DOI:10.23888/humJ20202182-191
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ
EDUCATIONAL POTENTIAL OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES IN TEACHING ENGLISH LANGUAGE TO STUDENTS
Емельянова О.А.
Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя
Аннотация:
В статье поднимается проблема образовательного потенциала (эффективных лингводидактичес-ких возможностей) современных информационных технологий (ИТ) в преподавании английского языка студентам в высшей школе в контексте эпохи цифровизации высшего образования. Автор акцентирует внимание на ключевом преимуществе ИТ - возможности реализовать личностно-ориентированное обучение. Актуальность обусловлена тем, что перед современным образованием стоят задачи не только традиционного академического обучения, но и предоставления более глубоких знаний и навыков по использованию технологий для общения, поиска информации, в дальнейшем умение решать проблемы и работать в команде. Автором охарактеризован образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам. Теоретически обоснованы главные лингводидактические возможности применения ИТ в преподавании английского языка. К основным современным лингводидактическим возможностям информационных технологий, которые формируют их образовательный потенциал, автор относит: качественно новая организация самостоятельной работы студентов с акцентом на творческий поиск, самообучение и активизация познавательной деятельности;
Emelyanova O.A.
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot
Abstract:
The article raises the problem of the educational potential (effective linguodidactic capabilities) of modern information technologies (IT) in teaching English to students in higher education in the context of the digitalization era of higher education. The author focuses on the key advantage of IT - the ability to implement student-centered learning. The relevance is due to the fact that modern education is faced not only with traditional academic training, but also with the provision of deeper knowledge and skills in using technologies for communication, information retrieval, and further the ability to solve problems and work in a team. The author described the educational potential of modern information technologies in teaching English to students. The main linguodidactic possibilities of using IT in teaching English are theoretically substantiated. To the main modern linguodidactic opportunities of information technologies, which form their educational potential, the author includes: a qualitatively new organization of students' independent work with an emphasis on creative search, self-study and activation of cognitive activity; convenience and comfort of the learning process (a significant part of the training material can be studied out of class, at a convenient time, and didactic materials are available on the Internet at any time); flexibility and variability in choosing an individual student learning path; almost unlimited
182
удобство и комфорт процесса обучения (значительную часть учебного материала можно изучать внеаудиторно, в удобное время, а дидактические материалы доступны в интернете в любой момент); гибкость и вариативность в выборе индивидуальной траектории обучения студента; практически неограниченный потенциал творческого педагогического поиска преподавателя в формировании авторских учебных материалов, курсов, моделей и других материалов.
Ключевые слова:
цифровизация образования, информационные технологии, лингводидактика, личностно-ориентированное обучение.
Глобальная цифровизация современного общества и коснулось как социальных, так и личностных стороны жизни человека общество становится все более информационным (в соответствии с законом Мура, объем информации каждые десять лет удваивается).
В ХХ1 в. студенты нуждаются в значительно большем, чем традиционное академическое обучение, они должны получить глубокие знания по использованию технологий для общения, в дальнейшем умение решать проблемы, являющиеся частью задач социального и эмоционального обучения.
Цель
Охарактеризовать образовательный потенциал современных информационных технологий в процессе формирования навыков самостоятельной работы студентов при изучении английского языка.
Ряд научных проблем, связанных с изучением роли информационно-коммуникационных технологий в образовании, направили вектор исследовательских поисков в соответствующем направлении и способствовали появлению значительного количества работ как монографического, так и диссертационного образцов.
Так, общие проблемы цифровизации в высшем образовании рассмотрены в работах Ю. Вертаковой, Е. Дмитриевой, О. Поповой, Т. Толстых, Е. Шкарупета и некоторых других.
Значительная часть научных исследований демонстрирует наработки зарубежных ученых или исследования и систематизацию иноязычного материала (напр., труды H.J. Leavitt, T.L. Whisler, S. Flumerfelt, G. Green).
К сожалению, при всем многообразии отечественной научной литературы, посвящённой как проблеме применения ИТ в педагогике в общем, так и отдельным вопросам их внедрения в учебный процесс (в том числе и при преподавании
potential of the teacher's creative pedagogical search in the formation of copyrighted teaching materials, courses, models and other materials.
Keywords:
digitalization of education, information technology, linguodidactics, student-centered learning.
