ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. Вып. 1. 2011, 28-54
•БИБЛЕИСТИКА
А. В. Пиличев
образы экономических отношений собственности и торговли в священном писании ветхого завета
Целью работы являлось выявление, систематизация и анализ некоторых образов экономических отношений в Священном Писании Ветхого Завета, что составляет новизну работы. В результате изложены методология исследования, конкретизированы понятия человеческая деятельность и труд, собственность и богатство, торговля людьми и землею в образах экономических отношений Ветхого Завета, анализ проведен на основании экзегетических трудов святых отцов.
Ключевые слова: образы экономических отношений в Священном Писании Ветхого Завета; человеческая деятельность, труд; собственность, богатство; торговля людьми, торговля землею.
Данная работа является началом исследования образов экономических и хозяйственных отношений в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.
Под экономическими отношениями будем понимать особую сферу человеческого взаимодействия и общения, связанную с изготовлением (выращиванием) и куплей-продажей того, что считается товаром (материальный продукт,
* Алексей Валерьевич Пиличев — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Истории и богословия» Миссионерского института при Ново-Тихвинском женском монастыре, преподаватель ЕПДС.
земля, рабы, интеллектуальная собственность и т. д.). Прежде чем продать товар, человеку необходимо вступить в хозяйственные отношения, связанные с изготовлением или приобретением того, что станет товаром. Таким образом, хозяйственные отношения порождают экономические и должны рассматриваться в неразрывной связке с ними. В дальнейшем будет использоваться понятие «экономические отношения» как объединяющее сферы хозяйствования и экономики.
В настоящее время экономические отношения являются одними из основных для современного человечества. Возникло даже новое понятие об «экономическом образе мышления» как о новом способе осмысления действительности. В этой связи представляется актуальным выявить и определить представление этих отношений в Священном Писании Ветхого и Нового Завета, которое открывает нам истинный смысл окружающей действительности.
Ясно, что экономические отношения лишь определяют общий фон жизненных событий человечества и для спасения конкретной человеческой души являются чем-то вторичным. Смена форм экономических отношений не влияет и не может влиять на учение Церкви о спасении и на Ее Таинства. Даже в области хозяйственной деятельности те или иные экономические формы могут лишь содействовать расширению или сокращению внешних, физических, проявлений церковной деятельности, но не могут изменять ее суть, направленность, а также повлиять на сложившуюся хозяйственную систему Церкви (некоммерческий характер Ее деятельности; приходская и епархиальная территориальная форма организации с монархическим главенством епископата; монастырское жительство как максимальное обособленное от мира общежитие и т. д.).
Эта неотмирность Церкви нашла свое отражение и в Священном Писании как Ветхого (ВЗ), так и тем более Нового Завета (НЗ). В ВЗ общая хозяйственная концепция Церкви Ветхого Израиля сводилась к установлению обязательных пожертвований на богослужения, на содержание Храма, священства и левитов, на правила экономических взаимоотношений между людьми.
Помимо церковного хозяйства существует еще и хозяйственно-экономическая деятельность мирян, которые, с одной стороны, являются членами Церкви Христовой и, следовательно, стараются о спасении своих душ, а, с другой стороны, вынуждены организовывать свою жизнь в миру, где сталкиваются с различными проблемами адаптации своего церковного сознания к реалиям современной жизни, весьма далекой от идеала жизни православного верующего человека.
Поскольку миряне по своему положению вынуждены вести экономическую деятельность в миру, то для них возникает потребность в критериях
оценки правильности этой деятельности. При этом, в последние 100 лет мирская жизнь значительно изменилась. Это изменение носит радикальный характер в сравнении, например, с Православной Россией XIX века. В результате становится затруднительным использование в настоящее время обычаев мирской дореволюционной жизни. В целом характер этого изменения можно определить как усложнение жизни, связанное с умножением видов человеческих отношений ранее неизвестных. Причина этого изменения кроется в бурной урбанизации, еще не имевшей прецедентов в истории человечества. В общем можно говорить о возникновении совершенно новой формы жизни человечества к концу XX — началу XXI века.
Поэтому предпринимаемое исследование, первый шаг которого представлен в настоящей статье, имеет целью найти в Священном Писании Ветхого и Нового Завета некую опору для будущих размышлений об организации экономической жизни православных в миру.
Сформулированная цель определила и методологический подход в исследовании:
1. Из Священного Писания выбираются для анализа не только места с прямыми указаниями на экономические отношения, но и места, содержащие образы этих отношений. Поскольку таких образов больше, чем прямых указаний, то это и определило общее название исследования, вынесенное в базовый заголовок статьи.
2. Важнейшим представляется учет толкований свв. отцов на выбранные места Св. Писания.
3. Важным полагается учет параллельных мест Св. Писания.
4. Основным языком анализа текста Священного Писания выбран церковнославянский текст, синодальный перевод на русском языке является вспомогательным.
5. Выбранные образы экономических отношений группируются по общности затрагиваемых экономических тематик. Данная группировка носит авторский характер и основывается на собственных знаниях автора в области экономики.
6. На основании сравнительного толкования выбранных мест свв. отцами, параллельных мест, семантического смысла предполагается делать некоторое обобщающее заключение, которое бы отражало общую оценку выбранных образов.
7. Некоторые образы в Священном Писании обозначены как экономические феномены. Это касается сложных повествований о некоторых событиях
священной истории, особых притч, пророчеств и т. д., которые имеют в себе экономические образы, но требуют особого осмысления в силу своей сложности и специфичности.
Еще раз отметим, что данное исследование носит характер подбора и некоторой систематизации материала с частными обобщениями мнений свв. отцов и должно рассматриваться как подготовительный этап к более серьезной богословской работе.
Итак, сформулировав некоторые методологические основы исследования, следует сказать о порядке изложения материала.
Материал излагается по темам, отражающим экономические отношения, которые обобщают соответствующие места Св. Писания. Порядок изложения тем соответствует порядку их появления в Св. Писании. Обобщение по темам ведется отдельно по текстам ВЗ (без неканонических книг) и Нового Завета (без Откровения), в настоящей статье приведен материал только по ВЗ.
В начале приводится перечень мест Св. Писания, сгруппированных по данной теме, с указанием параллельных мест (если они есть). Параллельные места, в первую очередь, указываются по тексту на церковнославянском языке и здесь специальных оговорок не делается. Параллельные места по синодальному переводу указываются, если нет параллельных мест в церковнославянском тексте: ставится знак «Син» — синодальный.
Далее приводятся толкования свв. отцов в пересказе, с учетом параллельных мест делаются обобщения. Заключительное обобщение делается в целом по теме.
В конце данной статьи, в приложении, приведен перечень тем экономических отношений с указанием подобранных библейских мест Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Этот перечень содержит лишь основные библейские места, носит авторский характер, его анализ составляет новизну предпринимаемого исследования.
1. Задачи человеческой деятельности
Установление Богом задач деятельности человека мы видим в Быт. 2: 25
— до грехопадения и 3: 23 — по грехопадению.
До грехопадения.
Создав человека Господь Бог устанавливает две задачи в его деятельности:
— возделывать порученный ему сад Едемский (Быт. 2: 15б) и
— хранить порученное.
По мнению свт. Иоанна Златоустаго, эти заповеди даны, чтобы человек не развратился от покоя1. Св. Ефрем Сирин полагает, что человек должен был хранить закон, а исполнять (видимо в смысле возделывать) заповедь не вкушения от древа добра и зла2. Свт. Филарет Дроздов видит в заповеди земледельческого труда источник естественного познания3. Возделывать человеку следовало свое сердце, а хранить рай от невоздержания.
После грехопадения.
После грехопадения человек высылается из Едема возделывать землю (Быт. 3: 23). Но не хранить, так как хранить уже нечего, земля проклята (Быт. 3: 17).
Свт. Филарет (Дроздов) пишет, что возделывая землю человек должен был возвращать благословение (земле) делами послушания и смирения.
