Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
УДК 37.03(575.2)(04) https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/65
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
©Байтокова А. С., канд. пед. наук, Киргизский национальный университет им. Жусупа
Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан
UNIVERSAL HUMAN VALUES AN DIDEOLOGY OF EDUCATION
©Baitokova A., Ph.D., Kyrgyz National University named after Jusup Balasagyn,
Bishkek, Kyrgyzstan
Аннотация. Данная статья посвящена важности формирования общечеловеческих ценностей в педагогике и воспитании детей в условиях глобализации и быстрого развития технологий. Автор обсуждает роль общечеловеческих ценностей в развитии личности и формировании социальной ответственности, а также подчеркивает необходимость их интеграции в образовательный процесс. В статье обсуждается, как глобализация влияет на формирование молодых поколений: отход от духовных ценностей и ориентация на материальные ценности. В целом, формирование универсальной идеологии, основанной на концепции общечеловеческих ценностей, является важным компонентом воспитания молодежи в условиях глобализации и быстрого развития технологий. Оно должно быть направлено на сохранение и развитие общечеловеческих ценностей, а также быть адаптированным к текущим реалиям и условиям жизни. Подчеркивается роль педагогов в формировании общечеловеческих ценностей у молодого поколения и важность их личного примера.
Abstract. This article is devoted to the importance of the formation of universal values in pedagogy and upbringing of children in the context of globalization and the rapid development of technology. The author discusses the role of universal values in the development of personality and the formation of social responsibility, and also emphasizes the need for their integration into the educational process. The article discusses how, in the context of the current globalization, the information age affects the formation of young generations, to be precise, it is characterized by a departure from spiritual values and an orientation towards more material values. In general, the formation of a universal ideology based on the concept of universal human values is an important component of educating young people in the context of globalization and the rapid development of technology. It should be aimed at the preservation and development of universal values, as well as be adapted to the current realities and conditions of life. The role of teachers in the formation of universal values among the younger generation and the importance of their personal example are emphasized.
Ключевые слова: ценности, общечеловеческие ценности, стандарт, воспитание, профессия, личность, формирование, идеология.
Keywords: values, universal values, standards, education, profession, personality, formation, ideology.
Образовательные стандарты Киргизской Республики требуют в настоящее время
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
обновления работы в сфере профессионального образования. Среди требуемых обновлений есть и вопросы формирования в обучаемых жизненно-необходимых компетенций и индивидуальных качеств личности, в составе которых особое место занимают общечеловеческие ценности. Во все времена и у всех народов огромное значение придавалось формированию в подрастающем поколении общечеловеческих ценностей, которые всегда служили мостом для эффективного межнационального общения. Эти ценности состоят из нравственных качеств, развитого чувства справедливости, правдивости, духовности, бережного отношения к своему и чужому здоровью, приверженности миру и т.д.
В эпоху глобализации перманентные изменения в экологии, экономике, межнациональные и межрелигиозные столкновения обуславливают отдаление юного поколения от духовных ценностей, во главу угла выходят их материальные заменители в виде денег, квартир, автомобилей и др. Это ставит перед системой образования новые задачи по воспитанию молодежи, способной противостоять мировому кризису в сфере духовности.
Известный педагог, профессор Э. Мамбетакунов так рассуждает о вкладе каждого народа в мировую духовную казну, месте и роли воспитания и культуры в подготовке молодого поколения к жизни в стремительно меняющемся мире: «Как только речь заходит о мировом образовании, воспитании, культуре, общечеловеческих ценностях, тут же поднимается вопрос о вкладе каждого народа в глобальную общечеловеческую казну. Ранжирование народов по их вкладу в общемировую культуру - это свидетельство одностороннего отношения» [4, с. 116].
Сегодня значительно возросла необходимость большего применения общечеловеческих ценностей в процессе воспитания подрастающего поколения. Это обусловлено несколькими причинами, основные из которых — беспрецедентные и все более расширяющиеся миграционные процессы, а также быстрое развитие общественных отношений, требующих от людей повышенных адаптационных способностей.
Если обратиться к школьному воспитанию, то с сожалением приходится признать, что последние исследования в данной сфере свидетельствуют о том, что интернет-источники и новые экономические отношения в стране по большей части негативно влияют на изменение характеров не только подростков, но и учеников начальных классов. Сегодня даже у младших школьников наблюдаются нетипичные для этого возраста грубость, жестокость и индивидуализм. Поэтому вопрос стоит о том, что с момента прихода ребят в школу их следует учить не только писать и читать, но и начинать на доступном уровне формировать в их душах понятия об общечеловеческих ценностях.