английского языка в высшей школе), образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам до сих не раскрыт должным образом (работы С. Берила, О. Волкова, Б. Дендева, А. Долгова, О. Карпенко, Е. Трофимовой, В. Чистякова, Г. Яламова и др.), что актуализирует изучение поднятой проблемы на теоретическом уровне.
Одной из наиболее восприимчивых к процессам информатизации стала сфера образования, в первую очередь - сегмент высшего образования. Эксперты российской высшей школы уверенно говорят о неизбежности реформы цифровизации образования в близкой перспективе, которая объективно потребует технической и технологической модернизации, отвечающих новым требованиям, содержанию и тенденциям: оснащенность учебных заведений современной компьютерной техникой с соответствующими программным обеспечением, массовое покрытие широкополосным высокоскоростным Интернетом, а также активное внедрение мобильного Интернета стандартов 4G и 5G, широкий доступ к разнообразным образовательным ресурсам и базам данных, электронным научным библиотекам и т.п. [1]; использование современных цифровых средств коммуникации (различных мессенджеров, Skype и т.п.) как технологической составляющей дидактического инструментария, а также массовое внедрение электронных учебников, пособий и прочего [2]. Ведущие иностранные университеты мира уже около десятилетия активно внедряют и развивают информационные технологии обучения на всех стадиях образовательного процесса, на практике доказывая их эффективность и перспективность. Так, например, всемирно известная образовательная электронная платформа МООК (массовый открытый онлайн-курс, англ. - МООС, Massive open online course), представляющая собой форму дистанционного обучения в виде обучающего курса с массовым интерактивным участием и применением технологий электронного образования с открытым доступом через Интернет, только в рамках проекта Coursera (проект кафедры информатики Стэндфордского университета) охватывает на сегодня около 25 млн. пользователей по всему миру и предоставляет свыше 2 тыс. курсов по 160 специализациям от 150 университетов. В Российской Федерации с недавнего времени функционирует национальная платформа открытого образования (НПОО), созданная и поддерживаемая восьмью авторитетными российскими университетами (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный университет им. В.М. Ломоносова, Московский физико-технический институт, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Университет ИТМО, Санкт-Петербургский государственный университет и Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого), в рамках которой существует возможность получить подтвержденный сертификат, который принимается отечественными ВУЗами как аналог академической справки к перезачету.
Понятие «информационные технологии» (как синонимичные или близко смысловые часто используются в научной литературе понятия «информационно-коммуникационные технологии», «информационно-образовательные технологии»,
«информационно-педагогические технологии», «компьютерные технологии») (ИТ, ИКТ) в образовании и педагогической практике появилось в 70-80-х гг. ХХ в., когда распространение компьютеризации только начиналось, а о массовом использовании электронного контента еще и не помышляли.
Проблема изучения и применения информационных (информационно-коммуникационных) технологий в современном образовании весьма актуальна и значима. Специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО - еще с 90-х гг. ХХ в. рассматривает ее как одну из приоритетных в сфере образования через призму концепции «мира без границ». Показательно, что в 1997 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла решение о создании в Москве Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО), деятельность которого сосредоточена конкретно на аспектах использования информационных технологий в различных сегментах образования на всех его уровнях. Важность активного внедрения ИТ в современный образовательный процесс и их огромный потенциал для повышения качества образования неоднократно подчеркивались на самом высоком международном уровне. Так, на Всемирном форуме по образованию 2012 г. Генеральный директор ЮНЕСКО И.Г. Бокова подчеркнула в своем выступлении, что «технологии могут служить мощным инструментом для образования - при этом они должны быть грамотно встроены в учебный процесс и сопровождаться новыми моделями обучения. Для осуществления этого многим странам требуется переход к более интерактивному и проектному процессу обучения с использованием инноваций и технологических решений» [3].
Особенности лингвистического образования, в частности обучения иностранным языкам, требуют разнообразия применения методологических и технологических приемов, способов и средств. Особенно это актуально при аудировании и учебной коммуникации с носителями языка. В этом субъектам образовательного процесса могут существенно помочь современные информационные технологии.
