УДК 796.01:159. 9
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ И КУРСАНТОВ-ЛЁТЧИКОВ
Кандидат педагогических наук, доцент С. В. Кочеткова,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
На примере спортивной стрельбы и лётной деятельности представлены результаты исследования профессионально важных качеств (ПвК) в рамках разработанной концептуальной модели саморегуляции.
Ключевые слова: саморегуляция, модель «сандвича», статус, внутрисистемная и межсистемная связь, спорт и авиация, спортсмены-стрелки, лётчики.
введение. Исследования регуляции психических процессов породили в рамках проблемы воли проблему саморегуляции, которая вскоре превратилась практически в самостоятельную область исследований, т. е. основным предметом анализа являются не воля или волевые процессы, а приемы саморегуляции [1, 2]. Идеи произвольной регуляции действий человека и различных психических процессов первоначально были развиты в работах Л. С. Выготского [6].
Современная профессиональная деятельность (в частности спортивная и военная) представляет собой модель деятельности, при которой двигательная и психофункциональная работа систем организма человека протекает в зоне предельных напряжений. Постепенное освоение предельных физических, сложно-координационных и психологических нагрузок приводит к формированию специфических функциональных систем. Только на этой основе возможно воспроизведение мышечных напряжений в спорте, а в авиации - переносимость нагрузки без опасности для здоровья в зоне предбиологических возможностей организма человека [17].
Спорт отличается от других видов деятельности человека тем, что в его основу заложен мощный стресс-фактор - соревнование. В лётной деятельности таким фактором является психофизическая нагрузка. В силу их изменчивости и непредсказуемости, полностью адаптироваться к этим стрессорам практиче-
ски невозможно, что приводит к синергичному снижению уровня нервно-психического здоровья и эффективности деятельности [16].
Профессиональная деятельность летчика сопряжена с многочисленными стрессогенными ситуациями, специфика которых определяется: 1) выполнением служебных обязанностей в условиях, сопряженных с опасностью для жизни; 2) особым регламентом служебного времени; 3) включенностью в системы управления «человек - техника», «человек - знак»; 4) наличием «нештатных» ситуаций. Для противостояния стрессо-генным факторам летчик должен обладать определенным уровнем стрессоустойчивости. Однако у офицеров-летчиков выявлена стойкая тенденция к снижению стрессо-устойчивости в результате истощения внутренних адаптационных резервов, а также установлена прямая связь уровня стресса жизни с информационной нагрузкой и частотой волевых актов [13].
В спорте высших достижений и авиации двигательная и психофункциональная работа систем организма человека протекает в зоне предельных напряжений. Психограмма обоих видов деятельности включает одинаковые признаки: ориентирование в трёхмерном пространстве, координированность, выносливость, интуитивность, способность быстро оценивать ситуацию и принимать адекватное решение. Очевидно, что содержание этих признаков разное, однако во всех случаях априори психически устойчивый и физически хорошо подготовленный человек осуществляет психомоторные действия в экстремальных условиях. Вне зависимости от вида деятельности едины общие принципы работы мозга, внутренних органов, физиологических и костно-мышечной систем человека. Закономерно ожидать наличия и единой структуры саморегуляции.
В экстремальных условиях произвольная саморегуляция может выступать как специфическая деятель-
ность, направленная на преобразование субъектом своего состояния из наличного в потребное, соответствующее условиям и задачам деятельности [10, 11].
Если обратиться к индивидуальным различиям саморегуляции, то большинство психологических моделей включает те переменные, которые выделяются, если существует подходящая методика для их измерения.
Рассмотрим существующие и возможные варианты концептуальных моделей саморегуляции.
Факторная модель предполагает наличие общего (генерального) фактора и ряд специфических факторов. Общий фактор проявляется в высокой корреляции с отдельными тестами специфических факторов и, таким образом, отражает устойчивые характеристики человека (если человек контролирует своё состояние и в быту и на работе, то это вызвано действием общего фактора).
Психодиагностика, в основном, стремится к вычленению и измерению именно общего фактора, для чего создаются шкалы, например, в 16-факторном тесте Р. Кэттелла.
Многофакторная модель предполагает в качестве главных не генеральный, а несколько групповых факторов.
Может быть модель по свойствам - операциям (умениям), содержанию (формам) и результатам. Тогда в зависимости от количества вариантов свойств может получиться п-факторов, образующих компоненты в трехмерной проекции, которые никак между собой не соподчиняются. Например: нельзя сказать, что человек, умеющий регулировать своё функциональное состояние посредством дыхательных техник, лучше способен к саморегуляции, чем тот, кто умеет регулировать своё эмоциональное состояние посредством работы с образом.
Множественная модель объединяет виды саморегуляции с их соподчинением.
