2. Minnaert, L., Maitland, R., & Miller, G. (2009). Tourism and social policy. Annals of Tourism Research, 36(2), 316-334.
3. McCabe, S. (2009). Who needs a holiday? Evaluating social tourism. Annals of Tourism Research, 36(4), 667-688.
4. Sonug N., Oral, S. (2017). A sustainable approach to social tourism development: The case of izmir city. Journal of Tourism Theory and Research, 3(1), 25-42. DOI: 10.24288/jttr.279177
5. CalypsoTourismforall [Электронныйресурс]. URL: http://www. ecalypso.eu/steep/public/section.jsf?id=26 (дата обращения: 9.03.2019).
6. European Economic and Social Committee. 2006 Opinion of the European Economic and Social committee on Social Tourism in Europe. Brussels: EESC.
7. Komppula R., Ilves R. (2013). Well Being Tourism Experience in a Social Tourism Context. 63rd AIEST Conference, 2013, izmir, Turkey.
8. Almeida M. V. de (2011). The Development of Social Tourism in Brazil. Current Issues in Tourism. 14(5), 483-489.
9. Instituto de Mayores y Servicios Sociales [Электронный ресурс]. URL: www.imserso.es (дата обращения: 10.03.2019).
10. Family holiday association [Электронный ресурс]. URL: www.fhaonline.org.uk (датаобращения: 11.03.2019).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ И ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Д.О.Гольм
ФКОУ СОШ УФСИНРоссии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия Г.О.Антипорович ГБОУ СОШ № 638 Пушкинского р-на г. Санкт-Петербурга, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности детско-юношеского образовательного туризма, представляющего собой отдельную образовательную технологию, специфика территорий и ресурсов для организации данного вида туристской и образовательной деятельности.
Ключевые слова: образовательный детско-юношеский туризм, ресурсы образовательного туризма, образовательные системы.
Система образования России в настоящее время переживает период активного реформирования, что во многом обусловлено преобразованием индустриального общества в постиндустриальное, стремлением нашей страны войти в единое образовательное поле Европы. Статус образования в современном обществе повышается, к его уровню и качеству предъявляются новые требования. Коснулся данный процесс и системы общего среднего образования, поскольку именно она является одной из ступеней подготовки всесторонне образованного, культурного и эрудированного, способного занять активную жизненную позицию человека.
В современных образовательных системах актуальны не только новые, но и некоторые фундаментальные образовательные технологии, поскольку в их основе лежат не устаревающие принципы образования и воспитания. К таким технологиям, безусловно, относится образовательный туризм, который в настоящее время в нашей стране возрождается, широко используется в различных образовательных системах, оценивается педагогами как эффективная технология обучения и одновременно как одна из форм организации учебного процесса.
В педагогической науке обучающая и воспитательная роль поездок и походов с образовательными целями утвердилась давно, но до сих пор в не сформировался единый подход к понятию «образовательный туризм».
В современном российском законодательстве отсутствует понятие образовательного туризма, поэтому в разных источниках у разных авторов встречаются различные трактовки данного понятия. Чаще всего образовательный туризм трактуется как феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностно-значимых качеств, которые проявляются при формировании универсальной, общепрофессиональной и профильно-специализированной компетентно-стей. Можно выделять туры школьного и внешкольного,
среднего специального, а также вузовского, послевузовского и вневузовского образования [2].
Основополагающее значение в определении перспективных специализированных образовательного туризма, безусловно, имеют туристские условия и ресурсы территории посещения. При этом следует помнить, что ресурсы данного вида туризма обладают рядом специфических признаков. Так, при оценке образовательного туристско-ресурсного потенциала территории, значительную роль играют информационная, экологическая, социальная, эстетическая, культурная или иная ценность каждого ресурса, а также их сочетания. К значимым параметрам ресурсов образовательного туризма, безусловно, относятся такие их характеристики как ёмкость, устойчивость, надежность, доступность.
Способность какой-либо территории удовлетворять познавательные потребности большой группы учащихся в течение длительного периода времени представляет собой ёмкость образовательных ресурсов, показатель которой в значительной степени определяет туристско-образовательный потенциал территории. Важными характеристиками ресурсов также являются их устойчивость и аттрактивность. Устойчивость ресурса представляет собой его способность сохранять основные свойства при туристском использовании. Аттрактивность ресурса может изменяться в связи со сменой приоритетов, изменением отношения со стороны общества и т. д. [4].
В комплексе образовательных ресурсов для детско-юношеского туризма особое место занимают историко-культурные и природные особенности территории. Пространства, образуемые туристско-образовательными объектами, в известной мере определяют локализацию туристских потоков и направления экскурсионных маршрутов. Так, вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности фокусируется в историко-куль-турном потенциале [3].
Одним из важных этапов оценки туристско-образователь-ных комплексов является их типологизация по образовательной значимости, для осуществления которой следует оценить комплекс с точки зрения уникальности, типичности среди объектов
данного вида, определить его познавательное и воспитательное значение.
