6. Поздеева, С.И. Наставничество как деятельностное сопровождение молодого специалиста: модели и типы наставничества / С.И. Поздеева // Научно-педагогическое обозрение. - 2017. -№ 2(16). - С. 87-91.
7. Прищепова, Т.Н. Практика наставничества в дополнительном образовании / Т.Н. При-щепова // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2019. - № 4. - С. 237-241.
REFERENCES
1. Dimukhametov, R.S., Sokolova, N.A., Kharlanova, E.M. and Stolbova, E.A. (2017), "Scientific and methodological support of the Russian movement of schoolchildren in the region: problems and prospects", CITISE, No. 4 (13), pp. 84-89.
2. Ilakavicius, M.R. (2022), "Mentorship: practices of the era of digitalization", Questions of Pedagogy, No. 2-1, pp. 117-120.
3. Loktyukhina, N.V., Nazarova, U.A. and Shabaeva, S.V. (2019), "Development of the mentoring system: Russian and foreign experience", Continuous education: XXI century, No. 4 (28), pp. 136151.
4. Malykhina, L.B., Menshikov, N.A. and Osipova, M.V (2020), "Functioning of mentoring models in the system of additional education in conditions of distance learning", Education: development resources. Bulletin of LOIRO, No. 3, pp. 15-20.
5. Osipov, P.N. and Irismetova, I.I. (2020), "Mentoring as an object of scientific research", Professional education and labor market, No. 2, pp. 109-115.
6. Pozdeeva, S.I. (2017), "Mentoring as an activity support for a young specialist: models and types of mentoring", Scientific and Pedagogical Review, No. 2 (16), pp. 87-91.
7. Prishchepova, T.N. (2019), "The practice of mentoring in additional education", Modern education: topical issues and innovations, No. 4, pp. 237-241.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.10.2022
УДК 796.015.132:796.853.26
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА У ЮНЫХ КАРАТИСТОВ
Александр Викторович Жалилов, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Юрьевна Завалишина, доктор биологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Александр Викторович Доронцев, кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань; Наталья Владимировна Кириллова, старший преподаватель, Московский архитектурный институт, Москва
Аннотация
Увеличить физическую подготовленность в юношеском возрасте можно путем регулярных мышечных нагрузок, особенно в ходе занятиями разными видами борьбы. Регулярные занятия ими увеличивают точность совершаемых движений и стимулируют все внутренние органы. Цель исследования - установить динамику физической подготовленности у студентов юношеского возраста, начавших заниматься каратэ. Методика и организация исследования. Под наблюдение взяты 32 клинически здоровых юношей. Из них создали группу исследования (16 человек), которая кроме обычных академических занятий физической культурой приступила к занятиям по каратэ 3 раза в неделю. Группа контроля (16 юношей) продолжала посещать академические занятия по физической культуре и испытывала нагрузки дважды в неделю только там. У обследованных проводили традиционные функциональные тесты. Полученные данные обрабатывали корреляционным анализом и критерием Стьюдента(Ц. Результаты исследования и их обсуждение. Тренировки по каратэ 3 раза в неделю обеспечили стимуляцию координационных параметров и улучшили устойчивость тела юношей. Каратисты показали улучшение своих физических возможностей и повышение точности спортивных движений. Выводы. Регулярные тренировки по каратэ стимулируют у юношей силовые возможности, координационные характеристики, увеличивают скорость движений и уровень выносливости.
Ключевые слова: спорт, юношеский возраст, физическая активность, каратэ, двигательные характеристики, координация, физические возможности.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p145-150
YOUNG KARATE PLAYERS' GENERAL PHYSICAL TRAINING
Alexander Viktorovich Zhalilov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Svetlana Yurievna Zavalishina, the doctor of biological sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexander Viktorovich Dorontsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Astrakhan State Medical University, Astrakhan; Natalya Vladimirovna Kirillova, the senior teacher, Moscow Architectural Institute, Moscow
Abstract
It is possible to increase physical fitness in adolescence through regular muscle loads, especially during various types of wrestling. Regular exercises with them increase the accuracy of the movements made and stimulate all internal organs. Purpose of the study - to establish the dynamics of physical readiness among students of youthful age who started to practice karate. Methodology and organization of the study. 32 clinically healthy young men were taken under observation. Of these, a research group (16 people) was created, which, in addition to the usual academic physical education classes, began karate classes 3 times a week. The control group (16 boys) continued to attend academic physical education classes and experienced loads twice a week only there. The examined patients underwent traditional functional tests. The data obtained were processed by correlation analysis and Student's test (t). Research results and discussion. Karate training 3 times a week provided stimulation of coordination parameters and improved body stability of young men. Karatekas showed improvement in their physical abilities and increase in the accuracy of sports movements. Conclusions. Regular karate trainings stimulate the young men's strength capabilities, coordination characteristics, increase the speed of movements and the level of endurance.
