Научная статья на тему 'Общая теория патологии: основания теории (сообщение 1)'

Общая теория патологии: основания теории (сообщение 1) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1063
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ / ОБЩАЯ / ОСНОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Карпин В. А.

В статье излагается авторское воззрение общей теории патологии на основе философских начал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The common theory pathology: basis theory (Communication 1)

The article present authors dot eyesight the common theory pathology at basis philosophy beginning.

Текст научной работы на тему «Общая теория патологии: основания теории (сообщение 1)»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

©КАРПИН В.А. -

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ: ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ (СООБЩЕН И Е 1)

В. А. Карпин

(Сургутский государственный университет, ректор — проф. Г.И. Назин, г. Сургут)

Резюме. В статье излагается авторское воззрение обшей теории патологии на основе философских начал. Ключевые слова. Теория патологии, общая, основания.

Введение

Любая наука в своем поступательном развитии рано или поздно нуждается в периодическом переосмыслении накопленного эмпирического материала, создании новых, более совершенных или принципиально новых теорий. Медицина, в отличие от точных наук, находятся в этом плане в более сложном положении, так как за много веков своего развития она так и не продвинулась в области теоретического познания дальше описательных методов и разрозненных законов и гипотез. Тем не менее к настоящему времени созрели все предпосылки для построения современной теории патологии. Однако, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой теме, общетеоретическое осмысление патологического процесса до сих пор находится в стадии становления, оставляя нерешенными ряд фундаментальных проблем:

1.До настоящего времени продолжаются споры между сторонниками монокаузализма и полиэтио-логизма.

2. По-разному представляются понятие, место и роль причины и условий в этиологии.

3. Нет единого мнения по поводу взаимоотношения и приоритетности внешнего и внутреннего факторов в происхождении болезней.

4. Не определены отношения между острыми и хроническими заболеваниями, продолжает дискутироваться возможность перехода острых заболеваний в хронические.

5. Продолжаются споры вокруг роли причинного фактора в хронизации патологического процесса.

6. Нет единого подхода к пониманию структур-ио-фуикциоиальиых основ обеспечения жизнедеятельности организма как в физиологических условиях, так и при развитии патологического процесса. По-разному трактуется значимость местных и общих реакций организма в патогенезе; часто переоценивается роль вторичных изменений (цитокины, проницаемость клеточных мембран и др.). Неоднозначна также оценка приспособительных механизмов в патологии.

7. По-прежнему или игнорируется (пассивная позиция), или переоценивается (саморазвитие) роль самого организма (внутренний фактор) в развитии патологического процесса.

8. Не определена «точка отсчета» в теории патогенеза: различные авторы трактуют развитие патологического процесса на разных уровнях целостного организма — молекулярном, клеточном, органном, функ-

циональном и т.д., что вносит определенную путаницу в решение представленных проблем и делает невозможным сравнение полученных результатов.

9. Отсутствие единого мнения в трактовке фундаментальных понятий этиологии и патогенеза, в свою очередь, препятствует правильному пониманию сущности болезни, ее места и значимости в жизнедеятельности человеческого организма.

Целью настоящего исследования явилась разработка теоретической схемы обшепатологического процесса, призванной решить методологическую проблему построения современной обшей теории патологии.

Философские начала построения современной научной теории в биологии и медицине

Научное познание начинается с наблюдения и эксперимента и заканчивается построением научной теории. Однако новая теория не может быть выведена из одних эмпирических предпосылок. К понятию науки принадлежит нечто большее, чем одно только знание. По мнению Э. Гуссерля, «когда мы переживаем отдельные внутренние восприятия или их группы и признаем их существующими, то имеем знания, но далеко не науку. Наука, правда, имеет целью дать нам многообразие знания, но ясно, что требуется нечто большее, а именно систематическая связь в теоретическом смысле, и под этим разумеется обоснование знания и надлежащий порядок и связность в ходе этого обоснования» |4. С. 21]. В свою очередь, методология научного знания, по нашему глубокому убеждению, требует обязательного привлечения философских методов познания.

Философия при самом общем взгляде выступает в двух основных проявлениях: а) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и б) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение функций философии на две большие группы: мировоззренческие функции и методологические функции [1 ]. Мы в данной работе используем методологические функции философии, то есть философию как метод построения теории. Нет, наверное, ни одной естественнонаучной теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений о причинности, пространстве, времени и др. Именно философские принципы играют определяющую роль в нахождении оснований теории и, следовательно, самой теории. Они проникают в самую ткань науки, участвуя в генезисе научной теории, остаются в ней, функционируют как ее внутренний необходимый элемент [1].

