ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2024. № 5 (49)
СОВРЕМЕННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА: ТЕМАТИКА И ПРОБЛЕМАТИКА
Фролова Татьяна Ивановна, доктор филологических наук, профессор кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected], ORCID 00000003-1561-6169
Агасиева Таибат Сейфуллаховна, аспирантка кафедры цифровой журналистики, факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия; e-mail: [email protected], ORCID 0009-0007-0358-423
ОБРАЗЫ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКИХ СМИ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье представлены результаты исследования, посвященного выявлению характеристик образов женщин в публикациях (очерках и портретных интервью) двух десятков российских СМИ. Определены социальные статусы и личностные качества героинь, представленных в 128 текстах крупных жанровых форм, опубликованных в 2020—2023 гг. Аксиологический подход к исследованию позволил выявить доминирующие ценности, транслируемые медийными каналами. Полученные эмпирические данные (2 513 упоминаний) послужат основой для изучения актуального аксиологического дискурса, ключевой проблемой которого является укрепление национальных и духовных ценностей.
Ключевые слова: женские медиаобразы, аксиологический медиадискурс, ценности, гендерные исследования, портретные очерки, интервью, личностные качества.
Как цитировать: Фролова Т. И., Агасиева Т. С. Образы женщин в российских СМИ: аксиологический аспект // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2024. № 5. С. 27-53. DOI: 10.55959/msu.vestnik. journ.5.2024.2753
Tatiana I. Frolova, Doctor of Philology, Professor, Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected], ORCID 0000-0003-1561-6169
Taibat S. Agasieva, Graduate Student, Department of Digital Journalism, Faculty of Journalism, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; e-mail: [email protected]
PERSONAL QUALITIES IN MEDIA IMAGES OF WOMEN (2020-2023)
The article presents the results of a study devoted to the identification of the axiological foundations of female media images in the Russian media. The global value conflict is recognized by the authors as the methodological basis of the study. The balance of social statuses and personal qualities of the heroines presented in 128 texts of major genre forms published in 2020—2023 has been determined. The theoretical basis of the study was Russian and foreign gender researches, as well as religious, artistic, folklore texts representing the traditional values of the Russian people, as well as current sociological data and documents. The multi-stage methodology, which made it possible to identify the qualitative and quantitative characteristics of female images, includes the construction of a model matrix, content analysis (open and latent assessments), systematization of qualities (business, moral, intellectual, civil), establishment of modality (positive-negative), analysis of objects and subjects of assessments. The axiological approach to the study allowed us to establish the dominant personal qualities of images (sincerity, kindness, responsiveness, hard work, perseverance). It is shown that personality qualities comparable to traditional spiritual values are supported by the authors of the texts, their heroines, and other participants. There is a connection between "character qualities — assessment of qualities — affirmation of values". The antagonism of traditional values for Russian society and neoliberal values is deepening in comparison with the results of previous years' research.
Key words: female media images, axiological media discourse, values, gender studies, portrait essays, interviews, personal qualities.
To cite this article: Frolova T. I., Agasieva T S. (2024) Obrazy zhenshchin v rossi-yskikh SMI: aksiologicheskiy aspekt [Personal qualities in women's media images (2020—2023)]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika 5: 27—53. DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.5.2024.2753
DOI: 10.55959/msu.vestnik.journ.5.2024.2753 Введение
На фоне драматических событий последних лет аксиологический дискурс становится всеобъемлющим и решающим, проникая
во все сферы человеческой жизни, обусловливая оценки и действия. Роль СМИ в духовно-нравственном развитии общества отражается в способности медиа выявлять, оценивать, интерпретировать и корректировать аксиологические аспекты жизни в современном социуме. Воздействуя на мировоззрение человека и общество в целом, массмедиа становятся ретрансляторами различных ценностей, а также «антиценностей» (обратимся к вошедшему в актуальный обиход понятию). В ситуации глобального кризиса ценностей, наблюдаемого в последние годы, изучение образов и моделей поведения, представленных в СМИ, обладает высокой научной и прагматической значимостью. Актуализация аксиологического дискурса ведет к необходимости выявления ценностного потенциала, в особенности обращения к традиционным ценностям гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, взаимопомощи и взаимоуважения, преемственности поколений, семьи. Этот тезис получил развитие в Послании Федеральному собранию 2024 г.1
В этом контексте образы женщин занимают важное место: «Роль женщины в российском обществе всегда была достаточно определенной — она выступала своего рода хранительницей традиционной культуры и ценностей, а представления о женской святости и женском начале, воплощающем моральный и духовно-нравственный идеал, всегда были характерны для русского народа» (Куприянова, 2009: 3). Такая интерпретация позитивно влияет на самовосприятие женщин (полагаем, и общества в целом), обеспечивая преемственность традиций и стабильность духовной культуры.
В последние годы нравственные ценности подверглись серьезным испытаниям: женские журналы, в основном западные, немало сделали для самоопределения женской аудитории на основе привнесенных ценностей — как позитивных, так и чуждых, неприемлемых для российской аудитории. Ценностные разрывы восприняты широкой аудиторией весьма чутко. Острота аксиологического медиадискурса не вызывает сомнений, как и факт его представленности в самых разных сферах нашей жизни.
Попытка выявить наиболее популярные женские медиаобразы была обозначена еще в переломные 1990-е гг. Н. И. Ажгихина отметила неопределенность в поисках идеала, отсутствие целостной концепции того, каким общество хотело бы видеть российскую женщину (1997). Позже Е. А. Соколова, представляя свою класси-
фикацию женских образов, подчеркнула, что все они адекватно отражают российскую действительность, однако имеют ряд расхождений в содержании образа в зависимости от типа издания (2012 (а)). Мы также осуществили попытку сформировать совокупное представление о женском медиапортрете в 2021 г., изучив для этого содержание высокорейтинговых и популярных интернет-изданий, впоследствии покинувших российских рынок. Как показал анализ 6 671 релевантного материала, в презентации современных женщин и их интересов главное место отводится не свободе и самореализации, как часто заявляли издатели, а эстетизации сфер жизнедеятельности, ведущих к личному комфорту (Агасиева, 2023: 80).
В исследовательской практике аксиологические подходы к женской теме были различны; исследователи затруднялись в их четкой оценке. В целом же можно отметить, что, несмотря на живой интерес к гендерным медиаисследованиям, на противостояние аудиторных кластеров по отношению к гендерным практикам в жизни и СМИ, женские образы в аксиологическом научном дискурсе представлены недостаточно, неглубоко, подвержены эмоциональным оценкам, а модели поведения целостно и объективно в науке о журналистике и медиа не представлены. К тому же обычный процесс медиапотребления с очевидностью указывает на их динамику.
Цель работы, результаты которой отражены в статье, состоит в выявлении, оценке и последующем сопоставлении аксиологической составляющей женских портретов, представленных в интервью и очерках российских СМИ. Исследовательские вопросы видятся следующим образом: какова текущая практика российских СМИ в репрезентации этой проблемы? Какие статусы и ценности (а также «антиценности») представлены в российской журналистике, обращенной к женским образам? Обозначились ли изменения аксиологической направленности?
