Научная статья на тему 'Образовательные учреждения военного профиля: история и современность'

Образовательные учреждения военного профиля: история и современность Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные учреждения военного профиля: история и современность»

Образовательные учреждения военного профиля: история и современность

16 мая 2013 г. в Омске прошла Международная научная конференция «Военно-образовательные учреждения: история, современность, вклад в науку и культуру». Она была посвящена 200-летию Омского кадетского корпуса.

В ее работе приняло участие более 210-ти человек (ученые, преподаватели, военные, кадеты, студенты вузов, работники музеев, учебных заведений). Всего на пленарном заседании и в ходе работы четырех секций было заслушано более 77-ми докладов из России, в том числе 14 иногородних участников (Барнаул, Иркутск, Новосибирск, Тобольск, Петрозаводск, Ставрополь, Челябинск), Финляндии, Казахстана (Кокшетау, Петропавловск). На конференции присутствовала большая группа офицеров-курсантов из различных стран мира (Бурунди, Алжира, Ни-каругуа, Монголии, Иордании, Мали, Камбоджи, Мозамбика, Мьянмы).

Ранее юбилейным датам этого учреждения были в предыдущие годы посвящены две конференции: 13-14 марта 2003 г. была проведена Всероссийская научно-практическая конференция в честь 190-летия этого корпуса и 16-17 мая 2008 г. прошла VII Всероссийская конференция, посвящённая 195-летию этого корпуса и 160-летию со дня рождения генерал-лейтенанта Г.Е. Катанае-ва (1848-1921) - видного историка, краеведа и общественного деятеля. На этих конференциях было заслушано 124 доклада.

Организаторами состоявшейся в 2013 г. международной конференции выступили Министерство образования Омской области,

Омский кадетский корпус, Институт истории Сибирского отделения РАН (Новосибирск), Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омский филиал Института археологии и этнографии (ОФ ИАЭТ) Сибирского отделения РАН, Российский фонд культуры и его Омский филиал, Сибирский филиал Российского института культурологии (СФ РИК), Академия военных наук РФ, Омский филиал Военной академии тыла и транспорта, Международная ассоциация «Кадетское братство». Возглавили оргкомитет министр образования Омской области С.Г. Алексеев, директор Омского кадетского корпуса полковник, Герой Советского Союза Н.В. Кравченко и директор ОФ ИАЭТ СО РАН и СФ РИК, заведующий кафедрой этнографии и музееведения ОмГУ профессор Н.А. Томилов, заместителями председателей оргкомитета стали первый заместитель министра образования Омской области Т.В. Дернова, заместитель директора Омского кадетского корпуса Г.Г. Кислицын, заместитель директора СФ РИК, профессор ОмГУ Д.А. Алисов, учёным секретарём - доцент ОмГУ, старший сотрудник СФ РИК В.Л. Ко-жевин, секретарями - доцент Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, старший научный сотрудник СФ РИК О.В. Гефнер, заместитель начальника дошкольного и общего образования Министерства образования Омской области О.А. Касаткина и заместитель директора Омского кадетского корпуса Н.А. Колесник.

К началу работы конференции были выпущены её материалы в двух томах [1]. Первый том открывается обращением к участникам конференции губернатора Омской области В.И. Назарова. Здесь же опубликован текст обращения к участникам конференции генерала армии М.А. Моисеева.

Перед началом пленарного заседания с художественными номерами выступили воспитанники кадетского корпуса. Затем собравшихся участников и гостей конференции приветствовали заместитель председателя Правительства Омской области С.В. Михеев, Глава Российского Императорского Дома, Ее Императорское Высочество, Великая княгиня Мария Владимировна. Н.В. Кравченко огласил приветствие депутата Государственной думы РФ, генерала армии М.А. Моисеева, Н.А. Томилов - приветствие руководителя Отделения по историческим и филологическим наукам РАН, академика А.П. Деревянко.

