Научная статья на тему 'Образы буддизма в творчестве Кацусика Хокусая'

Образы буддизма в творчестве Кацусика Хокусая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
японское искусство / искусство эпохи Эдо / японская гравюра / японская живопись / Кацусика Хокусай / религиозное искусство Хокусая / образы буддизма. / Japanese art / art of the Edo period / Japanese graphic / Japanese painting / Katsushika Hokusai / religious art of Hokusai / images of Buddhism.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хостикян Лианна Грачиковна

Статья посвящена направлению творчества Кацусика Хокусая, которое не выделялось в отдельную тему, – это менее известная сторона творчества мастера, тот его массив, который тесно связан с изображением религиозных традиций японской культуры, отличающихся синкретизмом. Цель статьи – показать, как Хокусай интерпретировал в своем творчестве строгие религиозные каноны и иконографические традиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Images of Buddhism in the Works of Katsushika Hokusai

The article is devoted to the direction of the works of Katsushika Hokusai, which were not allocated in a separate topic – this is less known side of the master, that his array, which is closely linked with the image of the religious traditions of the Japanese culture, distinguished by syncretism. The purpose of the article is to show how Hokusai interpreted strict religious canons and iconographic traditions in his work.

Текст научной работы на тему «Образы буддизма в творчестве Кацусика Хокусая»

УДК 7.035.1

л. г. Хостикян

образы буддизма в творчестве кацусика Хокусая

Статья посвящена направлению творчества Кацусика Хокусая, которое не выделялось в отдельную тему, - это менее известная сторона творчества мастера, тот его массив, который тесно связан с изображением религиозных традиций японской культуры, отличающихся синкретизмом. Цель статьи - показать, как Хокусай интерпретировал в своем творчестве строгие религиозные каноны и иконографические традиции. Ключевые слова: японское искусство; искусство эпохи Эдо; японская гравюра; японская живопись; Кацусика Хокусай; религиозное искусство Хокусая; образы буддизма.

Lianna Khostikyan

Images of Buddhism in the Works of Katsushika Hokusai

The article is devoted to the direction of the works of Katsushika Hokusai, which were not allocated in a separate topic - this is less known side of the master, that his array, which is closely linked with the image of the religious traditions of the Japanese culture, distinguished by syncretism. The purpose of the article is to show how Hokusai interpreted strict religious canons and iconographic traditions in his work.

Keywords: Japanese art; art of the Edo period; Japanese graphic; Japanese painting; Katsushika Hokusai; religious art of Hokusai; images of Buddhism.

Кацусика Хокусай (1760-1849) - самый прославленный японский художник XIX в. Он прожил почти 90 лет, работал в разных

140

техниках и жанрах. На периферии внимания исследователей остается огромный пласт религиозного искусства, которое на протяжении всей жизни художника занимало значительную часть его помыслов и вылилось в обширную коллекцию. Образы буддизма в работах Хокусая охватывают все уровни сложной, многоступенчатой иерархии божественных сущностей и образов религии, которая в Японии превратилась в уникальное явление.

Хокусай был очень религиозен. Его биограф Иидзима Кёсин (Iijima Kyoshin) (1841-1901) рассказывает о паломничестве мастера в знаменитые храмы школы Нитирэн на окраине Эдо; о том, что его можно было увидеть прогуливающимся по улицам, читающим мантру из «Лотосовой сутры», которая является центральным текстом и в школе Нитирэн [8, р. 203]. В японском обществе эпохи Эдо народные традиции продолжали играть особую роль, и кацусика Хокусай как сын своего времени и своей страны был очень близок к ним. Мир популярной народной религии минсю сюкё (minshü shükyö), в которой каждый, и Хокусай не был исключением, мог молиться о практической пользе, был важен для него. Так, в юные годы он обращался к бодхисаттве Мёкэн с мольбой об успехе на поприще художника, а в более поздние годы - с мольбой о долгой жизни. Хокусай не боялся нарушить доктринальные границы. известно, что его семейный храм Сэйкёдзи (Seikyöji), в котором он похоронен, больше связан со школой Чистой земли, чем со школой Нитирэн. Он учился у Огино Яокити (Ogino Yaokichi) (1781-1843) [8, р. 203], буддийского ученого, связанного со школой тэндай. также Хокусай консультировался с конфуцианским ученым Камэда Босай (Kameda Bösai) (1752-1836) в поиске нового творческого имени [8, р. 54].