Обзор литературы
Способность СМИ формировать модели поведения исследует ценностно-регулирующая функция, признанная одной из ключевых функций медиа (Фомичева, 2007; Васильева, 2010; Бодрова, 2020). Безусловную и исключительную значимость для нашей работы имеют исследования по аксиологии в ее философском, культурном, социологическом, психологическом ракурсах. Объек-
ты и свойства объектов выступают предметом оценивания в смежных областях гуманитарного знания (Ильин, 2020; Ивин, 2024). Мы также обратились к проблеме оценки, исследуемой в психологии (Плаус, 1998; Кряжев, 2003). Достойное место феномену оценки уделено в логике (Ивин, 2017), лингвистике (Темиргазина, 2020), этике (Ваганова, 2014). Объемная группа научной литературы включает гендерные исследования, активно развивающиеся в России в последние десятилетия (Здравомыслова, Темкина, 1998; 1999; 2000; Пушкарева, 2007; Кузнецов, 2008), а также зарубежные источники — они настолько обширны по тематике и значимы по смыслу, что классические учебники социологии уже отводят ген-деру самостоятельный раздел (Смелзер, 1994; Гидденс, 1999).
О такой активно развивающейся отрасли, как аксиология медиа (Нигматуллина, 2008; Сидоров, Ильченко, Нигматуллина, 2009; Лазутина (ред.), 2013; Свитич, 2016), следует сказать особо. Медиаисследования в этой области, к сожалению, немногочисленны, однако чрезвычайно важны: речь о работах таких исследователей, как И. В. Ерофеева (2010), Г. В Лазутина (2016), Л. Г Свитич (2018), В. А. Сидоров (2018). В своих трудах ученые рассматривают журналистику в контексте аксиологии, ценностные конфликты в современных медиа и социальную роль журналиста. Как утверждает Л. Г. Свитич, данное направление имеет большой исследовательский потенциал (2000).
Российские гендерные медиаисследования также учитывались в работе (Лапшина, 2012; 2015; Балалуева, 2012; Соколова, 2012 (б); 2016; Смеюха, 2012; Фролова, Сычева, 2017). В этом направлении изучаются такие аспекты, как гендерная проблематика в медиа, феминизация профессии, женские специализированные издания и женские образы в современной рекламе. При этом не менее важно понимать, посредством каких инструментов журналисты транслируют тот или иной образ через текст, который, в свою очередь, несет в себе ситуативную и открытую оценку.
Наш обзор будет неполным, если мы не укажем на источники другой когнитивной природы, значимые в контексте данного исследования. Феномен женской образности получил широкое распространение в искусстве и религии, где задолго до СМИ были обозначены одобряемые обществом нравственные качества, присущие женщинам (Дугин, 1999; Свитич, 2008; 2012; Ильченко, Титова, 2014; Ворошилова, 2017). Именно этот нравственный капитал сформировал традиционные национальные ценности,
которые мы рассматриваем как главный критерий, как своеобразную «точку отсчета». Особенности женского национального характера в русской повести изучали Е. В. Головина (2016), Н. М. Ильченко (Ильченко, Титова, 2014), Б. Цзюньжу (2016). «Русские писатели-романтики создали образы исключительных героинь, отталкиваясь от особенностей русского национального женского характера и его специфики. Жертвенность, духовная красота, самоотверженность, религиозность, внутренняя сила всегда были нравственным идеалом для русского народа», — пишет Н. М. Ильченко (Ильченко, Титова, 2014: 253).
Еще один культурный источник — фольклорные образы и темы, глубоко исследованные отечественной наукой (Свитич, 2008; 2012). Женщины в этом содержательном слое — носительницы преимущественно положительных, глубоко укоренившихся в национальном характере позитивных качеств: отзывчивости, доброты, смирения и великодушия. В нашем обзоре значимое место занимают исследования социальных аспектов традиционных религий и сами религиозные тексты: «Именно женщины являются хранительницами традиций, культов и преданий, осуществляя культурную, духовную, сакральную непрерывность поколений», — утверждает философ А. Г. Дугин (2002: 395). Естественно, что представления о роли женщин в мировых и отечественных традиционных религиях различны (Дугин, 1999; Ворошилова, 2017; Альбедиль, Савинов (ред.), 2019), однако немало в них общего и чрезвычайно значимого в аксиологическом плане. Тенденция возрождения традиционно высокой роли женщины в духовной сфере сегодня становится актуальной, и это важное условие гармонизации отношений полов и общественной жизни в целом.
Помимо прочего, была проведена основательная работа со словарями русского языка, в том числе со словарем медицинских терминов и иностранных выражений, для полного понимания дефиниций, обозначающих положительные и отрицательные личностные качества в изобилии вариаций.
Обратимся далее непосредственно к современной российской аудитории. Согласно данным опросов ВЦИОМ, россияне больше всего ценят в женщине такие качества, как доброта, отзывчивость и умение сочувствовать2. Информация о мотивах выбора партнера также небезынтересна: в представительницах противоположного пола мужчин привлекают приятная внешность, образованность,
а также доброта, искренность и хозяйственность3. К положительным чертам традиционного «русского характера» были отнесены душевность, эмпатия, упорство, стойкость, целеустремленность, терпимость, взаимовыручка, а также патриотизм, честность и оптимизм4. Эти данные учитывались в исследовании, они повлияли на составление кодификаторов и наши комментарии к результатам исследования.
Методика
Методические решения, используемые в работе, требуют детального пояснения. Эмпирическая база исследования — журналистские тексты в общедоступных интернет-версиях различных изданий. В общей сложности таких СМИ отобрано около двух десятков. В их числе журналы и газеты: специализированные («Учительская газета», «Литературная газета»), женские (Marie Claire, Voice), научные («Арзамас», «Постнаука»), деловые («РБК», «Коммерсантъ», «Инк»), а также общероссийские («Российская газета», «Коммерсантъ»). Часть СМИ носит узконаправленный характер, освещая науку, искусство, экономику, педагогику и другие сферы жизни, часть — представляет собой издания общего интереса, включены и женские глянцевые журналы. Такая разноплановость принципиально важна: мы планируем определить, как феномен женственности в его аксиологическом ракурсе представлен для разных аудиторных кластеров.
Мы отобрали 128 материалов — портретных интервью и очерков, релевантных цели исследования. Четырехлетний период (2020—2023 гг.) предоставляет широкий выбор текстов, затрагивающих резонансные социально-политические процессы в жизни российского общества: принятие поправок в Конституцию РФ, спецоперацию на Украине, самоизоляцию, падение бизнеса в результате пандемии и другие.
Основной критерий отбора текстов — жанр публикации: наиболее привлекательными для нас были интервью и очерк — большие формы аналитического характера, в которых герои представлены достаточно полно, что дает возможность выявить ценностные позиции как героев, так и авторов текстов. Работа над ними требует от журналиста времени, психологических и когнитивных усилий, поэтому они особенно перспективны для решения поставленных задач. Неожиданным открытием для нас
стал баланс жанров интервью и очерка в журналистской практике — примерно 2:1.
Следует отметить, что выявление ценностных характеристик представляет объективную трудность. Важно выявить не только открытую оценку личностных качеств персонажа, но и латентное отношение к тем или иным нравственным составляющим через биографию, окружение, выбор партнера, описание социальных процессов и т. д. Единицей счета стало упоминание или описание качества — таким образом, число упоминаний значительно превышает количество исследуемых текстов: в 128 текстах мы обнаружили 2 513 таких упоминаний. Систематизация качеств возможна по различным основаниям: мы опирались на труды по психологии личности. Группировка качеств произведена в соответствии с обобщенным представлением о структуре личности в научных источниках по общей (Смирнов, 2007; Полякова, 2014) и социальной психологии (Майерс, 2017), учитывались также источники по педагогической и возрастной психологии.
