Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2022. - Т. 8 (74). № 4. - С. 97-104.
УДК 342.9
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Заброда Д. Г., Аминов А. А.
В статье дается общая характеристика взаимодействия участкового уполномоченного полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности.
Изучение научных публикаций, касающихся совместной деятельности участкового уполномоченного полиции и общественных объединений правоохранительной направленности, анализ законодательства, регулирующего привлечение граждан к охране общественного порядка, изучение исторического опыта деятельности сотрудников полиции и общественности в обеспечении правопорядка, позволили раскрыть правовые основания сотрудничества УУП и ООПН, осветить основные подходы к пониманию сущности взаимодействия этих субъектов правоохранительной деятельности и её правовой природы, охарактеризовать формы и виды партнерства, а также конкретизировать основные этапы его формирования и развития.
С учетом философского, общетеоретического, нормативного и практического подходов сформулировано понятие рассматриваемого нами взаимодействия как «осуществляемая в пределах административного участка и территории муниципального образования, урегулированная административно-правовыми нормами совместная или согласованная по месту, времени и способах деятельность УУП, как представителя полиции, и ООПН, как формы добровольного участия граждан Российской Федерации, в охране общественного порядка, направленная на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах».
Выделены специальные принципы, которые отражают особенности организации и осуществления взаимодействия, виды и формы совместной деятельности.
Сделан вывод о том, что организации и осуществлению совместной деятельности УУП и ООПН, присущи следующие этапы: аналитический, этап проектирования, этап выработки управленческих решений, функциональный этап, контроль исполнения принятых решений, оценочный этап.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, общественные объединения правоохранительной направленности, взаимодействие.
Необходимость повышения эффективности охраны общественного порядка, надежного обеспечения общественной безопасности, стабильности оперативной обстановки в населенных пунктах нашей страны требует слаженности действий полиции и других субъектов охраны правопорядка, среди которых важное место занимают общественные объединения правоохранительной направленности.
Актуальность изучения теоретико-правых и практических основ взаимодействия участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) и общественности обуславливается как близостью данного подразделения полиции к населению, так и общностью интересов полиции и общественных объединений правоохранительной направленности (далее - ООПН) - созданием безопасных условий для жизнедеятельности физических и юридических лиц, а также их безусловной защиты от противоправных посягательств.
Следует отметить, что помощь, оказываемая общественными формированиями в поддержании общественного порядка и предупреждении правонарушений, ежегодно позитивно отмечается в отчетах МВД России и выступлениях руководителей МВД России различных уровней. В частности, оценивая результаты деятельности
97
органов внутренних дел в 2020 г. В. Колокольцев отметил, что «...существенную помощь сотрудникам полиции оказывают представители различных общественных формирований правоохранительной направленности. Граждане активно участвуют в охране общественного порядка. В 2020 г. к таким мероприятиям привлекалось почти 2 миллиона человек» [1]. Например, в Республике Крым (по состоянию на 01.01.2022) в региональный реестр народных дружин, народных дружин из числа членов казачьих обществ, общественных объединений правоохранительной направленности всего внесено 50 организаций. При этом, за 6 месяцев 2021 г. на территории республики в совместных патрулях с сотрудниками полиции задействовалось 6532 дружинника, совместно с дружинниками задержано за совершение преступлений 17 лиц, за совершение административных правонарушений - 1909 лиц [2].
Теоретико-правовые и организационные проблемы взаимодействия УУП и ООПН рассматриваются административистами в контексте принципа, отдельного направления и способа оптимизации системы охраны общественного порядка. В частности, базовые параметры современной модели этого взаимодействия сформированы в трудах О.И. Бекетова, А. В. Белоконя, О.В. Беляевой, А.В. Борисова, А.Н. Герасименко, А.Г. Головко, А.Г. Гришакова, Е.В. Кашкиной, Е.В. Киричка, В.Ю. Кокорева, М.В. Колчеманова, В. К. Самигуллина, А.В. Хандогиной и др.
В данной публикации предлагается рассмотреть общую характеристику взаимодействия УУП с таким институтом гражданского общества, как общественные объединения правоохранительной направленности.
