Образование, полученное в МЛС, некачественное, просто «корочки» 13
Другое 5
*Количество процентов по вертикали больше 100 %, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Нам хотелось понять, считают ли осужденные, что полученная в МЛС
профессия поможет реализоваться в жизни после освобождения (табл. 9).
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос: «Поможет ли, по Вашему мнению, полученная в МЛС профессия реализоваться в жизни после
Мужчины (п=200)
Поможет найти высокооплачиваемую работу 44
Судимость перекрывает все возможности для самореализации 33
Способствует развитию социальных навыков 24
Навыки и умения, приобретаемые в учреждениях, находящихся в МЛС, очень некачественные и не могут способствовать дальнейшему трудоустройству 17
Данная профессия (профессии), полученная в МЛС, не востребована на рынке труда 13
Способствует только поднятию самооценки 12
Другое 5
*Количество процентов по вертикали больше 100 %, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
104
Д. Т. Березин, С. Л. Таланов
*
Анализ ответов, представленных в таблицах 8 и 9, позволяет сделать вывод: осужденные полагают, что образование больше способствует самореализации в жизни, нежели получению профессии. Видимо, это связано с тем обстоятельством, что в основном в МЛС даются навыки и умения по таким профессиям, как токарь, фрезеровщик, каменщик, оператор швейного оборудования, повар, оператор котельной, сле-
сарь-ремонтник, машинист компрессорных установок. Данные профессии в среде обывателей не считаются престижными. С другой стороны, осужденные понимают, что после освобождения очень сложно претендовать на престижную и высокооплачиваемую работу. Интересно было выяснить, сколько осужденных планируют открыть собственное дело (табл. 10).
Таблица 10
Ответ на вопрос: «Кем вы хотели бы стать в будущем?»
Мужчины п=200
Наемным работником 49
Предпринимателем 41
Не решил(а) 10
Как видно из результатов опроса, 41 % осужденных желали бы открыть свое дело после освобождения из МЛС. В силу сложившихся обстоятельств (судимость, сложности при будущем трудоустройстве и т. п.) предпринимательство для определенной части лиц, отбывающих наказание, - это единственная возможность вернуть уважение со стороны семьи, друзей и общества.
В связи с этим мы путем анализа образовательных программ выявили, даются ли в ходе обучения в МЛС навыки, знания и умения, необходимые для ведения предпринимательской деятельности, и далее определили, считают ли осужденные, что в МЛС получают знания, навыки, умения необходимые для ведения предпринимательской деятельностью (табл. 11).
Как видно из ответов осужденных, закрытая система образования учреждений ведет явно недостаточную работу в этом направлении.
В Ярославской области судимые женщины отбывают наказание только в колонии-поселении при ФКУ ИК-2 и хозяйственном отряде при ФКУ СИЗО-1. Несовершеннолетние, совершившие преступление на территории Ярославской области, отбывают наказание в Можайской воспитательной колонии, п=75 (Московская область). Другими словами, женских колоний и воспитательных колоний для несовершеннолетних на территории региона нет. Беседы с обвиняемыми несовершеннолетними и осужденными женщинами показали, что большенство лиц данной категории стремится получить более высокий уровень образования (выше имеющегося на момент привлечения к уголовной ответственности), чем осужденные совершеннолетние мужчины. Это подтверждается и в ходе бесед с осужденными женщинами, отбывающими наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Московской области (женская исправительная колония, г. Можайск).
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях 105 как условие ресоциализации осужденных
Таблица 11
Ответ на вопрос: «Получаете ли вы в рамках обучения знания, навыки, умения, необходимые для ведения предпринимательской деятельности?»* (в %, от числа ответивших)__
Мужчины п=200
Расчетливость (умение адекватно оценивать риски) 34
Умение быстро осваивать новый вид деятельности 33
Долгосрочное личное финансовое планирование 27
Предприимчивость (действовать в быстро меняющихся неопределенных условиях) 24
Экономические знания 19
Деловитость (способность рационально воплощать в жизнь собственную трудовую деятельность) 14
Приобретать полезные связи 12
Коммуникабельность 8
Бережливость 7
Самостоятельность, потребность в независимости -
*Количество процентов по вертикали больше 100, так как респонденты могли указать несколько вариантов ответов.
Далее мы приводим некоторые высказывания об образовании и планах на будущее осужденных мужчин, отбывающих наказание на территории Ярославской области.
Юра, 24 года:
До лишения свободы я жил в Подольске и планировал пойти служить в армию. Однажды друзья предложили мне попробовать «крокодила» (дезо-морфин). Я периодически стал употреблять. Мне хотелось иметь много денег, и я решил, что их можно заработать на продаже «травки» и «крокодила». За сбыт наркотиков мне назначили наказание 7 лет лишения свободы. В учебно-консультационном пункте ИК я получил рабочую специальность. В настоящее время получаю высшее образование в университете «Синергия» (дистанционно). Вообще я доволен, у меня в Подольске была одноклассница, с которой даже после того, как меня осудили, мы не прекращали общаться. Полгода назад мы зарегистрировали брак, ее родители не были
против нашего союза. Теперь она ждет моего освобождения. В итоге за время отбывания наказания я получил рабочую специальность, скоро получу высшее образование, а главное, уже находясь в колонии, я женился на девушке из моего города.