Важной частью исследования стало составление модельной матрицы — фиксация и вербализация качеств личности (позитивных и негативных) и их последующая группировка. Для этого использовались справочная литература, преимущественно академические толковые словари (Бодуэн де Куртенэ (ред.), 1994; Ожегов, Шведова, 1995; Васюкова, 1999; Ефремова, 2006; Чурилов, Колобов, Строев (ред.), 2010; Ушаков, 2014), в которых содержатся десятки и сотни таких обозначений. Мы ограничились отбором 10— 12 наиболее понятных и известных слов. В результате были определены четыре категории личностных черт: деловые, нравственные, интеллектуальные и гражданские, а также выделены 60 позитивных и 44 негативных качества. Результаты этой предварительной работы отражены в модельных таблицах 1 и 2. Ряд характеристик можно отнести к сферам личности без жесткой привязки, они вариативны — в этом случае за основу принимался контекст.
Качества личности, оцениваемые обществом как позитивные
Деловые Нравственные Гражданские Интеллектуальные
Аккуратность Благородство Активность Грамотность
Амбициозность Доброта Благодарность Концептуальность
Внимательность Жертвенность Гордость Логичность
Исполнительность Кротость Ответственность Мудрость
Коммуникабельность Обаяние Патриотизм Оригинальность
Порядочность Преданность Решительность Гибкость ума
Принципиальность Скрупулезность Свободолюбие Проницательность
Стрессоустойчи-вость Смелость Справедливость Рассудительность
Трудолюбие Уважительность Стойкость Харизма
Энтузиазм Честность Терпимость Эрудированность
Таблица 2
Качества личности, оцениваемые обществом как негативные
Деловые Нравственные Гражданские Интеллектуальные
Безволие Безучастность Равнодушие Косность
Безынициативность Гордыня Зависимость Наивность
Волатильность Злонамеренность Завистливость Неактуальность
Грубость Лицемерие Ксенофобия Неграмотность
Замкнутость Малодушие Легкомыслие Ограниченность
Конфликтность Неуважение Неблагодарность Посредственность
Некомпетентность Нигилизм Нетерпимость Противоречивость
Пассивность Спесь Отчужденность Рассеянность
Увертливость Стяжательство Предвзятость Суровость
Халатность Эгоистичность Трусость Леность
Объектом оценки, как правило, были героини текстов, однако мы учитывали суждения и по отношению к другим лицам, а также обобщенные высказывания оценочного характера. Важное замечание, относящееся к субъектам оценок: учитывались суждения
как авторов текстов, так и самих героинь. С одной стороны, раскрывались качества женщин, ставших героинями интервью и очерков, с другой — их оценки людей, ситуаций, процессов. В роли субъектов выступали и третьи лица — сослуживцы, члены семьи и пр. По форме суждения могли быть прямыми: «Именно там раскрылся талант Вероники Дударовой как чуткого интерпретатора композиторского замысла и справедливого управленца»5. Но нередко в журналистском тексте описывались целостные ситуации и эпизоды, когда оценки были понятны, но напрямую не фиксировались. Например, когда героиня смогла успешно преодолеть трудности в работе, появлялась возможность зафиксировать такие ее позитивные деловые качества, как настойчивость, стрессоустойчивость и др. Разнообразие методов выражения оценок, которые учитывались в исследовании, позволило сделать более или менее достоверные, неочевидные суждения о ценностях, транслируемых женскими медиаобразами.
Основные результаты
Многозадачность исследования требует систематизации результатов по основным категориям анализа, что отражено во внутренних подзаголовках.
Хронологические и количественные характеристики
В первую очередь мы разбили отобранные тексты на очерки и интервью и представили динамику материалов во времени. Меньшее количество текстов (22), среди которых наименьшее количество релевантных интервью, было отобрано в период пандемии в 2020 г. Примерно треть текстов отобрана в 2023 г., так как мы сделали акцент на максимально «свежих» данных, отражающих ценностные ориентиры в современном обществе. Примечательно, что число интервью в нашей работе росло с каждым годом, чего нельзя сказать об очерке: трудоемкость жанра сделала его относительно редким явлением в качественной журналистике.
Динамика текстов по времени их публикации
Жанр/год 2020 2021 2022 2023 Итого
Интервью 15 17 22 26 86
Очерк 6 2 8 26 42
Нами были выявлены 2 444 упоминания положительных оценок и всего 69 отрицательных. Наиболее часто как в позитивной, так и в негативной коннотации упоминались нравственные качества личности. В нашем исследовании соотношение латентных оценок к открытым — примерно 3:1. Такая разница объясняется тем, что опосредованная оценка высказывается не только в отношении героя текста, но и его близких, коллег, окружения, кумиров. Иногда скрытой негативной оценке подвергается общество в целом за безучастность или предубеждения. С таким же успехом положительно может быть оценена команда, которой удалось сохранить бизнес, несмотря на кризисные ситуации.
Статусные характеристики
Первая часть исследования состояла в выявлении социальных и личных статусов героинь, представленных в отобранных текстах. В плоскости служебной/трудовой деятельности они были разделены на самозанятых (33%), работодателей/руководителей (25%), исполнителей (17%) и тех, чей трудовой статус не указан (4%). Самостоятельная группа — научные работники (17%) и спортсмены (4%). В профессиональном контексте большая часть героинь оказалась задействована в культурной сфере (29%), в экономической — 20%, в научной — 19%, в социальной — 14% и в политической — 7%. Кроме того, было выявлено, что подавляющее число героинь имеют высшее образование, хотя и не все продолжили развиваться в рамках выбранной специализации. В контексте ведения быта и сохранения «домашнего очага» героини упоминаются не так часто, однако тема семьи так или иначе присутствует в их историях. Выделение статусов не имеет прямой оценочности, однако косвенно ценностные отношения все же проявляются. К одобряемым чертам можно отнести реализацию в заданной области, будь то спорт, выход на мировой рынок, научное исследование или даже управление государством. Героинь объединяет твердый характер, в большинстве историй они выступают self-made персонами. Мы выявили, что наиболее
популярной областью деятельности остается культура, где женщина не только способствует эстетизации сферы, но и руководит культурными процессами, а также — ожидаемо — социальная сфера, где традиционно одобряемые доброта и участие особо востребованы.
Жанровый баланс
Представленная ниже таблица демонстрирует различные акценты в жанрах интервью и очерка, однако нравственные оценки преобладают во всех текстах. Деловые качества ожидаемо доминируют в интервью: они направлены на выявление деталей практической, часто актуальной в текущий момент деятельности; очерки в большей степени ориентированы на понимание личности и характера в целом.
Таблица 4
Соотношение оценок в исследуемых жанрах
Качества Интервью Очерк
Нравственные 526 34% 308 32%
Деловые 502 33% 253 26%
Интеллектуальные 438 27% 297 30%
Гражданские 71 6% 118 12%
Итого N =1537 100% N = 976 100%
Качества характера
Исследование показало: наибольшее внимание уделено нравственным качествам (повторим, и в самих женщинах, и в их оценках). Искренность как нравственное начало в позитивном контексте упоминается 97 раз, доброта — 84, мужество — 77.
Таблица 5
Позитив: частотность упоминания качеств ^ = 2 444)
Качества Абс. %
Нравственные 811 33
Деловые 740 30
Интеллектуальные 721 30
Гражданские 172 7
Итого: 2444 100
Деловые качества в процентном соотношении находятся на уровне интеллектуальных, но в численном все же их превосходят. Здесь наиболее популярными качествами стали трудолюбие (101), амбициозность (96) и энтузиазм (79). Показательно, что трудолюбие стало самым популярным качеством в нашем исследовании. Этот фактор объясним: портретные интервью преобладали в выборочной совокупности, а их героинями становились женщины, добившиеся значительных успехов в труде. Немалую роль в их достижениях сыграли и нравственные качества, отчего две эти группы лидировали в полученных результатах («обаятельная и жизнерадостная <...> слушает своих учеников сердцем»6).
Что касается интеллектуальных качеств, которые тесно связаны с деловыми, чаще остальных упоминаются эрудированность (91), грамотность и харизматичность (по 88) («моя миссия — это работа с человеческой душой»7, «им важно ощущать свой вклад в работу»8).
