Дьяконов Василий Васильевич
заместитель начальника курса Краснодарского университета МВД России тел. (960) 489-84-44
Общая характеристика преступлений в налоговой сфере
В данной статье дается характеристика преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов; приводятся статистические сведения о них, выявленные в федеральных округах. Рассматриваются виды латентные преступления в сфере налогообложения, способы уклонения от уплаты налогов, особенности уклонения от уплаты налогов в различных сферах экономики.
Ключевые слова: налог; налоговая декларация; латентные
преступления; налоговые правонарушения; декларации о доходах; уклонения от уплаты налога; юридические и бухгалтерские методы подлога, уплачиваемые в дорожные фонды______________________________________________
Ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Уклонение от налогов заключается в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо включении в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений (ст. 198, 199 УК РФ).
Динамика числа зарегистрированных преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, за период с 1997 по 2004 г. выглядит следующим образом. За указанный период было зарегистрировано фактов уклонения от уплаты налогов и (или сборов) с физических лиц (ст. 198 УК РФ): 1997 г. - 712, 1998 г. - 1440, 1999 г. - 3599, 2000 г. - 6775, 2001 г. - 6789, 2002 г. - 4972, 2003 г. - 1464, 2004 г. - 2837; уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (ст. 199 УК РФ): 1997 г. - 2001, 1998 г. - 2645, 1999 г. - 7899, 2000 г. - 15346, 2001 г. - 16527, 2002 г. - 7866, 2003 г. - 2042, 2004 г. - 3629.
В 2005 г. подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел было выявлено 4085 фактов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц (что на 46,8% больше по сравнению с 2004 г.), 4806 -уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+ 36,7 %) [1, с. 20]. Из них в федеральных округах выявлено: в Центральном федеральном округе
- 1107 фактов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (+34,2%), 1542 - уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+35,1%) [2, с. 19]; в Северо-Западном федеральном округе - 406 фактов
уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, 387 -уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций [2, с. 19]; в Южном федеральном округе - 585 фактов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (+32,4%), 738 - уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+26,6%) [2, с. 19]; в Уральском федеральном округе - 244 факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (+59,5%), 310 -уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+20,6%) [2, с. 19]; в Сибирском федеральном округе - 778 фактов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (64,5%), 786 - уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+42,1%) [2, с. 19]; в Приволжском федеральном округе - 654 факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (+57,6%), 833 - уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+45,6 %) [2, с. 19]; в Дальневосточном федеральном округе - 302 факта уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (+99,3 %), 197
- уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+99,5 %) [2, с. 19].
В 2005 г. установленная сумма материального ущерба от всех преступных посягательств (по оконченным производством уголовным делам и материалам) составила 691,5 млрд. рублей. Из них на уклонение от уплаты налогов приходится 47,5 млрд. рублей [1, с. 65].
Следует отметить, что преступления в сфере налогообложения, как и другие преступления в сфере экономической деятельности, обладают высокой степенью латентности. Поэтому статистические сведения о них являются неполными. В научной литературе высказывается мнение о том, что выявленное количество преступлений в сфере налогообложения составляет не более 5% от реально совершаемых уголовно наказуемых фактов нарушений налогового законодательства [3, с. 26].
В научной литературе латентные преступления в сфере налогообложения подразделяются на три вида.
Первый вид латентных преступлений составляют невыявленные преступления: фактически совершенные, но по каким-либо причинам не выявленные правоохранительными органами (неучтенные операции, сокрытие части оборота, псевдооперации, деятельность без регистрации, неотражение операций в бухгалтерском учете). Данный вид преступлений составляет около 9093% от всех латентных преступлений.
Второй вид составляют преступления, о которых правоохранительные органы были осведомлены, но которые не были зарегистрированы в установленном порядке и по которым не были приняты процессуальные решения. Они составляют 1-3% от всех латентных преступлений.