Типажная модель предполагает наличие двух типов саморегуляции - базовый и прогрессирующий (или спектральный). Базовый тип отражает психобиологические возможности, т. е. способность к освоению навыков саморегуляции, которая является базой для всей формирующейся индивидуальной системы саморегуляции. Прогрессирующий тип охватывает весь спектр жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека. Он развивается с опытом, образованием, подготовленностью и поэтому прогрессирует.
Иерархическая (уровневая) модель структуры саморегуляции от низших (элементарных, ситуационных) - мелких групповых, объединяемых на следующем уровне в блоки, до высшего - генерализованного фактора. Смысл этой модели состоит в том, что человек может проявлять самообладание не во всех видах деятельности, а иметь своеобразную специализацию в определённой сфере. Достоинством иерархических систем является возможность справиться со всё увеличивающимся количеством факторов и соподчинить их.
Трёхуровневая модель, состоящая из включенных один в другой уровней саморегуляции. Первый уровень - оперативная (актуальная) саморегуляция психических состояний достигается с помощью использования таких приемов, как отключение - переключение, самовнушение спокойствия и выдержки, самоуспокоение, самоприказы, направленные на подавление раздражительности, актуализация сюжетных представлений и образов чего-то хорошего, что предстоит в ближайшее время, регуляция дыхания и контроль состояния голосом.
Второй уровень текущей саморегуляции достигается созданием пролонгированных на работу и трудовой день позитивных рабочих состояний. К этому уровню регуляции относятся ориентация на хорошее настроение, терпение и самоконтроль, спокойствие и выдержка.
Третий - базовый уровень представляет собой систему длительных устойчивых мотивационных состояний, в основе которых находятся профессиональная мотивация, состоящая из установок и отношений, ценностных ориентаций, связанных с профессиональной деятельностью. Сформированность этого уровня является условием развития умения управлять собой.
Трёхуровневая модель из включённых один в другой блоков саморегуляции по биоритмам предложена В. Ф. Соповым [15]. Теоретико-экспериментальным путём, с учётом опыта подготовки спортсменов-стрелков, определено соотношение видов психической регуляции (ауто- гетеро- экзо-) и психических объектов (личность, мотивация, психическая и двигательная устойчивость). К ауторегуляции отнесены системы стратегии, тактики и операций. Обучение психорегуляции организуется по активным и пассивным фазам от суточного ритма через месячный ритм к годичному циклу.
Компонентные модели. Двухкомпонентная модель основана на двух механизмах саморегуляции - психодинамическом и физиологическом (вегетативном). Первый измеряется опросниками Юнга или Ай-зенка, второй - тестом Люшера или посредством расчёта вегетативного индекса Кардю при измерении ЧСС и А/Д. Соответственно, в ортогональной системе координат получаются четыре типа стиля саморегуляции.
в трёхкомпонентной модели первая компонента: исполнительская + фактор, способствующий приобретению знаний-умений + контролирующий; вторая компонента эмпирическая: способность справляться с новой ситуацией + способность автоматизировать некоторые процессы; третья компонента ситуативная: проявления в бытовых + социальных ситуациях.
Четырёхкомпонентная модель структуры саморегуляции, по Б. Х. Варданяну, включает [5]:
1) структурно-компонентные умения (целеполага-ние и удержание цели, анализ и моделирование условий, выбор средств и способов действий, оценка результатов и их коррекция);
2) функциональные умения саморегуляции (обеспеченность регуляции в целом, упорядоченность, детали-
зация, практическая реализуемость намерений, оптимальность регуляции действий);
3) стилевые особенности саморегуляции (инициативность, осознанность, ответственность, автономность, воспитуемость);
4) динамические характеристики саморегуляции (осторожность, уверенность, пластичность, практичность, устойчивость в регуляции деятельности).
Одно только перечисление указанных выше моделей саморегуляции говорит о недостаточной разработанности самой концепции саморегуляции деятельности человека.
С учётом выше изложенного мы предлагаем трёхслойную, трёхсистемную концептуальную модель саморегуляции. Один слой включает неосознаваемый (непроизвольный) компонент саморегуляции (функциональные, психофизиологические, психодинамические показатели и физическая подготовленность). Другой слой - осознаваемый (произвольный) компонент саморегуляции (поведение, свойства и типология личности).
Третьим слоем («начинкой» «сандвича»), по логике, должен быть связующий компонент саморегуляции. Исследования В. Л. Марищука [12] на больших выборках спортсменов и лётчиков подсказали основной признак этого слоя.