Гражданские качества в контексте отношения к Родине, к широкому окружению, к обществу и его принципам отражены менее чем в 10% текстов. Патриотические чувства косвенно представлены в текстах о несправедливом отношении к спортсменкам, представлявшим свою страну на международных соревнованиях в период ограничений. Наиболее упоминаемыми из гражданских качеств стали стойкость (39), справедливость (21) и ответственность (20). Полагаем, такой исследовательский результат не отражает наличия/отсутствия этих качеств в облике российских женщин, не склонных к пафосу и демонстративности в предъявлении своих позиций. Мысленный экскурс в глубину истории показывает: невозможно представить россиянку, не готовую отдать свою жизнь за детей, семью, дом, родину — но готовую к публичным проявлениям самого сокровенного.
Методы
Презентация личностных качеств в женских медиаобразах отличается многообразием форм. Прямая оценка героя по отношению к себе может сопровождаться подтверждением: «Я беру уроки итальянского. Еще я преподаю <...> Дисциплины в этом довольно много»9, — указывает герой, вместо того чтобы просто отнести себя к дисциплинированным людям. В этом же тексте присутствует прямая оценка героиней своих соратников, которая характеризует и самого автора высказывания: «Я работаю с умными,
яркими, прекрасными, нестандартно мыслящими людьми, которые ставят сложные задачи»10. Еще один показательный момент — оценка героиней своей приемной дочери, то есть косвенная оценка своего воспитания: «Зажатый, злой, трудный ребенок стал прекрасным лебедем с высочайшим чувством эмпатии»11. В интервью с учеными — другая картина: они говорят о своих научных интересах, нарочито избегая субъектности. Герой здесь сознательно отходит на второй план, указывая на важность непосредственной темы беседы.
Со стороны автора также выражается как прямая оценка («привлекательной и утонченной <...> не стоит беспокоиться о своем будущем»12), так и скрытая («заниматься онлайн-торговлей в небольшом городе с населением 10 тыс. человек, где нет ни одной транспортной компании и практически отсутствуют специалисты, — сложно»13). В последнем случае автор указывает на сложности ведения бизнеса, которые спугнули бы осторожных и несмелых стартаперов. Обобщая, можно констатировать, что методы оценочных суждений многообразны и нелегки для выявления в изучаемых нами жанровых формах, отражающих множественную природу журналистского текста — информационную, публицистическую, документальную, отчасти художественную.
Модальность
В подавляющем большинстве текстов героини и их окружение были представлены в позитивном контексте, что естественно: их достижения и успехи становятся информационным поводом для обращения к ним журналистов. При всем разнообразии занятий героини формируют особую «женскую ауру» — надежное, спасительное постоянство добра, столь значимое во времена испытаний. Обобщая, важно подчеркнуть, что позитивные оценки качеств личности в журналистике близки к одобряемым обществом традиционным ценностям.
Вычленить «негатив» нам удалось в лишь 11 текстах — суммарно 69 упоминаний отрицательных проявлений характера, треть из которых касается нравственных характеристик. Эти негативные качества подвергаются осуждению, критике, неприятию. Как правило, речь идет не о личных качествах женщин, а об отношении к таким проявлениям. Как видно из таблицы 6, особо неприемлемы для субъектов оценок (и авторов текстов, и персонажей) моральные изъяны.
Негатив: частотность упоминания качеств ^ = 69)
Качества Абс. %
Нравственные 23 33
Гражданские 17 25
Деловые 15 22
Интеллектуальные 14 20
Итого: 69 100
В этот короткий список среди прочих вошел очерк о российской мошеннице Анне Сорокиной, известной как Анна Делви14. Здесь и образ антигероя, ярлык «аферистка-эмигрантка», негативная оценка своих действий со стороны самой Сорокиной: «Мир точно стал бы лучше, если бы люди не пытались повторять мою историю». Наряду с этим в тексте говорится и о волевом характере, и о стремлении вести бизнес, несмотря на приличные гонорары после выхода байопика. Как видим, положительные деловые качества героини не перевешивают в общей оценке, если они сопровождаются нравственным несовершенством, однако «стереоскопический» подход позволяет уйти от упрощения и однозначных оценок.
Еще один пример — описание враждебно настроенного окружения героя и безучастности со стороны близких, что ярко прослеживается в истории журналистки Оксаны Гончаровой. Она оказалась в СИЗО, защищаясь от домашнего насилия15. Героине удалось «разбить узел жестокости», спасти себя и детей, а теперь приходится отчаянно сражаться за свою свободу. В этом случае осуждению подвергаются коллективная нравственная слепота и равнодушие, которым противопоставлена сила характера героини. Данный пример указывает на непростое взаимодействие качественных оценок в рамках одного текста, на сложность характера героини. Осуждаются «антиценности», групповые и личные свойства характера, не являющиеся традиционными для аудитории.
Аналогичная ситуация наблюдается в оценке гражданских качеств. Нередко в очерках о женщинах, ставших первыми в своем деле или добившихся успехов на «мужском» поприще, говорится о травле, запретах и предубеждениях. А сами они проявляют широту мышления, смелость в противостоянии косному окружению.
В ряде случаев негативная оценка открыта, касается непосредственно героинь текстов: «Музыканты <. > вспоминают, что она была вспыльчивой, резкой», — говорится в публикации о первой в российской истории женщине за дирижерским пультом Веронике Дударовой16. Объективность требует признать недостатки, не умаляя заслуг героини. Такое сложное переплетение делает характеры более живыми, естественными.
Таким образом, место негативным характеристикам все-таки нашлось. Благодаря углублению в психологию личности и ее аксиологические аспекты, мы определили, что негативная оценка может быть опосредованной. Немногочисленность текстов с негативными характеристиками легко объяснить: для указанных жанров естественны позитивные оценки; негатив же представлен латентно (если героиня, например, трудолюбива и энергична, то леность и инертность осуждаются по умолчанию).
Выводы
Итак, результаты нашего исследования доказывают, что воспеваемая современными авторами героиня — трудолюбивая, стойкая и искренняя женщина. Она идет на риск, развивается и добивается успеха порой далеко не в «комнатных» условиях, обладает обостренным чувством справедливости и несет ответственность не только за себя, но и за свою семью, команду, подчиненных и т. д. Что касается негативных качеств, они крайне редки. В порядке исключения отрицательные качества могут быть отражены в воспоминаниях о человеке, в его окружении, давящей системе, заставляющей защищать себя и свои интересы. Но без этих трудностей невозможна реальная жизнь, которая и транслируется в современных интервью и очерках.
Остается актуальным утвержденный в литературе и религиозном сознании образ женщины как носительницы высоких моральных качеств. Нравственные качества женщин, воспетые в них, не были утеряны, а только актуализировались в новых жизненных испытаниях. Анализ результатов исследования подтверждает, что женщины справляются с тяжелой задачей, издавна возложенной на них, — межпоколенческой трансляцией ценностей. При этом им свойственна ориентация на материальную устойчивость и благополучие (надо растить детей) за счет реализованного внутреннего потенциала.
В процессе исследования рассматривался также идеологический подтекст, основанный на культурно-историческом подходе (традиционные/либеральные ценности), однако мы пришли к выводу, что количественные замеры затруднительны, вследствие чего ограничились общей оценкой данного параметра.
