Менеджмент качества в образовании
5
УДК 378.014.15:005.6
3. В. Гончарова, ассистент (БГТУ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ И ЕГО РОЛЬ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается роль и важность образовательного стандарта в совершенствовании качества подготовки специалистов соответствующей профессиональной квалификации в области технологии полиграфических производств. Инновационный путь развития Республики Беларусь явился толчком для проведения существенных преобразований в сфере образования. В этом контексте образование и особенно высшая школа приобретают новое значение. Путем совершенствования системы качества образования высшая школа должна привести к формированию нового молодого поколения с новым мышлением и новыми задачами, которые им предстоит решать в будущем.
The role and consequence of an educational standard in the development of specialists' conversion quality of corresponding professional qualification in the field of graphic arts technology are rated in the article. The evolution innovation way in the Republic of Belarus is the impulse for carrying out the significant conversion in education area. Education and the Higher School take on a new significance in this scope. The Higher School must result to forming the new young generation with new thoughts and tasks that they must solve in future by working the system of education quality.
Введение. Образование является неотъемлемой частью развития современной личности будущего — самостоятельной, творческой, постоянно совершенствующейся, готовой к ответственности за принимаемые решения, трудолюбивой, думающей, приспособленной к жизни и работе в коллективе единомышленников [1].
Формирование молодого поколения в XXI веке — одна из основных задач современной системы образования.
Постоянно, на протяжении всей жизни человек учится, познает окружающий мир через знания и умения. Школа — училище — колледж — техникум — университет — аспирантура, — ступени, ведущие к получению конечного продукта: грамотного и всесторонне развитого специалиста для народного хозяйства нашей страны.
В этой цепочке высшая школа играет ведущую роль в воспитании всесторонне развитой личности и профессиональной подготовке будущего специалиста.
Основная часть. Существенные преобразования в сфере образования продиктованы переходом страны на инновационный путь социально-экономического развития, который предусматривает подготовку специалистов более высокого уровня, формирование нового молодого поколения с новым мышлением, способного решать поставленные задачи.
Развитие системы образования предусматривает ее приведение в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов для построения информационного общества и опережающего развития новых наукоемких технологий [1].
Для последовательного, систематизированного и продуманного решения поставленных
задач высшая школа обязана путем совершенствования системы качества образования привести к реализации задуманного. Каждое отдельно взятое учреждение образования включилось в этот процесс совершенствования.
В Белорусском государственном технологическом университете (БГТУ) разработан и внедрен образовательный стандарт учреждения. Он применяется при разработке нормативно-методических документов и учебно-программной документации, регулирующей образовательный процесс в высшей школе, а также при оценке качества высшего образования, в том числе по каждой конкретной специальности (22 образовательных стандарта).
Факультет издательского дела и полиграфии БГТУ на кафедре полиграфических производств готовит специалистов для полиграфической промышленности. Технология полиграфических производств — совокупность методов изготовления, изменения состояния, свойств материала, формы сырья или полуфабрикатов в процессе производства полиграфической продукции. Профессиональная квалификация специалиста в области технологии полиграфических производств с высшим профессиональным образованием — инженер-технолог [2].
Полиграфическая промышленность является ключевой подотраслью издательско-полигра-фического комплекса Беларуси, занимая в нем центральное место [3]. Сегодня комплекс удовлетворяет разнообразные потребности предприятий и организаций народного хозяйства и населения страны в целом ряде услуг и продукции в виде книг, журналов, газет, бланочной продукции, упаковки и т. п.
В целом, издательско-полиграфический комплекс Беларуси в настоящее время представляет
6
ISSN 1683-0377. Труды БГТУ. 2011. № 8. Учебно-методическая работа
собой важное звено в системе народного хозяйства страны. Социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на изменение информационного пространства, издательский рынок и структуру полиграфической промышленности.
Благодаря развитию компьютерных технологий, программного обеспечения, издательских и полиграфических процессов, развитию автоматизации производства, технических наук современная полиграфическая промышленность коренным образом изменилась.
Происходящие в отрасли изменения требуют нового подхода и в подготовке кадров для полиграфической промышленности. В этом контексте образование и особенно высшая школа приобретают новое значение. Подготовка специалистов новой формации для полиграфической промышленности, равно как и для любой другой отрасли народного хозяйства Беларуси, имеет наиважнейшее значение [1].
Образовательный стандарт по специальности «Технология полиграфических производств» устанавливает цели и задачи профессиональной деятельности специалиста, требования к уровню подготовки выпускника вуза по данной специальности, требования к содержанию образовательной программы и ее реализации, требования к обеспечению качества образовательного процесса и итоговой государственной аттестации выпускника. На основе образовательного стандарта по специальности разрабатываются типовой учебный план специальности и учебные программы по каждой дисциплине [2].
Разработанный в университете новый образовательный стандарт предусматривает переход на двухуровневую систему обучения по избранной специальности. В связи с этим изменилось содержание образовательной программы, претерпели существенные изменения типовые учебные планы по каждой специальности, программы учебных дисциплин и практик.
Образовательный стандарт включает в себя 9 разделов, каждый из которых описывает требования, предъявляемые к подготовке специалиста по специальности «Технология полиграфических производств».
Раздел 8-й образовательного стандарта целиком посвящен вопросу обеспечения качества образовательного процесса. В нем рассматриваются требования, предъявляемые к кадровому, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, к организации самостоятельной работы студентов.
Качество высшего образования — соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как социальной системы) потребностям, интересам личности, общества, государ-
ства. Система качества — совокупность организационной структуры методик, процессов и ресурсов, необходимых для оценки качества.
Разработанная и сертифицированная в БГТУ система оценки качества предусматривает различные средства диагностики для оценки качества полученных студентом знаний. В вузовской системе управления качеством (системе менеджмента качества) образования предусматриваются мониторинг, измерения, контроль качества. Для оценки знаний и компетентности студентов используются критерии, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь [2].
Заключение. Перемены, происходящие в системе образования, имеют своей конечной целью подготовить специалистов в разных областях знаний, готовых в будущем решать поставленные перед ними задачи на производстве. Качество подготовки специалистов соответствующей квалификации, включающей все сферы профессиональной деятельности и компетенции, для выполнения функциональных обязанностей в условиях социально-регулируемого рынка в конечном итоге зависит от множества факторов.
Расширение возможностей для получения качественного образования, внедрение новых инновационных технологий обучения, оживление учебного процесса, переход на двухступенчатый уровень образования, повышение уровня подготовки и переподготовки педагогических кадров, развитие связи науки и образования, взаимодействие системы образования и производства, заинтересованность предприятий в подготовке высокопрофессиональных квалифицированных специалистов новой формации, готовых ставить и решать самые сложные задачи — все это в конечном итоге позволит осуществить качественное обновление всей системы образования.
Литература
1. Об основных направлениях развития национальной системы образования: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 апр. 1999 г., № 500 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. -1999.
2. Образовательный стандарт Республики Беларусь. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-47 02 01 Технология полиграфических производств: ОСРБ 47 02 01-2007. -Взамен РД РБ 02100.5.081-98; введ. 01.09.2007. -Минск: М-во образования Респ. Беларусь: Белорус. гос. технол. ун-т, 2007. - 40 с.
3. Ничипорович, С. А. Организационное управление в полиграфической промышленности / С. А. Ничипорович, М. И. Кулак, Н. Э. Трусе-вич. - Смоленск: Русич, 2004. - 336 е.: ил.
Поступила 15.04.2011