Научная статья на тему 'Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов прирасследовании преступлений экстремистской направленности: понятие и содержание'

Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов прирасследовании преступлений экстремистской направленности: понятие и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1637
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / ПОНЯТИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЭКСТРЕМИЗМ / НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОКУРОР / МЕТОДИКА / ОБЩАЯ МЕТОДИКА / ЦЕЛЬ / PROSECUTORIAL OVERSIGHT / CONCEPT / CONTENT / CRIME / EXTREMISM / FOCUS / PROSECUTOR / METHODOLOGY / GENERAL METHODOLOGY / AIM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агутин А. В.

Осмысливаются понятие и содержание общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Произведен анализ понимания методики прокурорского надзора при расследовании преступлений экстремистской направленности в науке прокурорского надзора. Обосновано авторское определение понятия общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Исследовано содержание общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Агутин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL METHODOLOGY OF PROSECUTORIAL OVERSIGHT OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS IN THE INVESTIGATION OF EXTREMIST CRIMES: CONCEPT AND CONTENTS

The article aims to explore the concept and content of the general methods of prosecutorial oversight over the implementation of laws in the investigation of extremist crimes. An analysis of the understanding of the methods of prosecutorial oversight in the investigation of extremist crimes in the science of public prosecutions is presented. The au-thor's definition of the general methodology of prosecutorial oversight over the implementation of laws at investigation of extremist crimes is substantiated. The content of the general methods of prosecutorial oversight over implementation of laws in the investigation of extremist crimes is examined.

Текст научной работы на тему «Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов прирасследовании преступлений экстремистской направленности: понятие и содержание»

Вестник Нижегородского университета им. H.H. Лобачевского, 2017, № 6, с. 73-78

73

П Р А В О

УДК 343.1

ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

© 2017 г. А.В. Агутин

Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Москва

agutin.av@yandex.ru

Пгстнпила в реСакцию 01.11.2017

Осмысливаются понятие и содержание общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Произведен анализ понимания методики прокурорского надзора при расследовании преступлений экстремистской направленности в науке прокурорского надзора. Обосновано авторское определение понятия общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Исследовано содержание общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности.

Ключевые слова: прокурорский надзор, понятие, содержание, преступления, экстремизм, направленность, прокурор, методика, общая методика, цель.

В юридической науке вопрос о понятии и содержании общей методики прокурорского надзора не поднимался. В науке прокурорского надзора проблема понятия общей методики прокурорского надзора в основном исследовалась на уровне понятия методики. Так, под методикой прокурорского надзора маститые представители науки прокурорского надзора профессора А.Ю. Винокуров и Ю.Е. Винокуров понимают «совокупность методов и приемов, применяемых прокурорами в целях выявления, устранения и предупреждения нарушений законов и способствующих им обстоятельств» [1, с. 31].

Наше понимание общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности опирается на опыт науки прокурорского надзора. По этой причине при разработке и формулировании авторского определения понятия общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности мы изберем в качестве базового определения понятие методики прокурорского надзора1 [2], предложенное профессорами А.Ю. Винокуровым и Ю.Е. Винокуровым. Опора наших размышлений относительно определения понятия общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направ-

ленности на базовое понятие методики прокурорского надзора вовсе не означает отсутствия с нашей стороны творческих и интерпретационных усилий. Со своей стороны, мы хотели бы внести свою толику дополнительной ясности и определенности, вначале - в понимание общей методики прокурорского надзора, а в последующем - в понимание общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Тем более, что нам неизвестны исследования, в которых бы ставился вопрос о разработке и формулировании авторской дефиниции понятия общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности.