Перед открытием пленарного заседания для преподавателей высших и средних учебных заведений - участников конференции доктор исторических наук, профессор Петрозаводского государственного университета А.В. Антощенко провел мастер-класс на тему «Социальные функции военных мемориалов: принципы изучения». В качестве ведущей тенденции при возникновении во-

енных мемориалов А.В. Антощенко выделил демократизацию, которая заключается в усиливающемся на протяжении многих десятилетий стремлении их создателей почтить и увековечить память по возможности каждого погибшего воина независимо от его чина и звания.

Первым на пленарном заседании с докладом «200 лет Омскому кадетскому корпусу: история и современность» выступил Н.В. Кравченко. В нём охарактеризованы все этапы истории Омского кадетского корпуса и его достижения. Затем был заслушан доклад кадета А.Е. Безносенко «Географы Омского кадетского корпуса: М.В. Певцов». Председательствующий на заседании конференции Н.А. Томилов подчеркнул, что в этом году М.В. Певцову исполнилось 170 лет со дня рождения, и высказал мнение, что в Омске хотя бы к 175-летию М.В. Певцова желательно соорудить ему памятник.

Доцент Северо-Казахстанского государственного университета имени М. Козыбае-ва (Петропавловск) А.В. Чухно сделал доклад на тему «О шефстве Северо-Казахстанской области над призванными на фронты Великой Отечественной войны земляками», в котором обобщил данные о пожертвованиях жителей этой области Казахстана действующей на фронтах армии, рассказал о приездах делегаций фронтовиков в область, о создании и деятельности фонда помощи детям фронтовиков и др.

Заключительный на пленарном заседании доклад на тему «Историческая общность россиян - ключевое звено в военно-историческом воспитании» был сделан Н.А. Томи-ловым. Главный тезис доклада - о том, что в России (и в современной, и в прошлой) основным видом исторической общности являются россияне, или, по-другому, российский народ. Докладчик подчеркнул, что эта концепция россиян как исторической общности должна стать центральной идеей в военно-историческом воспитании военнослужащих и в целом всех граждан России.

Работа первой секции «Военное образование в России и мире: история и современное состояние» проходила в стенах Омского кадетского корпуса под руководством председателя бюро секции полковника И.А. Попова. В работе секции приняли участие 53 человека из Москвы, Омска, Санкт-Петербурга. В их числе были представители Российской академии наук, Академии военных наук РФ, Омского филиала Военной академии тыла и транспорта Министерства обороны РФ, других научных и учебных учреждений.

Основными вопросами, которые стали предметом научных сообщений и дискуссий, являлись: образование как система интеллектуального обеспечения подготовки специалистов, реформа высшей военной школы, совершенствование средств и методов подго-

товки военных кадров. В ходе работы секции было заслушано 7 выступлений участников. Практически все докладчики подчеркивали, что в настоящее время Вооруженные силы России находятся на этапе масштабных преобразований, целью которых является создание хорошо обученных и оснащенных армии и флота, отвечающих требованиям времени и способных надежно защитить национальные интересы государства, гарантировать его суверенитет и территориальную целостность. Для достижения этой цели крайне необходимо развивать и углублять фундаментальные исследования по проблемам обороны, государственного военного строительства, подготовки военных кадров.

На заседании секции оживленную дискуссию вызвало выступление научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, соискателя степени доктора философии Университета Восточной Финляндии (Йоэнсуу) М.Е. Проскуряковой о формировании военных династий в остзейских гарнизонных школах в середине XVIII в. На материалах истории крепости Выборг исследовательница проследила родственные связи военных, охарактеризовала эффективность обучения нижних чинов русской армии.

Среди заслушанных сообщений особый интерес вызвал доклад доцента Омского филиала Военной академии тыла и транспорта Министерства обороны РФ Ю.Н. Ши-робокова «Военно-образовательные учреждения Омска в годы Великой Отечественной войны», в котором был использован значительный объем неопубликованных материалов, отражающий исторические условия, специфику и масштабы подготовки военных кадров на территории Омска в период Великой Отечественной войны.

