ОБРЕЧЕННЫЕ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ: КВАРЕЛЬСКИЙ ВОПРОС В РЕШЕНИЯХ ВЛАСТЕЙ В СОВЕТСКИЙ И ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ
®2011 Рамазанова Д.Ш.
Дагестанский государственный университет
В статье освещается история переселения этнических дагестанцев-аварцев в июле-сентябре 1944 г. из Кварельского района Грузии в Ритлябский район ДАССР (присоединенный в марте 1944 г. к ДАССР Саясановский район бывшей Чечено-Ингушской АССР) на земли репрессированных и выселенных в Казахстан и Киргизию чеченцев; их обратного исхода в Грузию в 1957-1960 гг. в связи с возвращением чеченцев на родину. Показаны обстоятельства и причины обострения проблемы в 1990-е г. Анализируется деятельность федеральных и республиканских органов власти по решению «кварельской» проблемы в 1990-2000-е. гг.
This article deals with the history of migration of ethnic Daghestan-Avars in July-September, 1944 from Kvarel region of Georgia to Ritlyab region of the DASSR (formerly Sayasan region of Checheno-lngush ASSR joined to the DASSR in March, 1944) on Chechens’ territory, who were repressed and evicted to Kazakhstan and Kirghizia; their return to Gegoria in 1957-1960 as the Chechens returned home. The article also deals with the circumstances and reasons of the aggravation of the problem in 1900s. The federal and republican authorities’ activities in solving “Kvarel" problem in 1990-2000s are analysed.
Ключевые слова: кварельские аварцы, Грузия, «кварельская» проблема
переселения, Дагестан, государственная граница, родственные народы.
Keywords: Avars from Kvarel, Georgia, “Kvarel" problem migration, Dagestan, national boundary, kindred nations.
В приграничном с Дагестаном Кварельском районе Грузии в трех населенных пунктах - Чантлискури, Тиви и Сарусо - проживают этнические дагестанцы - аварцы. Установление государственной границы между Россией и Грузией после распада СССР значительно ухудшило их положение Имеются различные версии относительно их появления в Кварелии. В обзорных справках органов исполнительной власти Дагестана (Миннаца Дагестана, в частности) отмечается, что «группа аварцев (выходцы из Тляратинского и Цунтинского районов) на территории Кварельского района Грузии стационарно проживает с конца XIX века, а до этого
длительное время кочевала в данный район на зимний период» [5].
Еще в 1926 г один из руководителей ДАССР, Н. Самурский, отмечал: «Население высокогорной, альпийской зоны Дагестана, живущее исключительно скотоводством, перекочевывало на зиму, большей частью в полном составе сельских обществ, в Закавказье - в
Кубинский, Нухинский, Геокчайский и Арешский уезды, Закатальский округ
Азербайджанской Советской Республики и Телавский и Сигнахский уезды
Грузинской Республики, где оставалось около 8 месяцев до наступления теплого периода и открытия сообщения. В дореволюционное время вместе с
населением перебиралась в Закавказье и часть административного управления
горных округов для регулирования на местах как пользования зимними пастбищами, так и самого пребывания дагестанцев [6].
По другим данным, кварельские аварцы - это «автохтонное население региона, политика по отношению к которому не изменилась даже с началом советизации Грузии ... одновременно пропагандировалась идея, согласно которой «аварцы Грузии - пришлый народ и грузины лишь из-за гуманности позволили «лекам» жить в Кварелии и Лагодехи» [1].
Известно, что численность хозяйств этнических дагестанцев в Кварельском районе Грузии возросла в советский период (в 1930 - нач. 1940-х гг.), когда дагестанцы из малоземельных районов переселялись не только во внутренние районы республики, но и за ее пределы. Архивные материалы свидетельствуют, что в граничащих с Кварельским районом Грузии районах ДАССР - «Цумадинском районе на одного трудоспособного приходилось пашни 0,3 га, посевов - 0,2 га при избытке рабочих рук в 43%; в Цунтинском районе пашни - 0,3 га, избыток рабочих рук в 38%, ... в
Тляратинском районе - 0,2 га и 28% соответственно. В информации, поступающей с мест, отмечался рост хозяйств, переселяющихся за пределы Дагестана: ... из Тляратинского района около 400 хозяйств построили себе дома и надворные постройки в Кварельском районе Грузинской ССР» [12. Л. 332-333], куда они переселились без согласия местных органов власти.
