УДК 378
Адольф Владимир Александрович
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева тел.: (391) 217-17-62
Пилипчевская Наталья Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, директор учебно-методического центра тьюторского и социально-психологического сопровождения студентов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
Adolf Vladimir Aleksandrovich
Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Pedagogy of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
tel.: (391) 217-17-62
Pilipchevskaya Natalya Victorovna
PhD in Pedagogy, Associated Professor, Director of Educational Methodological Centre for Tutorial and Psychosocial Support to Students of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
В статье обращается внимание на то, что при проектировании новых образовательных программ важно применять такие образовательные технологии, которые помогут студентам расширить поле образовательных услуг при освоении новых профессиональных ролей. На основе анализа современных тенденций образования авторы формулируют понятие «тьюторская компетентность» через содержание тьюторской деятельности и выделяют его структурные компоненты.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, тьюторская деятельность, тьюторская компетентность, профессиональное становление.
EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN IMPLEMENTATION OF NEW EDUCATIONAL STANDARDS
The article draws attention to the fact that in the process of designing new educational programmes it is important to apply such educational technologies that will help students to expand the field of educational services in the process of new professional roles development. On the basis of the analysis of modern education tendencies the authors formulate the concept of «tutor competence» by means of the contents of tutor activity and single out its structural components.
Key words: tutor, tutor support, tutor activity, tutor competence, professional development.
Двухуровневая модель подготовки специалистов, отвечающая требованиям Болонского соглашения, со стадии инноваций призвана перейти в стадию повседневного использования и стать нормой. Новый стандарт существенно отличается от предыдущих. Он ориентирован на образовательные результаты, на ресурсное обеспечение образовательного процесса. Это, безусловно, предопределяет новый подход к проектированию и организации образовательного процесса. При проектировании новых образовательных программ на сегодняшний день необходимо иначе расставлять образовательные приоритеты, учитывать запросы со стороны государства, работодателей и самих обучающихся. Создание вариативной, потенциально насыщенной образовательной среды, внедрение новых педагогических технологий и форм педагогической работы, создание условий, способствующих преобразованию каждым субъектом образования не только социально-значимых, но и личностно-востребованных компетенций, позволит системе высшего педагогического образования выйти на принципиально новый уровень, соответствовать критериям международного образца. В этих условиях образование выступает как гуманитарная система с особыми закономерностями формирования и развития, когда педагогическая реальность - это выявление смыслов и приобщение человека к смыслу, а не только к знанию. В этой связи, цель высшего образования направлена на профессионально-личностное развитие, воспитание и саморазвитие специалиста, который перестает быть только персонификацией нормативной деятельности. Он становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовность доопределять задачи, принимать на себя ответственность за их решение, раздвигать рамки деятельности. Востребованными становятся универсальные педагогические кадры, способные решать сложные образовательные, профессиональные и личностные задачи, выстраивать стратегию собственного профессионально-личностного развития, обладающие таким уровнем внутренне детерминированной активности, при которой они в состоянии поступать независимо от частных ситуаций и обстоятельств, вырабатывать особенную стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности. Нужны кадры, способные создавать условия для построения и реализации обучающимися собственных индивидуальных образовательных программ (планов), готовые
осуществлять поддержку и сопровождение человека на любом возрастном этапе и в любой форме при составлении собственного образовательного маршрута. Это возможно достичь только при соблюдении принципов открытого образования (свобода составления индивидуальной программы обучения, свобода в выборе сроков, места обучения, возможности расширения образовательного пространства), в котором человек воспринимается как целостный субъект, инициирующий и организующий свой собственный процесс образования. Только реализация собственного образовательного заказа поможет обучающимся преодолеть контекст формального образования, а в будущем позволит им брать на себя ответственность за свой образовательный потенциал и реализовывать в собственной профессиональной деятельности инновационные режимы.
Если рассматривать образование как процесс развития человека от рождения до смерти, который реализуется технологиями, обеспечивающими формирование и развитие компетентностей, компетенций, социально и профессионально значимых качеств, можно добавить парадигму - ком-петентностную.
Именно компетентностный подход в последние годы оказался в центре множества как фундаментальных, так и прикладных педагогических исследований. Отечественными и зарубежными психо-лого-педагогическими школами накоплен богатейший теоретический и практический опыт внедрения компетентностного подхода в систему общего и высшего образования. Анализ литературы по проблеме показал всю сложность, неоднозначность толкования компетентностного подхода, полиструктурность, многокомпонентность самих понятий компетентность, компетенция. Большой вклад в разработку различных аспектов озвученной проблемы внесли В.А. Адольф, В.И. Байденко, В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, М.Д. Ильязова, Дж. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.
