Образы русских богатырей в былинах
Иотова Мария Андреевна
Студент
Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета (Тобольск, Россия)
АННОТАЦИЯ
В наше время большой популярностью пользуется экранизация. Многие люди сегодня предпочтут посмотреть фильм вместо того, чтобы прочитать книгу. В древней Руси, когда мультфильмов еще не было большую популярность имели былины про богатырей их относили к устному народному творчеству и передавали из уст в уста через поколения. В статье рассмотрены образы богатырей в русских былинах, сравнение их образов в былинах и существовали ли богатыри на самом деле.
Ключевые слова: былина, Муромец, богатырь, мультфильм, Красное Солнышко, оптический театр.
Keywords: bylina, Muromets, bogatyr, cartoon, Red Sun, optical theatre
В древней Руси, когда мультфильмов еще не было большую популярность имели былины про богатырей их относили к устному народному творчеству и передавали из уст в уста, через поколения.
Актуальность исследования: в нашем мире резко снизился интерес к чтению, чаще людям интереснее и проще посмотреть экранизацию. Очень часто то, что показывают, не соответствует литературному произведению. Актуальность вызвана желанием привить интерес и любовь к литературе.
Цель исследования: на примере старинных былин выяснить существовали ли эти герои на самом деле, в какую эпоху они существовали, и найти их сходства и различия.
Предмет исследования: Образы богатырей.
Объект исследования: Былины и о русских богатырях.
Задачи исследования:
1. Выяснить существовали ли богатыри на самом деле.
2. Рассмотреть быт этой эпохи.
3. Сравнить сюжеты былин и мультфильмов.
4. Найти сходства и различия в образах богатырей.
5. Проанализировать роль образов и сюжетов.
Русские былины.
Первые былины появились примерно в 9 веке. Герои этих былин носят черты мифологических персонажей.
10-11 века: время киевской Руси. Появляются образы младших богатырей: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.
12 век: Центр России меняется. Город Владимир, Суздаль позже Москва.
13-15 века: Русь переживает феодальную раздробленность.
16-17 века: новых былин нет, но перерабатываются старые сюжеты.
Былина - это исторический источник, который рассказывает о неких исторических событиях. Данные события изложены в устной форме, так как былины жили в народной среде и передавались из поколения в поколение.
В конце 18 века примерно 60 былин было записано и издано. Тогда термина «былины» еще не существовало их называли народным собранием песен, сказаний, старин. Само название «былины» укрепилось чуть позже и пришло к нам из научной среды. В 19 веке Иван Сахаров в своем сборнике «Песни русского народа» предложил использовать слово «Былина», которое означало «согласно фактам» [3].
После публикации былины были не очень хорошо восприняты научной общественностью и подвергались различной критике. Русский историк, гуманист, генерал-майор Иван Никитич Болтин, когда познакомился с некоторыми былинными отрывками сказал: - «Я понял, что это такое. Это сброд сочинял, чтобы милостыню просить, а вы это распространяете». Многие ученые не признавали былины и говорили, что это вообще нельзя использовать нигде и не для чего.
Только к середине 19 века отношение к былинам меняется их, оценили, стали считать нужными и материал былин стал восприниматься исторически.
Былины приравнивали к летописям, только история в них была рассказана самим народом.
В былинах существует много аллегорий, рассмотрим некоторые из них. Калики перехожие - это люди, которые находятся между миром мертвых и миром живых. А пространство между этими мирами и называется чистое поле. Слово богатырь в былине означает «богом данное».
Учеными доказано, что до 17 века былины продолжали писать. А бытовали в устной форме они до середины 20 века.
Признаки былины:
1. Стихотворная форма
2. Развернутое повествование
3. Особые герои (богатыри)
4. Сочетание сказочности и исторического характера.
Особенности былин: торжественность тона, особенный ритм, особенный стих. Все это для передачи в разговорной интонации и сопровождения музыкальным инструментом - гуслями.
Цель былины - вызвать уважение к предмету изображения.
Былина - это сюжетное произведение и в центре сюжета подвиг богатыря.
Герои былин - богатыри. Богатыри - это необыкновенно сильные и физически и духом люди [5]. Они сражались за родную землю, спасая ее от ненавистных врагов. Величественные образы богатырей поднимали дух война, поддерживали силу, мужество, стойкость. Мир и быт простого крестьянина являлись основой былин и сказок.
Место действия любой былины - это город, торговая площадь в Киеве или в Новгороде. В то
время Русь вела оживленную торговлю с другими странами.
Классификация былин: 1. По времени происхождения былины можно разделить:
• Былины о старинных богатырях.
• Былины о младших богатырях.
Былины о младших богатырях подразделяются:
• Киевский цикл
• Новгородский цикл
2. По их содержанию:
• Богатырские былины
• Новеллистические былины
3. Территориально - хронологические:
• Былины до киевского цикла
• Киевский цикл
• Новгородский цикл
Былины создавались не для увеселения, они помогали жить и трудиться русскому человеку. В них отражался уклад жизни русского народа, они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы.
Существование богатырей в истории.
Существовали ли на самом деле 3 великих русских богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович? Реальные прототипы, безусловно, существовали. Давайте попробуем разыскать их следы в истории.