Советская власть процесс переселения из малоземельных районов поддерживала и поощряла. Так, 17 ноября 1937 г. ЦИК и Совнаркомом СССР было принято постановление «О льготах по сельхозпереселению». В целях содействия и помощи в переселении и хозяйственном устройстве колхозникам, единоличникам и другим трудящимся, переселяющимся в колхозы из одних республик, краев и областей в другие, по планам, утвержденным Совнаркомом СССР, за счет государства предоставлялись следующие льготы: переселяющимся в
групповом порядке - бесплатный проезд, провоз скота и имущества до двух тонн на каждую семью, а также питание и медобслуживание с места выхода до момента вселения; переселяющимся в одиночном порядке через переселенческие органы -льготный проезд и провоз их имущества в количестве до одной тонны с оплатой в размере 50% от общего тарифа; сложение с переселенцев в местах выхода всех числящихся за ними недоимок по сельхозналогу, культсбору, страховым платежам и обязательным поставкам государству
сельхозпродуктов. Переселенцы, вновь организуемые из переселенцев колхозы, а также колхозы, принимающие их в свой состав, освобождались от сельхозналога, денежного подоходного налога с колхозов, культсбора, страховых платежей и обязательных поставок государству сельхозпродуктов сроком на два года. Предусматривалась выдача переселенцам
продовольственной и семенной ссуды, долгосрочных кредитов на приобретение коров их хозяйствам, строительство новых домов, с надворными постройками. На государственный счет были отнесены расходы по переселению, строительству школ, медицинских и культурных учреждений. Колхозы могли получить у государства долгосрочные кредиты на строительство объектов производственного и культурно-бытового назначения в местах вселения, для приобретения рабочего и продуктивного скота для колхозных животноводческих ферм, на проведение дорог и на другие цели. Эти и другие льготы, предоставляемые
постановлением, распространялись на колхозников, единоличников и других трудящихся, начиная с 1 января 1937 г. и «переселяющихся впредь в колхозы из одних республик, краев и областей в другие в соответствии с утвержденным Совнаркомом СССР планами» [13. Л. 5].
В декабре 1939 г. председатель Тляратинского райисполкома в докладной записке в Совнарком ДАССР сообщает, что 102 хозяйствам колхозников было дано разрешение на
переселение в Кварельский район Грузии. Но там их не принимали на учет, ссылаясь на отсутствие
соответствующего разрешения
Совнаркома Грузинской ССР. Руководство района просило соответствующих указаний [14. Л. 16].
В постановлении Совнаркома ДАССР и бюро Дагестанского обкома ВКП(б) «О мероприятиях по организации работы по подготовке переселения на 1940 г.» от 9 декабря 1939 г. были намечены мероприятия, которые обеспечили бы проведение переселения горцев из Южного и Нагорного Дагестана. В Азербайджан и Грузию были командированы секретарь Дагобкома ВКП(б) А. Даниялов, курировавший сельское хозяйство, и председатель Совнаркома ДАССР Д. Магомедов. Наркомзему ДАССР поручалось к 20 февраля 1940 г. подготовить и представить в Совнарком и обком ВКП(б) конкретные мероприятия по
переселению горцев из малоземельных районов в равнинные районы Дагестана, Грузинскую ССР и другие республики. Совнарком ДАССР и Бюро Дагобкома ВКП(б) на совместном заседании от 5 апреля 1940 г. утвердили
представленный Переселенческим отделом Совнаркома план переселения в третьей пятилетке. Всего по планам межреспубликанского переселения в 1940 г. намечалось переселить за пределы Дагестана 165 хозяйств.
3 октября 1940 г. Совнарком СССР принял специальное постановление «О переселении колхозных хозяйств
Дагестанской АССР в Азербайджанскую и Грузинскую ССР», которым обязывал указанные республики принять
переселенцев из малоземельных районов Дагестана. На заседании Совнаркома ДАССР от 14 октября 1940 г. были рассмотрены планы переселения на 1941 г. и переселения колхозных хозяйств ДАССР в Азербайджанскую и Грузинскую ССР. Согласно этим планам, в 1941 г. из малоземельных горных районов Дагестана: Рутульского,
Ахтынского, Докузпаринского,
Цумадинского и Цунтинского -намечалось переселение в
Алибайрамлинский, Хачмасский и Сальянский районы Азербайджанской ССР и из Тляратинского района в Кварельский район Грузинской ССР. К переселенцам с распространением на них соответствующих льгот были отнесены и дагестанские хозяйства, стихийно переселившиеся в указанные республики и проживавшие там в течение ряда лет. Намечалось
переселение (с учетом и
переселившихся ранее) 15GG хозяйств, из них в Грузинскую ССР - 215 хозяйств [15-17].
15 февраля 1941 г. Совнарком ДАССР вновь вернулся к вопросу о судьбе дагестанских переселенцев, в разные годы переселившихся в Грузию и Азербайджан. Во исполнение
постановления Совнаркома СССР от 3 октября 194G г. «О переселении и
доприселении колхозных хозяйств Дагестанской ССР в Грузинскую ССР и Азербайджанскую ССР» Совнарком
ДАССР утвердил список переселенцев из Дагестана, проживающих ряд лет в
Кварельском районе Грузии - 217 хозяйств; Закатальском районе - 78 хозяйств, Варташенском районе - 3G хозяйств и Кахском районе Азербайджана - 3 хозяйства.
Исполкомам Тляратинского, Рутульского, Цунтинского, Лакского, Чародинского и Ахтынского райсоветов депутатов
трудящихся поручалось снять с учета указанные хозяйства как
переселившиеся в Грузинскую и
Азербайджанской ССР. В адрес Совнаркома Грузинской и
Азербайджанской ССР содержалась
просьба устроить в 1941 г.
переселившиеся из Дагестанской АССР колхозные хозяйства [8].
Государство наращивало
финансовую и материальную помощь, направленную на переселение
безземельных и малоземельных горцев не только в пределах самой республики, но даже в соседние и в более отдаленные многоземельные регионы страны, с тем, чтобы окончательно снять аграрную
перенаселенность гор [7].
