УДК 378:574
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЯ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2012 Т.М.Носова, В.Г.Шведов
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 15.05.2012
В статье в контексте научных представлений рассматривается образовательный потенциал музея и его роль в развитии экологической культуры обучаемых.
Ключевые слова: музей, экскурсия в музей, экологическая культура, экологическое образование.
Проблема, которая остро встала в связи с
тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису - это развитие его экологической культуры. Сегодня экологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, системы социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом (С.В.Алексеев, И.Н.Пономарева, Н.Н.Моисеев)1. В данном процессе особое значение имеет образовательный потенциал музеев.
Возможность и необходимость сотрудничества музея с системой образования в развитии основ экологического образования, экологического сознания, экологической культуры обусловлены самой природой музея и находятся в сфере реализации одной из его важнейших социальных функций - образовательно-воспитательной. Однако в образовательных программах по естествознанию музеям чаще всего отводится вспомогательная роль. Включение работы в музее в программу занятий в значительной мере зависит от позиции преподавате-
Носова Тамара Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека. E-mail: ssllnn@mail. ru
Шведов Валерий Геннадьевич, директор зоологического музея. E-mail: [email protected]
1 Алексеев С.В. Теория и практика профессиональной экологической подготовки учителя XXI века // Экологическое образование. - СПб.: 1997. - С. 26 - 28; Пономарева И.Н. Основные концептуальные положения к проблеме экологического образования и воспитания. - СПб.: 1993. - С. 10 - 15; Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: 1995. - С. 5 - 10.
ля, уровня его музееведческой подготовки и носит спонтанный характер. И хотя педагоги в поисках выхода из кризиса, в котором находится современная школа в условиях его модернизации, все более обращаются к внешкольным образовательным институтам, в том числе и к музеям, их «школоцентристская» позиция не позволяет в должной мере раскрыть и использовать образовательный потенциал музеев. В настоящее время развитие музееведения как научной дисциплины, с одной стороны, и изменение запросов общества к системе образования в связи с социально-экономическими переменами - с другой, приводят к необходимости пересмотра содержания образовательной деятельности музеев и в первую очередь в области естественноисториче-ского, экологического образования. Рассматривая музейно-образовательную проблему в различные периоды истории общества, государственное регулирование взаимоотношений между музеями и школой в области естественнонаучного образования можно констатировать, что она сложна, многогранна, решения ее не однозначны.
У естественнонаучных, учебно-просветительских музеев свои особенности, как по содержанию материала, так и по его использованию в образовательном процессе, поэтому они требуют специального рассмотрения. Активность взаимодействия музеев с учебными учреждениями в области образования отмечается в начале XX века. Так, в обращении Народного комиссара по просвещению, опубликованном 29 октября 1917 года, подчеркивалось, что в отличие от обучения, которое является передачей готовых знаний учителем ученику, образование есть творческий процесс, и музей наряду со школой, театром может быть в этом помощником.
На Первой Всероссийской конференции по делам музеев в феврале 1919 г. Нарком просвещения А.В.Луначарский сказал, что задача музеев состоит в том, чтобы стать «опорными
пунктами в деле народного образования». Роль музеев в решении вопросов народного образования была закреплена и организационно, отмечает в своей работе Е.Н.Рафиенко2. В Наркомпросе РСФСР, помимо музейного отдела, был отдел внешкольного образования, включавший в себя экскурсионно-музейную секцию.
Постановления правительства нацеливали на развитие различных форм внешкольного образования, что имело непосредственный выход на деятельность музеев. На это было направлено и циркулярное письмо «Экскурсионная работа в школе и ее учет», утвержденное Наркомпросом в ноябре 1922 года, в котором отмечались трудности строительства новой школы, необеспеченность наглядного, предметного и трудового обучения, в связи с чем, выдвигался экскурсионно-исследовательский метод, причем не только как иллюстрация к учебному курсу, но и как основа для последующей образовательной работы. В этом документе указывалось, что «экскурсионная работа является одним из важнейших элементов школьной работы», «результаты ее должны подвергаться педагогическому учету».