На наш взгляд, определение понятия методики прокурорского надзора профессоров А.Ю. и Ю.Е. Винокуровых слишком объемно. По своему смысловому наполнению оно напоминает скорее методику выявления правонарушений. Такой подход к пониманию методики не всегда оправдан, поскольку в ходе осуществления прокурорского надзора могут выявляться не только правонарушения, но и ошибки, включая и профессиональные. Не исключены и иные варианты. Кроме того, в анализируемом определении понятия цели методики прокурорского надзора нетрудно увидеть разрыв между целями

методики прокурорского надзора и законодательными целями, поставленными перед прокуратурой Российской Федерации. Напомним, согласно пункту 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [3] (далее - Закон о прокуратуре) целью прокурорского надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

На первый взгляд может показаться, что разрыв между целями методики прокурорского надзора и законодательными целями, поставленными перед прокуратурой Российской Федерации, имеет технический характер. Не умаляя технического характера указанного разрыва, хотелось обратить внимание на следующее. Цель методики прокурорского надзора должна быть обусловлена и взаимосвязана с законодательными целями, поставленными перед прокуратурой Российской Федерации. В противном случае, мы будем свидетелями целевой дисгармонии, в которой методика прокурорского надзора имеет отличные от законодательства цели. Возникает вопрос. Каким образом избежать нам целевой дисгармонии при разработке и формулировании авторской дефиниции общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности?

Наверное, на поставленный вопрос каждый из исследователей может дать собственный ответ. Со своей стороны, мы предлагаем нижеследующее. По своей сути методика прокурорского надзора является своеобразной связью между субъектами и целями надзора. Неслучайно В.Н. Исаенко рассматривает методику прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений в качестве комплекса «последовательно выполняемых в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, другими нормативными правовыми актами, в том числе приказами Генерального прокурора РФ, а также криминалистическими рекомендациями действий прокурора по проверке исполнения органами предварительного следствия и органами дознания требований, содержащихся в ст. 6, ч. 2 ст. 21, ст. 73 и других нормах УПК, и использования ими с этой целью процессуальных и непроцессуальных средств» [4].

Методика прокурорского надзора выступает в роли средства упорядочения методов, способов, приемов прокурорской деятельности, направленной на достижение поставленных перед прокурорами целей. Они не однолинейны, а имеют иерархическую структуру - «древо це-

лей». На первом иерархическом уровне они проявляются в виде целей методических рекомендаций, на втором уровне - в качестве целей методики прокурорского надзора, например выявление, устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а на третьем уровне (уровне общей методики) совпадают с законодательными целями, поставленными перед прокуратурой Российской Федерации. При этом надо обратить внимание, что содержательно методика прокурорского надзора состоит из методических рекомендаций, имеющих различную степень конкретизации. «Одни из них, - пишут В.И. Басков и Б.В. Коробейников, - определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора» [5].

На наш взгляд, не только методы выступают средствами конкретизации содержания методики прокурорского надзора, но и её цели способны выполнять аналогичную инструментальную роль. Так, третий иерархический уровень проявления цели общей методики прокурорского надзора не только совпадает с законодательными целями, поставленными перед прокуратурой Российской Федерации, но он еще обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность нижележащих целей, а именно целей методики прокурорского надзора и методических рекомендаций. Применительно к наименованию настоящей статьи изложенное означает, что цель общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности совпадает с законодательными целями, поставленными перед прокуратурой Российской Федерации. Таким образом, целью общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Наши размышления, связанные творчески-интерпретационной деятельностью по разработке и формулированию авторской дефиниции общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, были бы неполными, если бы обошли своим вниманием влияние принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации на упорядочение и развертывание

прокурорско-надзорной деятельности в анализируемой сфере. Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации проявлены в статье 129 Конституции Российской Федерации, статье 4 Закона о прокуратуре и приказах Генерального прокурора Российской Федерации. Основными из них являются: единство системы органов прокуратуры; централизация системы органов прокуратуры; независимость деятельности; законность деятельности; гласность [6]. Перечисленные принципы организации и деятельности прокуратуры выступают в качестве методологической основы общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности.

Принципы организации и деятельности прокуратуры, будучи методологическим основанием общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности, как сами по себе, так и в своей совокупности оказывают регулирующее воздействие на прокурорскую деятельность по осуществлению надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Это с одной стороны, а с другой -принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации ответственны за развертывание методов, способов, приемов, содержащихся в общей методике прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности.

Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации своим потенциалом обусловливают общую методику прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. С учетом сказанного, под общей методикой прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности в настоящей статье понимается обусловленная принципами организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации система научно обоснованных и проверенных на практике методов (способов, приемов) реализации прокурором правовых средств, имеющих своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Настоящая статья посвящается проблемам общей методики прокурорского надзора [7] за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. По

своему статусу общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности определяет методы (способы) осуществления и обеспечения его эффективности. Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности является одним из условий эффективности прокурорского надзора как такового.

Общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности будет действенной только тогда, когда она взаимосвязана и взаимообусловлена2 [1, с. 20] с соответствующей тактикой. Методика и тактика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности невозможна без творческой деятельности прокуроров. Творческая деятельность прокуроров рассчитана на тех из них, которые обладают аналитическим складом ума, позволяющим им «анализировать, сопоставлять, сравнивать и на этой основе принимать оптимальные решения или делать вполне обоснованные выводы, нередко в оперативном порядке» [1, с. 17].

Творческая деятельность прокуроров в ходе надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности свойственна тем прокурорам, которые имеют глубокие знания и солидный практический опыт, а также опыт «совершенствования различных надзорно-проверочных действий, способов, приемов» [1, с. 17] прокурорского надзора по рассматриваемому виду уголовных дел. Со своей стороны, совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности немыслимо без действенной общей методики его осуществления.

Действенность общей методики осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности обеспечивается, с одной стороны, способностью самой методики быть алгоритмом, способным достигать своей цели, а с другой - наличием у прокурорских работников соответствующей надлежащей профессиональной подготовки и профессионального опыта. Кроме того, действенность методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности обусловливается её основаниями. Основания общей методики прокурорского надзора по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности представляют собой взаимосвязанные, взаимо-

обусловленные и иерархически упорядоченные компоненты (научные и юридические понятия), в своей совокупности образующие соответствующую систему понятий.

Структурно общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности состоит из общей и особенной частей. В общей части прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности указываются: 1) цели как самой методики, так и прокурорского надзора на предварительном расследовании с учетом специфики преступлений экстремистской направленности; 2) задачи, которые необходимо разрешить для достижения поставленной цели прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности; 3) способ(-ы) осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности; 4) правовая основа осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности; 5) организационные основания, которые включают в себя организационные аспекты осуществления как самого рассматриваемого нами прокурорского надзора, так и объекта поднадзорной деятельности.

Особенная часть общей методики прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности состоит из системы методических рекомендаций, которые условно целесообразно разбить на две группы. Первая группа подобных методических рекомендаций должна предусматривать описание взаимосвязанных и взаимообусловленных целью конкретных приемов осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Во вторую группу должны быть включены методические рекомендации, связанные с оформлением результатов прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Здесь же целесообразно указать, а по возможности и приложить соответствующие образцы прокурорско-надзорных документов [8], например образец справки о результатах прокурорской проверки и проекты актов прокурорского реагирования.

Боеспособная общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности невозможна без организационных знаний самого предварительного расследования. По этой

причине в ходе надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности надо исходить из нижеследующего. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности имеет три уровня организации [9].

Первый - организационный уровень (уровень прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности в целом). Второй -групповой (видовой) уровень (уровень прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности определенного вида, например убийств). Такое преступление экстремистской направленности, каковым является убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, в соответствии с пунктом «а» части 2 статьи 151 УПК РФ, отнесено к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации.

Результаты исследования российских специалистов показывают, что в краевом суде Ставропольского края по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды приходится 8% умышленных убийств [10], и они подследственны следователям Следственного комитета Российской Федерации. С учетом данной подследственности, а также 8% доли умышленных убийств и должна формироваться общая методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности. Третий -индивидуальный уровень [11] (уровень осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании по конкретному преступлению, входящему в систему преступлений экстремистской направленности).

В ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности прокуроры должны исходить из следующего. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности представляет собой определенную структуру, состоящую из ряда элементов. К их числу прежде всего следует отнести: во-первых, иерархически упорядоченную совокупность целей прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности;. во-вторых, средства, обеспечивающие достижение целей прокурорского надзора по рассматриваемому виду уголовных дел; в-третьих, алгоритмы (технологии, оптимальные формы) осуществления самого предварительного расследования по уголовным делам о преступлени-

ях экстремистской направленности.

Вычленение структуры прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности влечет за собой с неизбежностью его упорядочение, исходя из «древа целей» предварительного расследования. Причем здесь следует иметь в виду одно важное обстоятельство. Прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных циклов, образующих единый цикл, имеющий в широком смысле своей целью обеспечение законности на предварительном расследовании.