Вследствие грехопадения земля теряет свойство произращать полезное, теперь человек должен приобретать земле благословение на полезное плодоношение своим трудом. Возможно, этот момент следует понимать более широко
— человек, живя в мире по грехопадении, должен возделывать свое сердце, как и было ему заповедано Богом ранее, и этим возделыванием получать благословение на свой труд, следствием которого будет являться полезный результат труда.
В книге Второзакония есть указание, данное Моисеем, на поиск правды для обретения земли человеком (Втор. 16: 20). Возможно, здесь можно видеть указание на характер возделывания сердца и, соответственно, характер земных трудов человека — поиск правды как главный лейтмотив любой деятельности человека. В толковании на этот отрывок блаж. Феодорит Кирский4 указывает, что доброе дело должно делать ради самого добра. То есть не внешний результат как таковой является свидетелем доброго дела и показывает на реализацию заповеди возделывания, а то, ради чего и как человек делал это дело.
Итак, до грехопадения сохранение земли, по мнению свв. отцов, являлось охранением человеком самого себя: от праздности — через труд, от нарушения закона Божия и от своего невоздержания. Возделывание земли носило характер совершенствования человека — возделывание сердца.
По грехопадении «хранение» теряет смысл, поскольку развращение человека и, как следствие, проклятие земли состоялось. Закон Божий нарушен, че-
1 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия // Он же. Творения. Т. 4, кн. 1. М., 1994. С. 111-112.
2 Ефрем Сирин, св. Толкования на книгу Бытия // Он же. Творения. Т. 6. М., 1995. С. 232.
3 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. М., 2003. С. 75.
4 Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003. С. 176. 32
ловек устремился к праздности, пытаясь стать «как боги» (Быт. 3: 5), проявил делом невоздержание. Господь оставляет человеку дела возделывания — возвращение Божиего благословения проклятой земле делами смирения и послушания. Стремление к правде в своих делах дает человеку «овладение землею».
Можно сказать, что теперь делание человека замыкается на возделывании своего сердца и осуществляется в ходе возделывания проклятой земли. Означает ли это, что земля может быть возрождена под воздействием дел человеческих в прежнее благословенное состояние в ходе истории этого мира? Как следует из Св. Писания — нет: «... со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 17б) говорит Господь Бог. Во все дни жизни любого человека (поскольку это постановление, очевидно, дано как Адаму, так и его потомкам), а значит и во все дни существования падшего мира, питание от земли будет со скорбью. Кроме того, нам известно, что «... нынешние небеса и земля ... сберегаются огню.» (2 Пет. 3: 7), «.земля и все дела на ней сгорят» (там же, 3: 10). Таким образом, можно заключить, что физическое «возделывание» и «хранение» проклятой за человека земли ради ее «облагораживания», украшения, создания «рая на земле» как самоцель бесполезны и бессмысленны.
Работа по возделыванию земли, ее украшение может вестись только ради возделывания человеческого сердца в духе смирения и послушания. Значит и оценка правильности-неправильности делания людей, создаваемых ими «конструктов» — физических объектов, отношений, социальных институтов -должна основываться на критерии влияния этих дел на сердце человека. Ведут эти дела сердца участников к правде, смирению и послушанию или же нет? Вот вопрос-критерий оценки дел, человеческих отношений и их результата. Представляется, что в образах экономических отношений, используемых Господом Богом как через богодухоносных мужей в Ветхом Завете, Самим Богочеловеком Иисусом Христом и Его апостолами в Новом Завете проявляется Божественная оценка правильности-неправильности человеческой деятельности через указанный критерий.
Для православных христиан ясно, что истина — правда, — обретается только во Христе и Его Церкви. Следовательно, и труды и дела человека приобретают благодатность лишь будучи исполняемы во Христе, при условии нахождения человека в Церковной ограде, при том, что человек — член Церкви Христовой, участвующий в Ее таинствах.
Возникает вопрос: но, может быть, следует расширить границы Церкви до границ этого мира и тем самым освятить его, вернуть его в благодатное райское состояние? Это было бы верно, если бы Сам Господь Иисус Христос не сказал о тщетности строительства «земного рая»: «Но Сын Человеческий,
придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18: 8); «И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение.» (Мф. 24: 9-14; Лк. 21: 25). То есть к концу истории этого падшего мира вера практически исчезнет, а уныние овладеет народами. Ясно, что эти процессы не могут появиться сразу, вдруг, это может быть только закономерное развитие истории этого мира, а значит можно говорить лишь о деградации мира, но ни коим образом не о его положительной эволюции и возможности расцвета, физического «реннесанса».
Таким образом, людям следует обратить взор на возделывание своего сердца, использовать возделывание земли, вообще любой не идущий против заповедей Божиих труд, как путь к возделыванию сердца, проводить это возделывание в ограде Церкви, но не заниматься восстановлением потерянного рая в условиях этого падшего мира на проклятой Богом за человека земле.
2. характер человеческой деятельности по грехопадении
Определяя последствия грехопадения, Господь Бог устанавливает характер деятельности человека — «в поте лица твоего будешь есть хлеб ...» (Быт. 3: 19). Дается характеристика процессу труда, деятельности человека — «пот лица».
Свт. Филарет (Дроздов) указывает, что эта характеристика есть «знамение изнурительного труда». Земледелие указано не как обязательное для всех, но как необходимое для существования людей. В этом смысле «пот лица» может рассматриваться как пророчество, предвидение Богом результатов грехопадения — изнурительности труда человека.
Однако «пот лица» может толковаться и как свойство любой деятельности, труда и работы устанавливаемое Богом для павшего человека. То есть с момента грехопадения дело Божие делается человеком в трудах и с усилием, человек не может добиваться положительного, угодного Богу результата без несения тягот, без «пота лица».
Так же здесь можно увидеть косвенное указание на важность личного труда. В церковнославянском тексте указано параллельное место — Пс. 127: 2
— «Труды плодов (рук) твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет», в переводе «Трудами рук твоих будешь питаться: блажен ты и благо тебе будет». Видно, что подчеркивается взаимосвязь между «трудом рук», то есть непосредственным участием человека в создании продукта потребления и благом, блаженством человека.
Следовательно, можно заключить, что Господь Бог установил четкие признаки справедливой, в условиях падшего мира, человеческой деятельности — непо-
средственная работа человека — «личное трудовое участие», а так же преодоление трудностей и препятствий в ходе работы, затраты усилий вплоть до изнурения по словам свт. Филарета. Через 127 псалом — песнь восхождения, Господь добавляет благословение такого труда: справедливому труду — справедливое воздаяние. В Ветхом Завете справедливое воздаяние — это приумножение материальных благ.
Понятно, что если человек называет трудом пустое времяпровождение и пользуется результатами чужого труда, сам труда в свое пропитание не вкладывая, то эта деятельность может рассматриваться как противная Божиим установлениям.
3. виды человеческого труда
После события грехопадения мы видим ряд событий, которые могут быть описаны как образы хозяйственной и экономической деятельности. К таковым можно отнести: пастушество Авеля и земледелие Каина (Быт. 4: 2) — образ разделения труда; занятие «растениеводством» Каина, пастушество Авеля, Иавала — образы «производительного» труда, металлообработка Тувалкаина, изобретение игры на гуслях и свирели Иувала — образы непроизводительного труда; жизнь в сельской местности Авеля, Каина, Иавала и жизнь в городе Еноха (Быт. 4: 2, 17, 20-22) — образы «распределения производительных сил». Так же, мы видим хозяйственные и экономические образы различных сфер производства возможных «товаров» и «услуг»: скотоводство — Авель; земледелие — Каин; скотоводство оседлое — Иавал; сфера досуга и развлечений — Иувал;
образ будущего промышленного производства — Тувалкаин.
Эти экономические образы видны как некий «фон» определенных событий, имеющих богословский смысл и нравственную окраску.
Во-первых, земледелие Каина и скотоводство Авеля упомянуто в контексте жертвоприношения (Быт. 4: 3-5), жертва от скотоводства Авеля принимается, а жертва от земледелия Каина — отвергается. Но здесь нельзя видеть выражение отношения Бога к видам их деятельности, так как в дальнейшем обличении Каина Богом ясно указывается на внутреннее состояние Каина (Быт. 4: 7). Свт. Филарет (Дроздов) указывает, что здесь дело в душевном недуге Каина, состоявшего в гордости и зависти5.
