Научная статья на тему 'Образы русских богатырей в былинах'

Образы русских богатырей в былинах Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3021
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
былина / Муромец / богатырь / мультфильм / Красное Солнышко / оптический театр / bylina / Muromets / bogatyr / cartoon / Red Sun / optical theatre

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Иотова Мария Андреевна

В наше время большой популярностью пользуется экранизация. Многие люди сегодня предпочтут посмотреть фильм вместо того, чтобы прочитать книгу. В древней Руси, когда мультфильмов еще не было большую популярность имели былины про богатырей их относили к устному народному творчеству и передавали из уст в уста через поколения. В статье рассмотрены образы богатырей в русских былинах, сравнение их образов в былинах и существовали ли богатыри на самом деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образы русских богатырей в былинах»

Образы русских богатырей в былинах

Иотова Мария Андреевна

Студент

Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета (Тобольск, Россия)

АННОТАЦИЯ

В наше время большой популярностью пользуется экранизация. Многие люди сегодня предпочтут посмотреть фильм вместо того, чтобы прочитать книгу. В древней Руси, когда мультфильмов еще не было большую популярность имели былины про богатырей их относили к устному народному творчеству и передавали из уст в уста через поколения. В статье рассмотрены образы богатырей в русских былинах, сравнение их образов в былинах и существовали ли богатыри на самом деле.

Ключевые слова: былина, Муромец, богатырь, мультфильм, Красное Солнышко, оптический театр.

Keywords: bylina, Muromets, bogatyr, cartoon, Red Sun, optical theatre

В древней Руси, когда мультфильмов еще не было большую популярность имели былины про богатырей их относили к устному народному творчеству и передавали из уст в уста, через поколения.

Актуальность исследования: в нашем мире резко снизился интерес к чтению, чаще людям интереснее и проще посмотреть экранизацию. Очень часто то, что показывают, не соответствует литературному произведению. Актуальность вызвана желанием привить интерес и любовь к литературе.

Цель исследования: на примере старинных былин выяснить существовали ли эти герои на самом деле, в какую эпоху они существовали, и найти их сходства и различия.

Предмет исследования: Образы богатырей.

Объект исследования: Былины и о русских богатырях.

Задачи исследования:

1. Выяснить существовали ли богатыри на самом деле.

2. Рассмотреть быт этой эпохи.

3. Сравнить сюжеты былин и мультфильмов.

4. Найти сходства и различия в образах богатырей.

5. Проанализировать роль образов и сюжетов.

Русские былины.

Первые былины появились примерно в 9 веке. Герои этих былин носят черты мифологических персонажей.

10-11 века: время киевской Руси. Появляются образы младших богатырей: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович.

12 век: Центр России меняется. Город Владимир, Суздаль позже Москва.

13-15 века: Русь переживает феодальную раздробленность.

16-17 века: новых былин нет, но перерабатываются старые сюжеты.

Былина - это исторический источник, который рассказывает о неких исторических событиях. Данные события изложены в устной форме, так как былины жили в народной среде и передавались из поколения в поколение.

В конце 18 века примерно 60 былин было записано и издано. Тогда термина «былины» еще не существовало их называли народным собранием песен, сказаний, старин. Само название «былины» укрепилось чуть позже и пришло к нам из научной среды. В 19 веке Иван Сахаров в своем сборнике «Песни русского народа» предложил использовать слово «Былина», которое означало «согласно фактам» [3].

После публикации былины были не очень хорошо восприняты научной общественностью и подвергались различной критике. Русский историк, гуманист, генерал-майор Иван Никитич Болтин, когда познакомился с некоторыми былинными отрывками сказал: - «Я понял, что это такое. Это сброд сочинял, чтобы милостыню просить, а вы это распространяете». Многие ученые не признавали былины и говорили, что это вообще нельзя использовать нигде и не для чего.

Только к середине 19 века отношение к былинам меняется их, оценили, стали считать нужными и материал былин стал восприниматься исторически.

Былины приравнивали к летописям, только история в них была рассказана самим народом.

В былинах существует много аллегорий, рассмотрим некоторые из них. Калики перехожие - это люди, которые находятся между миром мертвых и миром живых. А пространство между этими мирами и называется чистое поле. Слово богатырь в былине означает «богом данное».

Учеными доказано, что до 17 века былины продолжали писать. А бытовали в устной форме они до середины 20 века.

Признаки былины:

1. Стихотворная форма

2. Развернутое повествование

3. Особые герои (богатыри)

4. Сочетание сказочности и исторического характера.

Особенности былин: торжественность тона, особенный ритм, особенный стих. Все это для передачи в разговорной интонации и сопровождения музыкальным инструментом - гуслями.

Цель былины - вызвать уважение к предмету изображения.

Былина - это сюжетное произведение и в центре сюжета подвиг богатыря.