Здесь мы видим, что Юра благодаря систематическому обучению смог повысить самооценку.
Алексей, 31 год:
Я уже ранее отбывал наказание в этой колонии (ИК-8). И тогда я учился на электромонтера. Два года я был на свободе. Но совершил кражу. Сейчас меня осудили на 5 лет, и я хотел бы получить навыки повара, но мне сказали, что это нецелевое расходование средств. Раз я уже обучался за счет государства и получил специальность электромонтера, то уже не имею права бесплатно учиться на повара в этой колонии. Я очень расстроился по этому поводу.
В данной ситуации Алексей рассматривает получение новой специаль-
106
Д. Т. Березин, С. Л. Таланов
ности как дополнительную гарантию профессиональной востребованности.
Александр, 28 лет:
Пока я был в карантине, мне сотрудники УФСИН предложили работать и учиться на станочника деревообрабатывающих станков. Но те, кто уже давно отбывает в колонии наказание (они сидят отдельно от нас через стенку, постоянно перестукиваются и т. п.), настоятельно рекомендуют не учиться и не работать. И вообще никак не взаимодействовать с администрацией колонии. Я все-таки решил, чтобы получить УДО (условно-досрочное освобождение), работать, хотя здесь и есть свои минусы, так как, если я буду работать, у меня будут из заработной платы производить удержания для возмещения расходов по моему содержанию. Учиться мне лень.
Здесь мы видим, что Александр планирует работать только по причине возможного получения УДО в будущем. Учеба как один из возможных социальных лифтов его вообще не интересует.
Далее мы приводим некоторые высказывания из биографических интервью учителей, работающих в ФКОУ вечерней (сменной) общеобразовательной школе № 1 УФСИН России по Московской области, расположенной на территории Можайской воспитательной колонии.
Учитель (женщина):
Однажды мне позвонил бывший воспитанник и попросил рассказать, как ему самому приготовить есть. Саша сказал, что он купил кока-колу и чипсы. Я стою и плачу, мне его так жалко. Я подсказала ему, что необходимо сделать, чтобы приготовить ужин. Вроде, и среднее образование Саше дали, и в профессиональном училище он приобрел специальность. И по освобождению
работает и деньги зарабатывает, но в целом остался несоциализированным. Очень жаль».
Учитель (женщина):
Обучение ведется по программам общеобразовательных школ. В школе 11 классов. Аттестат об окончании школы ничем не отличается от аттестата любой российской школы. Планируется, что у нас, как в колониях в Швейцарии, будут отбывать наказание до 25 лет. В настоящее время воспитанники отбывают наказание до 19 лет, затем, если срок еще не закончился, они отбывают остальной срок в колонии для взрослых. Считаю, что воспитанники весь срок должны отбывать в воспитательной колонии, так легче их социализировать.
Представляем мнение позиционных экспертов. Позиционные эксперты пояснили, что осужденным выгодно обучаться в университете «Синергия» (дистанционно), так как заключается трехсторонний договор. Одной стороной договора выступает осужденный, второй - администрация колонии, третьей -университет «Синергия». Согласно условиям договора администрация колонии обязана предоставить осужденному возможности для обучения, в первую очередь - кабинет для дистанционных занятий. А это значит, что за нарушения осужденного нельзя направлять в ПКТ (помещение камерного типа) или ШИЗО (штрафной изолятор), поскольку тогда он не сможет дистанционно обучаться. Администрации колонии тоже выгодно, когда осужденный изъявляет желание обучаться, так как он встает на путь исправления, отказывается от тюремных понятий и законов, которые запрещают учиться и работать в колонии. Очевидно, чем больше осужденный будет учиться и(или) работать, тем меньше он будет вовлекаться в кри-
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях 107 как условие ресоциализации осужденных
минальную субкультуру. Соответственно, тем успешнее будет проходить ресо-циализация осужденных.
Повышение образовательного и культурного уровня осужденных -очень сложная задача, при решении которой, как показывает наше исследование, учителя сталкиваются с множеством проблем. В их числе возраст осужденных, разный уровень их социальной, культурной и экономической подготовки. В некоторых колониях Ярославской области отбывают наказание до 700 граждан из Таджикистана (отметим, что в каждой колонии содержится около 1 200 осужденных) - в основном за сбыт наркотиков, многие из них не умеют грамотно писать и читать по-русски.
По мнению позиционных экспертов, большинство обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных школах при исправительных колониях хотят, но не могут освоить образовательную программу, поскольку их знания не соответствуют уровню младших классов школы. Очень немного среди осужденных тех, кто действительно хочет и может учиться.
