Научная статья на тему 'Образы французских колоний в первой половине ХХ века (на основе материалов Конгресса по туризму 1931 года)'

Образы французских колоний в первой половине ХХ века (на основе материалов Конгресса по туризму 1931 года) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ В КОЛОНИЯХ / ИМПЕРСКАЯ ПРОПАГАНДА / КОНГРЕСС ПО ТУРИЗМУ / TOURISM IN COLONIES / IMPERIAL PROPAGANDA / CONGRESS ON TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Моисеева Е. Н.

В публикации анализируются материалы Конгресса по туризму 1931 г., которые позволяют изучать начальный период туристского освоения Африки французами, а также позволяет выявить взаимосвязь пропаганды туризма в колониях с имперской пропагандой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes of the materials of the Congress on tourism of 1931 year, which allows to study an initial stage of tourist development of Africa by French, and its allow to reveal interrelation of propaganda of tourism in colonies with imperial propaganda.

Текст научной работы на тему «Образы французских колоний в первой половине ХХ века (на основе материалов Конгресса по туризму 1931 года)»

ЗАПАД НА ВОСТОКЕ, ВОСТОК НА ЗАПАДЕ: КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЗАИМНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

УДК 94(47+569.1)+929

ОБРАЗЫ ФРАНЦУЗСКИХ КОЛОНИЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (НА ОСНОВЕ МАТЕРИАЛОВ КОНГРЕССА ПО ТУРИЗМУ 1931 ГОДА)

Е. Н. Моисеева

Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. кафедра «Менеджмент туристического бизнеса» e-mail: [email protected]

В публикации анализируются материалы Конгресса по туризму 1931 г., которые позволяют изучать начальный период туристского освоения Африки французами, а также позволяет выявить взаимосвязь пропаганды туризма в колониях с имперской пропагандой.

Ключевые слова: туризм в колониях, имперская пропаганда, Конгресс по туризму.

IMAGES OF THE FRENCH COLONIES IN THE FIRST HALF OF XIX CENTURY (ON THE BASIS OF MATERIALS OF THE CONGRESS ON TOURISM OF 1931 YEAR)

E.N. Moiseeva

The article analyzes of the materials of the Congress on tourism of 1931 year, which allows to study an initial stage of tourist development of Africa by French, and its allow to reveal interrelation of propaganda of tourism in colonies with imperial propaganda.

Key words: tourism in colonies, imperial propaganda, Congress on tourism.

Изучение туризма в колониальных империях - это новый взгляд на имперское прошлое, отдельное исследовательское поле, такое же, как изучение колониальных войн, колониальных идей, насилия в колониях и т.д. Зарождение массового туризма во второй половине XIX в. совпало с новым витком колониальной экспансии европейских держав, с промышленным развитием Евро-

63

пы. Организованный туризм в Африке, на Востоке возникает в то время, когда эти территории были в зоне колониального воздействия европейских держав. Вот почему изучение туризма в период активной колониальной экспансии открывает перед историками целый комплекс проблем, связанных с имперским прошлым Франции.

Надо отметить, что в 2000-е гг. ряд крупных французских изданий в качестве сквозной темы исследования выбрали тему туризма и различных туристских практик, складывавшихся в странах Африки и Азии в ХХ веке. Журнал «Autrepart» в 2006 г. посвятил специальный номер антропологии туризма, а именно современному культурному туризму в странах Востока и Африки, который изучается авторами публикаций как фактор воздействия на традиционные общества, один из факторов модернизации и формирования идентичности в странах Востока1.

В 2006 г. специализированный журнал по туристской проблематике «TEOROS: revue de recherché en tourisme» посвятил выпуск туристским практикам на Ближнем Востоке. В статье Санд-рины Гамблэн «Томас Кук в Египте в Луксоре: изобретение современного туризма в XIX веке» рассказывается о первых инициативах Томаса Кука и его фирмы по созданию туристской инфраструктуры в Египте, в частности, в Луксоре в период с 70 -х гг. XIX и по начало ХХ века. Автор также выявляет связь между развитием туризма в Египте и перипетиями колониальной истории последней трети XIX века. Так политический кризис в Египте 18811884 гг., способствуя снижению турпотока в эту страну, по мнению автора, вынудил агентство «Томас Кук и сын» помочь с транспортом и продовольствием британским войскам2.

