УДК: 339(075.8) ББК: 65.5
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К СОВРЕМЕННЫМ МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ИНТЕГРАЦИОННЫМ ПРОЦЕССАМ
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЯКОВЛЕВ,
кандидат экономических наук, доцент Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством Рецензент: Эриашвили Н.Д., доктор экономических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. В настоящей статье приводится краткий анализ последствий образования интеграционных полюсов в рамках единой системы международной экономической интеграции. При этом подробно рассматриваются интеграционные процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, с характеристикой наиболее значимых интеграционных объединений. В то же время описываются отдельные наиболее актуальные элементы интеграционного механизма на Латиноамериканском континенте. В статье также характеризуется субрегиональная интеграция на примере Евразийского экономического сообщества (Союза).
Ключевые слова: глобализация мирового развития, международные экономические отношения, международное разделение труда, интеграционный полюс, этапы международной экономической интеграции, система иностранного инвестирования.
Annotation: In this article a short analysis of consequences of formation of integration poles in frames of united system of international economic integration is brought. Also in details some integration processes in Asian — Pacific Oceanic region with detaching of the most important integration unions are considered. Some actual elements of integration mechanism in Latin-American continent are described. In this article also subregional integration (after the example of the European-Asian Economic Union) is characterized.
Keywords: globalization of world development, international economic relations, international division of labour, integration pole, stages of international economic integration, system of foreign investment.
На разных континентах интеграционные процессы протекают абсолютно по-разному: с разнообразными по характеру отношениями между государствами-участниками, с различными структурами управления, с предельным образом различающимися между собой последствиями интеграционной деятельности.
В настоящее время в международных экономических отношениях сформировалась концепция интеграционной полюсности, где под полюсом как таковым следует рассматривать некую зону, объединяющую (как правило) рядом расположенные государства, которые не возражают против интеграционных процессов между ними, при этом мо-
жет проявляться явно выраженное влияние одного из государств на оставшиеся. В современном мире сложилась биполюсная интеграционная модель (система), включающая в себя паритетный и поглощающий интеграционные полюсы. К паритетному интеграционному полюсу (блоку) относится Европейский Союз, где, несмотря на довольно явные различия в уровне экономического развития отдельных государств, они являются равноправными как de jure, так отчасти и de facto. Поглощающая интеграционная модель включает в себя систему государств, объединенных соглашением НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле), где de facto мощная экономика США как бы
подавляет своим влиянием прямые экономические связи между Канадой и Мексикой. Сегодня в связи с активным развитием азиатской интеграции имеет место переход к трехполюсной интеграционной модели, причем Российская Федерация в контексте происходящих политических событий более всего тяготеет к формирующемуся азиатскому интеграционному полюсу.
Следует напомнить, что основные этапы международной экономической интеграции подразделяются в специализированной литературе, исходя из полноты интеграционных процессов и способности решать те или иные задачи. Так, согласно базовой классификации Б. Балассы, можно выделить пять основных (ключевых) этапов (уровней) интеграции, которые находятся в прямой зависимости от текущего состояния сотрудничества между интегрирующимися государствами и видов конкретных дискриминационных мер, подлежащих обязательной отмене. Соответственно, на каждом из уровней региональной экономической интеграции степень взаимодействия между государствами-участниками заметным образом усиливается. Различают, как правило, две стадии интеграционного процесса: во-первых, это предыинтеграционная стадия и, во-вторых, непосредственно интеграционная стадия. Предынтеграционная стадия объединяет в себе заключение целого ряда торговых соглашений (как правило, преференциальных), оформляющихся на двусторонней основе между отдельными государствами либо между уже сформированными интеграционными объединениями и группой государств или отдельным государством. Указанная форма сотрудничества в основном предполагает сохранение системы национальных таможенных тарифов каждой из заключивших данное соглашение сторон. К этому уровню интеграции относятся, в первую очередь, соглашения, именуемые соглашениями об экономическом партнерстве. В соответствии с современной теорией международной экономической интеграции, собственно интеграционная стадия включает в себя четыре ступени (последовательных этапа) развития интеграционных процессов — это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз. По состоянию на сегодняшний день только одно международное интеграционное объединение преодолело
указанные этапы — это Европейский Союз, об интеграционных процессах в рамках которого написано довольно много.