5 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. С. 130.
Вместе с тем, оценивая данные виды деятельности, свт. Филарет видит в них некоторую связь между физическим деланием и духовным состоянием: земледелие требует физической силы, по-видимому, может духовно огрублять, а скотоводчество как попечение о живых тварях развивает сердечную бла-гость6. Для подтверждения некоторого преимущества скотоводства свт. Филарет ссылается на Притч. 12: 10 «праведник милует души скотов своих» и Притч. 27: 23 «Разумнее разумевай души стада твоего, и да приставиши сердце твое ко твоим стадам».
Кроме того свт. Филарет видит в занятии скотоводством и новозаветный образ странничества человека на земле, находя здесь основание в Евр. 11: 9, 10, 13.
Как видно из изложенного, виды хозяйственной деятельности могут воздействовать на духовное состояние человека — огрублять сердце или, наоборот, развивать сердечную благость. То есть, через образы экономических отношений явленные в Священном Писании Господь может показывать нам направление движения сердца человека — к огрублению, или к исполнению благодатью.
Далее Господь через пророка Моисея показывает нам истоки экономических феноменов «урбанизации», стремления к комфортности, развитие непроизводительной и промышленной сферы (Быт. 4: 17, 20-22).
Свт. Иоанн Златоуст по поводу означенных событий лишь говорит об устроении благосостояния рода человеческого и не обращает в данном месте внимания на «родословную» устроителей7.
Блж. Феодорит Кирский обращает внимание на возникшую «сферу досуга и развлечений» — результат творческой деятельности Иувала (Быт. 4: 21), полагая в ней истоки обольщения потомков Сифа. Результат — «смешение их с дочерями Каинитов и последующее растление их благородства»8.
Большее толкование мы находим у свт. Филарета (Дроздова)9.
В основе создания города свт. Филарет видит страх Каина, что он будет убит — «первый город созидается первым изгнанником земли». Таким образом, приведенный образ первой ветхозаветной урбанизации несет явно негативный смысл — страх и изгнанничество с земли.
В деятельности Иавала и его изобретении — жизни в шатрах свт. Филарет видит лишь образ жизни Авеля, но не жизнь пастушескую в ее вышеопи-
6 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. С. 125.
7 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4, кн. 1. С. 179.
8 Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест ... С. 42.
9 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. С. 142-149.
36
санном положительном смысле. По его мнению, Иавал «сделал угождение и роскоши, и любостяжанию» ища выгод как от постоянного жилища (шатры как подобие города), так и выгоды от смены места питания стад. Следовательно, в образе деятельности Иавала мы научаемся тому, что люди могут подделывать благообразную деятельность, могут организовывать деятельность внешне праведную, а внутри страстную. По виду деятельности уподобляться праведникам, а по сути потакать своим страстям.
О деятельности развлекательной, устроенной Иувалом, свт. Филарет говорит лишь, что она непохвальна.
В образе деятельности Тувалкаина свт. Филарет видит похвальное стремление к исследованию и познанию природы, полезное для совершенства земледелия, однако полагает, что это все-таки выход за пределы необходимого, а, следовательно, негативная деятельность.
В целом об устроении города и видах деятельности всех каинитов свт. Филарет говорит как о «распространении пороков», «снискании временных выгод и удовольствий», «разврате и жестокости», изображении «семени змия в отделении от семени жены». То есть все указанные выше образы свт. Филарет не оценивает как положительные.
По всему вышеизложенному представляется возможным заключить следующее.
Во-первых, занятия земледелием и скотоводством, выраженные в образах деятельности Каина и Авеля, не являются сами по себе негативными.
Во-вторых, виды человеческой деятельности могут как огрублять сердце (например, образ земледелия), так и облагоображивать его (например, образ скотоводства).
В-третьих, образы обустройства благосостояния путем индивидуализации жизни — городская жизнь, путем расширения сферы развлечений несут негативную окраску — они являют нам способы служения человеческим страстям.
В-четвертых, образ деятельности Иавала раскрывает возможную двусо-ставность образов экономических отношений — внешнее благообразие со служением страстям внутри.
В-пятых, образ деятельности сферы развлечений носит характер духовной приманки, ведущей к растлению благородства уловленных.
4. Образы собственности и богатства человека
В Священном Писании Ветхого Завета мы видим многочисленные указания на образы собственности и богатства человека.
После создания человек получает от Бога всю землю и все, что на ней в свою собственность — Быт. 1: 28. Господь благословляет человека осваивать эту собственность — «и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею».
По грехопадении собственность человеку приходится приобретать и утверждать над нею свое владение. Неправедные это делают с помощью грубой силы, а праведные по исполнению их благодатью Божией и Его благословением.
Первый образ собственности и богатства представлен в имении патриарха Авраама в Быт. 12: 5 и Быт. 13: 2 (паралл. Быт. 24: 35; 36: 7; Притч. 10: 22; 2 Паралл. 32: 27).
Авраам имел имение (Быт. 12: 5; 14: 21) и его богатство заключалось в скоте, серебре и золоте (Быт. 13: 2), овцах и волах, серебре и золоте, рабах и рабынях, верблюдах и ослах (Быт. 24: 35).
Свт. Иоанн Златоуст говорит, что это богатство нужно было Аврааму чтобы им «доказывать всем Божие о нем попечение»10.
В паралл. Быт. 24: 35 раб Авраама говорит о благословении Авраама Господом, что проявляется в ниспослании ему богатства. В Притч. 10: 22 говорится, что благословение Господне обогащает. Господь дает царю Езекии большое имущество за смирение в сердце пред Ним (2 Паралл. 32: 26).
Следовательно, образы богатства Авраама и параллельные места научают тому, что богатство праведных от Бога, оно может быть исчислено в натуральных продуктах (скот), в сокровищах (серебро и золото), в производительной силе людей (рабы), оно дается как Божие благословение смирившимся в сердце своем пред Богом.
Следующий образ собственности и богатства показан у патриарха Исаака в Быт. 26: 14, Быт. 30: 43 (паралл. Быт. 24: 35).
В перечне собственности и богатства Исаака добавляется «множество пахотных полей» (Быт. 26: 14), в остальном остается перечень богатства патриарха Авраама — мелкий скот, люди, крупный скот. Свт. Иоанн Златоуст говорит, что плодоносность земли являло богатство праведников11.
Свт. Филарет (Дроздов) полагает, что богатство Исааком приобретается через торговлю — продажей скота или волны и покупкой рабов и крупного скота.
В образе собственности и богатства Исаака мы видим наличие всех основных средств производства: пахотная земля, мелкий и крупный скот, «рабочая сила» в виде рабов и рабынь. Путем приобретения богатства является
10 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. Кн. 1. С. 334.
11 Там же. С. 556.
38
как плодоношение возделанной земли и стад, так и приобретения вследствие торговли. Торговля, по мнению свт. Филарета, присуща праведнику Исааку и ничем не компрометируется.
Следующий образ собственности и богатства — Быт. 36: 7 — богатство Исава и Иакова. В качестве гипотезы, можем предположить, что здесь богатство несет негативный отпечаток, оно служит причиной ухода Исава от совместной жизни с Иаковом, так как «Бяху бо имения их многа, еже жити вкупе: и не можаше земля обитания их вместити их, от множества имений их», в переводе «имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их» (Быт. 36: 7). Здесь мы видим констатацию факта ухода Исава и можно предположить причину
— множество имения. Следовательно, собственность и богатство, а, точнее, его количество служит причиной разлучения братьев. Негативность этого события мы видим из песни степеней (Пс. 132: 1), где говорится о высоком положительном значении совместной жизни братьев — «Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе», в переводе — «как хорошо и как приятно жить братьям вместе». Здесь речь идет, несомненно, о мирной жизни братьев. Толкование блаж. Феодорита Киррского возводит образ пользы от совместной жизни братьев, приведенный в псалме 132: 3 к ниспосланию Господом «животворящей росы Всесвятого Духа» на апостолов в день Пятидесятницы12.