Однако следует отметить, что использование экскурсионного метода, в том числе и музейных экскурсий, в образовательном процессе опиралось на достижения русской экскурсионной школы и в значительной мере отличалось на содержательном и методическом уровнях от того, что сейчас подразумевается под музейными экскурсиями. Методика применения исследовательских экскурсий в процессе обучения, разработанная А.Н.Бекетовым, Л.Любе-ном, К.Сент-Илером, Э.А.Россмесслером, К.Ф.Рулье3, получила значительное развитие в 20-е гг., особенно в области естествознания в работах В.В.Половцова4, И.И.Полянского, Б.Е.Райкова5, К.П.Ягодовского6, А.А.Яхонтова7 и др. В частности И.И.Полянский (1918) разработал проект организации сети экскурсионных станций, были организованы педагогические биостанции В.Ф.Натали в Москве
2 Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений // Музейное дело. Музей, культура, общество. - М.: 1992. - С.168 - 184.
3 Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения. - М.: 1954.
4 Половцов В.В. Избранные педагогические труды. -М.: 1957.
5 Райков Б.Е. Пути и методы натуралистического просвещения. - М.: 1960; Райков Б.Е., Римский-Кор-саков М.Н. Зоологические экскурсии. - Л.: 1956.
6 Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. - М.: 1951.
7 Яхонтов A.A. Биологические экскурсии в городе по
городскому саду. - М.: 1928.
(1918) и Б.Е.Райковым в Ленинграде (1924). Уделяя большое внимание практическим, исследовательским, лабораторным методам изучения естествознания Б.Е. айков и другие методисты считали необходимым проведение многочисленных экскурсий (до 20 экскурсий в год), однако Б.Е.Райков и многие другие методисты отстаивали необходимость отражения в содержании образования основ биологических наук, дополненных учебным материалом практического и прикладного характера, дидактически пригодным для изучения опытно-исследовательским путем и способствующим развитию мышления, наблюдательности, формирования мировоззрения. Одновременно было написано много пособий по экскурсиям: «Методика и техника экскурсий» Б.Е.Райкова, «Биологические экскурсии в городе и по городскому саду» А.А.Яхонтова, «Экскурсионное дело в городе» В.А.Герда.
В этот период активно дискутировался вопрос о соотношении научно-исследовательской и просветительной деятельности музеев, обсуждались возможности гармоничного сочетания этих направлений работы. Появились и развивались новые формы контактов музеев с вузами и школами. Инициаторами новых форм образовательно-воспитательной работы в 20-х гг. были историко-краеведческие музеи (хотя на 1928 г., как отмечает Е.Н.Рафиенко8, они составляли немногим более 14% музейной сети страны). С самого начала своей деятельности они установили тесные связи со школами и вузами. Экскурсии в музеи включались в учебные программы средних и высших учебных заведений. «К концу 20 гг. в Ленинградском музее революции проводились лабораторные, методические экскурсии вузов, действовали курсы для учителей, проводились практические занятия студентов МГУ», так изучение экспозиции Ленинградского музея революции было включено в курс наук Военно-политической академии им. Н.Г.Толмачева, для студентов создавались специальные выставки. Был разработан подробный план с экскурсионными схемами к программам школ различного уровня. При этом стремились методически учесть различия образовательного уровня посетителей9.
Оценивая первые десятилетия становления советской школы как период поисков связи обучения с жизнью, Н.М.Верзилин и В.М.Корсунская отмечали, с одной стороны, много методических новинок, которые опреде-
8 Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое.... - С. 170.
9 Экскурсионная работа в школе и ее учет // Бюллетень официальных распоряжений и сообщений Народного комиссариата просвещения. - 1922. - №2. - С. 5 - 7.
ленным образом положительно влияли на биологическое образование: обогатили учителей методикой проведения экскурсий в природу и на производство, организации общественно полезного труда, самостоятельных работ учащихся, установления межпредметных связей биологии с курсами физики и химии при изучении физико-химических основ природы10. С другой стороны, были налицо явные недочеты, односторонние увлечения, бессистемность программ по естествознанию, слабое методическое обеспечение, что приводило к получению учащимися поверхностных, отрывочных знаний о природе, обществе, труде11.