К сожалению, при всем многообразии отечественной научной литературы, посвящённой как проблеме применения ИТ в педагогике в общем, так и отдельным вопросам их внедрения в учебный процесс (в том числе и при преподавании английского языка в высшей школе), образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам до сих пор не раскрыт должным образом. В российской педагогической науке указанным выше вопросам посвящены работы Д.И. Абдуллаева, Х.Д. Бекчановой, М.А. Бовтенко, Е.И. Воробьевой, А.Д. Гарцова, Т.Н. Добрыниной, Х.Х. Курьязовой, А.А. Исмоиловой, Т.Л. Чепрасовой и некоторых других.
Специалисты отмечают, что для теории и практики лингводидактики применение современных ИТ (ИКТ) является новым техническим этапом обучения иностранным языкам [4].
История использования ИТ (ИКТ) в процессе преподавания иностранных языков в высшей школе прошла несколько этапов.
185
На первом этапе (50-70 гг. XX в.) состоялась компьютеризация процесса обучения. Поскольку программное обеспечение этого периода было довольно примитивным, а оперативность компьютеров весьма ограниченной, основным информационно-дидактическим инструментом выступали сухие «дрилловые» упражнения [5]. Однако, именно на этом этапе зародилась теория использования компьютерного обучения иностранным языкам - Computer Assisted Language Learning (CALL).
С 60-х гг. ХХ в. в России также активизировался научный и практический интерес к данной педагогической проблеме. В это время в образовательном процессе обучению иностранным языкам впервые начинают использоваться автоматизированные обучающие системы на базе ЭВМ на основе программированного метода. Дидактический акцент делался на повышении организации самостоятельной работы на этапе языковой тренировки, доступе к информационно-справочным ресурсам и переносе рутинной практической работы на ЭВМ.
Второй этап (80-е гг. XX в.) характерен использованием информационно-компьютерных технологий как вспомогательного технического средства. Дело в том, что в этот период в теории лингводидактики утвердился коммуникативный подход, согласно которому дидактический акцент переносился на создание естественной языковой среды и речевую практику.
Начавшийся в 90-х годах прошлого века третий этап неразрывно связан с началом цифровой эры развития общества. Последняя вызвала к жизни интегративный подход к преподаванию иностранных языков. Новые открывшиеся перспективные возможности использования ИТ (ИКТ) в лингвистическом образовании привели к появлению в отечественной педагогике нового методологического направления - компьютерной лингводидактики [6].
Именно это новое научное направление изучает педагогические возможности информационных технологий при обучении иностранным языкам. Сейчас уже достоверно установлено, что телекоммуникационные технологии позволяют установить перманентное информационно-опосредственное общение с носителями иностранного языка, что повышает эффективность речевой практики; гипертекстовые технологии способствуют формированию реальной языковой среды; мультимедийные технологии весьма эффективны в развитии зачатков речевых умений и навыков.
Основными направлениями современной отечественной компьютерной лингводидактики в свете изучения возможностей ИТ (ИКТ) для обучения иностранным языкам являются:
- технические и дидактические возможности Интернета в процессе преподавания иностранных языков (представлены работами М.А. Бовтенко, А.Н. Богомолова, Г.А. Воробьева, А.Д. Гарцова, Е.А. Головко, М.Г. Евдокимова, А.В. Зубова, И.И. Зубова, А.Л. Назаренко, Е.Д. Пахмутовой, Е.С. Полат, П.В. Сысоева, С.В. Титовой, А.В. Филатовой, Л.П. Халяпиной, Е.В. Щуровской и др.); разработка компьютерно-информационной модели обучения иностранным языкам (разработки С.В. Титовой); разработка электронных средств обучения иностранному языку (исследования А.Д. Гарцова); разработка виртуальной среды дистанционного обучения иностранному языку (работы А.Н. Богомолова) и другие [7].
Указанные авторы аргументированно отмечаю важнейшую особенность ИТ (ИКТ) для эффективного изучения иностранным языкам - возможность реализации подлинно личностно-ориентированного подхода к обучению через смещение образовательного подхода в сторону «деятельности учения, а не преподавания», основанной на активно познавательной деятельности студента с учетом его индивидуальных возможностей и способностей.
Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам в ВУЗе безусловно способствует формированию и развитию навыков и умений учебной самоорганизации студентов, быстрой адаптации к новому материалу и заданиям, закладывает основы перманентного самообразования - то есть, по сути, формирует важнейшую профессиональную компетенцию образования на протяжении жизни.