Необходимо отметить, что подобную ситуацию можно увидеть в истории Авраама и Лота (Быт. 13: 6), где говорится, что земля была непоместительна для Лота и Авраама по множеству их имущества. Однако причиной разделения Авраама и Лота указано желание Авраама избежать размолвки с Лотом из-за ссор между их пастухами (Быт. 13: 7, 8).
Итак, можно констатировать, как гипотезу, что, рост имения, богатства показан в книге Бытия как приводящий к раздорам, в том числе между братьями.
Далее, образ собственности и богатства косвенно присутствует в восьмой и десятой заповедях декалога Моисеева (Исх. 20: 14, 17, паралл. Втор. 5: 21; Рим. 7: 7; 13: 9). В восьмой заповеди имеет место прямой запрет на присвоение чужой собственности — «не укради» (паралл. нет), десятая заповедь расширяет этот запрет до «не пожелания чужого» — «не пожелай жены искренняго твоего: не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего».
Прежде всего следует отметить, что в тексте на церковнославянском языке приведен более полный список «не пожелаемого» чем в синодальном переводе (здесь отсутствует «поле» и «всякий скот»). Из имущества и собственно-
12 Феодорит Кирский, блж. Изъяснение Псалмов. М., 2004. С. 460.
сти приведено: дом, село (поле — пахотная земля), раб и рабыня, волы и ослы
— крупный скот (волы — тягловый, ослы — мирный транспорт), всякий скот, все, что у человека есть (любое имущество). Интересно, что приведенный перечень имущества являет образ законченного производственного хозяйства, где присутствуют все производственные элементы в современном экономическом смысле: дом и село (поле) — основные фонды, кроме того, село (поле) — основной производственный ресурс; волы, ослы — средства производства сельскохозяйственной продукции и средства транспорта; рабы и рабыни — «рабочая сила», образ затрачиваемого в процессе возделывания земли человеческого труда и времени. То есть можно предположить, что в качестве собственности особо выделено все то, что позволяет человеку возделывать и организовывать возделывание земли по заповеди Божией (Быт. 3: 24). Этим выделением как бы подчеркивается особое место именно производительного труда, то есть труда, связанного с земледелием. Все остальные виды собственности и богатства подразумеваются под обобщенным «вся елика суть».
В книге Втор. 5: 21 этот запрет и перечень запретного повторен.
В Рим. 7: 7 (паралл. на Исх. 20: 17) ап. Павел на примере заповеди «не пожелай» разбирает роль Закона в жизни человека — помощь в узнавании греха
— «похоти же не ведах, аще не бы закон глаголал: не похощеши», в переводе
— «я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». По словам свт. Феофана Затворника, закон разъясняет, какое дело доброе, а какое грешное13. В случае с рассматриваемыми заповедями, Закон показывает, что грехом является не только физический отъем собственности, но даже мысленный отъем или нереализованный план отъема. В качестве гипотезы можно предположить, что сугубость греха против собственности («не укради» и «не пожелай») связана с серьезным затруднением для человека выполнить волю Божию относительно «возделывания» земли, а в итоге и своей души в случае потери производительной собственности. Понятно, что в десятой заповеди имеется и запрет пожелания жены ближнего и всего, что у него есть, поэтому приведенное выше предположение должно рассматриваться с учетом всех запретов. Возможно, что Закон показывает равенство по своей духовной глубине и смыслу прегрешения против брака, как разрушения целостности человека (Быт. 2: 24) и против его собственности, как разрушение возможности исполнить последнюю оставшуюся от райского состояния Божию заповедь. Конечно, это всего лишь гипотеза.
В Рим. 13:9 (паралл. на Исх. 20: 17) исполнение заповедей декалога возво-
13 Феофан Затворник, свт. Толкование послания ап. Павла к Римлянам. Гл. 1-8. М., 2006. С. 526-527.
дится к заповеди любви к ближнему. Известно, что заповедь любви к ближнему поставлена Господом Иисусом Христом в подобие заповеди любви к Богу — высшей заповеди (Мф. 22: 37-39). По Его словам, эти заповеди есть основа Закона и понимания писаний пророков. И заповеди охранения собственности человека одни из них. Нужно также отметить, что десять заповедей даны Богом до овладения Израильтянами землей обетованной, следовательно, они носят общечеловеческий характер, а не характер домостроительства Ветхого Израиля. А если так, то в вопросах владения собственностью, в том числе и землею, возникает необходимость оборота, то есть купли-продажи собственности.
Итак, в восьмой и десятой заповедях Декалога, во-первых, показана правомочность владения собственностью, в том числе и земельной, подчеркнута «особность» собственности производительного характера. Также можно увидеть правомочность не только собственного труда («личного трудового участия»), но и организации труда других людей (в десятой заповеди — раба и рабыни).
Во-вторых, владение собственностью освящается как неотъемлемое право человека, нарушить которое нельзя даже в мыслях — пожеланиях.
В-третьих. Исполнение заповеди «не пожелай», как и других заповедей, возводится Господом на уровень основы Закона и пророческих писаний.
Еще один образ собственности, на этот раз локального характера — образ собственности на землю, как неотторгаемого владения сынов Израилевых, приводится в Чис. 36: 7 (паралл. Лев. 25: 23, 3 Цар. 21: 3).
Земля рассматривается как неотторгаемая, от колена Израилева, собственность. В Лев. 25: 23 говорится о возможности продажи земли, но не навсегда. Земля должна возвращаться к владельцам, которым ее дал Бог. Основания этого Господь излагает здесь же: «моя бо есть земля, яко пришельцы и приселницы вы есте предо мною», в переводе — «ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня». То есть человек не может владеть тем, чем владеет Бог, так как иначе он становится Ему равным. Следовательно, здесь раскрывается механизм владения землей: Бог дает землю человеку по Своему усмотрению, человек возделывает землю, может, при необходимости, продавать ее, но не навсегда, так как она не его. Проданная земля должна возвращаться к человеку через определенное время.
Следует отметить, что данный закон о земле (имеется в виду правило возврата купленной земли в юбилейный год (Лев. 25: 13)), дан как закон Израильского народа и базируется на разделении Земли Обетованной на землю двенадцати колен. То есть фактически этот закон является регулятором взаимоотношений между коленами. Понятно, что распространение практики этого закона на народы, не имеющие разделения земли Богом по коленам, не имеет смысла.
Вместе с тем представляется, что здесь раскрыт очень важный принцип отношения к собственности — владению ею как таковою. Владение подразумевает полное господство и контроль над предметом владения. Выражением этого является создание и возможность свободного уничтожения владельцем того, чем он владеет. В этом смысле единственным владельцем всего сущего является только Господь Бог: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней» Пс. 23: 1. Однако человек соучаствует в создании ряда предметов владения — например, сшитая одежда, и может этот предмет уничтожить. В этом смысле можно говорить об образе полного владения каким-либо имуществом и об образе полной собственности на имущество у человека. Как уже было сказано, речь может идти только об образе, подлинно полное владение только у Бога. Однако в рамках этого образа человек имеет четкое подобие власти над вещным миром. Искажение человеческого восприятия мира вследствие грехопадения привело к искаженному восприятию собственности в смысле владения. Человек стал считать, что он владеет вещами полно и самовластно.
Однако это не касается земли. Человек является соучастником плодоношения земли, возделывая ее, однако ни создать землю, ни уничтожить ее (в смысле прекращения ее физического существования) он не может. Следовательно, владение человеком землей не может являться даже образом владения, он, скорее, ее возделыватель. Именно это, как представляется, и подчеркивает закон о юбилейном годе.
То есть приведенный закон о юбилейном годе по форме является локальным законодательным актом, данным Богом для израильского народа, и носит временный характер. С одной стороны, этот закон раскрывает многоплановость владения землей — земля принадлежит Богу и в этом смысле не может быть в собственности людей как какая либо вещь. С другой стороны, в отношении земли можно говорить об условном владении. Однако передача земли от возделывателя к возделывателю в форме ее купли-продажи вполне допустима. Право возделывать может быть получено за некий эквивалент (деньги) и может быть передаваемо по наследству без возврата земли бывшему возделывателю — продавцу.