Keywords: sport, adolescence, physical activity, karate, motor characteristics, coordination, physical abilities.
ВВЕДЕНИЕ
Увеличение объема ежедневной мышечной нагрузки повышает общую работоспособность человека здорового [1] и страдающего разными заболеваниями [2]. Мышечная активность в случае ее регулярности стимулирует морфо-функциональные параметры костно-мышечного аппарата и активируют жизненные процессы в клетках всего организма [3].
В современном обществе весьма распространена слабая физическая тренированность населения, и особенно молодежи, что требует дальнейшего поиска действенных подходов к устранению этой ситуации за счет эффективного повышения мышечной нагрузки [4]. Только в этом случае возможно достичь существенную стимуляцию ведущих функциональных параметров дыхательной и сердечно-сосудистой систем [5]. Значимость продолжения поиска обоснована многочисленными исследованиями на лицах разного возраста и соматического статуса [6]. При этом в социуме остается потребность дальнейшего развития подходов физической активизации организма для укрепления здоровья и наращивания трудового потенциала [7].
Важность исследований в этом направлении связана с высоким потенциалом оздоровления от регулярных дозированных и посильных занятий спортом во многом за счет наращивания уровня резервов всего организма тренирующихся [8].
Для любого государства представляет большую ценность состояние здоровья его молодого поколения, особенно той части, которая проходит обучение в университете, и скоро должна стать высококвалифицированными специалистами. При этом юноши-студенты в основном имеют низкий уровень физической подготовки и по этой причине обладают скромными физическими возможностями в условиях их полного вовлечения в учебный процесс [9]. При этом признано, что для увеличения эффективности познавательного процесса следует увеличивать уровень двигательной активности человека [10].
Весьма действенным в этом отношении видом спорта для юношей-студентов является каратэ, которое в дополнение к академическим урокам по физической культуре может весьма позитивно сказываться на их здоровье.
Цель работы: установить динамику физической подготовленности у студентов юношеского возраста, начавших заниматься каратэ.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В группы проведенного исследования были взяты 32 полностью здоровых юношей (17-21 год). Их поделили на две сравниваемые группы. Первая из них была названа группой исследования. В нее вошли 16 человек. Они приступили к тренировкам по каратэ в университетской секции и продолжили посещать занятия физической культурой согласно учебному расписанию. Тренировки по каратэ проходили 3 раза в неделю и длились не меньше 60 минут за один раз. Вторая группа наблюдавшихся студентов была группой контроля. Она состояла из 16 юношей, которые продолжили испытывать физические нагрузки только на уроках по физической культуре дважды в неделю. В работе регистрировали результаты традиционных функциональных проб, позволяющих выяснить текущий уровень физической подготовленности испытуемых. Это делалось исходно и через 6 месяцев наблюдения.
Статистический обсчет полученных результатов был выполнен с применением методов вариационной статистики в программе «StatSoft, Inc.» USA. Значимость различий показателей между результатами обследования выяснялась путем расчета величины критерия Стьюдента (t). Присутствие значимых связей между учтенными показателями устанавливали по величине коэффициента корреляции Пирсона.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
В самом начале наблюдения у обследованных выявлено слабое общее физическое развитие (таблица). Исходные их возможности скоростно-силового характера были снижены. Об этом говорили данные, полученные в ряде тестов: бег на дистанцию длиной в 30 м за время 5,6±0,63 сек, бег на дистанцию длиной в 60 м за время 10,3±0,96 сек, длина прыжка оказалась 1,53±0,22 м. В самом начале наблюдения юноши были способны пробежать за 6 минут 935,0±34,28 м, что говорило об их невысокой выносливости. Число совершаемых ими подтягиваний на перекладине исходно оказалось невелико (5,0±0,82 повторений) вследствие слабого развития мышц плечевого пояса. При этом у них исходно было слабое развитие координации, о чем говорили низкие результаты по их участию в челночном беге 4х6 (11,9±0,72 сек) и значение подпрыгиваний при помощи скакалки (26,5±2,19 повторений). Все эти результаты давали основания регистрировать у обследованных юношей слабое физическое развитие.
