Научная статья на тему 'Общая характеристика уголовно наказуемого деяния и его последствий по мусульманскому уголовному праву'

Общая характеристика уголовно наказуемого деяния и его последствий по мусульманскому уголовному праву Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
751
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общая характеристика уголовно наказуемого деяния и его последствий по мусульманскому уголовному праву»

Махарамов Я.А.,

аспирант Московской государственной юридической академии

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОЛОВНО НАКАЗУЕМОГО ДЕЯНИЯ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ ПО МУСУЛЬМАНСКОМУ УГОЛОВНОМУ ПРАВУ

Приступая к характеристике уголовно наказуемого деяния и его последствий согласно мусульманскому уголовному праву, следует, прежде всего, отметить слабую проработанность соответствующих общетеоретических вопросов в уголовно-правовой доктрине. Как справедливо отмечает Г.А. Еса-ков, «лишь кропотливый анализ трех категорий преступных деяний и непосредственно составляющих их преступлений дает возможность воссоздать более или менее целостную картину того, как в мусульманском уголовном праве понимаются преступление, образующие его элементы и обстоятельства, устраняющие преступность деяния»1.

Обусловлено это самой техникой создания мусульманского уголовного права как права юристов, нормы которого возникали ad hoc, как правила, разрешающие конкретную ситуацию. Такой метод напоминает методы создания римского права и англо-американского общего права, однако если последние с течением времени поднялись над частностями права и создали собственно теоретические построения, то мусульманское право в силу исторических причин (связанных с так называемым «закрытием врат иджтихада»2) не создало собственно абстрактного учения о преступлении.

Только в современную эпоху (во многом под влиянием западной правовой доктрины) наблюдается активизация теоретической мысли в рассматриваемом направлении, выражающаяся в создании на основе норм мусульманского права собственно мусульманско-правового учения о преступлении.

В его основе лежит деление всех человеческих поступков, регулируемых шариатом и мусульманским правом, на пять категорий.

1. Действия и поступки особой важности (ваджиб, фард), т.е. обязательные предписания. По этой причине они не заслуживают одобрения и поощрения, например совершение намаза (т.е. ежедневной пятикратной мусульманской канонической молитвы), а также выплата закята (налога на имущество и доходы каждого мусульманина в пользу неимущих членов мусульманской общины). К обязательно предписанным относятся такие действия, на необходимость совершения которых прямо указано в источниках права. Так, в Коране фор-

1 Есаков Г.А., Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран: учеб. пос. М., 2008. С. 197.

2 См. подр.: Есаков Г.А. Основы сравнительного уголовного права. М., 2007. С. 98—100.

мулируется необходимость возвращать вверенное имущество и справедливо разбирать споры между людьми: «Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости. Ведь Аллах — как прекрасно то, чем Он нас увещает! — ведь Аллах — слышащий, видящий!» (Коран, сура 4 «Женщины», аят 61).

2. Рекомендуемые, положительно оцениваемые поступки (мандуб, мус-тахабб). Хотя такие поступки совершать не обязательно, они одобряются и поощряются, например совершение хаджа (паломничество в Мекку), выплата садака (милостыня в форме единовременных денежных пожертвований или отчислений части доходов для помощи нищим, беднякам).

3. Поступки, не подлежащие наказанию, но и неодобряемые, т. е. нейтральные, безразличные. Например, употребление в речи бранных слов, неуважение, которые не подлежат поощрению, но и не наказываются (мубах).

4. Запрещенные поступки (харам, мухаррам, махзур), т.е. категорически запретные для мусульман действия. К запрещенным относятся такие действия, совершение которых не дозволяется либо никогда, либо без каких-либо условий. К примеру, Кораном ни при каких обстоятельствах не дозволяется употребление в пищу свинины (Коран, сура 5 «Трапеза», аят 3); категорически запрещается прелюбодеяние (Коран, сура 17 «Перенес ночью», аят 32); безусловно запрещается лжесвидетельство (Коран, сура 22 «Хадж», аят 30). Напротив, в общем смерть человеку не дозволяется причинять, однако при наличии обстоятельств, делающих такое убийство правомерным, запрет перестает действовать (Коран, сура 5 «Трапеза», аят 32). Соответственно, разрешенные поступки и действия, не входящие в категорию харам, называются халляль (от арабского — быть разрешенным, дозволенным).

5. Неодобряемые поступки (макрух), которые тем не менее также не подлежат наказанию.

Для уголовного права (как и для мусульманского права в целом) значение имеют только обязательные и запрещенные поступки. Б.-Дж. Вайсс подчеркивает, что в классической доктрине шариата обязательные и запрещенные поступки противопоставлялись остальным категориям поступков с помощью, в свою очередь, категорий осуждения (замм) и наказания (икаб): «Осуждение в классической мусульманской философии является основанием для справедливого наказания... Официальное утверждение наказания придает категоризации действий как обязательных и запрещенных абсолютный и принципиальный характер (джазм), иными словами, характер закона»1.