Уже в 20-е гг. предпринимались попытки проверки знаний, полученных в ходе образовательного процесса в музее. Вопросы взаимоотношений музеев, вузов и школ затрагивались и на областных музейных конференциях, проводившихся в 1926 - 1927 гг. в порядке подготовки к I Всероссийскому музейному съезду.
Несмотря на существование различных точек зрения на образовательно-воспитательную деятельность музеев, был сделан вывод «что «каждый музей должен увязать свою работу с программой школ и высших учебных заведений, специально прорабатывать свой музейный материал под этим углом зрения. При этом подчеркивалась необходимость подготовки педагогов-музееведов и развития в музеях теоретической работы в области педагогики. Однако доминировали установки на подчиненность образовательных задач музеев задачам школы, которая сохранилась с незначительными изменениями вплоть до последнего времени. Эта ориентация была закреплена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О музейном строительстве в РСФСР», принятым 20 августа 1928 г., которое поставило задачу «наибольшего приближения музеев к запросам школьного и профтехнического образования и массового просвещения». Эта мысль развивалась в выступлениях председателя Главполитпросвета Н.К.Крупской: «Музейную работу нельзя вырвать из общей цепи школьной и политико-просветительской работы».
Итоги деятельности музеев в данный период подвел I Всероссийский съезд, проходивший в декабре 1930 г. Съезд поставил вопрос об идейно-политическом содержании всех направлений работы музеев и закрепил жесткую пропагандистскую направленность экспозиций, при которой музейный предмет приобретал
10 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Система и развитие методов преподавания биологии // Известия АПН РСФСР. Вып. 87. - М.: 1957. - С. 21 - 27.
11 Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: 1976. - С. 40.
второстепенное значение. При этом в своих выступлениях делегаты указывали, что: 1) «посещение музеев школами не должно быть эпизодическим, это должно быть интегральной частью школьной работы, т.е. должно входить в программу школы, причем преподаватель также должен в обязательном порядке прорабатывать темы предварительно в музеях»; 2) сквозные экскурсии не должны господствовать в практике экскурсионной работы музеев, необходимо обратиться к построению тематических маршрутов; 3) в музеях должны развиваться «навыки самостоятельной работы и общественной активности» учащихся; 4) необходимо повысить квалификацию педагогов в смысле овладения методами музейной работы; 5) «методы музейной работы должны стать в школе на равную ногу с педагогическими методами».
Дальнейшая деятельность реализовывала эти направления. Об этом свидетельствуют ряд правительственных постановлений, касающихся состояния и задач музейного строительства. Более детально эти вопросы прорабатывались на сессиях научно-методического совета музейного отдела Наркомпроса в школьно-педагогической секции, нацеливавших на выставочную и кружковую работу музеев, на различных семинарах и совещаниях, в инструкциях Народного комиссариата просвещения.
Музеи стали координировать тематику своих экспозиций со школьными программами -создавались специальные отделы наглядных учебных пособий, проводились семинары по изучению юного посетителя музея, на которых обсуждались вопросы о выявлении роли музейных экскурсий в педагогическом процессе школы, о способах определения представлений, с которыми ребята приходят в музей. Это были первые попытки выявления обратных коммуникативных связей между музеем и посетителем. Появились новые формы сотрудничества музеев и школ: заключение договоров о шефстве над школами, организация кинолекториев, учебно-консультационных кабинетов, а также ставились задачи распространения работы музеев на систему школ для взрослых. Вопросы массовой научно-просветительской работы музеев касались эффективности экскурсионной работы со школьниками, ее целеуста-новкам, особенностям усвоения музейной информации, соответствия ее школьной программе, изменениям восприятия в зависимости от методов показа, планирования тематики учебных экскурсий в общем учебном плане школы, вуза. При этом методистами выдвигались предложения, связанные с необходимостью отводить целый учебный день для школ в му-
зее применительно к программе предмета. Рядом исследователей (Зузыкина, Кобылкина, Иванова) указывались и причины, препятствующие участию музеев в образовательном процессе: 1) недооценка роли музеев и их возможностей органами народного образования;
2) отсутствие средств на учебные экскурсии;
3) отсутствие музеев в программах школ;
4) подготовка и переподготовка учителей идет, минуя вопросы использования учителем музея в учебно-педагогических целях; 5) музеи не всегда учитывают детские запросы и интересы; 6) слабое знание школы со стороны экскурсоводов музеев. И ряд других моментов, которые не потеряли актуальность в сегодняшние дни.