В последние годы в людях наблюдается значительное превалирование значимости материальных ценностей перед духовными, индивидуальных перед общественными. Это не может не волновать мировое сообщество. Ныне человечество развивается семимильными шагами, для физического и интеллектуального развития людей созданы все возможности, большинство из них имеют доступ к образованию. Это значительно повышает технический и интеллектуальный уровень человечества. Однако, совершенно неожиданно для всех не только культура стран и народов, но и само существование Homo sapiens, да и всей нашей планеты оказалось под вполне реальной угрозой полного исчезновения. Человечество оказалось в политическом, общественном, экономическом, экологическом, но самое страшное, в духовно-нравственном тупике. Что привело нас к такой ситуации? Да, со стороны ума и интеллекта мы, по сравнению с людьми прошедших эпох, выросли несравнимо, но, оказалось, мало человеку быть умницей и интеллектуалом, существуют более важные качества, делающие человека Человеком. С каждым изменением
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
общественных отношений изменяется, пусть и не столь кардинально, ранжир духовно-нравственных ценностей людей. Однако, на наш взгляд, существуют ценности, которые не должны зависеть от каких бы то не было изменений - « ... Любовь к родному пепелищу, / Любовь к отеческим гробам» (А. С. Пушкин). С сожалением приходится констатировать, что чувства любви к своей Отчизне, патриотизма с каждым годом неуклонно снижаются.
Не так давно по меркам истории, на круглом столе, проводимом в Бишкеке обществом «Диалог Евразия» в 2016 году, экспертами отмечалось, что в предпочтениях молодежи Кыргызстана ценности материального порядка начинают заметно превалировать над духовными. В частности, отмечался такой факт, что по опросу молодых респондентов, проведенном в середине 1970-х годов, 80% опрошенных в качестве своей самой важной жизненной ценности отметили любовь к родине. Через десять лет после обретения Кыргызстаном независимости, опрос четвертьвековой давности молодежи был повторен в 2000 году. Результат — лишь 28% опрошенной киргизской молодежи отметили любовь к Родине в качестве своей жизненной ценности.
А еще через двенадцать лет в опросе, проведенном Министерством образования и науки Киргизской Республики в 2012 году, лишь 8,3% из 1400 молодых людей отметили любовь к Родине среди своих жизненных приоритетов. В то же время почти все опрошенные ставят во главу угла человеческого существования материальный достаток. Экс-министр образования, профессор Ишенгуль Болжурова отмечает: «Катастрофически терют свои позиции такие ценности как любовь к ближнему, своему государству, если в 70-е годы прошлого века 20% отвечающих на вопрос прыгнут ли они в воду, чтобы спасти утопающего, дали положительный ответ. А во время опроса, проведенного ею не так давно, лишь 2% реципиентов выразили готовность броситься на помощь» (https://goo.su/UgEg).
Общечеловеческие ценности едины для всех, независимо от религиозной или расовой принадлежности, истоки пути к духовности, формирования гуманистического самосознания лежат в колыбельных песнях матерей, музыке и гармонии национальных стихов. Эти ценности воспринимаются не умом, а, в первую очередь, чувствами, именно поэтому их следует формировать в человеке, начиная с юных лет. Только тогда они вырастут в любви к ближнему, уважении к старшим, открытости миру и людям других национальностей.
Сегодня можно с полным на то основанием утверждать, что человек, покоривший силой своего разума и космос, и глубины океана, никак не научится по-человечески мудро и спокойно жить на матери-земле, взрастившей его. Недаром великий писатель современности Чингиз Айтматов не уставал вопрошать в своих произведениях «Как человеку человеком быть?». Нам представляется, что только образование и воспитание, ориентированное на общечеловеческие ценности, способно вывести мировое сообщество из тупика. Мало снабдить нынешнюю молодежь жизненными навыками и компетенциями, надо воспитать в них щедрость душ, гуманность, толерантность.
По этому поводу кыргызстанский исследователь Г. У. Соронкулов отмечает, что в современной системе социокультурных координат неизмеримо возрастает роль такой ценности, как толерантность. Данное понятие (лат. tolerantia — терпение), на его взгляд, даже в сравнительно новых словарях объясняется не совсем точно и полно — только как терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение к ним [3]. По его мнению, более адекватной является трактовка этого феномена академиком РАН С. С. Аверинцевым — как открытости, всемерной отзывчивости, стремления не просто снизойти, а принять чужое, не сливаясь с ним, сохраняя самобытность, умения спорить, не ссорясь, искать истину.
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
Эти ценные, но, к сожалению, становящиеся все более редкими в наше время, человеческие качества особенно важны ныне, в период мировой активизации процесса «переселения народов». Поэтому нам следует обратить особое внимание на развитие толерантности, а шире, и этнотолерантности в нашей молодежи [5].
