Жамсуева Дарима Санжиевна
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ДАЦАНАМ ЭТНИЧЕСКОЙ БУРЯТИИ
Основная цель статьи - дать общую характеристику архивным источникам, содержащим сведения о монастырях этнической Бурятии. Выявленные материалы и документы из фондов различных архивов позволяют восполнить недостаток знаний по истории буддийской культуры Бурятии; реконструировать прошлое большей частью разрушенных памятников культурного наследия. Введение в научный оборот архивных ресурсов важно для характеристики историко-культурного значения бурятских дацанов. Адрес статьи: отм^.агатиМа.пе^т^епа^/З^СИУ/в^З.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 88-90. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
9. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с.
10. Шлезингер-младший А. М. Циклы американской истории. М.: Прогресс; Прогресс-Академия, 1992. 688 с.
11. Behrens B. Government and Society // The Cambridge Economic History of Europe: in 8 vols / еd. by E. E. Rich, C. H. Wilson. Cambridge: Cambridge University Press, 1989. Vol. V. P. 549-620.
12. Buzan B., Little R. International Systems in World History: Remaking the Study of International Relations. N. Y.: Oxford University Press, 2010. 452 p.
13. Hall J. A. Political Transformation: in 7 vols // History of Humanity / еd. by P. Burke, H. Inalcik. L.: Routledge, 1994-2008. Vol. V. P. 43-49.
14. Jones E. L. The European Background // The Cambridge Economic History of The United States: in 3 vols / еd. by S. L. Engerman, R. E. Gallman. Cambridge: Cambridge University Press, 1996-2000. Vol. I. P. 95-133.
15. Smart N. Religions and World-Views // History of Humanity / еd. by P. Burke, H. Inalcik. L.: Routledge, 1994-2008. Vol. V. P. 74-82.
GENESIS OF THE USA FOREIGN POLICY: CRISIS OF THE "OLD REGIME" IN EUROPE (THE XVI-XVIII CENTURIES)
Dorofeev Denis Vladimirovich, Ph. D. in Political Sciences, Associate Professor V. I. Vernadsky Crimean Federal University in Simferopol dorof-denis@yandex. ru
The article analyzes impact of the crisis of the "old regime" in Europe (the XVI-XVIII centuries) on genesis of the US foreign policy. Development of the United States of America in the early period of their history was due to transformation of absolutism in Europe. The North American colonies of Great Britain became the most vivid example of radical transition from the "old regime" to the "new regime". The idea of separating the Church from the state, formation and influence of economic and political interest groups, international rivalry of states, in which different types of regimes were realized, created unique conditions in British America for formation of the US foreign policy.
Key words and phrases: genesis of the US foreign policy; "old regime"; international relations of the XVI-XVIII centuries; British colonies in North America; Reformation; Enlightenment.
УДК 294.321; 930.85 Исторические науки и археология
Основная цель статьи - дать общую характеристику архивным источникам, содержащим сведения о монастырях этнической Бурятии. Выявленные материалы и документы из фондов различных архивов позволяют восполнить недостаток знаний по истории буддийской культуры Бурятии; реконструировать прошлое большей частью разрушенных памятников культурного наследия. Введение в научный оборот архивных ресурсов важно для характеристики историко-культурного значения бурятских дацанов.
Ключевые слова и фразы: государственные архивы; фонды; документы; дацаны этнической Бурятии; храмовые комплексы; памятники культурного наследия.
Жамсуева Дарима Санжиевна, к.и.н., доцент
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук, г. Улан-Удэ darisan @rambler. т
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АРХИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ДАЦАНАМ ЭТНИЧЕСКОЙ БУРЯТИИ
В связи с тем, что исторические архитектурные ансамбли дацанов этнической Бурятии в подавляющем большинстве уничтожены, огромную ценность представляют архивные материалы не только в плане изучения, популяризации и использования в современных формах реставрационной деятельности, но и для правовой охраны памятников культурного наследия прошлого. Важность освоения и введения в научный оборот архивных источников о буддийских монастырях не вызывает сомнений, данный аспект деятельности представляет собой обширное поле для исследователей. Крайне актуально изучение документов и материалов различных архивов для анализа характера модернизационных процессов, присущих дацанам этнической Бурятии на современном этапе.
Начальный период истории появления первых монастырей ознаменовался становлением церковной организации бурятского буддизма в XVIII - первой половине XIX в. с дальнейшим расширением ее территории, связанным с активным проникновением тибетской формы буддизма гелуг. Как пишет Н. В. Цыремпилов, «в доступных на сегодняшний день источниках сохранилось мало сведений о времени и обстоятельствах проникновения буддизма на территорию Забайкалья. В самых ранних источниках на монгольском письме в связи с этими событиями говорится только о времени начала XVIII века, тогда как в русскоязычных материалах первые упоминания о буддийских ламах на территории расселения бурят-монгольских племен
ISSN 1997-292X
№ 8 (82) 2017
89
датируются серединой XVII века» [7, с. 39]. Внедрение новой религии в различных этнических группах населения было повсеместным, хотя и неодновременным. Итак, буддизм утвердился вначале у селенгинских, затем у хоринских, в XIX в. - у тункинских, баргузинских и аларских, в XX в. - у иркутских бурят.