В отличие от народных дружин, статус ООПН недостаточно конкретизирован в действующем законодательстве. В частности, не закреплены их права и обязанности, их виды, особенности взаимодействия с органами внутренних дел и другими правоохранительными органами.
В связи с этим, считаем целесообразным рассмотреть: правовые основания сотрудничества УУП и ООПН, основные подходы к пониманию сущности взаимодействия этих субъектов правоохранительной деятельности, её правовой природы, формы и виды партнерства, а также этапов его формирования и развития.
Привлечение граждан к охране общественного порядка является и способом реализации положений ст.10 ФЗ «О полиции», нормы которой закрепили ряд концептуальных положений, составляющих основу взаимодействия данного правоохранительного органа и общественности.
Во-первых, обязанность полиции при осуществлении своей деятельности: а) взаимодействовать с общественными объединениями, организациями и гражданами; б) в пределах своих полномочий оказывать содействие общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывать поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка. Во-вторых, право при выполнении возложенных на нее обязанностей - использовать возможности общественных объединений и организаций. В-третьих, обязанность общественных объединений и организации - оказывать содействие полиции при выполнении взятых на себя обязанностей.
Следует согласиться с мнением Е.Н. Прохоровой, рассматривающей приведённые выше группы правоотношений как разновидности правоохранительных отношений «государственно-общественного характера, где закреплена непосредственная
98
роль указанных организаций, а также их участие в активном продвижении различных действий с целью осуществления поддержки на уровне государства порядка в социуме» [3]. Эти нормы: определяют УУП и ООПН как субъектов взаимодействия; определяет предмет взаимодействия (по поводу чего должно осуществляться взаимодействие); устанавливают порядок взаимодействия, а также его формы; закрепляют порядок обмена информацией о состоянии предмета, по поводу которого осуществляется взаимодействие; конретизируют сроки осуществления совместных мероприятий; закрепляют компетенцию, полномочия взаимодействующих субъектов [4, с. 10].
Особенностями УУП, определяющими его роль в организации взаимодействия с ООПН, является то, что он: представляет полицию на административном участке, реализуя значительный объем полномочий административно-юрисдикционного, профилактического, информационного и организационного характера; осуществляет деятельность, напрямую связанную с укреплением правопорядка и законности, защитой прав и интересов граждан от противоправных посягательств; в своей повседневной деятельности опирается на доверие и поддержку населения, помощь общественности и трудовых коллективов [5, с. 8,16].
Что касается отличительной особенности деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, то она проявляется в наличии конкретной цели (например, поиск пропавшего ребенка), для достижения которой объединяются усилия людей (не членство в организации) [6, с. 530].
К сожалению, как указывалось нами выше, законодательство, регламентирующее деятельность УУП по взаимодействию с рассматриваемой нами категорией общественных формирований, носит общий характер, что предусматривает анализ их совместной деятельности, исходя из теоретических подходов к пониманию сущности и основных направлений такого взаимодействия, выявления отдельных положений законодательства, устанавливающего особенности участия коллективов граждан в охране общественного порядка, а также практики их сотрудничества в сфере обеспечения правопорядка.
Анализ справочной, научной и учебной литературы показывает, что взаимодействие УУП с общественными объединениями правоохранительной направленности может быть рассмотрена как:
1) базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других [7];
2) достижение согласованности действий в определенной деятельности на основе достигнутого объединения, реализация мероприятий, способствующих достижению единой цели, а также повышение эффективности совместной деятельности в реализации поставленных задач (общетеоретический аспект) [8, с. 19-20];
3) совместная или согласованная по месту и времени в определенных пределах между собой деятельность, осуществляемая в соответствии с компетенцией уполномоченных субъектов и направленная на достижение социально значимых целей (практический аспект) [9, с. 66, 68];
4) основанная на законах и подзаконных актах совместную организованную деятельность независимых друг от друга субъектов правоохранительной направленности, согласованную по задачам, функциям, формам, в интересах достижения об-
99
щей цели по защите прав и законных интересов граждан, обеспечению общественной безопасности и правопорядка» (нормативный аспект) [10, с. 7].
Кроме этого, учеными совместная деятельность УУП и общественности в области охраны правопорядка характеризуются как отношения: «сотрудничества», «партнерства», «содействия» или «взаимопомощи».