Цикличность прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности обусловливается этапностью (структурностью) стадии предварительного расследования. На каждом из этих этапов предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности «решаются относительно самостоятельные задачи, которые вытекают из общих задач, стоящих перед стадией предварительного расследования. Взаимосвязь этих этапов проявляется в том, что решение задач первоначального этапа является условием перехода расследования на последующий этап. Последовательность этапов позволяет рассматривать предварительное расследование как внутренне единую и логично развивающуюся по пути приобретения и углубления знаний о расследуемом преступлении процессуальную деятельность» [12].

Осуществляя надзор за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности, прокурору необходимо акцентировать внимание на нижеследующем. Разрешение задач первоначального этапа является условием перехода расследования на последующий этап предварительного расследования по уголовным дела о преступлениях экстремистской направленности. В свою очередь, иерархически упорядоченная совокупность этапов предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности позволяет рассматривать его в качестве единой системы получения знания о преступлении экстремистской направленности, позволяющей изобличить виновного. В пользу сказанного свидетельствует наследие науки уголовного судопроизводства. В нем является аксиомой3 положение, согласно которому структура предварительного расследования по уголовным делам включает в себя три этапа процессуальной деятельности.

Применительно к прокурорскому надзору за исполнением законов при расследовании пре-

ступлений экстремистской направленности речь может идти о следующих этапах стадии предварительного расследования. Первый этап расследования по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности представляет собой деятельность, осуществляемую должностным лицом после возбуждения уголовного дела до установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Второй этап предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности состоит в осуществлении действий по привлечению конкретного лица в качестве обвиняемого и последующего собирания доказательств, свидетельствующих о его виновности, до принятия решения о прекращении собирания доказательств. Третий этап предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности является завершающим. Он заключается в комплексе процессуальных действий, направленных на окончание предварительного расследования [13].

Осуществляя надзор за исполнением законов при расследовании преступлений экстремистской направленности, прокурор не должен забывать и о том, что предварительное расследование по УПК РФ осуществляется в двух формах: в форме предварительного следствия и в форме дознания. УПК РФ в части 1 статьи 150 УПК РФ так и устанавливает: «Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания». Следовательно, когда говорят о предварительном расследовании, то подразумевают либо предварительное следствие, либо дознание. Однако дознание осуществляется по правилам, свойственным предварительному следствию, за исключением изъятий, установленных законом, не оказывающих существенного влияния на процессы организации процессуальной деятельности по уголовным делам.

Примечания

1. В том же ключе понимается методика прокурорского надзора в учебнике для академического бакалавриата. В нем под методикой прокурорского надзора понимается «совокупность методов, приемов, применяемых прокурорами в целях выявления нарушений законов и способствующих им обстоятельств, установления лиц, совершивших правонарушения и способствовавших им, причиненного противоправными деяниями вреда, а также устранения и предупреждения нарушения законов в будущем, привлечения к ответственности виновных и возмещения вреда».

2. Тактика прокурорского надзора - это определение и реализация прокурором путей (методов и приемов) наилучшей организации и осуществления прокурорского надзора и иной деятельности с учетом сложившейся обстановки (жизненной ситуации) в целях

достижения наилучших конечных результатов.

3. Аксиоматичность структуры процессуальной деятельности в стадии предварительного расследования обеспечивается её непротиворечивостью, обоснованностью, логической последовательностью и системной завершенностью.

Список литературы

1. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Теоретические основы эффективности прокурорского надзора за исполнением законов: Монография. М., 2008.

2. Капинус О.С. и др. Прокурорский надзор. Общая часть: Учебник для академического бакалавриата / Под общ. ред. О.С. Капинус; научн. ред. А.Ю. Винокуров. 3-е изд. М., 2016. С. 130-131.

3. Закон Российской Федерации от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости СНД и Верховного Совета РФ. 1992. № 8. Ст. 366.

4. Исаенко В.Н. Методика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений // Законность. 2012. № 7. С. 10-14.

5. Басков В.И., Коробейников Б.В. Курс прокурорского надзора: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. М., 2001. С. 9.