Журнал «Actes de la recherche en sciences sociales» в 2007 г. в специальном номере «Новые (?) границы туризма» нацеливает авторов на изучение социальных и экономических условий формирования туризма, изучение тех групп, организаций, ассоциаций и т.п., которые были и остаются, задействованы в туристском процессе3.

Журнал «Civilisations» в выпуске, посвященном туризму, ставит несколько исследовательских проблем. Среди них - туризм в эпоху

1 Doquet A., Le Menestrel S. Introduction // Autrepart. 2006. № 40. P. 3-13.

2 Sandrine Gamblin. Thomas Cook en Égypte et à Louxor: l'invention du tourisme moderne au XIXe siècle // TEOROS: revue de recherché en tourisme. Désirs d'Orient. 2006. № 25/2. Р. 19-25.

3 Actes de la recherche en sciences sociales. 2007. № 170. P. 5.

64

глобализации: проблемы локального и глобального характера; взаимосвязь туризма и национализма иными словами туризм и конструирование национальной идентичности; наконец, фигура самого туриста4.

Исследованию туристского феномена от стран Магриба до Южной Африки посвящен специальный выпуск «Cahiers d'études africaines». Авторы статей сосредоточили свое внимание на межкультурном взаимодействии, а также на туристских практиках, которые местные участники туристского процесса и локальные власти присваивали или оспаривали. Изучению культурного туризма во французской колониальной Африке в 20-50-ее гг. посвящена работа Софии Дюлюк.

Африка южнее Сахары на несколько десятилетий позднее была вовлечена в туристский бизнес, чем Северная Африка. С. Дюлюк исследует первые шаги по включению местных африканских культур в сферу интересов европейских туристов5. Это попытка вписать историю туристских практик в колониях в широкое исследовательское поле изучения взаимодействия культур, формирование колониальных знаний. Автор не ставит знака равенства между туризмом и неоколониализмом. Поднимается неоднозначный вопрос о роли местного населения в процессе вовлечения собственного культурного пространства в практику туризма.

С. Дюлюк на основе разнообразных письменных источников делает вывод о том, что «вечная» и «самобытная» Африка стала такой благодаря деятельности колониальных властей6. Развитие туризма в колониальной Африке до Второй мировой войны С. Дюлюк связывает с немногими инициативными чиновниками колониальной администрации, военными, любителями путешествий. По мнению исследовательницы, знания о колонизируемых народах, формировавшиеся в процессе туристских перемещений формировали имперскую идентичность во Франции, а вовлечение в туризм локальных культур привело к их стандартизации.

Большое количество нерешенных вопросов в рамках общей темы «туризм в колониях» подвиг коллектив историков к публикации

4 Civilisations Tourisme, mobilités et altérités contemporaines. 2008. Vol. LVII. № 1-2.

5 Dulucq S. «Découvrir l'âme africaine». Les temps obscurs du tourisme culturel en Afrique coloniale française (années 1920-années 1950) / / Cahiers d'études africaines. 2009/1. № 193-194. P. 27-48.

6 Dulucq S. «Découvrir l'âme africain»... P. 30.

65

сборника «Туризм во французской империи. Политика, практика, представления (XIX - XX вв)»7. Один из центральных вопросов сборника - это вопрос конструирования африканской идентичности с помощью туризма, вопрос взаимодействия культур в эпоху колониализма. Авторы поднимают также вопрос о взаимосвязи туризма и колониальной идеологии. Исследуются современные туристские практики в Африке.

С. Дюлюк в статье «Зарождение туризма во французской тропической Африке (1920-1950-е гг.)» ставит целый ряд вопросов, которые позволяют историкам вести дальнейшие исследования в новом проблемном поле. Это история развития сервиса и туристской инфраструктуры во французской тропической Африке; изучение деятельности колониальных властей по пропаганде туризма, публикации путеводителей и разработке туристских маршрутов в Африке; изучение туристских практик первых туристов на отдельных территориях; изучение различных вариантов ответов местного населения на туристское «вторжение» европейцев8.