Соответственно, совершение запрещенного и несовершение обязательного действия образуют грех (в самом общем значении этого слова) (поэтому

1 Вайсс Б.-Дж. Дух мусульманского права. М.; СПб., 2008. С. 35—36.

неверно, как то иногда делается1, непосредственно связывать совершение запрещенного и несовершение обязательного действия с преступлением).

За грех полагается либо осуждение и религиозное покаяние (каффара), либо наказание. То, какое последствие влечет грех, определяется применительно к каждому конкретному греху шариатом и мусульманским правом. Соответственно, в самом первом приближении (оставляя уже в стороне грех, за которым следует покаяние, поскольку за него «не предполагается никакого наказания со стороны земной судебной власти»2) преступление по мусульманскому уголовному праву в самых общих чертах можно определить как посягающий на чьи-либо права грех (в разобранном значении этого слова), за которым следует наказание.

При этом, разрабатывая теорию преступления, мусульманские юристы исходили из двух основополагающих философско-богословских начал3.

Прежде всего, они считали, что все поступки и даже мысли людей так или иначе предопределяются волей Аллаха. Однако, по мнению представителей большинства мусульманско-правовых школ, установленные «Божественным откровением» рамки достаточно гибки, чтобы позволять человеку во многих случаях самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Поэтому любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности его правовых принципов и норм, на защиту пяти основных ценностей — религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности.

Другим принципиально важным моментом является рассмотрение преступления как непослушания воле Аллаха. Поэтому, по мнению мусульманских юристов, любое неправомерное в юридическом смысле поведение не просто представляет собой отклонение от предписаний мусульманского права, за которое следует соответствующая «земная» санкция, но в то же время выступает как религиозный грех, влекущий потустороннюю кару.

Подобный подход накладывает отпечаток на всю мусульманскую уголовно-правовую концепцию, в которой широкое понимание преступления как серьезного греха сочетается с его узким определением в формальноюридическом значении и предопределяет двойственную природу правовых последствий совершенного преступления.

1 См.: Ван ден Берг Л.-В.-С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии / пер. с гол.; предисл. Л.Р. Сюкияйнена. М., 2006. С. 165; Кибальник А. Преступление и наказание в доктрине мусульманского уголовного права // Уголовное право. 2007. № 1. С. 25.

2 Вайсс Б.-Дж. Указ. соч. С. 38.

3 См. подр.: Сюкияйнен Л.-Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 182-183.

В свете сказанного любое преступление равнозначно посягательству на заветы Бога, иными словами, является запрещенным и греховным актом, который подлежит неотвратимому наказанию в каждом из двух миров. Так, в известном определении аль-Маварди, крупнейшего представителя мусульманско-правовой теории правонарушения (974—1058 гг.), последнее состоит в совершении запрещенного и наказуемого Аллахом деяния. Ясно, что в данном определении речь идет как об отклонении от норм, регулирующих взаимоотношения людей, так и о нарушениях религиозных обязанностей, многие из которых приобрели правовой характер. Налицо, таким образом, единение этико-религиозного и формально-юридического подхода к квалификации противоправных действий.

Следующая из этого двойственность уголовно-правовых последствий совершенного деяния в мусульманском уголовном праве заключена в том, что за одно и то же преступление человек наказывается дважды или, по меньшей мере, в загробном мире, если на земле по каким-то причинам ему удается избежать наказания. (Сложно, как следствие сказанного, согласиться с утверждением, по которому в мусульманском праве наказание — исключительно «потусторонняя кара как следствие совершения религиозного греха, т. е. преступления»1.)

Объяснение этому состоит в том, что мусульмане верят в наказуемость преступного деяния не только в земной жизни, но и после смерти. В Коране говорится следующее (сура 64 «Взаимное обманывание», аяты 9—10): «В тот день, когда Он вас соберет для дня собрания, это — день взаимного обма-нывания. И если кто уверовал в Аллаха и творил благое, Он сгладит у того его дурные дела и введет в сады, где внизу текут реки, — для вечного пребывания там навсегда. Это — великая прибыль! А те, которые не уверовали, и считали ложью Наши знамения, — это обитатели огня, вечно пребывающие в нем. И скверно это возвращение!».

Наказание, таким образом, является правом Аллаха на земле и на небесах. Аллах наказывает человека за его неблагодарность, карает его потому, что человеку было дано все (жизнь, разум, свобода), а он нарушил права, установленные Всевышним.

Уголовно-правовая доктрина мусульманских стран последних десятилетий формулирует на основе приведенного свое видение преступления, хотя в формулируемых ею признаках и понятии преступления явственно прослеживаются континентальные подходы с принципами, заложенными еще Фейербахом: nulla poena sine lege, nulla poena sine crimine, nullum crimen sine poena legal?.