Подтверждение сказанного мы находим в следующем образе — Втор. 8: 13, 17, 18 (паралл. Втор. 7: 17; 9: 4; Мф. 15: 32-39). Здесь Господь прямо предупреждает человека, чтобы он не считал свою собственность происходящей от его усилий. Подчеркивается, что силу приобретать собственность дает Бог. То есть человек приобретает собственность своими действиями, но сила это делать — от Бога.
В паралл. Втор. 7: 17 Господь напоминает, что спасение от фараона даровал Израилю Он, а во Втор. 9: 4 Господь говорит, что землю Израильтянам
Он дает не за праведность получающего, а за нечестие бывших хозяев и за исполнение Своего слова.
На слова о силе приобретать богатство (Втор. 8: 18) приведено паралл. Мф. 15: 32-39 — чудо умножения хлебов. Евангельское чудо являет пример Божией силы в умножении материального богатства, но при этом показана направленность приложения Божией силы — служение ближним своим, насыщение алчущих.
Следующий образ представлен как совет благочестивого и праведного отношения к богатству — в Пс. 61: 11 б «богатство аще течет, не прилагайте сердца». Паралл. Мф. 19: 24; Лк. 12: 19, 20; 1 Тим. 6: 9, 17.
Свт. Василий Великий указывает пользоваться богатством как служебным орудием и не пристращаться к нему душою14.
В паралл. Мф. 19: 24 приводятся слова Господа о трудности вхождения богатого в Царство Божие, в Лк. 12: 19, 20 о безумии богача, желающего насладиться накопленным богатством, в 1 Тим. 6: 9 о впадении в искушение и сеть желающих обогащаться, 1 Тим. 6: 17 о неверности богатства и о том, что все обильно нам дает Бог.
Из этого совета Псалмопевца следует, что богатство не является чем-то плохим само по себе, оно может «течь» к человеку как благословение Божие. Главное — это отношение человека к богатству. Правильное отношение к богатству — это «неприложение сердца». В приведенных параллельных местах богатый юноша печалился от мысли расставания с богатством (Мф. 19: 23), безумный богач, считая богатство своим, отказался возделывать свою душу, ап. Павел говорит о богатстве как о сети. То есть неправильно, когда человек начинает испытывать к богатству положительные эмоции, печалиться о событиях с богатством связанных, то есть фактически относиться к нему как к живому существу, пытается устанавливать «человеческие отношения» с богатством.
Интересно то, что главный упор в псалме делается на «течении» богатства, то есть не на сумме, а на процессе обогащения, приумножении богатства. Не надо прилагать сердце не только к материальному выражению богатства
— стада, земля, дома и др. но и к его увеличению, то есть к возможности потенциального роста богатства. Можно предположить, что в процессном смысле планирование увеличения дохода за счет и на основе имеющегося богатства уже будет приложением к нему сердца. То есть если собственник знает о том, какое имущество или суммы он может и «должен» получить в ближайшем или отдаленном будущем, то можно предположить, что он уже приложил к богат-
14 Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Изъяснение по Святоотеческим толкованиям. Калуга, 2003. С. 475.
ству сердце, будет иметь печаль от потери дохода, беспечную радость от его получения, то есть попал в сеть богатства.
Итак, в целом по разделу «образы собственности и богатства» можно сделать три вывода.
Во-первых, вспоминая Быт. 2: 15, 3: 19, где говорилось о возделывании своего сердца человеком в трудах и «поте лица» как исполнении Божией заповеди, мы можем противопоставить исполнению этой заповеди, как препятствие, образ приложения сердца к богатству. Не богатство само по себе, а приложение сердца закрывает человеку вход в Царство Божие, делает его безумным, является искушением и сетью, заставляет забыть Бога. Богатство может притекать и к праведному (Авраам, Исаак, Иаков) как проявление благословения Божьего, однако главное не то, что есть оно или нет, а то, где при этом сердце человека. Если сердце возделывается в устремлении к Богу, то богатство, собственность не зло и владение им не греховно. Оно лишь форма в которую облекается истинное делание — возделывание сердца, инструмент которого молитва. Эта форма позволяет людям заниматься разнообразными делами. Различность человеческих трудов проистекает от разной устроенно-сти тела и души человека. Главное условие плодоносного делания — не приложение сердца человека к форме. В противном случае, при приложении сердца к богатству человек обрекает себя на погибель.
Во-вторых, мы видим образ структуризации богатства человека как производительной силы, вполне выражаемой в терминах современной экономики:
поля, земля — основные фонды;
скот — средства производства;
рабы, рабыни — трудовые ресурсы;
золото, серебро — оборотные фонды (средства обращения).
Иными словами, богатство праведников ВЗ — это не набор дорогих безделушек, украшений и бессмысленных ценностей. Это сложноструктурированная «производственная единица», позволяющая решать хозяйственные задачи и являющаяся формой «возделывания сердца».
Следует также учесть и мнение свт. Филарета (Дроздова) о возможной торговле Исаака. Вывод здесь может быть таким — по мнению святителя, торговля плодами своего труда не предосудительна.
В-третьих, необходимо сделать вывод о категорической неотчуждаемости собственности, богатства человеком у человека. Имение человека, если оно получено праведным путем, то есть путем постепенного его приумножения как результат личного труда, не может быть не то, что отнято, но даже не под-
лежит помыслам отъятия. Такие помыслы должны восприниматься как грех, поставленный в один ряд с идолопоклонством, бесослужением, убийством и др., что уж тут говорить о действиях по отъятию собственности!
5. Покупка-продажа людей
Первая упоминаемая в Быт. покупка связана с заветом обрезания любого купленного младенца мужского пола Быт. 17: 12, далее упоминаются купленные Авраамом за серебро люди мужского пола Быт. 17: 23, и затем уточняется, что они куплены у иноплеменников Быт. 17: 27.
Если учесть, что обрезание в Ветхом Завете делало человека сопричастным избранному Богом народу (Быт. 17: 7, 10), то упомянутый образ покупки людей носит положительный смысл — покупка человека праведным Авраамом вводила купленного в дом праведника и, тем самым, служила образом приведения людей к истинному Богу (естественно, на том уровне, который был для этих людей возможен в Ветхом Завете).
Этот же положительный смысл покупки человека в рабство приведен в Исх. 12 :44, где указывается, что купленный за серебро и обрезанный раб допускается есть Пасху.
Следующий приводимый образ покупки-продажи носит внешне негативный характер — это продажа Иосифа братьями в рабство. Образ приведен в Быт. 37: 27а, 28 (парралл. Суд. 8: 26, Прем. 10: 13, Пс. 104: 17), 36; 39: 1 (паралл. Пс. 104: 17, Деян. 7: 9).
Предложение о продаже Иосифа внес его брат Иуда, но сделал он это, чтобы не допустить убийства Иосифа братьями (Быт. 37: 27). То есть здесь продажа брата выступает как защита от худшего греха — братоубийства. Иосиф был продан купцам Мадиамским (Быт. 37: 28). В паралл. Суд. 8: 26 золото царей Мадиамских, из которого делают ефод, выступает сетью Гедеону и всему дому его (Суд. 8: 27). В паралл. на это место Пс. 104: 17 Иосиф показан как Божий посланник в Египет. По толкованию свв. отцов на этот псалом, Иосиф был продан по воле Божией (что не снимает с братьев вины за их злобу) для будущего устроения Израильского народа в Египте15.
В Быт. 39: 1 подчеркивается не только продажа Иосифа, но и покупка, то есть указываются обе части «торговой операции». В паралл. на это место Пс. 104: 17 снова обращается наше внимание на промыслительность творимого, а в Деян. 7: 9 — речь мученика архидиакона Стефана перед Синедрионом -указывается на движущую братьями Иосифа силу — зависть, и снова на то, что все это было по воле Божией — «но Бог был с ним (с Иосифом)».
15 Феодорит Кирский, блж. Изъяснение Псалмов. С. 828.
В толковании свт. Филарета (Дроздова) отмечена сумма продажи — двадцать сиклей серебра и указано, что это меньше чем за убиенно нечаянно раба16.