В самом начале занятий каратэ для юношей наиболее трудным в исполнении оказалось подтягивание на перекладине, подъем корпуса тела из положения лежа и участие в челночном беге. Крайне сложным в начале наблюдения также было безошибочное выполнение различных спортивных движений без нарушения ритма дыхания. Также в самом начале тренировок у юношей группы исследования быстро наступало субъективное чувство утомления, которое сочеталось с нарастанием числа совершаемых ошибок в спортивных движениях, ослаблением внимания и увеличением времени, затрачиваемого на любые действия.
При завершении данного наблюдения у юношей, составивших контрольную группу, не отмечено достоверных изменений учитываемых в работе показателей. Через полгода тренировок в секции каратэ у обследованных группы исследования выявлено существенное сокращение чувства утомления. Это подтверждалось у этих юношей улучшением субъективных ощущений, уменьшением величины пульса в ходе спортивных занятий (пульс к концу исследования на высоте нагрузки понизилось на 31,4%, достигнув 110,6±7,2 ударов в минуту).
Таблица - Физическое состояние обследованных
Характеристики физического состояния Перед началом исслед., М±т, п=32 При завершении исследования, М±т
Гр. исследования, п=16 Гр. контроля, п=16
Длина прыжка в длину с места, м 1,53±0,22 2,19±0,12, р<0,01 1,58±0,16
Величина дистанции пробегаемой за 6 минут бега, м 935,0±34,28 1181,0±49,28, р<0,05 972,0±69,53
Число подтягивание на перекладине, повторений 5,0±0,82 8,6±0,46, р<0,01 5,4±0,15
Число подъемов туловища из поз. лежа за 1 мин., повт. 24,1±1,33 37,7±1,72, р<0,01 25,3±1,63
Время челночного бега4х9, сек 11,9±0,72 9,4±0,65, р<0,01 11,1±0,72
Число прыжков со скакалкой за 25 сек, повторений 26,5±2,19 43,6±2,71, р<0,01 27,4±1,82
Пробежка на дистанцию 30м, сек 5,6±0,63 4,5±0,09, р<0,01 5,7±0,15
Пробежка на дистанцию 60м, сек 10,3±0,96 8,2±0,82, р<0,01 10,0±1,07
Примечание: р - статистическая значимость изменений учтенных показателей на протяжении наблюдения.
Спустя полгода систематических тренировок по каратэ у наблюдаемых повысился уровень физического развития (таблица). К этому заключению подводило найденное у них повышение скоростно-силовых возможностей каратистов (сокращение на 24,4% времени бега 30 м, сокращение на 25,6% времени бега по 60 м, удлинение на 43,1% дистанции совершаемого в длину прыжка), возрастание силовых возможностей (рост на 72,0% числа подтягиваний на перекладине, нарастание на 56,4% количества выполняемых из положения лежа подъемов тела в течение 60 секунд). У юных каратистов к концу наблюдения также отмечено нарастание координационных параметров (сокращение на 26,6% временного интервала, требующегося для челночного бега, нарастание на 58,5% количества прыжков со спортивной скакалкой), при увеличении уровня их выносливости (увеличение на 26,3% расстояния, преодолеваемого бегом за время 6 минут).
В группе юных каратистов удалось отметить присутствие корреляционных связей между длительностью совершения челночного бега и временем, затрачиваемым на про-бегание дистанции в 30м (г=0,683; р<0,046). Количество совершаемых при помощи скакалки подскоков за заданное время имело корреляционную связь с длиной прыжка (г=0,527; р<0,058). Скорость, демонстрируемая в ходе бега на дистанции 60м, у юных каратистов была корреляционно связана с числом возможных подтягиваний на перекладине (г=0,647; р<0,059).