Процесс научного нознання строится на диалектическом единстве индуктивною и дедуктивного методов, несмотря на многочисленные попытки их противопоставления. Метод индукции, широко использовавшийся ранее в эмпирических науках, понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Дедуктивный метод применяется, как правило, после того, как накоплен и теоретически истолкован обширный фактический материал, с iic.ii.io его систематизации и более строгой интерпретации. Современные теоретические построения должны основываться преимущественно на дедуктивном методе научной логики [7].

В историческом развитии различных отраслей науки сформировалось три основных метода построения научной теории описательный, I иногегико-дедуктив-ш,||1 и аксиоматический

Описательный метод: (систематизация, классификация видов растений и животных, болезней и т.д.) применялся исторически преимущественно при становлении и развитии биологи чески х и медицинских наук

Гипотетико-дедуктивный метод: вначале производятся наблюдения и фиксируются их результаты; затем формулируется гипотетический закон, объясняющий эти наблюдения; наконец, этот закон используется как посылка в дедуктивном выводе. Эта модель объясняющего закона отнюдь не служит исчерпывающим объяснением научного мышления: в частности, она неприменима к ненаблюдаемым (теоретическим) сущностям, таким, нанример, как гравитация и магнетизм.

Аксиоматический метод. Первые представления о нем возникли еще в Древней Греции (Аристотель, Эв-клид); этот метод применялся при построении теорий в точных науках (математика, физика). Аксиома положение научной теории, которое при ее аксиоматическом построении берегся в качестве исходного, недоказуемого в данной теории, и из которого (или из совокупности которых) выводятся все остальные положения теории но принятым в ней правилам вывода. Аксиоматический метод — один из способов дедуктивного построения научной теории, при котором: 1) выбирается некоторое множество аксиом; 2) фиксируются правила вывода и правила определения данной теории, позволяющие последовательно переходить от одних положений к другим и вводить новые понятия в теорию; 3) все остальные положения данной теории выводятся из аксиом на основании принятых правил. Основные требования, предъявляемые к аксиоматическим теориям а) непротиворечивость: в рамках данной теории не могут быть одновременно выводимы некоторое положение и его отрицание; нри нарушении этого требования оказывается возможным доказательство любого положения, и теория теряет свою научную ценность; б) полнота: в данной аксиоматической системе должны быть доказаны (выведены из аксиом) все основные положения теории; в) независимость системы аксиом: ни одна из аксиом, лежащих в основе теории, не должна быть выводима из других аксиом этой же теории.

На современном уровне развития научного зна-

ния назрела необходимость построения более точных теорий в таких традиционно непривычных отраслях, как биологические и медицинские науки. Однако возможности использования аксиоматическою метода нри построении биологической теории весьма ограничены в силу отсутствия таких основополагающих аксиом. Поэтому В.П. Петленко считает, что к биологическим наукам более приложим метод принципов, которые содержа! в концентрированной форме накопленную предшествующую информацию и отраженную в них практику и вместе с эмпирическим базисом определяю! характер и сущность научной теории. Этот метод предполагает, во-нервых, отыскание и формулировку самих принципов, и, во-вторых синтетическое объединение этих принципов как элементов незнания в единую теоретическую систему [6].

Включение научного знания в культуру всегда предполагает его философское обоснование [10]. Оно осуществляется посредством философских принципов, которые обосновываю! постулаты науки. Формирование философских оснований науки осуществляется путем отбора и последующей адаптации идей, выработанных в философском анализе, к потребностям определенной области научного незнания. Еще Гегель в свое время утверждал, что «...начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям. Благодаря именно такому движению вперед начало утрачивает все одностороннее, которое оно имев! в этой определенности, заключающейся в том, что оно есть нечто непосредственное и абстрактное вообще; оно становится чем-то опосредованным... В то же время оказывается, что то, что составляет начало, будучи еще неразвитым, бессодержательным, но-настоящему еще не познается в начале и что лишь наука... есть завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание его» [3. С. 56-57].

Таким образом, теоретическое знание в 6110.1011111 должно основываться на философских принципах быт ия материи, в том числе живых организмов как ее составной части. Несомненным является также и тот факт, что в различных областях биологических наук построение теоретических моделей требует использования различных философских начал, что зависит от конкретных задач той или иной отрасли знания

Построение рациональной теоретической схемы общенатологического процесс;!, призвано разрешить научные сноры вокруг трех основных разделов обшей патологии человека этиологии, патогенеза и сущности болезни. Для достижения поставленной цели мы предлагаем в основу современной общей теории патологии положить соответственно следующие три философских принципа, которые могут выступать в роли философских оснований теории и из которых последовательно могут быть выведены все ее основные положения:

1 . Ир и II ни II детерминации—Принцип нричинное-IИ-Эт И0Л01 ия

2. Принцип самоорганизации-Принцин системности—Патогенез

3. Принцип единства природы—Принцип подобия —Сущность болезни.