Третий вид образуют общественно опасные деяния с признаками состава преступления, которые попали в сферу государственного реагирования, но которым в силу ряда фактов (неустановление местонахождения лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, когда обвиняемый скрылся от следствия или суда; неправильная квалификация содеянного) не была дана соответствующая уголовно-правовая оценка. Их доля в общем массиве латентных преступлений в сфере налогообложения составляет 1-2% [4, с. 111].
Об истинном состоянии преступности в налоговой сфере можно судить, как отмечает И.И. Кучеров, при помощи методов экономико-правового анализа, основывающихся на использовании различной экономической информации [5, с. 657-658]. По его мнению, для определения масштабов преступной деятельности в налоговой сфере необходимо использовать также данные о налоговых
проступках. Это объясняется тем, что административные правонарушения обычно предшествуют переходу на преступный путь и вызываются теми же причинами, что и преступления, поэтому их изучение позволяет прогнозировать тенденции преступности и планировать меры предупреждения. Налоговые правонарушения являются своеобразным предкриминальным «фоном» налоговых преступлений, в ряде случаев они отличаются друг от друга только по количественному показателю, отражающему размер сокрытых объектов налогообложения [6, с. 34-35].
Устойчивыми тенденциями преступлений в сфере налогообложения на протяжении ряда лет являются:
- сохраняющаяся высокая доля рассматриваемых преступлений, совершаемых в особо крупных размерах (около 30%);
- около половины зарегистрированных преступлений в сфере налогообложения приходится на уклонение от уплаты налогов с организаций, которые несут основную налоговую нагрузку;
- подавляющее число уклонений от уплаты налогов с организаций приходится на организации негосударственной формы собственности [7].
В диспозиции ст. 198 УК РФ предусматриваются две формы уклонения от уплаты налогов физическими лицами:
а) непредставление к указанному сроку декларации о доходах в случае, когда подача декларации является обязательной;
б) включение в декларацию заведомо ложных искаженных сведений о доходах и расходах в крупных и особо крупных раз мерах.
Декларация является основанием для начисления и уплаты подоходного налога. Она подается в налоговый орган по месту жительства физическим лицом, имеющим основное место работы к отчетному периоду и получившим доход. Декларация сдается в налоговый орган на 1 апреля года, следующего за отчетным периодом, но не позднее 30 апреля. Сроки предоставления декларации указаны в ч. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В состав совокупного дохода, облагаемого налогом, включается стоимость материальных благ, предоставленных предприятиями, доходы от выполненных работ, по гражданско-правовым сделкам (договорам), от сдачи в аренду жилья, автотранспорта, гаражей, а также от индивидуальной предпринимательской деятельности (без образования юридического лица).
Преступление считается оконченным с момента истечения срока, установленного для подачи декларации.
Включение в декларацию заведомо ложных сведений можно определить как сознательное занижение сведений о фактически полученных доходах или завышения расходов, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу.
Если физическим лицом использованы указанные способы уклонения от уплаты налога, то преступление считается оконченным по истечении месячного срока с момента подачи декларации. Это объясняется тем, что физическим лицам предоставляется право в течение месяца после подачи декларации вносить в нее исправления и дополнения.
Сокрытием являются такие действия, которые направлены на формирование у налоговых органов ложного представления об объектах налогообложения с целью уклониться от обязательств по уплате налогов [8, с. 4].
В.И. Гладких дал более удачное определение способа совершения налоговых преступлений: «Определенная последовательность действий нало-
гоплательщиков и лиц, им содействующих, направленную на уменьшение налогового оклада и избежание наказания за противоправные деяния в сфере налогообложения» [9, с. 28].
Действиями (способами) при сокрытии прибыли от налогообложения юридическими лицами являются:
а) завышение в первичных документах данных о материальных затратах, в том числе:
- включение в затраты материала заказчика,
- составление подложных документов на списание материалов,
- завышение в накладных цен на приобретенные товары,
- включение в ведомости на получение зарплаты подставных лиц;
б) завышение в документах учета данных о материальных затратах, в том числе:
- включение в затраты отчетного периода предполагаемых затрат,
- включение стоимости основных средств в стоимость малоценных и быстроизнашивающихся предметов с упрощенным порядком списания;
в) завышение в отчетных финансовых документах данных о материальных затратах.