1 Рамез Ахмед Элайди. Наказание по уголовному праву арабских стран: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 10.

2 Уголовное право. Сочинение доктора Павла Анзельма Фейербаха. СПб., 1810. С. 19—20.

Что же касается законодательства мусульманских государств, то в нем либо нет определения преступления вовсе (например, в законодательстве Бахрейна, ОАЭ, Кувейта), либо под очевидным влиянием континентальной уголовно-правовой мысли дается определение более или менее формального характера (например, ст. 55 УК Иордании).

Суммируя сказанное, по нашему мнению, преступлению согласно теории мусульманского уголовного права можно дать следующие определение. Преступление — это нарушающее заповеди Корана, подрывающее авторитет ислама общественно опасное деяние, направленное против морали, обычаев, распускающее правоверного мусульманина и иноверца, находящегося в пределах действия шариата, духовно, нравственно и религиозно, совершенное виновно и запрещенное Кораном и другими источниками мусульманского права под страхом наказания. Такое определение, во-первых, подчеркивает формальный признак преступления: запрещенность деяния нормами шариата и мусульманского права и его наказуемость. Этот признак в полной мере соответствует традициям исламской юриспруденции и общемировому стандарту уголовного права nullum crimen sine lege. С другой стороны, это определение подчеркивает неразрывную связь преступного деяния с посягательством на устои ислама, мусульманского общества.

Определяющим в построении системы наказаний и в применении последнего в мусульманском уголовном праве является особая классификация преступлений, не имеющая ничего общего с принятой в западном мире классификацией (категоризацией) преступлений по их тяжести (общественной опасности).

Деяние, за которым следует наказание, может принадлежать, согласно мусульманскому уголовному праву, к одной из трех категорий: преступления худдуд, преступления кисас или преступления тазир. В основу такой классификации доктрина мусульманского уголовного права кладет двойственный критерий, который связан, во-первых, с тем, чьи права нарушаются преступлением, и, во-вторых, с тем, насколько определено предписанное за последнее наказание.

Соответственно, выделяются три группы прав, могущих быть нарушенными преступлениями: права Аллаха, права индивида, права Аллаха в сочетании с правами индивида. Последняя группа делится на две подгруппы, в каждой из которых доминируют либо интересы божественного, либо интересы человеческого.

Следуя этой систематизации нарушаемых прав, можно выстроить такую схему категорий преступлений по мусульманскому уголовному праву:

1. Смысл понятия худдуд можно передать как «границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом». К преступлениям худдуд относятся

такие деяния, наказание за совершение которых точно определено в Коране или Сунне пророка и изменить которое правоприменитель не вправе1. С содержательной точки зрения к преступлениям худдуд относятся те, которые посягают на права Аллаха либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы Аллаха).

Большинство современных исследователей мусульманского права относят к данной категории те деяния, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины («права Аллаха») и, во-вторых, влекут наказания либо однозначно определенные Кораном или Сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой «праведных» халифов. Однако то, какие преступления относятся к категории худдуд, является до сих пор предметом спора между различными школами2. Так, наибольшее число преступлений худдуд — 18 — насчитывается шиитской школой в Иране3. Однако подавляющее большинство мусульманских юристов (представители маликитс-кой и шафиитской школ) полагают такое число равным семи. К ним относятся ересь (вероотступничество), восстание, прелюбодеяние, кража, грабеж, пьянство и клеветничество. Согласно мнению других представителей маликитской школы, преступлений худдуд пять: прелюбодеяние, кража, грабеж, пьянство и клеветничество. Еще меньшее число — четыре — называется в ряде учений шафиитской школы: прелюбодеяние, кража, пьянство и клеветничество.

Характеристика этих преступления как посягающих на права Аллаха связана с тем, что Сунна пророка прямо объявляет совершающего эти деяния неверующим (отступником): «Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является, и когда (кто-нибудь) пьет вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является”. В другой версии (этого хадиса, также передаваемого со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): “...И тот, кто на глазах у людей отнимает у других что-нибудь ценное, не является верующим, когда делает это”» (Сахих аль-Бухари: Мухтасар аз-Зу-байди, хадис 1841 (5578)). По справедливому замечанию Л.-Р. Сюкияйнена,

1 См. подр.: Lippman M, McConville S., Yerushalmi M. Islamic Criminal Law and Procedure: An Introduction / Foreword by M. Cherif Bassiouni. N.Y., 1988. P. 45-49; Al-Muhhairi B.S.B.A. Islamisation and Modernisation within the UAE Penal Law: Shari‘a in the Pre-modern Period // Arab Law Quarterly. 1995. Vol. 10, № 4. P. 301-305; Торнау Н. Изложение начал мусульманскаго законоведения. СПб., 1850. С. 465-472.