Действия в экстремальных условиях - это деятельность в проблемной ситуации, которую эффективно разрешают лица с высокоразвитой антиципацией. Б. Ф. Ломовым [9] обосновано, что процесс вероятностного прогнозирования образует в памяти систему опорных точек, которая служит канвой для запоминания и использования в будущем. При этом будущее направляет селекцию запоминания и организацию сохранения информации. Процессы антиципации выступают в роли ведущего звена психической регуляции, обеспечивая целеполагание и алгоритм поведения и деятельности. В прогнозировании проявляется единство когнитивной и регулятивной функций психики, что позволяет рассматривать антиципацию как системный процесс, как специфически интегральную характеристику психической деятельности.
В то же время «модели будущего результата» в афферентном синтезе и сам «акцептор результатов», по П. К. Анохину [3], «модель потребного будущего», по Н. А. Бернштейну [4], уровень «перцептивного входа» в систему регулирования действий, по А. В. Родионову [14], - по существу, есть феномены интуиции. Термин «интуиция» происходит от лат. тШеп - пристально и внимательно смотреть, чутьё, проницательность, основанная на предшествующем опыте.
Эти положения дали нам основание считать, что интуиция (антиципация) является связующим и системообразующим звеном структуры саморегуляции, пропитывая одновременно неосознаваемый и осознаваемый слои (модель «сандвича»).
Причём интуитивное звено одновременно является не только связующим, но и интегральным в структуре саморегуляции. Важно, что интегральность не есть гла-
венствование. Все звенья саморегуляции и отдельные признаки равнозначны для эффективной деятельности человека. В случае такой компоновки системы саморегуляции снимается проблема классификации. Отнесение измеряемых признаков к тому или иному звену очевидно, как и то, что для экспериментального обоснования предлагаемой модели необходимо использовать комплексный подход психодиагностики.
Известно, что статус (состояние) - положение системы, объективно существующее в определенный временной отрезок, при котором существенные качества каких-либо черт являются относительно устойчивыми, тогда как сами черты могут быть динамичными. Поэтому выявление внутрисистемных и межсистемных связей показателей собственно саморегуляции с показателями ПВК спортсменов-стрелков и курсантов-лётчиков даёт возможность установить метакорреляции, независимые от вида деятельности [7].
Методика. В констатирующем эксперименте использовался комплексный подход. Статус исследуемых изучался по функциональным, психофизиологическим, психомоторным, психологическим показателям и успешности деятельности (в стрелковом спорте - результаты соревнований, в лётной деятельности - подготовка на лётном тренажёре и стрельба из табельного пистолета). В спорте исследованием было охвачено 130 квалифицированных спортсменов-стрелков, в лётной деятельности 80 военных пилотов преимущественно истребительной и штурмовой авиации и свыше 500 курсантов-лётчиков.
Результаты. Мы объединили полученные результаты всех выборок испытуемых в рамках предложенной концептуальной модели саморегуляции.
Внутри осознаваемого слоя структуры саморегуляции системообразующий показатель саморегуляции поведения (фактор «С» 16^0) коррелирует со смелостью, адаптивностью, вербальным интеллектом (фактор «В» 16^0), невротическим здоровьем и нервно-психической устойчивостью, психостенией, психопатией.
В неосознаваемом слое системообразующим фактором является показатель суточного ритма, который взаимосвязан с девятью признаками: видеомодальностью, кинестетической модальностью, образным мышлением, устойчивостью к неблагоприятным факторам среды - холоду, радиации и укачиванию, лабильностью нервной системы по КЧССМ, генофильной личностной доминантой при сниженной эгофильности.
Вторым по значимости оказался показатель пробы Генчи - задержки дыхания на выдохе, который коррелирует с лабильностью нервной системы по КЧССМ, цифровой модальностью, амбидекстрией по зрению и конечностям, а также с быстротой переключения внимания при физической и вестибулярной нагрузке.
В показателях физической подготовленности ожидаемы и закономерны взаимосвязи координации («ло-пинг») с аэробной и анаэробной выносливостью.
Внутри интуитивного слоя структуры саморегуля-
ции обнаружились два независимых друг от друга системообразующих фактора: интуиция и точность реакции на движущийся объект интуитивного типа.
в межсистемных связях (метакорреляциях) ведущим со стороны осознаваемого слоя является показатель саморегуляции поведения, а со стороны неосознаваемого слоя - длительность задержки дыхания на выдохе.
Наконец, ответим на вопрос о том, что же объединяет спортсменов-стрелков и курсантов-лётчиков? Точность стрельбы из спортивного (у спортсменов-стрелков) и табельного (у курсантов-лётчиков) пистолета коррелирует с вестибулярной устойчивостью и инертностью нервной системы. Успешность деятельности взаимосвязана с респираторной выносливостью, самоконтролем и саморегуляцией поведения, эмоциональной устойчивостью к помехам и стрессовым факторам. Способность к саморегуляции состояния коррелирует с невротическим здоровьем и с той же устойчивостью. Метазависимостью оказалось влияние на осознаваемую способность к самоконтролю и к саморегуляции поведения таких неосознаваемых признаков, как суточный ритм, и из свойств темперамента психическая активность и пластичность. Во всех случаях р<0,05^р<0,01.