Изменение политической ситуации в мире, в Европе, на Востоке в 1930-е годы не могло не оказывать воздействие на состояние Союза ССР, что проявлялось по-разному, однако сопровождались эти действия ужесточением мер, в том числе в сфере межнациональных отношений.
Правительство Союза ССР ужесточало меры и режим проживания в приграничных районах. Сначала проводились зачистки приграничных зон Союза ССР от «неблагонадежных». Затем по этой же причине были «подвинуты» в отдаленные места от границы и этнические общности... Так, 31 июля 1944 г. «в целях охраны государственной границы Г рузинской ССР и СССР» Государственный Комитет Обороны принял
постановление № 6279 под грифом «совершенно секретно» о выселении из пограничной полосы Грузинской ССР хозяйств турок, курдов и хемшинов -всего 17394 хозяйства [3].
Однако, изгоняя со своей территории якобы «неблагонадежные» этносы, переселяемые «по государственному заданию», руководство Грузии
старалось избавиться и от других национальных меньшинств, издавна проживавших в Грузии, при этом ни в чем государством не обвиненных.
Так, весной 1944 г. Правительство Грузинской ССР обратилось в Совнарком СССР с просьбой разрешить переселить за пределы республики этнических дагестанцев, проживавших в Кварельском районе Грузии. Центр согласился.
18 мая 1944 г. вышло постановление Совнаркома СССР № 546 «О
переселении в Дагестанскую АССР дагестанцев, проживающих в Грузинской ССР», в соответствии с которым Совнаркому Грузинской ССР было разрешено переселить из Кварельского района в районы бывшей Чечено-Ингушской АССР отошедшие (в феврале 1944 г. после ликвидации ЧИАССР и депортации чеченцев) к Дагестанской АССР все хозяйства колхозов, колхозников-единоличников-дагестанцев, проживающих в
Кварельском районе Грузинской ССР. По документу, переселение должны были «закончить в июле-августе 1944 г.». Фактически оно осуществлялось в период с 28 июля по 20 сентября 1944 г., когда многие семьи кварельских аварцев в административном порядке были переселены в Ритлябский район ДАССР (Саясановский район бывшей ЧИАССР).
Постановлением был предписан порядок выселения, оставления
сельхозпродукции, оценки стоимости оставляемых построек,
принадлежавших как колхозам, так и колхозникам-единоличникам. С этой целью Совнаркомом Грузинской ССР была создана комиссия с участием представителей Совнаркома ДАССР. Переселенцам разрешили взять с собой лично принадлежащее им имущество, скот и денежные средства, а также все принадлежащее колхозам движимое имущество, скот и денежные средства, оставшиеся после
выполнения государственных
обязательств. Во избежание излишних перевозок было установлено, что зерно сдается на месте представителям
Наркомзага. Данное ведомство выдавало переселенцам в местах нового вселения в ДАССР соответствующее количество зерна по предъявлении последними обменных
квитанций. Оценку урожая поздних культур (кукурузы), причитавшегося колхозам и колхозникам-единоличникам (за вычетом госпоставок, натуроплаты и семенной ссуды) производил
Кварельский райисполком.
Совнарком СССР также обязал Совнарком Грузии возместить переселенцам стоимость общественных и индивидуальных построек по балансовой или страховой стоимости с учетом износа. Была образована комиссия с участием представителей Совнаркома ДАССР для определения стоимости указанных построек. Стоимость общественных и
индивидуальных построек переселенцев перечислялась Совнаркому ДАССР за вычетом государственных кредитов, числящихся за переселяемыми
колхозами, колхозниками. Наркомат путей сообщения (НКПС) обязали предоставить в течение июля-августа 1944 г. 15G железнодорожных вагонов для перевозки семей колхозников и единоличников и принадлежавшего им имущества со станции Телави до станции Хасавюрт. Проезд к месту нового вселения был установлен бесплатный. Скот, принадлежавший переселяемым в ДАССР колхозам и колхозникам, был направлен гоном по специальному маршруту.... Союзное Правительство обязало Грузинское руководство переселить в 1944 г. в опустевшие села Кварельского района колхозников из пограничных и других малоземельных районов Грузинской ССР [18. Л. 1G1-1G2].
Из Кварельского района Грузии были переселены б колхозов: им. Калинина, Махарадзе, Берия, Чиаурели, Сталина, Чарквиани. Из колхоза им. Сталина Хашалхутского сельсовета были переселены 184 семьи в составе б17 чел. (в поименных списках на 11 листах отмечено, что отсутствовало на момент составления списков 8б чел.); Из колхоза им. Махарадзе Хашалхутского сельсовета было переселено 73 семьи в составе 235 чел. (в поименных списках на 8 листах отмечено, что отсутствовало на момент составления списков 23 чел.); Из колхоза им. Чарквиани Хашалхутского сельсовета было переселено 6g семей в составе 237 чел. (в поименных списках на 7 листах отмечено, что отсутствовало на момент составления списков 24 чел.); Из села Ахалсопели Кварельского района было переселено б семей в составе 17 чел.; из села Тиви-Гебелджохи
Кварельского района было переселено
177 семей в составе 639 чел. (в
поименных списках отмечено, что
отсутствовало на момент составления списков 184 чел., налицо - 445 чел.); Из села Чикоани Кварельского района было переселено 2 семьи в составе 1б чел.; из села Кварели Кварельского района было переселено 7 семей в составе 33 чел. (в поименных списках отмечено, что
отсутствовало на момент составления списков 8 чел., налицо - 25 чел.); кроме того, была отмечена как индивидуальный сектор категория переселенцев - всего 7
семей в составе 14 чел. (в поименных списках отмечено, что отсутствовал на момент составления списков 1 чел) [19].
