ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 338.1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.С. РЫЧИХИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и экономико-математического моделирования Е-mail: richihina @mail.ru Ивановский государственный химико-технологический университет
В статье рассмотрены подходы к пониманию сущности образовательного кластера, изучены предпосылки его формирования в Ивановской области, спланированы структура и механизм взаимодействия субъектов внутри кластера. Выделены социально-экономические и научно-образовательные преимущества от его создания в регионе.
Ключевые слова: кластер, регион, образование, стратегия
Переход от плановой экономики к рыночной побудил всех субъектов экономических отношений России к активным реструктуризационным мероприятиям. Первыми в новую фазу развития вступили предприятия реальных секторов экономики. Затем возникла необходимость адаптации высших учебных заведений к рыночным условиям функционирования. Последнее время в связи с оптимизацией финансирования вузов, сокращением численности студентов, появлением большого количества дублирующих друг друга высших учебных заведений проблема реструктуризации университетов и институтов (особенно путем их интеграции в кластерные структуры) становится в отечественной практике особо актуальной.
Обзор научной литературы по теме исследования и анализ отечественного и зарубежного опыта
формирования интеграционных структур в сфере образования показали: проблема формирования образовательных региональных кластеров настолько нова в отечественной практике, что требует уточнения основных понятий, стоящих в основе данного процесса. Кроме того, не проработана структура формирования и инструменты интеграционного взаимодействия субъектов внутри кластера. Организация образовательного кластера в регионе требует:
— четко определить цели и задачи каждого субъекта;
— разработать механизм его функционирования;
— обозначить количественные и качественные показатели оценки социально-экономической и научно-образовательной эффективности.
В отечественной научной литературе содержится большое количество определений понятия «образовательный кластер». В ходе исследования выделено два подхода к определению данной категории.
Первый подход делает акцент на инновационную составляющую совместного функционирования образовательных учреждений. По мнению Н.Д. Фролова, инновационно-образовательный кластер — это структура, ядром которой являются географически сконцентрированные образователь-
ные и научные учреждения, а также инновационные предприятия, тесным образом взаимосвязанные и реализующие совместные проекты [12]. Этого же мнения придерживается Э.Р. Скорнякова. Она считает, что образовательный кластер — это гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (образовательных учреждений) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта) [10].
С акцентом на инновационную составляющую дает определение Е.А. Мануйлова: образовательный кластер — это совокупность образовательных учреждений всех уровней образования в пределах данной географической территории, предприятий — поставщиков ресурсов и работодателей, элементов инновационной системы, а также координирующих органов и органов власти, деятельность которых связана с близлежащими производствами и развитием региональной инновационной системы [4].
На взгляд автора, в данных определениях утеряно главное — качество образовательных услуг. В Нанотехнологическом словаре РОСНАНО при раскрытии содержания категории «образовательный кластер» образовательные услуги не упомянуты вообще. Там данная структура представлена как система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке «наука-технологии-бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [5].
На протяжении всей истории функционирования сферы образования в России основным предназначением образовательных учреждений было и остается предоставление качественных образовательных услуг. Таким образом, основного внимания заслуживает второй подход к понимаю образовательного кластера, которого придерживаются исследователи Р.Х. Хасанов, О.Е. Гаврилова, Ф.Т Шагеева, Л.Л. Никитина, Д.Ю. Лапыгин, Г.А. Корецкий и др. Эти ученые считают, что в образовательном кластере главный продукт — образовательные услуги. Они ставят в основу формирования образовательного кластера в регионе интеграцию и кооперацию образовательных учреждений в целях:
— повышения качества образовательных услуг;
— повышения конкурентоспособности ядра кластерной структуры на международных рынках образовательных услуг.
