2005 — №4________________Интеграция науки и высшего образования 83
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
III. Критерии качества
содержания и оценки основных образовательных программ
3.1. Модель специалиста как основа планирования качества образовательных программ
Общие принципы формирования основных образовательных программ по специальностям подготовки в Университете базируются на модели специалиста, которая характеризует объем и структуру профессионально важных индивидуально-личностных и социально-психологических качеств, знаний, умений, навыков и компетенций. Конкретные модели специалиста по различным специальностям включают цели, функции, компетенции, качества, знания, правила и критерии достижения целей подготовки, информационное обеспечение, из чего следуют:
— требования на «входе» к абитуриентам в соотношении с моделью выпускника общеобразовательной школы или других учебных заведений, окончание которых дает право на получение среднего специального или высшего профессионального образования;
— требования «на выходе» к выпускникам, предъявленные как перечень освоенных
ими знаний, умений, навыков, а также общетрудовых, профессиональных и специальных компетенций.
Системная модель специалиста, являющаяся основанием для проектирования содержания образования, включает в себя совокупность компетенций различного вида, а именно профессиональную, специальную, социально-личностную.
Профессиональная компетентность включает общепрофессиональные умения и способности. Общими (инвариантными, базовыми) умениями, охватывающими большинство профессий (первый модуль), являются: владение русским языком, освоение иностранного языка на уровне разговорной речи для осуществления деловых контактов, а также владение специальной терминологией. Вторым инвариантным модулем общетрудовых умений является владение информационными технологиями (на уровне пользователя). Эти умения1 составляют минимум конкурентных качеств выпускников.
Специальная компетентность профессионала представляет собой его способность и готовность решать как типовые профессиональные задачи, так и задачи редкие, сложные, требующие творческого подхода.
Образовательный стандарт Московского гуманитарного университета Общая часть
Продолжение. Начало в №3 за 2005 г.
1 Термином умение обозначаются знания и навыки, реализуемые в решении профессиональных задач.
Социально-личностная компетентность профессионала предполагает его готовность и умение ориентироваться в обществе, требует общегуманитарной, социологической, экономической, культурологической, социальнопсихологической и философской подготовки.
Существенными качествами современного конкурентоспособного профессионала являются его готовность к обучению и развитию в течение всей трудовой жизни, умение управлять развитием собственного профессионального опыта в меняющейся социальной среде, активная жизненная позиция, составляющая основу предприимчивости и деловой культуры.
Особые формы и методы деятельности, сложившиеся в Университете, дают возможность современному выпускнику обладать и дополнительными компетенциями, к числу которых относятся политические компетенции, компетенции готовности жить в многонациональном, поликультурном мире, общественно-культурные компетенции.
Эти компетенции формируются через понимание процессов, связанных с глобализацией, необходимости перехода на путь устойчивого развития и культуры мира; понимание проблем, связанных с выживанием человечества, и путей их решения через ненасилие, поддержание и развитие демократических институтов, уважение к представителям других культур, религий, языков; понимание философии качества, в том числе качества жизни; понимание особой роли семьи в современных условиях и необходимости подготовки к выполнению родительских функций.
Системная модель специалиста конкретизируется через общие показатели образованности выпускника Университета (рис. 2).
Основными показателями качества образованности выпускника Университета вне зависимости от специальности являются:
А. Уровень фундаментальности образования:
1. Знание о приоритетах и перспективах развития фундаментальных областей науки о природе, человеке и обществе.
2. Владение фундаментальными знаниями из гуманитарных, естественнонаучных, математических, компьютерных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, включая базовые теоретические курсы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
3. Сформированность целостного представления о современной научной картине мира.
4. Владение методами научного познания.
5. Владение навыками непрерывного опережающего приращения знаний.
6. Понимание сущности глобальных проблем современности, умение анализировать последствия применения научных и технических достижений для человека и человечества.
7. Владение эффективными информационными технологиями.