Оказавшись в новых климатических условиях, многие переселенцы погибли от тифа и малярии. Еще 1946 г. около 4GG семей кварельских аварцев хотели вернуться на прежнее место жительства. Но им не позволили. В 1956-1957 гг. реабилитированные чеченцы стали возвращаться на родину и требовать ухода аварцев-кварельцев с их земли и домов. В связи с этим последние обратились к руководству Грузии с просьбой разрешить им вернуться на свои земли в населенных пунктах в Кварельском районе. Их просьба была удовлетворена, но земли не были возвращены. Кварельцев распределили по необжитым местам - в колхозы Чакоани, Ахалсопели, Балгожияни. После объединения колхозов К. Маркса и Чакоани образовались 4 населенных пункта: Тиви, Чантлискури, Сарусо и Тхилисцкаро (в последнем аварцы уже не живут).
Осложнение межнациональных
отношений в СССР во второй пол. 1980-х - нач. 1990-х гг. не обошло стороной и советскую Г рузию. В результате осуществления лозунга «Грузия для грузин» вокруг национального меньшинства аварцев в Кварельском районе Грузии была создана нетерпимая обстановка [4. С. 67]. Летом 199G г. здесь произошли события, имевшие тяжелые последствия для кварельских аварцев.
По информации очевидца этих событий Ш. Р. Рамазанова (в 199G-1994 гг. - председатель Постоянной Комиссии Верховного Совета Дагестана по межнациональным отношениям), «летом 199G г. в Верховный Совет и Совет Министров Дагестана обратилась группа кварельских аварцев с информацией о том, что большое количество вооруженных грузин, представляющих различные политические партии и националистические группировки,
заблокировали села Тиви, Сарусо и Чантлискури и в течение недели перекрывали сообщение с ними; угрожая расправой, требуют аварцев покинуть пределы Грузии... И при этом
официальные власти Кварельского района и в целом Грузии не предпринимали никаких мер по нормализации обстановки. Это событие вызвало огромный резонанс в Дагестане, всколыхнуло всю республику. Люди на прошедших стихийных митингах требовали от руководства Дагестана принятия срочных мер по нормализации обстановки в аварских селах
Кварельского района Грузии, снятия блокады и оказанию помощи этническим дагестанцам...» [9].
Руководством Дагестана была сформирована и направлена в Грузию официальная делегация во главе с Ш. Р. Рамазановым, в состав которой входили также руководители Тляратинского и Цунтинского районов Дагестана, представители ряда республиканских министерств и ведомств.
Вспоминая о событиях тех дней, Ш. Р. Рамазанов сообщает: «На следующий день, прибыв в Кварельский район Грузии, мы направились в с. Тиви. На окраине села нас остановили
вооруженные люди и потребовали предъявить наши документы. На наш вопрос, кто они такие, ответили, что являются представителями грузинских политических партий и движений и не намерены нас впускать в село. Узнав, кто мы такие, они отказались от досмотра машин, и мы заехали в с. Тиви. Радости наших земляков не было предела при нашем появлении. Нашей делегации в течение двух дней пришлось вести переговоры с теми, кто блокировал села, требовал выселения аварцев из Грузии. На второй день в с. Ахалсопели (соседнее с Тиви грузинское село) состоялась наша встреча с представителями грузинских партий и движений, присутствовали также представители джамаатов кварельских аварцев. В итоге, после долгих переговоров, отягощенных взаимными обвинениями местных аварцев и грузин в адрес друг друга, села были разблокированы. Затем состоялась встреча дагестанской делегации с первым заместителем Председателя Совета Министров Грузии и другими официальными лицами, в ходе которой
была достигнута договоренность о том, что возникшая проблема (требование грузинских националистов) будет рассмотрена на уровне Правительств
Грузии и Дагестана. Причина конфликта старая, общеизвестная. Грузинская сторона требовала, чтобы аварцы не жили в этих селах компактно, отдельной этнической общностью, а разрешили заселяться в села и грузинам; чтобы в школах, в обязательном порядке, местные аварцы изучали грузинский язык и др. Поводом же для грузинских националистов для введения блокады аварских сел в Грузии явилось произошедшее за несколько месяцев до описанных событий убийство в
ближайшем лесу местного чабана,
грузина по национальности. Следствием была установлена причастность к этому преступлению двух местных жителей -кварельских аварцев...» [9].
Переселение в Дагестан для кварельских аварцев казалось единственным способом выживания. Спустя некоторое время, 30 апреля 1991 г. в г. Тбилиси полномочными
делегациями Республики Грузия и Дагестанской АССР был заключен договор между Республикой Грузия и Республикой Дагестан о переселении на территорию Дагестана четырех (4) тысяч аварцев из трех населенных пунктов Кварельского района Грузии.