Необычно толкование свт. Кирилла Александрийского. В Мадианитянах он видит образ учеников Христовых, «купивших» Христа, в «обмен» на оставление Закона, в параллели с притчей о продаже всего купцом и покупке «многоценного бисера» (Мф 13: 46), притча, рассказанная самим Господом Иисусом Христом17.
Итак, образ продажи Иосифа братьями в рабство за двадцать «сребрен-ников» купцам Мадиамским носит негативный характер, прообразуя продажу Иисуса Христа Иудой за «сребренники». То есть продажа здесь служит реализации злого умысла, зависти. Результат продажи — незаконная денежная прибыль является сетью продавшим, братья Иосифа позже признают, что их злоключения в Египте — это результат продажи брата (Быт. 42: 21). Таким образом, в историческом плане торговля человеком здесь образ откровенно творимого зла, негативные последствия которого падают на «продавцов». Однако в духовном плане смысл образа продажи совершенно иной. Это образ творения Промысла Божиего и об Иосифе, и обо всем Израиле. Более того, эта «торговая операция» уподобляется образу отречения от Ветхого Закона ради Христа, «приобретения Царствия Небесного через продажу всего земного». Понятно, что духовное толкование приложимо исключительно и только к описанному в Быт. 37: 27, 28, 36; 39: 1 событию и не может быть распространено на другие образы торговли.
Далее в Исх. 21: 2 (паралл. Втор. 15: 12; Иер. 34: 14;), 7 говорится о покупке-продаже соплеменников.
Ветхим Законом допускалась покупка соплеменника в рабы, но на срок не более шести лет (Исх. 21: 2; Втор. 15: 12; Иер. 34: 14). Если в рабство отец продал дочь, то она отпускалась не через шесть лет как обычный раб, а по особому порядку (Исх. 21: 7-11). Из указанных мест видно, что продажа-покупка людей в рабство разрешалась, но в отношении соплеменников только на определенный срок. При этом Законом разрешалось продавать в рабство самого себя — во Втор. 15: 12 говорится о самопродаже еврея или евреянки соплеменнику.
Еще одно упоминание купли-продажи людей с негативной оценкой имеет место в писаниях ветхозаветных пророков: Иоиль 3: 3, 6, 7, 8 и Ам. 2: 6 (Втор. 27: 19;), 8.
Через пророка Иоиля Господь обвиняет врагов народа Израильского в продаже отроковицы за вино (Иоиль 3: 3), сынов Израилевых Еллинам (3: 6)
16 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. С. 565.
17 Кирилл Александрийский, свт. Глафиры, или искусное объяснение избранных мест из Пятикнижия Моисеева. М., 2001. С. 190.
46
и обещает предать сыновей и дочерей этих народов сынам Иуды для ответной продажи (Иоиль 3: 8).
В толковании на это место св. Ефрем Сирин замечает18, что продававшие Израильтян ни во что почитали души сынов человеческих.
Через пророка Амоса Господь обвиняет Израиль в преступлениях — «понеже продажа праведнаго на сребре и убогаго на сапозех» (Ам. 2: 6), в переводе синодальном — «потому, что продают правого за серебро и бедного — за пару сандалий». В паралл. (Втор. 27: 19) говорится о проклятии неправедного судящему пришельца, сироту и вдову.
В Ам. 8: 5,6 Господь обращается к богачам Израильским, покупающим убогих за серебро и нищих за пару сандалий.
Св. Ефрем Сирин видит в образе «продажи праведного на серебре» продажу Господа первосвященникам за тридцать сребреников, а в обвинении богачей — несправедливую покупку бедных в рабство за кусок хлеба19.
Итак, купля-продажа людей с чувством презрения к ним (за вино), почитание людей ничтожествами, использование человеческой нищеты и бедности для покупки в рабство является образом Иудиной продажи Господа Иисуса Христа, навлекает на продающих-покупающих Божий гнев и приводит их к таким же последствиям в отношении них самих.
В целом по торговле людьми можно заключить следующее:
Во-первых, она осуществлялась ветхозаветными праведниками и была разрешена Законом для ветхозаветного еврейского народа.
Во-вторых, покупка рабов праведными и заключившими Завет с Богом являлась способом приобщения язычников к познанию истинного Бога и несла во времена Ветхого Завета положительный (можно сказать миссионерский) смысл.
В-третьих, торговля людьми являет собой и негативный аспект, отображает отношения зла между людьми.
В-четвертых, продажа соплеменников в рабство не могла быть пожизненной, то есть отношения между верными должны были отражать их равенство пред Богом.
В-пятых, торговля людьми с целью закабаления — превращения в «бездушную» пожизненную «рабочую силу» — является нечестием и навлекает на продающего и покупающего проклятие.
18 Ефрем Сирин, св. Толкования на книгу Бытия. С. 118.
19 Там же. С. 125-126.
6. Покупка-продажа земли
Первый факт покупки земли приведен в Быт. 23: 9, 13, 15, 16 (паралл. Быт. 25: 10; 50: 13; Нав. 24: 3; Деян. 7: 16). Здесь Авраам покупает поле и пещеру (Быт. 23: 9, 11) у Ефрона, сына Цохарова, хеттеянина, для погребения умершей Сарры.
Здесь образ покупки раскрыт в нескольких монологах и структура сделки дана очень подробно, что наводит на мысль об учительном смысле данного отрывка.
1. Авраам обращается к хеттеянам с предложением продать ему пещеру Махпелу «серебром достойным да даст ми ю у вас в стяжание», синодальный перевод — «за довольную цену ... в собственность» (Быт. 23: 9). Указывается характер предлагаемых отношений — смена собственника (не аренда), праведник подчеркивает то, что это именно покупка — за серебро.
2. Ефрон хеттеянин соглашается (Быт. 23: 10-11).
3. Авраам предлагает серебро за землю: «серебро села возьми у мене» (Быт. 23: 12-13). Праведник сам предлагает именно торговый характер сделки.
4. Ефрон назначает цену — «земля четырехсот дидрахм серебра» (Быт. 23: 14-15). Земля оценивается через некий абстрактный носитель ценности (серебро), не через подобный производительный товар (скот, рабы и др.), что позволяло бы говорить о натуральном обмене.
5. Авраам отдает Ефрону серебро «четыре ста дидрахм сребра искушена купцами» (Быт. 23: 16). Слова «искушена купцами» переводятся в синодальном переводе «какое ходит у купцов». То есть подчеркивается торговый, а не меновый характер сделки, то есть сделки, осуществляемой через единый денежный эквивалент.
Торговый характер сделки виден и из параллельных мест.
Так в Быт. 25: 10 говорится о «пещере, юже притяжа Авраам», то есть о взятии пещеры в собственность. В Деян. 7: 16 говорится о «гробе, егоже купи Авраам ценою сребра». То есть в тексте Нового Завета событие приобретения Авраамом поля и пещеры называется напрямую покупкой в торговом смысле
— обмена имущества на некий всеобщий эквивалент — деньги.
Следует отметить, что свт. Филарет (Дроздов) замечает, на слова «и отвесил» (Быт. 23: 16), что это признак того, что монета «в сие время состояла еще только в весе, а не в деле металла»20. По видимому имеется в виду то, что в сделке серебро участвовало как товар ценный сам по себе, а не как монета. Однако представляется, что это все-таки товарно-денежная сделка.
20 Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. С. 422. 48
Во-первых, есть указание на купцов, которые «искусили», то есть опробовали или признали серебро (Быт. 23: 16). В этом случае речь может идти только
о деньгах, серебре как посреднике торговли.
Во-вторых, в книге Деян. 7: 16 сделка обозначена как купля в торговом смысле.
В-третьих, взвешивание монет как денег при приеме их в уплату используется при сделках в Ветхом Завете (Иер. 32: 10), вообще присуще экономике, в банках принимаемые монеты не считали, а взвешивали, определяя тем самым их ценность и стоимость.