Наряду со способами указанных завышений существуют и способы занижения данных:
а) занижение в первичных документах данных о выручке путем:
- занижения количества приобретенных товаров,
- занижения цены реализованных товаров,
- оплаты непосредственно товаром («черный бартер»);
б) занижение в учетных документах сведений о выручке:
- путем содержания нелегальных торговых точек,
- уменьшением величины дохода, полученного за сдачу в аренду основных средств производства,
- за счет покупки и реализации товарно-материальных ценностей за наличный расчет («черный нал»);
в) занижение в отчетных документах сведений о выручке, в том числе:
- заниженное отражение о выручке в главной книге и балансе,
- занижение отражения выручки в отчете о финансовых результатах.
Помимо способов сокрытия прибыли существуют и способы ее занижения. Основными из них являются:
- создание незарегистрированного предприятия (иногда на базе ликвидированного);
- завышение расходов на оплату труда;
- завышение численности работающих;
- необоснованное (незаконное) получение налоговых льгот;
- сговор с руководителями предприятий, имеющих льготы по налогам на законных основаниях (фиктивная сдача им в аренду основных средств перечисление им прибыли или ее части).
Нелегальному уходу от налогов предшествуют определенные подготовительные действия (юридические и бухгалтерские методы подлога). К юридическим методам относятся мнимые сделки или фиктивные операции, оформленные в соответствии с законом специально для уклонения от уплаты налогов (мнимый трудовой договор, мнимый договор купли-продажи и т.п.) [10, с. 243].
При искажении данных в бухгалтерских документах характерны сле-
дующие взаимосвязи:
а) в случаях фальсификации первичных документов подложными оказываются и созданные на их основе учетные и отчетные документы;
б) при фальсификации учетных документов фальсифицируются и отчетные, первичные очень - редко;
в) если фальсифицируются отчетные документы, то соответствующие изменения очень редко вносятся в учетные и еще реже - в первичные. При этом преступники рассчитывают на формальное отношение налоговых инспекций к своим функциям и на практически полное отсутствие ревизий.
Преимущественно сокрытие доходов, подлежащих обложению налогом, достигается путем внесения в декларацию ложных сведений. Конкретные способы проявляются в полном или частичном неотражении полученных доходов, необоснованном увеличении расходов, связанных с получением дохода и подлежащих исключению из налогооблагаемой базы. Уклонение от уплаты акцизов часто выражается в действиях, направленных на сокрытие акцизного характера деятельности предприятий. В этом случае в документах бухгалтерского учета занижается объем произведенной подакцизной продукции или вместо подакцизных указываются товары, не облагаемые акцизами.
В научной литературе обоснованно сделан вывод о том, что можно говорить о принципиальном единстве способов уклонения от уплаты налогов в любой сфере экономики, различия в схемах уклонения от отдельных видов налогов заключается, главным образом, в видах используемых документов и структуры сделок. При этом чтобы избежать ответственности за налоговые правонарушения и преступления, потенциальные правонарушители постоянно совершенствуют существующие и разрабатывают новые схемы и способы уклонения от уплаты налогов [9, с. 28].
Преступные нарушения налогового законодательства преимущественно связаны с порядком исчисления и уплаты наиболее крупных налогов, таких как подоходный налог; акцизы; налоги, уплачиваемые в дорожные фонды (налог на реализацию горюче-смазочных материалов и налог на приобретение автотранспортных средств); налог на добавленную стоимость; налог на прибыль.
Рассмотрим особенности уклонения от уплаты налогов в различных сферах экономики.
Преступления, связанные с налогами, уплачиваемыми в дорожные фонды, выражаются в неотражении в документах бухгалтерского учета сделок по купле-продаже горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), занижении объемов реализации ГСМ, отражении в документах реализации иных товаров, не облагаемых налогом на реализацию ГСМ. Распространенным способом уклонения от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств является занижение их истинной стоимости в документах купли-продажи (при этом реальная стоимость оплачивается наличными деньгами без документального оформления).