8. Владение механизмами мышления, связанными с постановкой цели и выработкой концепции ее достижения.
9. Знание и понимание основных явлений мировой и отечественной культуры.
10. Владение русским языком на уровне, обеспечивающем эффективную коммуникацию в соответствии с требованиями к лицам с высшим образованием. Свободное владение иностранным языком.
Б. Уровень профессионализма образования:
1. Понимание сущности профессиональной деятельности и владение основами профессии. Готовность и способность к смене вида и характера профессиональной деятельности в условиях неопределенности и изменчивости спроса на рынке труда.
2. Готовность к научному и техническому творчеству, поиску новых оптимальных решений профессиональных задач, владение методологией и технологиями научно-исследовательской, инновационной, внедренческой работы по профилю специальности.
3. Готовность к реализации профессиональных ролей (исследователь, изобретатель, проектировщик, маркетолог, менеджер и т. п.).
0
Качество образованности выпускника как единство
ГГ
ТА
качества воспитанности
качества обученности
Ф
Качество образованности выпускника как единство
развития:
духовно-нравственного;
интеллектуального;
ценностно-мотивацион-
ного;
физического и др.
качества качества
- общекультурной - профессиональной
качества подготовки подготовки
личностного ^ У V У
Ґ Л
— качества присвоенных структур деятельности (социальной и профессиональной),
— качество присвоенных структур знаний (междисциплинарных, полидисциплинарных)
V_________________________________________________У
Социально-личностные, профессиональные и специальные компетенции выпускника как интегральные характеристики качества его образованности
Рис. 2. Структурная модель качества образованности выпускника Университета
4. Владение профессионально ориентированными знаниями и методами гуманитарных наук и навыками их использования в профессиональной и социальной деятельности.
В. Уровень развития личности:
1. Сформированность жизненных принципов, самосознания, самоутверждения, ответственности, патриотических, гражданских качеств, правовой компетентности и законопослушности.
2. Понимание важности саморазвития личности и ее индивидуально-психологических свойств в собственных и общественных интересах.
3. Обладание духовно-нравственными идеалами, способностью к формированию и развитию социальных, экономических и межличностных отношений в соответствии с доминирующими социальными ценностями и нормами.
4. Высокий уровень самоконтроля и регуляции жизнедеятельности, ориентация на здоровый образ жизни.
5. Готовность к выполнению социальных функций и ролей в профессиональной, социально-культурной и семейно-бытовой сферах.
6. Сформированность социально-психологической компетентности.
7. Сформированность профессионально важных качеств личности.
8. Владение приемами самообразовательной работы, самоанализа, проектирования своего будущего.
Модель специалиста служит основой для формирования модели подготовки — собственно образовательной программы по той или иной специальности. Модель подготовки является инструментом проектирования качества образовательных программ.
При разработке образовательных программ университетского уровня применяются комплексные показатели и соответствующие им групповые показатели качества.
3.2. Показатели качества образовательных
программ, реализуемых в Университете
Состав показателей качества образовательных программ основывается на критериях (признаках) фундаментального знания и содержания образования, а также понятии профессионализма. Качественные характеристики современного содержания высшего профессионального образования, определяющие состав этих показателей, включают:
— соответствие содержания образования реальной потребности в кадрах, перспективам и приоритетам научно-технического, экономического и социокультурного развития;
— высокую степень междисциплинарной интеграции содержания, а также его соединения с наукой, производством, актуальной общественной практикой;
— высокую степень интеллектуализации содержания;
— личностно-развивающий потенциал содержания;
— фундаментальность;
— гуманитарную направленность;
— направленность на формирование профессиональной компетентности;
— направленность на развитие творческих способностей и формирование профессионально-творческих качеств.
Степень фундаментальности содержания основных образовательных программ
оценивается по таким показателям, как полнота, системность, вариативность знаний, уровень их обобщенности, соответствие современной научной картине мира, методологическая целостность, связь с научными школами и направлениями, направленность образовательных программ на интеллектуальное и культурное развитие личности.