Отечественными специалистами в области компьютерной лингводидактики также выделяются конкретно-прикладные дидактические задачи, которые способны успешно решать ИТ (ИКТ) [8,9]:
- формирование и развитие широкого спектра языковых навыков (аудирования, языковой практики, лингвистической грамотности, расширение словарного запаса и т.д.);
- формирование устойчивой мотивации к постоянному использованию (практике) иностранных языков;
- воспитание культуры общения и навыков групповой работы.
Российская и зарубежная лингводидактика в последнее десятилетие активно разрабатывает вопросы интеграции новейших ИКТ в процесс обучения иностранным языкам. Так, весьма актуальным видится активное применение следующих информационных ресурсов [10,11]:
- возможностей платформ Skype, месседжеров Viber и WhatsApp - для обеспечения бесплатной видеосвязи и режима видеоконференций в целях совершенствования языковой практики и развитие коммуникативной компетенции;
- использование в дидактических целях специальных возможностей (профильных ресурсов) поисковых интернет-систем (напр., GoogleAssisted-Language-Learning от GOOGLE);
- использование звуковых и видео подкастов (Podcasting) в сети в качестве материала для аудирования и некоторых других лингвистических упражнений;
- использование лингводидактического потенциала онлайн-дневников (блогов) в обучении иностранным языкам;
- гаджитализация (использование портативных автономных электронных устройств (гаджетов) - смартфонов, планшетов, PDA) процесса изучения иностранных языков - разработка и внедрение для ежедневного использования специальных учебных мобильных приложений.
Несмотря на то, что большинство педагогов сходятся во мнении, что использование ИКТ на занятиях по иностранному языку «является мощным средством обучения, способствующим не только совершенствованию навыков аудирования, активизации разговорной речи, но и формированию навыков письменной речи, развитию внимания, творческих способностей, повышению мотивации обучающихся,
появлению у них стремления лучше овладеть иностранным языком» [12, с. 66], вопрос о готовности высшей школы к глобальным изменениям остается открытым, поскольку «участие России в новой технологической революции в числе прочих условий требует модернизации деятельности ведущих российских вузов, а для этого необходимы глубокие институциональные преобразования» [13, с. 1].
Над возможностями применения ИКТ в учебном процессе задумываются сегодня многие педагоги как теоретики, так и практики. Несмотря на широкие возможности ИКТ, остается много трудностей в процессе их применения. К таковым относится техническая оснащенность аудитории, способность педагога осваивать технически сложные программы, приложения, отсутствие отработанных методик. Актуальными являются вопросы относительно того количества времени, которое может быть использовано для ИКТ или для живого общения с педагогом во время образовательного процесса и специфика задач, которые могут быть решены с помощью этих технологий. С одной стороны, общемировая тенденция цифровизации образования способствует широкому внедрению компьютерных технологий, с другой стороны воплощение этого перехода связано со многим трудностями. Так, многие университеты продолжают использовать старые бумажные учебники, только на электронном носителе, применяя последовательность выполнения упражнений, предлагаемую в учебнике, совершая таким образом переход к образованию с помощью ИКТ по форме, но не по содержанию. Важным становится не только смена носителя, но и изменения самого подхода к преподаванию.
Таким образом, процесс внедрения ИКТ в образование принимает совершенно разные формы. Часть университетов совершила переход на платформы типа Moodle, продолжая использовать такие средства как блоги, вики, чаты, тесты и т.д. для оптимизации образовательного процесса и упрощения решения некоторых задач, таких как заучивание определенного объема лексики по теме. Становится особенно важна роль педагога, его знания и профессионализм, отсюда возрастают требования к современному педагогу, он должен не только иметь хороший уровень знания языка, но и владеть компьютером, а также педагогическим знанием, позволяющим провести ученика через все этапы образовательного процесса.
В процессе подготовки этой статьи были рассмотрены несколько возможностей. В том числе компьютерные обучающие программы и приложения, словари, текстовые и видео глоссарии и интерактивные учебные курсы на разных платформах. Необходимо признать, что выбор программ очень разнообразен и их количество превышает несколько сотен.
К компьютерным обучающим программам для освоения лексического материала можно отнести «Memrise» и «Quizlet», для освоения и повторения грамматического материала «Полиглот16» и «Лингвалео», для перевода лексических конструкций -словари ABBYY Lingvo и multitran.com, для проведения тестового контроля iSpring QuizMaker и Online Test Pad, и сайты, которые позволяют получить доступ к аутентичным источникам и материалам по интересующей теме - youtube.com, ted.com, bbc.com и многие другие.