В центре моего внимания материалы Конгресса по туризму, опубликованные в 1932 году9. Как устроители Конгресса рассуждали об империи и о туризме в Империи, какие меры предлагалось принять для развития туризма в различных колониях?

Конгресс проходил по инициативе Французской колониальной морской лиги (одна из организаций «колониальной партии») в 1931 году. Впервые термин «колониальная партия» употребил в июне 1894 г. президент Французского Колониального Союза господин Мерсе на первом банкете этой ассоциации в парижской ратуше10. Исследователи охотно пользуются этим термином, хотя речь не идёт о партии в политическом смысле этого слова. Речь идёт о группах, ассоциациях с размытыми контурами, объединённых идеями, как «совокупность индивидуумов и ассоциаций»11.

7 Zytnicki C., Kazdaghli H. (dir.) Le tourisme dans l'empire français. Politiques, pratiques et imaginaires (XIXe-XXe siècles). Paris: SFHOM, 2009.

8 Dulucq S. La naissance du tourisme en Afrique coloniale française / / Zytnicki C., Kazdaghli H. (dir.), Le tourisme dans l'empire français. Politiques, pratiques et imaginaires (XIXe-XXe siècles). Paris: SFHOM, 2009. P. 62.

9 Agence générale des colonies. Congrès du tourisme et du cynégétisme coloniaux. Melun: Impr. administrative, 1932.

10 Brunschig H. Mythes et réalités de l'impérialisme colonial français : 18711914. Paris, 1962. P. 111.

11 Brunschig H. Op. cit. P. 112.

Методы воздействия ассоциаций, входящих в колониальную партию, на общественное мнение, были заимствованы у Географических обществ: публиковались бюллетени, проводились конференции, банкеты, на которых обсуждались проблемы колониальной политики, велась пропаганда, привлекалась молодежь, субсидировались экспедиции. Приоритетной целью «колониальной партии», а точнее совокупности различных организаций, было лоббирование своих интересов в парламенте, правительстве, а также пропаганда колониальной политики в обществе.

Организаторы Конгресса по туризму рассматривали туризм в колониях как «фактор широкого и плодотворного экономического движения»12 и, в конечном счете, как фактор процветания французских колоний. «В период, когда туризм, не будем об этом забывать, является международным двигателем, он сможет принести новый элемент благосостояния нашим заморским террито-риям»13, - отмечали докладчики. На Конгрессе обсуждалось множество вопросов: среди них пропаганда туризма в колониях, организация туристских перевозок, создание новых туристских маршрутов и т.п. По эти вопросам и формировались секции на конгрессе:

1. Пропаганда.

2. Транспорт.

3. Гостеприимство. Отели.

4. Наземный транспорт.

5. Памятники.

6. Авиация.

7. Морская болезнь и лечение морской болезни.

Отдельные секции были выделены по регионам Африки.

Специальные заседания были посвящены вопросам организации охоты в колониях. На первой секции обсуждались организационные вопросы организации туризма в Западной Африке, Индокитае, Антильских островах. Среди докладчиков был глава морской колониальной Лиги - Господин Морис Ронде-Сэн (1863-1937), автор множества работ по французской империи. Он начал свой доклад словами «Стоит ли напоминать, что туризм дело не только

12 Agence générale des colonies. Congrès du tourisme et du cynégétisme coloniaux. Melun : Impr. Administrative, 1932. P. 5.

13 Ibid. P. 5.

национальное, но международное?»14. Он выразил озабоченность тем, что огромное количество денег (миллиарды) сосредоточены в основном в руках 6-8 туристских фирм и первенство принадлежит англосаксам.

Докладчик убеждал своих слушателей в том, что Французская Западая Африка должна как можно быстрее быть включена в туристический процесс. Для того чтобы туристы поехали в эти земли необходимо, по мнению, докладчика, решить организационные вопросы: устройство кемпингов, переносных туалетов, освещения, набор персонала, транспортировка провизии, организация медицинских постов на пути передвижения15. Господин Морис Ронде-Сэн рассчитывал на богатых туристов, привыкших к комфорту, поэтому вопросы организации были очень важны. Туристские маршруты, представленные докладчиком на Конгрессе, должны были познакомить потенциальных туристов с природным и этнографическим разнообразием Французской Западной Африки. Природа и население - вот что должно стать объектом туристского интереса в недавно открытых африканских землях.