Из числа выступлений, посвященных современным проблемам российского военного образования, наиболее содержательным и хорошо обеспеченным презентационным материалом стал совместный доклад доцента Омского филиала Военной академии тыла и транспорта Министерства обороны РФ О.В. Яцеко и курсанта этого же учебного заведения сержанта П.Д. Новикова «К вопросу о решении воспитательных задач курса экологии в военном вузе». Авторы сосредоточили свое внимание на проблеме методики обучения экологии, оптимальных подходов, направленных на формирование экологического сознания будущих офицеров.

В результате обсуждения итогов работы секции участники выступили с предложениями рекомендовать к изданию в Вестнике Академии военных наук РФ тексты наиболее значимых и интересных докладов, провести в Омске очередную научно-практическую конференцию по вопросам военного образования в 2018 г., рекомендовать оргкомитету конференции рассмотреть вопрос о расши-

рении проблематики будущих докладов и сообщений и формировании новых секций.

Работа секции «Кадетские корпуса и суворовские училища: исторические традиции и современность» проходила также в стенах юбиляра - Омского кадетского корпуса, гостеприимно открывшего свои двери перед участниками конференции, что придавало заседанию особенно торжественный характер. Возглавляли работу секции член Международной ассоциации «Кадетское братство», профессор Академии военных наук РФ, полковник, кандидат исторических наук В.Р. Басаев и доцент Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, старший научный сотрудник Сибирского филиала Российского института культурологии, кандидат исторических наук О.В. Гефнер. Особенностью работы секции было активное участие преподавателей и воспитателей Омского кадетского корпуса, присутствие гостей - бывших выпускников данного учебного заведения, а также сегодняшних кадетов - будущих офицеров, защитников Отечества.

Открыл работу секции полковник В.Р. Басаев, поздравивший всех присутствующих с 200-летием Омского кадетского корпуса и напомнивший основные вехи исторического и боевого пути учебного заведения, имена выдающихся выпускников корпуса - воинов-героев, ученых, общественных деятелей.

Ключевой проблемой, объединяющей все доклады (всего их было заслушано 16), была проблема исторических традиций военно-учебных заведений, их изучения, сохранения, преемственности и трансляции.

Одной из таких традиций было активное участие преподавателей и выпускников кадетского корпуса в научном изучении Сибири и сопредельных территорий, самоотверженное служение науке в рамках деятельности Русского географического общества и его Западно-Сибирского отдела. Изучению вклада военных в развитие российской науки были посвящены доклады А.Н. Цветкова, а также молодых исследователей - кадетов Омского кадетского корпуса А.М. Коптурова и А.В. Перестронина.

Кадетский корпус как центр культурной жизни города Омска, сосредоточие интеллектуального и духовного богатства, был представлен в докладе О.В. Гефнер, которая проанализировала роль корпуса в развитии военного и общего образования в городе и регионе, вклад его преподавателей и воспитателей в становление музыкальной и театральной культуры, библиотечного дела. Повседневная культура и быт кадетского корпуса были охарактеризованы в докладе Н.С. Храповой, посвященном истории кадетских лагерей.

Педагоги и воспитатели кадетского корпуса в своих докладах поделились опытом

воспитательной работы с кадетами по адаптации в военно-учебном заведении, развитию личности будущих офицеров (С.А. Фе-дяева, Н.А. Дмитриева, В.И. Трамбовецкий, А.И. Коршунова), методическими находками по патриотическому и нравственному воспитанию кадетов на уроках иностранного языка, математики, физической культуры и других предметах (Е.В. Заводова, Ж.Р. Фат-тахова, С.И. Сергеев, Г.М. Рыбалова, Л.В. Романова). Традициям военно-патриотического воспитания в кадетском корпусе был посвящен и доклад кадета П.П. Зайчука.

В рекомендациях участников секции прозвучало пожелание объединить усилия, активизировать сотрудничество военной и гражданской общественности в деле патриотического воспитания населения, пропаганды знаний о военной истории страны и ее героическом прошлом.

Работа секции «Военная история в культуре и социальной памяти» проходила под руководством профессора Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, доктора филологических наук Е.А. Акелькиной и старшего научного сотрудника ОФ ИАЭТ Сибирского отделения РАН, доцента кафедры музеологии, экскурсоведе-ния и туризма Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, кандидата исторических наук М.А. Жигуновой.