Например, Р.Х Хасанов дает следующее определение кластера: открытая образовательная система, в которой в результате сквозной вертикальной интеграции ступеней непрерывного образования и горизонтальной координации структур обеспечивается высокий уровень организационного объединения деятельности субъектов педагогического процесса [13]. О.Е. Гаврилова, Ф.Т. Шагеева, Л.Л. Никитина считают, что под таким кластером следует понимать совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по видовому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями [1]. Аналогичных взглядов придерживаются и М.В. Журавлёва, Н.Ю. Башкирцева [2]. Д.Ю. Лапыгин, Г.А. Корецкий утверждают, что это — объединение учреждений образования, связанных отношениями поставки «сырья», обмена опытом и образовательными стандартами [3]. Т.В. Фадина рассматривает образовательный кластер с позиции компетентностного подхода как совокупность взаимосвязанных учреждений высшего профессионального образования, а также связанных с их деятельностью организаций: предприятий-работодателей, поставщиков, учреждений среднего, общего образования, организаций научно-исследовательского сектора, объединяющихся в целях создания компетентного выпускника, удовлетворяющего потребности всех заинтересованных субъектов [11].
Исходя из того, что в основе формирования образовательного кластера лежит совокупность высших учебных заведений, основными видами деятельности которых является образовательная и научная, целью создания образовательного кластера считается координация действий всех его участников для объединения усилий:
— по подготовке высококвалифицированных кадров по различным специальностям, востребованным на региональном и внешнем рынках, в том числе международном;
— по активизации инновационной деятельности, научных исследований в регионе, обеспечении условий и возможностей для их реализации, позволяющих усилить различные стороны региональной экономики.
По мнению автора, оптимальным будет следующее определение регионального образовательного
кластера: совокупность географически сконцентрированных образовательных учреждений, связанных партнерскими отношениями с предприятиями региона, организациями научно-исследовательского сектора, органами власти, реализующих совместные проекты, деятельность которых направлена на совершенствование образовательного процесса, подготовку высококвалифицированных кадров по перспективным специальностям и активизацию инновационной деятельности, научных исследований в регионе.
Определившись с пониманием сущности образовательного кластера и определив цели его создания в регионе, рассмотрим возможность его формирования в г. Иваново, который на протяжении многих десятилетий считается студенческим городом. В г. Иваново на 10 000 чел. населения приходится 401 студент. В 2013 г. в области насчитывалось 9 образовательных учреждений высшего профессионального образования и 10 филиалов высших учебных заведений. Все вузы города являются крупными центрами фундаментальных и прикладных исследований в определенных сферах.
Изучение отечественного и зарубежного опыта формирования кластерных структур в разных сферах деятельности позволило выявить два основных этапа развития интеграционных процессов в регионе.
Первый этап — появление крупных интегрируемых компаний в области.
Второй этап — формирование региональных кластерных структур.
В Ивановской области по этому пути развития пошла текстильная промышленность: в конце 1990-х — начале 2000-х гг. здесь появились крупные вертикально и горизонтально интегрируемые текстильные компании. В 2007 г. правительство региона выступило с предложением организовать текстильный кластер, который в настоящее время успешно развивается [7]. В 2011 г. региональный туристический бизнес способствовал формированию на территории области туристско-рекреаци-онного кластера «Плес» [6]. В 2012 г. в результате горизонтальной интеграции — путем объединения двух высших учебных заведений — Ивановского государственного архитектурно-строительного университета и Ивановской государственной текстильной академии, был создан Ивановский государственный политехнический университет. В том же году были объединены Шуйский государс-
твенный педагогический университет и Ивановский государственный университет. В настоящее время в образовательной сфере (среди учреждений высшего образования) накоплен необходимый потенциал, чтобы сформировать ядро регионального образовательного кластера.