Итак, качества, созвучные традиционным духовным ценностям, поддерживаются авторами текстов, их героинями, другими участниками; негативные, напротив, осуждаются. Важно подчеркнуть, что в основном массиве исследованных текстов прослеживается связь «качества характера — оценка качеств — утверждение ценностей». Заметно углубление антагонизма между традиционными для российского общества и неолиберальными ценностями. Обозначенные во введении результаты нашего прежнего исследования недостаточно корректны для прямого сравнения (в 2021 г. исследовались только женские журналы), но очевидно следующее: потребность в опоре на традиционные ценности значительно возросла, а ценности противоположного толка практически не декларируются и не афишируются. Изначально позитивные ценности: свобода личности, права человека, созидание и пр., как мы считаем, претерпели сущностные искажения, вырождение в сторону личного удобства и максимального комфорта, что особенно заметно в «женской» медиапро-блематике. В дальнейшем, как известно, такая нравственная внутренняя установка (неолиберализм) привела к масштабированию и политике угнетения одних сообществ другими, более сильными и свободными от традиционных нравственных ценностей. Наше исследование продолжается.
Примечания
1 Послание Президента Российской Федерации от 29.02.2024 б/н. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431 (дата обращения: 15.04.2024).
2 Федоров В. Русская женщина в непростые времена: презентация. Режим доступа: https://wciom.ru/presentation/prezentacii/russkaja-zhenshchina-v-neprostye-vremena (дата обращения: 28.05.2024).
3 Как россияне строят крепкие отношения. Режим доступа: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kak-rossiyane-stroyat-krepkie-otnosheniya (дата обращения: 28.05.2024).
4 Русский характер. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/russkij-kharakter (дата обращения: 28.05.2024).
5 Грибова Д. История Вероники Дударовой — первой в российской истории женщины за дирижерским пультом // Афиша. 2023. Март, 10. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/25318-istoriya-veroniki-dudarovoy-pervoy-v-rossiyskoy-istorii-zhenschiny-za-dirizherskim-pultom/ (дата обращения: 28.05.2024).
6 Евстигнеева В. Созидать. Быть благодарной. Замечать счастье // Учительская газета. 2023. Май, 30. Режим доступа: https://ug.ru/sozidat-byt-blagodarnoj-zamechat-schaste/ (дата обращения: 28.05.2024).
7 Бебутов Т. «Плохие сценарии должны заканчиваться»: Ирина Старшенбаум о здоровых людях и кризисах // Афиша. 2023. Март, 10. Режим доступа: https://daily. afisha.ru/stories/25326-plohie-scenarii-dolzhny-zakanchivatsya-irina-starshenbaum-o-zdorovyh-lyudyah-i-krizisah/ (дата обращения: 28.05.2024).
8 Камитдинов Н. CEO «Яндекса» в России Елена Бунина: «Мы можем закрыть глаза на некоторые человеческие качества, когда находим звезду» // Inc.Russia. 2020. Март, 5. Режим доступа: https://incrussia.ru/understand/elena-bunina-yandex/ (дата обращения: 28.05.2024).
9 Соболева М. Линор Горалик: «У меня есть одна задача — пытаться быть хорошим человеком» // Афиша. 2022. Февр., 17. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/ brain/22040-linor-goralik-u-menya-est-odna-zadacha-pytatsya-byt-horoshim-chelovekom/ (дата обращения: 28.05.2024).
10 Там же.
11 Агафонова М. Приемная мать Алена Тутурина: «Я заставляла мозг делать дела во имя любви» // Афиша. 2023. Февр., 14.. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/ stories/25224-priemnaya-mat-alena-tuturina-ya-zastavlyala-mozg-delat-dela-vo-imya-lyubvi/ (дата обращения: 28.05.2024).
12 Калугина К. Леди совершенство: непростая судьба Бэйб Пейли — самой богатой светской львицы, которой завидовала сама Мэрилин Монро. Режим доступа: https://www.marieclaire.ru/psychology/ledi-sovershenstvo-neprostaya-sudba-beib-peili-samoi-bogatoi-svetskoi-lvicy-kotoroi-zavidovala-sama-merilin-monro/ (дата обращения: 28.05.2024).
13 Култаева Д. Школьная учительница из Марий Эл придумала бренд детской одежды и заработала на нем миллионы // Inc.Russia. 2021. Сент., 17. Режим доступа: https://incrussia.ru/concoct/lelu-kids/ (дата обращения: 28.05.2024).
14 Тюмерина М. Афера Анны Делви: как дочь российского дальнобойщика обманула весь Манхэттен. Режим доступа: https://www.marieclaire.ru/psychology/ afera-annyi-delvi-kak-doch-rossiyskogo-dalnoboyschika-obmanula-ves-manhetten/ (дата обращения: 28.05.2024).
15 Воробьева А. Как журналистка Оксана Гончарова оказалась в СИЗО, защищаясь от домашнего насилия // Форбс. 2023. Март, 16. Режим доступа: https://www. forbes.ru/forbes-woman/486155-kak-zurnalistka-oksana-goncarova-okazalas-v-sizo-zasisaas-ot-domasnego-nasilia (дата обращения: 28.05.2024).
16 Грибова Д. История Вероники Дударовой — первой в российской истории женщины за дирижерским пультом // Афиша. 2023. Март, 10. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/music/25318-istoriya-veroniki-dudarovoy-pervoy-v-rossiyskoy-istorii-zhenschiny-za-dirizherskim-pultom/ (дата обращения: 28.05.2024).
Библиография
Агасиева Т. С. Содержательные модели журналов для женщин: критический анализ // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2023. № 1. С. 75-80.
Ажгихина Н. И. «Железная леди» или Баба Яга? «Женская тема» в современной российской прессе: мат. Первой российской летней школы
по женским и гендерным исследованиям «Валдай — 96». М.: Моск. центр гендерных исследований, 1997. С. 43—46.
Балалуева И. А. Образ женщины в современной российской прессе: этапы десятилетней трансформации // Гендер и СМИ — 2011. Ежегодник. М.: Фак. журн. МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 126-142.
Бодрова М. Н. Социальная философия о ценностно-регулирующей функции СМИ // Наука и образование в глобальных процессах. 2020. № 1. С. 30-34.
Ваганова Т. П. Идентификация этической оценки и способы ее интерпретации // Язык и культура. 2014. № 15. С. 113-116.
Васильева Л. В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестн. Амур. гос. ун-та. Сер.: «Гуманитарные науки». 2010. № 50. С. 109— 112.
Васюкова И. А. Словарь иностранных слов: с грамматическими формами, синонимами, примерами употребления. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
Ворошилова О. Н. Образ женщины в религиях // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2017. Т. 23. Режим доступа: Ы^:// e-koncept.ru/2017/770428.htm (дата обращения: 28.05.2024).
Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
Головина Е. В. Категория «художественный женский образ» в лингвистике и литературоведении // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11. С. 100-104.
Дугин А. Г. Метафизика Благой Вести. М.: Арктогея, 1999.
Дугин А. Г. Философия традиционализма. М.: Арктогея-Центр, 2002.
Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века: дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2010.
Ефремова Т. Ф. Вселенная // Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. Т. 1. А-Л. М.: АСТ, 2006.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социальное конструирование ген-дера // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 171-182.
Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. 2000. № 11. С. 15-24.
Здравомыслова Е., Темкина А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 177-185.
Ивин А. А. Аксиология. М.: Юрайт, 2024.
Ивин А. А. Логика оценок и норм. Философские, методологические и прикладные аспекты. М.: Проспект, 2017.
Ильин В. В. Аксиология. М.: Проспект, 2020.
Ильченко Н. М., Титова Е. А. Особенности женского национального характера в русской романтической повести // Русско-зарубежные литературные связи: сб. науч. тр. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. гос. пед. ун-та имени Козьмы Минина, 2014. С. 253-258.
Кряжев М. Г. Проблема оценки в психологии // Вестн. Казанск. гос. пед. ун-та. 2003. № 1. С. 149-158.