2 См.: Al-Muhhairi B.S.B.A. The Islamisation of Laws in the UAE: The Case of the Penal Code // Arab Law Quarterly. 1996. Vol. 11, № 4. P. 363.

3 См.: Rahami M. Development of Criminal Punishment in the Iranian Post Revolutionary Penal Code // European Journal of Crime, Criminal Law and Criminal Justice. 2005. Vol. 13, № 4. P. 589.

«правила “худдуд” относятся к религиозным предписаниям и тем самым ставятся в один ряд с культовыми обязанностями верующих»1.

Наказания за преступления худдуд точно установлены в Коране и Сунне, и судья не вправе изменить их пределы.

2. В переводе с арабского кисас означает «равенство», «эквивалентность». К преступления кисас относятся такие деяния, наказание за которые осуществляется по принципу талиона, равным за равное. С содержательной точки зрения преступления кисас посягают на права индивида либо на права Аллаха в сочетании с правами индивида (где доминантой являются интересы человека). В категорию преступлений кисас входят различные формы намеренного и ненамеренного нанесения увечий человеку. Наказания за преступления кисас также точно установлены в Коране и Сунне.

3. Преступления тазир образуют последнюю категорию преступлений по мусульманскому уголовному праву. На арабском языке это слово имеет много значений, из которых применительно к уголовному праву наиболее точными будут «исправление», «назидание».

К числу преступлений тазир относятся деяния, за которые ни Коран, ни Сунна пророка не предписывают определенного наказания, так что право выбора вида и меры наказания принадлежит судье. С содержательной точки зрения преступления тазир посягают на права индивида.

В определенном смысле данная категория является «остаточной», т.е. объ-емлет весь тот круг преступлений, что не относится к преступления худдуд или кисас.

В современном мусульманском уголовном законодательстве преступления тазир в основном кодифицированы. К примеру, в Иране в 1996 г. был принят закон из 231 статьи, посвященный преступлениям тазир и составленный на основе шиитских правовых текстов. Согласно ст. 1 УК ОАЭ преступность и наказуемость преступлений тазир (в отличие от преступлений худдуд и кисас, остающихся незафиксированными в законодательных актах) определяется по уголовному кодексу Эмиратов и иным уголовно-правовым актам. Исключение составляет лишь Саудовская Аравия, где перечень преступлений тазир и предписанные за них наказания содержатся в трудах ученых-юрис-тов и лишь часть преступлений тазир (связанных с такими современными сферами жизни, как налогообложение, денежно-кредитное регулирование и т.д.) предусматривается в королевских декретах; кроме того, судьи вправе объявлять преступлениями новые деяния, неся при этом лишь моральную ответственность перед Аллахом и сообществом.

1 Сюкияйнен Л.-Р. Исламское уголовное право: от традиционного к современному // Российский ежегодник уголовного права. 2007. № 2 / под ред. Б.В. Волженкина. СПб., 2008. С. 577.

Следует также отметить, что иногда в дополнение к категории преступлений тазир выделяется категория преступлений сийасах, посягающих на права имама или государства либо на права общества. При таком подходе к преступлениям тазир относятся только те, что посягают на права индивида. Тем не менее современная мусульманская уголовно-правовая теория в большинстве своем объединяет эти две категории преступлений в единую категорию преступлений тазир, указывая при этом, что к охраняемым ею правам относятся не только права индивида, но и права государства или права мусульманского сообщества.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

1. В основе понимания уголовно наказуемого деяния по мусульманскому уголовному праву лежит рассмотрение человеческих поступков как имеющих здесь двойную значимость: за них полагается и кара на земле, и кара в загробной жизни. Это предопределяет акцент на религиозной составляющей преступления и в дальнейшем будет влиять на земное наказание поступка.

2. Преступление — это нарушающее заповеди Корана, подрывающее авторитет ислама общественно опасное деяние, направленное против морали, обычаев, распускающее правоверного мусульманина и иноверца, находящегося в пределах действия шариата, духовно, нравственно и религиозно, совершенное виновно и запрещенное Кораном и другими источниками мусульманского права под страхом наказания. Такое определение сочетает в себе формальный и сущностной признаки преступления.

3. Выделяемые в мусульманском правоведении категории преступлений отражают иерархию ценностей исламского общества и в большинстве случаев жестко увязаны с назначением наказания.

Гусейн А.,

аспирант Института философии и политико-правовых исследований

Национальной академии наук Азербайджана

ПРОВЕДЕНИЕ РЕФОРМ В СФЕРЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Указами президента Азербайджанской Республики от 17 июля 1996 года за № 463 «О налаживании государственного контроля деятельности в области производства, услуг и финансового кредита и запрете безосновательных проверок» и от 7 января 1999 года № 69 «Об усовершенствовании государственного контроля и устранении искусственных препятствий в области раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.