Герои былин - богатыри. Богатыри - это необыкновенно сильные и физически и духом люди [5]. Они сражались за родную землю, спасая ее от ненавистных врагов. Величественные образы богатырей поднимали дух война, поддерживали силу, мужество, стойкость. Мир и быт простого крестьянина являлись основой былин и сказок.

Место действия любой былины - это город, торговая площадь в Киеве или в Новгороде. В то

время Русь вела оживленную торговлю с другими странами.

Классификация былин: 1. По времени происхождения былины можно разделить:

• Былины о старинных богатырях.

• Былины о младших богатырях.

Былины о младших богатырях подразделяются:

• Киевский цикл

• Новгородский цикл

2. По их содержанию:

• Богатырские былины

• Новеллистические былины

3. Территориально - хронологические:

• Былины до киевского цикла

• Киевский цикл

• Новгородский цикл

Былины создавались не для увеселения, они помогали жить и трудиться русскому человеку. В них отражался уклад жизни русского народа, они оказали огромное влияние на дальнейшее развитие всей русской литературы.

Существование богатырей в истории.

Существовали ли на самом деле 3 великих русских богатыря Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович? Реальные прототипы, безусловно, существовали. Давайте попробуем разыскать их следы в истории.

Останки прототипа самого знаменитого из былинных героев Ильи Муромца и сейчас можно увидеть в ближних пещерах Киево - Печерской лавры. По приданию при жизни это был могучий воин по прозвищу — Чоботок[1]. Родился он примерно в 1188 году в Муроме. Получив в бою тяжелое ранение Чоботок решил оставить ратные дела и принял монашество, а вместе с ним и новое имя — Илья. В 1643 году русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобный Илья Муромец.

Чтобы проверить, действительно ли в лавре покоиться именно этот богатырь в 1988 году мощи исследовала межведомственная комиссия минздрава УССР. Специалисты определили, что преподобный на самом деле был довольно высокого роста 177 сантиметров. У человека имелись признаки заболевания позвоночника, что сходиться с былинными описаниями, ведь как известно, Илья Муромец до 33 лет неподвижно просидел на печи пока его не вылечили калики перехожие. Подтвердили ученые и то, что прах принадлежал войну, обнаруженные рентгенологами костные мозоли на ребрах свидетельствуют о том, что они были сломаны в бою, но в последствии зажили.

Участник научного исследования мощей профессор Борис Мехайлеченко считает, что человек чьи останки покоятся в Киево-Печерской лавре погиб во время битвы. У него была рана в области проекции сердца, проникающая в грудную полость, скорее всего, от нее он и умер. Кроме того, переломана правая ключица, хорошо видно повреждения кисти, судя по всему, тоже каким-то холодным оружием — плоско - колющим предметом. По мнению специалиста смерть преподобного Ильи наступила приблизительно в возрасте 40-55 лет. Возможно, в 1204 году во время взятия Киева

князем Рюриком Ростиславичем, правда, в таком случае год рождения Ильи Муромца должен быть между 1150 и 1165 годами.

Множество споров вызывает и то, откуда родом Илья Муромец, конечно же первенство оставляет за собой город Муром. По мнению кандидата географических наук Сергея Хведченя родина богатыря вовсе не Муром, а старинный город Муровийск Черниговского княжества.

На знаменитой картине Виктора Васнецова «Богатыри» Добрыня Никитич изображен суровым, бородатым дядькой, есть мнение, что Васнецов в качестве Добрыни написал самого себя, причем в весьма зрелом возрасте.

В былинах Добрыня Никитич предстает добрым молодцем, он борется со змеем Горынычем, выручает из плена знатных красоток, а порой сражается с другими богатырями, например, с Ильей Муромцем. Чаще всего, этот воитель действует по указаниям Владимира Красное Солнышко, у которого состоит на службе. Если обратиться к летописям дружинник князя Владимира Святославича действительно был ратник по имени Добрыня, более того он приходился князю родным дядей. Большинство исследователей считают, что именно этот Добрыня и стал прототипом былинного богатыря.

Воевода Добрыня сыграл огромную роль как в жизни князя Владимира, так и в истории Руси. Когда великий князь Святослав делил между сыновьями Киевскую Русь Добрыня посоветовал Новгородским послам выпросить себе на престол именно его племянника, так те и поступили.

В 970 году юный Владимир вместе с дядей отправился княжить в Новгород. В 978 году поддерживаемый дядей молодой князь отправился в поход на Киев и после убийства своего брата Ярополка стал правителем всей Киевской Руси. Добрыня был назначен Новгородским посадником.

В 985 году войска Владимира при участии дяди совершили набег на землю булгар, а после победы князь заключил с ними мир.

Как гласит повесть Временных лет, Добрыня сказал племяннику, что булгары все в сапогах и такой богатый народ дань платить не будет, а потому лучше поискать лапотников.