Степень интеллектуализации содержания оценивается по наличию в курсах дисциплин задач проблемного, оценочного, эвристического и исследовательского характера, применению различных способов переработки информации, в том числе на междисциплинарной основе и с использованием информационных технологий.
Способность образовательных программ обеспечить высокую профессиональную готовность специалиста оценивается по показателям наличия в содержании образования проблемно-производственных задач и заданий, соответствующих современным требованиям профессиональной деятельности и по сложности адекватных тем, с которыми встретится выпускник в реальных условиях профессиональной деятельности.
Интеграционная характеристика содержания образования фиксируется такими показателями, как наличие междисциплинарных связей, применение концепций, инструментария и т. п., возникших на стыке наук, опора на обобщения, ставшие результатом интеграции образования с наукой и актуальной практикой.
Направленность образовательных программ на развитие профессионального творчества, самостоятельности и самообразовательной деятельности оценивается по тому, как в них представленны методология и методика выполнения научно-исследовательских работ, способы нахождения оптимальных решений профессиональных задач, организационно-методические основы самостоятельной работы студентов.
Качество содержания подготовки выпускников по конкретной специальности определяется соответствием основных образовательных программ требованиям государст-
венного образовательного стандарта высшего профессионального образования и разработанной в Университете модели специалиста. Основные образовательные программы признаются соответствующими требованиям государственного образовательного стандарта, если: 1) в них в полном объеме представлен федеральный компонент указанного стандарта и 2) разработанный Университетом национально-региональный (вузовский) компонент, включая дисциплины специализации, реализованы показатели качества образовательных пограмм, изложенные выше. Эти параметры являются основой проектирования учебных планов.
3.3. Общие требования к качеству составных элементов основных образовательных программ
Учебные планы вне зависимости от специальности подготовки должны соответствовать следующим требованиям:
— быть гибкими, т. е. обеспечивающими возможность специализации в широких областях, закладывать предпосылки для повышения квалификации в соответствии с меняющимися потребностями сферы труда и самой личности;
— содержать знания, востребованные как на рынке образовательных услуг, так и на рынке труда, прежде всего в том его секторе, где формируются потребности в наиболее квалифицированных кадрах;
— обеспечивать подготовку специалистов как по стратегическим направлениям, так и в соответствии с текущими потребностями;
— сочетать фундаментальную подготовку и формирование готовности к инновационной деятельности.
Соответствие рабочих учебных планов требованиям государственного образовательного стандарта обеспечивается по следующим позициям:
— структура чтения дисциплин должна реализовывать системный подход в подготовке выпускников, обеспечивать рациональность и согласованность содержания, а также логическую последовательность
изложения дисциплин, читаемых кафедрой и смежными кафедрами, междисциплинарные связи;
— перечень дисциплин по циклам и объем часов федерального и вузовского компонентов должен соответствовать требованиям государственного образовательного стандарта;
— введение в учебный план дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, а также дисциплин по выбору, дисциплин специализаций и факультативов должно быть обосновано;
— соотношение лекционных, семинарских, лабораторно-практических занятий и самостоятельной работы студентов должно соответствовать характеру каждой учебной дисциплины;
— виды занятий и формы контроля по дисциплинам учебного плана должны быть адекватными заявленным целям изучения дисциплины: «иметь представление», «знать» — лекционный курс; «уметь» — лекционный и практический в равной степени; «владеть, иметь опыт» — в основном практической направленности.