Серьезное оздоровительное воздействие на организм занятий каратэ связано с нейро-мышечной активацией и улучшением регуляции внутренних органов. Видимо, это усиливало в них антиокислительные и репаративные механизмы и увеличивало общую реактивность организма. Выраженному позитивному результату от занятий каратэ также способствовал яркий их эмоциональный фон и отсутствие меткой их регламентации. У юных каратистов спустя полгода наблюдений повысилась точность совершаемых движений, в том числе при совершении прыжков, возросло число потенциально возможных подтягиваний. Достигнутый эффект в ходе регулярных занятий каратэ был связан с нарастанием у юношей общего физического развития, что проявлялось ростом у них ловкости и силы и улучшением координации движений [11].
В случае регулярных занятий каратэ сократилось время пробегания различных дистанций. В основе этого эффекта было повышение мышечной тренированности, овладение спортивными движениями и повышение функциональных резервов организма [12]. У юношей, занимающихся каратэ, спустя полгода тренировок отмечено повышение общей локомоторной устойчивости. Это может объясняться существенным развитием в ходе занятий каратэ мышц туловища и конечностей и повышении четкости работы вестибулярного аппарата [9, 10].
ВЫВОДЫ
В результате регулярных занятий каратэ в организме развивался целый ряд позитивных изменений. Через полгода этих тренировок у юношей повысились физические возможности, четкость совершаемых движений и уровень развития кардиореспираторной
системы. В результате регулярных тренировок каратэ у них также увеличились силовые возможности, улучшилась координация и возросли скоростные характеристики и уровень выносливости. Наличие физических нагрузок только в ходе занятий по физической культуре мало влияло на состояние учитываемых показателей, оставляя их на уровне, близком к исходному.
ЛИТЕРАТУРА
1. Булгакова Н.Ж. Возрастная динамика и биологическая зрелость показателей физического развития и специальной работоспособности, лимитирующих скорость плавания / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов // Новые исследования.-2009.- № 4 (21). -С. 15-22.
2. Makhov A.S. Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review / A.S. Makhov, I.N. Medvedev // Bali Medical Journal. - 2020.- № 9 (1). - P. 5154.
3. The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, A.V. Dorontsev, A.A. Svetlichkina, A.S. Boldov // Bioscience Biotechnology Research Communications. - 2020. - № 13 (4). -P. 1842-1846.
4. Функциональные возможности сердца у студентов, занимающихся футболом / И.Н. Медведев, В.Ю. Карпов, А.А. Антонов, Н.В. Кириллова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021.- № 6 (196). - С.192-196.
5. Динамика общей физической подготовленности студентов первокурсников при регулярных занятиях физической культурой / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, В.И. Шарагин, О.А. Разжи-вин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 8 (198). - С. 118-123.
6. Медведев И.Н. Коррекция тромбоцитарной активности у лиц молодого возраста с высоким нормальным артериальным давлением с помощью регулярных физических тренировок / И.Н. Медведев, А.П. Савченко // Российский кардиологический журнал. - 2010. - Т.15, № 2. - С. 35-40.
7. Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment / V.Yu. Karpov, I.N. Medvedev, M.N. Komarov, A.V. Dorontsev, E.S. Kumantsova, O.G. Mikhai-lova // Journal of Biochemical Technology. - 2021. -№ 12 (4). - P. 67-71.
8. Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia / N.V. Vorobyeva, E.V. Skripleva, A.V. Skriplev, T.V. Skoblikova // Annual Research & Review in Biology. -2018. - Т. 24. № 3. - С. 1-9.
9. Махов А.С. Влияние регулярной физической активности на функциональный статус при астении / А.С. Махов, И.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2022.- № 3.-С. 112.
10. Функциональные возможности дыхательной системы у студентов, занимающихся спортивной ходьбой / И.В. Никишин, В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, Т.И. Афиногенова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022.- № 1 (203).- С. 272-277.
11. Функциональные особенности дыхательной системы у рукопашников / В.Ю. Карпов, И.Н. Медведев, А.А. Жукова, Э.Ш. Петина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2022.- № 6 (208).- С. 167-172.