Анализ состояния высшего образования, мониторинг рынка труда, исследование интеграционных процессов между образовательными учреждениями, изучение опыта формирования кластерных структур в области позволили выявить следующие факторы, которые способствуют созданию образовательного кластера в г. Иваново [8]:
— наличие базовых вузов, крупных центров фундаментальных и прикладных исследований, обладающих солидным научно-образовательным потенциалом, опытом научной работы и положительной репутацией на рынке образовательных услуг;
— по данным мониторинга образовательных учреждений, в 2013 г. все вузы г. Иваново признаны эффективными;
— положительный имидж Иваново в течение 80 лет как студенческого города;
— наличие ресурсного потенциала для активизации НИОКР на базе вузов;
— наличие центра занятости населения, ведущего мониторинг рынка труда;
— наличие на территории Ивановской области большого количества крупных и малых предприятий, осуществляющих разные виды экономической деятельности, а также в ближайших регионах, нуждающихся в квалифицированных трудовых ресурсах;
— развитость информационно-коммуникационных технологий;
— выгодное географическое положение;
— огромный опыт правительства Ивановской области в формировании кластеров (на территории области уже существует текстильный кластер и туристический).
Формирование Ивановского образовательного кластера может идти двумя путями: сверху и снизу.
Первый способ предполагает инициативу со стороны государства, его усиленное воздействие на процесс формирования образовательного кластера.
Второй способ формирования конкурентоспособной структуры рынка образовательных услуг предполагает опору на инициативу со стороны учреждений высшего профессионального обра-
зования, сочетающуюся с заинтересованностью бизнеса, науки.
Начало интеграционных процессов в системе учреждений высшего образования в регионе запущено сверху — с появлением Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В настоящее время активизировать процесс кластеризации способны сами высшие учебные заведения при поддержке правительства области.
Обозначив предпосылки создания образовательного кластера в Ивановской области и оценив его значимость в региональном развитии, перейдем к планированию его структуры (рис. 1). Ядром образовательного кластера будет выступать совокупность высших учебных заведений, находящихся на территории области. Помимо ядра должны существовать организации и учреждения, с которыми вузы осуществляют взаимоотношения, что позволит сделать образовательный и научный процесс экономически и социально выгодным для всех субъектов:
— учреждений системы образования;
— научно-исследовательских организаций;
— предприятий;
— органов государственной власти;
— центра занятости населения.
Взаимодействие с общеобразовательными и
специализированными школами, лицеями, техникумами и колледжами в рамках кластера позволит существенно расширить возможности повышения качества образовательных услуг за счет улучшения подготовки абитуриентов. Сотрудничество с пред-
Органы государственной власти
Совет кластера
Центр занятости населения
Научно-исследовательские организации
Общеобразовательные, специализированные школы, лицеи, техникумы
и
ч
Ядро кластера -высшие учебные заведения
Абитуриенты Рис. 1. Структура образовательного кластера
Выпускники
приятиями и организациями в рамках образовательного кластера поможет создать базу практики для студентов и воспользоваться необходимой информацией для совершенствования процесса обучения.
Формирование регионального образовательного кластера будет способствовать развитию бизнеса в области, поскольку предприятиям-участникам облегчат доступ к передовым знаниям, информации, технологиям производства и управления. Кроме того, взаимодействуя с вузами в сфере образовательной деятельности, предприятия получат высококвалифицированных специалистов, которые не нуждаются в переобучении, что повысит производительность труда.
Важная роль в системе функционирования кластера будет отведена Центру занятости населения. Он должен проводить мониторинг рынка труда и нацеливать кластер на выпуск работников определенных специальностей и профессий. Для управления кластером, координации деятельности всех участников, взаимодействия с представителями власти должен быть создан совет кластера.
Роль правительства Ивановской области состоит в обеспечении условий для интеграции посредством формирования необходимой законодательной базы и финансирования данных процессов. Создание в регионе кластера:
—улучшит имидж г. Иваново как крупного центра по предоставлению образовательных услуг;
— привлечет абитуриентов из других регионов, в том числе зарубежных;
— повысит инвестиционную привлекательность области;
— сконцентрирует научный ^^^^ потенциал в регионе, обеспечит
рост количества наукоемких предприятий;
— улучшит региональную экономику;
— будет способствовать сокращению безработицы среди молодых специалистов;
— позволит усовершенствовать ценовые механизмы предоставления образовательных услуг.