Рассмотрим подробнее выделенные философские принципы в роли оснований обшепатологической теории.

Принцип причинности

Причинность выступает как одна из важнейших форм связи явлений и процессов бытия; на базе учения о причинности строится объяснение исследуемых наукой явлений и процессов в их развитии, вырабатываются научные прогнозы. «Кто познал тот вид закона основания, который господствует над материей, другими словами, познал закон причинности, тем самым познал и всю сущность материи как таковой, ибо она — только причинность» [12. С. 46]. «Субстанция обладает действительностью лишь как причина... Действие не содержит в себе ничего, что не содержится в причине, и, наоборот, причина не содержит ничего, чего нет в действии... Причина есть причина лишь постольку, поскольку она порождает действие» |3. С. 626—627]. Отношение причины к следствию — отношение необходимое, поэтому закон каузальности выступает как одна из форм закона достаточного основания, на который должны опираться все теоретические суждения [13].

В последней четверти XX века стали высказываться настойчивые утверждения о зарождении коренных, парадигмальных преобразований в анализе развития научного познания и его структуры. Эти преобразования связаны прежде всего с понятиями нелинейности и самоорганизации. Они порождены переходом современной науки к исследованиям сложно организованных систем, оказав свое влияние и на учение о причинности. Прежде всего признается наличие внутренней динамики в функционировании элементов, образующих сложные системы. Поведение этих элементов не поддается строгому контролю со стороны внешних воздействий; они обладают внутренними степенями свободы. Встает вопрос о внутренних основаниях действия причинности [9].

Проблема причинности в общей патологии есть проблема этиологии — самого сложного раздела теоретической медицины. Решение этой проблемы — ключ к избавлению человечества от многих заболеваний, составляющему главную задачу современной клинической медицины.

Принцип самоорганизации

В настоящее время этот принцип разрабатывается как теория систем. «Системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями... Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах» [1. С. 380]. Один из основоположников общей теории систем Л. Берталанфи определял систему как «комплекс взаимосвязанных элементов» |8. С. 93]. По В.Н. Садовскому, системой называется «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство» |8. С. 98].

В понимании того, что такое система, решающую роль играет значение термина «.элемент»: это основной, атрибутивный компонент системы, относительно неделимый на данном уровне его рассмотрения. Так, на уровне целостного организма его элементами являются ткани, а не клетки, так как последние являются элементами ткани как подсистемы; клетки при тканевом уровне рассмотрения системы являются ее компонентами, а не элементами.

В представление о системе входит понятие ее структуры. Структура системы есть совокупность устойчивых связей между ее элементами. Материальные системы суть единство элементов и структуры, причем первенствующее значение в определении качества системы принадлежит ее элементам. Именно природа элементов обусловливает способ их взаимосвязи; элементы детерминируют структуру [1].

Понимание объекта (в нашем случае человеческого организма) как системы органически связано с двумя его важнейшими характеристиками — целостностью и иерархичностью |8].

Целостность объекта как системы означает принципиальную несводимость его свойств к сумме свойств составляющих его элементов и невыводимость из последних свойств целого. Таким образом, для того чтобы исследовать объект как систему, необходимо обладать средствами анализа его как определенной целостности. Между элементами множества, образующего систему, устанавливаются определенные отношения и связи. Благодаря им набор элементов превращается в связное целое, где каждый элемент оказывается связанным со всеми другими элементами и его свойства не могут быть поняты без учета этой связи. Наличие связей и отношений между элементами и порождаемые ими интегративные, целостные свойства обеспечивают относительно самостоятельное, обособленное существование, функционирование, а в ряде случаев и развитие системы.

Иерархичность биологической системы означает, что каждый ее компонент в свою очередь может рассматриваться как подсистема более низкого уровня. В результате любая система выступает как сложное иерархическое образование, в котором выделяются различные уровни, разные типы взаимодействия между уровнями. Следствием этого является возможность последовательного включения подсистем более низкого уровня в подсистемы более высокого уровня с подчинением низшего высшему.

Исследование объекта как системы в методологическом плане неотделимо от анализа условий его существования, анализа окружающей среды. Система как относительно обособленная целостность противостоит среде, окружению. Фактически понятие среды уже содержится в понятии системы как целостности: будучи целостностью, система относительно обособлена от остального мира, который и выступает в качестве ее среды. Среду системы следует трактовать также как ближайшее окружение системы, во взаимодействии с которым система формирует и проявляет свои свойства. Взаимоотношение «система-среда» означает, что для каждой системы наряду с множеством присущих ей внутренних отношений и связей, объединяющих между собой элементы системы, имеет место

комплекс ее внешних отношений и связей.

