Научная статья на тему 'Образы прошлого в колумнистике современной «Литературной газеты»'

Образы прошлого в колумнистике современной «Литературной газеты» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
296
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛУМНИСТИКА / "ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА" / ОБРАЗ ПРОШЛОГО / COLUMNS / "LITERATURNAYA GAZETA" / THE IMAGE OF THE PAST

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевцова Дарья Анатольевна

В статье выделено несколько смысловых групп образов прошлого в колумнистике «Литературной газеты» и определены доминирующие. Эти образы отражают закономерности восприятия истории современными публицистами. На примере содержательного анализа колонок автор доказывает тезис о том, что сходство образов прошлого у разных колумнистов неслучайно, так как именно эти образы важнейший индикатор для определения позиции издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGES OF THE PAST IN COLUMNS OF «LITERATURNAYA GAZETA»

The author provides several semantic groups of images of the past in columns of «Literaturnaya gazeta» and defines the dominant. These images reflect the perception of the history of modern publicists. The author proves the thesis that the similarity of the images of the past from different columnists is no coincidence. It is the most important indicator to determine the position of edition.

Текст научной работы на тему «Образы прошлого в колумнистике современной «Литературной газеты»»

6. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar' (Linguistic encyclopedic dictionary) / gl. red. V. N. Yartseva. M.: Sov. entsiklopediya, 1990. 685 s.

7. Morozkina T. V. Kommunikativno-pragmaticheskie usloviya formirovaniya i aktualizatsii refleksivnogo diskursa (na materiale khudozhestvennykh tekstov nemetskogo i russkogo yazykov) (Communicative and pragmatic conditions of reflexive discourse development and actualisation (as exemplified in literary text of German and Russian languages)): dis. ... kand. filol. nauk. Ul'yanovsk, 2005. 228 s.

8. Paducheva E. V. Semanticheskie issledovaniya (Semantika vremeni i vida v russkom yazyke; Semantika narrativa) (Semantic investigations (Semantic of the verbal tense and aspect in Russian; Narrative semantic). M.: Shkola «Yazyki russkoy kul'tury», 1996. 464 s.

9. Serebryakov A. A., Serebryakova S. V. Intertekstual'nost' kak marker vzaimodeystviya individual'no-avtorskikh khudozhestvennykh system (Intertextuality as the interaction marker of individual author fiction systems) // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2013. № 1(34). Stavropol', 2013. S. 166-172.

10. Khalizev V. E. Teoriya literatury (Literary theory). 4-e izd., ispr. i dop. M.: Vysshaya shkola, 2005. 405 s.

11. Shchirova I. A. Psikhologicheskiy tekst: detal' i obraz (Psychological text: detail and image). SPb.: Filologicheskiy fakul'tet SPbGU, 2003. 120 s.

12. Haushofer M. Die Wand. München: Dt. Taschenbuch-Verl, 1991. 234 s.

УДК 070.19

Д. А. Шевцова

ОБРАЗЫ ПРОШЛОГО В КОЛУМНИСТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ «ЛИТЕРАТУРНОЙ ГАЗЕТЫ»

В статье выделено несколько смысловых групп образов прошлого в колумнистике «Литературной газеты» и определены доминирующие. Эти образы отражают закономерности восприятия истории современными публицистами. На примере содержательного анализа колонок автор доказывает тезис о том, что

сходство образов прошлого у разных колумнистов неслучайно, так как именно эти образы - важнейший индикатор для определения позиции издания.

Ключевые слова: колумнистика, «Литературная газета», образ прошлого.

D. А. Shevtsova

THE IMAGES OF THE PAST IN COLUMNS OF «LITERATURNAYA GAZETA»

The author provides several semantic groups of images of the past in columns of «Literaturnaya gazeta» and defines the dominant. These images reflect the perception of the history of modern publicists. The author proves the thesis that the similarity of the

images of the past from different columnists is no coincidence. It is the most important indicator to determine the position of edition.

Key words: columns, «Literaturnaya gazeta», the image of the past.