Проводимый SWOT-анализ деятельности вузов Ивановской области на 2013 г. и оценка эффективности кластеризации
Предприятия и организации
позволили выявить экономические и научно-образовательные преимущества образовательного кластера перед автономным существованием образовательных учреждений на территории региона и трудности, с которыми могут столкнуться участники кластерного союза.
К экономическим преимуществам относятся:
— совместное представительство интересов вузов-участников при взаимодействии с коммерческими и государственными структурами;
— создание возможности для получения государственных преференций участникам кластера;
— совместное планирование развития кластера;
— перенос положительной репутации кластера на его участников;
— создание синергетического эффекта от интеграции усилий;
— снижение затрат на обучение, на проведение прикладных и фундаментальных исследований;
— увеличение потока абитуриентов;
— привлечение крупных финансовых ресурсов и осуществление модернизации материально-технической базы вузов;
— гарантирование выпускникам трудоустройства по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста;
— снижение стоимости подготовки специалистов, проведения прикладных и фундаментальных исследований, организации учебного процесса.
Научно-образовательные преимущества существования образовательного кластера заключаются в следующем:
— усиление ориентации вузов на международный рынок образовательных услуг;
—устранение дублирования подготовки кадров;
— рост кооперирования между учебными заведениями, обмен опытом, создание единого информационного пространства;
— возможность объединять научные школы, трудовые, информационные, интеллектуальные ресурсы и реализовывать крупные инновационные программы и проекты экономического, образовательного, технологического и социального характера;
— создание благоприятной среды на базе вузов для инновационной деятельности, научного сотрудничества, возможность более масштабных НИОКР [9];
— усиление синтеза науки с практикой;
— доступ к высококвалифицированным кадровым ресурсам;
— создание единого информационного пространства;
— обмен опытом;
— предоставление более качественных образовательных услуг с усиленной практической, научной компонентой.
Обучение в высшем учебном заведении, входящем в образовательный кластер, представляет ряд преимуществ и для обучающихся:
— способствует более качественному удовлетворению потребностей в образовательной услуге;
— повышает прикладную направленность и усиливает научную компоненту образовательного процесса;
-•гарантирует студенту получение специальности, востребованной на рынке, и трудоустройство с явной перспективой роста.
Отметив преимущества, следует указать и на риски, которые представляют определенную опасность для формирования и развития образовательных кластеров в регионе:
— слабый уровень развития кооперационных структур в сфере высшего образования;
— высокая конкуренция между учебными заведениями;
— значительный временной период между принятием решения о создании образовательного регионального кластера и получением эффекта.
Цели создания образовательного кластера представлены на рис. 2 (систематизированы социально-экономические и научно-образовательные преимущества формирования регионального образовательного кластера).
Очевидно, что формирование образовательного кластера в регионе повысит имидж г. Иваново как крупного центра по предоставлению образовательных услуг, ведущего перспективные научные исследования и инновационные разработки в разных областях. Это позволит увеличить приток студентов в ивановские вузы, в том числе иностранных, повысит инвестиционную привлекательность региона, обеспечит подготовку высококвалифицированных кадров по различным специальностям, востребованным на рынке труда.
5
В"
X >
Я
и §
т О ■о
2 5
3
Цели создания образовательного кластера:
- координация действий всех его участников для объединения усилий, во-первых, по подготовке высококвалифицированных кадров по различным специальностям, востребованным на региональном и внешнем рынках, в том числе международном, во-вторых, по активизации инновационной деятельности, концентрации научно-исследовательского потенциала в регионе, обеспечении условий и возможностей для развития региональных инновационных программ;
- создание имиджа г. Иваново как крупного центра по предоставлению образовательных услуг
Т
Социально-экономические и научно-образовательные преимущества формирования регионального образовательного кластера
Для региона
Для высших учебных заведений
Для предприятий
Для обучающихся
Привлечение
инвестиций в регион.
Концентрация
научного потенциала
в регионе.
Улучшение
региональной
экономики.
Рост занятости
населения.
Рост количества наукоемких предприятий в
регионе.