Поскольку система образует определенную целостность множества взаимодействующих элементов, постольку с тонки зрения ее внутреннего строения она должна характеризоваться соответствующей упорядоченностью, организацией и структурой.

Современная биологическая наука имеет дело со сложными саморазвивающимися системами, качественно отличными не только от простых, но и от сложных саморегулирующихся систем. Категории части и целого применительно к сложным саморегулирующимся системам обретают новые характеристики. Целое уже не исчерпывается свойствами частей, возникает системное качество целого. Часть внутри целого и вне его обладает разными свойствами. Так, органы и отдельные клетки в многоклеточных организмах специализируются и в этом качестве существуют только в рамках целого. Будучи выделенными из организма, они погибают, что отличает сложные системы от простых механических систем [11].

«Сложные саморегулирующиеся системы можно рассматривать как устойчивые состояния еще более сложной целостности — саморазвиваюншхся систем. Этот тип системных объектов характеризуется развитием, в ходе которого происходит переход от одного вида саморегуляции к другому. Саморазвивающимся системам присуща иерархия уровневой организации элементов, способность порождать в процессе развития новые уровни. В свою очередь каждый новый уровень оказывает обратное воздействие на ранее сложившиеся, перестраивает их, в результате чего система обретает новую целостность. С появлением новых уровней организации система дифференцируется, в ней формируются новые, относительно самостоятельные подсистемы» [1 ].

Таким образом, в основе изучения патогенеза хронического патологического процесса должно лежать понятие об организме как биологической системе с ее основополагающими принципами саморегуляции, го-

меостатического функционирования, надежности и самосохранения.

Принцип подобия

Этот принцип является в некотором роде частным выражением фундаментального философского принципа материального единства мира, который исходит из признания общности всех природных явлений. Семантически принцип единства природы предполагает субстационалъное (материя является субстанцией всех явлений и процессов в природе), атрибутивное (любая часть материи обладает полным набором ее атрибутов), помологическое (все природные процессы подчиняются одним и тем же всеобщим законам) и генетическое (все виды материи имеют общие истоки и корни) единство мира |2].

Поиски единства и простоты научного знания всегда были важнейшей стратегией ученых в их деятельности по добыванию истинного знания. Все крупные движения идей диктовались не столько попытками разрешить противоречия между теорией и аномальными экспериментальными результатами, сколько стремлением к единству теоретического знания. Эта тенденция была первичным, основным принципом, определяющим направление научного поиска. Соображения единства уже лежали в основе создания первой, механической картины мира Галилея—Ньютона. С единой точки зрения удалось объяснить движение земных и небесных тел. Классическая механика стремилась объяснить с единых позиций все природные явления. Наиболее значимые для научного познания обобщения являются отождествлением нетождественного как стремление находить подобное в различном, объединять его в единое целое, что составляет главную особенность процессов унификации и обобщения в научном познании [5].

Принцип подобия в обшей теории патологии должен лежать в основе анализа сущности болезни.

THE COMMON THEORY PATHOLOGY: BASIS THEORY (COMMUNICATION 1)

V. A. Karpin (Surgut State University)

The article present authors dot eyesight the common theory pathology at basis philosophy beginning.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин A.B. Философия. — М.: Проспект, 1998. - 568 с.

2. Беляев Г.В. Материальное единство мира // Всемирная энциклопедия: Философия / Под ред. A.A. Грица-нова. — М.: ACT, Мн.: Соврем, литератор, 2001. — С. 615-616.

3. Гегель Г. Наука логики. — М Мысль, 1998.— 1072 с.

4. Гуссерль Э. Логические исследования. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 5-288.

5. Мамчур Е.А. Идеалы единства и простоты в современном научном познании // Вопр. философии. — 2003.-JV« 12.-С. 100-112.

6. Петленко В.П. Философские вопросы.теории патологии.— Л.: Медицина, 1968. — 286 с.

7. Поппер К. Логика и рост научного знания: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1983. — 605 с.

8. Садовский В.Н. Основания обшей теории систем -М.: Наука, 1974. - 279 с.

9. Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности // Вопр. философии. - 2003. - №4. - С. 101-118.

10. Степин B.C. Теоретическое знание —М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

П. Степин B.C. Саморазвиваюшиеся системы и постне-классическая рациональность // Вопр. философии. — 2003.-JV« 8.-С. 5-17.

12. Шопенгауэр А. Избранные произведения. В 2-х т.: Пер. с нем Т. 1. Мир как воля и представление. — М.: Наука, 1993. - С. 141-224.

13. Шопенгауэр А О четверояком корне закона достаточного основания // Афоризмы и максимы: Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. -

С. 3-160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.