Рабочие учебные программы дисциплин, практик и диагностические средства оцениваются по следующим критериям:
— периодичность пересмотра рабочих учебных программ по всем дисциплинам, программам практик, промежуточного контроля и аттестаций;
— соответствие содержания дисциплины базовым дидактическим единицам, приведенным в государственном образовательном стандарте соответствующей специальности подготовки;
— современность содержания рабочих учебных программ, в том числе и по перечню учебной литературы;
— профессиональная направленность естественнонаучного и социально-гуманитарного циклов;
— отражение взаимосвязей изучаемых дисциплин общепрофессионального и специального циклов с дисциплинами общенаучного и общеобразовательного циклов;
— исключение дублирования в содержании дисциплин, если иное не вытекает из целостности образовательной программы и обосновано специалистами;
— соответствие видов и содержания самостоятельной работы студентов требованиям к выпускникам, определяемым государственными образовательными стандартами по специальностям подготовки;
— соответствие программ промежуточного контроля знаний, итоговой аттестации и диагностических средств оценки знаний требованиям, предъявляемым к выпускникам.
Программы и требования к выпускным квалификационным испытаниям (для выпускающих кафедр) оцениваются по следующим критериям:
— соответствие программы итогового государственного экзамена требованиям к уровню подготовки выпускников, содержащихся в государственных образовательных стандартах и разработанной в Университете модели специалиста;
— соответствие содержания выпускной квалификационной работы задачам профессиональной деятельности выпускника.
Критерии оценки качества подготовки выпускников по каждой из форм итоговой аттестации:
А. На итоговом государственном экзамене:
— владение информацией и умениями в рамках предметной области знания;
— способность решать учебные (смоделированные) задачи профессиональной деятельности;
— качество ответов на дополнительные вопросы;
— коммуникативные умения и навыки.
Б. При защите выпускной квалификационной работы:
— актуальность работы для области профессиональной деятельности;
— владение общепрофессиональными (методологическими) компетенциями;
— владение предметно ориентированными компетенциями;
— владение общекультурными компетенциями;
— успешное решение конкретной проблемы в рамках профессиональной деятельности;
— уровень сформированности навыков научно-исследовательской деятельности.
IV. Требования к организации учебного
процесса по основным образовательным программам
Нормативы учебной нагрузки студентов по программам высшего профессионального образования определяются государственным образовательным стандартом, пятилетними планами, рабочими учебными планами по соответствующим основным образовательным программам.
В соответствии с указанными документами установлены следующие нормативы учебной нагрузки студентов и ее объем:
1) Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
2) Максимальный объем обязательных аудиторных занятий при очной форме обучения не должен превышать в среднем 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по физической культуре и факультативным дисциплинам, а также дисциплинам, не предусмотренным учебным планом.
3) Самостоятельная работа студента при подготовке к экзаменам рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение (из расчета в среднем 30 часов на подготовку и сдачу одного экзамена).
4) Курсовые проекты (работы) по дисциплине выполняются в пределах часов, отводимых на эту дисциплину.
5) Итоговый контроль усвоения знаний в форме экзамена осуществляется по всем дисциплинам, входящим в федеральный компонент образовательной профессиональной программы. Форма итогового контроля усвоения знаний по дисциплинам вузовской
составляющей (зачет / дифференцированный зачет / экзамен) устанавливается соответствующей кафедрой. При этом общее количество зачетов и экзаменов в сессию не должно превышать 11 единиц.
6) При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
7) При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
8) Общий объем каникулярного времени в учебный год должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Организация учебного процесса. Учебный процесс в Университете организован по групповому принципу. Размер академической группы, как правило, не должен превышать 30 студентов. При проведении семинарских занятий по иностранному языку, математике и информатике, отдельных видов лабораторных практикумов академи-че-ская группа делится на подгруппы. Численность подгрупп в соответствии с видом занятий утверждается приказом ректора Университета.
Лекционные занятия могут проходить в виде поточных лекций, где академические группы объединяются в факультетские или межфакультетские потоки.
Численность студентов в группах специализаций не может быть менее 15 человек.
В среднем по Университету для дневной формы обучения при традиционных видах аудиторных занятий академический коэффициент (число студентов, приходящихся на одного преподавателя) устанавливается в пределах 1:15-1:20 (в зависимости от специальности подготовки и используемых образовательных технологий). При дистанционной технологии обучения этот коэффициент может быть значительно выше.