Базу данных архивных материалов о дацанах этнической Бурятии составили сведения, извлеченные из документов, хранящихся в российских государственных, научных и ведомственных архивах.
Основная масса документов по рассматриваемой теме сосредоточена в Российском государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург); Государственном архиве Республики Бурятия (г. Улан-Удэ); Государственном архиве Забайкальского края (г. Чита); Агинском государственном окружном архиве (п. Агинское Забайкальского края). Хронологические рамки изученных источников охватывают период с конца XVIII по начало XX в.
Значимый пласт архивного ресурса по рассматриваемой теме составляют материалы Российского государственного исторического архива [5], содержащие официальные документы законодательных и публично-правовых актов, отражающих позицию центральной царской администрации и содержащих большой массив источников по правительственным ревизиям, ограничительным правилам для духовенства (Посольский Приказ, Инструкция пограничным дозорщикам графа Рагузинского Саввы Владиславовича, Реформа М. М. Сперанского 1822 г., Положение о ламаистском духовенстве Восточной Сибири 1853 г. и т.п.). Эти дела законодательно-правового характера являются обширной группой источников по обозначенной тематике с наиболее богатым информационным ресурсом.
Кроме того, материалы архивных источников Российского государственного исторического архива содержат подробную информацию о формировании церковной структуры бурятских монастырей, их административном и хозяйственном укладе, приходской системе и позволяют проследить динамику развития сети дацанов, уточнить дату строительства конкретного монастыря, т.е. получить в целом фактические сведения о характере и особенностях создания, функционирования и развития культовых объектов этнической Бурятии.
Особый интерес для нас представляют документальные источники Государственного архива Республики Бурятия [4], где сохранились материалы о семнадцати дацанах, в которых сосредоточены сведения о текущей деятельности буддийских монастырей: канцелярские журналы входящих и исходящих бумаг; переписка ширетуев дацанов с местными и светскими властями по различным вопросам жизни и быта прихожан; ведомости о регистрации браков, новорожденных и умерших и т.д.
Существенную информацию содержат имеющиеся в фондах годовые отчеты настоятелей дацанов, предоставлявшиеся в распоряжение чиновников степных дум. Они дают возможность составить в деталях представление о некультовой стороне церковной жизни: о приходах и расходах «джасы», в которой указываются остаток от предыдущего года и приход кассы за текущий год, образующийся из приношений верующих, из сдачи в аренду сенокосных угодий дацана; о количестве движимого и недвижимого имущества (зданий дацанов, сумэ, бурханов, книг, посуды и т.д.) с указанием его стоимости; список лам и хувараков.
Материалы фондов Государственного архива Забайкальского края [3] содержат различные делопроизводственные документы: переписку о ходе строительства храмов, послужные списки лам, справки о временных отъездах священнослужителей, сведения об обновленческом движении духовенства, съездах и документы о ликвидации храмов. По сравнению с материалами Национального архива Республики Бурятия они более подробные и полные.
Для материалов Агинского государственного окружного архива [1] характерны основательность и доскональность в освещении деятельности агинских дацанов. В них можно найти подробные сведения о закрытии дацанов, выдворении лам из монастырских комплексов; сохранены документация торгов дацанского имущества, описи имущества отдельных священнослужителей и списки лам. Кроме того, содержащиеся детальные схемы и описания архитектурной композиции монастырей вполне пригодны для реконструкции культового комплекса и внутреннего убранства дацана.
Для выявления контактов бурятских дацанов с религиозными центрами Тибета и Монголии, общих традиций их культовой практики весьма продуктивным явилось использование материалов архивов Института восточных рукописей РАН (архив А. Позднеева, Б. Барадина, Ц. Жамцарано) [2], Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (монгольский, тибетский, общий архивный фонды, личные фонды У. Онгодова, Ц. Жамцарано) [6].
Комплексный анализ документов из фонда А. Позднеева и Б. Барадина позволяет обобщить сведения о действовавших храмах на территории этнической Бурятии в XIX-XX вв., они являются основными источниками для изучения особенностей храмового строительства бурятских дацанов. Фундаментальную историографическую ценность представляют материалы А. М. Позднеева, который по поручению Министерства внутренних дел в первой половине XX в. посетил почти все бурятские дацаны, ознакомился с их архивами, делопроизводством в дацанских казначействах. Его письменные материалы представляют собой рукописный и отчасти (в меньшей степени) машинописный текст, где в максимально рациональной форме представлена разносторонняя информация об имущественном состоянии, приходских участках некоторых дацанов, работе монастырских типографий, внутреннем убранстве, общем плане и расположении культовой атрибутики и различных аспектах общественной жизни того периода и т.д. Ценность подобных сведений заключается в документальной достоверности, сохранившей черты исторической повседневности. В отличие от поздних нарративных описаний они позволяют проследить эволюцию архитектурного облика многих бурятских дацанов.
