УДК 343.97
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
© Надежда Владимировна КРАСНОСЛОБОДЦЕВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
В статье представлена характеристика экологических преступлений, проанализированы факторы, способствующие совершению экологических преступлений. На основании проделанного исследования вносятся предложения о необходимости принятия Экологического кодекса, введения уголовной ответственности юридических лиц, а также ужесточение ответственности за совершение преступлений в сфере экологии.
Ключевые слова: экология; экологические преступления; экологическая безопасность; УК РФ.
Различные аспекты экологического преступления как феномена, явления, преступления изучают представители многих наук: политологии, экологического права, уголовного права, криминологии и др. Большинство ученых и практиков на современном этапе подчеркивают, что экологические преступления - это одна из важнейших экономических и социальных проблем. Безответственное и потребительское отношение к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Природа находится в столь критическом состоянии, что ее неблагополучие отражается на состоянии здоровья и условиях жизни людей, растет число генетических отклонений, сокращается продолжительность жизни.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим преступлением [1]. Это право закреплено и в отраслевом законодательстве: экологиче-
ском, административном, а также в уголовном. Нормы уголовного законодательства в части охраны окружающей природной среды от опасных посягательств на экологическую безопасность человека и природы закреплены в отдельной гл. 26 УК РФ «Экологические преступления», тем самым законодатель определил родовой объект экологических преступлений: экологическая общественная безопасность и экологический общественный порядок [2]. Целью экологического законодательства и отдельной его статьи является уголовно-правовая охрана от загрязнения, обеспечение правомерного использования окружающей среды и ее элементов, охраняемых законом.
Для адекватного понимания исследуемой проблематики предлагается использовать понятие «экологические преступления». В этой связи нельзя не согласиться с тем, что, прежде чем принимать законы, направленные против экологических преступлений, и совершенствовать законодательство, необходимо четко охарактеризовать само это понятие. Экологические преступления - это об-
щественно опасные, виновные, противоправные, причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека деяния, запрещенные и наказуемые в соответствии с уголовным законом.
Как отмечает профессор В.Д. Ермаков, экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями по тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального характера они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности [3, с. 480].
В решениях 11 Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) обращается внимание на то, что экологические преступления, приобретающие транснациональный характер, по своей опасности выдвигаются на одно из первых мест [4]. О серьезности экологических проблем в настоящее время говорит тот факт, что в Конвенции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 к числу угроз национальной безопасности отнесены ухудшение экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов, что напрямую обусловлено состоянием экономики и неготовностью общества осознавать глобальность и важность этих проблем.
По данным надзорных органов в России от 35 до 60 % питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам, а доступа к чистой воде нет почти у 11 млн жителей нашей страны [5]. По официальным данным Рос-лесхоза, на начало сентября 2010 г. во время пожароопасного периода на территории страны возникло более 30 тыс. природных пожаров общей площадью более чем 1,246 млн гектаров. Заповедные территории составляют только 1,5 % от всей территории России, тогда как в развитых странах - 3 % и более, не менее 20 % древесины общим объемом более чем 22 млн м3 заготавливается либо незаконно, либо с грубыми нарушениями лесного законодательства. Но сегодня уничтожаются и они: в заповедниках вырубаются леса, распахиваются берега рек, процветает браконьерство [6, с. 55]. Примерно одна шестая часть территории России, где
проживает более 60 млн человек, экологически неблагополучна. Специалисты считают, что 15 % территории страны представляет собой зоны экологического бедствия, 20 млн населения страны дышат воздухом, который загрязнен, наносит вред здоровью и жизни людей [7]. Из-за браконьерства катастрофически уменьшаются рыбные запасы, в первую очередь ценных пород. Так, в Каспийском море нелегальная добыча черной икры по своей доходности, пожалуй, уступает лишь наркобизнесу. В бассейне Азовского моря ресурсы осетровых рыб фактически исчерпаны, на их восстановление потребуются десятилетия.
Официальная статистика ГИАЦ МВД РФ масштаб распространенности преступлений, посягающих на экологическую безопасность и экологический порядок, отражает следующим образом. С 2001 г. прослеживается устойчивая тенденция к увеличению экологических преступлений. Если в 2001 г. зарегистрировано 17128 преступлений, то в 2002 г. - 21409, в 2003 г. - 26097, в 2004 г. -30573, в 2005 г. - 33491, в 2006 г. - 41883, в 2007 г. - 41242, 2008 г. - 44883, 2009 г. -46607, 2010 г. - 39155, в январе - апреле 2011 г. - 8150 [8].