Порядок составления учебных расписаний. Расписание учебных занятий наряду с учебными планами специальностей и образовательными программами является основ-
ным документом, регулирующим учебный процесс в Московском гуманитарном университете. Оно также является средством организации учебной работы студента. Составление расписания и контроль его выполнения возлагается на декана факультета, его заместителей и заведующего учебной частью факультета.
Общий контроль за соблюдением графика учебного процесса и расписания занятий (включая рациональное использование аудиторного фонда) осуществляется Учебно-методическим управлением Университета.
Основой для составления расписания являются следующие документы:
— учебный план специальности;
— годовой рабочий учебный план и график учебного процесса на данный год/семестр обучения.
Составление учебного расписания основано на следующих основных методических принципах:
— соответствие расписания утвержденному учебному плану;
— непрерывность учебного процесса в течение дня;
— равномерность распределения учебной работы в течение недели;
— чередование различных дисциплин и методов работы в течение учебного дня;
— целесообразное сочетание теоретических (лекции) и практических (семинары и др.) форм учебной работы;
— выделение достаточного количества времени для самостоятельной работы студентов (предоставление каждому курсу одного библиотечного дня).
Требования к организации и управлению самостоятельной работой студентов.
1. Организация самостоятельной работы студентов способствует:
— расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории;
— активному приобретению новых знаний;
— развитию творческого подхода к решению поставленных проблем;
— проявлению индивидуальности студента;
— формированию практических навыков в решении ситуационных задач.
В целом самостоятельная работа призвана развивать такие качества, как умение работать со специальной литературой, справочниками, периодическими изданиями, Интернетом; организованность, дисциплинированность, инициативность, активность в решении поставленных задач.
2. Реализуются следующие формы самостоятельной работы студентов: подготовка к практическим, лабораторным, семинарским занятиям; подготовка к опросам, коллоквиумам; подготовка к тестированию, аудиторной контрольной работе; выполнение домашних контрольных работ и заданий; написание рефератов, докладов, эссе; подготовка к деловым играм и оформление их результатов; курсовая работа; написание отчета по практике; дипломная работа.
3. В соответствии с представлениями об эффективности самостоятельной работы студентов на каждой кафедре Университета реализуется ее организационная модель, необходимыми элементами которой являются:
— выделение объема часов на самостоятельную работу по каждой дисциплине, в том числе за счет сокращения объема аудиторной нагрузки;
— проведение индивидуальных консультаций обучаемых (по графику кафедры);
— выделение в расписании одного свободного дня в неделю для самостоятельной работы;
— разработка кафедральных методических материалов по организации самостоятельной работы студентов.
4. Методические материалы по организации самостоятельной работы студентов разрабатываются кафедрой и включают:
— формулировку целей организации самостоятельной работы;
— общие положения по планированию, организации, контролю и оценке самостоятельной работы студентов;
— перечень форм самостоятельной работы по дисциплинам кафедры;
— методические рекомендации по написанию и оформлению отдельных видов работ;
— темы эссе, рефератов, докладов;
— тематику курсовых и дипломных работ.
5. Методические рекомендации по выполнению отдельных видов работ раскрывают:
— содержание работы;
— цели ее выполнения;
— исходную информацию;
— последовательность выполнения;
— требования к структуре и оформлению работы;
— среднее количество часов, необходимых студенту для выполнения работы;
— порядок представления и защиты работы;
— критерии оценки.
6. Кафедральными документами, планирующими самостоятельную работу студентов, являются план кафедры по самостоятельной работе студентов и график их консультирования.
а) План кафедры по самостоятельной работе формируется в первую неделю учебного года и отражает объем аудиторной нагрузки, долю общего объема аудиторной нагрузки, выделяемой на организацию самостоятельной работы, а также формы и количество самостоятельных работ (не более 23 крупных работ в семестр по отдельному предмету). Планы кафедр утверждаются проректором по учебной работе и передаются в учебно-методическое управление.