В одной из философских работ, посвященных научной рефлексии над категорией прошлого, представлен взгляд на бытие как на единство прошлого и настоящего, что, на наш взгляд, свидетельствует об актуальности исследований репрезентации образов прошлого: «Прошлое навсегда осталось в бытии, в реальности, заняв своё неискоренимое „место" в общем потоке перемен; импульсы,

заданные давно прошедшими событиями, продолжают действовать и доныне, они дали толчок движению в данном направлении, продолжающемуся сейчас. Тенденции изменения, определённая направленность траектории процессов изменения - это и есть существование прошлого в настоящем» [32, с. 279]. Образы прошлого, по мнению исследовательницы И. И. Глебовой, играют одну

из ключевых скрепляюще-трансляционных ролей: «Общее прошлое рассматривается в качестве необходимой составляющей формирования сообществ, конструирования идентичностей, установления политического согласия» [9, с. 5]. Таким образом, тема прошлого страны - один из сигналов «своим», посылаемый авторами в читательскую аудиторию, своеобразный метод консолидации единомышленников вокруг СМИ.

Нам представляется важным изучить, какие образы прошлого отражает современная публицистика, представленная на страницах современной прессы авторскими колонками, которые ученые называют «монологом публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности» [15, с. 153].

Для исследования специфики медиаотра-жения прошлого выбрана колумнистика «Литературной газеты», так как данное издание занимает четко выраженную гражданскую позицию. Сайт Министерства культуры РФ характеризует «Литературную газету» как рупор российской государственности, трибуну патриотически ориентированной интеллигенции, как орган, который «активно участвует в выработке новой созидательной идеологии нашей страны» [26].

Цель нашего исследования - выявить и охарактеризовать образы прошлого, доминирующие в колумнистике «Литературной газеты».

Эмпирическую базу исследования составили публикации, выложенные на сайте «Литературной газеты» в разделе «Колумнисты». Исследование охватывает период с января 2013 г. по февраль 2016 г. Общий массив текстов составил 210 публикаций, из них 70 были отобраны для анализа по принципу присутствия в них темы прошлого (упоминания исторических фактов, событий, персон и дат).

В начале исследования мы выделили две основные группы: образы личного и образы общего прошлого. Так, одни из самых активных колумнистов газеты А. Макаров и Т. Воеводина часто отталкиваются от собственного опыта, описывая события персональной жизни, которые, однако, являются типичными для их поколения: «Хорошо помню свои самые первые впечатления от Омска ранних 70-х» [16], «Я знаю наш посёлок больше

двадцати пяти лет» [8], «Вспоминаю свою офицерскую молодость 80-х гг.» [20].

В колонках другой группы (В. Шульгин, О. Попцов, Л. Пирогов и др.) прошлое рассматривается как общая данность, как достояние всего народа, то есть возникает образ прошлого страны, а не отдельного человека. Создание образа происходит соответственно не с опорой на собственные воспоминания, а с помощью отобранных в соответствии с замыслом публициста исторических фактов. Прошлое страны в колонках этого типа всегда характеризуется как великое: «Россия стала другой, окончательно вернувшись на вековую, предначертанную великим прошлым историческую стезю» [28].

В таких материалах важную роль играет тема сохранения исторической памяти, осознания связи между Русью, Российской империей, Советским Союзом и «новой Россией»: «...советский период нашей истории оказался для нас промыслительным и даже спасительным, поскольку законсервировал нашу религиозность и не дал нам превратиться, подобно западноевропейцам, в „потребляющих животных"» [29]. В отрицании этой связи (особенно связи между Советским Союзом и «новой Россией») колумнисты видят одну из главных проблем современности: «РФ отчуждает себя от русской идентичности, сторонится её как чего-то неприличного, даже пытается сформулировать новую, альтернативную. Да, если исходить из того, что «России всего 25 лет», копаться в прошлом нет смысла» [21]; «Политические процессы в позднем СССР, а потом в России вынесли наверх тех, у кого отсутствует историческая память, кто не понимает, что поиск идей и кумиров на Западе для нашей страны всегда кончается плохо: Смутой, нашествием Наполеона, германским «дранг нах остен», американским разграблением в 1990-е гг....» [11].

Значимость темы исторической памяти становится особенно очевидной, если взглянуть на образы прошлого в колумнистике «Литературной газеты» в разрезе теории о существовании двух основных форм представлений о времени - цикличной и линейной. В колонках «Литературной газеты» преобладает цикличное понимание времени, когда в современных событиях авторам видится повторение истории. «За триста лет русские трижды имели возможность

возврата на круги своя. <...> Как же выйти из порочного исторического цикла, всё ещё удерживающего нас от торжества национального возрождения?» [31], «Цикличность событий российской истории можно воспринимать как зеркало подсказок» [27]. Пример разновидности цикла - временной спирали: «В новом веке требуется спиральное, но на новом уровне возвращение к идеологии, единственно способной защитить Россию» [14].