Учитывая сложный, интегративный характер понятия «компетентность специалиста» в контексте непрерывного образования, Ю.Г. Татур отмечает, что подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля требует формирования компетентностей в различных областях профессиональной, социальной деятельности, а также в общенаучной и личностной сферах деятельности. Перечисленные характеристики необходимо учитывать при проектировании программ профессионального образования. Мы отмечаем, что современные условия направляют вектор изменения образования на обеспечение готовности и способности человека непрерывно приобретать и обновлять собственный опыт, адекватно соответствующим тенденциям развития действительности [1]. Педагогическое образование необходимо нацеливать на реализацию проектно-продуктивной технологии, при которой студент находится в активной позиции субъекта выбора и становится участником формирования своего образовательного маршрута, профессиональной образовательной программы. Только преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления студентов, можно ответить на вызов времени и найти необходимые ресурсы для развития системы в целом.
Для успешного осуществления практической деятельности современному студенту важно еще в университете овладеть базовыми основами профессиональной культуры и основными деятельностными компетенциями (коммуникативные навыки, навыки поиска и анализа информации, способы ее структурирования и т.д.), ему необходимо осуществлять исследовательскую, проектную, инновационную деятельность, оценивать и прогнозировать ее результаты, осуществлять выбор собственной индивидуальной траектории развития.
Говоря о профессиональном становлении педагога, важно учитывать его этапы: освоение знаний и умений на основе конструирования понятий и смыслов; решение профессиональных задач на основе моделирования образовательной среды; выстраивание собственной траектории профессионального движения на основе проектирования деятельности, индивидуальных образовательных задач и программ по их реализации [2]. Суть процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе становления. Выявление образовательных дефицитов, постановка целей, построение индивидуальной образовательной программы, формирование образа будущего требует от преподавателей высшей школы и системы высшего образования кардинальных изменений. Одному педагогу невозможно осуществить подобные изменения, необходимо введение команды специалистов (тьюторов, методистов, психологов и т.д.), которые владеют технологиями сопровождения и проектирования, готовы организовать работу с индивидуальными образовательными программами (ИОП) обучающихся, т.е. осуществлять деятельность особого рода.
В нашем понимании таковой может являться тьюторская деятельность, где тьютор выполняет функцию соразработчика образовательных проектов и программ, выступает как консультант в сфере образовательных услуг, совмещает позицию наставника и проектировщика [3]. По нашему мнению,
тьюторская деятельность должна быть направлена на максимальное расширение образовательной среды, освоение которой позволит каждому студенту использовать ее ресурсы для построения и реализации собственной индивидуальной образовательной программы.
Мы разделяем позицию Т.М. Ковалевой, которая считает, что осуществлять деятельность по сопровождению ИОП обучающихся возможно только в открытом образовательном пространстве. Автор выделяет три основных вектора в работе тьютора: социальный вектор - анализ инфраструктуры образовательного учреждения для реализации индивидуальной образовательной программы; предметный вектор - изменение границ предметного знания и корректировка индивидуальной образовательной программы; антропологический вектор - выявление и расширение личностного, антропологического потенциала и перевод данного потенциала в категорию ресурсов [4]. Следовательно, тьютору необходимо осуществлять свою деятельность в трех направлениях: социальном, предметном и антропологическом, что позволит каждому студенту увидеть свое образовательное пространство как открытое и начать эффективно использовать потенциал открытого образования для построения собственной программы. Задача тьютора заключается в оказании студентам помощи в выявлении их собственных потребностей в получении тех или иных знаний, умений и навыков, в определении конкретного поля профессиональной деятельности, в осознании собственных образовательных целей, планировании пути и способов их достижения. Проектирование, реализация ИОП студентами требует специальным образом организованного сопровождения - тьюторского сопровождения.
Т.М. Ковалева и Н.В. Рыбалкина трактуют тьюторское сопровождение как особую педагогическую технологию, основанную на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи. Тьюторское сопровождение - это сопровождение процесса индивидуализации в открытом образовании.
В русле наших рассуждений тьюторское сопровождение мы рассматриваем как педагогическую технологию, основанную на личностном взаимодействии и совместной деятельности тьютора и тьюторанта, в ходе которой осуществляется проектирование, осмысление, построение и реализация индивидуальных образовательных программ обучающихся [5]. Таким образом, предметом тьюторского сопровождения может являться любая деятельность или процесс, направленный на поиск и решение учебно-воспитательных задач. Это позволяет рассматривать тьюторское сопровождение как универсальную педагогическую технологию, эффективную для реализации индивидуальных образовательных программ развития.