Так, на основании статистических данных в Тамбовской области за последние 7 лет прослеживается следующая динамика рассмотрения уголовных дел по гл. 26 УК РФ «Экологические преступления». В 2003 г. было рассмотрено 16 уголовных дел, 2004 г. -
7, 2005 г. - 9, 2006 г. -12, 2007 г. - 20, в 2008 г. - 10, 2009 г. -13, 2010 г. - 11.
Как видим, за период 2003-2010 гг. по гл. 26 «Экологические преступления» в Тамбовской области было рассмотрено 98 уголовных дел.
По нашему мнению, приведенная статистика позволяет сделать вывод о распространении экологических преступлений, что является одной из важнейших экологических проблем и ведущей причиной ухудшения условий жизни и здоровья людей, роста генетических отклонений, а также иных негативных последствий, создающих в целом неблагоприятную окружающую среду. Нам можно констатировать, что криминализация с 2001 г. имеет явно устойчивый характер и отличается значительным ростом ежегодно совершаемых преступлений в сфере охраны
окружающей среды. Так, только за период 2001-2011 гг. число регистрируемых преступлений в этой сфере выросло почти в 5 раз. Важно отметить, что официальные показатели не в полной мере отражают реальное состояние преступности в сфере экологии. Во-первых, данные не по всем видам экологических преступлений показываются в статистических учетах. Во-вторых, указанные деяния обладают высокой степенью латентности, достигающую 90-95 % [9].
В этой связи необходимо указать на факторы, детерминирующие экологическую преступность. Под фактором преступности следует понимать комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность. Рассмотрим факторы, способствующие совершению экологических преступлений.
1. Низкая эффективность деятельности органов управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Это вызвано, прежде всего, нестабильностью системы государственного экологического управления, недостаточным финансированием природоохранной деятельности, нехваткой численности работников инспекторского состава природоохранных государственных органов. На основе анализа влияния указанных проблем на рост числа преступных деяний в сфере экологии делается вывод о высоком уровне коррупции в сфере государственного экологического контроля.
2. Ненадлежащая работа органов государственного экологического контроля.
Низкий уровень активности работников контролирующих органов при осуществлении деятельности по выявлению, пресечению экологических правонарушений и привлечению к ответственности лиц, нарушивших природоохранные нормы, многочисленность допускаемых ими в ходе реализации своих функций нарушений законодательства. Это проявляется, в частности: в несвоевременном направлении (либо ненаправлении) контролирующими органами материалов о выявленных экологических преступлениях в правоохранительные органы; в низком уровне подготовки указанных материалов, что, в свою очередь, часто служит поводом для отказа работникам правоохранительных органов от возбуждения уголовных дел ввиду отсутствия в деянии признаков состава пре-
ступления, в то время как на самом деле отсутствует не состав преступления, а надлежащее закрепление его признаков в направляемых материалах, например, наличие вреда окружающей среде и т. д.
3. Недостаточное бюджетное финансирование деятельности по охране окружающей природной среды. Так, вместо увеличения бюджетного финансирования охраны окружающей среды, что было бы вполне закономерным, учитывая ухудшение состояния окружающей среды и рост числа правонарушений в сфере экологии, наблюдается, в основном, его сокращение. Например, если в 1997 г. объем финансирования указанной расходной статьи бюджета Российской Федерации составлял 0,4 % от общей суммы бюджетных расходов, то в 2001-2003 гг. он составил 0,3 %, в 2007 г. - 0,2 %, в 2011 г. -
0,12 %. В 2009 г. сумма расходов российского бюджета на охрану окружающей среды по сравнению с предыдущим годом была увеличена лишь на 0,04 % и составила 0,16 % федерального бюджета.
В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды [10]. Уголовная и административная ответственности за совершение экологических преступлений и правонарушений подробно регламентируются Федеральными законами «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ, «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, Лесным, Водным, Земельным, Воздушным, Уголовным кодексами РФ, Кодексом об административных правонарушениях РФ, а также иными нормативными правовыми актами РФ. Однако, несмотря на то, что указанные вопросы достаточно подробно регулируются действующим российским законодательством, его нормы нуждаются в дальнейшей регламентации и совершенствовании.