По условиям договора грузинская сторона взяла на себя обязательство полностью компенсировать
переселенцам стоимость строений и многолетних насаждений, возместить все расходы, связанные с переселением, включая выделение транспортных средств для перевозки имущества на новое местожительство. Дагестанская сторона обязалась разработать и осуществить программу обустройства переселенцев на территории республики. Во исполнение программы переселения был принят ряд правительственных решений на республиканском и федеральном уровнях.
16 октября 1991 г. Совет Министров Республики Дагестан принял Постановление № 221 «О компактном переселении лиц аварской
национальности из Кварельского района Грузии на территорию Дагестанской ССР» [10. С. 82].
Правительством Российской
Федерации в целях оказания поддержки нашим соотечественникам в Грузии 30 ноября 1992 г. было принято Постановление № 920 «О мерах по оказанию помощи аварскому населению, переселяющемуся из Кварельского района Республики Грузия в Республику Дагестан Российской Федерации». Постановлением предусматривалась выплата семьям аварского населения, переселяющимся из Кварельского района Республики Грузия на место постоянного жительства в г. Южносухокумск Республики Дагестан, единовременного денежного пособия в размере, установленном постановлением Правительства РФ от 3 марта 1992 г. № 135 «О мерах по оказанию помощи беженцам и вынужденным
переселенцам»; распространение на эти семьи действия постановления Правительства РФ от 6 октября 1992 г. № 762 «О предоставлении беженцам и вынужденным переселенцам
долговременных беспроцентных
возвратных ссуд». Совет Министров Республики Дагестан должен был обеспечить в 1992-1995 гг. строительство и ввод в эксплуатацию в г. Южносухокумске общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений, больниц, аптек, магазинов и других объектов социально-культурной сферы, а также объектов производственного назначения, необходимых для обустройства переселяющихся семей. Строительство указанных объектов должно было осуществляться как за счет средств Республики Дагестан, так и за счет средств, предусмотренных для реализации республиканской программы «Миграция», одобренной
постановлением Правительства РФ от 18 мая 1992 г. № 327. Правительство РФ также поручило МИД, ФМС, Госкомнацу и Минфину РФ совместно с Правительством Республики Дагестан провести переговоры с
соответствующими органами Республики Грузия об условиях переселения
аварского населения из Кварельского района на место постоянного жительства в г. Южносухокумске, в частности, о размерах и порядке выплаты компенсаций переселенцам за оставляемые ими жилища, надворные постройки, насаждения и другое имущество, а также возмещении расходов, связанных с переселением. Необходимо было также подготовить проект соглашения между Российской Федерацией и Республикой Грузия по этому вопросу. Проблема кварельцев нашла отражение и в постановлении Правительства Российской Федерации от 15 июля 1993 г. № 681 «О
дополнительных мерах по социальноэкономическому развитию Республики Дагестан» [11]. Министерству экономики и министерству финансов РФ было поручено рассмотреть вопросы выделения капитальных вложений на Программу переселения аварцев из Кварельского района Грузии в Республику Дагестан. Для исполнения указанных решений были приняты постановления Правительства РД «О мерах no оказанию помощи аварскому населению, переселяющемуся из Кварельского района Республики Грузия в г. Южносухокумск» от б августа 1993 г. № 188; «О создании Оргкомитета по переселению лиц аварской
национальности из Кварельского района Республики Грузия в г. Южносухокумск Республики Дагестан» от 31 августа 1993 г. № 185; «Об основных мероприятиях Совета Министров, Правительства РД по переселению лиц аварской
национальности из Кварельского района Республики Грузия в г. Южносухокумск Республики Дагестан» от 27 сентября
1993 г. № 06-11. Также был осуществлен ряд организационно-технических
мероприятий: в адрес Правительства Грузии направлен расчет затрат материально-технических и финансовых ресурсов на организацию переселения; проектно-планировочным объединением Минархстроя РД разработан проект детальной планировки и проект застройки двух сел для переселенцев; произведена разбивка в натуре индивидуальных участков под
строительство жилых домов
переселенцев; подготовлены
предложения по организации сельскохозяйственного и промышленного производства в районе расселения переселенцев; произведена
инвентаризация и оценка жилых строений, вспомогательных построек и многолетних насаждений,
принадлежащих лицам аварской
национальности Кварельского района Грузии; составлены списки
переселенцев.
Однако грузинская сторона условия договора от 30 апреля 1991 г. не выполнила, сославшись на тяжелое экономическое положение, вызванное межнациональными войнами в республике. Она изменила свое отношение к самому факту переселения. В апреле 1993 г., с возвращением в Грузию Э. Шеварднадзе, он, как глава Грузии, обратился в Верховный Совет Дагестана с предложением пересмотреть Договор от 30 апреля 1991 г. Грузинская сторона дала тогда обещание, что предоставит все необходимые условия для нормальной жизнедеятельности кварельских
аварцев. Им было предложено воздержаться от переселения.
Отмечалось, что при принятии аварцами грузинского гражданства, власти обязуются обеспечить им равноправное проживание.