Все эти средства упрощают достижения поставленных во время учебного процесса целей, позволяя заинтересовать обучаемого, использовать на занятии материалы профессиональной направленности, развивать навыки самостоятельной работы, а также языковые навыки.
Выводы
Можем заключить, что процесс преподавания иностранных языков студентам с широким использованием ИТ (ИКТ) имеет и ряд других преимуществ и возможностей. Так, применение мультимедийного дидактического инструментария вызывает мультисенсорную реакцию, которая способствует качественно лучшему усвоению образовательного продукта, а интерактивный характер большинства ИТ (ИКТ) активизирует и интенсифицирует педагогическое взаимодействие, что весьма продуктивно для лингвистического обучения
Информационны е технологии позволяют добиться существенного педагогического результата в обучении иностранным языкам благодаря высокой фокусировке познавательной деятельности на строго направленном восприятии в сочетании с недоступным традиционным педагогическим технологиям уровнем наглядности и образности учебного контента. Достигается такой эффект благодаря тому, что использование ИТ активизирует обратные связи психологического процесса усвоения знаний еще на этапе первоначального восприятия (в том числе, стимулируя непроизвольное восприятие), которые под действием непрерывного индивидуального контроля коррелируются в нужном преподавателю направлении и осмысливаются и обобщаются в необходимых образах. Кроме того, возможности ИТ (ИКТ) предполагают творческое развитие воображения в виде программы действий как ответной реакции на практические задания с неполными или отсутствующими данными [14,15].
Таким образом, к основным современным лингводидактическим возможностям информационных технологий, которые формируют их образовательный потенциал, следует отнести:
- качественно новую организацию самостоятельной работы студентов с акцентом на творческий поиск, самообучение и активизацию познавательной деятельности;
- удобство и комфорт процесса обучения (значительную часть учебного материала можно изучать внеаудиторно, в удобное время, а дидактические материалы постоянно доступны в интернете в интернете);
- гибкость и вариативность в выборе индивидуальной траектории обучения студента;
- практически неограниченный потенциал творческого педагогического поиска преподавателя в формировании авторских учебных материалов, курсов, моделей и много другого.
189
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2018. №54. С. 158-160.
2. Вертакова Ю.В., Толстых Т.О., Шкарупета Е.В., и др. Трансформация управленческих систем под воздействием цифровизации экономики. Курск: Юго-западный государственный университет; 2017.
3. World Open Educational Resources (OER) Congress: 2012 Paris OER Declaration; 20-22 June 2012. Paris: UNESCO; 2012. Доступно по: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIME DIA/HQ/a/a/pdf/Events/Eglish_Paris_OER_Ded aration.pdf. Ссылка активна на 26 ноября 2019.
4. Воробьева Е.И. Информатизация иноязычного образования: основные направления и перспективы. Архангельск: Поморский университет; 2011.
5. Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: An Introduction. In: Fotos S., editor. Multimedia Language Teaching. Tokyo: Logos International; 1996. P. 3-20.
6. Бовтенко М.А.; Гарцов А.Д., ред. Компьютерная лингводидактика: теория и практика. М.: Издательство Российского университета дружбы народов; 2006.
7. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2003. №5. С. 25-31.
8. Порожняк Н.Ф. Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах // Молодой ученый. 2014. №9. С. 559-561.
9. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний; 2005.
10. Чепрасова Т.Л. Лингводидактический потенциал использования онлайн-дневников - блогов в обучении иностранным языкам. В сб.: Теоретические и практические аспекты описания языка и межкультурной коммуникации. Воронеж; 2007. №1. С. 297-304.
11. Абдуллаев Д. И. Преимущества использования системы Moodle в преподавании иностранных языков студентам нелингвистических направлений // Молодой ученый. 2016. №9. С. 1245-1246.
12. Королева Е.В., Сенченко Е.А. Современный подход к использованию аудио и видеоматериалов на занятиях по иностранному языку в высшей школе // Вопросы педагогики. 2019. №6-2. С. 58-67.
REFERENCES:
1. Popova OI. Transformacija vysshego obrazovanija v uslovijah cifrovoj jekonomiki. Voprosy upravlenija. 2018;(54):158-60. (In Russ).