б) График консультирования разрабатывается в первую неделю семестра, он отражает дни и время консультирования студентов преподавателями кафедры и вывешивается на кафедральной доске объявлений. Самостоятельные работы, выполненные студентами, хранятся на кафедре до окончания учебного года.
Требования к качеству курсовых и дипломных работ по специальностям определяются кафедрами и советами факультетов на основании примерных положений о курсовой и дипломной работах студента Московского гуманитарного университета, ут-
верждаемых приказом ректора Университета.
7. Учебный процесс и его организация отвечают критериям качества, если соблюдены следующие условия:
а) со стороны профессорско-преподавательского состава:
— излагаемый материал соответствует содержанию программы по дисциплине и комплексу учебно-методических материалов;
— одним из показателей качества деятельности преподавателя является разработанная им программа по дисциплине и комплекс учебно-методических материалов;
— в учебном процессе используются новые информационные технологии, активные методы обучения;
— систематически контролируются результаты обучения, создается мотивация к обучению (рейтинговая система контроля);
— оценка преподавателем своей деятельности адекватна, имеет место видение проблем, связанных с качеством учебной деятельности;
— характер учебного процесса соответствует целям профессионально-образовательной программы;
— на уровне кафедры, факультета организована экспертиза по оценке деятельности ППС;
б) со стороны студентов:
— высока мотивация к обучению и активность в учебных занятиях;
— студенты понимают и принимают преподавателей, имеют желание продолжать работать с ними;
— существует мониторинг качества усвоения материала (рейтинговая система);
— существует система анкетирования студентов как потребителей образовательных услуг.
V. Требования к организации научноисследовательской работы
Требования к организации научно-исследовательской работы в Московском гуманитарном университете разработаны в соответствии со структурой информации, анали-
зируемой в ходе государственной аттестации и аккредитации вузов, в том числе следующим:
— состояние и динамика развития научных направлений в целом, их соответствие профилю подготовки специалистов и опыт использования в учебном процессе;
— соотношение фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрение собственных разработок в практику; анализ источников финансирования;
— уровень организации научно-исследовательской работы по каждому циклу дисциплин и направлениям подготовки;
— эффективность проводимой научноисследовательской работы.
Исходя из правил государственной аттестации и аккредитации, перед кафедрами и научными подразделениями ставятся задачи, выполнение которых в совокупности обеспечивает соблюдение пороговых требований в области организации НИР и НИРС.
Кроме соблюдения этих требований, руководство Университета ориентирует профессорско-преподавательский состав, научных сотрудников, аспирантов, докторантов, студентов на дополнительные усилия по развитию научного потенциала Университета. Наиболее существенными характеристиками научного потенциала Университета являются:
— наличие концепции НИР Университета и основной исследовательской проблемы вуза;
— работа в Университете видных ученых, научные труды которых предопределяют уровень развития социально-гуманитарного знания в России;
— формирование научных школ;
— функционирование специальных структур, обеспечивающих НИР;
— публикация результатов НИР в авторитетных научных изданиях, Интернете, собственных изданиях Университета.
В Университете особо поддерживаются моральными и материальными стимулами научные школы. Коллективы исследователей, которые заявляют о себе как научной
школе, должны соответствовать следующим требованиям:
— во главе научной школы, как правило, стоит доктор или доктора наук — сотрудник МосГУ;
— в состав научной школы входят как доктора и кандидаты наук -сотрудники Мос-ГУ, так и ученые, работающие в других научных коллективах; для школ, где значительна роль штатных совместителей, важно установить, какая часть творческой работы может быть определена как научная школа МосГУ;
— четко сформулирован круг научных проблем, специфика подхода научной школы к их решению;
— достижения научной школы описаны, включая характеристику актуальности исследований и их научной новизны, анализ основных научных публикаций ведущих представителей научной школы и рецензий (ссылок) на эти работы;
— коллектив рассматривается как научная школа, если в ее деятельности участвуют аспиранты, а также студенты (в рамках НИРС);
— деятельность научной школы связана с содержанием образования и формами процесса обучения в МосГУ.
