НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЕБ-КВЕСТ КАК МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
EDUCATIONAL WEBQUEST AS A METHOD OF INTERACTIVE
LEARNING
УДК 372.881.1
Н.А. ХРИСТОВА, N.A. KHRISTOVA,
кандидат филологических наук candidate of philological Sciences
(Барнаульский юридический институт МВД России) (Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of e-mail: [email protected] Russia)
Аннотация: метод образовательного веб-квеста предполагает разностороннюю самостоятельную деятельность студента, курсанта, в том числе работу над собой как коммуникативной и познающей личностью, способствуя формированию сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
Ключевые слова: интерактивное обучение, веб-квест, образовательные технологии, метод проектов, познающая личность.
Abstract: Educational method of WebQuest involves all-round independent student’s activity including work on cognitive and communicative personality that helps to create strong personality to live and work in the continuously changing world and to develop its own strategy of behavior and to make a moral choice and to take responsibility for it.
Keywords: interactive learning, webquest, educational technology, method of projects, cognitive personality.
Одно из важнейших направлений в совершенствовании высшего профессионального образования сегодня, повышения его эффективности и качества подготовки профессионалов в современном вузе - это освоение и расширение применения форм и методов интерактивного обучения.
Через реализацию принципа интерактивности решаются задачи демократизации образовательного процесса, активизации участия обучающегося в создании образовательного результата, формирования творческих общепрофессиональных компетенций, все более востребуемых современным работодателем (например, способность откликаться на быстро меняющуюся ситуацию).
Интерактивный - значит основанный на взаимодействии. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающихся, непосредственное или опосредованное (с помощью электронной / компьютерной техники).
Преимущество интерактивной модели обучения заключается в том, что исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи, из объекта воздействия студент превращается в субъекта взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, в конструировании индивидуального образовательного маршрута; а это предусматривает моделирование жизненных ситуаций и совместное решение проблем.
В качестве основных технологий, которые активно внедряются в образовательные процессы, можно выделить технологию электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web и другие интернеттехнологии.
Технология электронной почты все шире используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Различаются модерируемые и немодерируемые, открытые и закрытые
89
2014'2(2)
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
почтовые конференции. Активно внедряется в учебные процессы и такая технология, как компьютерные обучающие программы, в том числе гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие.
Инновационные учебные курсы разрабатываются на базе Web-страниц и метафоры карты информационного учебного пространства. Выбирая и применяя метафоры для представления информации на экране монитора, можно упростить понимание сложных и незнакомых компьютерных форм через включение в интерфейс уже хорошо знакомых объектов и явлений. Обучающийся в данной ситуации быстро распознает назначение навигационных объектов и их функции в системе.
В настоящее время широко известен и активно применяется метод проектов - веб-квесты. Веб-квесты в методическом смысле не являются чем-то абсолютно новым. Но они являют собой способ интеграции ряда методических стратегий, в значительной степени используя Интернет.
Образовательный веб-квест (webquest) -проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Ключевыми моментами здесь является следующее: список ссылок на ресурсы, необходимые для выполнения задания, которые преподаватель подбирает заранее. Указанные ресурсы должны содержать ссылки на сайты, тематические форумы, электронные библиотеки и т.п. Благодаря этому обучающиеся не будут терять времени, блуждая по сети Интернет. В остальном же к web-квесту применяются те же методы, что и при разработке любого проекта, т.е. определение сроков, выбор задания, анализ проделанной работы, оценивание и т.д. Формы веб-квеста могут быть различными, например: создание базы данных по проблеме, создание микромира, в котором обучающиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство, написание интерактивной истории, создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающего обучающихся согласиться или не согласиться с мнением авторов, интервью online с виртуальным персонажем.
Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные образовательные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему,
учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квес-тов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний обучающихся, рассчитаны на длительный срок, может быть, на семестр или учебный год). Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы обучающихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ обучающихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернете).
Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) определил следующие виды заданий для веб-квестов:
• Пересказ - демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
• Планирование и проектирование - разработка плана или проекта на основе заданных условий.
• Самопознание - любые аспекты исследования личности.
• Компиляция - трансформация формата информации, полученной из разных источников: виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
• Творческое задание - творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
• Аналитическая задача - поиск и систематизация информации.
•Детектив, головоломка, таинственная история - выводы на основе противоречивых фактов.
•Достижение консенсуса - выработка решения по острой проблеме.
•Оценка - обоснование определенной точки зрения.
•Журналистское расследование - объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
• Убеждение - склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
•Научные исследования - изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Одно из преимуществ технологии заключается в том, что работа с веб-квестом позволяет сместить акцент на самостоятельную деятельность студентов,курсантов, которая
90
НАУЧНЫЕ
ФОРУМЫ
2014'2(2)
всесторонне контролируется благодаря формату технологии. Поэтому одной из главных задач организации процесса обучения иностранным языкам с применением технологии веб-квеста является формирование, развитие и совершенствование у обучающихся метакогнитивных навыков и умений. Самостоятельная учебная деятельность должна быть нацелена на развитие умений управления этой деятельностью со стороны самого обучающегося.
Развитие интерактивного обучения предполагает разностороннюю самостоятельную деятельность студента, курсанта, в том числе работу над собой как коммуникативной и познающей личностью, поскольку любой процесс коммуникации подразумевает индивидуальный подход личности к самому процессу коммуникации, предмету обсуждения и т. д.
Использование метода проектов на при-
мере применения технологии веб-квеста направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения обучающегося к самой познавательной деятельности.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга. В современном мире развитие этих качеств у студентов, курсантов во многом зависит от позиции и стиля работы преподавателя. То есть педагогу необходимо, максимально используя особенности предмета, помочь обучающемуся наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, тем самым способствуя формированию сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.
(Статья сдана в редакцию 03.04.2014)
91