Следует согласиться с мнением А. В Белоконя, что эти отношения являются по своей природе административно-правовыми [4, с. 6, 8]. При этом, интерпретируя его позицию, к особенностям рассматриваемого нами взаимодействия предлагается относить: согласованность по месту осуществления, времени и способам выполнения совместных задач; направленность на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах; урегу-лированность законодательством (в области деятельности полиции в целом и УУП в частности, объединений граждан, а также их участия в охране общественного порядка, в сфере противодействия преступлениям и административным правонарушениям и др.), содержащим преимущественно нормы административного права; наличие объективной потребности в совместных действиях как важного условия эффективного выполнения задач, возложенных на УУП и реализации правого статуса общественных объединений правоохранительной направленности; территориальная ограниченность административным участком для УУП, и границами соответствующего муниципального образования для общественных объединений правоохранительной направленности; плановый и систематический характер.
С учетом изложенного, взаимодействие участковых уполномоченных полиции и общественных объединений правоохранительной направленности - это осуществляемая в пределах административного участка и территории муниципального образования, урегулированная административно-правовыми нормами совместная или согласованная по месту, времени и способам деятельность УУП, как представителя полиции, и ООПН, как формы добровольного участия граждан РФ, в охране общественного порядка, направленная на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах.
В науке выделяют такие элементы взаимодействия, как организационно-структурные, социального регулирования и информационные. К содержанию организации взаимодействия относятся: установления целей взаимодействия, определение субъектов взаимодействия, выбор форм взаимодействия, определение способа осуществления избранной формы взаимодействия, определение пространственно-временных границ взаимодействия [11] .
Обзор исторического опыта и современного состояния взаимодействия полиции и общественности в сфере охраны правопорядка позволяет утверждать о наличии общих и специальных принципов, реализация которых распространяется и на деятельность УУП [12, с. 139-140]. Так, к общим (общетеоретическим, конституционным) принципам, закрепляющим правовые основы такого взаимодействия, относятся: законность, гуманизм, гласность, соблюдение прав и свобод человека и т.п.
Среди специальных принципов, которые отражают особенности организации и осуществления взаимодействия, выделяются принципы: планирования, непрерывности, добровольности, индивидуальности и коллективности, научности, конфи-
100
денциальности, целесообразности, самоуправления, территориальности, оперативности, пропорциональной ответственности за результаты выполненной работы, недопустимости подмены полномочий полиции и т.п.
Указанные принципы тесно связаны между собой и реализуются комплексно, представляя собою соответствующую систему.
Определяя основные направления взаимодействия, необходимо указать, что их перечень закреплен в ч. 3 ст. 11 ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»: содействие органам внутренних дел (полиции) в охране общественного порядка; участие в предупреждении и пресечении правонарушений; распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах [13].
В отдельных учебных изданиях как приоритетные формы взаимодействия УУП и ООПН называются: его регулярные рабочие встречи с командирами народных дружин и руководителями других ООПН; совместное участие в проведении тематических круглых столов, семинаров, конференций, совещаний и иных мероприятий, посвященных вопросам взаимодействия полиции и институтов гражданского общества; осуществление информационно-пропагандистских акций; проведение встреч с учащейся молодежью и др. [14, с. 29-30].
Содержание взаимодействия УУП и ООПН раскрывается также путем анализа форм, видов и стадий взаимодействия. Так, Е.В. Кашкина и А.В. Хандогина определяют такие основные формы взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями: 1) совместная деятельность (совместное патрулирование, инструктаж и обучение дружинников, совместный анализ состояния охраны общественного порядка, оказание членам общественных объединений методической помощи в планировании и организации их работы, совместное планирование и проведение мероприятий по охране общественного порядка, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений); 2) обмен информацией (совместное проведение правовых занятий в школах, училищах и других образовательных организациях, обмен информацией о состоянии общественного порядка на административном участке, помощь в организации информирования населения о разрешенных законом способах обеспечения личной безопасности и защиты имущества от преступных посягательств) [15, с. 23].