Экологическое законодательство предусматривает три вида наказания: наказание за нарушение; за нарушение, повлекшее значительный ущерб; за нарушение, повлекшее смерть человека (тяжкие последствия). Смерть человека как последствие экологического преступления оценивается законом как неосторожность (совершенное по небрежности или легкомыслию). Экологические преступления небольшой тяжести наказываются
лишением свободы не более чем на 2 года, средней тяжести - до 5 лет, тяжкие - до 10 лет, особо тяжкие - свыше 10 лет или более строгим наказанием. Видами наказаний при совершении экологических преступлений могут быть: штраф, лишение права занимать определенные должности, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.
Полагаем, что специфика экологических преступлений заключается в том, что они, посягая на экологическую безопасность, экологический правопорядок, рациональное использование компонентов окружающей среды, тем самым причиняют вред человеку, ухудшая природные основы его жизнедеятельности, умаляют экологические интересы общества, подрывают незыблемость природоохранительных и иных правовых норм. Они нарушают конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Защита прав и законных интересов граждан от данных преступлений, а также обеспечение экологической безопасности государства в целом являются одними из главных задач как правотворческой, так и правоприменительной деятельности. Их решение невыполнимо без применения уголовно-правовых средств, что и послужило причиной включения в УК РФ гл. 26 «Экологические преступления». В этой главе последствия от совершения экологических преступлений представлены разнообразно, но всегда связаны с причинением вреда здоровью граждан либо окружающей среде. В большинстве составов в качестве общественно опасных последствий законодатель указывает физический вред (заболевание людей или смерть) либо материальный ущерб.
Значительное место среди всей совокупности экологических преступлений занимают четыре состава преступлений: незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), незаконная охота (ст. 258 УК РФ), незаконная рубка лесных насаждений (ст. 260 УК РФ), а также уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ). Эти преступления за по-
следние одиннадцать лет (с 2000 по 2011 гг.) в общей структуре экологической преступности составляют около 98 %.
Таким образом, экологическая преступность - это сложное социально-правовое исторически изменчивое явление, под которым следует понимать совокупность преступлений, посягающих на экологическую безопасность и экологический правопорядок, причиняющих вред окружающей природной среде или ее компонентам либо создающих реальную угрозу такого причинения, совершенных на определенной территории за установленный период времени.
В этих условиях особо актуальными являются научные исследования, нацеленные на поиск решений, способных уменьшить риск дальнейшего обострения экологической ситуации. К их числу, несомненно, следует отнести и те, которые способствуют развитию и совершенствованию уголовно-правового законодательства, играющего важную роль в правовом регулировании экологической сферы жизни современного общества. Изменение системы уголовного законодательства Российской Федерации в этой области обусловлено новыми политическими и экономическими реалиями. Устранение существующих противоречий по целому ряду важных теоретических вопросов, к которым следует отнести и проблему объекта экологических преступлений, актуально и необходимо. Без этого будут оставаться нерешенными многие проблемы современного законодательства в области экологии (дефиниции, классификации и систематизации экологических преступлений и др.). Нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, являются очень сложными. Для их реализации требуются обширные знания, определенный опыт. Только систематизированная законодательная база и правовые механизмы ее реализации создадут существенный барьер на пути распространения экологической преступности, представляющей угрозу для экологической безопасности всего человечества. Без помощи отлаженных уголовно-правовых и криминологических систем невозможно добиться сравнительно стабильной эколого-правовой обстановки.
Защита и сбережение водных ресурсов являются неотъемлемой частью работы по системной защите окружающей среды. Пола-
гаем, что требуется государственная законодательная поддержка и поощрение тех предприятий, которые используют экологически безопасные и энергосберегающие технологии. Природоохранные меры, принимаемые в регионах, требуют не только вложений, но и постоянного контроля. Многие предпочитают экономить именно на экологии, а значит, и на здоровье людей. К сожалению, Экологический кодекс Российской Федерации, разработанный еще в 2005 г., не принят до сих пор. Следствием этого является, в частности, то, что штрафы за загрязнение окружающей среды платить намного выгоднее, чем модернизировать вредное производство. России нужна разумная политика, при которой «загрязнитель» платит, а общественность контролирует, нужна система мер поддержки для предприятий, которые добросовестно занимаются очисткой вредных выбросов в окружающую среду.