Одной из задач нашего исследования было определение сложившейся в колум-нистике «Литературной газеты» практики вычленения исторических периодов. Анализ материалов показал, что наиболее часто авторы обращаются к событиям последних 25-30 лет. Часто употребляется выражение «последние четверть века». В текстах большинства колумнистов газеты это время характеризуется как тяжелый период: «.череда стратегических поражений, чуть приукрашенная пудрой тактических побед» [14], «За прошедшие двадцать пять лет произошло множество изменений, среди которых главнейшее - радикальная смена жизнеощущения» [2], «Время, в котором было больше выживания, чем жизни, корёжило всё: думать приходилось не о самореализации, а о том, как бы не остаться без куска хлеба» [30], «В перестройку и в ельцинские годы всё превращалось в блеф, а подлинное заменялось фальшивым» [13].

В этих временных границах колумнисты достаточно четко и единодушно выделяют период «девяностые». Образ этих лет - это «либеральное время», «ультралиберальные 90-е», «эпоха беспамятства», «время ложных альтернатив», «ранние рыночные времена». В некоторых случаях колумнисты определяют десятилетие в соответствии со знаковыми фигурами той поры: «чубайсовские», «ельцинские годы», время «гайдаровских реформ». Часто колумнисты обращаются к данному периоду, проводя параллели с современностью.

В колумнистике «Литературной газеты» истории «новой России» предшествует «советское время». Чаще всего определяемый таким образом период не охватывает полностью семьдесят лет фактического существования Советского Союза. Это его последние 15-20 лет, начиная приблизительно с 70-х, которые живы в памяти большинства авторов и определяемы как «наше время» [33].

Личная память авторов и желание объяснить читателю, как все было на самом деле, приводят к возникновению популярной среди колумнистов «Литературной газеты» темы разоблачения мифов о советском прошлом. Поданная в соответствии с требованиями жанра, она иронически представляет функционирующие в разных СМИ специфические образы прошлого: «В Советском Союзе так только и делали. Космонавтов запускали в космос прямо без скафандров и космических кораблей, а курсантам лётных училищ отрезали ноги - почитайте у Пелевина, если не верите» [23], «Я давно заметила, что во многих мозгах существует этакая картина: при царе Россия была крупнейшим экспортёром хлеба, пол-Европы кормила, потом пришли большевики и своими бесчеловечными экспериментами довели сельское хозяйство до ручки» [7], «Только не надо злорадно уличать их в ностальгии по очередям, дефициту, по партийным собраниям и единодушному одобрению - „бу сделано!" - и уж тем более по высылкам без суда и следствия и лагерям. Дураков нет. Полагаю, что вопреки интеллигентскому отчаянию историческая память у народа всё же не такая девичья» [18].

Если говорить о более отдаленном прошлом, здесь не ослабевает внимание колумнистов к теме Великой Отечественной войны. Образ этого периода - героический, страшный: «Вторая мировая стала беспрецедентным за всю историю людским жертвоприношением» [24]. Актуализирует данную тему напряженность в современных отношениях России с западным миром: «К сожалению, в 1945 г. фашизм не был добит» [34]. М. Демурин пишет о нашей победе 1945 г. «над всем Западом, включая и так называемых союзников, которые хотели её тогда у нас отобрать, но не смогли» [12].

Обращения к эпохе индустриализации (конец 1920-х - 1930-е гг.) характерны для текстов Т. Воеводиной. В противовес распространенному в других изданиях взгляду на этот период как на время преступлений власти против народа у автора «Литературной газеты» отношение к нему более терпимое, оправдательное: «Мне кажется, во время сталинской индустриализации этот верный путь был нащупан» [6], «Кровавый большевистский режим как раз землю осваивал, застраивал и в меру сил украшал» [3], «Да,

сталинская индустриализация была во многом оплачена хлебом, отнятым у голодных, но других массовых экспортных продуктов тогда у России не было» [7], «Та самая сталинская форсированная индустриализация, плодами которой мы по сю пору живём» [1].