Также, ООПН: содействуют УУП в процессе мероприятий по охране общественного порядка по приглашению органов внутренних дел (полиции), при проведении спортивных, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий по приглашению их организаторов; оказывают помощь в мероприятиях по поиску лиц, пропавших без вести; привлекаются для проведения комплексных профилактических мероприятий в жилом секторе, предупреждения и пресечения правонарушений, наиболее распространенных в общественных местах и др.
Многообразие проявлений совместной деятельности предусматривает возможность их классификации с использованием следующих критериев: а) целей, достижение которых требует совместных действий (например, пресечение правонарушений, совершаемых в общественных местах); б) способом решения задач (патрулирование, оцепление и др.); в) временем и длительностью проводимых мероприятий (повторяющиеся, краткосрочные, длительные); г) оснований возникновения (планируемые, эпизодические) [16, с. 6].
101
Мы солидарны с Е. В. Киричком, который отметил процессуальный характер взаимодействия полиции с институтами гражданского общества, которому присущи определённые этапы [17; 18]. В ходе организации и осуществления изучаемого нами взаимодействия, в совместной деятельности УУП и ООПН выделяются следующие этапы: 1) аналитический, предусматривающий проведение комплексного анализа с целью выявления проблем; информационный обмен между участниками по вопросам, относящимся к решению проблем, на которые будет направлено взаимодействие; определение целей, задач, форм и методов взаимодействия; 2) этап проектирования: формирование перспективных и текущих планов взаимодействия; определения сроков исполнения и исполнителей (соисполнителей), разработки методических рекомендаций; 3) этап выработки управленческих решений: принятие совместных решений по организации взаимодействия и их официальное оформление; 4) функциональный этап: непосредственное проведение совместных мероприятий и решение проблем, возникающих в результате взаимодействия; 5) контроль исполнения принятых решений: проверка исполнения запланированных решений, освещение результатов взаимодействия в средствах массовой информации, просветительская работа среди населения; 6) оценочный этап: оценка эффективности принятых решений по заранее разработанным критериям в целях дальнейшего совершенствования форм и методов совместной деятельности.
Думается, что приведённые выше этапы следует учитывать при разработке планов совместной деятельности УУП и ООПН. Например, для привлечения представителей таких общественных объединений к проведению профилактических мероприятий на территории административного участка руководитель подразделения УУП, исходя из анализа оперативной обстановки и задач конкретного мероприятия, определяет целесообразность участия в нем ООПН, необходимое количество его представителей, УУП которые непосредственно отвечает за взаимодействие с общественностью, порядок и содержание инструктажа, формы обратной связи, а также порядок оценки и учета их результативности.
Изучение теоретического материала и правоохранительной практики показало, что для совместной деятельности УУП и ООПН характерны как общие признаки, так и отличительные черты, определяемые общностью задач, целей и методов совместной деятельности. При этом эффективность деятельности УУП на обслуживаемом участке в значительней мере обусловлена должной организацией их взаимодействия с общественными объединениями, имеющими правоохранительную направленность. Развитие данного направления деятельности УУП следует признать актуальным в контексте оптимизации комплексных форм обеспечения правопорядка, борьбы с преступностью, повышения уровня правосознания и социальной активности у граждан.
Список литературы:
1. Выступление Президента России В. Путина на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации, 03.03.2021 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (дата обращения: 10.02.2022 г.).
2. Информация о деятельности народных дружин и казачьих обществ на территории Республики Крым за 6 месяцев 2021 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/Vzaimodejstvie s organami gosvlasti i MS/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D1%8B (дата обращения: 10.02.2022 г.).
3. Прохорова Е.Н. Некоторые вопросы понятия и сущности правоохранительных правоотношений в
102
современной России // Молодой ученый. 2019. №15. С. 323-325.
4. Заброда Д.Г. Правовые и организационные основы взаимодействия службы участковых инспекторов милиции с общественностью: Учеб. пособие / Кол. авт .; Днепро-ровский: Днепропетровский. гос. ун-т внутр. дел, 2010, 142 с.
5. Профессиональная подготовка полицейских: учебник в 4 ч. / под общ.ред. В.Л. Кубышко. - М.: ДГСК МВД России, 2020. Часть 4, 597 с.
6. Взаимодействие // Большая советская энциклопедия / А. М. Прохоров. — 3-е издание. — Большая советская энциклопедия, 1971. - Т. 5, 640 с.