После крещения Киева в 988 году верный соратник Владимира отправился обращать в христианство Новгород. Согласно Иоакимовской летописи не желая принимать крещение язычники подняли в городе бунт. Добрыня перебил бунтовщиков, а их дома сжег. Этот факт подтвердили произведенные на территории Новгорода раскопки [4]. Археологи определили, что в 989 году в городе полыхал пожар, а на месте сожженных домов были выстроены новые.

О том, где и как умер прототип былинного Добрыни Никитича никаких сведений не сохранилось известно лишь, что его сын Константин в 1017 году был объявлен новгородским посадником.

Алеша Попович в былинах выделяется ни столько силой, сколько смекалкой и натиском, а также остротой языка, хвастливостью и изворотливостью в этом Алеша схож со своим возможным прототипом ростовским боярином Александром — Алешей Поповичем.

Подвиги война Александра во многом описывает Никоновская летопись. Сначала он был дружинником князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, а затем служил его сыну Константину Всеволодовичу.

В 1216 году принял участие в одном из самых кровавых междоусобных сражений средневековой Руси в Липецкой битве. В этой битве решалась судьба наследника Всеволода Большое Гнездо, причем в пылу сражения боярин Александр Попович едва не зарубил по ошибке своего командира князя Мстислава Удатного. При этом, Алеша не просто не признал свою ошибку, а еще отчитал князя, чтобы тот не лез под горячую руку.

Константин Всеволодович выиграл битву, но прожил после победы всего 2 года. После смерти князя, Александр Попович отправился в Киев на службу к Мстиславу. Погиб в 1223 году при битве на реке Калке.

Все перечисленные герои вполне подходят на роль воспетых народом богатырей, но есть одна не состыковка, в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович состоят на службе князя

Владимира Красное Солнышко и время от времени встречаются друг с другом. Хотя их прототипы жили в разное время, поэтому скорее всего, реальные личности послужили лишь образами для создания народом былинных героев. Молва об их подвигах передавалась из уст в уста и постепенно переплелась со старинными легендами, другими историческими событиями и сказками.

Есть также версия, что образ трех богатырей заимствован из более ранних мифов. В славянской мифологии есть такая троица: Горыня, Дубыня и Усыня. Эти великаны обладали сверхъестественными способностями — сворачивали горы, вырывали с корнями деревья, останавливали реки [2]. Подобные качества, отчасти присущи и богатырям, к тому же сказки о трех великанах во многом пересекаются с былинами.

Исследователи считают, что сами Горыня, Дубыня и Усыня еще древнее и их происхождение восходит к тонической традиции, когда стихийная мощь природы отождествляется с различными волшебными существами. Когда-то люди представляли великанов в образе змеев — змей огненный, змей глубин, змей вод, похожие существа встречаются во многих мифологиях.

С приходом на Русь христианства языческие великаны превратились в богатырей, защитников православной веры и более того, в былинах они начали, наоборот, побеждать древних змеев, например, змея Горыныча. То есть фактически, они сражались сами с собой, со своими более ранними воплощениями.

Образы богатырей в былинах.

В былинах Алеша никак не описывается силачом с необыкновенной силой. Точнее напротив -он не крепок, прихрамывает. Однако, он наделен смышленостью, хитростью и сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях. Он был способным наврать, имел возможность хвастаться, а также совершать что-то украдкой. Шуточки у него могли быть веселыми, но могли быть и жестокими [6].

В целом, Алеша Попович весьма двойственный герой: в некоторых случаях опасный и дерзкий, а в некоторых добродушный и добросердечный. В былинах Алешу Поповича выделяет никак не влияние, находчивость и даже ловкость.

У Алеши Поповича есть жена Аленушка. Их имена схожи, таким образом, формируется «одноименная» пара.

В былинах Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красное Солнышко. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умен, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силен, справедлив, на ножку поверток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поет, да и в придачу на гуслях играет [6].

Илья Муромец в былинах был могучим богатырем, наделенным чувством собственного достоинства, верным слову и долгу. Свою силу он обрел не сразу. В былинах говорится, что до 33 лет Илья тяжело болел и лежал прикованным к постели в родительском доме в маленьком селе Карачарово возле города Мурома. Его чудесным образом исцелили 3 старца-странника и дали ему невероятную силу [5]. Целителям его сила даже показалась чрезмерной, им пришлось ее уменьшить. Жена Ильи Муромца Поляница-Савишна, которая сама тоже богатырша.

Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абраменкова В, Богатырева А. Дети и телевизионный экран. Восп. Шк. - 2006.- с. 28-31.

2. Былины. Книга для внеклассного чтения / Сост. Круглов Ю. Г. М., «Просвещение», 1985.

3. Дриложение:вние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 1997.

4. Русские народные сказители. / Сост., вступ. Ст., вводные тексты и комм. Т. Г. Ивановой. М., 1989.

5. Ухов П. Д. Былины. М., 1897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.