Заключение
1. Моделью структуры саморегуляции может быть трёхслойный «сандвич», включающий неосознаваемый, интуитивный и осознаваемый признаки, в котором интуитивная «прослойка» - системообразующая.
2. Метафакторами структуры саморегуляции вне зависимости от вида экстремальной деятельности являются показатели суточного ритма и задержки дыхания на выдохе, точности интуитивной реакции на движущийся объект и интуитивности, способности к саморегуляции поведения и самоконтролю.
3. Направлением дальнейшего исследования является разработка инновационной технологии психического самосовершенствования в процессе занятий спортом и военно-прикладной подготовки, которая может быть основана как на треке корреляций между элементами структуры саморегуляции, так и на ещё большем совершенствовании не отстающего, а лучшего качества.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Айванхов, О. М. Гармония здоровья. - М., 1993.
2. Алексеев, А. В. Система АГИМ. - М., 1995. - 88 с.
3. Анохин, П. К. Очерки теории функциональных систем. -М., 1975. - С. 17-67.
4. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - С. 139-185.
5. Варданян, Б. X. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 1983. - 580 с.
6. Выготский, Л . С. Учение об эмоциях. Собр. соч. - Т. 4. -М., 1984. - С. 90-318.
7. Кочеткова, С. В., Ясловецкая, М. В. Проективные тесты личности в системе контроля подготовленности спортсменов-стрелков // Физическая культура, спорт - наука и практика. -2008. - № 3. - С. 21-23.
8. Кочеткова, С. В. Профессионально важные качества и специальная физическая подготовленность стажеров-летчиков // Физическая культура, спорт - наука и практика.
- 2011. - № 1. - С. 97.
9. Ломов, Б. Ф. Психическая регуляция деятельности. -Избр. труды. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006. - С. 400-410.
10. Писаренко, В. М. Роль психики в обеспечении эмоциональной устойчивости человека // Психологический журнал.
- 1986. - № 1. - С. 62-72.
11. Плахтиенко, В. А., Блудов, Ю. М. Надежность в спорте. -М.: Физкультура и спорт, 1983. - 175 с.
12. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / Марищук В. Л., Евдокимов В. И. - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. - 260 с.
13. Пономаренко, В. А., Завалова, Н. Д. Авиационная психология. - М.: Институт авиационной и космической медицины, 1992. - 200 с.
14. Родионов, А. В. Психофизическая тренировка. - М.: ТОО «Дар», 1995. - 64 с.
15. Сопов, В. Ф. Методы измерения психического состояния в спортивной деятельности: метод. рекомендации по проведению практикума специализации. - М. РГУФК, 2004. -25 с.
16. Уэйнберг, Р. С., Гоулд, Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - Киев: Олимпийская литература, 2001.
- 335 с.
17. Функциональное состояние летчика в экстремальных условиях / под ред. В. А. Пономаренко и П. В. Васильева. - М.: Полет, 1994. - 424 с.
Информатика. Обработка результатов исследований
GENERAL AND SPECIAL IN REGuLARITIEs of PSYCHICAL sELF-PERFECTION OF ATHLETES-SHOTS AND STUDENTS-PILoTs
S. Kochetkova, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.
Results of professionally important qualities (PIQ) made by the way of sporting shoot and flying activity and corresponding to the conceptual self-regulated model are presented in the paper,
Key words: self-regulation, «sandwich» model, status, intrasystematic and intersystematic connection, sport and aviation, shots-athletes, pilots.
УДК 378.14
К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ АСПИРАНТАМИ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель И. В. Абдрахманова, Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград. Контактная информация для переписки: 400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 78.
Компетентностный подход в сфере высшего профессионального образования предполагает владение выпускниками информационными технологиями в профессиональной деятельности. в статье рассматривается пример использования возможностей электронных таблиц EXCEL при проверке статистической гипотезы. Применение «машинного» метода обработки данных позволяет избежать ошибок вычислительного характера и существенно экономит время будущих молодых ученых в области физической культуры и спорта.
Ключевые слова: статистиче-
ский инструментарий, Excel, «машинный» способ обработки результатов исследований.
введение
Модернизация системы высшего образования настойчиво требует качественных изменений не только в организации образовательного процесса в целом, но и в более узких вопросах. Конкурентоспособность выпускника высшего учебного заведения на рынке труда не в последнюю очередь определяется уровнем владения статистическим инструментарием. Научно-исследовательский компонент статистического мышления явля-