7. Ревин И.А. Взаимодействие органов внутренних дел с общественными формированиями правоохранительной направленности в обеспечении общественной безопасности в Северо-Кавказском регионе: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004, 32 с.
8. Головко А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1999, 232 с.
9. Колчеманов М.В. Правовое и организационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с негосударственными (частными) охранными и детективными структурами (по материалам ГУВД г. Москвы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008, 25 с.
10. Белоконь А. В. Взаимодействие органов внутренних дел с организациями правоохранительной направленности в охране общественного порядка: учебное пособие / А. В. Белоконь. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2018, 46 с.
11. Теоретические основы взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и средствами массовой информации: рабочая лекция. - СПб МВД Росси, Санкт-Петербург, 2020 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://cl142-177-182-213.cl.metrocom.ru/kafedr/26.Upravleniya_personalom_i_vospitatelnoy_raboty/vzaimodejstvie_OVD_so_SM I (дата обращения: 10.02.2022 г.).
12. Прудников А.С. Конституционный порядок и национальная безопасность - базовые основы жизнедеятельности государства // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 10. С. 139-140.
13. Об участии граждан в охране общественного порядка [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
14. Взаимодействие органов внутренних дел с институтами гражданского общества: проблемы и перспективы развития: учебное пособие / В. К. Самигуллин [и др.]. - Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2020, 48 с.
15. Кашкина Е.В., Хандогина А.В. Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции [Текст] : учебно-наглядное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2016, С.23.
16. Заброда Д. Взаимодействие субъектов борьбы с коррупцией (административно-правовой аспект): автореф. дис. ... канд.юрид. наук: 12.00.07. - К., 2005, 20 с.
17. Киричёк Е. В. Взаимодействие полиции с общественными объединениями и иными институтами гражданского общества в условиях реализации принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 12. С. 1140.
18. Аминов А. А.Взаимодействие участковых уполномоченных полиции с общественными объединениями правоохранительной направленности [Электронный ресурс]. - Симферополь : КФ КрУ МВД России, 2021. - 79 с.
Zabroda D.G., Aminov A.A. General characteristics of interaction of the district authorized police with law enforcement public associations // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2022. - Т. 8 (74). № 4. - Р. 97-104.
The article gives a general description of the interaction of the district police commissioner with public associations of law enforcement orientation.
The study of scientific publications concerning the joint activities of the district police commissioner and law enforcement public associations, the analysis of legislation regulating the involvement of citizens in the protection of public order, the study of the historical experience of the activities of police officers and the public in law enforcement, allowed to reveal the legal foundations of cooperation between the UUP and the Public Security Service, to highlight the main approaches to understanding the essence of the interaction of these subjects of law enforcement and its legal nature, to characterize the forms and types of partnership, and also to specify the main stages of its formation and development.
Taking into account the philosophical, general theoretical, normative and practical approaches, the concept of the interaction we are considering is formulated as "joint or coordinated activity of the UUP, as a representative of the police, and the OOPN, as a form of voluntary participation of citizens of the Russian Federation, in the protection of public order, aimed at protecting life, health, honor and dignity of a person, property,
103
regulated by administrative and legal norms, the interests of society and the state from criminal and other illegal encroachments committed in public places."
Special principles are highlighted that reflect the specifics of the organization and implementation of interaction, types and forms of joint activities.
It is concluded that the following stages are inherent in the organization and implementation of joint activities of the UUP and the OOPN: analytical, design stage, management decision-making stage, functional stage, control of the execution of decisions, evaluation stage.
Key words: district police officer, law enforcement public associations, interaction.
Spisok literatury:
1. Vystuplenie Prezidenta Rossii V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii, 03.03.2021 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/events/president/news/65090 (data obrasheniya: 10.02.2022 g.).
2. Informaciya o deyatelnosti narodnyh druzhin i kazachih obshestv na territorii Respubliki Krym za 6 mesyacev 2021 g. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/Dejatelnost/Vzaimodejstvie_s_organami_gosvlasti_i_MS/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0 %B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BD0/oD10/o8B (data obrasheniya: 10.02.2022 g.).