Анализ показал, что, кроме протяженных во времени периодов, у разных авторов встречаются неоднократные упоминания одних и тех же конкретных событий и лет. В первую очередь это 1917 г. Ему могут быть посвящены целые колонки (например, «Октябрь-1917 и элиты» М. Демургина) или упоминания в текстах: «Разобрались уже в 1917 г....» [32], «Летом 17-го года тоже руками махали» [4]. Некоторыми колумнистами проводится параллель «1917 (18) год - 1991 год» (Октябрьская революция - «августовская революция» или «капиталистическая революция»). Например: «Большевики, как мы помним, довольно быстро отвоевали отданное в 1918 году. Насколько нынешние их критики готовы возвращать отданное Западу в 1991 году?» [10]. Эти годы (1917 и 1991) вписаны авторами в череду трагических событий российской истории, которая, по их мнению, «сопровождалась многократным разрывом с традицией, который сам по себе превратился в традицию (раскол, Петровские реформы, 1917-й, 1991-й)» [34].

Упоминание других дат чаще всего связано с юбилейными годовщинами. Например, Первая мировая война появилась в текстах в связи со столетней годовщиной ее начала в 2014 году, Крещение Руси - в связи с празднованием юбилея в 2013 году.

Размышляя о каком-либо периоде, колумнисты могут упоминать знаковых для тех лет персон. Сложные периоды - например, девяностые - представляют отрицательные образы. В «Литературной газете» это А. Чубайс, А. Сахаров, Е. Гайдар, «оставшийся в памяти народной разрушителем народного хозяйства страны» [5], Б. Ельцин - «личный друг Билла», сдававший государственные интересы, как пустые бутылки, по гривеннику штука» [25]. Неперсонифицированные герои того времени - «младокапиталисты», «стажёры-западники» и противоположные им простые люди, «измученные дефицитом, постоянной нехваткой самого необходимого» [16], «поколение, подкошенное на взлете» [30].

Советское время олицетворяют в основном положительные герои. Среди неперсо-

нифицированных образов советской эпохи -«честный большевик», «люди из тёмных народных низов». Персонифицированных образов в этот период практически нет, в текстах встречаются только упоминания или цитаты правителей страны - В. Ленина, И. Сталина, Л. Брежнева.

Персоны из других, более отдаленных эпох, в текстах имеют символическое значение - Александр Невский как защитник Руси, Владимир Красно Солнышко как первый князь-христианин, Иван Калита - «зачинатель нашей державы», Александр I - победитель Наполеона. Трижды в текстах разных авторов появляется Сергий Радонежский, что доказывает значимость этого образа -мудрого православного старца - для современных авторов.

Кроме того, среди неперсонифицирован-ных образов прошлого мы можем выделить резко отрицательную категорию «элиты». Она возникает в текстах разных авторов и в связи с разными историческими периодами. В уже упомянутой колонке «Октябрь-1917 и элиты» М. Демурина речь идет об уехавших после Октябрьской революции в эмиграцию российских интеллектуалах и современных сторонниках «олигархического прозападного политического режима». В вину им ставится безответственность, приведшая к расколу общества в 1917 и в 1991 гг. Л. Пирогов видит в «элитах» причину упадка Русской Империи: «Её выжирали изнутри „элиты" - как выедает дом плесень: вроде и стены целы, а жить нельзя» [22]. Негативно воспринимается авторами и довоенная, и «постсталинская» элиты: «Нам никак не обойтись без „национализации элиты". Другого пути не существует. Кстати, именно этот вопрос перед войной и решал Сталин с помощью революционной законности» [25], «Перед советской элитой постсталинского периода стояли величайшие задачи. <...> А она? Разложившаяся морально и интеллектуально номенклатура всё променяла на двадцать лет „стабильности" и воровства» [14].

Публицистические образы-детали - еще один способ кратко и емко напомнить читателю о прошлом. В качестве примера мы можем назвать «непотопляемый авианосец Крым», крейсер «Аврора» (причем демонтаж герба СССР и красных звёзд на корабле как выражение «процесса десоветизации»), зва-

ние Героя Труда. Целая группа деталей прошлого, относящихся к пище, проходит перед читателем в колонке А. Макарова: «Память моя хранит окаменелые очереди за мукой ранних 50-х, несваримый общепит, знакомый мне по журналистским странствиям 60-80-х, и, наконец, кулёк серой вермишели, который я получал в завидном «писательском» заказе ранних 90-х» [19]. В этом же тексте автор упоминает «долгие годы „дюфсита", карточек, талонов, нормированных пайков, закрытых распределителей, торгсинов, валютных гастрономов», которые также являются образами-символами конкретного исторического периода. Ю. Поляков перечисляет детали перестроечного времени: «Оставив всё как есть, мы обречены вновь и вновь получать бесконечных сахалинских хорошавиных со складированными брегетами, подмосковных кузнецовых с контейнерами украденных денег, всемирных березовских с их шахер-махе-рами в конфликтных регионах» [25].