Однако отдельного внимания (с учетом сказанного выше) заслуживает оценка комплекса интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ведь ни для кого не секрет, что в последние годы набирают силу видимые интеграционные процессы в Восточной Азии, объединенные в рамках АСЕАН (Ассоциации стран Юго-Восточной Азии), образованной в 1967 г. в соответствии с Бангкокской декларацией. Государства АСЕАН позиционируют себя как занимающие стратегическое положение на маршруте из Индийского океана в Тихий океан, находясь на пересечении, соединяющем Тихоокеанский бассейн с Ближним Востоком, Африкой и Европой. Специфика развития региональной экономической интеграции в рамках такого объединения, как АСЕАН, определяется целым рядом факторов, включая такие, как: довольно высокая динамика экономического роста и политическая стабильность в регионе в целом; однотипность (однако диффе-ренцированность) экономик государств-участников и возникающие вследствие этого проблемы в существенном расширении взаимной торговли; участие в интеграционных процессах государств с разным уровнем экономического развития и неодинаковыми политическими системами.
Следует отметить, что АСЕАН имеет как политические, так и социально-экономические аспекты развития, при этом значение последних расширяется постоянно. Экономическая составляющая сотрудничества в рамках АСЕАН представлена, главным образом, сферой торговли. Первоначальное Соглашение о торговых преференциях предусматривало определенную систему торговых преференций на базе заключения долгосрочных контрактов, взаимное предоставление кредитов (на основе льготных ставок), либерализацию комплекса нетарифных барьеров во взаимной торговле, существенное увеличение масштаба ряда тарифных преференций. В настоящее время речь идет об активизации сотрудничества государств-членов АСЕАН в валютно-фи-нансовой сфере, которое планируется осуществлять по следующим направлениям.
Первое направление предусматривает совместные действия в сфере привлечения в указанный
регион прямых иностранных инвестиций. Цель в данном случае — это создание оптимума условий для привлечения внешних инвестиций. В качестве основного средства для привлечения прямых иностранных капиталовложений в сферу влияния АСЕАН рассматривается Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций в АСЕАН. Предполагается, что абсолютно все инвесторы из государств-участников АСЕАН получат такой же статус, как национальные организации. Первым планируется сделать открытым сектор обрабатывающей промышленности.
Второе направление предполагает сотрудничество в сфере валютной защиты. Ведущими государствами Азии сегодня разрабатывается стратегия защиты национальных валют от довольно резких колебаний курсов на рынке ForEx. Базой для реализации этой стратегии является Азиатский валютный фонд (предусматривающий участие государств АСЕАН, Китая, Японии, а также Южной Кореи). Данный фонд создается на основе системы двусторонних договоров, позволяющих государствам-участникам привлекать валюту для интервенций у государств-партнеров под залог государственных ценных бумаг. Предполагается сформировать сложный механизм финансовой взаимопомощи между государствами Азии и предпринять ряд мер для защиты национальных валют от серьезных колебаний курсов на мировом финансовом рынке.
Третьим направлением можно считать введение единой валюты. Необходимо заметить, что работу по созданию единой азиатской валюты Банк азиатского развития ведет, начиная с 2006 г. Все государства, участвующие в данном проекте, пытаются найти оптимальный способ «привязки» своих национальных валют к общей (единой), которая будет выполнять роль «валютной корзины», пропорционально отражающей валовой внутренний продукт и объемы внешней торговли государств-участников. В дальнейшем предполагается реализация методики по гармонизации экономической политики.
В настоящее время такая интеграционная группировка, как АСЕАН, довольно активно стремится минимизировать разрыв в экономическом развитии государств-членов в целях оптимизации процессов интеграции. По состоянию на сегодняшний день результаты интеграции можно предельно условно позиционировать как: расширение участия государств
АСЕАН на мировых товарных рынках; существенная дифференциация географии внешней торговли АСЕАН; стабилизация структуры производства, главным образом, в области промышленности (в то же время в значительной степени увеличивается процент промышленных товаров в экспорте, расширяется и товарная номенклатура); активизация притока иностранного инвестирования в экономику государств-членов АСЕАН (при этом совершенствуется структура иностранного инвестирования по блокам народного хозяйства, серьезно увеличились капиталовложения в материальное производство); ощутимый экономический и социальный прогресс государств региона. Основная цель развития АСЕАН на период ближайших лет — это, несомненно, углубление интеграции и уменьшение ряда различий в развитии государств-членов.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество осуществляется и в рамках Межправительственного форума АТЭС, образованного в 1989 г., участниками которого в настоящее время являются более 20 государств, включая и Российскую Федерацию. В качестве основных приоритетов работы АТЭС следует рассматривать обязательное ускорение механизма либерализации торговли и инвестирования, продвижение элементов региональной экономической интеграции, создание наиболее благоприятной среды для реализации предпринимательской деятельности и укрепления системы частно-государственного партнерства, а также обеспечение транспортной безопасности.
Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе можно отнести следующие:
• интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества...;
• процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами.;
• интеграция в масштабах Азиатско-Тихоокеанского региона включает субрегиональные эко-
номические союзы (АСЕАН, ..., Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например, по степени либерализации внешней торговли;
• идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в Совете по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству и Тихоокеанском экономическом совете, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. Эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи1. Отдельного внимания в аспекте полюсности интеграционных процессов заслуживает интеграционный механизм на Латиноамериканском континенте. В условиях глобализации экономики региональная экономическая интеграция рассматривается государствами Латинской Америки как наиболее перспективное средство социально-экономического развития и получения реальной экономической независимости от промышленно развитых государств (главным образом, в валютно-финансовом и технико-технологическом аспектах), стабилизации позиций в мировой экономической и политической системах, более адекватного (и соответствующего интересам государств) участия в процессах международного разделения труда.
Можно выделить следующие основные особенности современного этапа экономической интеграции в данном регионе:
• политика открытого регионализма (интеграция, основанная на предельно низких таможенных барьерах и одновременно более открытая для всего мирового сообщества, ставящая задачей стимулирование как национальной, так и региональной конкурентоспособности);
• стратегический ориентир для процессов экономической интеграции на субрегиональном уровне — это международные правила, закрепленные в комплексе документов системы ГАТТ-ВТО;
• существенный пересмотр основных элементов механизма интеграции, опора на некую многосторонность и определенную гибкость в методах интеграции;
• переоформление действующих договоров (в рамках функционирующих групп), формирование целого ряда новых объединений;
• сочетание региональной и субрегиональной интеграции с соответствующим развитием контактов между различными группами;
• возможность одновременного участия конкретных государств в нескольких интеграционных объединениях.
В настоящее время в Латинской Америке выделяют более 20 интеграционных соглашений, при этом определенное влияние на данном континенте (учитывая период функционирования) имеет Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), созданная на основе Договора Монтевидео 1980 г. Договоренности, которые были достигнуты в рамках ЛАИ, затрагивают предельно различные сферы отношений между ведущими латиноамериканскими государствами. Среди них такие, как взаимное снижение (и последующая отмена) таможенных тарифов, развитие системы торговли, экономическая взаимодополняемость, оптимальная торговля продукцией сельского хозяйства, сотрудничество в сфере финансов, налогообложения, защита окружающей среды, научно-техническое сотрудничество, а также развитие туристической отрасли. Можно сказать с большой долей уверенности, что ЛАИ внесла довольно существенный вклад в формирование процессов экономической интеграции в Латинской Америке, создав международно-правовые предпосылки как возникновения, так и эволюции крупнейших субрегиональных интеграционных объединений (Андского Сообщества; объединения стран Южного конуса — МЕРКОСУР — важного партнера Российской Федерации на современном этапе развития, крупнейшей интеграционной группировки в Южной Америке, деятельность которой должна заслуживать самостоятельного анализа), а также способствовала заключению и последующей унификации многих двусторонних экономических соглашений (включая договоры с внерегиональны-ми партнерами, в том числе и с Российской Федерацией в 1993 г.). Несмотря на то, что сегодня ЛАИ
представляет собой в основном некий консультативный механизм, предпринимается ряд существенных мероприятий по более полному использованию потенциала данной Ассоциации.
Также хочется обратить внимание на то, что особое место в современной системе интеграционного сотрудничества занимает Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Ев-рАзЭС), подписанный в Астане в 2000 г. (в настоящее время Сообщество трансформировано в Союз). Создание ЕврАзЭС относится к довольно удачной, хотя и попытке субрегиональной интеграции в целях достижения максимума в эффективности взаимодействия.
В рамках ЕврАзЭС имеются довольно серьезные результаты по углублению процессов интеграционного взаимодействия. Во-первых, создана нормативная правовая база интеграционного сотрудничества государств. Во-вторых, выработан оптимальный механизм как обсуждения, так и поиска направлений совместного решения ряда стратегических проблем, а также согласования интересов каждой из сторон. В-третьих, одним из достижений интеграционного сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС является функционирование в рамках Союза зоны свободной торговли с соответствующей отменой взимания таможенных платежей, тарифных и количественных ограничений. В-четвертых, уже сейчас реализуются единые меры нетарифного регулирования, порядок экспортного контроля, при этом ежегодно согласовываются национальные перечни наиболее чувствительных товаров государств ЕврАзЭС. И, наконец, в-пятых, в целях содействия развитию рыночной экономики государств-участников, их стабильному экономическому росту и увеличению взаимных торгово-экономических связей учрежден Евроазиатский банк развития как международная финансовая организация.