Условием для включения памятников природы, истории и культуры в систему образовательного туризма является их экс-понентность: объект экскурсионного показа или туристского использования должен быть подготовленным к показу или использованию. Показателем информативности культурно-исторических объектов для туристско-образовательных целей является количество необходимого и достаточного времени для осмотра, которое в значительной степени определяется построением экскурсионного маршрута, доступностью объекта, целями образовательного путешествия, уровнем информированности туристов об объекте.
Таким образом, ресурсами образовательного туризма могут стать как компоненты природой среды, так и объекты антропогенной деятельности, обладающие свойствами уникальности, исторической или художественной ценности, оригинальности, эстетической привлекательности. В рамках организации образовательного тура они могут быть использованы для различных видов и форм туристско-рекреационных занятий учащихся, в том числе оздоровительных, спортивных, развлекательных и др.
Также выделяется группа туристских информационных ресурсов, представляющих собой информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, получаемая туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. Особое значения имеют литературные произведения, научные труды, путеводители, карты, художественные альбомы, фотографии, аудио- или видео продукты, посвященные объектам туристского посещения.
Актуальной современной проблемой, от решения которой зависит дальнейшее развитие образовательного туризма является создание школьных путеводителей по маршрутам поездок, в которых желательны карты, сведения о маршруте, расстояниях между пунктами, о достопримечательностях и т.д. В создании путеводителей должны принимать участие педагоги с опытом организации туров для школьников, что позволит включить обширный справочный материал, адаптированный для восприятия учащихся и конкретные рекомендации по передвижению по
маршруту. Также желательно при организации образовательных туров предусмотреть возможность встреч с людьми, владеющими необходимой информацией и умеющих передать эту информацию в интересной для туристов форме.
Как показывает практика, наиболее популярными направлениями детско-юношеского образовательного туризма в России в настоящее время стали следующие: учебные поездки с целью изучения иностранного языка; экскурсионно-ознакомитель-ные поездки по различным городам, странам, природным зонам; ознакомительные поездки в учреждения, организации, на предприятия [1].
Большие возможности для организации детско-юношеских туристско-образовательных туров имеет Ленинградская область. Большую роль в обеспечении комфортной информационной среды для туристов обеспечивается сетью туристско-информа-ционных центров области.
На территории современной Ленинградской области издавна проживало большое количество различных племен. Многие сохранившиеся народности в настоящее время, возвращаясь к своим истокам, организуют праздники и фестивали с фольклорной составляющей, возрождают ремесла, что способствует развитию этнографического и событийного туризма. В различных поселениях области работают этнографические музеи, создаются этнографические центры, проводятся встречи, концерты, праздники, фестивали.
Новым брендом российского туризма является туристский маршрут по городам Северо-Запада «Серебряное ожерелье России», включающий самые исторически значимые области и города региона. Одной из самых исторически значимых территорий маршрута является Ленинградская область. В маршрут включены такие объекты как Шлиссельбург с крепостью Орешек, Гоморовичи с часовней Николая Чудотворца, Лодейное поле, Верхние Мандроги, Гладышевский заказник, Тихвин, Выборг, Старая Ладога, Ивангород, Приозерск.
В плане развития образовательного детско-юношеского туризма в Ленинградской области реализуется проект «Живые уроки», основной целью которого является изучение родной страны и приобщение к национальным, историко-культурным и
природным ценностям государства для обеспечения интеллектуального, духовного, творческого развития, а также патриотического воспитания подрастающего поколения. Это уникальный проект по внедрению туристско-экскурсионных мероприятий в учебные программы общего и профессионального образования с целью «визуализации» и последующего закрепления знаний по школьным предметам и краеведению. Проект призван дополнить и разнообразить образовательный процесс, показать обучающимся практическое применение изучаемого материала и приобщить учащихся к посещению музеев и других учреждений культуры [5]
Ленинградская область вошла в число пилотных регионов, в которых реализуется проект экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки», участие в котором предполагает единые требования к разработке и описанию туристско-экскурсионных мероприятий, формирование региональных и межрегиональных маршрутов, высокий профессиональный уровень туроператоров, их взаимодействие с образовательными организациями.
Литература:
1. Агеева О. А. Управление развитием образовательным туризмом в России // Инновации и инвестиции. - 2011. - № 3. - С. 201-205.
2. Образовательный туризм в России: учеб.пособие для бакалавриата и магистратуры /под ред. С. Ю. Житенева. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
3. Погодина В. Л. Использование технологии проектирования в образовательном туризме //Состояние и перспективы развития туризма в РФ. Формирование единого туристского рынка в Северо-Западном федеральном округе: Материалы XII ежегодной науч.-практ. конф. -СПб., 2009.
4. Погодина В. Л. Туристские ресурсы России. Электронный учебник. - СПб., 2009.
5. Проект экскурсионно-образовательного туризма «Живые уроки». Ленинградская область. [Электронный ресурс]. URL: http://uroki-lenobl.ru/about_the_project (дата обращения: 21.01.2019).