Изучение географии прошлого в текстах колумнистов «Литературной газеты» выявило постоянное обращение к такому понятию,

как «Советский Союз», который выступает одновременно и временным периодом, и пространством. Также двойственны в текстах Сталинград и «Новая Россия». Конкретные места в колонках могут становиться символами прошлого, об этом, в частности, говорит А. Макаров: «Теперь бы я сказал, что существуют исторические явления, назовите их хоть мифами, хоть нравственными устоями, без которых народ перестаёт быть самим собой. И Севастополь вместе с памятником погибшим кораблям, с тою же Корабельной стороной, с сотнями стихов и песен - из их числа» [17].

Колумнисты «Литературной газеты» используют различные способы создания образов прошлого: оно возникает в образах деталей, персон, географических мест. Одновременно мы наблюдаем единодушие в оценках прошлого. Практически нет противоречий между авторами, пишущими на схожие темы. Их образы прошлого могут быть разными, но имеют одинаково позитивный или негативный «заряд».

Литература

1. Воеводина Т. Без труда не вытащим // Литературная газета. 2013. № 41.

2. Воеводина Т. Будущее, которого нет // Литературная газета. 2014. № 1-2.

3. Воеводина Т. В чем нам каяться // Литературная газета. 2013. № 36.

4. Воеводина Т. Где случится переворот // Литературная газета. 2014. № 51-52.

5. Воеводина Т. Заклинатели духа // Литературная газета. 2015. № 1-2.

6. Воеводина Т. Зато они нам // Литературная газета. 2013. № 15.

7. Воеводина Т. Прогрессивный упадок // Литературная газета. 2013. № 23.

8. Воеводина Т. Что внутри, то и снаружи // Литературная газета. 2013. № 20.

9. Глебова И. И. Образы прошлого в структуре политической культуры России: автореф. дис. ... д-ра полит. наук. М.: МГУ 2007.

10. Демурин М. Дранг нах остен и герои поражений // Литературная газета. 2014. № 39.

11. Демурин М. Запад как Запад // Литературная газета. 2014. № 12.

12. Демурин М. Не отступать! // Литературная газета. 2015. № 5.

13. Замшев М. Ложный гриб // Литературная газета. 2014. № 34).

14. Кирпичев В. Социализм, да не тот // Литературная газета. 2013. № 39.

15. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста: учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / под ред. С. Г Корконосенко. СПб.: Знание, 2000. С. 125-167.

16. Макаров А. Большие малые дела // Литературная газета. 2013. № 13.

17. Макаров А. Вернулся я на родину // Литературная газета. 2014. № 15.

18. Макаров А. О чём тоскуем // Литературная газета. 2014. № 3.

19. Макаров А. Сплошная жратва // Литературная газета. 2013. № 24.

20. Марьясин В. Славянский «неформат» // Литературная газета. 2013. № 31.

21. Неменский О. Переписывание истории? Да! // Литературная газета. 2015. № 33.

22. Пирогов Л. Ванна с клопами // Литературная газета. 2014. № 16.

23. Пирогов Л. Жизнь-то меняется // Литературная газета. 2014. № 12.

24. Поляков В. Архитекторы ада // Литературная газета. 2014. № 32-33.

25. Поляков Ю. Детектор патриотизма // Литературная газета. 2015. № 12.

26. Поляков Юрий Михайлович // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. URL: http://mkrf.ru/open-ministry/obshchestvennyy-sovet/biographies-members-oc/detail.php?ID=586311 (Дата обращения: 19.03.2016).

27. Рыбас С. 2015-й - год подсказок // Литературная газета. 2015. № 51-52.

28. Салуцкий А. Все путем // Литературная газета. 2014. № 25.

29. Тростников В. Между «Капиталом» и Евангелием // Литературная газета. 2015. № 44-45.

