ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ КАК ОДНА ИЗ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ
Л.В. Вахрушева
АОУ ДПО «Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики» ул. Ухтомского, 25, Ижевск, Республика Удмуртия, 426009
В статье рассматриваются вопросы повышения квалификации школьных учителей русского языка на основе использования образовательного проекта как одной из форм интерактивного обучения с учетом национально-русского двуязычия.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, профессиональная компетентность учителя русского языка, образовательный проект, национально-русское двуязычие, ИКТ в языковом образовании.
Согласно ФГОС основного и среднего (полного) общего образования, основой современной образовательной системы является системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [2].
В аспекте ФГОС одним из приоритетных в системе повышения квалификации учителей являются интерактивные формы обучения. Вопросам интерактивного обучения взрослых посвящено немало научных работ (в частности, работы М.В. Кларина, Л.Г. Вершловского, М.Т. Громковой, С.И. Змеева, И.А. Колесниковой, А.П. Ситник, И.Э. Савенкова, И.В. Крупиной, И.К. Крупина и др.), но вопросы повышения профессиональной компетентности учителей-словесников, преподающих русский язык в условиях национально-русского двуязычия, требуют к себе особого внимания. Образовательный проект как одна из интерактивных форм учитывает, на наш взгляд, специфику современного образования, а также располагает различными дополнительными возможностями для творчества учителей русского языка.
Метод проектов понимается как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [1].
Образовательный проект — это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев [3].
Образовательный проект как форма повышения квалификации учителей-словесников предполагает разработку учебного проекта для обучающихся, которая включает следующие виды деятельности:
— разработка организационных вопросов процесса обучения русскому языку;
— выбор методики обучения, разработка диагностических средств, направленных на решение задач языкового образования в соответствии с требованиями ФГОС;
— освоение опыта организации преподавания русского языка на основе использования метода проектов;
— организация личностно ориентированного обучения, направленного на формирование и развитие у обучающихся универсальных учебных действий;
— выбор и/или разработка диагностических материалов по оцениванию уровня сформированных компетенций обучающихся;
— разработка методов и приемов, средств сопровождения самостоятельной (индивидуальной и групповой) проектной деятельности обучающихся, освоение опыта управления их активной учебной деятельностью;
— ознакомление и развитие профессиональной компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий в контексте освоения специфики исследовательской деятельности,
— общение, сотрудничество, продуктивное взаимодействие педагогов на основе использования интерактивных сетевых средств информационных технологий.
Так, уже на этапе планирования учитель определяет условия реализации проекта — на уроке или во внеурочное время, что происходит, с одной стороны, с учетом возможностей класса, школы, с другой — в непосредственном общении и сотрудничестве с коллегами (участниками обучения) или взаимодействии с ними через использование интерактивных сетевых средств. Следует отметить, что внеурочная проектная деятельность по русскому языку в условиях национально-русского двуязычия дает больше возможностей как в пространственно-временном, так и в содержательном плане. В этом случае проект может быть либо самостоятельным (в частности, направленным на лингвистические, культурологические, социально-языковые результаты), либо частью другого социально значимого проекта.
С учетом требований ФГОС, с одной стороны, а с другой — языковой среды, индивидуальных особенностей учащихся, уровня сформированности у них предметных компетенций учитель выбирает наиболее соответствующие методы и приемы обучения, разрабатывает мотивирующие, формирующие и итоговые диагностические материалы.
Особую значимость для обучения русскому языку в условиях национально-русского двуязычия имеет разработка средств сопровождения и поддержки коллективной и самостоятельной проектной деятельности обучающихся. С учетом уровня владения учащимися русским языком как первым или русским языком как вторым разрабатываются дидактические материалы для индивидуальной и групповой работы. Содержание дидактических материалов для учащихся может быть связано с более глубоким исследованием лингвистических и культуровед-
Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 4
ческих аспектов русского языка, с изучением сопоставительных аспектов русского (первого) и нерусского (второго) языков, особенностей использования языковых средств русского языка в тех или иных коммуникативных ситуациях.
Планирование педагогической работы по организации учебной деятельности учащихся, взаимодействие педагогов в процессе разработки плана проекта, анализ плана и дидактических материалов проекта и их коррекция, реализация проекта (или представление учебного проекта от имени учащегося) позволяет не только освоить опыт использования данного метода на основе осознания технологии, разработки всех ее элементов, но и корректировать понимание содержания проектной деятельности, в частности, в содержании языкового образования, а также осознать значимость и уместность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Обращение в процессе подготовки проекта к вопросам методики использования ИКТ предполагает прежде всего учет предметного содержания профессиональной деятельности педагога, а также требования ведущего в современном образовании системно-деятельностного подхода.
С предметным содержанием методики использования ИКТ связаны вопросы создания электронных материалов по учебным темам (презентаций, буклетов по учебным темам русского языка), применения таких ресурсов интернет-сети, как сайты «Грамота.ру», «Культура письменной речи» (gpamma.ru), «Словари.ру» и т.д., электронных приложений к различным учебно-методическим комплексам, электронные ресурсы по региональному и национальному содержанию школьного образования. Учет системно-деятельностного подхода в образовательной деятельности учителя предполагает использование ИКТ как средства организации учебной деятельности обучающихся. Эти вопросы, в частности, легли в основу программы Intel® «Обучение для будущего» [4].
Таким образом, образовательный проект как одна из интерактивных форм повышения квалификации учителей дает возможность каждому освоить специфику системно-деятельностного подхода в содержании преподавания русского языка, разнообразить содержание преподавания русского языка в условиях двуязычия, повышать уровень профессиональной компетентности в области решения задач, связанных с достижением личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения / Российская Академия Образования. — URL: http://distant.ioso.ru/project/.
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
[3] Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001.
[4] Intel® «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие — 108-е изд., перераб. — М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009. — 168 с. + CD.
LITERATURA
[1] Polat E.S. Metod proektov [Jelektronnyj resurs] // Laboratorija distancionnogo obuchenija / Rossijskaja Akademija Obrazovanija. — URL: http://distant.ioso.ru/project/
[2] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija. — M.: Prosveshhenie, 2011.
[3] HutorskojA.V. Sovremennaja didaktika: Uchebnik dlja vuzov. — SPb: Piter, 2001.
[4] Intel® «Obuchenie dlja buduwego». Proektnaja dejatelqnostq v informacionnoj obrazovatelqnoj srede 21 veka: Ucheb. posobie — 108-e izd., pererab. — M.: Sovremennye texnologii v ob-razovanii i kulqture, 2009. — 168 s. + CD
EDUCATIONAL PROJECT AS ONE OF THE INTERACTIVE FORMS OF RUSSIAN LANGUAGE TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT IN BILINGUAL SITUATION
L.V. Vakhrusheva
The Autonomous educational establishment of additional training "The Institute of further education and retraining of educationalists of the Udmurt Republic" Ukhtomski str., 25, Izhevsk, Udmurt Republic, 426009
This article deals with the questions of Russian language teachers qualification upgrading on the bases of educational project. The author takes into consideration problems of bilingualism development as well.
Key words: system and activity approach, Russian Language teachers professional competence, educational project, Russian — national bilingualisms, IKT in language education.