Останки прототипа самого знаменитого из былинных героев Ильи Муромца и сейчас можно увидеть в ближних пещерах Киево - Печерской лавры. По приданию при жизни это был могучий воин по прозвищу — Чоботок[1]. Родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя — Илья. В 1643 году русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец.
Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоиться именно этот богатырь в 1988 году мощи исследовала межведомственная комиссия минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле был довольно высокого роста 177 сантиметров. У человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходиться с былинными описаниями, ведь как известно, Илья Муромец до 33 лет неподвижно просидел на печи пока его не вылечили калики перехожие. Подтвердили ученые и то, что прах принадлежал войну, обнаруженные рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они были сломаны в бою, но в последствии зажили.
Участник научного исследования мощей профессор Борис Мехайлеченко считает, что человек чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре погиб во время битвы. У него была рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость, скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана правая ключица, хорошо видно повреждения кисти, судя по всему, тоже каким-то холодным оружием — плоско - колющим предметом. По мнению специалиста смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году во время взятия Киева
князем Рюриком Ростиславичем, правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца должен быть между 1150 и 1165 годами.
Множество споров вызывает и то, откуда родом Илья Муромец, конечно же первенство оставляет за собой город Муром. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Муровийск Черниговского княжества.
На знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» Добрыня Никитич изображен суровым, бородатым дядькой, есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте.
В былинах Добрыня Никитич предстает добрым молодцем, он борется со змеем Горынычем, выручает из плена знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например, с Ильей Муромцем. Чаще всего, этот воитель действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе. Если обратиться к летописям дружинник князя Владимира Святославича действительно был ратник по имени Добрыня, более того он приходился князю родным дядей. Большинство исследователей считают, что именно этот Добрыня и стал прототипом былинного богатыря.
Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав делил между сыновьями Киевскую Русь Добрыня посоветовал Новгородским послам выпросить себе на престол именно его племянника, так те и поступили.
В 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в Новгород. В 978 году поддерживаемый дядей молодой князь отправился в поход на Киев и после убийства своего брата Ярополка стал правителем всей Киевской Руси. Добрыня был назначен Новгородским посадником.
В 985 году войска Владимира при участии дяди совершили набег на землю булгар, а после победы князь заключил с ними мир.
Как гласит повесть Временных лет, Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах и такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать лапотников.
После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира отправился обращать в христианство Новгород. Согласно Иоакимовской летописи не желая принимать крещение язычники подняли в городе бунт. Добрыня перебил бунтовщиков, а их дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода раскопки [4]. Археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, а на месте сожженных домов были выстроены новые.
О том, где и как умер прототип былинного Добрыни Никитича никаких сведений не сохранилось известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.
Алеша Попович в былинах выделяется ни столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью в этом Алеша схож со своим возможным прототипом ростовским боярином Александром — Алешей Поповичем.
Подвиги война Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу.
В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси в Липецкой битве. В этой битве решалась судьба наследника Всеволода Большое Гнездо, причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира князя Мстислава Удатного. При этом, Алеша не просто не признал свою ошибку, а еще отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку.
Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего 2 года. После смерти князя, Александр Попович отправился в Киев на службу к Мстиславу. Погиб в 1223 году при битве на реке Калке.
Все перечисленные герои вполне подходят на роль воспетых народом богатырей, но есть одна не состыковка, в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя
Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом. Хотя их прототипы жили в разное время, поэтому скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.
Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица: Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями — сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки [2]. Подобные качества, отчасти присущи и богатырям, к тому же сказки о трех великанах во многом пересекаются с былинами.
Исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древнее и их происхождение восходит к тонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествляется с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев — змей огненный, змей глубин, змей вод, похожие существа встречаются во многих мифологиях.
С приходом на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей, защитников православной веры и более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев, например, змея Горыныча. То есть фактически, они сражались сами с собой, со своими более ранними воплощениями.
Образы богатырей в былинах.
В былинах Алеша никак не описывается силачом с необыкновенной силой. Точнее напротив -он не крепок, прихрамывает. Однако, он наделен смышленостью, хитростью и сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он был способным наврать, имел возможность хвастаться, а также совершать что-то украдкой. Шуточки у него могли быть веселыми, но могли быть и жестокими [6].
В целом, Алеша Попович весьма двойственный герой: в некоторых случаях опасный и дерзкий, а в некоторых добродушный и добросердечный. В былинах Алешу Поповича выделяет никак не влияние, находчивость и даже ловкость.
У Алеши Поповича есть жена Аленушка. Их имена схожи, таким образом, формируется «одноименная» пара.
В былинах Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красное Солнышко. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умен, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силен, справедлив, на ножку поверток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поет, да и в придачу на гуслях играет [6].
Илья Муромец в былинах был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу [5]. Целителям его сила даже показалась чрезмерной, им пришлось ее уменьшить. Жена Ильи Муромца Поляница-Савишна, которая сама тоже богатырша.
Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. Восп. Шк. - 2006.- с. 28-31.
2. Былины. Книга для внеклассного чтения / Сост. Круглов Ю. Г. М., «Просвещение», 1985.
3. Дриложение:вние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1997.
4. Русские народные сказители. / Сост., вступ. Ст., вводные тексты и комм. Т. Г. Ивановой. М., 1989.
5. Ухов П. Д. Былины. М., 1897.