Таким образом, есть все основания считать приведенную в Быт. 23: 9-16 сделку первой описанной в Священном Писании торговой сделкой по покупке-продаже земли, когда праведный Авраам покупает за серебро-деньги землю у сынов Хеттовых себе в собственность.
Итак, в приведенном выше отрывке четко введены все элементы торговой операции:
1. товар, имеющий ценность и передаваемый в собственность от одного владельца — другому, причем этот товар — земля (объективно ценный товар, так как является Божиим даром);
2. товар оценен и определена его стоимость;
3. стоимость товара определена в денежной форме;
4. эта денежная форма не локальна, а имеет признание у купцов, то есть это деньги имеющие хождение в действующей системе торговли;
5. покупка-продажа совершена публично, при свидетелях, которые подтверждают ее фактичность и законность (Быт. 23: 16);
6. продавец вступил, в результате сделки, во владение деньгами-серебром;
7. покупатель, в результате сделки, вступил во владение полем, пещерой, всяким деревом, «еже бе на селе» и всем, что вокруг в пределах поля (Быт. 23: 17-20).
Следующий факт покупки земли, на этот раз праведным Иаковом, приведен в Быт. 33: 18, 19. Он «купи часть села, стома агнцы» (паралл. Деян. 7: 16).
Свт. Филарет (Дроздов) отмечает, что под агнцем следует понимать название монеты.
Далее, в книге Левит пророк Моисей, по Божиему указанию устанавливает правила жизни для Ветхого Израиля. В Лев. 25: 15, 16, 23 (паралл. Чис. 36: 7; 3 Цар. 21: 1) говорится о продаже земли Израильтянами друг другу и о правилах продажи.
Господь устанавливает для Ветхозаветного Израиля, что землю нельзя продавать навсегда, так как земля Его, а Израильтянам она «выдана» как пришельцам и поселенцам (Лев. 25: 23). Паралл. объясняет это привязанностью сынов древнего Израиля к уделам (Чис. 36: 7). То есть правила продажи земли для Ветхого Израиля имели основанием специфическую организацию их быта и хозяйства — разделение по коленам с жестким закреплением установленных объемов земли за коленами. Ясно, что эта модель отношений носит частный характер, отвечающий конкретным условиям жизни двенадцати колен еврейского народа, и не может быть распространена на народы, не имеющие коленного разделения и жесткой привязки к некоему участку земли.
В правилах временной продажи земли (Лев. 25: 15, 16) говорится о том, что продается не просто число лет владения, а «число плодов его», то есть число плодоносных лет. Иными словами продается не земля как таковая (она принадлежит Богу), а доход с этой земли. Соответственно и цена земли варьируется в зависимости от числа лет дохода с нее. Представляется, что здесь подчеркивается тот принцип жизни человека, который рассматривался в Быт. 3: 23, и который призывает человека возделывать свое сердце через возделывание земли. Тогда понятно, что продажа земли приобретает смысл передачи прав возделывания от человека к человеку и в отношении плодоносящей земли при условии, что покупатель действительно будет на этой земле лично трудиться. Если же продается земля без возделывания ее покупателем в дальнейшем, то это уже не будет благословенной Богом покупкой.
Следовательно, если в случаях с патриархами раскрывалась возможность продажи земли за деньги, то теперь раскрываются «тонкости» продажи — не навсегда, и не сама земля, а ее доходность, исчисленная в зависимости от количества лет ее «эксплуатации».
В заключение упомянем покупку земли Иеремией пророком (Иер. 32: 9, 10, 15 (паралл. Иер. 32: 44), 44 (паралл. Иер. 17: 26; 29: 14; 30: 3; 31: 23)).
Иеремия покупает землю по слову Господню (Иер. 32: 8). Земля оценена в семьдесят сиклей серебра (32: 9), составлена купчая запись при свидетелях, серебро отвешено на весах (32: 10). Эта сделка является Божиим обещанием, что в Израиле будут покупать дома, поля и виноградники, в Иер. 32: 44 Господь указывает, что поля будут покупаться за серебро и будут составляться купчие. Таким образом, образ покупки-продажи земли используется Самим Господом Богом как образ надежды на восстановление Израиля после Вавилонского разгрома и, следовательно, покупка-продажа земли за деньги в собственность не является запретной, а, наоборот, освящается именем Божиим как обычная практика в жизнедеятельности людей.
Итак, рассмотрение образов покупки-продажи земли показывает следующее:
1. Праведные патриархи покупали землю в собственность за деньги.
2. Покупка земли относится именно к торговым сделкам (а не к обмену, аренде, дарению).
3. Среди Ветхозаветного Израиля продавалась не земля, а количество жатв с земли (величина дохода), при этом эти сделки опирались на ветхозаветные правила жизни именно двенадцати колен Израиля и касались именно земли Обетованной.
Можно сказать, что соблюдение этих правил подразумевает и соблюдение других правил жизни ветхого Израиля.
4. Господь подчеркнул, что земля Его, на которой человек выступает пришельцем. То есть человек может иметь землю в собственности, продавать и покупать ее, но не должен относиться к ней как к собственности абсолютной, а должен помнить об относительности своего владения землей.
5. Продажа земли за деньги в собственность служила пророческим образом восстановления жизни израильского народа, то есть имеет жизнеутверждающий, положительный смысл.
Эаключение
В Ветхом Завете возделывание земли, вообще любой производительный труд служит возделыванию сердца человека, чем исполняется Божия заповедь. Результатом является благословение земли, плодов труда Богом и приближение человека к Нему.
Важно, чтобы производительный труд был личным. Именно тот, кто лично трудится, получает справедливое вознаграждение своего труда от Бога.
Несомненно производительные виды труда — это земледелие и скотоводство. Виды труда могут воздействовать на сердце человека — облагораживать и огрублять его. Труд, направленный на создание и развитие развлечений, приводит к страстности сердца, при этом и производительный труд может иметь внешнее благообразие с развитием внутренней страстности. Сфера развлечений выступает духовной приманкой, растлевающей уловленных.
В Ветхом завете собственность может оцениваться как богатство и сама по себе она является духовно нейтральной. Если она используется для возделывания сердца, то она является лишь инструментом. Если сердце человека захватывается собственностью (попечением о ее использовании), то владение ею приобретает негативный характер. Все же владение собственностью, осо-
51
бенно если она является богатством, приводит скорее к негативным, чем к позитивным духовным последствиям.
Богатство в позитивном смысле представлено как производительная сила, в современном смысле как производственное предприятие, имеющее потенциал производить полезный для людей материальный продукт.
Отчуждение собственности или даже хотя бы мысль об отчуждении являются однозначно богопротивными и не могут ничем оправдываться, в том числе не имеет значения как использует свою собственность владелец.
В Ветхом завете торговля людьми в виде рабов разрешена. При этом, когда покупатель праведник, то она является образом духовного просвещения человека. Верные Богу люди перед Ним равны, их рабство может быть только временным.
Земля может продаваться и покупаться в собственность за деньги. При этом в Ветхом Завете сделки по земле используются как образ Промысла Бо-жия о верных ему людях, о Его попечении об их жизни.
Вместе с тем, продается и покупается урожайность земли, то есть плоды труда покупателя земли и в этом смысле земля не может находиться в полной, а лишь в ограниченной собственности у человека, полным же ее владельцем является ее создатель Господь Бог.
Alexei V. Pilichev
images of economic relations of ownership and TRADE IN the OLD TESTAMENT TExTS
The aim of this research — to identify, systematise and analyse certain images of economic relations in the Old Testament texts — constitutes novelty of the work. Results provide methodology of the study, define the concepts of human activity and labour, property and wealth, trade in human beings and land deals in the Old Testament images of economic relations. Analysis is based on exegetical works of the Holy Fathers.
Key words: images of economic relations of ownership and trade in the Old Testament texts, human activity, labour, property, wealth, trade in human beings, land deals.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое обобщение образов экономических отношений в канонических книгах Священного Писания Ветхого и Нового Завета (без Откровения апостола и евангелиста Иоанна Богослова)
Ветхий Завет
тема 1. Задачи человеческой деятельности до и после грехопадения: Быт. 2: 15; 3: 24; Втор. 16: 20.