По данным судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации, в 2017 г. в местах лишения свободы отбывали наказание 697 497 человек - 603 320 мужчин и 94 177 женщин. В 2017 г. было осуждено 231 754 человека, которые раннее были осуждены (либо имели неснятую или непогашенную судимость). Благодаря усилиям служб (центров) занятости ежегодно
от субъекта Федерации от 1 до 450 человек. В основном в центры занятости отбывшие уголовное наказание обращаются за пособием и профессиональным обучением.
По данным позиционных экспертов, 50 % освободившихся из МЛС все-таки трудоустраиваются на работу благодаря помощи родных, друзей и знакомых, но большинство из них теряют работу в первый же год.
Выводы и рекомендации
Результаты социологического исследования подтверждают все авторские гипотезы: с целью профилактики повторной преступности и создания условий для успешной ресоциализации осужденных необходимо
- расширить перечень получаемых профессий в исправительных учреждениях в соответствии с потребностями отраслевой и профессиональной структуры российской занятости, для чего необходимо предусмотреть дополнительное финансирование;
- реализовывать регулярные образовательные программы по развитию жизненных навыков (в том числе -предпринимательской деятельности);
- учителям периодически повышать квалификацию по совершенствованию навыков работы со взрослыми (программа «Основы андрагогики);
- целенаправленно и систематически осуществлять социологические исследования с целью изучения потребностей, интересов, ценностей осужденных.
устраиваются на работу в зависимости
Библиографический список
1. Герд, А. Я. Избранные педагогические труды / под ред. Б. Е. Райкова. - М. : АПН РСФСР, 1953. - 208 с.
2. Коряковцева, О. А., Тарханова, И. Ю., Доссэ, Т. Г. Тьюторское сопровождение взрослых обучающихся: возможности и перспективы // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 100-103.
108
Д. Т. Березин, С. Л. Таланов
3. Рекомендация № R(89)12 Комитета Министров Государств-Членов по Образованию в Тюрьмах Совета Европы. Принята Комитетом Министров 13 октября 1989 года на 429-й встрече заместителей министров.
4. Ровинский, П. А. Санкт-Петербургская земледельческая колония // Журнал гражданского и уголовного права. - 1877. - С. 155-220.
5. Тарханова, И. Ю., Бугайчук, Т. В., Коряковцева, О. А., Куликов, А. Ю. Концепция социализации взрослых средствами дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. -С. 131-135.
6. Bjerregaard, B., Cochran, J. K. Want amid plenty: Developing and testing a cross-national measure of anomie // International journal of conflict and violence. - Vol. 2, No. 2. - 2008. - P. 182-193.
7. Burkatzki, E. Is the market eroding moral norms? A micro-analytical validation of some ideas of anomie theory // International journal of conflict and violence. - 2008. -Vol. 2, No. 2. - P. 268-287.
8. Messner, S. F., Thome, H., Rosenfeld R. Institutions, anomie, and violent crime: clarifying and elaborating institutional-anome theory // International journal of conflict and violence. - 2008. - Vol. 2, № 2. - P. 163-181.
References
1. Gerd, A. Ya. Izbrannye pedagogicheskie trudy / Pod red. B. E. Rajkova. - M. : APN RSFSR, 1953. - 208 s.
2. Koryakovceva, O. A., Tarhanova, I. Yu., Dosseh, T. G. T'yutorskoe soprovozhde-nie vzroslyh obuchayushchihsya: vozmozhnosti i perspektivy // Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. - 2015. - № 5. - S. 100-103.
3. Rekomendaciya № R(89)12 Komiteta Ministrov Gosudarstv-Chlenov po Obra-zovaniyu v Tyur'mah Soveta Evropy. Prinyata Komitetom Ministrov 13 oktyabrya 1989 goda na 429-j vstreche zamestitelej ministrov.
4. Rovinskij, P. A. Sankt-Peterburgskaya zemledel'cheskaya koloniya // Zhurnal grazhdanskogo i ugolovnogo prava. - 1877. - S. 155-220.
5. Tarhanova, I. Yu., Bugajchuk, T. V., Koryakovceva, O. A., Kulikov, A. Yu. Kon-cepciya socializacii vzroslyh sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani-ya // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 1. - S. 131-135.
6. Bjerregaard, B., Cochran, J. K. Want amid plenty: Developing and testing a cross-national measure of anomie // International journal of conflict and violence. - Vol. 2, № 2. - 2008. - P. 182-193.
7. Burkatzki, E. Is the market eroding moral norms? A micro-analytical validation of some ideas of anomie theory // International journal of conflict and violence. - 2008. -Vol. 2, № 2. - P. 268-287.
8. Messner, S. F., Thome, H., Rosenfeld R. Institutions, anomie, and violent crime: clarifying and elaborating institutional-anome theory // International journal of conflict and violence. - 2008. - Vol. 2, № 2. - P. 163-181.
Общее и профессиональное образование в пенитенциарных учреждениях 109 как условие ресоциализации осужденных