Однако на уровне сельских административных образований
грузинское население и местное руководство проявляли в отношении аварцев бытовой национализм,
ущемляли их в землепользовании, предоставлении участков под строительство и т.д. В ходе визита официальной делегации Грузии во главе с С. Кавсадзе в Дагестан 20 июня
1994 г. был подписан протокол о создании для трех аварских сел отдельной администрации на период их проживания, выделении земельных участков наравне с местным грузинским населением и назначении на ряд управленческих должностей
представителей аварского
меньшинства. Из намеченных мер ни одна не была осуществлена. В администрацию Ахалсопелской
общины, куда входят села Тиви и Сарусо, был назначен представитель аварцев, но его статус не был определен и с ним никак не считались, он вынужден был оставить это место. Был также назначен участковым уполномоченным милиции аварец, он также оставил должность в связи с невыплатой зарплаты. Кварельские аварцы в Грузии так и не были обеспечены элементарными
социально-бытовыми условиями.
Поэтому они не видели для себя перспективы оставаться в Грузии и были решительно настроены на переселение.
Из аналитических обзоров Миннаца Дагестана следует, что к 1996 г. «произошло расселение населения в силу тяжелой экономической ситуации, трудоспособная часть населения, прежде всего молодежь, переехала в Дагестан и другие регионы России. Проживающих без прописки примерно 200 человек, из общего количества 900 семей 432 семьи стихийно полностью или частично переселились в разные регионы Дагестана (135 семей разместились в с. С.Стальское Кизилюртовского района, 98 семей - в Кизлярском районе). Жители селения Чантлискури намерены переселиться в Цунтинский район, 64 семьи уже частично обосновались здесь. В г. Южносухокумске в сборно-щитовых домах проживает 25 семей... Исключительно сложно положение с обучением детей в школах. Во всех трех аварских селениях Кварелии здания школ пришли в ветхое состояние. Длительное время не поступает учебная литература. Большинство
преподавателей аварской
национальности ушли с работы в связи с невыплатой и низким размером зарплаты. ... Торговое, бытовое и другие виды обслуживания сел развалились. Люди живут исключительно за счет связей с Дагестаном» [5].
Стало нереальным и их организованное переселение. В пересчете на индексы цен 1994 г. на
Программу переселения были
необходимы капитальные вложения в сумме 68 миллиардов рублей. Из Федерального бюджета они не поступили. Грузинская сторона
компенсацию переселения признала для себя непосильной. Бюджет Дагестана взять финансирование на себя не был в состоянии. Данное сообщение население восприняло с большой тревогой.
Из намеченной программы к марту 1996 г. было осуществлено лишь следующее: по строительству только по линии Федеральной Миграционной службы было выделено 7 сборнощитовых домов, смонтировано (бригадой кварельцев) 6 зданий, освоено под строительство временного жилья для переселенцев более 1,3 млрд рублей; по социальной защите были приняты на временный учет 390 человек для выплаты пенсий и пособий в размерах, установленных в Российской Федерации, выделялись лекарства; в целях облегчения пересечения границы кварельским аварцам был придан статус жителей приграничных районов и определен облегченный режим перехода границы.
В связи с тем, что ситуация зашла в тупик, в марте 1996 г. в Кварельский район выезжала рабочая группа Правительственной комиссии для изучения перспектив ее разрешения. В сложившейся ситуации, когда перспективы проживания в Грузии осложнились, а переселиться в Дагестан и строить жилье без компенсации грузинской стороной
жилых, хозяйственных построек и многолетних насаждений большинство жителей было не в состоянии, Миннац Дагестана в марте 1996 г. обратился с предложением выработать новую концепцию решения проблемы
кварельских аварцев, положив в ее основу их просьбы [5]. Основные положения концепции сводились к следующему: определить переходный период, в течение которого за кварельскими аварцами сохраняется
статус вынужденных переселенцев, в этом периоде сохранить за ними существующий порядок получения
пенсий и пособий в Дагестане и медицинского обслуживания; в случае принятия грузинского или российского гражданства, в течение переходного периода сохранить право кварельских аварцев свободно переходить из одного гражданства в другое; сохранить в структуре Правительства Дагестана оргкомитет по переселению кварельских аварцев; сохранить за кварельцами 3000 гектаров земель в районе гор. Южносухокумска для использования населением,
остающимся в Грузии, в качестве зимних пастбищ и семьями, уже переселившимися на эту территорию; изучить проблему сохранения в аварских населенных пунктах школ по дагестанским программам обучения; предоставить льготы при поступлении в учебные заведения республики; предоставить жителям, родившимся в Кварелии, статус жителей
приграничных районов для облегчения пересечения государственной границы. С этой же целью, обговорить с грузинскими властями вопрос
сохранения для кварельцев
существующих у них паспортов
гражданина СССР; поставить перед грузинской стороной вопрос создания для аварских сел отдельной администрации с обозначением территории; заключить с Грузией соглашения о расширении автодороги Кварели-Бежта и строительстве линии электропередачи Бежта-Кварели;
открыть постоянный автобусный маршрут Махачкала-Кварели; изыскать возможность выделения фондов кварельцам на основные продукты питания (муку, сахар, масло); учитывая, что население вынуждено пользоваться керосиновым освещением, выделить для трех населенных пунктов 4 дизельные подстанции.