В записях А. М. Позднеева содержатся важные сведения не только о строительстве и реконструкции монастырей, но и о характере культовой деятельности дацанов, описывающие обрядовую специализацию и раскрывающие особенности религиозной системы буддийской конфессии. Его записи имеют конкретно-историческую ценность как памятник, фрагмент исчезнувшего времени. Анализ этих документов позволяет систематизировать данные об имущественном состоянии дацанов и раскрыть важные аспекты внутренней жизни буддийских общин.
В своих дневниках Б. Барадиным осуществлялась регулярная синхронная фиксация наиболее значимых сторон и частностей монастырской жизни, тем самым благодаря скрупулезной и тщательной работе ученого до нас дошли в письменном виде детали реального быта духовных лиц. Его дневниковый отчет содержит изложение конкретных сведений об истории строительства дацанов, подробное описание внешнего и внутреннего вида, убранства храмов, их внутренней структуры и организации. Им приведены данные о богословских школах, наличии типографий (в том числе описание техники и процесса ксилографирования), указаны перечень книг (изданных при дацанах), немаловажны сведения о количестве ламских домов, численности духовенства и хувараков (в некоторых случаях - биографии ширетуев, хубилганов-перерожденцев). Бесценные наблюдения автора, зафиксированные в дневнике, позволяют составить определенное представление об иконописных школах Тибета, Монголии, бурятской технике рисования и литья скульптур. Кроме того, Б. Барадин свое изучение монастырских комплексов совмещает с освоением разговорного тибетского языка. Осуществляя перевод некоторых тибетских сочинений, дает подробные данные о буддийских рукописях и ксилографах по иконографии.
Особое внимание Б. Барадин уделял расположению танков, их характеристике и оценке. Эти записи являются бесценными для обогащения наших познаний сведениями об иконописной школе бурятских зодчих. Вместе с тем не все записи дневника Б. Барадина имеют вид поденных заметок по буддийской иконографии. Некоторые части дневника содержат личные суждения, впечатления о тех людях, с которыми ему удалось пообщаться, и о тех странах, которые он изучал. Фиксация эмоций, ощущений автора живо передает исключительность встреч в пути, дорожных заметок ученого.
На основе зарисовок и набросков Б. Барадина, содержащих данные о размерах основных и поэтажных частей храмов, можно восстановить масштабные планы дацанов. Таким образом, подлинные архивные документы Б. Барадина, несомненно, являются важным источником для исследования истории, религии, этнографии бурят, вместе с тем характеризуют роль ученого в развитии исторической науки.
Следующая группа документов - материалы, хранящиеся в ведомственных архивах Управления федеральной службы безопасности по Республике Бурятия и Забайкальскому краю, анализ которых позволил получить сведения о судьбах священнослужителей, подвергшихся политическим репрессиям в 30-50-е гг. XX в.
Использование архивных, документальных источников по монастырям этнической Бурятии позволяет восполнить недостаток знаний по истории буддийской культуры; реконструировать архитектурный характер большей частью разрушенных памятников материально-духовного наследия, что будет способствовать восстановлению и сохранению этнической памяти, осознанию значимости национальной культуры народа. База данных по архивным документам, изобразительным материалам и фотодокументам дает возможность изучить процесс формирования храмовых комплексов, установить специфику возникновения и развития зодчества местных мастеров, выявить особенности организации культовой системы бурятских дацанов, определить значение монастырских комплексов как центров буддийской культуры.
Список источников
1. Агинский государственный окружной архив. Ф. 39; 42.
2. Архив востоковедов Института восточных рукописей Российской академии наук. Ф. 44; 87; 152.
3. Государственный архив Забайкальского края. Ф. 1 (о); 19 (о); Р-1058.
4. Государственный архив Республики Бурятия. Ф. 84; 129; 247; 425; 430; 494; Р-248.
5. Российский государственный исторический архив. Ф. 801; 821; 1293.
6. Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Ф. 1; 44; Фонд Г.-Д. Нацова; Общий фонд, д. 375, инв. № 1916.
7. Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII - нач. XX в.). Улан-Удэ, 2013. 337 с.
GENERAL CHARACTERISTIC OF ARCHIVAL SOURCES ON ETHNIC BURYATIA DATSANS
Zhamsueva Darima Sanzhievna, Ph. D. in History, Associate Professor Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences in Ulan-Ude
darisan@rambler. ru
The article presents a general characteristic of archival sources containing information on ethnic Buryatia monasteries. Materials and documents from the archival funds provide deeper knowledge on Buryatia Buddhist culture history, allow reconstructing the past of the mostly destroyed monuments of cultural heritage. Introducing the archival resources into scientific use contributes to studying historical and cultural importance of Buryat datsans.
Key words and phrases: state archives; funds; documents; ethnic Buryatia datsans; temple complexes; monuments of cultural heritage.