Сокрытие облагаемого налогом на добавленную стоимость оборота, как правило, достигается путем: полного или частичного неотражения финансовохозяйственных операций в документах бухгалтерского учета; несоблюдения порядка определения момента совершения налогооблагаемого оборота; занижения объема (стоимости) реализованной продукции; заключения фиктивных договоров о совместной деятельности. Широкое распространение получило осуществление фиктивных экспортных сделок для получения льгот по
налогу, предусмотренных для экспортеров.
Важнейшим источником бюджетных поступлений и самым «криминализированным» налогом является налог на прибыль с предприятий и организаций. В целях уклонения от уплаты налога широко используются положения, согласно которым из валовой прибыли исключаются различные производственные затраты. Затраты могут быть завышены путем отнесения на их счет расходов, не предусмотренных законодательством или сверх установленных размеров, а также путем необоснованного списания продукции или товаров в брак. Кроме того, применяются способы занижения цены реализованных товаров с получением оплаты наличными деньгами без документального оформления или завышения стоимости приобретенных товаров или сырья. Часто сокрытие налогооблагаемой прибыли достигается путем полного или частичного неотражения финансово-хозяйственной деятельности предприятия в документах бухгалтерского учета либо неоприходования денежной выручки в кассу.
Помимо перечисленных способов уклонения от уплаты того или иного вида налогов, преступниками применяются способы, связанные с нарушением порядка учета и корреспонденции счетов. Отражение результатов финансовохозяйственной деятельности в ненадлежащих счетах бухгалтерского учета нарушает порядок расчета цифровых показателей баланса, затрудняет контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. В результате подобных действий даже на основе истинных данных размер объекта налогообложения может быть занижен. Указанные преступные действия характеризуются повышенной латентностью. Отличительной особенностью налоговых преступлений является то, что они в той или иной степени находят свое отражение в бухгалтерских или иных документах, к которым относятся: договоры, заключенные на поставку продукции, осуществление работ, оказание услуг; гарантийные письма; плановые калькуляции; главная книга; журналы-ордера; первичные документы на отпуск готовой продукции со складов (расходные накладные склада готовой продукции, товарно-транспортные накладные на перевозку грузов); банковские выписки по движению денежных средств по расчетному счету; приходные кассовые ордера на приход денежной наличности в кассу предприятия в оплату счетов за отгруженную продукцию; платежные требования и платежные поручения на оплату отгруженной продукции; пропуска на вынос (вывоз) готовой продукции [8, с. 7-13].
В.А. Козлов, также утверждая о том, что специфика налоговых преступлений заключается в наличии большого объема различного рода документов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика, в то же время отмечает, что в настоящее время налогоплательщики используют наряду с традиционными бумажными носителями информацию о подготовке, совершении и сокрытии налогового преступления, возможности по использованию высоких технологий. Электронные способы коммерции становятся одними из динамично развивающихся форм организации бизнеса, являющихся потенциально наиболее выгодными для вложения финансовых и материальных ресурсов. С их использованием осуществляются накопления и статистическая обработка информации, в том числе данных бухгалтерского учета, передача данных о хозяйственно-финансовой деятельности по техническим каналам связи (электронная почта, компьютерная факсимильная связь, банковские системы электронных платежей и пр.) [11, с. 248-249].
Анализ практики и специальной литературы позволяет отметить, что,
начиная с 2000 г., преобладающими способами уклонения от уплаты налогов становятся: завышение себестоимости производимой продукции; сокрытие выручки от реализации; осуществление финансово-хозяйственной деятельности без лицензии; нарушение порядка расчетов и хранения наличных денежных средств.
Схемы уклонения от налогообложения в кредитно-финансовой сфере можно разделить на две группы: неуплата налогов кредитно-финансовыми учреждениями по своим обязательствам и использование учреждений данной сферы для осуществления схем ухода от налогов предприятиями реального сектора экономики.