Кузнецов А. М. О понятии «гендер» и гендерной лингвистике // Социолингвистика вчера и сегодня: сб. науч. тр. М.: Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН, 2008. С. 175-194.
Куприянова О. В. Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2009.
Лазутина Г. В. Аксиология массмедиа. Некоторые исходные представления. Дюссельдорф: LAP, 2016.
Лапшина Г. С. Феномен женщины в истории русской журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 178-192.
Лапшина Г. С. Женское лицо русской журналистики. М.: МедиаМир, 2012.
МайерсД. Социальная психология. СПб.: Питер, 2017.
Массмедиа и ценностные отношения общества / под ред. Г. В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2013.
Мужская и женская субкультуры в архаике: мифологемы, системы обозначения, функции: сб. ст. / под ред. М. Ф. Альбедиль, Д. Г. Савинова. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН, 2019.
Нигматуллина К. Р. Аксиология в журналистике: пересекающиеся измерения // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2008. № 1-1. С. 140-146.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М.: Азъ, 1995.
Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М.: Филинъ, 1998.
Полякова О. Б. Общий психологический практикум. Ч. 4. Индивидуально-психологические особенности личности: в 2 т. Т. 2. Мотивацион-но-потребностная сфера. Способности. Самооценка, уровень притязаний. М.: Моск. психолого-социальный ун-т, 2014.
Пушкарева Н. Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб.: Але-тейя, 2007.
Свитич Л. Г. Актуальные проблемы современной науки и журналистика. М.: Юрайт, 2018.
Свитич Л. Г. Корневые черты русской нации и телеобраз России // Современный образ России: перспективы развития: сб. ст. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 257-286.
Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М.: Икар, 2000.
Свитич Л. Г. Ценностная доминанта русских пословиц и СМИ // Журналистика в 2011 году: ценности современного общества и средства массовой информации: мат. Междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2012. С. 316-317.
Свитич Л. Г. Ценностная парадигма как базовый фактор стратегии развития общества и медиасистемы // Век информации. 2016. № 2. С. 300-306.
Сидоров В. А. Аксиология журналистики. СПб.: Петрополис, 2018.
Сидоров В. А., Ильченко С. С., Нигматуллина К. Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины. СПб.: Роза мира, 2009.
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
Смеюха В. В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов): дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2012.
Смирнов П. И. Социология личности. СПб.: СПбГИПСР, 2007.
Соколова Е. А. (б) Женские образы в современной прессе: ценностные ориентиры и идеологические истоки // Гендер и СМИ — 2011. Ежегодник. М.: Фак. журн. МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2012. С. 115-125.
Соколова Е. А. (а) Образ женщины в провинциальной газете современного города // Журналистский ежегодник. 2012. № 1. С. 86-89.
Соколова Е. А. От Афродиты до Персефоны: семь мифологизированных женских образов на страницах местных рекламно-информационных журналов 2005-2015 гг. // Гендер и СМИ — 2015. Ежегодник. М.: Фак. журн. МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2016. С. 164-180.
Темиргазина З. К. Лингвистическая аксиология: оценочные высказывания в русском языке. М.: Флинта, 2020.
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: в 4 т. Т. 1. А-З / под ред. И. А. Бодуэна де Куртенэ. М.: Универс, 1994.
Толковый словарь избранных медицинских терминов (эпонимы и образные выражения) / под ред. Л. П. Чурилова, А. В. Колобова, Ю И. Строева. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2010.
Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Аделант, 2014.
Фомичева И. Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007.
Фролова Т., Сычева М. СМИ и нравственно-психологические проблемы современной семьи: гендерный подход // Гендер и СМИ - 2016. Ежегодник. М.: Фак. журн. МГУ: Изд-во Моск. ун-та, 2017. С. 75-94.
Цзюньжу Б. Немного о специфике женских характеров в русской литературе XIX века // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 12-2. С. 127-129.
Notes
Agafonova M. (2023) Priemnayaa mat' Alena Tuturina: «Ya zastavlyala mozg delat' dela vo imya lubvi» [Alain Tuturin's foster mother: "I forced my brain to do things in the name of love"]. Afisha Daily, 14 February. Available at: https:// daily.afisha.ru/stories/25224-priemnaya-mat-alena-tuturina-ya-zastavlyala-mozg-delat-dela-vo-imya-lyubvi/ (accessed: 28.05.2024).
Bebutov T. (2023) «Plokhie stsenarii dolzhny zakantchivat'sya»: Irina Starsh-enbaum o zdorovykh lyudyakh i krizisakh ["Bad scenarios must end": Irina Starshenbaum on healthy people and crises]. Afisha Daily, 10 March. Available at: https://daily.afisha.ru/stories/25326-plohie-scenarii-dolzhny-zakanchivatsya-iri-na-starshenbaum-o-zdorovyh-lyudyah-i-krizisah/ (accessed: 28.05.2024).
Evstigneeva V (2023) Sozidat'. Byt' blagodarnoy. Zamechat' schast'e [To create. Be grateful. Noticing happiness]. Uchitel'skaya gazeta. 30 May. Available at: https://ug.ru/sozidat-byt-blagodarnoj-zamechat-schaste/ (accessed: 28.05.2024).
Fedorov V Russkaya zhenshhina v neprostye vremena: prezentatsiya [A Russian woman in difficult times: presentation]. WCIOM. Available at: https:// wciom.ru/presentation/prezentacii/russkaja-zhenshchina-v-neprostye-vremena (accessed: 28.05.2024).
Gribova D. (2023) Istoriya Vferoniki Dudarovoy — pervoy v rossiyskoy istorii zhenshhiny za dirizherskim pul'tom [The story of Vferonika Dudarova, the first woman at the conductor's desk in Russian history]. Afisha Daily, 10 March. Available at: https://daily.afisha.ru/music/25318-istoriya-veroniki-dudarovoy-pervoy-v-rossiyskoy-istorii-zhenschiny-za-dirizherskim-pultom/ (afisha.ru) (accessed: 28.05.2024).
Kak rossiyane stroyat krepkie otnosheniya [How Russians build strong relationships]. WCIOM. Available at: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kak-rossiyane-stroyat-krepkie-otnosheniya (accessed: 28.05.2024).
Kalugina K. Ledi sovershenstvo: neprostaya sud'ba Byeyb Peley — samoy bo-gatoy svetskoy l'vitsy, kotoroy zavidovala sama Merilin Monro [Lady Perfection: the difficult fate of Babe Paley, the richest socialite, who was envied by Marilyn Monroe herself], Marie Claire. Available at: https://www.marieclaire.ru/psy-chology/ledi-sovershenstvo-neprostaya-sudba-beib-peili-samoi-bogatoi-svets-koi-lvicy-kotoroi-zavidovala-sama-merilin-monro/ (accessed: 28.05.2024).
Kamitdinov N. (2020) CEO «Yandeksa» v Rossii Elena Bunina: «My mozhem zakryt' glaza na nekotorye chelovecheskie kachestva, kogda nahodim zvezdu» [Elena Bunina, CEO of Yandex in Russia: "We can close our eyes to some human qualities when we find a star"]. Inc. Russia. 5 March. Available at: https://incrussia.ru/understand/elena-bunina-yandex/ (accessed: 28.05.2024).
Kultaeva D. (2021) Shkol'naya uchitel'nitsa iz Mariy El pridumala brend detskoy odezhdy i zarabotala na nem milliony [A schoolteacher from Mari El came up with a brand of children's clothing and earned millions from it]. Inc. Russia. 17 September. Available at: https://incrussia.ru/concoct/lelu-kids/ (accessed: 28.05.2024).
Poslanie Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.02.2024 b/n [The message of the President of the Russian Federation dated 02/29/2024 without a number]. Kremlin.ru. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50431 (accessed: 15.04.2024).