В этот период развития музейного дела в музейные экспозиции широко внедряются различные вспомогательные материалы - схемы, диаграммы, тексты, статистические сведения, нередко отодвигавшие музейный предмет на второй план, указывает Е.Н.Рафиенко (1992). Однако в 20-е и 30-е гг. был накоплен ценный опыт привлечения посетителей в музей, прежде всего учащихся, к познанию естественной истории через музейные экспозиции, хотя вопрос об обратной связи по существу не разрабатывался. Поэтому созданные в рассматриваемый период предпосылки вовлечения музеев в образовательный процесс в школе и в вузе не получили должной реализации.
Сложившаяся в предвоенный период система взаимоотношений между музеями и учебными заведениями продержалась без существенных изменений вплоть до 70-х гг. XX века. В целом контакты музеев со сферой естественного образования развивались по линии расширения форм работы, а не качественных изменений в музейно-образовательном процессе.
В конце 60-х гг. XX века во многих странах мира возникает необходимость по-новому осмыслить такое учреждение, как музей, определить его место в быстро меняющемся обществе, в культуре, выявить его основные социально-культурные функции применительно к данному историческому периоду. Исходя из этого, как отмечает В.Е.Лисюк (1987), многие новаторы теории и практики музейного дела делают вывод, что традиционный музей больше не отвечает требованиям жизни, а все попытки его реанимировать неэффективны. Необходима кардинальная перемена самой его сути. Именно эти предпосылки послужили толчком для теоретического обоснования иного понимания сущности музея и его социальных функций. Новые концепции естественнонаучных музеев, различные в деталях, но близкие по содержанию, отмечает Т.Н.Семененко (1992), возникают сразу в нескольких странах и даже на
разных континентах - в Европе, Южной и Северной Америке.
В зарубежной музееведческой литературе все чаще употребляется термин «экомузей». Теория экомузея родилась во Франции и в этой стране она впервые получила практическое воплощение. Впервые этот термин появился в 1971 г. у Жоржа Анри Ривьера, который ряд лет работал над теорией экомузеев. В соответствии с концепцией Ривьера экомузей посвящен человеку и его культурному и природному окружению. Экомузей состоит из двух частей: «музея пространства, среды, открытого музея и собственно музея времени» под крышей. Он считает, что экомузей это:
1) Зеркало, в котором люди могут увидеть себя, приобрести знания о местности, в которой они живут, об окружающей их природе.
2) Лаборатория, помогающая изучению прошлого и настоящего местного населения, среды его обитания, готовящая специалистов в данных областях в сотрудничестве с другими исследовательскими центрами. 3) Заповедник, способствующий сохранению и оценке местного природного и культурного наследия. 4) Школа, вовлекающая местных жителей в свою деятельность по изучению и охране наследия, что способствует осознанию ими своего будущего.
С 70-х гг. XX века предпринимаются попытки привлечь внимание к качественной стороне образовательного процесса в музее. Для его исследования стали применяться статистические, социологические, системно-структур-ные и психологические методы. Однако качественная система показателей эффективности этой работы, базирующаяся на возможности реализовать с их помощью образовательно-воспитательную функцию музеев, еще не разработана. Решение этих задач требует координации усилий специалистов биологов, экологов, музееведов, социологов, педагогов, психологов.
Сегодня идет процесс переосмысления роли и значения музейного представления исторической реальности, музейных предметов, природных экспозиций, культуры их построения и самого музея в контексте модернизации образования, ведущих философско-культурных и художественных парадигм. Определяя сущностные свойства музея А.М.Разгон12, охарактеризовал его как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности, в со-
12
Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований деятельности школьных музеев // Коммунистическое воспитание учащихся музейными средствами. Труды НИИ культуры. - Вып. 122. - М.: 1983. - С.39 - 43.