Способами совершения нарушений налогового законодательства, характерными для кредитно-финансовых учреждений, являются: неправильное определение или занижение доходов, формирующих налогооблагаемую базу, несоблюдение действующего порядка отнесения затрат при исчислении налога на прибыль, неправильное применение льгот. Имеют место случаи сокрытия оборотов, облагаемых налогом на добавленную стоимость, при совершении операций купли-продажи иностранной валюты по поручениям клиентов; доходов, облагаемых налогом на прибыль, в результате необоснованного отнесения на убытки суммы штрафных санкций по межбанковскому кредиту, полученному от головной организации филиалом. По данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, в результате использования схем «увода» налогов через «проблемные» банки в 2000 г. бюджет не досчитался 31 млрд. рублей налоговых платежей, что на 8 млрд. больше, чем в 1999 г. [12, с. 73]
Ужесточение финансовой политики государства со второй половины 90-х гг. XX в. привело к ограничению указанных возможностей использования банков для уклонения от налогообложения. Появилась тенденция к исключению банков из схем по уклонению от налогообложения. Они были заменены «черным налом» преимущественно в иностранной валюте.
При использовании учреждений кредитно-финансовой сферы ухода от налогов предприятиями реального сектора экономики используются следующие схемы:
1) проведение фиктивных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
2) оборот наличных денежных средств;
3) незаконная деятельность в кредитно-финансовой сфере;
4) участие банковских учреждений в сокрытии фонда оплаты труда;
5) нарушения, совершаемые в сфере страхового бизнеса [13, с. 115-117].
Лесной комплекс занимает особое место в экономике страны, на его
долю приходится около 5% общего объема промышленной продукции, в нем занято более 8% работающих в промышленности страны. Экспорт лесоматериалов занимает 4-5 место среди экспортируемых товаров. Ежегодно российская бюджетная система, по оценкам специалистов Департамента экономической безопасности МВД России, недополучает до 1 млрд. долларов США в результате совершаемых в лесопромышленном комплексе налоговых
преступлений [14, с. 21].
В лесопромышленном комплексе способами сокрытия налогов являются:
1) занижение объемов реализации лесопродуктов;
2) неотражение в учете предприятия сделок по купле-продаже лесоматериалов с организациями других регионов;
3) использование реквизитов фиктивных фирм для легализации товара, приобретенного на черном рынке;
4) сокрытие в учете сделок и расчетов наличными;
5) невозвращение из-за границы экспортной выручки путем заключения двойных контрактов;
6) занижение при экспорте контрактной стоимости лесопродукции и ее объемов с использованием рекламации по недогрузу (особенно при отправке лесопродукции водным путем).
Для реализации древесины и пиломатериалов характерны следующие нарушения налогового законодательства:
1) ведение финансово-хозяйственной деятельности с использованием документов подставных фирм;
2) осуществление расчетов наличными денежными средствами без отражения в учетных документах;
3) незаконное возмещение НДС;
4) неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете посредством уничтожения бухгалтерском учете посредством уничтожения бухгалтерских документов после совершения сделки;
5) ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций, структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским учетам или через незарегистрированные счета;
6) неоприходование товарно-материальных ценностей по бартерным операциям или взаимозачетам;
7) при экспорте леса занижаются его объемы и качество путем ссылок на иную систему обмера, принятую в той или иной стране, проведения
экспертизы качества древесины, в результате чего часть товара оформляется как не соответствующая мировым стандартам. Таким образом, валюта на счет российского предприятия поступает только за часть поставленной древесины, остальной товар списывается как некондиционный [15, с. 358-361].
В последние годы значительно возросла роль транспорта. Предприятия транспортной сферы имеют большое значение для нормального функционирования экономики, оказывают значимое влияние на процесс налогообложения предприятий реального сектора экономики, пополнение государственного бюджета.