Russkiy kharakter [Russian character]. WCIOM. Available at: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/russkij-kharakter (accessed: 28.05.2024).
Soboleva M. (2022) Linor Goralik: «U menya est' odna zadacha — pytat'sa byt' horoshim chelovekom» [Linor Goralik: "I have one task — to try to be a good person"]. Afisha Daily, 17 February. Available at: https://daily.afisha.ru/ brain/22040-linor-goralik-u-menya-est-odna-zadacha-pytatsya-byt-horoshim-chelovekom/ (accessed: 28.05.2024).
Tyumerina M. Afera Anny Delvi: kak doch' rossiyskogo dal'noboyshhika obmanula ves' Mankhetten [Anna Delphi's scam: how the daughter of a Russian trucker deceived the whole of Manhattan], Marie Claire. Available at: https://www.marieclaire.ru/psychology/afera-annyi-delvi-kak-doch-rossiyskogo-dalnoboyschika-obmanula-ves-manhetten/ (accessed: 28.05.2024).
Vorobyeva A. (2023) Kak zhurnalistka Oksana Goncharova okazalas' v SIZO, zashhishhayas' ot domashnego nasiliya [How journalist Oksana Goncharova ended up in jail, defending herself from domestic violence]. Forbes. 16 March. Available at: https://www.forbes.ru/forbes-woman/486155-kak-zurnalistka-oksana-goncarova-okazalas-v-sizo-zasisaas-ot-domasnego-nasilia (accessed: 28.05.2024).
References
Agasieva T. S. (2023) Soderzhatel'nye modeli zhurnalov dlya zhenshhin: kriticheskiy analiz [Content models of magazines for women: a critical analysis]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurna-listika 1: 75—80. (In Russian)
Albedil M. F., Savinov D. G. (eds.) (2019) Muzhskaya i zhenskaya subkul'tury v arkhaike: mifologemy, sistemy oboznacheniya, funktsii [Male and female subcultures in the Archaic: mythologems, designation systems, functions]: sb. st. St Petersburg: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography Russian Academy of Sciences Publ. (In Russian)
Azhgikhina N. I. (1997) «Zheleznaya ledi» ili Baba Yaga? «Zhenskaya tema» v sovremennoy rossiyskoy presse ["The Iron Lady" or Baba Yaga? The "women's theme" in the modern Russian press]. Materialy Pervoy rossiyskoy letney shkoly po zhenskim i gendernym issledovaniyam «Valday — 96». Moscow: Moscow Center of Gender Studies Publ. Pp. 43—46. (In Russian)
Balalueva I. A. (2012) Obraz zhenshhiny v sovremennoy rossiyskoy presse: etapy desyatiletney transformatsii [The image of a woman in the modern Russian press: the stages of a ten-year transformation]. Gender i SMI — 2011. Ezhegodnik. Moscow: Faculty of Journalism Lomonosov Moscow St. Univ. Publ.: Lomonosov Moscow St. Univ. Publ. Pp. 126—142. (In Russian)
Bodrova M. N. (2020) Social'naya filosofiya o tsennostno-reguliruyushhey funktsii SMI [Social philosophy on the value-regulating function of the media]. Nauka i obrazovanie vglobal'nykhprocessakh 1: 30—34. (In Russian)
Boduen de Kurtene I. A. (ed.) (1994) Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka Vladimira Dalya [Explanatory Dictionary of the living Great Russian language by Vladimir Dahl]: in 4vol. Vol. 1. A—Z. Moscow: Univers Publ. (In Russian)
Churilov L. P., Kolobov A. V, Stroev J. I. (eds.) (2010) Tolkovyy slovar' izbrannykh medicinskikh terminov (eponimy i obraznye vyrazheniya) [Explanatory dictionary of selected medical terms (eponyms and figurative expressions)]. St Petersburg: JeLBI-SPb Publ. (In Russian)
Czunzhu B. (2016) Nemnogo o spetsifike zhenskikh kharakterov v russkoy literature XIX veka [A little bit about the specifics of female characters in Russian literature of the XIX century]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk 12—2: 127—129. (In Russian)
Dugin A. G. (2002) Filosofiya traditsionalizma [The philosophy of traditionalism]. Moscow: Arktogeya-Center Publ. (In Russian)
Dugin A.G. (1999) Metafiz.ika Blagoy Vesti [The Metaphysics of the Good News]. Moscow: Arktogeya Publ. (In Russian)
Efremova T. F (2006) Vselennaya [Universe]. Sovremennyy tolkovyy slovar' russkogo yazyka: in 3 vol. Vol. 1. A—L. Moscow: AST Publ. (In Russian)
Erofeeva I. V. (2010) Aksiologiya mediateksta v rossiyskoy kul'ture: reprezentatsiya tsennostey v zhurnalistike nachala XXI veka [The Axiology of Media Text in Russian Culture: the Representation of Values in Journalism at the beginning of the XXI Century]: dis. ... d-ra filol. nauk: 10.01.10. St. Petersburg. (In Russian)
Fomicheva I. D. (2007) Sotsiologiya SMI [Sociology of the media]. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)
Frolova T., Sycheva M. (2017) SMI i nravstvenno-psihologicheskie problemy sovremennoy sem'i: gendernyy podkhod [The media and moral and psychological problems of the modern family: a gender approach]. Gender i SMI — 2016. Ezhegodnik. Moscow: Faculty of Journalism Lomonosov Moscow St. Univ. Publ.: Lomonosov Moscow St. Univ. Publ. Pp. 75—94. (In Russian)
Giddens A. (1999) Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Editorial URSS Publ. (In Russian)
Golovina E. V. (2016) Kategoriya «khudozhestvennyy zhenskiy obraz» v lingvistike i literaturovedenii [The category of "artistic female image" in linguistics and literary studies]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki 11: 100-104. (In Russian)
Ilchenko N. M., Titova E. A. (2014) Osobennosti zhenskogo natsional'nogo kharaktera v russkoy romanticheskoy povesti [Features of the female national character in the Russian romantic story]. Russko-zarubezhnye literaturnye svyazi: sb. nauch. tr. Nizhniy Novgorod: Kozma Minin Novgorod St. Pedagogical Univ. Publ. Pp. 253-258. (In Russian)
Ilyin V V (2020) Aksiologiya [Axiology]. Moscow: Prospekt Publ. (In Russian)
Ivin A. A. (2017) Logika otsenok i norm. Filosofskie, metodologicheskie i prikladnye aspekty [The logic of assessments and norms. Philosophical, methodological and applied aspects]. Moscow: Prospekt Publ. (In Russian) Ivin A. A. (2024) Aksiologiya [Axiology]. Moscow: Yurayt Publ. (In Russian) Kryazhev M. G. (2003) Problema otsenki v psikhologii [The problem of evaluation in psychology]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta 1: 149-158. (In Russian)
Kupriyanova O. V. (2009) Obraz zhenshhiny v sredstvakh massovoy informatsii v kontekste garmonizatsii rossiyskogo obshhestva: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. [The image of a woman in the media in the context of the harmonization of Russian society: the abstract of PhD thesis] Ulan-Ude. (In Russian)
Kuznetsov A. M. (2008) O ponyatii «gender» i gendernoy lingvistike [About the concept of "gender" and gender linguistics]. Sotsiolingvistika vchera i segodnya: sb. nauch. tr. Moscow: Institute of Scientific Information on Social Sciences of the Russian Academy of Sciences Publ. Pp. 175-194. (In Russian)
Lapshina G. S. (2012) Zhenskoe litso russkoy zhurnalistiki [The feminine face of Russian journalism]. Moscow: MediaMir Publ. (In Russian)