2. Vertakova JuV, Tolstyh TO, Shkarupeta EV, et al. Transformacija upravlencheskih sistem pod vozdejstviem cifrovizacii jekonomiki. Kursk: Southwest State University; 2017. (In Russ).
3. World Open Educational Resources (OER) Congress: 2012 Paris OER Declaration; 20-22 June 2012. Paris: UNESCO; 2012. Available at: http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIME DIA/HQ/a/a/pdf/Events/Eglish_Paris_OER_Decl aration.pdf. Accessed: 2019 November 26.
4. Vorob'eva EI. Informatizacija inojazychnogo obrazovanija: osnovnye napravlenija i perspektivy. Arkhangelsk: Pomorskij universitet; 2011. (In Russ).
5. Warschauer M. Computer-Assisted Language Learning: An Introduction. In: Fotos S, editor. Multimedia Language Teaching. Tokyo: Logos International; 1996. P. 3-20.
6. Bovtenko MA; Garcov AD, editor. Komp'juternaja lingvodidaktika: teorija i praktika. Moscow: Publishing House of the Russian University of Friendship of Peoples; 2006. (In Russ).
7. Podoprigorova LA. Ispol'zovanie interneta v obuchenii inostrannym jazykam. Inostrannye jazyki v shkole. 2003;(5): 25-31. (In Russ).
8. Porozhnjak NF. Informacionno-kommunika-cionnye tehnologii v processe obuchenija anglijskomu jazyku v nejazykovyh vuzah. Molodoj uchenyj. 2014;(9):559-61. (In Russ).
9. Sajkov BP. Organizacija informacionnogo prostranstva obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Moscow: BINOM. Laboratorija znanij; 2005. (In Russ).
10. Cheprasova TL. Lingvodidakticheskij potencial ispol'zovanija onlajn-dnevnikov - blogov v obuchenii inostrannym jazykam. In: Teoreticheskie i prakticheskie aspekty opisanija jazyka I mezhkul'-turnoj kommunikacii. Voronezh; 2007. (1):297-304. (In Russ).
11. Abdullaev DI. Preimushhestva ispol'zovanija sistemy Moodle v prepodavanii inostrannyh jazykov studentam nelingvisticheskih napravlenij. Molodoj uchenyj. 2016;(9):1245-6. (In Russ).
12. Koroleva EV, Senchenko EA. Sovremennyj podhod k ispol'zovaniju audio i videomaterialov na zanjatijah po inostrannomu jazyku v vysshej shkole. Voprosy pedagogiki. 2019;6(2):58-67. (In Russ).
190
13. Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2019. Т. 7, №2 (25). С. 350-363. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377. С с ы л к а а к т и в н а н а 1 а п р е л я 2 0 2 0 . doi:10.23888/humJ20192350-363
14. Гуркина А. Л. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2015. №12. С. 726-729.
15. Наимова Д. К. Интернет-технологии при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Молодой ученый. 2016. №7. С. 683-685.
13. Narimanova OV. University 3.0 Concept: prospects for implementation in Russia under the conditions of a new technological revolution. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2019;7(2):350-63. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id = 377. Accessed: 2020 April 01. (In Russ). doi:10.23888/ humJ20192350-363
14. Gurkina AL. Razvitie inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii kak osnovnaja cel' obuchenija inostrannomu jazyku. Molodoj uchenyj. 2015;(12):726-9. (In Russ).
15. Naimova DK. Internet-tehnologii pri obuchenii inostrannym jazykam v nejazykovom vuze. Molodoj uchenyj. 2016;(7):683-5. (In Russ).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Емельянова Ольга Анатольевна - старший преподаватель, Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя; 117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12. E-mail: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 26.11.2019. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 07.05.2020.
ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Емельянова O.A. Образовательный потенциал современных информационных технологий в преподавании английского языка студентам // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №2 (29). C. 182-191. Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=429. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20202182-191
ABOUT THE AUTHOR:
Emelyanova Olga Anatolievna - senior teacher, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs named after V.Ya. Kikot; 12 Academician Volgin str., 117997, Moscow. E-mail: [email protected]
PAPER RECEIVED: 26.11.2019. PAPER ACCEPTED: 07.05.2020.
REFERENCE FOR CITING:
Emelyanova OA. Educational potential of modern information technologies in teaching English language to students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(2):182-91. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=429. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20202182-191