Еще один немаловажный аспект, на который хотелось бы обратить особое внимание, это вопрос, касающийся компетентности педагогов, осуществляющих сопровождение ИОП. В последнее время стали появляться публикации, в которых поднимаются вопросы, связанные с тьюторской компетентностью педагога (Т.М. Ковалева, Е.А. Волошина, Е.В. Гайманова, Л.А. Краснова и др.). В работах Т.М. Ковалевой, Е.А. Волошиной, тьюторская компетентность определяется как готовность и способность педагога осуществлять индивидуализацию образовательного процесса через создание условий для построения индивидуальных образовательных программ учащихся [6]. Е.В. Гаймановой предпринята попытка выстроить компетентностную модель педагога-тьютора. Данная модель включает в себя три группы компетентностей: ключевые компетентности, являющиеся общими для специалистов различных профилей; общепрофессиональные, базовые для специалистов педагогического профиля; специальные, обусловленные специфической деятельностью тьютора.
Выделение тьюторской компетентности, как одного из структурных компонентов профессиональной компетентности, и формирования ее у будущих педагогов будет способствовать решению образовательных задач, стоящих перед системами, как общего, так и высшего образования, а также становления профессионала. Проанализировав ряд понятий: «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность», «тьюторское сопровождение», «тьюторская деятельность» и установив их сущностные характеристики, попытаемся сформулировать собственную трактовку понятия «тьюторская компетентность». Под тьюторской компетентностью мы будем понимать способность и готовность будущего специалиста организовывать открытое пространство для профессионального, личностного и жизненного самоопределения обучающихся и осуществлять специализированную деятельность по построению, проектированию, сопровождению индивидуальных образовательных программ.
В этой связи, мы определили в структуре тьюторской компетентности следующие элементы: профессиональные психолого-педагогические, андрогогические и акмеологические знания, умения, навыки, опыт профессиональной деятельности;
профессиональная позиция, установки, ценности, требования к профессии;
личностные особенности, самостоятельность и ответственность за результаты осуществля-
емой деятельности.
Данная структура подчеркивает многоаспектный характер изучаемой проблемы и открывает объективное поле дальнейших исследований, в том числе по определению содержания каждого компонента тьюторской компетентности, разработки критериев оценки сформированности тьюторской компетентности у современного педагога, а главное, разработки и внедрения концепции формирования тьюторской компетентности будущих педагогов в системе высшего образования. Следует еще раз отметить, что новые образовательные стандарты как общего, так и высшего профессионального образования направлены на свободу в доопределении целей, т.е. на образовательный результат. Следовательно, современному педагогу, осуществляющему сопровождение ИОП обучающихся, необходимо выявлять образовательные запросы, организовывать анализ, проектирование, рефлексию образовательной деятельности и необходимых для достижения поставленных целей образовательных ресурсов, владеть техниками постановки вопросов, выступать в самых разнообразных ролях: помощника, консультанта, эксперта, тьютора.
Исходя из сказанного, мы считаем целесообразным обратить внимание на две составляющие современной системы профессионального образования. С одной стороны, образование должно отвечать потребностям личности, общества, государства и вызовам времени, что приведет к росту академической мобильности как студентов, так и преподавателей, с другой - сохранение фундаментальности позволит обеспечить подготовку высокообразованных людей, высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях неопределенности.
Мы считаем, что одним из механизмов реализации новых образовательных стандартов является введение тьюторской деятельности и позиции тьютора в систему образования. Тьюторское сопровождение студентов должно начинаться с момента подачи (приема) заявлений, а потом в процессе обучения профессорско-преподавательскому составу необходимо предъявлять более четкую систему требований к будущим студентам, ориентируясь на выбранный профиль подготовки, государственный образовательный стандарт; а тьюторы, опираясь на интересы, потребности и возможности студентов, оказывают им психолого-педагогическую поддержку, помощь в постановке собственных целей, задач на период обучения в вузе, и, как следствие, - осуществляется построение и реализация индивидуальной образовательной программы.
На наш взгляд, педагогическое сопровождение по внедрению новых стандартов требует от педагогического сообщества организации иной - тьюторской деятельности, в которой может быть определена специфика профессиональной деятельности педагога-тьютора. Предмет, результат и условия его труда, необходимые знания, умения, компетенции, призваны быть отраженными в его квалификационной характеристике, возможны и перспективные линии развития этой профессии, что позволит существенно расширить представления о тьюторской деятельности, раскрыть потенциальные возможности данной деятельности по сопровождению личности, стремящейся реализовать себя в современном обществе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Степанова ИЮ, Адольф В.А. Профессиональная подготовка учителя в условиях становления постиндустиаль-ного общества: монография. Красноярск, 2009.
2. Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография. Красноярск, 2007.
3. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторское сопровождение студентов: практический опыт // Высшее образование в России. 2011. № 4.
4. Ковалева Т.М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. ст. М., 2008.
5. Пилипчевская Н.В., Адольф В.А. Тьюторская деятельность: вызовы времени и перспективы развития: монография. Красноярск, 2011.
6. Волошина Е.А. Теоретические основы профессиональной подготовки педагогов-тьюторов // Организация тью-торского сопровождения в образовательных учреждениях: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: материалы Всерос. науч.-метод. семинара «Стандарты тьюторской деятельности: теория и практика». М., 2009.
1 б