30. Шабаева Т. Другое время // Литературная газета. 2014. № 47.

31. Шульгин В. Гражданская горизонталь // Литературная газета. 2013. № 37.

32. Щербаков Д. А. Прошлое, которого нет, и прошлое, которое есть // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4(165). С. 274-280.

33. Щербаков Ю. Ненастоящая жизнь // Литературная газета. 2013. № 16.

34. Щипков А. Мультикультурализм для державников // Литературная газета. 2013. № 51-52.

35. Щипков А. Фашизм, новая волна // Литературная газета. 2015. № 21.

References

1. Voevodina T. Bez truda ne vytashchim (Not easily pull out) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 41.

2. Voevodina T. Budushchee, kotorogo net (The future of which is not) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 1-2.

3. Voevodina T. V chem nam kayat'sya (What we repent) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 36.

4. Voevodina T. Gde sluchitsya perevorot (Where happen coup) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 51-52.

5. Voevodina T. Zaklinateli dukha (Spirits charmers) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 1-2.

6. Voevodina T. Zato oni nam (But they give us) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 15.

7. Voevodina T. Progressivnyi upadok (Progressive declin) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 23.

8. Voevodina T. Chto vnutri, to i snaruzhi (That inside and outside the) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 20.

9. Glebova I. I. Obrazy proshlogo v strukture politicheskoi kul'tury Rossii (Images of the past in the structure of Russian political culture): avtoref. dis. ... d-ra polit. nauk. M.: MSU, 2007.

10. Demurin M. Drang nakh osten i geroi porazhenii (Drang nach Osten and the hero defeats) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 39.

11. Demurin M. Zapad kak Zapad (West is West) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 12.

12. Demurin M. Ne otstupat'! (Not to retreat) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 5.

13. Zamshev M. Lozhnyi grib (False mushroom) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 34).

14. Kirpichev V. Sotsializm, da ne tot (Socialism, but not the) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 39.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Kroichik L. E. Sistema zhurnalistskikh zhanrov (System of the journalistic genres) // Osnovy tvorcheskoi deyatel'nosti zhurnalista (Fundamentals of creative activity of journalists) / ed. by S. G. Korkonosenko. SPb.: Znanie, 2000. P. 12 167.

16. Makarov A. Bol'shie malye dela (Great small business) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 13.

17. Makarov A. Vernulsya ya na rodinu (I returned home) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 15.

18. Makarov A. O chem toskuem (What yearn) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 3.

19. Makarov A. Sploshnaya zhratva (Solid grub) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 24.

20. Mar'yasin V. Slavyanskii «neformat» (Slavic unformat) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 31.

21. Nemenskii O. Perepisyvanie istorii? Da! (Rewriting history? Yes!) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 33.

22. Pirogov L. Vanna s klopami (Bath with bedbugs) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 16.

23. Pirogov L. Zhizn'-to menyaetsya (Life changes) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 12.

24. Polyakov V. Arkhitektory ada (Hell Architects) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 32-33.

25. Polyakov Yu. Detektor patriotizma (Detection of patriotism) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 12.

26. Polyakov Yurii Mikhailovich. URL: http://mkrf.ru/open-ministry/obshchestvennyy-sovet/biographies-members-oc/detail.php?ID=586311 (Accessed: 19.03.2016).

27. Rybas S. 2015-i - god podskazok (2015 - year of the tips) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 51-52.

28. Salutskii A. Vse putem (All the way through) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 25.

29. Trostnikov V. Mezhdu «Kapitalom» i Evangeliem (Between capital and the gospel) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 44-45.

30. Shabaeva T. Drugoe vremya (Another time) // Literaturnaya gazeta. 2014. № 47.

31. Shul'gin V. Grazhdanskaya gorizontal' (Civil horizontal) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 37.

32. Shcherbakov D.A. Proshloe, kotorogo net, i proshloe, kotoroe est' (The past is not, and the past is there) // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 4 (165). P. 274-280.

33. Shcherbakov Yu. Nenastoyashchaya zhizn' (Not real life) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 16.

34. Shchipkov A. Mul'tikul'turalizm dlya derzhavnikov (Multiculturalism for statists) // Literaturnaya gazeta. 2013. № 51-52.

35. Shchipkov A. Fashizm, novaya volna (Fascism, a new wave of) // Literaturnaya gazeta. 2015. № 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.