Далее автор сделал доклад о туризме на Антильских островах16. «Необходимо, чтобы наши Антильские острова были включены в туристические маршруты. Необходимо начинать сотрудничество с крупными фирмами такими как «Томас Кук и Ко» и создавать туры»17. Для каждого острова докладчик предложил разработать свою программу пребывания. Например, связать Антильские острова с именем Жозефины, так как Мартиника - ее родина. «Это интересно американцам, как и все что связано с Наполеоном... Можно и восстановить дом Жозефины и создать для американцев музей Наполеона», - предлагал докладчик18. В каждой из колоний, по мнению Мориса Ронде-Сэн, должен быть создан специальный орган, координирующий туристскую деятельность.

Докладчик выдвинул следующие предложения:

1. Направить инспектора уполномоченного изучить возможность включения островов в туристские маршруты с целью привлечь крупные туристские фирмы.

14 Agence générale des colonies. P. 12.

15 Ibid. P. 14-15.

16 Ibid. P. 23.

17 Ibid. P. 27.

18 Ibid. P. 29.

2. Осуществлять рекламу.

3. Привлечь гостиничный бизнес. «Необходимо, чтобы гостиничная индустрия признала новые потребности и увидела финансовые преимущества туризма в колониях»19.

«Туризм - это экономический фактор первостепенной важности в развитии наших колоний. Для Антильских островов это настоящий источник процветания»20, - сделал вывод докладчик.

По поводу организации туризма в Индокитае докладчик заявил следующее: «Наша чудесная азиатская территория должны быть включена в туристский процесс. Туризм в Индокитае на начальном этапе своего развития. А ведь Японию ежегодно посещают 25 тысяч американских туристов, почему же Индокитай все еще в стороне? На Яву приезжают 12-13 тысяч, но никто не останавливается в Индокитае... Надо ехать на Яву и изучать опыт голландцев, а потом и копировать его. Это удивительно, но ни на одном американском лайнере нет ни одной карты или афиши, на которой бы хотя бы упоминался наш Индокитай. Необходимо добиться регулярного потока туристов в Индокитай. Для этого надо пропагандировать Индокитай в Европе и Америке и приглашать представителей турфирм, показывать им Ангкор, Сайгон и другие достопримечательности»21.

Заканчивая доклад, Морис Ронде-Сэн сказал, что его главная забота - это величие и процветание Франции на пяти частях света. Пропаганда туризма и имперская пропаганда, таким образом, слились воедино в речи докладчика.

В докладе о гостиничной индустрии в колониях, который делал господин Бонту, также видна эта связь между колониальной пропагандой и пропагандой туризма в колониях. «Колонии привлекают своей экзотикой, вкус к которой повсюду распространя-ется»22. Однако турист теперь, по словам господина Бонту «желает, чтобы удобства сопровождали его в чащах, пустынях, джунглях»23. «Прежде чем бросить нашу колонию в большой туризм мы должны ее привести в порядок с точки зрения наличия в ней оте-

19Agence générale des colonies. P. 34.

20 Ibid. P. 35.

21 Ibid. P. 36-37.

22 Ibid. P. 51.

23 Ibid. P. 52.

лей, мы должны дать путешественнику уверенность в том, что его буду хорошо обслуживать в любое время года»24.

В Империи, по мнению докладчика, есть 4 главных центра туристского притяжения - это Индокитай, Мадагаскар, Французская западная Африка и Сирия25. Анализ состояния гостиничной индустрии в этих центрах - основная цель доклада. «В Сайгоне, Ханое и других городах Индокитая уже есть комфортабельные отели (конечно не такие как в Гонконге, там в 40-е гг. был построен отель Астор, на Яве, но аналогичные тем, что есть на Цейлоне, в Сингапуре)»26. «В наших колониях есть и бунгало, и постоялые дворы и прочие средства размещения, но речь идет о Международном туризме»27. По мнению докладчика, для развития международного туризма в колониях не хватает комфортабельных средств размещения. «Что же мы имеем? - спрашивал Господин Бонту и своих соратников. - В Сайгоне - 2 отеля, в Ханое - 1 отель высокого класса. В Ангкоре - в этих знаменитых руинах - 1 бунгало»28. Колониальные власти уже выстроили дороги и порты в колониях, дело осталось за возведением отелей.