Несмотря на принадлежность к буддизму, Хокусай часто вводил в свои работы синтоистских божеств. Многие его работы проникнуты идеей объединения буддизма и синтоизма. Необходимо отметить, что религия в Японии долгое время была синкретической. Только эпоха Мэйдзи (1868-1912) поставила на первое место синто как систему, работающую на утверждение божественности императорской власти. Невидимый мир божеств и духов позволял людям использовать многочисленные источники силы, чтобы

обезопасить себя и получить доступ к широким возможностям жизни. В качестве одного из таких символов бессмертия и в буддизме, и в синтоизме почиталась гора Фудзи. Хокусай считал, что обращение к теме Фудзи в творчестве может помочь ему в личном стремлении прожить 100 лет и постичь высочайшие художественные истины [5, р. 7]. Есть предположение, что он состоял в братстве Фудзи ^цД-ко), занимался определенными практиками и верил в искупительную силу гор [6, р. 30]. Художник посвятил этому символу Японии большое количество работ: серия «Тридцать шесть видов Фудзи» (ок. 1823 - 1831) и альбом «100 видов Фудзи» (1834-1835), она появляется в других графических работах, Хокусай вводит листы с изображением Фудзи в «Манга». В альбоме «100 видов Фудзи» на первой странице первого тома Хокусай представил Фудзи в образе синтоистской богини - Коноханаса-куя-химэ (Konohanasakuya-hime) - принцессы цветения деревьев, дочери бога гор Оямацуми - старшего брата богини Аматэрасу. Художник изобразил богиню в облаках, подобно вершине горы Фудзи, в правой руке она держит священное зеркало, а в левой -ветвь священного в синтоизме дерева сакаки (клейера японская, С1еуега japonica) - цветущего вечнозеленого (ил. 1). Таким образом, Хокусай сразу определяет Фудзи в духовное царство. Начиная с этой работы, мастер постоянно использует имя Мандзи (1808; 1834-1849) [1, с. 92].

на протяжении своей долгой жизни художник сменил множество имен, но именно под именем «Хокусай» он получил мировое признание. История принятия художником этого имени тесно связана с почитанием божества, которое играло важную роль в его жизни, особенно в начале карьеры: в Японии существовал культ Полярной звезды, которая ассоциировалась с бодхисаттвой Мё-кэн [4, с. 191]. В 1796 г. мастер впервые подписывается именем Хокусай, которое означает «Студия Северной [звезды]» [9, S. 16]. Хокусай считал, что его искусство находится под покровительством Мёкэн [6, р. 61]. В ранний период творчества, когда художник носил имя Сюнро (1779-1795) [1, с. 91], он работал над досками для графической серии «Прекрасные виды восточной столицы», из

которых известны только три напечатанных. Одно из изображений демонстрирует зал поклонения бодхисаттве Мёкэн в храме Миокендо, Хоссодзи, что в Янагисима, в Токио (ил. 2). Хокусай изобразил двух молодых женщин и юношу, восхищающихся священной сосной в храме. К перилам прикреплена вотивная картина с изображением белой змеи и ящик для подношений с надписью «сосна, где проявляется божество» (yogo nomatsu) [6, p. 59].

Школа Нитирэн, последователем которой был Хокусай, также тесно связана с почитанием бодхисаттвы Мёкэн. Звезда основателя школы - монаха Нитирэна - была наиболее яркой на небосклоне новых буддийских движений эпохи Камакура (1185-1333). Дж. М. Китагава в книге «Религия в истории Японии» описывает Нитирэна как обладавшего «самой сильной харизмой» и делает акцент на том, что «нитирэнизм - это наполовину культ человека, наполовину культ „Лотосовой сутры"» [3, с. 164]. С момента начала проповеднической деятельности в 1253 г. и до ее окончания со смертью монаха его жизнь была полна драматических событий: Нитирэн пережил две ссылки, череду покушений, был осужден на казнь и спасен небесным знамением в момент, когда меч уже был занесен над его головой. Возможно, эти коллизии его жизненного пути определили особую любовь и почитание образа монаха.