17 апреля 1996 г. в Правительстве РД состоялось совещание по вопросу переселения аварского населения Кварельского района Грузии в г. Южносухокумск [2]. На совещании было отмечено, что Программа переселения аварского населения Кварельского района Республики зашла в тупик. В
результате часть населения (432 семьи) стихийно переселилась в разные регионы Дагестана. По итогам совещания были приняты решения: создать рабочую группу из членов Правительственной Комиссии по пересмотру договора от 30 апреля 1991 г. между Республикой Грузия и Дагестаном и подготовки нового соглашения; сохранить за кварельскими аварцами статус вынужденных переселенцев и существующий порядок выплаты пенсий и пособий (до 2000 г.), медицинское обслуживание; сохранить в структуре Правительства оргкомитет по переселению кварельских аварцев; разработать предложения по сохранению в аварских населенных пунктах школ по дагестанским программам обучения, их финансирования, созданию медпунктов; заключить с Грузией соглашения об открытии постоянного автобусного маршрута Махачкала - Кварели, о расширении автодороги Кварелия-Бежта и строительстве линии электропередачи Бежта-Кварели; рассмотреть
возможность поставки кварельским аварцам основных продуктов питания -муки, сахара, масла - и выдачи лицензий на их провоз; согласиться с предложением жителей с. Чантлискури и администрации Бежтинского участка о переселении их в Цунтинский район на прежние места проживания их предков и предусмотреть необходимые
капитальные вложения администрации Бежтинского участка на социальное обустройство переселенцев; подготовить необходимые материалы для признания за кварельскими аварцами статуса вынужденных переселенцев и своевременной выдачи ссуды на строительство жилья; проработать вопрос об учреждении
Представительства РД в Республике Грузия; решить вопрос предоставления жителям аварской национальности, родившимся в Кварелии, статуса жителей приграничных районов для облегчения режима пересечения государственной границы.
С введением визового режима пересечения российско-грузинской границы положение кварельских аварцев еще более осложнилось.
Несмотря на постоянные запросы Дагестана по вопросу открытия пункта упрощенного пропуска «Бежта» Цунтинского района, грузинская сторона искусственно затягивала решение, ссылаясь на необходимость внесения изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузия о пунктах пропуска через таможенную границу от 8 октября 1993 г. или же на то, что предложение российской стороны находится на рассмотрении заинтересованных
ведомств Грузии. Для ведения переговоров с грузинской стороной по данному вопросу была сформирована группа экспертов федеральных ведомств и Правительства РД. В июле
1999 г. Госсовет РД направил в МИД России предложения к проекту
Соглашения между Правительством РФ и Исполнительной властью Грузии о взаимных поездках граждан и к Проекту протокола между Правительством РФ и Исполнительной властью Грузии об упрощенном порядке пересечения
российско-грузинской границы
жителями приграничных территорий. Дагестанская сторона также пыталась (безуспешно) через МИД РФ
проработать вопрос о предоставлении кварельским аварцам гражданства.
По данным Администрации Бежтинского участка, уже « .на 1 декабря 1999 г. из 965 кварельских аварцев (бежтинцев) в Республике Дагестан были прописаны 940 человек, из них в Бежтинском участке - 878 чел., в Кизлярском районе - 42 чел., в
Кизилюртовском районе - 15, в
Бабаюртовском - 5 чел. Из 159
пенсионеров в Дагестане получали пенсии через своих доверенных лиц -154 чел.» [2]. 31 декабря 1999 г. Миннац РД в связи с коллективным обращением кварельских аварцев, обратился в Правительство РД с предложением продлить действие протокола совещания в Правительстве РД от 17 апреля 1996 г. № 26-13 в части сохранения за
кварельскими аварцами статуса вынужденных переселенцев и распространения существующего
порядка получения пенсий и детских
пособий до 2005 года [2].
1 марта 2000 г. в Правительстве РД состоялось совещание по вопросу аварцев, проживающих в селах Тиви, Сарусо и Чантлискури Кварельского района Республики Грузия. По итогам
совещания были приняты решения и даны поручения республиканским
министерствам и ведомствам. Анализ протоколов от 17 апреля 1996 г. и 1 марта
2000 г. позволяет говорить о том, что многие мероприятия, намеченные еще в апреле 1996 г., не были реализованы и были заново прописаны в протоколе спустя 5 лет как поручения
республиканским министерствам и ведомствам. За кварельскими аварцами был сохранен статус вынужденных переселенцев и существующий порядок выплаты им пенсий и детских пособий. Республиканским министерствам и ведомствам было поручено: рассмотреть и при необходимости внести предложения по учету и регистрации семей кварельских аварцев, изъявивших желание переехать в Дагестан для постоянного проживания; проработать вопрос о предоставлении кварельским аварцам двойного
гражданства; принять меры по обеспечению выполнения постановления Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 205 «Об установлении пункта пропуска через государственную границу РФ с Республикой Грузия в с. Бежта Цунтинского района и снятию на территории Республики Дагестан
отдельных ограничений,
предусмотренных постановлением
Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. № 1394».