Сокращение выплат по безработице
Научно-образовательные:
- усиление ориентации вузов на международный рынок образовательных услуг;
- устранение дублирования подготовки кадров;
- рост кооперирования между учебными заведениями, обмен опытом, создание единого информационного пространства;
- возможность объединять научные школы, трудовые, информационные, интеллектуальные ресурсы и реализовывать крупные инновационные программы и проекты экономического, образовательного, технологического и социального характера;
- создание благоприятной среды на базе вузов для инновационной деятельности, научного сотрудничества, возможность более масштабных НИОКР;
- усиление синтеза науки с практикой;
- доступ к высококвалифицированным кадровым ресурсам,
- создание единого информационного пространства;
- обмен опытом;
- предоставление более качественных образовательных услуг с усиленной практической, научной компонентой
Экономические преимущества:
- совместное представительство интересов вузов-участников при взаимодействии с коммерческими и государственными структурами;
- создание возможности для получения государственных преференций участникам кластера;
- совместное планирование развития кластера;
- перенос положительной репутации кластера на его участников;
- создание синергетического эффекта от интеграции усилий;
- снижение затрат на обучение, на проведение прикладных и фундаментальных исследований;
- увеличение потока абитуриентов;
- привлечение крупных финансовых ресурсов и осуществление модернизации материально-технической базы вузов;
- гарантирование выпускникам трудоустройства по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста;
- снижение стоимости подготовки специалистов, проведения прикладных и фундаментальных исследований, организации учебного процесса
Получение
высококвалифици
рованных
специалистов.
Сокращение
времени на поиск
и адаптацию
работников.
Доступ к научно-
технологической
ин фраструктуре
вузов.
Получение
инновационных
продуктов
Получение
качественного
образования.
Получение
специальности,
востребованной на
рынке.
Гарантия
трудоустройства по избранной специальности с ясной перспективой роста.
Возможность
получения
многоуровнего
профессионального
образования
Рис. 2. Цели создания образовательного кластера и социально-экономические и научно-образовательные преимущества формирования регионального образовательного кластера
1=1 ■та о
С1>
о о г о ¡Я 5» Ы
В"
¡Я о
С1>
о о» ■та
5» со о ее »э ¡Я
я
С1>
Ю
(А) №
N О
Список литературы
1. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л. Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. URL: http//conference. kemsu.ru.
2 . Журавлёва М.В., Башкирцева Н.Ю. Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 6. С. 317.
3. Лапыгин Д.Ю., КорецкийГ.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. 2007. № 18. С. 25.
4. Мануйлова Е.А. Инновационное развитие региона: формирование региональных образовательных кластеров // Инновации. 2007. № 7. С. 77.
5. Нанотехнологический словарь РОСНА-НО. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/ Show/15134.
6 . Рычихина Н.С. Использование кластерного подхода при разработке стратегий развития туризма в средних и малых городах // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 33. С. 54-59.
7. Рычихина Н. С. О роли кластеров в стабилизации экономики малых городов // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 6. С. 45-49.
8. Рычихина Н. С. Управление реструктуризацией отраслей на основе системного анализа «жизненного цикла» // Экономика и предпринимательство. 2013. № 10.
9. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: монография. Казань: Школа. 2010.
10. Скорнякова Э.Р. Управление современной школой на примере создания образовательного кластера. URL: http://www.akvobr.ru/pljusy_ obrazovatelnogo_klastera.html .
11. Фадина Т.В. Образовательный кластер как механизм реализации потребности на рынке образовательных услуг // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Инновации в образовании». 2007. № 5. С.100-114.
12 . Фролова Н.Д. Принципы и подходы рационального формирования инновационно-образовательного кластера. URL: www/be5/biz/ekonomika1/ r2012/2883.htm.
13. Хасанов Р.Х. Реализация региональной промышленной политики с использованием кластерных подходов // Проблемы современной экономики. 2009. № 3.