12. Деревлев С.К. Содержание занятий каратэ на спортивно-оздоровительном этапе / С.К. Деревлев, Э.И. Михайлова, Е.Б. Деревлева // Культура физическая и здоровье. - 2019.- № 1 (69).-С. 119-122.
REFERENCES
1. Bulgakova, N.Zh. and Popov, O.I. (2009), "Age dynamics and biological maturity of physical development indicators and special performance limiting swimming speed", New Research, No. 4 (21), pp. 15-22.
2. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2020), "Physiological and morphological peculiarities of children with Down's syndrome: A brief review", Bali Medical Journal, No. 9 (1), pp.51-54.
3. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Dorontsev, A.V., Svetlichkina, A.A. and Boldov, A.S. (2020), "The State of Cardiac Activity in Greco-Roman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss", Bioscience Biotechnology Research Communications, No. 13 (4), pp. 1842-1846.
4. Medvedev, I.N., Karpov, V.Yu., Antonov, A.A., and Kirillova, N.V. (2021) "Heart functional capabilities at practicing students footballers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (196),
pp. 192-196.
5. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Sharagin, V.I. and Razjivin, O.A. (2021), "Dynamics of firstgrade students general physical preparedness during regular physical education classes", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 8 (198), pp. 118-123.
6. Medvedev, I.N. and Savchenko, A.P. (2010), "Platelet activity correction by regular training in young people with high normal blood pressure", Rossijskij kardiologicheskij zhurnal, Vol. 15, No. 2, pp. 35-40.
7. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Komarov, M.N., Dorontsev, A.V., Kumantsova, E.S., and Mi-khailova, O.G. (2021), "Possibilities of Students' Health Improvement through Physical Training in the Aquatic Environment", Journal of Biochemical Technology, No. 12 (4), pp. 67-71.
8. Vorobyeva, N.V., Skripleva, E.V., Skriplev, A.V., and Skoblikova, T.V. (2018), "Physiological peculiarities of erythrocytes, rheological characteristics in persons of the second mature age at the start of regular exercises after lasting hypodynamia", Annual Research & Review in Biology, Vol. 24, No. 3, pp. 1-9.
9. Makhov, A.S. and Medvedev, I.N. (2022), "Effect of regular physical activity on functional status in asthenia", Teoriya ipraktikafiz. kultury, No. 3, pp. 112.
10. Nikishin, I.V., Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N. and Afinogenova, T.I. (2022), "Functional capabilities of the respiratory system at students engaged in sport walking", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 272-277.
11. Karpov, V.Yu., Medvedev, I.N., Zhukova, A.A., Petina, E.S. (2022), "Respiratory system functional features at hand fighters", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 6 (208), pp. 167172.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2022
УДК 796.894.2
РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛЕЧЕЛУЧЕВОЙ МЫШЦЫ, КАК ФУНДАМЕНТА СТАБИЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В АРМРЕСТЛИНГЕ
Алексей Валерьевич Живодёров, кандидат педагогических наук, доцент мастер спорта РФ по гиревому спорту, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Диана Рустемовна Бареева, мастер спорта международного класса по армрестлингу, старший преподаватель,
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Иван Михайлович Евдокимов, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургского государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург; Валерий Александрович Живодёров, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф.
Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
На начальном этапе формирования технической базы в армрестлинге приоритет отдаётся существующим приёмам борьбы «верхом» и «крюком». Заслуживает внимания основы становления технических приёмов. Выбрав, технический приём борьба в «крюк» приоритет отдаётся развитию силового потенциала локтевой коллатеральной связки, супинатора, кистевого сгибателя. Спортсмены, использующие технический приём борьба «верхом» делают акцент на развитии силового показателя мышц пронатора, кистевого фронтально-диагонального отведения, широчайших мышц спины и проработки широкого диапазона углов плечелучевой мышцы. Перечисленные аспекты борьбы верхом и крюком характерны для каждой техники борьбы отдельно. При этом единицы рассматривают положительно сокращаемый рабочий угол посредством мышц синергистов плечелучевой мышцы, как фундамента техники борьбы «крюком» и «верхом».
Ключевые слова: армрестлинг, плечелучевая мышца, борьба «верхом», борьба в «крюк», технический приём.