На секции было заслушано 15 докладов, сопровождавшихся множеством вопросов и активным обсуждением. Главной темой научной дискуссии была проблема сохранения памяти о военной истории России и ее трансляции различными средствами культуры. Отражение военной тематики в литературном творчестве было представлено в докладах Е.А. Акелькиной, И.Б. Гладковой, Д.М. Покатова, Г.Б. Кудрявской. Вопросам монументальной мемориализации военной истории страны были посвящены доклады А.В. Антощенко, К.Ю. Гизиевой, А.А. Ильиной, В.П. Касьянова, О.А. Милищенко. Проблемы формирования социальной памяти о героических страницах военной истории Отечества средствами песенной культуры были отражены в докладе А.А. Хурчакова, праздничной культуры - в докладе М.А. Жигуновой. Роли музеев в изучении военной истории и военно-патриотическом воспитании населения были посвящены доклады А.В. Жидченко, Л.Е. Малякутовой. Роль Интернета в формировании образа военной истории в социальной памяти россиян рассмотрел в своем сообщении Ю.П. Денисов. Вопросы патриотического воспитания в образовательном процессе актуализировала в своем выступлении И.П. Куценко.

Участники секции выступили с рекомендацией городским властям более системного формирования мемориальной среды города с учетом результатов научных исследований ученых. Также прозвучало

пожелание научному сообществу организовать в 2014 г. конференцию, посвященную 100-летию Первой мировой войны.

Заседания четвертой секции «Армия, военное дело, общество и государство» проходили в стенах Института развития образования Омской области под руководством доктора исторических наук В.А. Зубачевско-го и кандидата исторических наук В.Л. Ко-жевина. На секции из 38-ми заявленных докладов было заслушано 12. Доклады охватывали широкий круг проблем истории армии и ее роли в общественной жизни.

Различным аспектам истории вооруженных сил с древнейших времен до начала ХХ в. были посвящены доклады О.А. Агад-жаняна и Г.Э. Айрапетяна, А.Ю. Погребного (Ставрополь), В. А. Карронова (Барнаул),

A.В. Дмитриева (Новосибирск), Н.С. Зайцева. История формирования и использования воруженных сил в начале ХХ в. и в годы Гражданской войны в России была представлена в выступлениях В.А. Зубачевского,

B.Л. Кожевина, А.А. Валитова и И.С. То-милова (Тобольск), Д.И. Петина, Г.Т. Ка-женовой (Кокшетау, Казахстан).

Неизвестные страницы участия сибиряков в сражениях Великой Отечественной войны с использованием ранее не известных источников получили освещение в выступлениях Д.А. Алисова и Д. А. Теплякова.

В ходе обсуждения докладов участники секции выступили с целым рядом предложений к научной общественности и органам власти. Среди предложений прозвучал призыв к ученым более активно включиться в военно-патриотическое воспитание детей и юношества, активизировать научную разработку ранее не известных страниц военной истории, в том числе Первой мировой и Великой Отечественной войн, разработать научную концепцию и осуществлять научную экспертизу создания воинских памятников и мемориалов.

На заседаниях всех секций имели возможность выступить учащиеся военно-учебных заведений, студенты и кадеты. В ходе работы конференции состоялись экскурсия в Омский кадетский корпус и посещение выставки «Книжный мир кадета» по материалам фонда Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Военно-образовательные учреждения: история, современность, вклад в науку и культуру : матер. Междунар. науч. конф., посвящённой 200-летию Омского кадетского корпуса (Омск, 16 мая 2013 г.) : в 2 т. / отв. ред. Д. А. Алисов, О. В. Гефнер, В. Л. Кожевин, Н. А. Томилов. Омск : Издатель-Полиграфист, 2013. Т. I. 234 с. ; Т. II. 266 с.

Д.А. Алисов, О.В. Гефнер, В.Л. Кожевин, Н.А. Томилов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.