Истинное образование — не механическое овладение готовыми знаниями, а умение творчески использовать полученные знания и навыки в повседневной жизни, быть высоко адаптивным к изменяющимся условиям. Часто можно услышать, что советское образование было предельно идеологизированным и направленным на выработку коммунистических идеалов. Однако, мои личные наблюдения над людьми старшего поколения свидетельствуют, что они не только хорошо образованы, но и коллективистски воспитаны. Здесь уместно к советским людям отнести, по аналогии, слова знатока французского классицизма В. Р. Гриба о том, что культура той эпохи «... создала тип человека, который умеет жить бок о бок с другими людьми, умеет себя сдерживать, у которого порядок в крови» [6].
Следовательно, современное образование настоятельно требует разработки новой концепции, которая должна быть построена на принципах общечеловеческих ценностей. Конечно, мы далеки здесь от мысли призывать при разработке новой концепции отказаться от академических дисциплин, просто их следует дополнить новым содержанием, учитывающим общечеловеческие ценности.
Процессы глобализации в XXI веке поднялись на новую высоту, значительно выросло количество общемировых проблем, духовный кризис охватил все человечество. В силу того, что мы оказались неготовыми предупредить или хотя бы смягчить наступающий духовный кризис пышным цветом по всей планете расцвели наркомания, до 4 миллионов выросло число людей, попавших в рабство (!), более 50 млн. совершили суициды. В мире сейчас проживают 90 млн брошенных детей, нищих и бомжей, стремительно растет число стариков, оставшихся без попечения [2]. В силу этих причин нам следует безотлагательно начать работу по воспитанию в детях гуманизма, толерантности, ответственности за близких, умения действовать сообща с другими людьми, иначе говоря, формировать в подрастающем поколении общечеловеческие ценности.
В 1996 году на пленарной сессии ЮНЕСКО французский исследователь Ж. Деллор предложил осуществить в системе образования четыре основных положения:
-Научить овладевать знаниями и умениями;
-Научить умению работать, иначе говоря, вооружить умениями компетентно действовать;
-Научить уважать ценности, принятые большинством, умению жить совместно и т.д.;
-Научить чувствовать личную ответственность, быть самостоятельным, независимым и самодостаточным [1].
Следовательно, независимо от национальных культур, принадлежности к разным религиозным конфессиям, разнице в уровне жизни и развитии должны стремиться к формированию в подрастающих поколениях общечеловеческих ценностей. Только в таком случае человечество может выбраться из повсеместно распространившегося духовного кризиса. В этом безусловно важном деле главная роль должна быть отведена будущим учителям. Поэтому в образовательных системах всех стран поднимаются вопросы переработки образовательных программ с уклоном на те принципы, которые отмечались Ж. Деллором.
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №5. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/90
Список литературы:
1. Деллор Ж. Образование: сокрытое сокровище. Париж, 1996. 31 с.
2. Жумабаева Г. А. Адамзаттын рухий eнYГYYCYндeгY диний билимдин ролу. Бишкек,
2013.
3. Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988.
4. Мамбетакунов Э. М. Табият, билим жана мезгил. Бишкек: Университет, 2012.
5. Соронкулов Г. У. Киргизы и лейтмотив «Восток - Запад» в художественной аксиологии Пушкина. Бишкек, 2012.
6. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. Л.: Детская литература, 1990.
References:
1. Dellor, Zh. (1996). Obrazovanie: sokrytoe sokrovishche. Parizh. (in Russian).
2. Zhumabaeva, G. A. (2013). Rol' religioznogo obrazovaniya v dukhovnom razvitii chelovechestva. Bishkek. (in Kyrgyz).
3. Lokshina, S. M. (1988). Kratkii slovar' inostrannykh slov. Moscow. (in Russian).
4. Mambetakunov, E. M. (2012). Priroda, znanie i vremya. Bishkek. (in Kyrgyz).
5. Soronkulov, G. U. (2012). Kirgizy i leitmotiv "Vostok - Zapad" v khudozhestvennoi aksiologii Pushkina. Bishkek. (in Russian).
6. Skatov, N. N. (1990). Pushkin: Ocherk zhizni i tvorchestva. Leningrad. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 17.04.2023 г. 25.04.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Байтокова А. С. Общечеловеческие ценности и идеология воспитания подрастающего поколения // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №5. С. 502-506. https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/65
Cite as (APA):
Baitokova, A. (2023). Universal Human Values an Dideology of Education. Bulletin of Science and Practice, 9(5), 502-506. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/90/65
® I