хранении и использовании предметов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей.
Музей - это уникальный общественный институт, имеющий особую специфику, отличную от других научных, образовательных учреждений культуры (А.Ф.Котс13. Заметна, в развитии экологической культуры населения региона, роль зоологического музея Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА). В основе концепции развития экологической культуры посетителей средствами зоологического музея лежат семантические (смысловые), аксиологические (ценностные) и коммуникативные (отражающие информационные связи) составляющие, изучение которых необходимо при создании развивающей среды музея. Их интеграция образует своеобразную семиотическую систему зоологического музея.
История музея связана с историей открытия педуниверситета в г. Куйбышеве. Первые сборы зоологического материала в Куйбышевском пединституте начались со времени основания кафедры зоологии (1929). Широкий размах, при строгом научном подходе к изучению и коллекционированию животных Среднего Поволжья, эта работа получила в период руководства кафедрой зоологии проф. А.Н.Мельниченко. Благодаря его трудам, а также деятельности проф. П.А.Положенцева, много лет работавшего на этой кафедре, было положено начало фаунистическим исследованиям Куйбышевской, Ульяновской, Оренбургской и Пензенской областей.
Учебный кабинет зоологии имел хотя и не полные, но представительные коллекции по ряду групп паразитических червей, насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих. Кабинет был прообразом будущего зоологического музея. В это же время под руководством проф. С.М.Ши-клеева, возглавившего впоследствии кафедру зоологии института, начались интенсивные исследования рыб, планктона и бентоса рек бассейна Волги.
В годы войны зоологические исследования, полевые сборы и поступление животных объектов в учебный кабинет зоологии резко сократились. Различные обстоятельства военного и послевоенного времени нанесли большой ущерб коллекциям. Часть их была утрачена, а часть потеряла научную и учебную ценность. Положение изменилось к лучшему, начиная с 1955
13 Котс А.Ф. О научно-исследовательской работе музеев // Труды государственного Дарвиновского музея. Вып. IV. Научно-исследовательская работа в естественнонаучном музее. - М.: 2001. - С. 4 - 22.
года, когда кафедру возглавил доктор биологических наук, проф. Д.Н.Флоров. Его по праву считают основателем зоологического музея. Им была организована рабочая группа из преподавателей и студентов, восстановлены в основном утраченные коллекции ряда систематических групп животных Среднего Поволжья, значительно пополнены фаунистические сборы. В частности были получены уникальные материалы байкальской фауны (гаммарусы, губка Лю-бомирского, живородящая рыбка голомянка), фауны Баренцева и Черного морей (иглокожие, медузы, крабы, моллюски, рыбы), Астраханского, Аскании-Нова, Воронежского и Кандалакшского заповедников.
Материал, в переживающий этап становления зоомузей, собирался из разных источников: от частных коллекций, многочисленных экспедиций сотрудников кафедры зоологии до животных, павших в зоопарках. В 1998 году зоологический музей кафедры зоологии получил статус структурного подразделения биолого-химического факультета СамГПУ.
В настоящее время зоологический музей ПГСГА является одним из крупнейших в Поволжье. Он является членом ассоциации естест-венноисторических музеев России (г. Москва, Государственный Дарвиновский музей), входит в состав ассоциации научно-тех-нических музеев города Самары. Он сотрудничает с Самарским Областным историко-краеведческим музеем им. П.В.Алабина, а также Тольяттинским, Кинельским и Сызранским краеведческими музеями. Зоомузей является базой для формирования экологических и природоохранных знаний у студентов не только педагогического вуза, но и других высших учебных заведений г. Самары, слушателей спецкурсов лицеев, школ города и области. Контингент посетителей музея ПГСГА разнообразен: школьники - 40%; студенты - 37%; дошкольники - 8%; учителя -5%; пенсионеры и социально обеспеченные граждане - 8,5%; научные работники в области науки и культуры - 1%; иностранцы - 0,5%14.
