ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ
ОБЪЕКТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
МАЛЬГИНА С.Ю.
В данной статье рассматриваются основные подходы к проектированию образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО.
Выявлены особенности внедрения новой структурной единицы - профессионального модуля и ее значение для подготовки квалифицированного работника.
Рассмотрен процесс проектирования профессионального модуля, включающий определение целей, содержания, логических связей с другими учебными элементами, требований к результатам обучения, учебно-методического обеспечения, выбор форм, методов и технологий обучения.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования, переход на модульно-компетентностный подход обозначили необходимость интенсивной разработки идей и принципов проектирования и организации образовательного процесса с учетом требований, предъявляемых к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО.
Модульно-компетентностный подход обуславливает динамичное изменение целей и содержания профессионального образования с учетом особенностей и требований социального заказа регионального рынка труда, а также современного состояния и развития экономики. Невозможно интерпретировать содержательно, логично и реально главную цель - компетентность специалиста как совокупность профессиональных и общих компетентностей без взаимосвязи основных компонентов системы обучения: цели, содержания и процесса.
Профессиональный модуль, согласно структуре основной профессиональной образовательной программы ФГОС НПО и СПО, является одним из ключевых элементов, роль которого в формировании профессиональных и общих компетенций обучающихся очень велика. Это позволяет более подробно рассмотреть образовательный процесс в рамках профессионального модуля как самостоятельного объекта проектирования.
При создании модели образовательного процесса в рамках профессионального модуля, учитывались внешние исходные данные:
1) цели основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), разработанной образовательным учреждением;
2) минимальное содержание профессионального модуля, обозначенное в ФГОС НПО и СПО;
3) наличие логических связей с другими дисциплинами и модулями;
4) требования к выпускнику, заложенные в ФГОС НПО и СПО в форме компетенций;
5) наличие материально-технической базы;
6) наличие учебно-методического обеспечения и информационных ресурсов.
Цели профессионального модуля связаны в первую очередь с формированием и развитием способностей обучающихся осуществлять основные виды профессиональной деятельности. Поэтому в качестве структурной единицы профессионального модуля выступает профес-
This article discusses the main approaches to the design of the educational process in the of Federal All-Union State Educational Standard PVE and SVE.
The features of the introduction of a new structural bit - the professional unit and its significance for the preparation of a skilled worker are identified. The process of designing a professional unit, which includes defining the objectives, content, logical relationships with other educational elements, requirements for learning outcomes, teaching and methodological support, the choice of forms, methods and training techniques are considered.
сиональная функция - вид профессиональной деятельности.
Важный момент в разработке модуля - представление его содержания в наглядном, удобном для использования виде. Если воспользоваться предложенными сокращениями, то профессиональный модуль можно представить в следующем графическом виде (рис.1).
ВПД - вид профессиональной деятельности;
ПК - профессиональные компетенции;
ОК- общие компетенции;
МДК- междисциплинарный курс;
ТК - теоретический курс, входящий в междисциплинарный курс;
ЛПР - лабораторно-практические работы, входящие в междисциплинарный курс;
УП - учебная практика;
ПП - производственная практика;
СР - внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся.
Представленную форму профессионального модуля можно интерпретировать как отдельную, самостоятельную, целостную систему обучения. Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующими ему профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями, базой (основой) для формирования компетенций являются знания, умения и приобретенный практический опыт.
Каждый модуль состоит из двух частей: междисциплинарного курса (МДК) и практики (учебной и производственной).
Учитывая практико-ориентированный характер обучения, большая часть времени обучения отводится на практику: учебная практика (получение первичных практических навыков освоения вида профессиональной деятельности) и производственная практика (закрепление практического опыта освоения вида профессиональной деятельности).
Рис.1 Графическая интерпретация профессионального модуля
Междисциплинарный курс состоит из теоретической части и лабораторно-практических работ, при этом большая часть отводится на лабораторный практикум (получение практических умений в части освоения вида профессиональной деятельности). Значительная часть времени отводится на самостоятельную внеаудиторную деятельность студентов. (50% от количества часов определенных на междисциплинарный курс).
Содержание профессионального модуля разрабатывалось в соответствии с минимальными требованиями ФГОС и, при необходимости, с запросами и потребностями регионального рынка труда. Поэтому содержательная составляющая модуля может разделиться на две части: инвариантную и вариативную.
Вариативная часть разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением с учетом требований региональных работодателей и рынка труда. Сегодня необходимо выявлять изменения, происходящие в технологии производства и организации труда, определять необходимые для региона дополнительные общие и профессиональные компетенции в конкретной области профессиональной деятельности, и в дальнейшем, конкретизировать конеч-
ные результаты обучения в виде компетенций, умений, знаний и приобретаемого практического опыта.