В творчестве Кацусика Хокусая Нитирэн, несомненно, стоит особняком. Интерес, который художник пронес через всю свою жизнь, выходит за рамки религиозного характера и настроений, царящих в обществе эпохи Эдо. Нитирэн интересен Хокусаю как личность - бунтарь, новатор, отстаивающий новые религиозные принципы, так же как и сам художник, который высказывал новые эстетические принципы, отстаивал творческую свободу живописца, право художника создавать новый мир. Нитирэн был одержим идеей реформации буддизма, а Хокусай был «одержим рисунком» и реформацией японского изобразительного искусства. Художник создал много изображений Нитирэна в технике гравюры и живописи. сохранился подготовительный рисунок «Монах Нитирэн пишет на волнах» (ок. 1830 - 1844) (ил. 3) - он содержит указания для печатников по колориту будущей гравюры (бледная охра для

лодки и т. д.) [6, р. 251]. Рисунок изображает момент, когда монах, успокаивая бурное море, пишет на волнах «Лотосовую сутру». В рисунке отсутствует сложное действие и развернутое повествование, композиция лаконична: в центре ее Нитирэн; символично, что монах держит в руке кисть, которой пишет «Лотосовую сутру». В рисунке не чувствуется драматичность и повышенная экспрессия. Спутники Нитирэна, которые в момент разгула стихии в страхе спрятались за бортами лодки, поднимают головы в надежде убедиться в чудесном спасении.

Хокусай создал несколько живописных изображений Нитирэна, в том числе для храма Нитирэна в Асакуса. В 1847 г., уже на исходе своих лет, Хокусай пишет сюжет «Нитирэн и семиголовый божественный дракон» (ил. 4), который отсылает нас к тому моменту в жизни Нитирэна, когда он читал проповедь на горе Минобу (Minobu) в провинции Каи (Kai), и иллюстрирует превращение одной из женщин, присутствующих на проповеди, в божественного семиголового дракона Ситимен Даймёдзин (Shichimen Daimyöjin), имеющего отношение к находящейся поблизости горе ситимен (Shichimen) [7, р. 95].

Отдельного внимания заслуживает книга «Иллюстрированная жизнь Будды Шакьямуни» (Shaka go-ichidaiki zue, 1845), написанная Ямадой Исаи (1788-1846), в шести томах. В поздние годы Хокусай стремится отказаться от традиционных, характерных для иллюстрированных биографий канонов. Его книга иллюстраций отличается индивидуальностью и попыткой воплотить свои собственные художественные идеи - «непримиримость мысли, стремление вырваться за пределы привычных методов» [1, с. 43]. Разрыв между иллюстрациями в книге «Иллюстрированная жизнь Будды Шакьямуни» и традиционными изображениями жизни Шакьямуни показывает индивидуальность и высокое мастерство Хокусая [6, р. 32].

С 1820-х гг. Хокусай сосредоточил все свои художественные усилия на живописи, иллюстрированных книгах и руководствах по рисованию кистью. В 1820-х гг. помимо этого он издает суримо-но, а 1830-е ознаменовались выходом его знаменитых серий гравюр. В суримоно Хокусай часто обращается к таким популярным

образам, как Семь богов счастья: Дайкоку, Хотэя, Эбису и др. Бог богатства Дайкоку был очень популярным образом для новогоднего суримоно. 1825 год не был исключением. Хокусай изображает Дайкоку в китайском костюме, у него полное лицо, длинные мочки ушей, что является символом процветания (ил. 5). Дайкоку часто изображают сидящим на снопах риса, который был традиционным мерилом богатства в средневековой Японии. Одним из атрибутов, с которыми изображают Дайкоку, является мышь как неизбежный спутник хранилища зерна, однако на суримоно в 1825 г. - в год Курицы, Хокусай вместо мыши изображает петуха, сидящего на большой волшебной колотушке, двух цыплят на земле и курицу, клюющую сноп рисовой соломы. Сам Дайкоку демонстрирует свою силу и ловкость - кажется, что он поднял тяжелый сноп риса и держит его на вытянутых ногах, чтобы жонглировать ею. На вершине снопа балансирует другой атрибут Дайкоку - волшебная колотушка, по форме напоминающая молоток или барабан. А сверху восседает петух, его перья красиво очерчены, а красный гребень развевается, подобно флагу. Эта композиция символизирует мирное время, когда в военные барабаны так редко били, что они становились насестами для кур [10, р. 50].