3. Prohorova E.N. Nekotorye voprosy ponyatiya i sushnosti pravoohranitelnyh pravootnoshenij v sovremen-noj Rossii // Molodoj uchenyj. 2019. №15. S. 323-325.
4. Zabroda D.G. Pravovye i organizacionnye osnovy vzaimodejstviya sluzhby uchastkovyh inspektorov milicii s obshestvennostyu: Ucheb. posobie / Kol. avt .; Dnepro-rovskij: Dnepropetrovsk!). gos. un-t vnutr. del, 2010, 142 s.
5. Professionalnaya podgotovka policejskih: uchebnik v 4 ch. / pod obsh.red. V.L. Kubyshko. - M.: DGSK MVD Rossii, 2020. Chast 4, 597 s.
6. Vzaimodejstvie // Bolshaya sovetskaya enciklopediya / A. M. Prohorov. — 3-e izdanie. — Bolshaya so-vetskaya enciklopediya, 1971. - T. 5, 640 s.
7. Revin I.A. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s obshestvennymi formirovaniyami pravoohranitelnoj napravlennosti v obespechenii obshestvennoj bezopasnosti v Severo-Kavkazskom regione: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004, 32 s.
8. Golovko A.G. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s drugimi subektami pravoohranitelnoj sistemy v sfere obespecheniya prav i svobod grazhdan (voprosy teorii): dis. ... kand. yurid. nauk. Rostov n/D, 1999, 232 s.
9. Kolchemanov M.V. Pravovoe i organizacionnoe obespechenie vzaimodejstviya organov vnutrennih del s negosudarstvennymi (chastnymi) ohrannymi i detektivnymi strukturami (po materialam GUVD g. Moskvy): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008, 25 s.
10. Belokon A. V. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s organizaciyami pravoohranitelnoj napravlennosti v ohrane obshestvennogo poryadka: uchebnoe posobie / A. V. Belokon. - Krasnodar: Krasnodarskij universi-tet MVD Rossii, 2018, 46 s.
11. Teoreticheskie osnovy vzaimodejstviya organov vnutrennih del s obshestvennostyu i sredstvami massovoj informacii: rabochaya lekciya. - SPb MVD Rossi, Sankt-Peterburg, 2020 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // http://cl142-177-182-213.cl.metrocom.ru/kafedr/26.Upravleniya_personalom_i_vospitatelnoy_raboty/vzaimodejstvie_OVD_so_SM I (data obrasheniya: 10.02.2022 g.).
12. Prudnikov A.S. Konstitucionnyj poryadok i nacionalnaya bezopasnost - bazovye osnovy zhizned-eyatelnosti gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 10. S. 139-140.
13. Ob uchastii grazhdan v ohrane obshestvennogo poryadka [Elektronnyj resurs]: Federalnyj zakon ot 02.04.2014 g. № 44-FZ [Elektronnyj resurs] // Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsultant Plyus».
14. Vzaimodejstvie organov vnutrennih del s institutami grazhdanskogo obshestva: problemy i perspektivy razvitiya: uchebnoe posobie / V. K. Samigullin [i dr.]. - Ufa: Ufimskij Yul MVD Rossii, 2020, 48 s.
15. Kashkina E.V., Handogina A.V. Osnovnye napravleniya deyatelnosti uchastkovogo upolnomochennogo policii [Tekst] : uchebno-naglyadnoe posobie. - 3-e izd., pererab. i dop. - Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2016, S.23.
16. Zabroda D. Vzaimodejstvie subektov borby s korrupciej (administrativno-pravovoj aspekt): avtoref. dis. ... kand.yurid. nauk: 12.00.07. - K., 2005, 20 s.
17. Kirichyok E. V. Vzaimodejstvie policii s obshestvennymi obedineniyami i inymi institutami gra-zhdanskogo obshestva v usloviyah realizacii principa soblyudeniya i uvazheniya prav i svobod cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii // Administrativnoe i municipalnoe pravo. 2013. № 12. S. 1140.
18. Aminov A. A.Vzaimodejstvie uchastkovyh upolnomochennyh policii s obshchestvennymi ob"edineniyami pravoohranitel'noj napravlennosti [Elektronnyj resurs]. - Simferopol' : KF KrU MVD Rossii, 2021. - 79 s.
104