Для решения поставленных задач в залах музея оборудовано 2 категории экспозиций -эталонно-систематические и краеведческие. Систематические экспозиции призваны обеспечивать учебный процесс при изучении биологии животных в вузе и школе. Животные в них расположены в порядке научно обоснованной системы - Царства Zоа, где представлены: Одноклеточные (происхождение, эволюция, значение в биосфере) и Подцарство многоклеточные, среди которых низшие и высшие: дву-
14 Шведов В.Г., Носова Т.М. Зоологический музей СГПУ в образовании для устойчивого развития. - Самара: 2005.
слойные; трехслойные бесполостные; трехслойные первичнополостные; трехслойные вторич-нополостные и вторичноротые. Экспозиция музея, демонстрирующая многообразие животного мира, располагается в 5-х залах и включает в себя: 61 систематическую витрину, 22 экологические диорамы, в которых представлены различные природные зоны Земли. Коллекция насчитывает около 5000 экспонатов не только местной фауны, но и других стран и континентов, включая 60 видов животных занесенных в Красную Книгу РСФСР и МСОП.
Система методов и методических приемов, применяемых в работе с посетителями в зоому-зее разнообразна. Помимо традиционных в музееведении (экскурсии, лекции, консультации), широко используются и новые формы (передвижные выставки, уроки-экскурсии, «обучающий гид» и др.). Экскурсия - традиционная форма работы с посетителями в музее. Любая экскурсия в зоомузее всегда решает задачи биоэкологического образования и воспитания, создает предпосылки для развития у экскурсантов интереса и любви к живой природе, к родному краю. Традиционной формой музейной работы с посетителями являются и лекции. Они проводятся непосредственно в залах музея экскурсоводами, а также сотрудниками и преподавателями кафедры зоологии ПГСГА. Тематика лекций для посетителей, предлагаемых зоологическим музеем, разнообразна: «Животный мир Самарской области»; «Перелетные и зимующие птицы края»; «Насекомые-опылители»; «Редкие и исчезающие виды фауны Самарской губернии»; «Охраняемые территории Самарской области» и другие.
Одной из форм научно-просветительской деятельности зоомузея являются консультации. Сотрудниками музея проводятся консультации для студентов ПГСГА, которые используют материалы фондовых коллекций при написании
дипломных и курсовых работ, для учителей школ и методистов дошкольных общеобразовательных учреждений. В течение ряда лет сотрудниками музея ведется работа по созданию передвижных выставок для школ города и губернии, где читаются лекции, демонстрируются экспонаты и коллекции зоомузея. На данных выставках материал зоомузея дополняется, как правило, живыми объектами (змеи, грызуны, черепахи, земноводные). Данная деятельность способствует патриотическому воспитанию детей, учит их охранять, преумножать красоту и богатство живой природы края, развивает любознательность, пытливость, экологическое мышление и сознание.
Новой формой работы с посетителями зоо-музея является «обучающий гид». Это метод самостоятельного знакомства с экспозициями музея без участия экскурсовода, на основе путеводителя и комплекса заданий, а также тестов, вопросов, ответы на которые можно найти при изучении экспозиций в залах зоомузея. Задания меняются по степени сложности в зависимости от цели исследования, его темы, изучаемого курса, дисциплин (зоология, экология, теория эволюции). Таким образом, зоологический музей, являясь базой биоэкологического воспитания и образования в Самарской губернии, играет существенную роль в профессиональной подготовке будущих учителей и развитии экологической культуры посетителей. Все это создает предпосылки для переосмысления роли музеев в экологическом образовании и воспитании экологической культуры. Таким образом, изучение процесса развития музейно-образовательной ситуации в целом и форм ее государственного регулирования позволяют наметить основные позиции, разработки которых будут способствовать раскрытию образовательного потенциала музеев в становлении экологической культуры.
EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE MUSEUM IN THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL CULTURE
© T.M.Nosova, V.G.Swedov
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article discusses the educational potential of the Museum and its role in the development of ecological culture of students.
Keywords: Museum, tour to the Museum, ecological culture, environmental education.
Tamara Mihajlovna Nosova, Doctor of Education, Professor of chair of Zoology and Anatomy, Physiology and human life safety. E-mail: ssllnn@mail. ru;
Shvedov Valery Gennadevich, the director of a zoological museum. E-mail: ssllnn@mail. ru