Изучив отельный бизнес в Мадагаскаре, господин Бонту пришёл к выводу, что там нет отелей международного класса. В Западной Африке история похожая. Есть отели в Дакаре, Сен -Луи, еще несколько населенных пунктов можно назвать, но они далеки от уровня комфорта, например, марокканских отелей29. «Наша Западная Африка способна привлечь туристов своими лесами, живописными скалами и массивными вершинами гор, разнообразием племен, населяющих эти территории и возможностями охоты, даже африканское искусство, такое модное сейчас, может привлечь туристов, надо лишь создать им условия для путешествия»30. Устроители Конгресса видели колоссальный туристский потенциал Африки и желали извлечь из него выгоду.

Недавно приобретенные после Первой мировой войны территории также нуждались, по мнению Господина Бонту в туристском освоении. «У наших дверей прямо у порога Европы Сирия!

24 Agence générale des colonies. P. 52.

25 Ibid.

26 Ibid.

27 Ibid. P. 52.

28 Ibid. P. 53.

29 Ibid. P. 55.

30 Ibid.

Территория, которую мы получили после войны. Она может конкурировать с Египтом и Палестиной. Однако Бейрут на сегодняшний день лишь несколько модернизировал свои отели, построенные во времена Османской империи»31, - к такому неутешительному выводу пришёл докладчик.

По мнению Господина Бонту, Франция, для того, чтобы достигнуть успехов в индустрии гостеприимства в Индокитае, на Мадагаскаре и в Западной Африке, должна учиться у Голландии строить отели для туристов. «На Яве не забыто ни одно место, куда бы ни прибыл турист. Там построены вместо высоких зданий по типу казарм одноэтажные павильоны с верандой, отдельной ванной комнатой и комнатой для отдыха. Веранда выходит в сад, и никто не мешает отдыху»32.

Докладчик призывал колониальную администрацию помочь частному бизнесу в колониях. «Туризм только зарождается в наших колониях и без помощи государства не обойтись. В руках колониальной администрации земли, бюджет...Если вы скажете, что строительство отелей выходит за рамки государственных обязанностей в колониях, то я отвечу, что речь идет о нашем национальном наследии и о процветании наших территорий, это также важно, как и автомобильные и железные дороги, субсидии в транспортную инфраструктуру, без этого туризм в колониях будет лишь в теории»33.

Туризм, по мнению Господина Бонту, должен был способствовать процветанию империи. Докладчик сделал вывод, что развитие колониального туризма немыслимо без строительства комфортабельных отелей, а это не может осуществиться без помощи колониальных властей. «Если это произойдет, то поток туристов в наши колонии будет таким многочисленным, что как говорили раньше про испанскую империю Солнце никогда не зайдет для них»34.

Таким образом, проанализировав некоторые доклады Конгресса можно сделать вывод о том, что Организаторы Конгресса по туризму рассматривали туризм в колониях важным фактором колониального процветания35. Пропаганда туризма в колониях

31 Agence générale des colonies. P. 55.

32 Ibid. P. 56.

33 Ibid. P. 58.

34 Ibid. P. 60.

35 Ibid. P. 68.

оказалась в связке с имперской пропагандой, с идеей процветания Франции на пяти континентах, с величием метрополии. Колониальный туризм выходил из чисто экономической сферы в сферу политическую и в конечном итоге имперскую. Именно туризм с помощью туристских маршрутов (автомобильных, прежде всего), по мнению организаторов Конгресса, в конечном итоге смог бы связать воедино северную Африку с Африкой Южнее Сахары.

Изучение организации туризма во французских колониях поможет историкам не просто обогатить свои знания о начальном этапе развития туризма в Азии и Африке, но ввести туристские исследования в проблемное поле имперской историографии, изучать многочисленные варианты имперского господства Франции в эпоху существования колониальной империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.