Наряду с достигнутыми результатами в развитии взаимовыгодного сотрудничества стран ЕврА-зЭС, имеются серьезные проблемы, связанные с углублением интеграционного взаимодействия государств Сообщества. К ним относятся:
1. Различный уровень экономического развития государств ЕврАзЭС.
2. Низкая конкурентоспособность товаров отечественного производства.
3. Сходство в структуре национальных экономик и выход на внешние рынки с однотипной продукцией.
4. Низкий уровень интеграции государств Ев-рАзЭС в аграрной сфере.
5. Слабое развитие национальных фондовых и валютных рынков в государствах ЕврАзЭС.
6. Несогласованность в реализации транспортной и энергетической политики.
7. Проблема увеличения барьеров во взаимной торговле. Несмотря на провозглашенное отсутствие подобных барьеров, на практике между членами ЕврАзЭС (в частности, между Россией и Белоруссией) все чаще ведутся «торговые войны», что негативно воздействует на состояние взаимного торгово-экономического сотрудничества. Обусловленные конкуренцией производителей промышленной продукции из разных стран, входящих в ЕврАзЭС, меры по ограждению национальных производителей не только снижают величину взаимного товарооборота, но и подрывают объективные экономические предпосылки для интеграции. Следствием подобного развития событий выступает, по существу, стагнация взаимной торговли стран ЕврАзЭС в последние годы и снижение ее удельного веса в общем объеме внешней торговли стран.
8. Принятые в рамках ЕврАзЭС соглашения не всегда выполняются.
9. Наличие конкурирующих интеграционных проектов2.
Следует отметить, что с учетом того, что интеграционный потенциал ЕврАзЭС используется далеко не в полной мере, современная стратегия экономической интеграции государств-участников Ев-рАзЭС должна включать такие базовые принципы, как: четкий прагматизм, обязательное совпадение интересов, взаимовыгодность в рамках механизма многостороннего сотрудничества, а также сохранение политического суверенитета, что не является простой задачей с учетом проводимой США (и государствами Евросоюза) санкционной политики.
В завершение можно отметить, что глобализация мирового экономического развития с неизбежностью ведет к переосмыслению и поиску новых подходов к формированию стратегических целей и задач внешней политики государств, что может отчасти проявляться и в особенностях их тяготения
к тому или иному интеграционному полюсу. При этом поиск реальных путей завоевания и укрепления авторитета в мировом сообществе на современном этапе, к сожалению, не позволяет разграничивать проблемы внешней и внешнеэкономической политики. Сегодня внешнеэкономическая составляющая является неотъемлемой частью общего комплекса проблем разработки внешней политики и стратегически важным направлением работы. Для нашей страны эта задача является особенно актуальной.
Литература
1. Внешнеторговая энциклопедия / Отв. ред. С.И. Долгов. М.: Экономика, 2011.
2. Внешнеэкономическая политика: Учеб. пособие / Э.П. Бабин, Т.М. Исаченко. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006.
3. Интеграционное право в современном мире: сравнительно-правовое исследование: монография. М.: Проспект, 2015.
4. Шемятенков В.Г. Европейская интеграция. Учебное пособие. М.: Междунар. отношения, 2003.
5. Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.
6. Шреплер Х.-А. Международные организации: Справочник / Пер. с нем. С.А. Тюпаева. М.: Междунар. отношения, 1995.
References
1. Foreign trade encyclopaedia / Resp. ed. S.I. Dolgov. M.: Economics, 2011.
2. Foreign economic policy: Textbook / E.P. Babin, T.M. Isachenko. M.: Publishing house «Economics», 2006.
3. Integration law in nowadays world: comparatively-juridical research: monograph. M.: Prospect, 2015.
4. Shemyatenkov V.G. European integration. Textbook. M.: International relations, 2003.
5. Shkvarya L.V. International economic integration in the world economy: Textbook. M.: INFRA-M, 2015.
6. Shrepler X.-A. International organizations: Reference book / Transl. from German by S.A. Tiupaev. M.: International relations, 1995.
1 См.: Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 229.
2 См.: Шкваря Л.В. Международная экономическая интеграция в мировом хозяйстве: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 110.
Гражданский процесс
Гражданский процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / [Л.В. Туманова и др.]; под ред. Л.В. Тумановой, Н.Д. Амаглобели. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 599 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
Раскрыты основные темы курса: сущность и источники гражданского процессуального права, гражданские процессуальные правоотношения, участники и сроки судопроизводства, порядок и особенности его ведения. Рассмотрены основные положения арбитражного процесса, нотариата, третейского суда, а также порядок обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека.
Особое внимание уделено порядку рассмотрения гражданских дел в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, а также по делам о пересмотре по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений юридического профиля, а также для всех инте-ресующихся вопросами гражданского процесса.