Vocational education AN EDUCATIONAL CLUSTER AS A STRATEGY OF EDUCATION DEVELOPMENT Natal'ia S. RYCHIKHINA
Abstract
The article studies approaches to understanding of the essence of an educational cluster, the prerequisites of its formation in the Ivanovo region and the structure and mechanism of interaction of subjects inside a cluster The author points out social, economic, scientific and educational advantages which may be obtained by the region due to such a cluster creation
Keywords: cluster, region, education, strategy
References
1. Gavrilova O.E., Shageeva F.T., Nikitina L.L.
K voprosu o podgotovke spetsialistov-konstruktorov shveinogo proizvodstva v usloviiakh obrazovatel'nogo klastera [Training of clothing manufacture designers in an educational cluster]. Available at: http//conference. kemsu.ru.
2. Zhuravleva M.V., Bashkirtseva N.Iu. Kontseptual'nye i metodologicheskie osnovy sozdaniia
regional'noi modeli nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniia v obrazovatel'nom klastere neftekhim-icheskogo i neftepererabatyvaiushchego kompleksa [The conceptual and methodological basics for creation of a regional model of continuous vocational education in an educational cluster of petrochemical and oil-refining complex]. VestnikKazanskogo tekhnologicheskogo universiteta — Bulletin of Kazan Technological University, 2008, no. 6, p. 317.
3. Lapygin D.Iu., Koretskii G.A. Kontury regional'nogo obrazovatel'nogo klastera [The features of a regional educational cluster]. Ekonomika regiona — Region economy, 2007, no. 18, p. 25.
4. Manuilova E.A. Innovatsionnoe razvitie regiona: formirovanie regional'nykh obrazovatel'nykh klasterov [A region's innovation development: formation of regional educational clusters]. Innovatsii — Innovation, 2007, no. 7, p. 77.
5 . Nanotekhnologicheskii slovar' ROSNANO [The RUSNANO nanotechnological dictionary]. Available at: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134 .
6. Rychikhina N.S. Ispol'zovanie klasternogo podkhoda pri razrabotke strategii razvitiia turizma v srednikh i malykh gorodakh [Use of a cluster approach when developing a strategy of tourism development in cities and towns]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 33, p. 54-59.
7. Rychikhina N.S. O roli klasterov v stabilizatsii ekonomiki malykh gorodov [A role of clusters in stabilization of towns' economy]. Regional 'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2012, no. 6, p. 45-49.
8. Rychikhina N.S. Upravlenie restrukturizatsiei otraslei na osnove sistemnogo analiza "zhiznennogo tsikla" [Management of industry branches restructur-
ing on the basis of the "life cycle" system analysis]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economy and business, 2013, no. 10.
9 . Smimov A .V. Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze [Educational clusters and innovative training in a higher education institution]. Kazan, Shkola Publ., 2010.
10. Skorniakova E.R. Upravlenie sovremennoi shkoloi na primere sozdaniia obrazovatel 'nogo klastera [Management of a modern school in terms of creation of an educational cluster]. Available at: http://www. akvobr.ru/pljusy_obrazovatelnogo_klastera.html .
11. Fadina T.V. Obrazovatel'nyi klaster kak mekha-nizm realizatsii potrebnosti na rynke obrazovatel'nykh uslug [An educational cluster as a mechanism for meeting the requirements of the educational services market]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo -Bulletin ofLobachevsky State University of Nizhny Novgorod, 2007, no. 5, pp. 100-114.
12. FrolovaN.D. Printsipy ipodkhody ratsional 'nogo formirovaniia innovatsionno-obrazovatel 'nogo klastera [Principles and approaches to the rational formation of an innovative and educational cluster]. Available at: http://www/be5/biz/ekonomika1/r2012/2883.htm.
13. Khasanov R. Kh . Realizatsiia regional'noi promyshlennoi politiki s ispol'zovaniem klasternykh podkhodov [Realization of a regional industrial policy, using cluster approaches]. Problemy sovremennoi ekonomiki — Problems of modern economy, 2009, no 3
Natal'ia S. RYCHIKHINA
Ivanovo State University of Chemistry and Technology, Ivanovo, Russian Federation richihina@mail ru