За свою долгую творческую карьеру Хокусай создал около 30 тысяч произведений - гравюр, рисунков, иллюстрированных книг, живописных картин. Он работал во многих стилях и жанрах [2, с. 272]. Хокусай всю жизнь испытывал интерес к сверхъестественным персонажам: его мысли занимали китайские божества, знакомые боги синто, образы буддизма, мифические животные. Для него граница между видимым и невидимым мирами была проницаема, а различие между реальным и воображаемым мирами было менее значимым. К концу жизни Хокусай особенно увлекся буддийскими сюжетами. Он находился под сильным влиянием религии и жил как буддийский праведник. Однако его творчество нельзя ограничивать пределами определенной веры или школы. Мастер оставил после себя огромный массив искусства, в котором запечатлел всю доступную ему картину японского общества, его обычаи, верования и культуру.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Воронова Б. Кацусика Хокусай : Графика. М. : ИД «РИП-холдинг»,

2016.

2. Воронова Б. Г. Японская гравюра XVIII - первой половины XIX века : в 2 т. М. : Красная площадь, 2009. 1072 с. Т. 1.

3. КитагаваДж. М. Религия в истории Японии. СПб. : Наука, 2005.

4. Штейнер Е. Манга Хокусая : Энциклопедия старой японской жизни в картинках. СПб. : Петербургское востоковедение, 2016.

5. Henry D. Smith II. Hokusai: One Hundred Views of Mount Fuji. New York : Braziller ; London : Thames & Hudson, 1988.

6. Hokusai: beyond the Great Wave : Catalog / ed. T. Clark. London : The Trustees of the British Museum ; Thames & Hudson, , 2017.

7. Hokusai : Catalog / ed. Ann Yonemura. Washington : Smithsonian Institution ; Freer Gallery of Art ; Arthur M. Sackler Gallery, 2006.

8. Iijima Kyoshin. Katsushika Hokusai den / ed. Suzuki Jüzö. Tokyo : Iwanami Shoten, 1999.

9. Keyes R. S. Der junge Hokusai // Calza G. C. Hokusai. Berlin : Phaidon,

2015.

10. Thompson S. E. Hokusai. London : Thames & Hudson, 2015.

1. Кацусика Хокусай (1760-1849). Богиня Коноханасакуя-химэ Из альбома «100 видов Фудзи». 3-й месяц, 1834 Иллюстрированная книга, том I. Британский музей, Лондон

147

2. Кацусика Хокусай (1760-1849). Зал поклонения Миокендо, храм Хоссодзи, Янагисима. 1785-1787. Подготовительный рисунок, тушь, бумага. 18,9*25,7. Музей Виктории и Альберта, Лондон

148

3. Кацусика Хокусай (1760-1849). Монах Нитирэн пишет на волнах Ок. 1830 - 1844. Подготовительный рисунок, тушь, бумага. 27,7*39,2 Музей изобразительных искусств, Бостон. Каталог выставки «Hokusai: Beyond the Great Wave»

4. Кацусика Хокусай (1760-1849). Монах Нитирэн и божественный семиголовый дракон. 1847. Вертикальный свиток, цветная тушь, золото 132,3x59,3. Храм Мёкэн-дзи, Кога. Каталог выставки «Hokusai: Beyond the Great Wave»

150

5. Кацусика Хокусай (1760-1849). Дайкоку, поднимающий рисовые снопы Суримоно. 1825. Цветная ксилография. 21,1*18,3. Фонд Джулии Брэдфорд Хантингтон Джэймс, Музей изобразительных искусств, Бостон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.