тема 2. Характер человеческой деятельности после грехопадения: Быт. 3: 19.
тема 3. Виды человеческого труда: Быт. 4: 2; 4: 17, 20-22. тема 4. Собственность и богатство человека: Быт. 12: 5; 13: 2; 14: 21; Быт. 26: 14; 30: 43; Исх. 20: 17; Чис. 36: 7; Втор. 8: 13, 17, 18; 2 Пар. 32: 27-29; Пс. 61: 11.
тема 5. Торговля людьми: Быт. 17: 12, 23, 27; 37: 27, 28, 36; 39: 1; Исх. 12: 44; 21: 2, 7, 16; Втор. 15: 12; Иоиль 3: 3, 6, 7, 8; Ам. 2: 6; 8: 6.
тема 6. Торговля землей: Быт. 23: 9, 13, 15, 16; 33: 18, 19; Лев. 25: 15, 16, 23; Руфь. 4: 3-5, 8, 9; Иер. 32: 9,10, 15, 44.
тема 7. Торговля хлебом и пищей: Быт. 41: 56, 57; 42: 2, 3, 5-7, 10, 25; 43: 2; 47: 14, 19; Втор. 2: 6, 28; Притч. 11: 26;
тема 8. Покупка-продажа как особое событие-феномен: Исав Иакову первородства — Быт. 25: 31, 33; сделка между Рахилью и Лией — Быт. 30: 16.
тема 9. Деньги и их использование в покупке-продаже, займе, налогах: Быт. 17: 12, 23, 27; 20: 16; 23: 13, 15, 16; 33: 18, 19; 37: 28; 42: 10; 47: 14; Исх. 12: 44; 21: 32; 22: 25; Лев. 22: 10, 11; 25: 37; Втор. 14: 24-26; 23: 19; Неем. 5: 10, 11; Пс. 14: 5; Песнь. 8: 11, 12; Ис. 55: 1,2; Ам. 2: 6; 8: 5, 6; Мих. 3: 11.
тема 10. Оплата труда работников: Быт. 29: 15; Исх. 2: 9; Исх. 12: 45; Исх. 21: 2, 7, 16; Исх. 21: 19; Лев. 19: 13; Лев. 22: 10, 11; Втор. 15: 18; 24: 14, 15; Иер. 22: 13.
тема 11. Феномен порабощения Египтян фараону через продажу скота, земли, себя самих — Быт. 41: 34, 35; 47: 14-17, 19-21, 24, 26.
тема 12. Налогообложение. Быт. 41: 26; 3 Цар. 5: 13, 14; 3 Цар. 10: 14, 15, 29; Песнь. 8: 11, 12.
тема 13. Отдание денег в рост. Проценты, займы, долговые обязательства. Залоги. Исх. 22: 25; Лев. 25: 37; Втор. 15: 1-3; Втор. 15: 6; 23: 19, 20; 24: 6, 10-13, 17; Втор. 28: 12, 43, 44; Неем. 5: 10, 11; Неем. 10: 31; Пс. 14: 1, 5; 36: 26; Притч. 19: 17; Ис. 24: 2; Иез. 2: 12.
тема 14. Денежные пожертвования Богу. Лев. 27: 2-7, 8, 33; Чис. 3: 46-51; Притч. 3: 9.
тема 15. Феномен торговли Тира. Ис. 23: 1-3, 8, 9, 17, 18; Иез. 27: 3, 9, 1215; Иез. 27: 33, 34, 36; Иез. 28: 2, 4-6, 16, 18; Иоиль 3: 3-8.
Новый Завет
тема 16. Богатство и любостяжание: Мф. 4: 8-10; Мф. 6: 19, 21; Лк. 12: 33; Мф. 6: 24; Лк. 16: 13; Мф. 12: 30; Мф. 13: 22; Мк. 4: 19; Лк. 8: 14; Мф. 16: 26; Мк. 8: 36, 37; Мф. 19: 21; Мк. 10: 21; Лк. 18: 22; Мф. 19: 23, 24; Мк. 10: 23-25; Лк. 18: 24-25; Мф. 22: 4,5; Лк. 1: 53; Лк. 6: 24; Лк. 8: 14; Лк. 12: 15; Лк. 12: 16- 21; Лк. 14: 12-14, 18, 19, 24; Лк. 14: 28, 33; Деян. 16: 16, 19; Лк. 16: 14-15; Лк. 16: 1926; Деян. 13: 23-25; Деян. 24: 26; Иак. 1: 10, 11; 1 Ин. 3: 17; 1 Кор. 5: 9-11; Кол. 3: 5;
1 Тим. 6: 10;
тема 17. Оплата труда. Мф. 5: 12; Мф. 20: 1, 2, 8; Мф. 6: 20, 21; Лк. 12: 34; Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 42, 43; Мф. 10: 8-10; Лк. 10: 7; Лк. 15: 17; Лк. 3: 14; Иак. 5: 4.
тема 18. Штрафы и пени, налоги и подати: Мф. 5: 26; Мф. 17: 24, 27; Мф. 18: 17; Лк. 3: 13; Рим. 13: 7; Мф. 22: 17, 21; Мк. 12: 17; Лк. 20: 25.
тема 19. Образы одалживания, кредит: Мф. 5: 42; Лк. 6: 30; Мф. 18: 24-25; Мф. 25: 14-30; Лк. 12: 47, 48; Лк. 6: 34; Лк. 7: 41, 42; Лк. 16: 5, 6, 7.
тема 20. Пропитание человека: Лк. 3: 11; Ин. 4: 8; Мф. 6: 11; Лк. 11: 3; Мф. 6: 25-34; Лк. 12: 22-31; Лк. 12: 22, 29; Мф. 14: 15, 16; Мк. 6: 36-37; Лк. 9: 12, 13; Ин. 6: 5-7; Мк. 12: 41-44; Лк. 21: 1-4; Ин. 6: 26, 27; Деян. 2: 44, 45; Деян. 18: 3; Деян. 20: 33-35; 1 Кор. 4: 12; 2 Фесс. 3: 10; 1 Тим. 6: 8,9;
тема 21. Продажа, покупка, торговля: Мф. 10: 29; Лк. 12: 6; Мф. 13: 44; Мф. 13: 45, 46; Мф. 19: 21; Мк. 10: 21; Лк. 18: 22; Мф. 21: 12, 13; Мк. 11: 15-17; Лк. 19: 45-46; Ин. 2: 14-17; Мф. 22: 4, 5; Лк. 14: 18, 19, 24; Мф. 25: 9, 10; Мф. 25: 27; Мф. 26: 9; Мк. 14: 5; Ин. 12: 4-6; Мф. 27: 7; Мф. 14: 16; Мк. 6: 37; Лк. 9: 13; Ин. 6: 7; Мф. 24: 39; Лк. 17: 28, 30; Лк. 22: 36; Мк. 15: 46; 16: 1; Ин. 4: 8; Ин. 13: 29; Деян. 2: 44, 45; 4: 34, 36; Деян. 16: 14; Деян. 22: 28; Иак. 4: 13, 15, 16; 1 Кор. 7: 23;
1 Кор. 7: 29-31; 1 Кор. 10: 25, 26.
тема 22. Руководитель: Мф. 24: 45-47; Лк. 12: 42, 43; Лк. 16: 5-8; Мк. 13: 34;
2 Кор. 8: 12-15.
тема 23. Деньги: Мф. 28: 12-15; Мф. 10: 9; Мк. 6: 8; Лк. 9: 3; Мф. 14: 15, 16; Мк. 6: 36, 37; Лк. 9: 12, 13; Ин. 6: 5, 7; Мф. 19: 21; Мк. 10: 21; Лк. 18: 22; Мф. 25: 1430; Лк. 19: 12, 13, 15-17; 20-24; 22: 20; Мк. 12: 16; Лк. 20: 24; Мк. 12: 41-44; Лк. 21: 1-4; Мф. 26: 15; Мк. 14: 11; Лк. 22: 4, 5; Мк. 14: 5; Ин. 12: 4-6; Ин. 2: 14, 15; Деян. 4: 37; 22: 28; 24: 26.