Формирование содержания междисциплинарного курса профессионального модуля носит интегрированный и практико-ориентированный характер. При этом важным аспектом является интеграция теоретического и практического компонентов в обучении, обоснованный отбор и структурирование нужных теоретических знаний в рамках каждого междисциплинарного курса, отсутствие дублирования с другими учебными дисциплинами.
Для этого необходимо детальный анализ содержательной составляющей всех учебных элементов (предметов и дисциплин ГОС, учебных дисциплин и модулей ФГОС, требований профессионального стандарта ПС, запросов и потребностей региональных рынков труда и отдельных работодателей)
Как показывает анализ содержательной составляющей, в содержание каждого профессионального модуля ФГОС входят несколько учебных дисциплин ГОС, кроме этого необходимо учитывать требования профессиональных стандартов и регионального рынка труда. На примере одного из профессиональных модулей ОПОП ФГОС НПО по профессии «Повар, кондитер» (таблица 1)
Таблица 1. Содержательные составляющие профессионального модуля
Профессиональный модуль ФГОС НПО Содержательные составляющие профессионального модуля (перечень дисциплин ГОС НПО, ПС и запросы, потребности ранка труда)
ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы 1.Товароведение пищевых продуктов 2.Основы физиологии питания, санитарии и гигиены З.Оборудование предприятий общественного питания 4.Организация производства предприятий общественного питания 5.Кулинария 6.Профессиональный стандарт - ПС (требования второго квалификационного уровня); 7.Потребности регионального рынка труда
Например, в результате проведенного анализа, произведет структурированный отбор необходимых учебных единиц в междисциплинарный курс профессионального модуля ПМ.04 Приготовление блюд из рыбы (ФГОС НПО).
В содержательную часть курса вошли учебные элементы нескольких дисциплин, а также составляющие второго квалификационного уровня профессионального стандарта индустрии питания (ПС). И по результатам проведенного анализа потребностей регионального рынка в умениях, внедрен дополнительный раздел «Приготовление блюд из нерыбных морепродуктов» (за счет вариативной части ОПОП).
Чтобы «знаньевая парадигма» не доминировала над практическими умениями, в результате структурированного отбора нужных знаний определились необходимые умения, направленные на освоение вида профессиональной деятельности, что позволяет в рамках профессионального модуля проектировать перечень лабораторных работ и практических занятий. Целесообразно данную схему использовать и для структурирования тестовых заданий, предназначенных для контроля и оценки знаний и умений (рис.2).
Как показывает схема структурированного отбора учебных единиц, определился только необходимый набор знаний, нужный для формирования практических умений и выполнения профессиональных функций.
Используя схему структурированного отбора, были разработаны примерные (рабочие) программы профессиональных модулей по профессии 260807.01 Повар, кондитер (Регистрационный номер рецензии №169 от 17 июня 2011 г. ФГАУ «ФИРО») и специальности 260807 Технология продукции общественного питания (Регистрационный номер рецензии № 335 от 20 октября 2011г. ФГАУ «ФИРО»).
Рис. 2 Схема структурированного отбора учебных единиц
В 16 регионах РФ разработанные программы, используются в качестве примерных в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования РФ: Красноярск, Брянск, Краснодарский край, Сочи, Калининградская область, Краснодар, Республика Тыва, Кингисепп, Смоленская область, Хабаровский край, Пермский край, Ханты-Мансийский округ, Ленинградская область, Тольятти, Москва, Московская область.
В результате внедрения вышеуказанных подходов, предоставляется возможность на практике спроектировать образовательный процесс в целом и в рамках конкретного профессионального модуля в соответствии с требованиями ФГОС НПО и СПО, направленного на подготовку квалифицированного работника, адекватного требованиям регионального рынка труда и образовательных услуг.
Библиографический список:
1. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных
программ: учебное пособие/ О.Н. Олейникова, А.А. Муравьева, Ю.Н. Коновалова,
Е.В. Сартакова. Изд.2-е, перераб. и доп.М.: Альфа-М; ИНФА-М,2010.-256 С.
2. Читаева О.Б. Формирование содержания вариативной части основной профессиональной образовательной программы НПО и СПО/Читаева О.Б., Володарская А.А., Гордеева О.Ю., Полумордвинова А.А., Станулевич О.Е. -М.: Изд.центр АПО, 2010.
Ключевые слова: профессиональный модуль, междисциплинарный курс. Keywords: professional unit, an interdisciplinary course.