Способами уклонения от налогообложения в транспортной сфере являются:
1) проведение сложной системы многоступенчатых взаимозачетов с последующим их неотражением в бухгалтерском учете, когда очень сложно определить и подтвердить сам факт уклонения;
2) использование документов подложных фирм, фиктивных физических лиц, когда, имея на руках расходные документы, выписанные несуществующими фирмами, практически невозможно доказать факт того, что расходы произведены не были;
3) использование при расчетах наличных денег и последующее неот-
ражение их получения в бухгалтерском учете;
4) уменьшение объема грузоперевозок по договоренности с предпри-ятиями-заказчиками, где происходит расчет наличными деньгами [13, с. 118120].
Анализ статистики показывает, что основными способами совершения налоговых правонарушений являются: занижение объема реализованной продукции (41,3%), сокрытие выручки от реализации продукции (13,7%), завышение себестоимости (10,5%), на которые приходится почти 66% всех выявленных преступлений. К другим способам совершения налоговых правонарушений относятся: осуществление коммерческой деятельности без лицензии (4%), превышение предельно допустимой суммы при расчете наличными (3%), осуществление финансовых операций с использованием счетов других предприятий по взаимной договоренности (1,8%), ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции (1,9%).
Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах выявляется в следующих отраслях экономики: в промышленности (23,3%), торговле (17,4%), строительстве (17%), сельском хозяйстве (11,6%). Среди отраслей промышленности необходимо выделить пищевую (4,3%), машиностроение и металлообработку (3%), лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную (2,5%). Доля нарушений налогового законодательства на транспорте составляет 4,7%, в кредитнофинансовой сфере - 2% от всех выявленных нарушений [16, с. 313-314]. В торговом комплексе доля уклонений от налоговых выплат составила 51,2%. Удельный вес налоговых преступлений, совершенных на предприятиях торговли, в общем объеме экономических преступлений, составил 8% [17, с. 18].
В настоящее время проблема заключается как в количестве совершенных налоговых преступлений, так и во все возрастающем проникновении в сферу налогообложения организованной преступности, увеличивающимся влиянием преступных группировок на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны [18, с. 47].
Библиографический список:
1. Состояние преступности в России за 2005 год. М., 2006.
2. Состояние преступности в Центральном федеральном округе за январь-декабрь 2005 года. М., 2006.
3. Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М., 2001.
4. Глебов Д.А., Ролик А.И. Налоговые преступления и налоговая преступность. СПб., 2005.
5. Криминология. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
6. Кучеров И.И. Налоговая преступность: криминологические и уголовно-правовые проблемы: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 1999.
7. Криминология. Учебник для вузов / Под ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 659-660; Ларичев В.Д., Бембетов А.П. Налоговые преступления. М., 2001. С. 34-35.
8. Коршунов А.В., Загорьян С.Г. Расследование налоговых преступлений. Иркутск, 2004.
9. Гладких В.И. Уклонение от уплаты налогов: оптимизация или правонарушение? //Налоговая политика и практика. 2004. № 11.
10. Попонова Н.А. Основные способы уклонения от уплаты налогов в развитых странах // Вестник Академии налоговой полиции. М., 2001. Вып. 2.
11. Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. М., 2005.
12. Крылосов А.Е., Бембетов А.П., Ефимов В.С. Организационноправовые аспекты создания государственного финансового контроля и механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем //Вестник Академии налоговой полиции. М., 2001. Вып. 2.
13. Песчанских Г.В. Эффективность деятельности правоприменительных органов в сфере налогообложения. Информационноаналитические подходы обеспечения экономической безопасности. М., 2004.
14. Бочков О.В. Налоговые преступления, совершаемые в лесопромышленном комплексе: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
15. Козлов А. В. К вопросу об особенностях криминологической характеристики преступлений в сфере налогообложения // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2005. Вып. 1 (4).
16. Белов О.С., Бадаев А.Г., Пашин В.М. Налоговая преступность -слагаемое экономической преступности (по материалам регионов РФ) // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. М., 2005. Вып. 1 (4).
17. Соколов С.Ю. Уголовно-правовые и криминологические меры борьбы с уклонением от уплаты налогов с предприятий торгового комплекса: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2006.
18. Караханов А.Н. Использование морально-правовых форм поощрения при предупреждении преступного уклонения от уплаты налогов и сборов // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. М., 2004.