References

1. Vinoku-

6. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: Учеб. / Под ред. проф. А.Ф. Смирнова. М., 2005. С. 30.

7. Рябцев В.П. Понятие, виды и структура методики прокурорского надзора // Вопросы теории законности и прокурорского надзора. М., 1994. С. 21-22.

8. Агеев А.Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 21.

9. Ануфриев С.Б. Организация досудебного производства по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 20.

10. Рахматуллина Н.Г. Убийство по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести: вопросы квалификации и индивидуализации наказания: Дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 98.

11. Агутин А.В., Трошкин Е.З., Степанов С.Н. Организация досудебного производства по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Монография. М., 2012. С. 84-93.

12. Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н., Гав-рилин Ю.В. Справочник следователя. М., 2008. С. 151.

13. Григорьев В. Н., Победкин А. В., Яшин В. Н. Уголовный процесс: Учебник. М., 2005. С. 360-361.

GENERAL METHODOLOGY OF PROSECUTORIAL OVERSIGHT OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS IN THE INVESTIGATION OF EXTREMIST CRIMES: CONCEPT AND CONTENTS

A.V. Agutin

The article aims to explore the concept and content of the general methods of prosecutorial oversight over the implementation of laws in the investigation of extremist crimes. An analysis of the understanding of the methods of prosecutorial oversight in the investigation of extremist crimes in the science of public prosecutions is presented. The author's definition of the general methodology of prosecutorial oversight over the implementation of laws at investigation of extremist crimes is substantiated. The content of the general methods of prosecutorial oversight over implementation of laws in the investigation of extremist crimes is examined.

Keywords: prosecutorial oversight, concept, content, crime, extremism, focus, prosecutor, methodology, general methodology, aim.

rov A.Yu., Vinokurov Yu.E. Teore-ticheskie osnovy ehffektivnosti prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov: Monografiya. M., 2008.

2. Kapinus O.S. i dr. Prokurorskij nadzor. Obshchaya chast': Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / Pod obshch. red. O.S. Kapinus; nauchn. red. A.Yu. Vinokurov. 3-e izd. M., 2016. S. 130-131.

3. Zakon Rossijskoj Federacii ot 17.01.1992 g. № 22021 «O prokurature Rossijskoj Federacii» // Vedomosti SND i Verhovnogo Soveta RF. 1992. № 8. St. 366.

4. Isaenko V.N. Metodika prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov pri rassledovanii prestuplenij // Zakonnost'. 2012. № 7. S. 10-14.

5. Baskov V.I., Korobejnikov B.V. Kurs proku-rorskogo nadzora: Uchebnik dlya studentov yuridicheskih vuzov i fakul'tetov. M., 2001. S. 9.

6. Osnovy organizacii i upravleniya v organah proku-ratury Rossijskoj Federacii: Ucheb. / Pod red. prof. A.F. Smirnova. M., 2005. S. 30.

7. Ryabcev V.P. Ponyatie, vidy i struktura metodiki prokurorskogo nadzora // Voprosy teorii zakonnosti i prokurorskogo nadzora. M., 1994. S. 21-22.

8. Ageev A.N. Organizaciya prokurorskogo nadzora v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009. S. 21.

9. Anufriev S.B. Organizaciya dosudebnogo pro-izvodstva po ugolovnym delam o prestupleniyah korrup-cionnoj napravlennosti: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 20.

10. Rahmatullina N.G. Ubijstvo po motivu nacion-al'noj, rasovoj, religioznoj nenavisti ili vrazhdy libo krovnoj mesti: voprosy kvalifikacii i individualizacii nakazaniya: Dis. ... kand. yurid. nauk. Stavropol', 2005. S. 98.

11. Agutin A.V., Troshkin E.Z., Stepanov S.N. Or-ganizaciya dosudebnogo proizvodstva po ugolovnym

А.В. Агутин

78

delam o prestupleniyah ehkstremistskoj napravlennosti: Monografiya. M., 2012. S. 84-93.

12. Grigor'ev V.N., Pobedkin A.V., Yashin V.N., Gav-rilin Yu.V. Spravochnik sledovatelya. M., 2008. S. 151.

13. Grigor'ev V.N., Pobedkin A.V., Yashin V.N. Ugolovnyj process: Uchebnik. M., 2005. S. 360-361.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.