Требованием Московского гуманитарного университета к организации НИР является установление кафедрами и научными подразделениями эффективного взаимодействия с научными центрами России и зарубежных стран, участие в развитии межвузовской научной кооперации государственных и негосударственных вузов, включение в деятельность российских и международных академий, ассоциаций и других научных сообществ.
VI. Требования к содержанию воспитательной работы
Цель воспитания студентов в Университете — формирование гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, нравственной, социально активной и творческой личности.
Требования к организации и содержанию воспитательной работы как составляющей образовательной деятельности Университета разработаны в соответствии с положениями приказа Минобразования России от 27.12. 2002 г. о введении воспитательной работы в качестве аккредитационного показателя деятельности вуза и принятым Ученым советом документом «Основы воспитательной работы в Московском гуманитарном университете».
Согласно этим документам в Университете ежегодно:
— рассматриваются Ученым советом программа воспитательной работы, оцениваются итоги работы административной структуры, функционально ответственной за воспитательную работу;
— анализируются и оцениваются результаты работы кураторов учебных групп;
— оценивается эффективность использования материально-технической базы для внеучебной работы со студентами — актовых залов и репетиционных помещений, спортивных и тренажерных залов, помещений для клубов, студий, кружков, выставок и т. д.;
— изыскиваются финансовые возможности для обеспечения внеучебной деятельности (целевое финансирование научно-исследовательской, творческой деятельности студентов, спортивно-оздоровительной работы
и др.);
— реализуются механизмы мотивации, стимулирования и поощрения внеучебной деятельности студентов.
В Университете создана административная структура, функционально ответственная за воспитательную работу, в которую входят: заместитель ректора по воспитательной работе (эта должность введена с 1995 г.); Управление по внеучеб-ной работе со студентами; заместители деканов по учебно-воспитательной работе; кураторы учебных групп первого и второго курсов; главный редактор журнала «Студенчество.. Диалоги о воспитании».
Исходя из требований государственной аттестации и аккредитации в части воспита-
тельной работы, перед кафедрами ставится комплекс задач, а именно:
—использование в целях воспитания по тенциала учебного процесса (наличие в учеб ных программах дисциплин нравственных, психолого-педагогических аспектов про фессиональной деятельности будущих спе циалистов, разработка специализированных курсов, наличие культурологического и ре гионального компонента);
—ежегодный анализ и оценка состояния учебно-воспитательной работы со студента ми (опросы обучающихся и преподавателей «Учебно-воспитательный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студен та», «Учебный процесс глазами преподава телей »; отчеты кураторов);
—наличие элементов воспитательной ра боты: гражданского, патриотического, духов но-нравственного воспитания; научно-иссле довательской и профориентационной работы (студенческие научные общества, олимпиа ды, конкурсы); работы по усвоению студен тами традиций Университета, следованию Кодексу чести студента Университета; куль турно-массовой и творческой деятельности студентов; спортивно-оздоровительной ра-
боты, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни;
— организация психолого-консультационной и профилактической работы в студенческой среде: психологическая адаптация первокурсников, социально-психологическая поддержка студентов, проживающих в общежитии, помощь молодым семьям, профилактика девиантного поведения и правонарушений, помощь в трудоустройстве студентов (решение проблемы вторичной занятости) и др.
В рамках Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» студенты формируют гражданскую позицию, развивают политические и социально-личностные компетенции.
Центр спортивной работы обеспечивает возможность реализации физических способностей студентов.
Воспитательный потенциал несут публикации журналов «Вместе. Улица Юности 5/1», «Знание. Понимание. Умение»,
«Студенчество: диалоги о воспитании»
(издается совместно с Министерством образования и науки РФ).
(Окончание следует)