В сентябре 2000 г. по поручению Правительства РД в Кварельском районе Грузии находились глава Администрации Бежтинского участка Абдулмеджидов С.М. и представитель Миннаца Дагестана Гаджиев Р.Г. Из справки об итогах их недельной поездки следует, что «из более чем 4 тыс. аварцев, проживавших в Кварельском районе Грузии, осталось около 2 тыс. чел. В местах компактного проживании кварельских аварцев нет сельских администраций, они административно относятся к грузинским
сельским общинам, управители общин назначаются сверху. Неопределенность в гражданстве создает проблемы, связанные со службой молодежи в грузинской армии. Имеет место несправедливое распределение земли между грузинами и другими национальностями. В населенных пунктах района отсутствуют: нормальное
снабжение электроэнергией (свет подается на 2-3 часа в сутки), природный газ, медицинское обслуживание, преподавание родного языка нацменьшинств и учебно-наглядная литература, нет пенсий и детских пособий и других необходимых условий для развития населения.» [2]. Проблемные вопросы двусторонних отношений Дагестана и Грузии обсуждались с депутатом парламента Грузии И. Харатишвили, управителем Кварельского района Д. Лапачишвили и остальным активом района. По итогам встречи в Кварелии 24 сентября 2GGG г. был подписан протокол, согласно которому Стороны договорились создать
необходимые условия для открытия и функционирования врачебной
амбулатории в с. Чантлискури; Правление Кварельского района Грузии обещало, что будет способствовать удовлетворению социально-бытовых, культурных и образовательных потребностей
этнических дагестанцев, постоянно
проживающих в районе, а администрация Бежтинского участка Дагестана - в подготовке специалистов и кадров для работы в местах их компактного проживания в Кварельского районе, обеспечении учебниками, учебнонаглядными пособиями и другой
необходимой литературой. Стороны договорились: проработать вопрос
строительства автодороги и линии электропередачи, связывающие
Бежтинский участок и Кварельский район Грузии; проводить совместные культурные и спортивные мероприятия; способствовать расширению торговоэкономических связей; практиковать
регулярные встречи для обсуждения насущных вопросов двусторонних отношений и т.д.
Очевидно, что решению проблемы в значительной степени могли бы способствовать экономическая
интеграция и тесное политико-правовое сотрудничество государств, по обе стороны границ которых проживают родственные народы. К сожалению, органы государственной власти Республики Дагестан, оказывая
социальную помощь своим
соотечественникам в Грузии, не могут решать их проблемы только своими силами. У Республики Дагестан нет прямых контактов с Грузией. Но, безусловно, преемственность в
решениях властей по «кварельской проблеме» (даже на республиканском уровне), последовательность
задействованных исполнительных
структур власти в реализации намеченных мероприятий и
нацеленность на результат привели бы к определенному разрешению проблемы.
В целом разрешение этих проблем зависит, в первую очередь, от общего характера взаимоотношений Москвы и Тбилиси, каждый из которых имеет свои геополитические интересы в Кавказском регионе. Эхо военных событий августа 2008 года, когда были прекращены всяческие отношения двух государств, еще долгие годы будет отзываться на исторических судьбах национальных меньшинств Грузии, в том числе и кварельских аварцев.
Примечания
1. Абрамян Э. Кварельские аварцы: вчера, сегодня, завтра (цикл «Национальные меньшинства Закавказья»), и^:Иир://\ллллл/.гедпит 2. Аналитические обзоры Миннаца Дагестана, 1996-2005 гг. (из личного архива автора). 3. Бугай Н. Ф., Мамаев М. И. Турки-месхетинцы: Грузия, Узбекистан, Россия, США. М., 2009. С. 89. 4. Булатов Б. Б., Рамазанова Д. Ш. Деятельность органов государственной власти РД в области межнациональных отношений. Махачкала, 2000. С. 67. 5. Муслимов Т. К. Справка о ситуации, сложившейся с переселением аварского населения из Кварельского района Грузии в Республику Дагестан. Из архива Миннаца Дагестана, 1996. 6. Нажмудин Самурский (Эфендиев). Книги, статьи, документы, исследования // сост. К. М. Ханбабаев. Махачкала, 2003. С. 49-50. 7. Османов А. И. Аграрные преобразования в Дагестане и переселение горцев на равнину (20-70-е годы XX века). Махачкала, 2000. С. 173. 8. Османов Г. Г. Коллективизация сельского хозяйства ДАССР. Махачкала, 1961. С. 420-421. 9. Полевой материал (информант Рамазанов Ш. Р., 1941 г.р.). 12 марта 2011 г. 10. Республика Дагестан: современные проблемы национальных отношений (В документах Верховного Совета, Совета Министров и общественных объединений). Махачкала, 1992. С. 67. 11. Постановление Совета Министров РФ от 15 июля 1993 г. № 681 «О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию Республики Дагестан» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. М., 1993. № 29. Ст. 2720. 12. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 19. Д. 16. Л. 332-333. 13. ЦГА РД. Ф. 4П-р. Оп. 6. Д. 1. Л. 5-7. 14. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 34. Д. 36. Л. 1 6. 15. ЦГА РД. Ф.р-168. Оп. 20. Д.57. Л. 389-392. 16. ЦГА РД. Ф.р-161. Оп. 20. Д. 57. Л. 353-354. 17. ЦГА РД. Ф.р-260. Оп. 18. Д. 153. Л. 67-68. 18. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 6115. Л. 101-102. 19. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 1. Д. 6114. Л. 43-47.
Статья поступила в редакцию 26.03.2011 г.