Lapshina G. S. (2015) Fenomen zhenshhiny v istorii russkoy zhurnalistiki [The phenomenon of women in the history of Russian journalism]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 10: Zhurnalistika 6: 178—192. (In Russian)
Lazutina G. V. (2016) Aksiologiya massmedia. Nekotorye ishodnye predstavleniya [The axiology of mass media. Some initial representations]. Dusseldorf: LAP Publ. (In Russian)
Lazutina G. V. (ed.) (2013) Massmedia i tsennostnye otnosheniya obshhestva [Mass media and value relations of society]. Moscow: MediaMir Publ. (In Russian)
Mayers D. (2017) Sotsial'naya psihologiya [Social psychology]. St. Petersburg: Piter Publ. (In Russian)
Nigmatullina K. R. (2008) Aksiologiya v zhurnalistike: peresekayushhiesya izmereniya [Axiology in Journalism: Overlapping Dimensions]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9: Filologija. Vostokovedenie. Zhurnalistika 1-1: 140-146. (In Russian)
Ozhegov S. I., Shvedova N. J. (1995) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 72500 slov i 7500frazeologicheskikh vyrazheniy [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow: Az Publ. (In Russian)
Plous S. (1998) Psihologiya otsenki i prinyatiya resheniy [Psychology of assessment and decision-making]. Moscow: Filin Publ. (In Russian)
Polyakova O. B. (2014) Obshchiy psikhologicheskiy praktikum [General psychological practice]. Part 4. Individual'no-psikhologicheskie osobennosti li-chnosti: in 2 vol. Vol. 2. Motivatsionno-potrebnostnaya sfera. Sposobnosti. Samootsenka, uroven' prityazaniy. Moscow: Moscow University of Psychology and Social Sciences Publ. (In Russian)
Pushkareva N. L. (2007) Gendernaya teoriya i istoricheskoe znanie [Gender theory and historical knowledge]. St Petersburg: Aleteya Publ. (In Russian)
Sidorov V A. (2018) Aksiologiya zhurnalistiki [The Axiology of Journalism]. St Petersburg: Petropolis Publ. (In Russian)
Sidorov V A., Ilchenko S. S., Nigmatullina K. R. (2009) Aksiologiya zhurnalistiki: opyt stanovleniya novoy distsipliny [The Axiology of journalism: the experience of the formation of a new discipline]. St Petersburg: Roza mira Publ. (In Russian)
Smelser N. (1994) Sociologiya [Sociology]. Moscow: Feniks Publ. (In Russian)
Smeyukha V V. (2012) Fenomen gendernoy identifikatsii v mediynom pros-transtve (na materiale otechestvennykh zhenskikh zhurnalov) [The phenomenon of gender identification in the media space (based on the material of domestic women's magazines)]: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.10. Krasnodar. (In Russian)
Smirnov P. I. (2007) Sotsiologiya lichnosti [Sociology of personality]. St Petersburg: SPbGIPSR Publ. (In Russian)
Sokolova E. A. (2012) (b) Zhenskie obrazy v sovremennoy presse: tsennostnye orientiry i ideologicheskie istoki [Women's images in the modern press: value orientations and ideological origins]. Gender i SMI — 2011. Ezhegodnik.
Moscow: Faculty of Journalism Lomonosov Moscow St. Univ. Publ.: Lomono-sov Moscow St. Univ. Publ. Pp. 115-125. (In Russian)
Sokolova E. A. (2012) (a) Obraz zhenshhiny v provintsial'noy gazete sovre-mennogo goroda [The image of a woman in a provincial newspaper of a modern city]. Zhurnalistskiy ezhegodnik 1: 86-89. (In Russian)
Sokolova E. A. (2016) Ot Afrodity do Persefony: sem' mifologizirovannykh zhenskikh obrazov na stranitsah mestnykh reklamno-informacionnykh zhurnalov 2005-2015 gg. [From Aphrodite to Persephone: seven mythologized female images on the pages of local advertising and information magazines 2005-2015.]. Gender i SMI — 2015. Ezhegodnik. Moscow: Faculty of Journalism Lomonosov Moscow St. Univ. Publ.: Lomonosov Moscow St. Univ. Publ. Pp. 164-180. (In Russian)
Svitich L. G. (2000) Fenomen zhurnalizma [The phenomenon of journalism]. Moscow: Ikar Publ. (In Russian)
Svitich L. G. (2008) Kornevye cherty russkoy natsii i teleobraz Rossii [The root features of the Russian nation and the TV image of Russia]. Sovremennyy obraz, Rossii: perspektivy razvitiya: sb. st. Moscow: Lomonosov Moscow St. Univ. Publ. Pp. 257-286. (In Russian)
Svitich L. G. (2012) Tsennostnaya dominanta russkikh poslovits i SMI [The value dominant of Russian proverbs and the media]. Zhurnalistika v 2011 godu: tsennosti sovremennogo obshchestva i sredstva massovoy informatsii: mat-ly Mezh-dunar. nauch.-prakt. konf. Moscow: Faculty of Journalism Lomonosov Moscow St. Univ. Publ. Pp. 316-317. (In Russian)
Svitich L. G. (2016) Tsennostnaya paradigma kak bazovyy faktor strategii razvitiya obshchestva i mediasistemy [The value paradigm as a basic factor in the development strategy of society and the media system]. Vek informatsii 2: 300306. (In Russian)
Svitich L. G. (2018) Aktual'nye problemy sovremennoy nauki i zhurnalistika [Current problems of modern science and journalism]. Moscow: Yurayt Publ. (In Russian)
Temirgazina Z. K. (2020) Lingvisticheskaya aksiologiya: otsenochnye vyska-zyvaniya v russkom yazyke [Linguistic Axiology: Evaluative Statements in the Russian language]. Moscow: Flinta Publ. (In Russian)
Ushakov D. N. (2014) Tolkovyy slovar' sovremennogo russkogo yazyka [Explanatory dictionary of the modern Russian language]. Moscow: Adelant Publ.
Vaganova T. P. (2014) Identifikatsiya eticheskoy otsenki i sposoby ee inter-pretatsii [Identification of ethical assessment and ways of its interpretation]. Yazyk i kul'tura 15: 113-116. (In Russian)
Vasilyeva L. V. (2010) Rol' i funktsii SMI v sovremennom obshchestve [The role and functions of the media in modern society]. Vestnik Amurskogo gosu-darstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki 50: 109-112. (In Russian) Vasyukova I. A. (1999) Slovar' inostrannykh slov: s grammaticheskimi formami, sinonimami, primerami upotrebleniya [Dictionary of foreign words: with grammatical forms, synonyms, usage examples]. Moscow: AST-PRESS Publ. (In Russian)
Voroshilova O. N. (2017) Obraz zhenshchiny v religiyakh [The image of a woman in religions]. Kontsept. Nauchno-metodicheskiy elektronnnyy zhurnal 23. Available at: https://e-koncept.ru/2017/770428.htm (accessed: 28.05.2024). (In Russian)
Zdravomyslova E. A., Temkina A. A. (1998) Sotsial'noe konstruirovanie gendera [The social construction of gender]. Sotsiologicheskiy zhurnal 3-4: 171-182. (In Russian)
Zdravomyslova E. A., Temkina A. A. (2000) Sotsiologiya gendernykh ot-nosheniy i gendernyy podkhod v sotsiologii [The sociology of gender relations and the gender approach in sociology]. Sotsis 11: 15-24. (In Russian)
Zdravomyslova E., Temkina A. (1999) Issledovaniya zhenshchin i gendernye issledovaniya na Zapade i v Rossii [Women's studies and gender studies in the West and in Russia]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' 6: 177-185. (In Russian)
Поступила в редакцию 18.06.2024