В частности, в Минприроды России планируется разработать поправки в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях перехода к единым принципам выработки нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и внедрения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, применяющих наилучшие технологии. Также намечается внести изменения в законодательство для усиления ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, разработать климатическую доктрину до 2020 г.
Практика показывает, наибольшее число ошибок в квалификации экологических преступлений связано с применением устаревшего правового материала, а также в неправильном определении причиненного ущерба. Именно поэтому правильное применение норм об уголовной ответственности за экологические преступления предопределяет не только изучение теоретических аспектов проблемы, но и обширного законодательного массива, охватывающего нормативные правовые акты РФ и международно-правовые документы, а также постановления Пленума Верховного суда РФ и судебной практики.
На основании изложенного необходимо выделить основные направления борьбы с преступлениями в сфере экологии.
Одно из действенных направлений борьбы с преступностью - ее предупреждение, которое рассматривается как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности. Однако мероприятия по предупреждению могут быть успешными только при комплексном воздействии на причины и условия, ее порождающие. Предупреждение преступлений, совершаемых в природоохранной деятельности, следует строить на вовлечении всей системы субъектов профилактики и средств, направленных на нейтрализацию причин и условий преступности; взаимодействие системы
субъектов профилактики и активизацию государственных и общественных органов в деле предупреждения преступности, а именно: повышение государственного контроля и надзора в сфере экологии, создание экологических судов, прокуратур.
К общим мерам предупреждения преступности относится также повышение нравственного, материального и культурного уровней населения.
Так, одной из мер предупреждения преступности является необходимость введения Экологического кодекса. В Кодексе следует отметить обязанность государства по защите окружающей природной среды от опасных посягательств на экологическую безопасность человека и природы, установление государственной монополии на разработку отдельных видов природных ресурсов (полезные ископаемые, лес, водоемы и другие природные богатства), принадлежащих всему народу, которые нельзя отдавать в пользование отдельным лицам. Необходимо отметить, что современная государственная политика в природоохранной сфере не создает необходимых предпосылок для предупреждения преступности. Важно устранить противоречия и пробелы, имеющиеся в российском экологическом законодательстве. Для этого необходимо привлечь высококвалифицированных специалистов-правоведов, чтобы изучить нормы экологического законодательства и выработать рекомендации по его улучшению. Целесообразно ужесточение санкций за совершение экологических преступлений. Считаем необходимым ввести в
уголовное законодательство нормы о привлечении к уголовной ответственности за экологические преступления наряду с физическими лицами и юридических лиц.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 7 марта 2011 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Ермаков В.Д., Сухарев А.Я. Экологическое право России. М., 1997.
4. Лукащук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. М., 1999.
5. Российская газета. Выпуск «Чистая вода». 2010. 20 окт.
6. Лесопользование в России: проблемы и пути их решения. Использование и охрана природных ресурсов в России // Ежемесячный бюллетень. 2000. № 9.
7. Миронов О.О. Экология и нарушения прав человека: специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2QQ2.
8. Статистические данные МВД РФ в сети Интернет. URL: http: //www.mvd./ru/stats/ (дата обращения: 07.06.2011).
9. Королева М., Суслова Н. Современное состояние законности и госконтроля в сфере охраны окружающей среды // Уголовное право. 2002. № 4. С. 92-93.
10. Авраменко И.М. Международное экологическое право. Ростов н/Д, 2005.
Поступила в редакцию 11.07.2011 г.
UDC 343.97
GENERAL DESCRIPTION OF ENVIRONMENTAL CRIMES UNDER CURRENT RUSSIAN LAW Nadezhda Vladimirovna KRASNOSLOBODTSEVA, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Criminal Law and Procedure Department, e-mail: [email protected]
The article presents the characteristics of environmental crimes, analyzes factors contributing to environmental crime. Based on made research the suggestions and recommendations about necessity of Ecological Code, criminal responsibility of legal persons and also toughening of responsibility for crimes in ecological sphere.
Key words: ecology; environmental crime; environmental safety; Criminal Code.